43 определите вид законов по юридической силе

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Любая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных актов. Какими они бывают? Какой документ будет считаться нормативным правовым актом? Какой правовой акт обладает высшей юридической силой? Об этом далее.

Понятие нормативного акта

Что такое нормативно-правовой акт? Данное понятие приводится в законодательстве, а также отлично раскрывается в различной юридической литературе.

В соответствии с вышеперечисленными источниками, нормативно-правовым актом признается документ официального характера, изложенный в письменном виде. Его основная особенность заключается в том, что документ должен быть принят уполномоченным на то лицом. В области юриспруденции таковые называются субъектами правотворчества, то есть те лица, которые имеют право издавать законы и подзаконные акты.

В своем содержании нормативно-правовой акт должен устанавливать либо отменять какие-либо нормы права. За несоблюдение установленных в них правил со стороны государства в лице ведомственных органов полагается наказание в определенной форме и размере. Все возможные виды наказаний также предусматриваются в содержании отраслевых актов (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Административный кодексы и т. д.).

Данный документ имеет несколько признаков, которые определяют его как правовой акт высшей юридической силы. Все они перечислены в законодательных актах государства, которые регламентируют порядок принятия и форму содержания нормативных актов. В них говорится о том, что каждый акт должен быть создан по установленному образцу, а также быть оформлен в соответствии с определенной формой и иметь в себе все необходимые реквизиты.

Большое внимание в процессе принятия нормативного акта следует уделять тому, соответствует ли он другим нормативным правовым актам, обладающим юридической силой. Законодатель отмечает, что такие документы в обязательном порядке должны быть приняты на основании норм права, а также содержать в себе установление или отмену других правовых положений. Кроме этого, принятые или отмененные нормы должны распространяться на широкий круг лиц.

Все нормативные правовые акты высшей юридической силы должны быть рассчитаны на неоднократное применение, а на длительное существование — данное правило также определено законами и положениями.

Понятие юридической силы

Все государственные нормативные правовые акты, в зависимости от своей значимости, делятся на несколько категорий: законы федерального значения, указы, изданные Президентом государства, постановления, принятие Правительством, а также нормативные акты, что издаются министерствами, службами и другими ведомствами, которые относятся к представителям исполнительной власти, размещенными в федеральных единицах. Однако данная иерархия применима исключительно к нормативным правовым актам и законам с юридической силой федерального значения, то есть к тем, которые используются на территории определенного округа, края или другой территориальной единицы РФ.

В том случае, если речь идет об актах, имеющих общегосударственное значение, то имеет смысл их деление по несколько другим категориям. В данном случае высшей юридической силой обладают правовые акты, обладающие статусом федеральных законов, далее учитываются указы Президента, постановления, изданные Правительством. В числе последних на иерархической лестнице находятся законы отдельных субъектов РФ. Менее значимыми признаются нормативные правовые акты, изданные федеральными министерствами, органами исполнительной власти, а также органов, которые занимаются ведением местного самоуправления. Замыкают цепочку иерархической ступени нормативных актов локальные документы, которые могут приняты для применения на отдельной территории, предприятии или в определенном круге лиц.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы в государстве является Конституция РФ, положениям которой не может противоречить ни один закон или подзаконный акт, изданный в стране. В том случае, если в законе любого типа имеет место несоответствие положениям нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, имеет место подача заявления в Конституционный Суд с требованиями о пересмотре законности сомнительных положений. В том случае, если Суд признает незаконность положений нормативного правового акта, он обязан отменить его действие.

Классификация актов

В законодательстве существует определенная классификация нормативных актов по различным критериям. К ряду таковых относятся срок и территория их действия, сфера применения и область отраслевой деятельности. Кроме этого, классификация нормативных актов по юридической силе также имеет место в практике. По большей части, документы нормативного характера также классифицируют в зависимости от субъекта принятия.

По субъекту принятия

Субъектом принятия нормативного акта считается то лицо, которое издало документ. Как отмечается в законодательстве, данное лицо обязательно должно быть наделено правотворчеством. В законодательстве указывается то, что субъектами правотворчества являются государственные и негосударственные органы, а также должностные лица. Они могут принимать нормативные, содержание которых относится к кругу полномочий данных категорий лиц.

Кроме вышеперечисленных органов, субъектом правотворчества также является население государства, что закреплено в Конституции РФ — нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Принятие законов народом осуществляется в порядке референдума, который должен проводиться с соблюдением всех описанных в законодательстве требований.

Огромное количество нормативных актов издаются руководящими органами и советами, действующими на предприятиях, в организациях или в учреждениях разных форм собственности. Таким свойственно локальное действие — только в пределах того учреждения, в котором они были приняты. Законодатель отмечает, что нормативные акты, по юридической силе действующие на одном предприятии, также должны в точности соответствовать Конституции государства, а также другим законам, которые действуют на его территории.

По сроку действия

В зависимости от такого показателя, нормативные правовые акты также могут быть разделены.

