Экологический налог не уплачивают

Экологический налог в 2017–2018 годах — сроки уплаты, ставки

Экологический налог не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

А о планах по освобождению владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога узнайте по ссылке.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2017–2018 годы приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2017, оплату необходимо произвести 06.08.2017.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2017, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 20.05, 22.06, 20.07, 20.08, 21.09, 20.10, 20.11, 21.12.2017 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 11.11.2017, платеж нужно произвести до 20.12.2017

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

  • I кв. — до 20.04.2017;
  • II кв. — 20.07.2017;
  • III кв. — 20.10.2017;
  • IV кв. — 22.01.2018

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

  • январь — до 27.02.2017;
  • февраль — 27.03.2017;
  • март — 25.04.2017;
  • апрель — 25.05.2017;
  • май — 26.06.2017;
  • июнь — 25.07.2017;
  • июль — 25.08.2017;
  • август — 25.09.2017;
  • сентябрь — 25.10.2017;
  • октябрь — 27.11.2017;
  • ноябрь — 25.12.2017;
  • декабрь — 25.01.2018.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

  • физлица за 2017 год до 01.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О транспортном налоге в Московской области» от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ авансовые платежи необходимо уплатить до 28.04, 28.07, 30.10.2017, а налог — до 28.03.2018

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

  • физлица за 2017 год — до 01.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» от 23.11.2012 № 617-105 авансовые платежи необходимо уплатить до 02.05, 31.07, 31.10.2017, а налог — до 12.02.2018

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

При этом важно обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2017 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2017 и 20.01.2018. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

nalog-nalog.ru

Экологический налог за хранение отходов производства

Экологический налог — плата субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности, и призван стимулировать природопользователей на сокращение вредного воздействия на окружающую среду.

Плательщики экологического налога

  • Плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе — плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.
  • Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
  • Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

  • хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
  • хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов.

Учитывая вышесказанное, экологический налог за хранение отходов производства уплачивают те организации, которые хранят в местах временного хранения образующиеся отходы производства сверх утвержденного лимита.

Данный лимит временного хранения устанавливается в приложении к инструкции по обращению с отходами производства «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения». Так называемая Одна транспортная единица дает возможность не платить экологический налог за хранение отходов производства согласно установленного лимита.

В каких случаях необходимо уплачивать экологический налог за хранение отходов?

Необходимость в уплате экологического налога за хранение отходов возникает в случае, когда в местах временного хранения хранится количество отходов свыше установленной одной транспортной единицы.

Также экологический налог за хранение отходов уплачивают те организации, которые не разработали инструкцию по обращению с отходами производства в случаях необходимости её разработки в соответствии с действующим законодательством.

Какие ставки экологического налога на хранение отходов?

Ставки экологического налога приведены в ст. 207 Налогового кодекса Республики Беларусь приложения 6-8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь

instr.deal.by

Налог за экологию

Такое понятие, как экологический налог, в Налоговом кодексе отсутствует. Его уплачивают люди, которые используют природные ресурсы нашей страны.

Несмотря на то, что этот налог не имеет у налоговиков законного подтверждения, некоторые платежи, совершаемые налогоплательщиками, можно отнести к этому понятию. Разберемся, что представляет собой так называемый экологический налог и какие сборы и пошлины попадают под этот термин.

Сущность налога

Суть данного налога в том, что государство взимает плату с граждан страны за то, что они воздействуют на окружающую среду, используют её ресурсы. При уплате налога налогоплательщик может в платежном поручении указать назначение платежа, например, экологический сбор или оплата штрафа за негативное воздействие на природу.

Само понятие экология означает взаимодействие человека и природы. Как правило, такой налог обязаны платить организации и коммерческие структуры, которые так или иначе воздействуют на окружающую среду. Но плательщиком также может выступить и физическое лицо за нанесенный вред природе.

Понятие налог означает, что человечество платит некую пошлину за то, что воздействует на природу, за пользование недрами и ископаемыми.

Как уже сказано, данный налог не прописан в законодательном порядке, но есть ряд сборов, которые могут попасть под описание экологического налога.

