Договор купли продажи на продукты питания

Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом изменений, внесённых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

1. По вопросу порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению.

В соответствии с положениями статей 5 и 6 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, вступившей в силу 22 июля 2011 года, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в частности, установление порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в указанной редакции) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

В этой связи, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона N 171-ФЗ.

Вместе с тем, согласно вступившей в силу редакции абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, после 22 июля 2011 года сохраняют свое действие все положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие дополнительные особые требования ко времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции.

2. По вопросу прекращения розничной продажи алкогольной продукции обособленными подразделениями лицензиатов, расположенными на в местах, не соответствующих особым требованиям к осуществлению такой деятельности, установленным Федеральным законом N 218-ФЗ

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, вступившей в силу с 22 июля 2011 года, розничная продажа алкогольной продукции, в частности, запрещена: на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а также к объектам спорта; на остановочных пунктах движения всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях; в нестационарных торговых объектах.

При этом запрет на розничную продажу алкогольной продукции в указанных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также в нестационарных торговых объектах, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, согласно новой редакции статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 2011 года, действуют до окончания срока их действия.

Однако организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестаёт соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии (статья 19 Федерального закона N 171-ФЗ).

При этом в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается (статья 20 Федерального закона N 171-ФЗ).

Ввиду вышеизложенного лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22 июля 2011 года, действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Однако непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Организация также обязана прекратить осуществление розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, место расположения которого относится к территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации. Вместе с тем, взаиморасположение торговых объектов и объектов спорта, детских, образовательных и медицинских организаций должно учитываться органами местного самоуправления при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований.

3. По вопросу распространения действия Федерального закона N 171-ФЗ на пиво и пивные напитки

Федеральным законом N 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков.

До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона N 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

При этом ГОСТ Р 53358-2009 «Продукты пивоварения. Термины и определения» устанавливает, что пиво — пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла.

Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона N 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что соответствует определению пищевых продуктов, установленному статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которому пиво относится к алкогольной продукции.

Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона N 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона N 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ.

Следовательно, после отмены Федеральным законом N 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона N 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.

4. По вопросу ограничения времени продажи алкогольной продукции

Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, вступившей в силу 22 июля 2011 года, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

При этом частью 5 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года указанный запрет не применяется в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции

Вместе с тем, согласно вступившей в силу редакции абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, после 22 июля 2011 года применяются все положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие дополнительные (относительно установленных Федеральным законом N 171-ФЗ) ограничения времени продажи алкогольной продукции.

5. По вопросу правомерности представления договоров субаренды в качестве документов, подтверждающих наличие у организации стационарных торговых объектов и складских помещений

Согласно части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в том числе, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды указанной нормой не предусмотрены. В этой связи, для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

6. По вопросу запрета на заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Федеральным законом N 218-ФЗ в статью 26 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Указанный запрет распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ, то есть с 22 июля 2011 года, поскольку согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

7. По вопросу ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в соответствующей части сохраняют действие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

8. По вопросу требований о наличии у организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений, а также контрольно-кассовой техники

Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований.

Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом согласно пункту 17 статьи 19 указанного Федерального закона лицензирующий орган продлевает (отказывает в продлении) срок действия лицензии в порядке, установленном для выдачи лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.,

При этом в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ с 1 июля 2012 года вступают в силу требования, установленные абзацем первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно котором организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику.

Необходимо отметить, что норма подпункта 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензий, а норма абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.

При этом частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, а требования абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона N 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 21 июля 2011 года.

Следовательно, с 22 июля 2011 года организации для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Вместе с тем, организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 года, обязаны обеспечить соблюдение требований абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ с 1 июля 2012 года.

9. По вопросу о государственной регистрации договоров аренды, подтверждающих наличие у организации стационарных торговых объектов и складских помещений

Согласно части 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, а несоблюдение требования о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность. Таким образом, информация и данные, содержащиеся в таком договоре, являются недостоверными.