Любой документ, представленный в юридической практике, имеет определенный срок действия, который в обязательном порядке указывается в его содержании — это одно из требований к нормативным актам, представленных законодательством.

В тексте нормативного документа может быть указан постоянный срок его действия. Это, как правило, встречается в нормативно-правовых актах высшей юридической силы, примерами которых могут стать Конституция и законы федерального значения. Как правило, остальные документы принимаются на определенный срок, который указывается в заключительных положениях нормативного акта. В документах, которые имеют локальный характер действия, может быть указан срок до реорганизации или прекращения юридического лица.

По территории действия

Нередко нормативные правовые акты характеризуют по такому критерию, как территория, на которой они действуют. По данному показателю документы могут быть разделены на местные, региональные и те, который имеют федеральное значение.

К федеральным законам и подзаконным акта относятся те нормативно-правовые акты, по юридической силе распространяющиеся на территории всего государства. Они имеют действие в каждой структурной единице большого государства; все законы, которые принимаются в округах , краях и в других составляющих страны, не должны противоречить положениям нормативных актов федерального значения.

Нормативно-правовые акты регионального характера действуют в определенных структурных единицах страны. Примером тому могут послужить конституции отдельных краев, уставы, регламенты, а также законы относительно отдельных структур, действующих в той или иной территориальной единице РФ. Они имеют гораздо меньшую силу, чем акты федерального значения, однако, после общегосударственных законов такие нормативные акты по юридической силе являются наиболее важными в регионах своего действия.

Что касается нормативных актов местного значения, то они принимаются исключительно органами исполнительной власти конкретного города, района или любой другой мелкой административно-территориальной единицей конкретного региона. Свое значение они также имеют только на территории, на которой они были приняты.

Локальные акты принимаются на отдельных учреждениях, назначенными на то органами. Суть их заключается в регулировании деятельности на конкретной организации. Яркими примерами таких документов могут стать коллективные договора, которые должны быть заключены на всех предприятиях любой формы собственности, уставы, регламенты, временные порядки для работников, а также другие акты, которые регулируют функционирование конкретного учреждения или организации.

По предмету правового регулирования

По данному критерию акты делятся в зависимости от того, в какой сфере они действуют и решение каких вопросов они регламентируют. Так, в области юриспруденции существуют понятия специализированных и комплексных правовых актов. К группе первых относятся те, которые принимаются для того, чтобы регулировать вопросы, возникающие в определенной сфере. К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные. Яркими примерами специализированных нормативных актов являются многие кодексы (гражданский, уголовный административный, семейный) — данные законы регламентируют осуществление правоотношения в какой-либо конкретной сфере. Что касается комплексных актов, то к таковым можно отнести все те нормативно-правовые документы, которые регламентируют правовые отношения в разных сферах действия закона. Примером такового может стать Конституция государства, которая предписывает права и обязанности физических и юридических лиц в разных сферах государственной жизни. Среди других актов прекрасным примером такового является Закон РФ «О валютном регулировании и контроле».

По юридической силе

Юридическая сила нормативных правовых актов РФ напрямую зависит от того, какую значимость имеет документ для всего населения страны. Также она определяется тем, какой орган издает документ. В иерархической лестнице юридических документов акты, изданные Президентом, несомненно, будут считаться выше тех, которые предписываются органами Правительства или местного самоуправления. Очень часто они используются для более подробного толкования подзаконных актов.

По юридической силе нормативные акты в РФ делятся на законы и подзаконные акты, локальные документы, а также те, которые издаются органами самоуправления на местах. Среди всех них наивысшую степень значимости имеет Конституция, являющаяся основным законом государства. После нее на иерархической лестнице находятся различные законы, которые принимаются для регулирования правоотношений в конкретных сферах жизни и деятельности как людей, так и юридических лиц.

Меньшей значимостью обладают документы, изданные органами местного самоуправления, которые предписывают правила поведения для населения определенного региона. И, наконец, среди всех перечисленных актов наименьшей значимостью обладают локальные, так как они распространяют свою силу только на уровне определенного учреждения.

Законы и подзаконные акты

В группе нормативных правовых актов РФ юридической силы большей степени обладают законы, а также изданные под их началом подзаконные акты. Каждый закон очень важен для государства потому, что в его содержании в обязательном порядке содержатся сведения относительно прав, свобод и обязанностей как простого человека и гражданина, так и юридических лиц в определенной сфере юридической жизни государства и общества.

Среди всех законов огромное значение имеет Конституция РФ, которая предписывает не только права и свободы граждан страны, но также лиц с иными статусами, но еще и определяет статус страны, а также некоторых ее важных органов.

Кроме конституции в законодательной базе, имеются иные законы и кодексы, в которых наиболее четко отражены правовые особенности поведения в различных сферах жизнедеятельности. Например, суть отношений, связанных с использованием земли отражены в статьях Земельного кодекса. Точные меры наказаний за совершения преступлений и проступков, а также описания самих деяний, за которые полагается ответственность, прописаны в статьях Административного и Уголовного кодексов, а тонкости правоотношений, связанных с ведением совместного быта, заключением брака, вступлением в наследство, рассмотрены в Семейном кодексе, а также отчасти в Гражданском.

