1376 правила мфц

1376 правила мфц

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

www.garant.ru

Жалоба на МФЦ

Сеть многофункциональных центров, которые в настоящее время известны под брендом «Мои документы», охватывает все 85 субъектов РФ. Более 10 тыс. представительств обеспечивают быстрое взаимодействие граждан с органами исполнительной власти и освобождают от необходимости утомительного забега по многочисленным государственным инстанциям. Это достигается во многом благодаря принципам доступности и оперативности, по которым работают территориальные центры.

Но человеческий фактор (недобросовестность при выполнении рабочих обязанностей, злоупотребление полномочиями или недостаточная компетенция) и здесь способен усложнить процесс получения государственной услуги. Чтобы исправить ситуацию, гражданин может обжаловать неправомерные действия сотрудников МФЦ. Главное грамотно обосновать свою позицию и подать жалобу в компетентную инстанцию.

Куда пожаловаться

Обжалование неправомерных действий (бездействия) сотрудников многофункционального центра можно разделить на внесудебное и судебное.

Внесудебное подразумевает обращение в следующие инстанции:

  1. Уполномоченный МФЦ субъекта.
  2. Правительство в субъекте.
  3. Департамент государственного управления.
  4. Федеральная антимонопольная служба.
  5. Прокуратура.

Заявление о судебном рассмотрении подаётся в суд соответствующего уровня:

  • касательно правонарушения сотрудника филиала МФЦ — в районный или городской;
  • относительно нарушений, совершенных должностным лицом регионального центра — в суд субъекта.

При этом судебное и внесудебное обжалование не исключает друг друга и может совершаться независимо, то есть без определенной последовательности. Однако перед обращением в орган правосудия рекомендуется все же попытаться уладить проблему внутри системы МФЦ.

Список причин для внесудебного обжалования установлен ст. 11.1. Федерального закона № 210-ФЗ. Это может быть:

  • несоблюдение сроков регистрации запроса и/или его дальнейшего рассмотрения;
  • неправомерные требования (документов, информации, действий, денежной платы и т. п.);
  • безосновательный отказ в предоставлении заявленной услуги;
  • коррупция;
  • допущение ошибок в выдаваемых документах и отказ в их устранении.

Но при этом следует отметить ряд причин, по которым поданная во внесудебном порядке жалоба будет отклонена:

  • вступление в законную юридическую силу судебного акта, принятого по данному вопросу;
  • подающее жалобу лицо по закону не наделено соответствующими полномочиями (не являлось получателем услуги);
  • заявление об оспаривании действия (бездействия) специалиста многофункционального центра подаётся в орган, уже рассмотревший предмет жалобы по существу.

Основаниями для урегулирования проблемной ситуации в суде обычно является отсутствие взаимопонимания между сторонами конфликта и нежелание сотрудника или руководства многофункционального центра удовлетворить законные требования заявителя.

Правила составления и подачи жалобы на МФЦ

Правила и форма заявления о правонарушении специалиста службы «Мои документы» установлена ст. 11.2. Федерального закона № 210-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 840. В соответствии с их положениями в жалоба во внесудебном порядке подаётся на рассмотрение в компетентный орган следующими способами:

  1. Лично — письменно или устно.
  2. По почте — на бумажном носителе.
  3. Через официальный сайт уполномоченного ведомства или МФЦ — в электронном виде.

Регламент допускает обжалование через посредника. Им может стать:

  • родитель несовершеннолетнего получателя государственной (муниципальной) услуги — на основании паспорта и свидетельства о рождении ребенка;
  • попечитель/опекун ограниченно или полностью недееспособного гражданина — по предъявлению акта о своём назначении, выданного судом, органом опеки и попечительства;
  • уполномоченный представитель юридического лица — на основании документа, выданного и заверенного руководителем организации-заявителя.

Само заявление об обжаловании должно содержать:

  • ФИО нарушителя (сотрудника многофункционального центра);
  • наименование МФЦ;
  • сведения о заявителе и его представителе (адрес, ФИО физического лица либо наименование юридического, номер телефона, электронный адрес);
  • описание обжалуемой ситуации, неправомерных действий (бездействия) нарушителя;
  • аргументы в пользу своей позиции (выдержки из действующего законодательства, других нормативно-правовых актов).

Заявление в прокуратуру и суд включает в себя те же сведения, но составляется в более строгой форме, согласно следующему плану:

  • Вводная часть (ФИО/наименование, должность, адрес, контактные данные заявителя и нарушителя).
  • Мотивировочная часть (описание предмета жалобы).
  • Просительная часть (требования заявителя и позиция законодательства на этот счёт).
  • Приложения (список документов, прилагаемых к делу).

Региональный МФЦ

Жалоба на филиал «Мои документы» подается в региональный центр предоставления государственных/муниципальных услуг. Их полный перечень с адресами, графиками приема и официальными порталами представлен по ссылке мфц.рф/mfc/index/regions.