При этом выявление недостоверной информации и обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются, соответственно, основаниями для отказа в выдаче лицензии (пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ), а также ее аннулирования (пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).

10. По вопросу об отсутствии необходимости наличия заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации экологическим требованиям для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Норма подпункта 4 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ является общей для правоотношений, связанных с выдачей лицензий на все виды деятельности, порядок которой установлен Федеральным законом N 171-ФЗ.

Вместе с тем, перечень документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, установлен специальной нормой пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ и не содержит в себе указания на заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации экологическим требованиям.

В этой связи общая норма подпункта 4 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в части соответствия складских помещений и стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего оборот алкогольной продукции экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не применяется при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

11. По вопросу распространения требования о снятии остатков лицензирующим органом на розничную продажу алкогольной продукции

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено.

12. По вопросу правомерности хранения и реализации остатков алкогольной продукции в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Норма пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ не распространяется на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующей лицензии влечет конфискацию такой продукции в рамках производства по делу о соответствующем административном правонарушении.

13. По вопросу декларирования розничной продажи алкогольной продукции

В соответствии с положениями статей 5 и 6 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, которая вступила в силу 22 июля 2011 года, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в частности, установление порядка лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и принятие соответствующих деклараций.

Положения Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающие установление единого порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции, вступают в силу с 1 января 2012 года.

До указанной даты сохраняют свою силу нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые до 22 июля 2011 года, касающиеся введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установления порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

14. По вопросу подтверждения наличия у организации стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организацией при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах

Документы, представляемые организациями в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, перечислены в пункте 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

Указанные документы представляются в целях подтверждения соответствия организации, обратившейся за получением лицензии, лицензионным требованиям.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем десятым пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания.

В этой связи для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организацией при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, предоставление документа, подтверждающего наличие у этой организации стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, не требуется.

15. По вопросу о форме лицензии

Пунктом 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако до определения Правительством Российской Федерации указанного органа, и издания этим органом соответствующего нормативного правового акта сохраняют свое действие положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие форму лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

16. По вопросу о порядке переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в случае включения в нее нового обособленного подразделения

Переоформление лицензии в случае включения в нее нового обособленного подразделения осуществляется в соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган.

Для осуществления лицензируемого вида деятельности в новом обособленном подразделении лицензиат представляет в лицензирующий орган документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, в отношении этого обособленного подразделения, после чего лицензирующий орган проводит в указанном подразделении внеплановую выездную проверку в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ.

17. По вопросу возврата алкогольной продукции поставщику организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции

Правоотношения, возникающие между поставщиком алкогольной продукции и организацией, осуществляющей ее розничную продажу, в связи с договором поставки алкогольной продукции, регулируются нормами гражданского законодательства и Федерального закона N 171-ФЗ.

В этой связи возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар.

18. По вопросу розничной продажи пищевой продукции с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,5 процента объема готовой продукции

Согласно определению, установленному подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, действующей до 1 июля 2012 года, алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Однако с 1 июля 2012 года вступит в силу новая редакция указанного подпункта, согласно которой алкогольной продукцией будет признаваться пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

В этой связи с указанной даты на пищевую продукцию с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,5 процента объема готовой продукции, не включенную в вышеупомянутый перечень, будут распространяться особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.

19. По вопросу условий хранения алкогольной продукции

Согласно пункту 3 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н, на площади складского помещения лицензиата (соискателя лицензии), подтвержденной при обследовании организации на соответствие представленным документам, не допускается:

1) хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару;

2) размещение на одном поддоне разных видов продукции;

3) размещение продукции, не обеспечивающее свободный подход к хранящейся продукции.

При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в частности, установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В настоящее время Росалкогольрегулированием проводится разработка соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом изменений, внесённых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Текст разъяснений официально опубликован не был

Обзор документа

22 июля 2011 г. вступили в силу поправки к законодательным актам России, касающиеся лицензирования розничной продажи алкоголя и особых требований к ее осуществлению.