Подзаконными актами — это все документы нормативного характера, которые издаются к отдельным законам определенными органами исполнительной власти, в компетенции которых находится решение отраслевых вопросов, отраженных в документе. Кроме этого, орган, который издает подзаконный акт, непременно должен обладать правом законотворчества. Подзаконные акты в России издаются федеральными ведомствами, министерствами, а также другими органами исполнительной власти. Каждый подзаконный нормативно-правовой акт должен в точности соответствовать всем нормам законов РФ, и не противоречить им ни в коей части.

Еще одним распространенным видом нормативных правовых актов являются договора. Яркими примерами договоров, которые имеют силу нормативно-правового акта, являются коллективные, которые заключаются на предприятиях между сотрудниками в лице профсоюза и руководствующим органом или единоличным начальником всей организации. Данный вид нормативного правового акта имеет локальный характер и широко применяется в сфере трудового права.

businessman.ru

Классификация нормативно-правовых актов:

по юридической силе:

А) законы (Конституция – основной закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ);

Б) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления, распоряжения, Правительства РФ, инструкции федеральных органов исполнительной власти);

В) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (например, решения представительных органов местного самоуправления);

Г) локальные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы, распоряжения).

по процедуре (особенностям) принятия:

А) акты, принимаемые в результате референдума;

Б) акты, издаваемые государственными органами;

В) акты органов местного самоуправления;

Г) акты локального действия (организаций, учреждений).

по сроку действия:

Б) временные – действуют определенный период времени.

по территории действия:

Г) локальные (имеют силу на территории организаций).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

по предмету правового регулирования:

А) специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

Б) комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.

Дополнительно (на всякий случай):

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Рассмотрим их в порядке убывания юридической силы.

1) Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке (порядке законотворчества) высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По юридической силе и предназначению законы делятся на:

конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства)

обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества).

Среди обыкновенных выделяются кодифицированные и текущие.

Текущие (обыкновенные) федеральные законы – законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

Кодифицированные законы – это крупные акты, объединяющие и систематизирующие нормы отдельной отрасли права (семейный, трудовой, лесной, земельный, бюджетный, налоговый, КоАП).

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные 1 .

В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства.

Высшая юридическая сила закона предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Законы представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов — например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и др.

2) Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам России относятся:

нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России.

Указ уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

нормативные постановления Правительства России.

Постановления Правительства РФ — так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ — не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения).

различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств (федеральных служб и агентств).

Акты министерств и ведомств (ведомственные акты) – постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения, которые могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Подзаконные акты принимаются не только государственными органами (федеральными и региональными), но и местными.

Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления издаются в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействуют на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

2. Основные правовые системы современности.

Международное право как особая система права. Англо-саксонская и континентальная (Артамонов).

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Одна из основных мировых правовых систем, иногда также называется романо-германской. К.п.с. Возникла в континентальной Европе на базе римского права, а также канонического права и местных обычаев.

Для К.п.с. Характерны кодифицированное построение (см. Кодификация), единый фонд основных правовых понятий. Единая иерархическая система источников права, деление на отрасли (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.).

Во всех странах К.п.с. Есть писаные конституции.

В большинстве стран, где господствует К.п.с., приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма велика система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников К;п.с. Значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министерств и др. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в ряде случаев органы исполнительной власти регулируют отношения самостоятельно, для чего законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство).

Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые в определенных условиях могут выступить основанием для решения дел.

Внутри К.п.с. Можно выделить две основные группы — римское (романское) право (наиболее последовательно отражено во французском праве; также нашло свое воплощение в правовых системах Бельгии, Голландии, Италии, Португалии, Испании) и германское право,на которое значительное влияние оказала германская юридическая наука (Австрия, Швейцария, РФ и некоторые другие страны).

К.п.с. Сложилась в итальянских, французских и германских университетах в XII-XVI вв. На базе Свода Юстиниана (см. Также Рецепция римского права).

К.п.с., существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась практически на всю Латинскую Америку, бывшие французские, бельгийские и португальские колонии Африки, страны Востока, Японию. Это объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских государств, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Во всех странах К.п.с. Признает деление права на публичное право и частное право.

Англо-саксонская правовая система

правовая система, сформировавшаяся в Англии в результате влияния на правовые нормы английской буржуазной революции и некоторых др. Особенностей исторического развития страны Основные ее черты:

А) главным источником служит общее право (common law), основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с т.н. «статутным правом» (statute law), базирующимся на актах парламента;

Б) весьма слабое развитие кодификации;

В) архаичность форм закрепления права (так, считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г.);

Г) слабое влияние римского права, отсюда — отсутствие четкого деления права на публичное и частное, полная свобода завещания, громоздкость и запутанность формулировок. А.-с.п.с. Распространялась на территории бывших колоний Англии (Сев. Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.).