Сборы, попадающие под экологические

Жизнедеятельность человека напрямую связана с внешним миром, окружающей средой. Много коммерческих организаций взаимодействуют с природой, получая с неё прибыль.

Поэтому под понятие сбор за экологию могут попадать следующие налоги, которые указаны в налоговом кодексе:

  • Транспортный налог, если будет доказано, что данный автомобиль загрязняет окружающую среду.
  • Пошлина за добычу природных ископаемых. Как правило, это исчерпаемые ресурсы земли, поэтому могут привлечь организацию к ответственности в виде дополнительного налога за добычу ископаемых сверх нормы.
  • Налог на воду (водный). Может быть в принудительном порядке возложен на организацию за то, что во время использования водного ресурса природе был нанесен дисбаланс.
  • Пошлина или сбор за ущерб нанесенный природе во время охоты, рыбной ловли.
  • Сбор земельный. За вред, нанесенный при использовании земли.

Кто платит за мусор?

Чаще всего, если предстоит уплата данного вида налога, ответственность за него ложится на руководство фирмы, которая использует природные ресурсы.

К сборам этого налога также можно отнести оборудование, которое используется организацией в коммерческих целях. Если это оборудование наносит вред природе, уплата за «вред» становится обязательной для компании.

Также можно отнести к экологическому налогу сбор за вывоз мусора. Как правило, уплачивать его должны коммерсанты, которые размещают отходы в специальных контейнерах, баках для мусора.

Мусор впоследствии забирается компаниями, занимающимися вывозом отходов. Поэтому фирмы обязаны соблюдать санитарные и экологические нормы и уплачивать налог за свою деятельность.

Если же организации заключают договор с компанией по вывозу отходов, то платят за услугу, предоставляемую данной организацией. Это тоже своего рода экологический сбор.

Как уже говорилось, обязанность за уплату таких сборов возложена на руководство. Они должны самостоятельно производить расчет суммы к уплате, опираясь на Постановления Правительства — №№ 344, 632.

Плата за утилизацию

В нашей стране была введена плата за отходы потребления и производства. На основании НК РФ (89–ФЗ) плательщиками становятся компании, которые производят товары вместе с упаковкой. Эти же упаковки утилизируются впоследствии потребителями. Но компании платят пошлину тогда, когда не выполняют своих обязательств по санитарным нормам и общим правилам.

В отдельном постановлении указан полный перечень продуктов (товаров), которые подлежат вывозу, сжиганию после утраты потребительских свойств.

Коэффициенты для расчета по каждому товару и таре помогут коммерсанту понять, стоить ли платить пошлину или нет. Еще в правительственном постановлении указаны ставки для расчета.

Если компания занимается производством того или иного товара, указанного в списке, то она может самостоятельно его утилизировать или воспользоваться услугами другой фирмы.

Если отходы не были утилизированы согласно нормам, придется заплатить пошлину за вред, нанесенный экологии. Пока не существует определенных нормативов по утилизации, предполагается, что компании сами будут выставлять себе нормы по отходам.

Как рассчитать налог на экологию

Фирмы, не занимающиеся утилизацией отходов, должны произвести расчет по уплате пошлины самостоятельно. Можно произвести расчет следующим образом:

  • Ставка + Масса готового товара (или количество единиц, которые подлежат утилизации) * Норматив, установленный для компании = Сумма, подлежащая к уплате.

Отчитываться организации по экологической пошлине обязаны не позднее 20 числа ежегодно. Также заполняется декларация, где указывается ставка и сумма к уплате.

saldovka.com

Экологический налог

Состояние «экологического здоровья» большинства регионов Украины и в целом в мире уже давно вызывает тревогу не только у специалистов-экологов. Отрицательное воздействие на здоровье жителей оказывают многочисленные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу и в водные объекты. Ни для кого не секрет, что защита окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий требуют немалых затрат.

Экологический налог как раз и является тем механизмом, который позволяет сдерживать потенциальных «загрязнителей» и вместе с тем приносить денежные средства, столь необходимые для восстановления экологического баланса нашего государства. Особенностью данного налога является то, что он взимается только с тех лиц, которые непосредственно загрязняют окружающую среду.