Разъяснено, что после указанной даты сохраняют свое действие все положения региональных нормативных правовых актов, устанавливающие дополнительные требования ко времени, условиям и местам продажи таких товаров.

Алкоголь нельзя продавать около детских, образовательных, медицинских учреждений, спортивных объектов, на остановках общественного транспорта, на автозаправках, вокзалах, в аэропортах и др. Исключение — если в готовой продукции этилового спирта не более чем 16,5%.

Лицензия на розничную продажу алкоголя, выданная до 22 июля 2011 г., применяется до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют установленным требованиям к данному виду деятельности. Если их расположение не удовлетворяет названным условиям, то лицензия переоформляется. Соответствующее заявление подается в течение 30 дней после изменения места нахождения.

На производство и оборот пива и пивных напитков, на их употребление распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции, если не предусмотрено иное.

Алкоголем нельзя торговать в розницу с 23.00 до 8.00. Исключение — розничная продажа, осуществляемая организациями (в т. ч. реализация пива и напитков на его основе ИП), при оказании услуг общественного питания, а также магазинами беспошлинной торговли.

При этом до 1 января 2013 г. этот запрет распространяется на пиво и напитки на его основе с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Оборот (в т. ч. розничная торговля) алкоголя без соответствующей лицензии влечет его конфискацию.

www.garant.ru

Агентский договор: что это такое, особенности составления, применения и налогообложения

Агентский договор пришел к нам из англо-американского права, где он является удобной альтернативой договору поручения и комиссии. Для чего применяется агентский договор и как правильно его составить?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Агентский договор сегодня часто используется в тех случаях, когда есть необходимость передать определенные функции или полномочия третьему лицу (организации, индивидуальному предпринимателю, частному лицу), которое в качестве посредника будет выполнять от имени конкретного юридического лица определенные действия. В этой статье мы поговорим об особенностях агентского договора и его преимуществах.

Что такое агентский договор?

Начнем с того, что агентский договор – документ, регулирующий отношения агента (исполнителя), который работает за вознаграждение, и принципала (заказчика). Следовательно, такой документ не что иное, как вид гражданско-правового договора. При этом агент (исполнитель), действуя от имени заказчика, может совершать сделки и другие юридические действия, предусмотренные договором.

По сути, договор агентирования заменяет собой договор комиссии (это верно в том случае, если агент действует от своего имени, например, ведет переговоры или заключает договоры с третьими лицами, в которых может и не указываться, что он — агент) или договор поручения (это верно в том случае, если агент действует от имени принципала по доверенности). Соответственно, если агент действует от имени принципала, то права и обязанности по заключенному с третьей стороной договору, возникают у принципала. А вот если агент действует по поручению принципала, но от своего имени, то в результате сделки именно он и приобретает права и обязанности (даже если принципал согласно договору сделки вступит в отношения с третьей стороной).

После заключения договора агент обязан совершать в интересах принципала определенные действия (при этом если речь идет о юридических действиях, то агент должен иметь соответствующие полномочия, которые должны быть указаны в договоре и подтверждены доверенностью), а принципал обязан оплачивать его работу.

Существенные условия договора

К существенным условиях агентского договора относятся:

  • предмет договора (как правило, это различные юридические и фактические действия);
  • указание, от чьего имени действует агент: от своего или от имени принципала (иногда одним и тем же договором определяется, что в одних сделках агент выступает от своего имени, а в других – от имени принципала).

Срок агентского договора

Что касается срока агентского договора, то по закону он не относится к существенным условиям, поскольку может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока действия.

Если договор заключен на определенный срок, то он истекает с окончанием этого срока. Что же касается бессрочного договора (он вполне может иметь место, поскольку агентский договор, в отличие от договора на выполнение конкретных работ, всегда имеет длящийся характер), то он может быть прекращен в одностороннем порядке (при отказе одной из сторон от дальнейшего исполнения своих обязанностей).