3. Закон и подзаконные акты.

Понятие, виды, применение (Артамонова).

Закон-это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению, и прежде всего по юридической силе, делятся на основные и обыкновенные. Основные законы- это Конституции. Конституция-это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ утверждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества ( Напр.Закон о Конституционном Суде РФ).

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства ,которые посвящены различным сторонам политической ,экономической ,социальной жизни общества. По своей внутренней структуре делятся на текущие(закон о бюджете ,кот. Действует только в течении определенного года) и кодифицированные(кодексы ,уставы, положения) .Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Конституции.

Подзаконный акт-это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

1.Общие подзаконные акты. Действие этих актов распространяется на всех лиц находящихся на территории определенного государства. К ним относятся: нормативные указы президента, постановления правительства.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т.д.Действие местных актов ограничено подвластной им территорией.

3. Ведомственные подзаконные акты. Представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако распространяются на ограниченную сферу общественных отношений (банковские, транспортные, правоохранительные и т.д.)

4. Система российского права. Отрасли права.

Понятие отрасли права. Гражданское, семейное, трудовое, уголовное, административное. (Богомолова)

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

При этом не следует смешивать понятия «система права» (внутреннее строение права, взятое в качестве отдельного явления) и «правовая система» (правовая организация всего общества, совокупность всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве). Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система права характеризуется такими чертами, как

единство (определяется: во–первых, единством выраженной в них государственной воли; во–вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в–третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в–четвертых, единством конечных целей и задач),

способность к делению,

объективность (важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть — например, в Англии право не систематизировано),

обусловленность социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами.

Систематизация – это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются:

б) отрасль права;

в) подотрасль права;

г) институт права;

Отрасль права обусловлена качественной однородностью той или иной сферы общественных отношений. Отрасль рождается из социальных и практических потребностей.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, вместе с тем они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения, поскольку различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Разделение всех юридических норм на материальные (регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т.д.) и процессуальные (определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы) обусловливает формирование аналогичных отраслей права. В соответствии с Конституцией России 1993 года у нас в стране признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях.

Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы, К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско–процессуальное, административно–процессуальное, уголовно–процессуальное, Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Конституционное право – ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно–закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы, как сказано в них самих, имеют прямое действие.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – кредитор; заказчик – подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт – Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81–ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г.), Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60–ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г.), Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования – диспозитивный.

Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно–хозяйственным назначением. Основной нормативный акт – Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ. Методы регулирования – дозволения, разрешения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–ФЗ. Метод регулирования – поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт – Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.). Ведущие методы – равенство сторон и диспозитивный.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (действующая редакция) (с изм. и доп. от 4 марта 2002 г.). Метод регулирования – императивно – запретительный.

Уголовно–процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт – Уголовно–процессуальный кодекс (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. Ведущие методы регулирования – императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Гражданско–процессуальное право – это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт – Гражданский процессуальный кодекс РФ. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

В настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно–технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное.

Источник: компиляция из учебного пособия образовательного сайта Павлова Н.Е. (http://www.pavlov-ne.ru/sistemarossiyskogoprava/index.html), учебника «Общая теория права и государства» В.С. Нерсесянц

5. Правонарушение. Юридическая ответственность.

Понятие правонарушения. Виды и признаки правонарушения. Понятие юридической ответственности и ее виды. Признаки юридической ответственности. (Ёлкина)

Правонарушение-общественно-опасное вредоносное, виновное противоправное деяние совершенное дееспособным лицом обязанное понести меру юридической ответственности определенную санкцией соответствующей юридической нормой.

1)это всегда действие или бездействие (не считая мысли….свойства личности деяние является всегда волевым, совершается лицом добровольно)

2)виновность-отношения индивида к совершаемому деянию. Индивид осознает асоциальный характер данного деяния, а также последствия такого деяния, желает или допускает это.

3)Првонарушение-противоправное, то есть нарушает установленные нормы права.

4)социальная вредность-ущерб государству, обществу, индивиду.

5)правонарушение является основанием привлечения лица к юридической ответственности, заключается в применение к нему мер негативного характера. В зависимости от вредоносности выделяют: преступление и проступок.

Правонарушение-совокупность признаков необходимых и достаточных для квалификации деяния субъектов.

4 элемента состава:

1)объект — охраняемые нормами соответствующие отрасли права, общественные отношения, в том числе права и интересы лица. Выделяют общий, родовой непосредственный. К общему — общественное урегулирование той или иной отрасли права объединенное тем или иным институтом. Родовой объект- отрасль права, объединенная тем или иным институтом права. Непосредственный объект- конкретное правонарушение на которое посягается и причиняется ущерб.

2)объективная сторона — внешнее проявление деяния. Ущерб или вредоносное последствие.