Согласно п.п. 14.1.57 п. 14.1 ст. 14 НКУ экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов, с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

В настоящий момент порядок, особенности, а также механизм исчисления и уплаты экологического налога регламентируют следующие документы:

Согласно вышеуказанным документам данный налог взимается за следующие виды загрязнения окружающей природной среды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Плательщики экологического налога

Согласно п. 240.1 ст. 240 НКУ плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны производятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Как сообщает ГФС в письме от 13.01.2015 г. № 311/6/99-99-15-04-02-15, арендатор бензинового генератора, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является плательщиком экологического налога.

В письме от 03.09.2012 г. № 1259/0/51-12/15-2116 ГНС разъясняет, что при наличии фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в том числе установками, которые используют горючее для двигателей внутреннего сгорания, субъектам хозяйствования следует уплачивать экологический налог, а также составлять и представлять налоговую отчетность.

Мнение Минприроды в отношении взимания сбора за загрязнение, которое может быть применимо и к экологическому налогу за отработанные аккумуляторы и шины, изложено в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08.

В письме от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 Миндоходов разъясняется, что с 1 января 2013 года только в случае размещения сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и другими хозяйствами, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, объемов навоза и птичьего помета в специально отведенных для этого местах или на объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, за такие объемы они должны уплачивать экологический налог.

Однако в мае 2017 года ГФС в ответ на вопрос, являются ли субъекты хозяйствования, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, плательщиками экологического налога за размещение отходов (гноя и птичьего помета), сообщает следующее. Субъекты хозяйствования за объемы отходов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и временно размещаются на собственной территории и в дальнейшем передаются для утилизации специализированным предприятиям на основании заключенных договоров, не являются плательщиками экологического налога (База знаний «ЗIР», подкатегория 120.01).

Отдельные вопросы, связанные с уплатой экологического налога, рассмотрены Минприроды в письмах от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 и от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11.

Лица, не являющиеся плательщиками экологического налога

Согласно п. 240.3 ст. 240 НКУ не являются плательщиками налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) субъекты хозяйственной деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

  • до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор относительно возврата отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;
  • осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образованными в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами.

Кроме того, не являются плательщиками налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение таких радиоактивных отходов, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 ст. 240 НКУ).

Также не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье (п. 240.5 ст. 240 НКУ). При этом, как подчеркивает ГНС в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, такие субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог за размещение отходов, независимо от наличия или отсутствия у них лицензии на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья.

В письме от 28.04.2012 г. № 7600/6/15-1215 ГНС также разъясняет, что если предприятие только размещает (хранит) на своей территории отходы как вторичное сырье, в частности, металлолом, то оно не является плательщиком экологического налога (см. также письмо от 05.08.2016 г. № 17719/10/26-15-12-03-18).

Объекты, база начисления и ставки экологического налога

Объект и баз а начисления экологического налога определены в п. 242.1 ст. 242 НКУ.

Ставки экологического налога установлены ст. 243 — 248 НКУ в фиксированных суммах в гривнях за единицу основных загрязняющих веществ и размещенных отходов.

В соответствии с п. 246.4 ст. 246 НКУ за размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога, определенные п. 246.1 — 246.3, увеличиваются в 3 раза.

В связи с этим ГНС обратилась в Минприроды с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о том, что в случае отсутствия в местах уничтожения отходов систем защиты грунтовых вод, изъятия и уничтожения биогаза и фильтрата при определении налоговых обязательств по экологическому налогу должны применяться ставки налога, увеличенные в три раза (письмо от 21.01.2013 г. № 684/5/15-2116). В ответ на данный запрос Минприроды подтвердило (письмо от 18.02.2013 г. № 2528/07/10-13), что места захоронения бытовых отходов (мусоросборники), которые не оборудованы системами защиты грунтовых вод, уничтожения фильтрата, изъятия и утилизации биогаза, не могут обеспечить полное отсутствие загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов (письмо Миндоходов от 16.04.2013 г. № 1349/7/99-99-15-04-01-17).