Есть еще причины, по которым агентский договор будет однозначно прекращен:

  • смерть агента;
  • признание агента недееспособным;
  • признание агента безвестно отсутствующим;
  • признание агента частично недееспособным;
  • признание агента банкротом (это относится к индивидуальным предпринимателям и организациям, которые являются агентами).

Выплаты по агентскому договору

Размер вознаграждения, сроки и порядок выплат указываются в договоре, а если по каким-то причинам сумма не указана, то оплата производится в соответствии с общепринятым тарифом на аналогичные услуги. Если же в договоре не указаны сроки выплат, то вознаграждение выплачивается в течение недели с момента предоставления агентом отчета о выполнении поручения принципала.

Особенности и преимущества агентского договора

У агентского договора есть определенные особенности (ближе с ними можно ознакомиться, изучив образец агентского договора), к которым можно отнести следующее:

  • Агентский договор имеет длящийся характер, что означает, что он не может быть заключен для совершения какой-то одной определенной сделки. То есть по агентскому договору агент обязуется совершать (а не совершить) для принципала определенные действия.
  • Как и договор комиссии, агентский договор может ограничивать действия агента определенной территорией.
  • Договор может содержать положение о том, что агент обязуется не заключать подобных договоров с другими принципалами или аналогичное условие для принципала, по которому он не может заключать такие договоры с другими агентами.
  • Принципал полностью финансирует агента для исполнения своих поручений, так как агент всегда действует от имени принципала.
  • Агентский договор в большинстве случаев предполагает возможность заключения агентом субагентского договора. То есть агент может переложить свои обязанности по договору на третье лицо (исключение составляют договоры, в которых такая возможность исключена по соглашению сторон).

Что же касается преимуществ агентского договора, то к ним стоит отнести широкую сферу его применения. Ведь такой договор, который взял наиболее функциональные стороны от договора комиссии и договора поручения, является практически универсальным, так как в его рамках можно предоставлять не только юридические, а еще и многие другие услуги, например, заниматься реализацией товара (при этом товар остается собственностью принципала до того момента, как произойдет его реализация конечным покупателям), услуг, недвижимости и прочее.

Ограничения

Стоит отметить, что агентский договор не может применяться в некоторых сферах коммерческой деятельности. К таким сферам относятся сектор торговли продуктами питания (это значит, что магазины не имеют право брать на реализацию продукты с возможностью в любое время их вернуть), сфера энергоснабжения и газоснабжения (агентирование в данных направлениях является необоснованным, так как потребители в конкретном месте, как правило, лишены возможности выбора ресурсоснабжающей организации).

Как правильно составить агентский договор?

При составлении агентского договора нужно учесть несколько важных моментов, которые должны в нем присутствовать:

  • пункт «предмет договора» – это значит, что в документе должно быть указано, чем именно будет заниматься агент (это могут быть как юридические услуги различного характера, так и прочие действия: услуги по реализации/покупке товаров, недвижимости, услуг);
  • указание, от чьего имени действует агент: от своего или от имени принципала (или можно выбрать смешанный вариант;
  • пункт «срок договора»: срочный или без указания срока действия;
  • порядок отчетности агента за все совершенные действия (следует указать сроки, порядок и вид отчетности, а также документы, которые будут подтверждать расходы агента);
  • размер и порядок выплаты вознаграждения по договору (при отсутствии такого пункта вознаграждение будет выплачиваться согласно среднерыночной стоимости аналогичных услуг);
  • пункт об ограничении прав сторон (например, можно указать, что агент не имеет право заключать аналогичный договор с другим принципалом); при этом стоит помнить, что принципал не может договором определять круг заказчиков для агента;
  • пункт о возможности или невозможности заключения субагентского договора (если возможность заключения субагентского договора будет предусмотрена, то нужно помнить, что субагент сможет заключать сделки с третьими лицами только в случае передоверия, а если такое условие неприемлемо, то лучше указать, что агент все действия должен совершать лично и не прибегать к услугам субагентов);
  • причины, по которым договор может быть прекращен (тут можно просто перечислить все возможные варианты прекращения договора: от желания принципала или агента до смерти агента).

