10 виды налогов и сборов

10 виды налогов и сборов

10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ) НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся: 1)налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НКРФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.

Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.

Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

www.e-reading.club

Виды налогов и сборов в РФ и их классификация

Виды налогов и сборов в РФ и их класификация довольно сложны, поэтому в настоящее время в нашей стране они являются предметом отдельной дисциплины, ответственной за правовые основы и аргументацию каждой из введенных такс. Главный документ, регламентирующий эту сферу, – Налоговый кодекс. Из года в год к нему вводят новые дополнения, делающие (в идеале) систему более совершенной. На практике виды налоговых сборов в РФ столь разнообразны, что обыватели не имеют представления обо всех существующих категориях. Детально разбираются в этом только юристы, а также те, кто по роду своей деятельности сталкиваются с необходимостью ориентироваться в указанной сфере.

Многообразие и формы: что есть?

Установленные НК РФ виды налогов и сборов делятся на следующие категории:

Выше некуда

Все основные нормативы по уплате такс в нашей стране регламентированы введенными в силу законами, действующими на территории всего государства. Такие виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, распространяются на все части державы (исключений нет). Практика уплаты, правила, особенности – все это установлено в нормативных актах федерального уровня.

Специфические категории этой группы такс могут быть скорректированы на региональном уровне. Таковая возможность прописывается в действующих нормах права. Корректируемые виды налогов и сборов по законодательству РФ могут меняться в аспекте величины ставки. От этого напрямую зависит та сумма, которую регион направит в госбюджет. Федеральные налоги регламентируются соответствующими нормативными актами, где указано, на каких основаниях и какого размера допускается ввести ослабления. Типичный пример корректируемых основных видов налогов и сборов в РФ – это такса на прибыль, уплачиваемая юрлицом.

Работаем с умом: уплата положенного

Рассматривая и анализируя основные виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием суммы, взимаемые с полученной юрлицом прибыли. Уплачивать эту подать должны все те, кто зарегистрирован в качестве организации, будь то отечественное лицо или иностранное. Основное условие для уплаты таксы – наличие финисточника в пределах нашей державы.

Четко регламентированная действующая налоговая система РФ, виды налогов и сборов в рамках которой установлены достаточно детально (хотя многие специалисты считают, что ряд формулировок недопустимо спорный), устанавливает, что налоги на прибыль снимаются с той суммы, которую можно причислить к этой категории. Ее должны получать лица, по закону принадлежащие к группам, на которые можно возложить обязанность уплаты таксы. При этом важно соблюдать 25-ю главу НК, которая имеет наивысшую силу в аспекте регламентации обложения юрлиц налогами в пределах России.

Сколько заплатить?

Так как основные виды налоговых сборов в РФ включают таксы на прибыль, требуемые властью по этому аспекту финансовые суммы для многих – исключительно важная информация. Нормативные акты устанавливают, что необходимо на общих основаниях заплатить одну пятую. Два процента от прибыли придется направить в бюджет державы, а прочие суммы предназначены для отдельных субъектов, на территории которых зарегистрированы юрлица.

Установленные в РФ виды налогов и сборов регламентируют, что ряд категорий имеет право на снижение указанной величины. Для льготных лиц можно сократить сумму до 13,5 %, но еще ниже опускать недопустимо. Для предоставления такого послабления заинтересованная организация обязана выполнить установленные законодательством требования и условия, в том числе по подаче документации положенной формы в ответственные госинстанции.

Специальные случаи

284-я статья упомянутой выше главы основного документа, устанавливающего в нашей державе налоговые правила, четко указывает, в каких конкретных случаях можно использовать специальные показатели ставок для начисления такс, положенных к взиманию с юрлиц. Расчет ведется на один год по календарю, а отчётность необходимо предоставлять в ответственные за это инстанции после первых 4, 6, 9 месяцев.

Установленные в РФ виды налогов и сборов, взимаемых с полученной юрлицом финансовой выгоды, должны вычисляться по результатам авансов, итоговой информации по периоду, описываемому отчетностью. В ряде случаев могут допускаться иные подходы, но это обговаривается в индивидуальном порядке и должно соответствовать нормативным актам. Лицо, на которое возложена обязанность уплатить таксу, определяет, насколько велики авансы, и анализирует при этом как показатели прибыли, так и применяемые для него ставки. Итог считают в виде нарастающего значения. Старт – когда год только начинается. Завершающий день – последний для этапа, за который необходимо отчитаться и по которому предстоит рассчитаться. По авансам необходимо все заплатить до 28 числа следующего месяца, а за год последняя дата расчёта – 28 марта следующего периода.