Таким образом, при отсутствии на свалках вышеуказанных систем защиты экологический налог уплачивается в трехкратном размере.

Приказом ГНС от 21.12.2012 г. № 1179 утверждена обобщающая налоговая консультация относительно особенностей взимания экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Как разъясняет главный налоговый орган, плательщики экологического налога, осуществляющие сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности, должны получить разрешение на специальное водопользование. В случае сбросов отходов в систему сбора сточных вод предприятий, в результате чего образуются загрязняющие вещества (водные смеси, водные растворы и т. п.), которые в дальнейшем сбрасываются непосредственно в созданные такими предприятиями искусственные водные объекты, при исчислении экологического налога следует применять ставки, определенные ст. 245 НКУ.

Следует также отметить, что ст. 44 Закона № 1264 предусмотрены лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образование и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства, а также другие виды вредного воздействия. Однако, в отличие от ранее действовавшего законодательства, НКУ ситуация со сверхлимитным загрязнением не определена. Напомним, что ранее за сверхлимитные объемы сбросов и размещения отходов сбор за загрязнение исчислялся в установленном порядке в десятикратном размере (п. 8 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303).

Таким образом, даже за сверхлимитное загрязнение уплачивать налог следует исходя из установленных, а не повышенных ставок.

Отметим также, что в НКУ непосредственной индексации ставок экологического налога не предусмотрено. Однако в соответствии с п. 4 раздела ХІХ НКУ КМУ обязан ежегодно до 1 июня вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект об их повышении с учетом индекса инфляции и цен производителей промышленной продукции.

avers3.com

Экологический налог

Состояние «экологического здоровья» большинства регионов Украины и в целом в мире уже давно вызывает тревогу не только у специалистов-экологов. Отрицательное воздействие на здоровье жителей оказывают многочисленные загрязняющие ещества, выбрасываемые в атмосферу и в водные объекты. Ни для кого не секрет, что защита окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий требуют немалых затрат.

Экологический налог как раз и является тем механизмом, который позволяет сдерживать потенциальных «загрязнителей» и вместе с тем приносить денежные средства, столь необходимые для восстановления экологического баланса нашего государства. Особенностью данного налога является то, что он взимается только с тех лиц, которые непосредственно загрязняют окружающую среду.

Согласно п.п. 14.1.57 п. 14.1 ст. 14 НКУ экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов, с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

В настоящий момент порядок, особенности, а также механизм исчисления и уплаты экологического налога регламентируют следующие документы:

    • раздел VIII НКУ;
    • Закон Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды» (далее — Закон № 1264);
    • Закон Украины от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее — Закон об отходах);
  • приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010 «Об утверждении формы налоговой декларации экологического налога» (далее — Приказ № 1010).

Согласно вышеуказанным документам данный налог взимается за следующие виды загрязнения окружающей природной среды:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
    • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
    • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
    • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Следует также обратить внимание на то, что в 2014 году, помимо указанных видов загрязнения природной среды, экологический налог взимался за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, а также за ввоз, производство, приобретение транспортных средств и кузовов к ним, в дальнейшемподлежащих утилизации. Однако Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII с 1 января 2015 года взимание налога в этих случаях было отменено. Особенности расчета и уплаты налога в 2014 году разъяснены Миндоходов в письме от 30.04.2014 г. № 10107/7/99-99-15-04-01-17.

Плательщики экологического налога

Согласно п. 240.1 ст. 240 НКУ плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны производятся:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
    • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
    • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов)отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
    • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Как сообщает ГФС в письме от 13.01.2015 г. № 311/6/99-99-15-04-02-15, арендатор бензинового генератора, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является плательщиком экологического налога.

В письме от 03.09.2012 г. № 1259/0/51-12/15-2116 ГНСУ разъясняет, что при наличии фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в том числе установками, которые используют горючее для двигателей внутреннего сгорания, субъектам хозяйствования следует уплачивать экологический налог, а также составлять и представлять налоговую отчетность.