Кроме стандартной личной или почтовой подачи обращения заявителям можно воспользоваться формой обратной связи на сайте МФЦ. Пользователям будет предложено ввести общие данные о себе и обжалуемом правонарушении, в некоторых случаях может потребоваться авторизация в Единой системе идентификации и аутентификации (через портал gosuslugi.ru).

Правительство в субъекте

Пожаловаться на действия (бездействия) регионального центра «Мои документы» можно местным представителям власти. Это удобно сделать через официальные сайты Правительств областей, республик, краев, автономных областей и городов Федерального значения. Но для заявителей предусмотрены и другие способы направления обращений (по предварительной записи лично или посредством почтовой связи). Все необходимые контакты находятся на порталах правительств. Найти нужный можно по ссылке gov.ru/main/regions/regioni-44.html.

Для приема жалоб граждан и организаций города Москвы существует портал Мэра Собянина С. С. — «Москва наш город» (gorod.mos.ru). С его помощью можно сообщить о проблеме и в течение 8 дней получить отчёт о ее разрешении.

Чтобы заявить о правонарушении центра или филиалов «Мои документы» в Москве, заявителю необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте gorod.mos.ru (если ещё нет учётной записи)* или войти под своим логином.
  2. Выбрать «Сообщить о проблеме» (красная кнопка по центру страницы).
  3. Найти раздел «Многофункциональные центры».
  4. Выбрать проблемную тему («Длительное ожидание приема» или «Неисправность/недоступность инфраструктуры для маломобильных граждан»).
  5. Указать адрес или название МФЦ.

*Для регистрации необходимо будет заполнить форму и активировать учётную запись с помощью ссылки, высланной на указанный электронный ящик.

Если проблема в длительном ожидании (более 15 минут), нужно:

  • ввести номер обслуживающего окна;
  • выбрать из списка ведомство, предоставляющее услугу (ГБУ МФЦ города Москвы), и ее тип;
  • указать дату и время выдачи талона электронной очереди;
  • ввести номер талона;
  • коротко описать проблему (не более, чем на 700 символов);
  • по желанию прикрепить актуальные фото (максимально количество и размер — 5 штук на 10 Мб);
  • отправить сообщение.

Если предметом жалобы является неудобная для маломобильных посетителей инфраструктура, алгоритм подачи обращения будет следующим:

  • указание зоны, в которой заявитель ощутил затруднения передвижения, и проблемного элемента инфраструктуры;
  • описание проблемы;
  • прикрепление подтверждающих фотоснимков;
  • отправка обращения.

Департамент госуправления Минэкономразвития России

Департамент является структурным подразделением Министерства экономического развития РФ и несёт ответственность за функционирование сети МФЦ. Пожаловаться на сбои в работе «Мои документы» можно ВРИО директора Департамента — Малкову Павлу Викторовичу:

  1. По факсу [email protected]
  2. По телефону +8 (495) 650-87-00 доб. 0993.
  3. По почте 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1.
  4. Лично по адресу г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 3, по предварительной записи*, в соответствии с утвержденным графиком приема, как правило, один раз за квартал (economy.gov.ru/minec/references/areapriemgragdan).

* — запись осуществляется по письменному заявлению в Минэкономразвитие России.

Бланк заявления будет выглядеть следующим образом:

Федеральная антимонопольная служба

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений, вправе пожаловаться на неправомерное действие (бездействие) сотрудников МФЦ в Федеральную антимонопольную службу. ФАС также уполномочена рассматривать сообщения о несоблюдении центрами антимонопольного законодательства, например, о незаконной сдаче помещений под офисы сторонних негосударственных организаций и их подключении к предоставлению госуслуг.

Обратиться в ФАС можно следующими способами:

  1. Написать письмо и отправить по адресу 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3, руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву)).
  2. Отправить электронное обращение по имейл [email protected]
  3. Позвонить по многоканальному телефону +8 (499) 755-23-23.
  4. Связаться по факсу +8 (499) 755-23-24 или +8 (499) 755-23-23 (тон. № 3).
  5. Посетить общественную приемную по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 1 этаж здания (с понедельника по четверг — 9:00–18:00, пятница — до 16:45), запись по ссылке fas.gov.ru/contacts/requests/zapis-na-priem.html.
  6. Явиться на прием к специалистам управлений службы или руководству ФАС.

Прокуратура

Обращение в прокуратуру будет целесообразным в случаях фиксирования фактов коррупции сотрудников МФЦ, вымогательства и других вопиющих нарушений актуальных нормативно-правовых норм.

Адреса и официальные сайты прокуратур субъектов можно посмотреть на официальном сайте госпрокуратуры. При подаче жалобы в Генеральную прокуратуру или её территориальные органы можно воспользоваться сервисом «Интернет-приемная» — ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/. Пользователю достаточно выбрать соответствующий субъект или согласиться с порядком создания обращений на сайте Генеральной прокуратуры, и ему откроется доступ к электронной форме подачи.