Рассматривая виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием эту таксу – одну из основополагающих для наполнения бюджетов разных уровней. По закону обязательства по перечислению денег возложены на ИП, юрлиц, а также тех, кто перевозит товары через границу, контактирует с таможней и подпадает под условия, по которым признают обязанными к уплате. Для регулировки последнего пункта необходимо применять нормативы, декларированные основными законами таможни.

Некоторые лица могут платить таксы в уменьшенном варианте. Действующие в настоящее время правовые акты также допускают полное освобождение от обязательств по уплатам этого вида налогов и сборов в РФ. Официальный термин, применимый к такой ситуации, – освобождение. Таковое распространятся на тех, кто за три месяца (по календарю) суммарно получил прибылью два миллиона и меньше. В эту величину включается потенциальный налог. Для расчета анализируются суммы, полученные в ходе оказания услуг, продажи товаров. В равной степени правило распространяется и на ИП, и на других юрлиц.

С чего платить?

Как и прочие основные виды налогов и сборов в РФ, НДС достаточно четко, детально регламентирован правовыми нормативами, введенными действующими кодексами. В частности, указано, что подать придется перечислить при оказании услуг, реализации товаров, исполнении работ, за которые исполнитель (продавец) получил финансовое вознаграждение. Чтобы рассчитать, какую сумму нужно заплатить, следует исследовать средние по рынку цены на сходные позиции и на их основании подсчитать, как много мог бы получить тот, на кого возложены обязательства уплатить таксу.

Действующие виды налогов и сборов в РФ предполагают начисление НДС, если некоторое юрлицо занималось стройкой, монтажом, причём результат такой деятельности предусмотрен для использования самим этим субъектом. Также оплата возложена на тех, кто перевозит товары через госграницу, контактируя при этом с таможней.

А когда не надо?

Освобождение возможно при соответствии ряду условий. Законы устанавливают список операций, за которые не требуется предусматривать отчисления в адрес бюджета. Сюда входят, к примеру, продажа доли или цельного участка земли, а также заключение концессионной сделки на некоторые права либо объекты. Важно, чтобы сделка осуществлялась в соответствии с законами нашей державы. Некоторые специальные случаи освобождения от НДС указаны в двадцать первой главе кодекса, регламентирующего таксы в адрес власти. Этому посвящены статьи под номерами 146, 149.

Освобождение распространяется на операции, предполагающие обращение валюты. Правило действует применительно и к отечественной, и к иностранной. Также не нужно платить НДС, если юрлицо специализируется на финуслугах, предлагая определенным группам клиентов деньги в долг. Упрощенная стратегия взимания налога действует на процесс передачи некоторого имущества, если его можно признать инвестицией. Это касается уставных капиталов, в которые желающие могут вложить то, чем они располагают, а также процесса передачи имущества, необходимого для ведения деятельности несколькими лицами одновременно. Если инвестиции возвращаются, при этом сумма совпадает с той, которая была передана изначально в адрес предприятия, организации, тогда уплаты налога тоже не требуется. На весь «навар» придется заплатить положенные по закону проценты.

Налоговая база

Для НДС к таковой необходимо отнести суммы, полученные в качестве прибыли при продаже товаров, оказании услуг, исполнении работ. Сюда же причисляются величины, на которые предприятие оказалось в плюсе, передав права на имущество. Учитываются все без исключения доходы лица, на которого законом возложены обязательства по уплате налога. Также НДС положено перечислить бюджету, если происходит передача прав на имущество, полученное в финансовом и натуральном выражении. Это правило распространяется на ценные бумаги. Если налогообложение предполагает операции по ввозу иностранных товаров, тогда в качестве налоговой базы будут использованы стоимость (с точки зрения НК), пошлины, перечисляемые в адрес таможни, акцизы.

Сколько платить?

Действующее законодательство достаточно четко регламентирует, какие величины необходимо перечислить в тот или иной бюджет, если юрлицо обязано заплатить НДС. В частности, если это лицо подпадает под первый пункт главного налогового закона нашей державы (речь идет о 21-й главе 164-й статьи), тогда сумма исчисляется и вовсе нулем процентов. Десять процентов придется уплатить тем, кто работает с перечисленными во втором пункте той же части основополагающего нормативного акта спецификациями. На все прочие позиции НДС установлен в размере 18 %, о чем гласит третий пункт упомянутого документа.