Нельзя не упомянуть в данной теме о развернувшейся в 2011 году кампании в отношении уплаты экологического налога за размещение бытовых отходов. Причем если в первой половине года налоговые органы настаивали на его уплате только в отношении субъектов, имеющих договор со специализированным предприятием коммунального хозяйства на вывоз мусора, то к концу года налоговые органы стали выдвигать требования о его уплате всеми субъектами хозяйствования.

Мнение главного налогового органа по вопросам уплаты экологического налога было высказано в письмах от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 и от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117.

Кроме этого, в письме от 07.09.2011 г. № 24090/7/15-2117 ГНСУ отнесло к налогоплательщикам жилищно-коммунальные предприятия (ОСМД, ЖСК, ЖЭК). Минрегионстрой и Минприроды с такой позицией были не согласны (см. письма от 04.08.2011 г. № 7/12-8463 и от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, соответственно), считая, что ни балансодержатели жилых домов, ни ОСМД не являются плательщиками экологического налога. Обосновывалось это тем, что ни собственниками, ни балансодержатели, ни исполнители услуг по вывозу бытовых отходов, которые осуществляют только сбор и/или перевозку бытовых отходов, в соответствии с нормами Закона об отходах не осуществляют их размещение.

Отрадно, что главный налоговый орган приказом от 16.12.2011 г. № 258 утвердил обобщающую налоговую консультацию по вопросу уплаты экологического налога, в которой разъясняется следующее. Места временного хранения отходов, например, для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам (см. также письмо Минприроды от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11).

Согласно обобщающей налоговой консультации плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов должны являться только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды или его органов на местах. Как указывает ГНСУ в письме от 12.03.2012 г. № 7005/7/15-2117, указанная консультация начала применяться с 1 января 2011 года (см. также письма ГНСУ от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117 и от 06.04.2012 г. № 10194/7/15-2117).

Точка в данном вопросе поставлена Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI, которым были внесены изменения в НКУ, в том числе в части уплаты экологического налога, вступившие в действие с 1 января 2013 года. Так, размещением отходов с этой даты является постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов. Ранее к размещению отходов относились места временного размещения отходов. По мнению ГНСУ, высказанному в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, это привело к устранению двойного налогообложения. То есть при временном хранении отходов на собственной территории субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог в случае наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.) и передачи отходов в установленные настоящим договором сроки на утилизацию и захоронение.

Мнение Минприроды в отношении взимания сбора за загрязнение, которое может быть применимо и к экологическому налогу за отработанные аккумуляторы и шины, изложено в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08.

В письме от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 Миндоходов разъясняет, что с 1 января 2013 года только в случае размещения сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и другими хозяйствами, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, объемов навоза и птичьего помета в специально отведенных для этого местах или на объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, за такие объемы они должны уплачивать экологический налог.

Отдельные вопросы, связанные с уплатой экологического налога, рассмотрены Минприроды в письмах от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 и от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11.

Лица, не являющиеся плательщиками экологического налога

Согласно п. 240.3 ст. 240 НКУ не являются плательщиками налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) субъекты хозяйственной деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

    • до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор относительно возврата отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;
  • осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образованными в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами.

Кроме этого, не являются плательщиками налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение таких радиоактивных отходов, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 ст. 240 НКУ).

Также не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье (п. 240.5 ст. 240 НКУ). При этом, как подчеркивает ГНСУ в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, такие субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог за размещение отходов, независимо от наличия или отсутствия у них лицензии на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья.

В письме от 28.04.2012 г. № 7600/6/15-1215 ГНСУ также разъясняет, что если предприятие только размещает (хранит) на своей территории отходы как вторичное сырье, в частности,металлолом, то оно не является плательщиком экологического налога.

Объекты и база начисления экологического налога

Объектами и базой начисления экологического налога согласно п. 242.1 ст. 242 НКУ являются:

    • объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками;
    • объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
    • объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования;
    • объемов и категории радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • объемов электроэнергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога установлены ст. 243 — 248 НКУ в фиксированных суммах в гривнях за единицу основных загрязняющих веществ и размещенных отходов.