Агентский договор и налоги

В вопросах налогообложения по агентскому договору вроде бы все понятно: для агента налоговая база складывается из суммы вознаграждения, а для принципала – расходы на оплату являются прочими расходами, которые связаны с производством, а также реализацией товаров и услуг.

Но, в то же время налоговые органы считают некоторые агентские договоры инструментом для оптимизации налога с доходов. И поэтому их особое внимание привлекают такие моменты, как:

  • выступление в качестве агенте иностранной компании;
  • наличие у агента фирм-однодневок;
  • использование агентом специального налогового режима.

При этом чтобы подтвердить реальные агентские отношения и деловую цель заключения договора, агент может работать с теми категориями третьих лиц (покупателями и т.д.), которые не могут быть охвачены самим принципалом, или способствовать расширению территории присутствия принципала. Кроме того, у налоговиков вызывают больше доверия те агенты (речь идет об индивидуальных предпринимателях и организациях), которые ведут свою деятельность самостоятельно и имеют для этого нужную компетенцию и ресурсы. Не последнее место занимают и своевременные отчеты агентов, соответствующие фактическим взаимоотношениям сторон, которые являются демонстрацией реальной работы на принципала.

Отдельного комментария в отношении налогов заслуживает агентский договор между принципалом и агентом, по которому агент берет на реализацию товар. По сути, передача товара агенту не является реализацией (реализацией считается конечная продажа), так как средства за товар при передаче его агенту на счет принципала не перечисляются, а товар агент может вернуть в любой момент. Следовательно, счет-фактура не оформляется и продавцом товара является принципал, хотя и действует через посредника. Это значит, что вся выручка за товар должна быть учтена при исчислении налога на прибыль и НДС. Агент же получит свое вознаграждение из дохода принципала. А налоговой базой для агента будет считаться его вознаграждение и некомпенсируемые принципалом расходы.

А если при реализации товар был продан за большую цену, чем минимальная цена, которую установил принципал, то дополнительная выгода делится поровну между сторонами договора (хотя договор может предусматривать и другое разделение). При этом доля агента, которую он получит от более выгодной торговли, все равно считается в составе выручки принципала и должна учитываться при исчислении НДС и налога на прибыль. На практике же часто принципал не учитывает разницу между рекомендуемой ценой и ценой реализации в составе налоговой базы, что является нарушением, ведь налицо недоимка по налогу на прибыль и НДС.

moyafirma.com

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81 «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81
«О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

С изменениями и дополнениями от:

23 мая 2006 г., 4 октября 2012 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст.482; N 43, ст.5357; 1999, N 41, ст.4923).

Председатель Правительства
Российской Федерации

6 февраля 2002 г.

Изменения и дополнения,
которые вносятся в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая 2006 г., 4 октября 2012 г.

1. В Правилах продажи отдельных видов товаров:

а) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»;

б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется — разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему»;

в) пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:

«При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце»;

г) пункт 11 дополнить абзацем следующего содержания:

«Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом)»;

д) абзац первый пункта 13 изложить в следующей редакции:

«13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа»;

е) пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

«При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг»;

ж) пункт 20 дополнить абзацем следующего содержания:

«При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца»;

з) абзац первый пункта 23 после слов: «в таре и (или) упаковке» дополнить словами: «за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки»;

и) абзац шестой пункта 27 после слова: «расходов» дополнить словами: «понесенных покупателем или третьим лицом»;

в абзаце втором исключить слово: «независимую»;

дополнить пункт абзацем следующего содержания:

«Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий»;

абзац второй после слов: «Гарантийный срок товара» дополнить словами: «а также срок его службы»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и др.), гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара установить невозможно, гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«В случае если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента»;