При расчете сумм, положенных к уплате по программе налогообложения, нужно помнить, что в качестве периода берется четырехмесячный временной промежуток. Рассчитанные величины необходимо перечислить в адрес ответственных за это государственных инстанций до 20 числа того месяца, который следует сразу за промежутком, применительно к которому производился расчет.

Акцизы: о чем идет речь

К этой категории причисляют такие налоги и сборы, обязательства по уплате которых возложены на специфические группы юрлиц, занимающихся перевозкой товаров через таможню. При этом границами считаются не федеральные, а установленные для специального содружества нескольких государств. Были введены специфические законы, регламентирующие эту сферу. Особенное внимание деятельности таможни уделено как в общем законодательстве нашей державы, так и в специальном кодексе. Кроме того, есть дисциплина, ответственная за правильное ведение деятельности, – таможенное дело. Ее нормативам необходимо подчинять как исчисление, взимание такс, пошлин, так и особенности, собственно, перевозок.

Акциз – налоговое бремя, возложенное только на строго определенные группы продукции. В частности, это спирт, а также продукты, в которых концентрация этого соединения превышает 9 %. Сюда же причисляют разнообразные алкогольные изделия, в том числе на пивной основе, и все те, в которых доля спирта превышает полтора процента. Акцизы предусмотрены для табака и сопряженных с ним товаров, машин, двигатель которых мощнее 112,5 кВт. Подакцизными являются топливо, бензин и некоторые иные группы продуктов. Все они достаточно четко и понятно перечислены в НК. Регламентированием этой сферы занимается глава 22 статьи 181.

Объекты и ставки

В качестве объекта налогообложения применительно к акцизным пошлинам выступают лица, которые продают в пределах нашей державы товары, перечисленные в НК. Этот же документ регламентирует налоговую базу. Точную, актуальную в настоящий момент информацию можно извлечь из статей с 187 по 191 упомянутой ранее двадцать второй главы. Данные время от времени меняются в силу обновления законодательных нормативов. В частности, достаточно часто повышаются налоговые ставки, о чем можно узнать из специализированных новостных источников.

Величина действующих в настоящий день ставок в НК указана в главе 26 ст. 193. В следующей за ней статье даны перечисления правил, в соответствии с которыми вычисляют значение пошлины, а том числе авансовой составляющей.

Водный налог

Эту таксу должны уплатить те, кто добился для себя возможности пользоваться водными ресурсами по особым правилам. Ситуация распространяется на забор ресурса, использование акваторий, а также применение территории для гидроэнергетических целей, сплава дерева. О том, каковы ставки для этой категории пошлин нашей державы, рассказывает НК в главе 25. Подробно вопрос рассматривается двенадцатой частью статьи 333. Если юрлицо перебрало установленный для него лимит, придется заплатить налог в увеличенном количестве – ставка возрастает в пять раз.

www.syl.ru

Классификация налогов в РФ (с примерами)

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны. Сегодня во многих крупных государствах под влиянием разных экономических, культурных и политических процессов сформировались налоговые системы различного уровня сложности, часто состоящие из десятков видов разнообразных налогов. В статье описаны разные типы налогов с примерами из налоговой системы, сформировавшейся в нашей стране к концу 2016 года.

Уровень установления – кто «придумывает» налоги

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

  • Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой группы устанавливает правительство РФ.
  • Региональные налоги определяются для региона (области, края, автономного округа или другого субъекта РФ; например, Москва и Санкт-Петербург – это отдельные субъекты РФ наряду с областями). Имущество организаций обложено налогом, который относится к этой группе. Субъекты РФ вправе устанавливать свои налоговые ставки данного налога, но ставка должна быть не выше предельной, установленной для всей страны (например, для налога на имущество предельная ставка равна 2,2% от стоимости обложенного налогом имущества).
  • Местные налоги – устанавливаются законами муниципальных образований (городов, посёлков и т.д.). В качестве примеров этой группы можно привести налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.

Способ изъятия – кто или что облагается налогом

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;
  • НДС.