Заявление о правонарушении специалиста или должностного лица многофункционального центра в суд составляется исключительно в письменном виде и излагается на бумажном носителе от руки либо посредством пишущих средств.

Способ подачи зависит от степени удаленности судебного органа. Если это — районный суд, то проще будет отнести заявление лично. В областной, краевой или высший суд республики из отдаленного населенного пункта можно направить заявление почтой, но обязательно ценным письмом, с описью вложения и вручением адресату под роспись. Это поможет не только определить дату получения жалобы, но и повысит гарантии сохранности высылаемых документов.

Видео: скандал в МФЦ

Законодательная база

Актуальные нормативно-правовые акты:

  1. ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
  2. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
  3. ПП РФ от 16 августа 2012 г. N 840 г. Москва «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».
  4. ПП РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Необоснованное повышение тарифов, антисанитария, неисправный лифт или забитый мусоропровод – это далеко не…

Поход в ресторан не всегда связан с положительными эмоциями от употребления вкусной пищи….

Правовое регулирование отношений между образовательным учреждением, учащимися и их родителями (или законными представителями)…

xn—-7sbabf2al2alrezou2k.xn--p1ai

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 г. Москва»Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

Изменения и поправки

В соответствии с частью 5 статьи 15 и частями 1 1 и 1 4 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4782).

3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

1. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее соответственно — соглашение о взаимодействии; органы, предоставляющие государственные услуги; органы, предоставляющие муниципальные услуги).

2. Многофункциональный центр действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. Наименование многофункционального центра должно содержать слова «многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Многофункциональный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг (далее — заявители), установленными настоящими Правилами.

3. В многофункциональном центре обеспечиваются:

а) функционирование автоматизированной информационной системы многофункционального центра;

б) бесплатный доступ заявителей к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций);

в) возможность оплаты государственных и муниципальных услуг.

4. В многофункциональном центре может быть также организовано предоставление:

а) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;

б) услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон);

в) дополнительных (сопутствующих) услуг (нотариальные услуги, услуги банка, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также безвозмездные услуги доступа к справочным правовым системам).

5. При реализации своих функций многофункциональный центр направляет межведомственные запросы о предоставлении документов и информации (в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг), которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом положений части 6 статьи 7 Федерального закона.

6. Автоматизированная информационная система многофункционального центра подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» на безвозмездной основе.

7. Для организации взаимодействия с заявителями помещение многофункционального центра делится на следующие функциональные секторы (зоны):

а) сектор информирования и ожидания;

б) сектор приема заявителей.

8. Сектор информирования и ожидания включает в себя:

а) информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения государственных и муниципальных услуг, в том числе:

перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организовано в многофункциональном центре;

сроки предоставления государственных и муниципальных услуг;

размеры государственной пошлины и иных платежей, уплачиваемых заявителем при получении государственных и муниципальных услуг, порядок их уплаты;

информацию о дополнительных (сопутствующих) услугах, а также об услугах, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг, размерах и порядке их оплаты;

порядок обжалования действий (бездействия), а также решений органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных и муниципальных служащих, многофункциональных центров, работников многофункциональных центров;

информацию о предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих муниципальные услуги, работников многофункционального центра, работников организаций, привлекаемых к реализации функций многофункционального центра в соответствии с частью 1 [1] статьи 16 Федерального закона и положениями пунктов 29 — 31 настоящих Правил (далее — привлекаемые организации), за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;

информацию о порядке возмещения вреда, причиненного заявителю в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения многофункциональным центром или его работниками, а также привлекаемыми организациями или их работниками обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

режим работы и адреса иных многофункциональных центров и привлекаемых организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

иную информацию, необходимую для получения государственной и муниципальной услуги;

б) не менее одного окна (иного специально оборудованного рабочего места), предназначенного для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе рассмотрения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также для предоставления иной информации, в том числе указанной в подпункте «а» настоящего пункта;

в) программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (функций), региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций), а также к информации о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в многофункциональном центре;

г) платежный терминал (терминал для электронной оплаты), представляющий собой программно-аппаратный комплекс, функционирующий в автоматическом режиме и предназначенный для обеспечения приема платежей от физических лиц при оказании платных государственных и муниципальных услуг;

д) стулья, кресельные секции, скамьи (банкетки) и столы (стойки) для оформления документов с размещением на них форм (бланков) документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг;

е) электронную систему управления очередью, предназначенную для:

регистрации заявителя в очереди;

учета заявителей в очереди, управления отдельными очередями в зависимости от видов услуг;

отображения статуса очереди;

автоматического перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему работнику многофункционального центра;

формирования отчетов о посещаемости многофункционального центра, количестве заявителей, очередях, среднем времени ожидания (обслуживания) и о загруженности работников.