3)субъект- лицо, достигаемое деликта способного возраста, дающее отчет в своих действиях и способное ими руководить.

4)субъективная сторона — внутреннее психологическое отношение субъекта к деянию. Характеризуется:

1)виной (психологическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям)

А) умысел (субъект осознает противоправность совершенного деяния)

Б)неосторожность (субъект не осознает противоправность деяния и его последствий)

Юридическая ответственность-обязанность лица претерпевать определенные лишения предусмотренные санкцией юридической нормы осуществляемые посредством государственного принуждения и выражаемое в форме лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера.

1)вид государственного принуждения

2)фактически основанием юридической ответственности является совершение правонарушения.

3)мерами ответственности являются соответствующие отраслевые санкции.

4)санкции могут ограничивать личные, имущественные и иные свободы лица

5)меры юридический ответственности применяются уполномоченными органами.

6)Цель применения — наказание нарушителя, восстановление ущерба.

studfiles.net

43 определите вид законов по юридической силе

44. Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

www.e-reading.club

43 определите вид законов по юридической силе

1) Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. Учреждение Государственного совета;

2. Проведение переписи населения;

3. Создание обществ защиты прав потребителей;

4. Проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) Институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) Институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны и А, и Б; 4) Оба суждения неверны.

3) Исключительным признаком правового государства является постулат:

1.Источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.Все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.Принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.Принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2. Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

1.Гражданское; 2. Тоталитарное;

3. Правовое; 4. Авторитарное.

6) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права; 2.Справедливость; 3.Разделение властей.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

1.Аристотель; 2.Цицерон; 3.Ш. Монтескье.

8) Разделение властей необходимо для:

1. Сосредоточение власти в одних руках;

2. Исключения монополизации власти;

3. Исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей:

1.Аристотелю; 2. Ш. Монтескье; 3. И. Канту

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении:

« Не царь — закон, а закон — царь»?

1.Социалистического; 2.Тоталитарного; 3. Правового.

Практическая работа по теме «Правовые нормы»

1. Найдите нормы права, содержащиеся в приведенных ниже статьях ГК РФ, СК РФ.

2. Определите в них гипотезу, диспозицию, санкцию, а также их разновидности:

  • Гипотеза — простая, сложная, альтернативная.
  • Диспозиция – простая, описательная, отсылочная, бланкетная.
  • Санкция – абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная.

3. Определить способ изложения правовой нормы: прямой, отсылочный, бланкетный.

4. Определите вид правовой нормы по различным классификациям, предложенным в учебнике на странице 44.

Образец: СК РФ: ст.12.ч.2 Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Гипотеза: при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Диспозиция: брак не может быть заключен.

Способ изложения : бланкетный.

  1. По виду регулируемых общественных отношений: семейно-правовые.
  2. По юридической силе: норма закона.
  3. По характеру содержащихся в тексте правил: запрещающая.
  4. По действию во времени: неопределенно-длительная.
  5. По кругу субъектов права: общая.
  6. По пределам действия нормы в пространстве: общего действия.
  7. По способу установления правил поведения: императивная.

ГК РФ: ст.367 ч. 3 Поручительства прекращается, если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем.

ГК РФ: ст. 730 ч. 2 Договор бытового подряда является публичным договором.

ГК РФ: ст. 746 ч. 1 Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

СК. РФ: ст. 50 В случае смерти лица, которое признало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам. Установленным гражданским процессуальным законодательством.

СК РФ: ст. 107 При отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи, указанные в статьях 80-99 настоящего Кодекса. Вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.

Тест по теме «Права человека»

1. Как называется принцип, содержащийся в Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

А. Принцип справедливости судопроизводства;

Б. Принцип гарантированности достоинства личности;

В. Презумпция невиновности.

2. В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, собираться:

А. В боевой форме;

Б. По строго намеченной программе;

В. Мирно, без оружия.

3. Кто по Конституции РФ не имеет права избирать и быть избранным?

А. Граждане, находящиеся в оппозиции к правительству;

Б. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

В. Граждане, признанные судом недееспособными;

Д. Граждане, плохо говорящие по-русски.

4. Какой элемент права на труд явился в последнее время ярким свидетельством демократизации общественной жизни?

А. Право на отдых;

Б. Право выбирать род деятельности и профессию;

В. Право на забастовку.

5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка?

А. В 1948 г.; Б. В 1959 г.; В. В 1966 г.; Г.В 1989 г.

6. Какая политическая система обычно практикует геноцид?

А. Тоталитарная; Б. Демократическая; В. Авторитарная.

7. Малая часть народа, права которой нередко нарушаются в недемократических государствах, называется:

А. Изгои; Б. Меньшинства; В. Компании.

8. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:

А. Обязанности имеют приоритет над правами;

Б. Права имеют приоритет над обязанностями;

В. Нет прав без обязанностей.

9. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности:

А. Хорошее знание политики и права;

Б. Способность к служению – родине, государству, обществу;

В. Высокие нравственные качества;

Г. Чувство патриотизма;

Д. Все вышеперечисленное.

10. В чем был смысл паспортизации населения страны:

А. Фиксация гражданства;

Б. Возможность поставить штампы о регистрации брака и наличии детей;

В. Закрепление граждан в местах проживания, затруднения в передвижении по стране, плотный контроль за личностью.

Тест по теме «Структура органов государственной власти в РФ»

1. Государственная Дума РФ состоит из:

А. 450 депутатов; Б. 178 депутатов; В. 225 депутатов; Г. 83 депутатов.

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

А. 1948 г. В. 1993 г.

Б. 1959 г. Г. 1989 г.

3. В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ осуществляет:

Б. Правительство РФ;

В. Кабинет Министров РФ;

Г. Государственная Дума РФ;

4. Чертой, нехарактерной для демократического политического режима, является:

Б. Жесткая регламентация всех сторон жизни граждан;

В. Наличие органов судопроизводства;

Г. Участие представителей народа в управлении государством.

5. Конституция РФ была принята:

А. Указом Президента РФ;

Б. На совместном заседании Федерального Собрания РФ;

В. На всенародном референдуме;

Г. На заседании Государственной Думы РФ.

6. Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост Президента РФ является:

А. Пол; В. Возраст;

Б. Размер годового дохода; Г. Профессия.

7. Президент России является:

А. Главой Правительства;

Б. Главой государства;

В. Главой судебной власти;

Г. Главой парламента.

8. Гарантией общества от всевластия Президента является:

А. Возможность переизбирать Президента каждые 4 года;

Б. Возможность переизбирать Президента каждые 6 лет;

В.Возможность переизбирать Президента каждые 8 лет;

9. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом, является(ются):

А. Государство; В. Партии;

Б. Средства массовой информации; Г. Общественные движения.

10. Любое государство характеризуется:

А. Возможностью осуществлять принуждение;

Б. Взаимной ответственностью государства и личности;

Г. Разделением властей.

11. Конституционная обязанность граждан:

А. Избирать в органы государственной власти; В. Защищать Отечество;

Б. Сообщать об известных им преступлениях; Г. Участвовать в отправлении правосудия.

12. Правовые отношения родителей и детей регулирует:

А. Конвенция прав ребенка; В. Семейный кодекс;

Б. Гуманитарное право; Г. Административный кодекс.

13. Правоотношения по поводу имущества регулируются отдельной отраслью права — …………………………………..

14. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью:

А. Демократию; В. Суверенитет народа;

Б. Права и свободы человека; Г. Мир и безопасность.

15. Разработка бюджета в РФ согласно Конституции является функцией:

А. Президента РФ; В. Правительства РФ;

Б. Счетной палаты; Г. Федерального собрания

Тест по теме «Конституция РФ»

1. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право… Какое понятие объединяет эти термины? ……….

2. Каково второе название конституционного права:

А. Основное право;

Б. Государственное право;

В. Управленческое право.

3. «Конституция» образована от латинского « constitution », что означает:

4. Какое понятие соответствует понятию «конституция»:

А. Это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

Б. Это присяга на верность государству;

В. Это Основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

5. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире:

6. В какой развитой демократической стране нет конституции, а есть отдельные конституционные акты:

7. Как называлось собрание конституционных актов Российской империи, действовавшее до февраля 1917 г.:

А. Конституция Российской империи;

Б. Основные государственные законы;

В. Принципы государственного управления.

8. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»:

А. В 1905 г; Б. В 1918 г. В. В 1924 г.

9. Сколько конституций было принято в нашей стране после октябрьской революции 1917 г.:

А. Две; Б. Четыре; В. Восемь.

10. Когда была принята последняя Конституция СССР:

А. В 1965 г.; Б. В 1977 г.; В. В 1985 г.

11. Установите соответствие:

1. Конституция СССР 1977 г.,

Конституция РСФСР 1978 г.

А. «… Единственным источником власти…является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления…»

Б. «… Вся власть принадлежит народу… Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов…»

2. 2. Конституция РФ

В. «…В соответствии с целями коммунистического строительства граждане… имеют право объединяться в общественные организации…»

Г. « … Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется…»

12.Необходимость принятия новой Конституции (в 1993 г.) определялась тем, что:

А. Коренным образом изменились экономические и политические основы жизни общества;

Б. К власти пришли люди, которым старая конституция не нравилась;

В. В России давно не принимали новых конституций.

13. Достоинством Конституции РФ 1993 г. является:

Б. Наличие большого раздела о правах и свободах человека и гражданина;

В. Публицистичность ее формулировок.

14. К недостаткам Конституции РФ (1993 г.) относятся:

А. Слишком большой круг полномочий Государственной Думы;

Б. Слишком большой круг полномочий Президента РФ;

В. Слишком большой круг полномочий Правительства РФ.