Субъект налогообложения – кто плательщик

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы:

  • Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  • Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  • Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги. В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

Назначение – куда государство потратит собранные средства

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты налога – откуда налогоплательщик исчислит

По источнику уплаты налоги делятся на:

  • Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  • Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  • Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения – что обременяется налогом

В этой категории выделяют достаточно много групп:

  • Имущественные – собираемые с владельцев определённых видов имущества (в т. ч. как юридических, так и физических лиц). Такими налогами облагается недвижимость и транспорт.
  • Рентные – налоги, собираемые с организаций и физических лиц (которые являются индивидуальными предпринимателями) в процессе использования ими принадлежащих государству природных ресурсов.
  • Налогами с доходов соответственно облагаются доходы «физиков» и юридических лиц. Подобный налог может рассчитываться как из фактического дохода налогооблагаемого лица, так и заранее определённый (вменённый), не зависящий от реально получаемых доходов. К первой категории можно отнести налог на прибыль юр. лиц, НДФЛ; ко второй – патенты и единый налог на вменённый доход.
  • Налоги на потребление – налогом облагается собственно то, что потребляется, налог оплачивается самим потребителем (хотя он может не быть плательщиком налога) в момент приобретения. Это косвенные налоги, рассмотренные ранее – разнообразные акцизы.
  • Налоги с отдельных видов деятельности. Например, налог на игорный бизнес –пример достаточно редкого налога с отдельных видов деятельности.

Как считать — методы исчисления налога

Разные налоги – разные способы подсчитать.

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим. На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  • Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  • Ступенчатые налоги: ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Способ обложения – кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  • Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  • Налог на имущество, а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым. Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно. На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД). Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени. Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

znaybiz.ru

Виды налогов и сборов в России

Какие налоги мы платим и какие существуют налоги? В январе 1992 года в России была введена единая система уплаты налогов и с тех пор она постоянно совершенствовалась и адаптировалась к федеративному устройству государства. На сегодняшний день Налоговый Кодекс РФ сгруппировал все налоги по их принадлежности к соответствующему уровню управления, что позволяет любому налогоплательщику легко ориентироваться в налоговом законодательстве.

Знать все виды системы налогообложения и дополнительных сборов необходимо не только тем, кто планирует уплату налоговых платежей со своей предпринимательской деятельности, так же эта информация будет полезна тем, кто только начинает разрабатывать бизнес-план.

Виды налоговых сборов

В соответствии с НК РФ имеются следующие виды сборов и налогов:

  • налоги, собираемые в федеральный бюджет;
  • налоги, идущие в региональный бюджет;
  • налоги, идущие в местный бюджет.

Какое-либо другое налогообложение, которое не регулируется действующим НК, устанавливаться не может. Это указано в статье 12 Налогового Кодекса. Федеральное налогообложение регулируется НК РФ, и никто не должен платить налоги и сборы, которые не установлены законодательством.

Налоговый Кодекс четко определяет список региональных, федеральных и местных налоговых сборов.

Федеральное налогообложение:

  • налог на добавочную стоимость;
  • налог на водные ресурсы;
  • налоги на использование объектов животного и водного мира РФ;
  • сборы с наследуемого имущества и имущества полученного в дар;
  • налог на выработку полезных ископаемых;
  • налог на полученную прибыль предприятий;
  • акцизные сборы;
  • социальный налог;
  • сборы на прибыль физических субъектов;
  • государственная пошлина.

Местное налогообложение:

  • налоговый сбор, собираемый с физических лиц на имущество;
  • налог на владение землей.

Региональное налогообложение:

  • налог на собственность компаний;
  • налог на транспорт;
  • налог на бизнес в сфере игровой индустрии.

В 2017 году в Налоговый кодекс был добавлен новый вид налогов – страховые взносы.

Специальные режимы уплаты налогов

На сегодняшний день на территории России действуют специальные режимы уплаты налогов. Они разработаны для регулирования порядка налогообложения некоторых отдельных субъектов предпринимательской деятельности и предоставления возможности освобождения от уплаты налоговых сборов (ст. 13, 14, 15 НК РФ).

К специальным режимам уплаты налогов относится следующее:

  • упрощенная система уплаты налогов;
  • единый налог на ведение деятельности в сфере сельского хозяйства;
  • единый налоговый сбор на вмененную прибыль;
  • система уплаты сборов при выполнении соглашений о делении продукции;
  • патентная система уплаты налоговых сборов.

В соответствии с Налоговым Кодексом таможенная пошлина исключена из списка специальных режимов уплаты налогов в 2004 году, хотя до внесения поправок она там фигурировала.

Порядок уплаты налогов

Для каждого вида налогообложения законодательство предусмотрело свои сроки уплаты налогов. Но, не смотря на это, некоторые региональные органы самоуправления самостоятельно устанавливают ставки и период уплаты сборов. За основу назначения размера и срока выплаты налоговой суммы берутся общие правила НК РФ.