9. Площадь сектора информирования и ожидания определяется из расчета не менее 10 квадратных метров на одно окно.

10. В секторе приема заявителей предусматривается не менее одного окна на каждые 5 тысяч жителей, проживающих в муниципальном образовании, в котором располагается многофункциональный центр.

Сектор приема заявителей, оборудованный окнами для приема и выдачи документов, оформляется информационными табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности работника многофункционального центра, осуществляющего прием и выдачу документов.

Рабочее место работника многофункционального центра оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным системам, печатающим и сканирующим устройствами.

11. В многофункциональном центре организуется отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц, либо центр телефонного обслуживания, осуществляющий с помощью операторов или в автоматическом режиме прием и обслуживание вызовов, поступающих в многофункциональный центр с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования или информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

12. Здание (помещение) многофункционального центра оборудуется информационной табличкой (вывеской), содержащей полное наименование многофункционального центра, а также информацию о режиме его работы.

13. Вход в здание (помещение) многофункционального центра и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

14. Помещения многофункционального центра, предназначенные для работы с заявителями, располагаются на нижних этажах здания и имеют отдельный вход. В случае расположения многофункционального центра на втором этаже и выше здание оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами, в том числе для инвалидов.

15. В многофункциональном центре организуется бесплатный туалет для посетителей, в том числе туалет, предназначенный для инвалидов.

16. На территории, прилегающей к многофункциональному центру, располагается бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств инвалидов.

17. Помещения многофункционального центра в соответствии с законодательством Российской Федерации должны отвечать требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также должны быть оборудованы средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой кондиционирования воздуха, иными средствами, обеспечивающими безопасность и комфортное пребывание заявителей.

18. При предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах обеспечиваются следующие условия обслуживания заявителей:

а) обращение заявителей в многофункциональный центр осуществляется в том числе по предварительной записи;

б) время ожидания в очереди для подачи документов и получения результата услуги не превышает 15 минут;

в) прием заявителей в многофункциональном центре осуществляется не менее 5 дней в неделю. График (режим) работы многофункционального центра предусматривает возможность обращения за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время, до 20.00, и не менее чем в один из выходных дней (суббота, воскресенье).

19. В случае если в административном регламенте предоставления государственной услуги или административном регламенте предоставления муниципальной услуги установлен стандарт предоставления государственной услуги или стандарт предоставления муниципальной услуги (далее — стандарт), предусматривающий более высокие требования к обслуживанию и взаимодействию с заявителем, при заключении соглашения о взаимодействии учитываются требования стандартов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги.

20. В многофункциональном центре организуется не менее одного канала связи, защищенного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации. Каналы связи обеспечивают функционирование электронной системы управления очередью, отдельной телефонной линии либо центра телефонного обслуживания, а также автоматизированной информационной системы многофункционального центра.

21. Многофункциональный центр использует автоматизированную информационную систему, обеспечивающую:

а) взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах и инфраструктурой универсальной электронной карты;

б) доступ в соответствии с соглашениями о взаимодействии к электронным сервисам органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в) интеграцию с региональным порталом государственных и муниципальных услуг;

г) интеграцию с электронной очередью;

д) экспертную поддержку заявителей, работников многофункционального центра и работников центра телефонного обслуживания по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг;

е) поддержку деятельности работников многофункционального центра по приему, выдаче, обработке документов, поэтапную фиксацию хода предоставления государственных и муниципальных услуг с возможностью контроля сроков предоставления государственной или муниципальной услуги и проведения отдельных административных процедур;

ж) формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги;

з) поддержку принятия решений о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса в иные органы и организации;

и) поддержку формирования комплекта документов для представления в орган, предоставляющий государственную услугу, или в орган, предоставляющий муниципальную услугу, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и соглашений о взаимодействии;

к) хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных;

л) автоматическое распределение нагрузки между работниками многофункционального центра;

м) использование электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при обработке электронных документов, а также при обмене электронными документами с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления или привлекаемыми организациями;

н) доступ заявителя к информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги;

о) формирование статистической и аналитической отчетности по итогам деятельности многофункционального центра за отчетный период;

п) поддержание информационного обмена между многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями, в том числе поддержку мониторинга и сбора статистической отчетности о соблюдении определенных в регламентах и стандартах оказания услуг временных показателей обслуживания граждан, о количестве и качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг, фактах досудебного обжалования нарушений при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

р) интеграцию с государственными и муниципальными информационными системами, а также с центрами телефонного обслуживания органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги (при наличии), в соответствии с соглашениями о взаимодействии.

22. Автоматизированная информационная система многофункционального центра обеспечивает прием запросов заявителей о предоставлении государственных и муниципальных услуг, передачу указанных запросов в информационные системы органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги в уполномоченном многофункциональном центре, в любом из иных многофункциональных центров или в любой из привлекаемых организаций.