Отметим, что при введении с 1 января 2011 года экологического налога его ставки по сравнению с установленными до этой даты нормативами сбора за загрязнение окружающей природной среды многократно увеличились. Однако одновременно с таким увеличением п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ было предусмотрено поэтапное введение следующих ставок:

с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — в размере 50 % от установленных ставок;

с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС до 31 декабря включительно) — в размере 75 % от установленных ставок;

с 1 января 2014 года (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС с 1 января 2016 года) — в размере 100 % от установленных ставок.

В соответствии с п. 246.4 ст. 246 НКУ за размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога, определенные п. 246.1 — 246.3, увеличиваются в 3 раза.

В связи с этим ГНСУ обратилась в Минприроды с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о том, что в случае отсутствия в местах уничтожения отходов систем защиты грунтовых вод, изъятия и уничтожения биогаза и фильтрата при определении налоговых обязательств по экологическому налогу должны применяться ставки налога, увеличенные в 3 раза (письмо от 21.01.2013 г. № 684/5/15-2116). В ответ на данный запрос Минприроды подтвердило (письмо от 18.02.2013 г. № 2528/07/10-13), что места захоронения бытовых отходов (мусоросборники), которые не оборудованы системами защиты грунтовых вод, уничтожения фильтрата, изъятия и утилизации биогаза, не могут обеспечить полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов (письмо Миндоходов от 16.04.2013 г. № 1349/7/99-99-15-04-01-17).

Таким образом, при отсутствии на свалках вышеуказанных систем защиты экологический налог уплачивается в трехкратном размере.

Приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1179 утверждена обобщающая налоговая консультация относительно особенностей взимания экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Как разъясняет главный налоговый орган, плательщики экологического налога, осуществляющие сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности, должны получить разрешение на специальное водопользование. В случае сбросов отходов в систему сбора сточных вод предприятий, в результате чего образуются загрязняющие вещества (водные смеси, водные растворы и т. п.), которые в дальнейшем сбрасываются непосредственно в созданные такими предприятиями искусственные водные объекты, при исчислении экологического налога следует применять ставки, определенные ст. 245 НКУ.

Следует также отметить, что ст. 44 Закона № 1264 предусмотрены лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образование и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства, а также другие виды вредного воздействия. Однако, в отличие от ранее действовавшего законодательства, НКУситуация со сверхлимитнымзагрязнением не определена. Напомним, что ранее за сверхлимитные объемы сбросов и размещения отходов сбор за загрязнение исчислялся в установленном порядке в десятикратном размере (п. 8 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303).

Таким образом, даже за сверхлимитное загрязнение уплачивать налог следует исходя из установленных, а не повышенных ставок.

Отметим также, что в НКУ непосредственной индексации ставок экологического налога не предусмотрено. Однако в соответствии с п. 4 раздела ХІХ НКУ КМУ обязан ежегодно до 1 июня вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект об их повышении с учетом индекса инфляции и цен производителей промышленной продукции. \

Порядок исчисления экологического налога

Согласно п. 249.1 ст. 249 НКУ суммы налога исчисляются его плательщиками ежеквартально.

Если во время осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиком осуществляются различные виды загрязнения окружающей среды и/или загрязнения различными видами загрязняющих веществ, то такой налогоплательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (п. 249.2 ст. 249НКУ).

Налог исчисляется по формулам, приведенным в ст. 249 НКУ.

Пример. Завод «Химик» (г. Днепропетровск) в I квартале 2015 года осуществил выброс аммиака в количестве 3 тонн. Рассчитаем сумму экологического налога за I квартал.

Согласно п. 249.3 ст. 249 НКУ сумма налога, взимаемого за выбросы стационарными источниками загрязнения, рассчитывается по формуле:

Пвс — сумма экологического налога;

Мі — фактический объем выброса загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпі — ставка налога в текущем году за тонну загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Ставка налога за выброс 1 тонны аммиака в соответствии с п. 243.1 ст. 243 НКУ составляет 291,41 грн. При этом следует обратить внимание, что с 2014 года для исчисления налога установленная ставка применяется в размере 100 % (п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ).