Предприятия и юридические лица самостоятельно занимаются расчетом налоговых сборов. Сроки сдачи отчетной документации в налоговую инспекцию устанавливаются персонально для каждого субъекта предпринимательской деятельности. Однако, в том случае, если расчетом налоговых сборов занимаются представители налоговой инспекции, то время, отведенное на уплату налогов, не может превышать одного календарного месяца.

В некоторых случаях налоговые сборы могут быть выплачены в виде авансовых взносов. Это подразумевает под собой постепенную предварительную выплату налоговой суммы, которая осуществляется в течение всего отчетного периода. Если же юридическое лицо использует в качестве уплаты налогов авансы, то привлечь его к ответственности за уклонение от неуплаты авансовых взносов нельзя.

Оплату налогов можно осуществить как наличным, так и безналичным платежом. Оплата проводится через расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности в банке. Если же требуется выполнить оплату налоговых сборов физическому лицу, то он может сделать это через почтовые отделения и кассы администраций.

Каждому предпринимателю очень важно помнить, что при ведении своего бизнеса на него ложиться ответственность социального характера, которую он несет перед государственными органами, контролирующими уплату налогов в бюджет. Этими органами является налоговая инспекция и в том случае, если предприятие нарушило порядок уплаты налогов и сборов, к нему могут быть применены штрафы. Поэтому, для того чтобы избежать каких-либо неприятностей, вне зависимости от вида налогообложения очень важно соблюдать порядок оплаты налоговых сборов.

ooocivilist.ru

Виды налогов и сборов в РФ (стр. 1 из 3)

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технической политики и образования

Кафедра финансов и кредита

Контрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему:

«Виды налогов и сборов в РФ».

Виды налогов и сборов в РФ

Список используемой литературы

Виды налогов и сборов современной России

Система налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992 г., изначально стремилась быть адаптированной к новому федеративному устройству страны. Эта система строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устройство страны. Поэтому основным и в настоящее время единственным закрепленным в НК классифицирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст. 13—15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

• федеральные налоги и сборы;

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК:

• федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ;

• региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

• местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Налоги и сборы, предусмотренные НК и администрируемые налоговыми органами, представлены на рис. 1. Следует отметить, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

Рассмотрим, какова степень свободы законотворческой инициативы различных уровней правления при определении обязательных элементов установленных налогов (табл. 1).

Рис. 1. Система налогов и сборов

Таблица 1. Установление обязательных элементов налогов (сборов) актами

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Налог на имущество организаций

Рис. 1. Система налогов и сборов

Установление обязательных элементов налогов (сборов) актами

Примечание. НК — установление исключительно Налоговым кодексом; Закон субъекта РФ — установление законами субъектов РФ в порядке и пределах, установленных НК; Норм.-прав. акт МО установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке и пределах, установленных НК.

Устанавливая региональный налог, представительные власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы регионального налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только НК. Устанавливая местный налог, представленные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы местного налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только НК.

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с гл. 26?—264 НК установлены также специальные налоговые режимы. Следует заметить, что эти режимы являются достаточно новым институтом налогового права, теоретические исследования которых масштабно не проводились. По этой причине остаются нерешенными некоторые вопросы. Их размещение в составе налогов и сборов у нас не вызывает сомнения (см. рис. 1). Однако при этом возникают некоторые методологические проблемы.

Законодатель не приводит в НК четкого определения специальных налоговых режимов. Косвенное определение все же представлено в ст. 18 НК, однако оно страдает существенными неточностями. По всей видимости, законодатель это прекрасно понимает, ведь не случайно оно было видоизменено в 2004 г.

Если ранее под такими режимами понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, то теперь в контексте восприятия нового смысла ст. 18 НК специальные налоговые режимы можно охарактеризовать как особый порядок определения элементов налогообложения, в том числе предусматривающий освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Можно заметить, что изменение понятийного смысла здесь не простая рокировка. В методологическом плане это переход от существовавшего восприятия специальных режимов как особого порядка исчисления всей совокупности налогов, уплачиваемых предприятиями, перешедшими на такие режимы, к представлению этих режимов как особого порядка определения элементов налогообложения. Очевидно, что новое определение характеризуется существенной недосказанностью: об элементах какого налога идет речь?

Эта трактовка приобретет смысловую завершенность, если специальные налоговые режимы охарактеризовать как особые виды налогов, а в определенных случаях — и особый порядок налогообложения, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате некоторых других налогов и сборов.