Автоматизированная информационная система многофункционального центра обеспечивает с 1 января 2014 г. идентификацию граждан в окнах обслуживания и возможность подписания документов заявителем квалифицированной электронной подписью с использованием универсальной электронной карты.

23. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить один многофункциональный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги (далее — уполномоченный многофункциональный центр).

Решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об определении уполномоченного многофункционального центра подлежит опубликованию в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и направлению в месячный срок с даты принятия такого решения в федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие государственные услуги, а также в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе инициировать заключение соглашений о взаимодействии с уполномоченным многофункциональным центром.

24. Уполномоченный многофункциональный центр находится в ведении субъекта Российской Федерации и обеспечивает выполнение функций, указанных в пункте 25 настоящих Правил.

25. Помимо функций, предусмотренных статьей 16 Федерального закона, к функциям уполномоченного многофункционального центра относятся:

а) заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги;

б) организация предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации посредством заключения договоров с иными многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями, соответствующими требованиям настоящих Правил;

в) контроль выполнения условий, установленных в договорах между уполномоченным многофункциональным центром и иными многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями, расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) ведение реестра заключенных соглашений о взаимодействии, договоров с многофункциональными центрами, привлекаемыми организациями, а также реестра указанных многофункциональных центров, привлекаемых организаций;

д) функции оператора автоматизированной информационной системы многофункциональных центров.

26. Уполномоченный многофункциональный центр вправе:

а) заключать соглашения о взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги, и с органами местного самоуправления, предоставляющими муниципальные услуги;

б) участвовать в качестве оператора региональной системы межведомственного электронного взаимодействия при закреплении за ним субъектом Российской Федерации функций оператора региональной системы межведомственного электронного взаимодействия;

в) осуществлять методическую и консультационную поддержку иных многофункциональных центров, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

г) организовывать обучение и повышение квалификации работников многофункциональных центров и привлекаемых организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

д) готовить предложения по совершенствованию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» и в электронной форме на территории субъекта Российской Федерации;

е) участвовать в подготовке перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах;

ж) осуществлять мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

27. Уполномоченный многофункциональный центр может быть наделен органом государственной власти субъекта Российской Федерации функциями уполномоченной организации по внедрению универсальных электронных карт на территории субъекта Российской Федерации.

28. Уполномоченный многофункциональный центр обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующей информации:

а) графическое изображение карты субъекта Российской Федерации с указанием расположения действующих и планируемых к открытию многофункциональных центров и привлекаемых организаций в муниципальных образованиях;

б) реестр заключенных соглашений о взаимодействии, договоров с многофункциональными центрами, привлекаемыми организациями;

в) информация о многофункциональных центрах (адрес, фамилия, имя, отчество руководителя, график работы, площадь, количество окон, общее количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, сведения об иных услугах);

г) перечень предоставляемых государственных и муниципальных услуг и количество предоставленных государственных и муниципальных услуг (за отчетный период) в многофункциональных центрах, привлекаемых организациях;

д) сведения, указанные в подпункте «а» пункта 8 настоящих Правил;

е) иные сведения.

29. Уполномоченный многофункциональный центр обеспечивает предоставление в многофункциональных центрах и (или) привлекаемых организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления посредством заключения договоров, в том числе устанавливающих:

а) права и обязанности уполномоченного многофункционального центра;

б) функции, права и обязанности иного многофункционального центра и (или) привлекаемой организации;

в) перечень федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставление услуг которых организуется уполномоченным многофункциональным центром через иной многофункциональный центр и (или) привлекаемую организацию;

г) перечень государственных и муниципальных услуг, организация предоставления которых будет осуществляться через иной многофункциональный центр, привлекаемую организацию;

д) ответственность сторон;

е) порядок и формы контроля и отчетности;

ж) порядок взаимодействия уполномоченного многофункционального центра, иного многофункционального центра, а также привлекаемых организаций;

30. Уполномоченный многофункциональный центр вправе организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в привлекаемых организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами.

31. В договоре, заключаемом уполномоченным многофункциональным центром и привлекаемой организацией, определяются перечень муниципальных образований, на территории которых организуется предоставление государственных и муниципальных услуг, перечень функций многофункционального центра, для реализации которых привлекается данная организация, а также порядок взаимодействия уполномоченного многофункционального центра и привлекаемой организации.

32. Привлекаемые организации должны отвечать следующим требованиям:

а) наличие сети филиалов (отделений) на территории не менее 50 процентов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;

б) наличие защищенных каналов связи, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации. Указанные каналы связи обеспечивают функционирование информационной системы, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

в) наличие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и материально-технического обеспечения, соответствующего требованиям абзаца третьего пункта 10 настоящих Правил;

г) наличие не менее одного окна для приема и выдачи документов на каждые 2 тыс. жителей муниципального образования, на территории которого осуществляет свою деятельность привлекаемая организация.