15. История знает несколько способов принятия конституций: конституционным собранием, парламентом, на референдуме, указом монарха или президента. Как вы думаете, почему в 1993 г. в России был избран способ принятия новой Конституции с помощью референдума?

Тест по теме «Теории происхождения права»

Задание: Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

1. Человек использует право не только для решения конфликта. Оно нужно ему и тогда, когда возникает потребность созидать, предотвращать опасные поступки. Право необходимо, чтобы ре гулировать общественную жизнь. Речь идет о:

а) теории примирения; б) регулятивной теории;

в) теологической теории; г) классовой теории.

2. Автором теологической теории происхождения права является:

а) Г Берман; б) Г Гуго;

в) Аристотель; г) Ф. Аквинский.

3. Теория естественного права разработана в трудах:

а) Конфуция; б) Аристотеля;

в) Г Бермана; г) Л. И. Петражицкого.

4. Правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах, назы­ ваются:

а) табу; б) моралью;

в) традициями; г) мононормами.

5. Назовите один из первых памятников права Древнего Рима:

а) Салическая правда; б) Законы XII таблиц;

в) Ринуарскал правда; г) Бургундская правда.

6. Основоположником психологической теории происхождения права является:

а) Ж. Гобино; б) Е. Дюринг;

в) Г. Гроций; г) Л.И. Петражицкий.

7. Право формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые удобны для людей, ибо не навязы­ ваются извне, но государство придает им общеобязательный ха рактер, санкционирует, и за их нарушение следует юридическая ответственность. Так понимали право представители:

а) нормативистской теории;

б) социологической школы права;

в) психологической теории;

г) теории примирения.

8. Право — система иерархических норм, содержащихся в инди­видуальных актах, договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязатель­ ность права не привносится извне, а содержится в самом праве. Речь идет о:

а) нормативистской теории происхождения права;

б) естественно-правовой теории;

в) исторической теории;

г) теории правовой специализации.

9. Представителем исторической теории происхождения права является:

а) Г. Гуго; б) Ф. Аквинский;

в) К. Савиньи; г) Т. Гоббс.

10. Верны ли утверждения?

А. Совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой, называется позитивным правом.

Б. Система юридических норм, санкционированных или уста­ новленных государством и выраженных в форме законов и подза­ конных актов, называется естественным правом.

Домашняя проверочная работа «Право как социальный регулятор»

1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны.

2. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Ежели кто на корабле дерзнет во время походу с оружием подняться противу капитана, того капитан должен на месте жизни лишить»?

А. Нормы морали; Б. Нормы права;

В. Традиции и обычаи; Г. Правила этикета.

3. Что является элементом нормы права?

А. Коллизия; Б. Превенция;

В. Санкция; Г. Презумпция.

4. Укажите элементы структуры нормы права.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога … в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

5. Установите соответствие между социальными нормами и их характеристиками:

А. Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч.

Б. Формулирует свои требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме.

В. Нормы формируются в письменном виде, как законы, указы, судебные решения.

Г. Нормы предполагают идеал человеческого поведения, нравственную цель, к которой должен стремиться каждый человек.

Д. Может регулировать только поступки людей, только их действия, но не может вмешиваться в мир мыслей и чувств.

Е. Их исполнение обеспечивается совестью и давлением общественного мнения.

6. Перечислите источники права: 1- правовой обычай, 2 – НПА, 3 -…, 4 — …, 5 — …, 6 — …..

А. Документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Б. Нормативный акт, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

В.Соглашение между двумя или несколькими субъектами права.

Г. Правовой акт управления.

9. Как выглядит иерархия (последовательность) источников права Российской Федерации?

А. Указ Президента, Конституция РФ, Федеральный закон, Постановление Правительства РФ.

Б. Конституция РФ, Федеральный закон, Указ Президента, Постановление Правительства РФ.

В. Постановление Правительства РФ, Указ Президента, Конституция РФ, Федеральный закон.

Г. Конституция РФ, Указ Президента, Постановление Правительства РФ, Федеральный закон.

10. Закон приобретает свою окончательную официальную форму после:

А. Подписания Президентом РФ; Б. Принятия Государственной Думой;

В. Опубликования в официальных изданиях; Г. Одобрения Советом Федерации.

11. По методу правового регулирования различают нормы:

А. Императивные и диспозитивные;

Б. Поощрительные нормы, нормы наказательного характера;

В. Конституционного, гражданского, административного и др. права;

Г. Постоянные и временные.

12. Выберите верное суждение.

А. Публичное право охраняет государственные интересы.

Б.Частное право есть область власти и подчинения.

В. Частное право защищает интересы общества и государства.

Г. Публичное право защищает имущественные интересы отдельных лиц.

13. Установить соответствие:

А. Юридические фикции;

В. Правовые аксиомы.

1) Предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное.

2) Утверждения, которые не требуют доказательств.

3) Положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных.