Возможность восприятия таких режимов как особых налогов подтверждает наличие у них всех обязательных признаков налогов, а также положения п. 7 ст. 12 НК, где сказано, что эти режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в обозначенном ст. 13 НК перечне федеральных налогов, а также определять порядок установления таких налогов. По-видимому, в данном контексте речь идет о трех дополнительных федеральных налогах, установленных соответствующими специальными режимами: едином сельскохозяйственном налоге, едином налоге при упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Четвертый специальный режим не вводит нового налога, он предусматривает особый порядок налогообложения. Таким образом, обоснованным, на наш взгляд, будет следующее развернутое определение.

Специальные налоговые режимы — это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Некоторую спорность может вызвать также характеристика этих специальных режимов (налогов) как федеральных по той причине, что нижестоящим уровням правления здесь в отдельных налогах предоставлены значительные полномочия по установлению их различных элементов (табл. 2). Однако логика построения НК, представляющая специальные режимы в качестве подраздела (VIII) федеральных налогов и сборов, устраняет эти сомнения. Кроме того, если эти режимы определить как региональные, то возникли бы существенные проблемы с возможностью нижестоящему уровню правления предусматривать освобождение от уплаты налогов, устанавливаемых вышестоящим уровнем.

Перечень специальных режимов, представленный в НК в связи с императивным характером определяющих их норм, характеризуется как исчерпывающий. Данный перечень может быть расширен исключительно путем внесения соответствующих изменений в НК. Следует также отметить, что специальные режимы, безусловно, отличаются от общего режима налогообложения, так как эти режимы, во-первых, не должны устанавливать более жесткие условия налогообложения, а во-вторых, они предусматривают возможность освобождения от обязанности по уплате ряда налогов. Ни один налог из перечня федеральных, региональных и местных налогов, образующих общий режим налогообложения, не предоставляет такого освобождения. Исключение в данном случае составляет налог на игорный бизнес, который предусматривает освобождение, аналогичное специальным режимам. По этой причине данный налог следовало бы вводить именно как специальный налоговый режим.

mirznanii.com

Смотрите так же:

  • Приказ минэкономразвития россии от 29112013 n 722 об утверждении форм Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства […]
  • Права и свободы человека и гражданина рф согласно конституции Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются […]
  • Лагерь правила поведения Охрана труда и техника безопасности в школе Инструкция по правилам поведения детей в пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания 2. Общие правила поведения в лагере дневного пребывания 2.1. В пришкольном лагере необходимо строго соблюдать правила поведения детей в оздоровительном лагере дневного […]
  • Суда флота ссср ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991 Предлагаем к чтению великолепную книгу об истории создания послевоенного Военно-Морского флота СССР и возможном облике флота России. Авторы: Кузин Владимир Петрович и Никольский Владислав Иванович (подробнее об авторах в самой книге). Издание содержит 12 глав: Глава I КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ […]
  • Постановление правительства рф о правилах дорожного движения Постановление Правительства РФ "О Правилах дорожного движения" (ПДД) Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090"О правилах дорожного движения" С изменениями и дополнениями от: 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 […]
  • Страховое дело учебное пособие А.А. ГОЛУБЕВ А.В. АБАКУМОВА Л.Г. МИШУРА БАНКОВСКОЕ И СТРАХОВОЕ ДЕЛО Учебное пособие Санкт-Петербург 2006 АННОТАЦИЯ Учебное пособие разработано в соответствие с программой дисциплины «Банковское и страховое дело» и предназначено для студентов гуманитарного факультета СПб ГУИТМО, обучающихся по специальностям 061100 […]
  • Выплата пенсии в камышине Выплата пенсии в камышине Пенсионный фонд сообщает, что д осрочное завершение выплаты пенсий за декабрь 2011 г. учреждениями почтовой связи будет осуществляться по следующему графику: I. В г. Камышине, г. Петров Вале: 19 декабря 2011 г. - за 19 и 20 число; 20 декабря 2011 г. - за 21 и 22 число; 21 декабря 2011 г. […]
  • Налог ростов ру Налог ростов ру С изменениями и дополнениями от: 29 ноября 2005 г., 17 октября 2006 г., 27 февраля, 28 августа, 16 октября 2007 г., 26 февраля, 22 апреля, 26 августа, 31 октября 2008 г., 21 апреля, 23 июня, 20 октября, 17 ноября, 15 декабря 2009 г., 20 апреля, 28 сентября, 23 ноября 2010 г., 21 июня, 23 августа, 20 […]