33. Обслуживание заявителей в привлекаемой организации осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

а) прием заявителей осуществляется не менее 3 дней в неделю и не менее 6 часов в день;

б) максимальный срок ожидания в очереди — 15 минут;

в) условия комфортности приема заявителей должны соответствовать требованиям, установленным подпунктами «а», «в», «г» и «д» пункта 8, абзацем вторым пункта 10, пунктом 17 настоящих Правил, за исключением требования об оборудовании помещений системой кондиционирования воздуха.

rg.ru

Функции МФЦ. Многофункциональный центр. Предоставление государственных и муниципальных услуг

Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), начали открываться в России в 2010 году. В последние 3 года этот процесс пошел особенно активно. По информации Министерства экономического развития, сегодня в стране действуют более 2,5 тысячи центров и более 10 тысяч офисов МФЦ. Сеть охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Власти сообщают, что порядка 94% жителей страны имеют возможность обратиться в государственные органы через службу «одного окна». И россияне активно пользуются этой возможностью — только в Москве ежедневно услуги МФЦ получают порядка 70–80 тысяч человек.

Что представляют собой многофункциональные центры

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — учреждение, которое является связующим звеном между органами государственной или муниципальной власти и рядовым жителем страны. Проект создавался с целью упростить россиянам доступ к услугам властных органов, которые могут понадобиться в той или иной жизненной ситуации. Разветвленная система центров позволяет гражданину получить услугу неподалеку от места его проживания и без очередей. Кроме того, со своей проблемой он идет не к суровому чиновнику, а к дружелюбному сотруднику в многофункциональный центр. В результате экономится не только время, но и нервы, ведь никто из нас не любит ходить по инстанциям.

Мировой опыт показывает, что создание единой службы существенно повышает эффективность процесса получения гражданами услуг государственных органов. Результаты проведенных социологических исследований говорят о том, что наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются люди при обращении в «официальные инстанции», являются:

  • очереди;
  • необходимость обращаться повторно;
  • необходимость представлять объемный пакет документов, который надо собрать, посетив другие инстанции;
  • плохо организованный процесс информирования посетителей об услугах органа.

Решить все эти проблемы и призвано внедрение службы «одного окна». Теперь человеку не нужно обивать пороги нескольких учреждений, поскольку все вопросы решаются в одном месте — в МФЦ. Адреса, телефоны и режим работы центров можно найти на их официальных сайтах и на порталах государственных услуг каждого региона.

Как организована работа МФЦ

Служба «одного окна» подразумевает, что услуги государственных органов всех уровней — федерального, регионального и муниципального — оказываются в одном месте. При этом многофункциональные центры и ведомства взаимодействуют между собой на основе заключенных соглашений. Они охватывают порядок обмена документами и информацией, предельные сроки для выполнения процедур и ответственность всех участников процесса.

На практике это работает очень просто — человек обращается со своей проблемой в центр, как к посреднику. Самый банальный пример — посетителю необходимы услуги «паспортного стола» (понадобилась выписка из домовой книги или какая-то аналогичная справка). МФЦ через информационную систему обращается в соответствующий орган, вводит данные клиента и формирует необходимый документ. Другой распространенный пример — оформление регистрации (прописки). При этом, конечно, одним посещением не обойдешься. МФЦ принимает документ гражданина и передает его в соответствующее подразделение Миграционной службы, где и осуществляется регистрация. В установленный срок документ передается обратно в МФЦ, откуда гражданин может его забрать. Обратившись в многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг за «пропиской», человек примерно через неделю получает результата, при этом он освобожден от необходимости посещать органы ФМС лично.

В какие органы можно обратиться через службу «одного окна»

Постановлением правительства России № 797 от 27 сентября 2011 года установлен перечень услуг, которые могут быть организованы в многофункциональных центрах. В функции МФЦ входит организация получения услуг, осуществляемых следующими органами и службами:

  • Министерство внутренних дел (МВД) — предоставление сведений о наличии (отсутствии) судимости, о факте уголовного преследования или его прекращении, об административных правонарушениях в сфере правил дорожного движения.
  • Федеральная миграционная служба (с 2016 года действует как подразделение МВД) — прием и выдача документов о постановке на учет по месту жительства или пребывания (в том числе регистрация иностранцев и лиц без гражданства), оформление общегражданского паспорта, прием документов на международный паспорт (пока в МФЦ загранпаспорт полностью не оформляют, а только принимают документы, то есть человеку придется лично явиться за получением паспорта в ФМС).
  • Пенсионный фонд — постановка граждан на учет, выдача сертификата на материнский капитал и рассмотрение заявлений на распоряжение им, прием заявлений на получение льгот или отказ от них, прием заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд, прием заявлений об установлении пенсии и доплаты к ней, информирование о состоянии пенсионного счета, о социальной помощи, о пенсионном законодательстве и многое другое.
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — информирование о наличии исполнительных производств относительно граждан и юридических лиц.
  • Органы ЗАГС — регистрация и расторжения брака, регистрация рождения и смерти человека, выдача справок и выписок.
  • Росреестр — регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, постановка на кадастровый учет, предоставление сведений из Реестра недвижимости и Кадастра.
  • Росимущество — предварительное согласование и предоставление земельных участков (с торгами и без таковых), выдача выписок из Реестра федерального имущества.