м) в пункте 31 слова: «в пределах шести месяцев» заменить словами: «в пределах двух лет»;

в абзаце третьем слово: «микроэлементов» заменить словами: «макро- и микроэлементов»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок)»;

в абзаце пятом исключить слова: «лечебно-профилактического»;

абзац седьмой дополнить словами: «и дату упаковки товара»;

дополнить пункт абзацами следующего содержания:

«сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией»;

о) пункт 33 дополнить абзацем следующего содержания:

«Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию»;

п) пункт 34 дополнить абзацем следующего содержания:

«Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке»;

р) пункт 41 после слов: «и роста (для одежды и белья)» дополнить словами: «вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха)»;

с) пункт 47 после слов: «электробытовые приборы, машины и инструменты» дополнить словами: «бытовое газовое оборудование и устройства»;

после слов: «способах и условиях применения» дополнить словами: «массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации)»;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

у) пункт 61 изложить в следующей редакции:

«61. Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней»;

ф) в абзаце третьем пункта 78 исключить слова: «(в отношении диких животных, являющихся объектами охоты и рыболовства)»;

х) в пункте 80 слова: «Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» заменить словами: «федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства»;

исключить слова: «и дате выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке свидетельства о»;

дополнить пункт абзацем следующего содержания:

«По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с копией свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката»;

ч) дополнить настоящие Правила новым разделом XIV и разделами XV-XVIII следующего содержания:

«XIV. Особенности продажи строительных материалов и изделий

104. Лесо- и пиломатериалы (лесоматериалы круглые, брус, доски, горбыль деловой и др.), изделия из древесины и древесных материалов (детали деревянные, блоки дверные и оконные, комплекты для постройки садовых домиков, хозяйственных построек и др.), строительные материалы (кирпич, цемент, щебень, песок, блоки фундаментные и тротуарные, столбы железобетонные, кровельные, гидро- и теплоизоляционные материалы, стекло и др.), металлопродукция (трубы, крепежные изделия, прокатные профильные материалы, проволока, сетка металлическая и др.), инструменты (ручные инструменты для обработки металла, дерева, инструменты измерительные, для малярных работ и др.), строительные изделия (санитарно-техническое оборудование, замочно-скобяные изделия, обои, линолеум, искусственные отделочные материалы и др.) должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара, его разбраковку и рассортировку, проверку комплектности, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.

105. Строительные материалы и изделия размещаются раздельно по размерам, маркам, сортам и другим характеристикам, определяющим их область применения и потребительские свойства.

106. Отбор покупателем строительных материалов и изделий может производиться как в торговом зале, так и непосредственно в местах их складирования.

107. Информация о предлагаемых к продаже строительных материалах и изделиях помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о материале, отделке, марке, типе, размере, сорте и других основных показателях, характеризующих данный товар.

При продаже строительных материалов в определенной комплектности (садовые домики, хозяйственные постройки и др.) потребителю должна быть предоставлена информация, содержащая сведения о наименовании и количестве изделий, входящих в комплект, степени и способах их обработки (наличие и способ пропитки, влажность и способ сушки и др.).

108. Стекло листовое продается целыми листами или нарезается по размерам, указанным покупателем.

Остатки стекла шириной до 20 сантиметров включительно оплачиваются покупателем и выдаются ему вместе с основной покупкой.

109. Нефасованные крепежные изделия, реализуемые по весу, продаются на специально оборудованном, оснащенном весоизмерительными приборами месте отпуска товара.

110. Продавец обязан обеспечить покупателю возможность проверить правильность веса, меры и сортность приобретенного товара. В этих целях на доступном для покупателя месте размещается информация с указанием коэффициентов перевода круглых лесо- и пиломатериалов в плотную кубомассу, кубатуры пиломатериалов, правил их измерения. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с порядком измерения строительных материалов и изделий, установленным стандартами.

111. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, основные показатели, характеризующие данный товар, количество товара, и относящаяся к товару документация изготовителя.