14. Что утверждает презумпция невиновности: 1 — …………………, 2 — …………………, 3 — ………………

15. В рамках неофициального толкования выделяют:

А. Ограничительное толкование;

Б. Обыденное толкование;

В. Профессиональное толкование;

Г. Доктринальное толкование.

А. Теологическая теория;

Б. Регулятивная теория;

В. Историческая теория.

1) Действующее в государстве право не является совокупностью законов. Порождаемое народным сознанием. Оно возникает неожиданно. «Дух народа» проявляется в обычаях, традициях, которые и являются основой права.

2) Право необходимо. Чтобы регулировать общественную жизнь, для поддержания порядка в стране.

3) Право создано Богом для того, чтобы урегулировать взаимоотношения между людьми. Такое право даруется человеку через правителя, который наделяется особым ореолом святости.

17. Человек использует право не только для решения конфликта. Оно нужно ему и тогда, когда возникает потребность созидать, предотвращать опасные поступки. Право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь. Речь идет о:

А. Теории примирения; Б. Регулятивной теории;

В. Теологической теории; Г. Классовой теории.

18. Теория естественного права разработана в трудах:

А. Конфуция; Б. Аристотеля;

В. Г. Бермана; Г. Л. И. Петрожицкого.

19. К способам изложения норм права в статьях НПА относится:

А. Прямой; Б. Бланкетный;

В. Диспозитивный; Г. Императивный.

20. Определите, к каким отраслям права относятся правовые институты:

А – институт заключения брака — ………………………..

Б – институт время отдыха — ……………………………..

В – институт местного самоуправления — ………………………..

21. Вставьте понятия и словосочетания из имеющегося перечня в предложенный в задании текст.

Россия является многонациональным государством, поэтому на ее территории существует множество (1)……. Наиболее распространено среди россиян христианство, которое является одной из (2)…….. Большинство россиян исповедует (3)…. что имеет историко-культурные причины. Второй по численности религиозной общиной России является (4)……. Некоторые народы Севера России исповедуют (5)…, так как поклоняются силам природы, животным.

Существование множества религий в одной стране может привести к (6)…..Одним из способов их преодоления является воспитание в обществе (7)…. то есть уважения к представителям всех религий.

Согласно Конституции Россия является (8)…. то есть церковь отделена от государства и ни одна религия не может быть названа государственной. Но религия играет в обществе довольно значимую роль. Прежде всего, задачей религии в современном мире является нравственное воспитание людей.

sites.google.com

Смотрите так же:

  • Правила землепользования и застройки города краснодара 2014 Правила землепользования и застройки города краснодара 2014 Правила землепользования и застройки Утверждены решением Омского городского Совета № 201 от 10 декабря 2008 года. Разработка Правил преследовала следующие основные цели: обеспечение устойчивого развития Омска; сохранение окружающей среды и объектов […]
  • Уменьшение пенсии работающим Для работающих пенсионеров в России отменят пенсии Недавно появились новости в СМИ о том, что пенсии для работающих пенсионеров отменят, и что 2018 год пройдет без выплат для данной категории граждан. Решения официальных органов Как стало известно, уменьшение пенсии работающим пенсионерам в 2018 году в России, не […]
  • Саратов нотариусы волжского района Современная архитектура. Сервис, строительство, ремонт Популярное Главная » Справочники » Нотариусы Саратова и Саратовской области. Адреса и телефоны Нотариусы Саратова и Саратовской области. Адреса и телефоны Нотариусы Волжского р-на Ачкасова Ольга Александровна 410003, г. Саратов, ул. Кутякова, д. 12 (8452) […]
  • Приказ следственного комитета 72 от 03052011 Приказ СК России от 03.05.2011 N 72 (ред. от 05.03.2012) "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении […]
  • Штраф 43 Штрафы по 44 ФЗ Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это […]
  • Рапорт на увольнение по состоянию здоровья мвд Болезнь или травма: особенности увольнения для сотрудников МВД Увольнение сотрудников Министерства внутренних дел регулируется положениями Федерального закона «О полиции» (40-я статья). Также уход со службы в результате полной или частичной утраты работоспособности предусмотрен Трудовым кодексом (83-я статья, пункт […]
  • Работа в гМоскве с проживанием Работа в гМоскве с проживанием Master-Staff Group • Москва Гросс/год: 51 000 руб. Повар-универсал Деловой Город • Москва Гросс/год: 65 000 руб. Кухонный рабочий Гросс/год: 45 000 руб. Грузчик на склад, вахта с проживанием Работа с проживанием, Упаковщики/вахта в Москве Единый Кадровый Центр • Москва Упаковщики, […]
  • Ветеран труда тверской области закон Ветеран труда Тверской области Есть 20 лет северного стажа и 12 местного (Тверского). В пенсионном северный стаж идёт как 1 к 1.5. Хотим оформить ветерана труда. Северный стаж идёт как 1 к 1.5 для получения ветерана труда Тверской области? Ответы юристов (4) Законом Тверской области от 16.12.2010 № 112-30 трудовой […]