Кроме того, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (администрации) могут предоставлять через МФЦ госуслуги, перечень которых насчитывает более 70 наименований. Они включают широкий набор услуг в сфере семьи и детства: постановку в очередь на место в детском саду, решение вопросов усыновления детей, начисление льгот и прочие меры поддержки многодетных семей. Помимо этого, можно передать через МФЦ показания приборов учета воды и электричества, встать на учет на биржу труда, инициировать процесс выдачи разрешения на строительство или перепланировку квартиры и получит еще массу разнообразных услуг. Некоторые МФЦ оказывают содействие в получении лицензий, разрешения на установку рекламных конструкций, охотничьего билета и так далее.

Чем МФЦ могут помочь предпринимателям

Функции МФЦ могут быть полезны и для лиц, которые ведут или только собираются начать предпринимательскую деятельность. Среди прочего, они могут обратиться в следующие органы:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС) — регистрация физических лиц в качестве ИП и крестьянских хозяйств, предоставление сведений из различных открытых государственных реестров (налогоплательщиков, юридических лиц, предпринимателей, дисквалифицированных лиц), прием заявлений на оформление справки об уплате налогов, информирование граждан по вопросам налогового законодательства.
  • Роспотребнадзор — подача уведомлений предпринимателями, занимающимися отдельными видами деятельности;
  • Фонд социального страхования — прием отчетности, регистрация и снятие с учета предпринимателей, выступающих в качестве страхователей.

Государственные услуги и немного больше

Служба многофункциональных центров не стоит на месте — в законодательстве заложены возможности для расширения ее полномочий. Это значит, что перечень услуг будет расширяться. Например, с конца 2016 года в МФЦ можно будет обменять водительские права или восстановить их в случае утраты (сейчас это возможно только в ГИБДД). Кроме того, в Минэкономразвития говорят о скором вводе в порядке эксперимента возможности для населения получать в МФЦ загранпаспорт без посещения ФМС.

Кроме того, Минэкономразвития рекомендует службам развивать вспомогательные услуги, которые бы сделали обращение клиентов полностью комфортным. Например, установка банкоматов, терминалов оплаты и копировальной техники, предоставление юридических и нотариальных услуг, а также выхода в интернет.

Различие в деятельности МФЦ по регионам

Пока служба «одного окна» в каждом регионе оказывает собственный набор услуг. В некоторых региональных МФЦ (Москва, Санкт-Петербург) предоставляется больше услуг, чем в населенных пунктах меньшего масштаба. Кроме того, внутри одного города разные подразделения службы могут оказывать отличающиеся по своему набору услуги. Самые востребованные из них, такие как прописка или получение справок, выполняются в большинстве подразделений. Более «узкие» услуги, например, консультирование по пенсионным и налоговым вопросам, учет иностранных граждан, взаимодействие с предпринимателями и прочие, реализованы лишь в некоторых офисах и центрах.

Лидер по количеству МФЦ — Москва: в городе создано 163 точки обслуживание клиентов по системе «одного окна». В центрах госуслуг Москвы для посетителей представлен наиболее полный перечень государственных услуг, к тому же они постоянно расширяются. Например, совсем недавно со слов мэра Сергея Собянина стало известно, что вскоре планируется провести эксперимент по оформлению в МФЦ пенсий.

Культурная столица России немного отстает от Москвы по количеству МФЦ — Санкт-Петербург насчитывает 58 таких учреждений. Однако стоит учесть, что и население города в 2,5 раза меньше московского. Поэтому в двух крупнейших городах России охвата жителей центрами госуслуг примерно одинаков — на 70–80 тысяч жителей приходится один центр или офис МФЦ. Санкт-Петербург, как и Москва, предоставляет своим жителям самый широкий набор государственных услуг, который можно получить в службе «одного окна».

Кроме того, лидерами по количеству центров являются Ростовская и Волгоградская области, а также Краснодарский край.

Как быстро можно получит услуги в МФЦ

Каждая государственная услуга имеет установленный законом предельный срок исполнения, который органы не имеют права нарушать. Например, для оформления регистрации по месту жительства (пребывания) этот срок составляет 3 дня с момента, когда документы получены органом регистрационного учета (миграционной службой). В функции МФЦ входит передача документов в соответствующую государственную структуру, на что требуется дополнительное время. Чаще всего это не более двух-трех дней. Таким образом, срок предоставления услуги увеличивается незначительно, а вот уровень удобства для клиента — напротив.