112. При передаче строительных материалов и изделий в определенной комплектности лицо, осуществляющее передачу, проверяет в присутствии покупателя наличие изделий, входящих в комплект, а также наличие прилагаемой к данному товару документации, в том числе описи входящих в комплект строительных материалов и изделий, инструкции по сборке.

113. Продавец должен обеспечить условия для вывоза лесных и строительных материалов транспортом покупателя.

XV. Особенности продажи мебели

114. Информация о мебели помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения:

о функциональном назначении;

о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке;

о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.

115. Образцы мебели, предлагаемые к продаже, должны быть выставлены в торговом зале таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра.

116. Продавец обязан осуществлять предпродажную подготовку мебели, включающую в себя проверку комплектности, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки мебели (если мебель является разборной), а также проверку наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.

117. При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.

118. Сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 подпункт «ч» пункта 1 настоящих Изменений и дополнений признан утратившим силу в части дополнения Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, разделом XVI «Особенности продажи сжиженного углеводородного газа»

XVI. Особенности продажи сжиженного углеводородного газа

119. Продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом (далее именуется — газ) баллоны, прошедшие техническое освидетельствование и находящиеся в исправном состоянии.

120. Информация о газе и газовых баллонах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения:

о марке газа и его физико-химических показателях;

о техническом состоянии баллона (номер баллона, масса порожнего баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования, рабочее и пробное давление, вместимость), которые указываются на поверхности баллона или прикрепленной к нему пластине.

121. Наполненные газом баллоны должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр баллона, проверку его технического состояния на герметичность и наличие механических повреждений (по внешним признакам), проверку уровня наполнения газом методом взвешивания или иным методом, обеспечивающим проведение указанного контроля, а также наличия необходимой информации о товаре.

122. Покупатель вправе потребовать провести контрольное взвешивание баллона с газом.

123. Продавец обязан ознакомить покупателя, самостоятельно осуществляющего транспортировку приобретенного баллона с газом, с правилами безопасности при его транспортировке, а также при замене порожнего баллона.

124. Вместе с наполненным газом баллоном покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование продавца, номер баллона, масса газа в баллоне, цена товара, дата продажи, а также проставляется подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Одновременно с товаром покупателю передается текст правил по безопасному пользованию газом в быту.

XVII. Особенности продажи непериодических изданий

125. Информация о предлагаемых к продаже непериодических изданиях (книгах, брошюрах, альбомах, картографических и нотных изданиях, листовых изоизданиях, календарях, буклетах, изданиях, воспроизведенных на технических носителях информации) помимо сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, должна содержать:

выходные сведения в соответствии с требованиями стандартов;

сведения о порядке осуществления предварительного заказа на приобретение непериодических изданий, если такая форма торговли применяется продавцом.

По требованию покупателя продавец предоставляет имеющуюся в его распоряжении справочно-библиографическую информацию о выпущенных непериодических изданиях.

126. Непериодические издания до размещения в местах продажи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара с целью проверки по внешним признакам отсутствия дефектов (полиграфического брака, повреждений) и наличия необходимой информации об издании, а также комплектацию полагающимися приложениями и суперобложкой. У изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, дополнительно проверяется целостность упаковки каждой единицы товара и наличие фирменного знака издателя (изготовителя).

127. Непериодические издания, имеющиеся в продаже, выставляются в торговом зале или вносятся в каталоги изданий, имеющихся в наличии.

Вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 настоящих Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.

Покупателю должна быть предоставлена возможность беспрепятственного ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и проверки качества оплаченных товаров. Для этой цели при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующую аудио-, видео- или компьютерную аппаратуру.

128. Продажа по подписке многотомного непериодического издания, выходящего в свет отдельными томами, осуществляется на основании письменного договора, который должен включать в себя фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) продавца, фамилию, имя, отчество и место жительства покупателя, наименование многотомного издания, количество томов, входящих в издание, цену издания, конечный срок передачи издания в целом, порядок оплаты, порядок уведомления покупателя о поступивших в продажу томах, срок получения очередного тома после уведомления. В договор может быть включено условие о задатке.