По информации самих центров, очередей в них практически не наблюдается. Например, в Москве более 15 минут ожидают приема всего 1% клиентов МФЦ. Режим работы в учреждениях разных городов установлен таким образом, чтобы посетители смогли воспользоваться их услугами в нерабочее время. Есть отделения, работающие до 21:00, а также по субботам. А в столице России пошли еще дальше — здесь центры работают с 8:00 до 20:00 ежедневно без выходных. Стоит обратить внимание, что для получения некоторых услуг необходимо заранее записаться на прием через сайт МФЦ.

Правовое регулирование

Деятельность МФЦ регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года. Он устанавливает принципы организации службы, права и обязанности самих центров, а также государственных органов в плане сотрудничества с МФЦ. Госуслуги оказываются на основе соглашений о взаимодействии органов друг с другом и со службой «одного окна». В соответствии с этим законом, на муниципальные и государственные органы накладывается обязанность предоставлять МФЦ необходимые сведения, а также доступы к информационным системам, в которых такие сведения содержатся.

Более конкретные правила организации и работы подразделений МФЦ установлены в постановлении правительства № 1376 от 22 декабря 2012 года. Оно определяет минимальные нормативные требования к таким параметрам, как материально-техническое и информационное обеспечение МФЦ, режим работы, расположение, площадь помещения центра (офиса), количество окон и некоторым другим. Вопрос взаимодействия центров с государственными и муниципальными органами и порядок заключения соглашений освещен в упомянутом выше постановлении правительства № 797. Этот документ также определяет перечень услуг, которые реализуются через центры и офисы службы «одного окна».

Проектом по внедрению и развитию службы многофункциональных центров руководит Министерство экономического развития России. За тем, чтобы строились и создавались новые офисы службы МФЦ, следят региональные власти и органы местного самоуправления. Развивать сеть центров регионам поручено в основном за счет собственных средств, однако они при необходимости могут получить помощь федерального бюджета.

Новое имя МФЦ: «Мои документы»

В последние три года Минэкономразвития активно развивало проект МФЦ — адреса новых подразделений то и дело появлялись на картах российских городов. В конце 2014 года пришло понимание того, что МФЦ нужно сменить имя. С тех пор начался ребрендинг системы многофункциональных центров — сервис получил название «Мои документы». Под этим именем открываются новые офисы и функционируют старые. Обновленная служба «одного окна» работает под девизом «На все случаи жизни». Куратор проекта — Минэкономразвития — разработало единый стандарт предоставления услуг для всех центров и офисов страны, в каких бы регионах они ни находились. В ведомстве говорят, что ставят себе цель сделать по-настоящему дружелюбный и клиентоориентированный сервис, который бы мог стать надежным помощником человека в процессе общения с государственными структурами и облегчить получение самых разных документов.

Планы на будущее

Сегодня функции МФЦ постоянно расширяются. В планах Минэкономразвития постепенно внедрить полное сопровождение человека на протяжении всей его жизни. А, точнее, в следующих жизненных ситуациях:

  • при рождении ребенка;
  • при изменении семейного положения — свадьбе или разводе;
  • при изменении имении или фамилии;
  • при смене места жительства или пребывания;
  • при открытии своего дела (регистрации ИП);
  • при оформлении земельного участка, строительстве дома или покупке квартиры;
  • при необходимости восстановить документы из-за их утраты;
  • при выходе на пенсию;
  • при смерти близкого человека;
  • во многих других случаях.

Это те моменты в жизни, когда человеку особенно важно не отвлекаться на «бумажные» дела, а как можно быстрее заняться решением сложившейся ситуации.

Если планам ведомства суждено сбыться, то, возможно, не за горами время, когда рядовой россиянин за свою жизнь так и не повстречает ни одного чиновника. А если серьезно, то положительный эффект от деятельности центров невозможно не заметить. Многие соотечественники давно успели оценить работу МФЦ. Отзывы, которые они оставляют, в целом говорят о том, что данное нововведение очень полезное. Да, стоит признать, что пока не все идеально. И многие центры и офисы службы не имеют возможности оказывать полный набор услуг. Но нужно учесть тот факт, что российская служба «одного окна» пока находится на стадии становления. И работа по ее развитию и улучшению пока еще не закончена.

businessman.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 302 министерство здравоохранения Приказ 302 министерство здравоохранения Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП […]
  • Закон от 29 декабря 2006 Закон от 29 декабря 2006 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП […]
  • 125 приказ министерства здравоохранения 125 приказ министерства здравоохранения Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО […]
  • Приказ о контроле автотранспорта Приказ о контроле автотранспорта Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП […]
  • Генеральная прокуратура рф приказы 2014 Генеральная прокуратура рф приказы 2014 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО […]
  • Приказ 484 минздрава Приказ 484 минздрава Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", […]
  • Заплатить налоги юр лицо Заплатить налоги юр лицо Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП […]
  • 143н приказ 143н приказ Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2018. […]