XVIII. Особенности продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении

129. Информация о бывших в употреблении товарах помимо сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, должна содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.

Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, в том числе его недостатки, указываются на товарном ярлыке.

В случае если к продаже предлагается бывший в употреблении товар, в отношении которого должна быть предоставлена информация о подтверждении его соответствия установленным требованиям, сроке годности или сроке службы, однако такая информация отсутствует, продавец при продаже указанного товара обязан информировать покупателя о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.

130. Не подлежат продаже бывшие в употреблении изделия медицинского назначения, лекарственные средства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, посуда разового использования.

131. Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товаров, рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности товара, комплектности, а также наличия необходимой документации.

В случае если к продаже предлагаются бывшие в употреблении товары, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), однако документы, подтверждающие их проведение, отсутствуют, продавец обязан провести указанные мероприятия в процессе предпродажной подготовки товаров.

132. Предлагаемые для продажи бывшие в употреблении товары должны быть сгруппированы по видам.

133. При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

134. Покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные пунктом 27 настоящих Правил.

Требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 27 настоящих Правил, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства»;

ш) раздел XIV настоящих Правил считать разделом XIX, пункт 104 — пунктом 135.

2. В перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации:

пункт 11 после слов: «игрушки электронные» дополнить словами: «бытовое газовое оборудование и устройства»;

дополнить перечень пунктом 14 следующего содержания:

«14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)».

Существенно изменяются правила осуществления розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее — разносная торговля). При осуществлении разносной торговли запрещается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему. Представитель продавца при осуществлении этого вида торговли должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Представитель продавца также обязан иметь заверенный прейскурант с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых услуг. При разносной торговле вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Устанавливаются особенности продажи строительных материалов, мебели, сжиженного углеводородного газа, непериодических изданий, а также непродовольственных товаров, бывших в употреблении.

В Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, включаются непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, и др.), а также бытовое газовое оборудование и устройства.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81 «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 13 февраля 2002 г. N 28, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 6 ст. 584

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1007

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307

base.garant.ru

Смотрите так же:

  • Штрафы за торговлю алкоголем Штраф за торговлю алкоголем без лицензии и документов Продажа алкогольных напитков на территории нашей страны допускается исключительно гражданам, достигшим полных 18 лет. Кроме этого, торговля спиртосодержащей продукцией строго регулируется законодательством. В случае совершения правонарушения лицо подвергается […]
  • Статья 54 федерального закона российской федерации Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПЕЧАТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ Принят Государственной Думой 27 марта 2015 года Одобрен Советом Федерации 1 апреля 2015 года Подпункт 5 […]
  • Закон о запрете распития спиртных напитков Закон о запрете распития алкогольных напитков Дилемма о запрете или разрешении распивать крепкие напитки в местах общественного пользования продолжает оставаться в тренде. Но пока общество не пришло к единому мнению, законодательство устанавливает строгие правила в отношении данного вопроса. Общие сведения 171 […]
  • Закон о бухгалтерском учете и отчетности 2014 Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» 2018 года (N 402-ФЗ редакция 2018) С помощью этого онлайн-сервиса можно. вести бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, налогов и взносов, отправлять отчетность через интернет. 500 рублей в месяц. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ - N 402-ФЗ - устанавливает […]
  • Приказ мвд рф 88 от 2012 Приказ мвд рф 88 от 2012 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП […]
  • Федеральный закон no 252-фз Федеральный закон от 29.07.2017 N 252-ФЗ "О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 173.1 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО […]
  • Приказ 502 от 30072014 о врачебной комиссии Врачебная комиссия МО Приказ МЗ ¦ 502 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" В соответствии с Федеральным закономот 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан […]
  • Приказ 1775 Приказ ФСТ России от 21.10.2014 N 1775-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ от 21 октября […]