Применяя указанную формулу, рассчитываем величину налога за I квартал 2015 года:

Пвс = 3 ? 291,41 = 874,23 грн.

Отметим, что ГФС в письме от 20.03.2015 г. № 9485/7/99-99-15-04-01-17 разъясняет вопрос налогообложения экологическим налогом сбросов загрязняющих веществ (с обратными водами) непосредственно в водные объекты, на которые в разрешении установленные нормы предельно допустимого сброса в виде показателя «минерализация«.

Порядок и сроки представления декларации экологического налога

Согласно п. 250.1 ст. 250 НКУ базовый налоговый (отчетный) период составляет календарный квартал.

На сегодняшний день применяется форма налоговой декларации по экологическому налогу, утвержденная Приказом № 1010 (см. также письмо ГФС от 21.01.2015 г. № 1601/7/99-99-15-04-02-17). Она может быть отчетной, новой отчетной и уточняющей. Заполняется она в гривнах с копейками.

Декларация представляется плательщиками экологического налога в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в налоговые органы:

    • за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • за образование радиоактивных отходов и их временное хранение сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.

При несовпадении места представления налоговой декларации и места нахождения на налоговом учете в налоговый орган по месту учета представляется копия декларации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала (п. 250.8 ст. 250 НКУ).

Следует обратить внимание, что если налогоплательщик с начала и в течение отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов, то он должен уведомить об этом налоговый орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в общем порядке (п. 250.9 ст. 250 НКУ).

Как разъясняет ГНСУ, заявление составляется в произвольной форме и подается не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года. При этом заявление следует подавать субъектам, которые осуществляли выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов, но с начала отчетного года не планируют иметь объектов исчисления экологического налога (Единая база налоговых знаний, раздел 120.05).

Согласно п. 250.10 ст. 250 НКУ в случае, если налогоплательщик:

    • имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах нескольких населенных пунктов или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), такой плательщик обязан представить в налоговый орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов отдельную налоговую декларацию относительно каждого источника загрязнения или места для размещения отходов;
    • имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах одного населенного пункта или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), такой плательщик может представлять в соответствующий налоговый орган одну налоговую декларацию по таким источникам загрязнения;
  • находится на налоговом учете в городе с районным делением, он может представлять одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (код города согласно КОАТУУ), по месту пребывания на налоговом учете.

Следует также отметить, что отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за календарный квартал (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 года), и фактических объемах радиоактивных отходов, хранящихся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, должна быть согласована с территориальными учреждениями СЭС и территориальными органами центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии. Требования относительно сроков представления и содержания указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии. При этом копии отчетности представляются налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией (п. 250.7 ст. 250 НКУ).

В письме ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 были разъяснены особенности уплаты экологического налога в 2013 году. Так, Законом Украины от 20.11.2012 г. № 5503-VI были увеличены ставки экологического налога. Данный закон вступил в силу 4 января 2013 года. В связи с этим за I квартал текущего года главный налоговый орган рекомендовал представлять вместе с декларацией два приложения: за периоды с 1 по 3 января и с 4 января по 31 марта. При этом согласно п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ в связи с налоговыми обязательствами по экологическому налогу, которые возникли с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 НКУ (в 2012 году — 50 %).

В этом письме ГНСУ также сообщает, что предельным сроком представления декларации по экологическому налогу за I квартал 2013 года являлось 10 мая 2013 года, а предельным сроком уплаты — 20 мая, соответственно, за II квартал — 9 и 19 августа, за III квартал — 11 и 19 ноября, за IV квартал — 10 и 19 февраля 2014 года.

Отметим, что аналогичная ситуация была в 2012 году. Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4235-VI ставки экологического налога были увеличены с 13 января 2012 года, то есть не с начала квартала. В связи с этим плательщики экологического налога за I квартал 2012 года должны были представить в налоговый орган по каждому объекту налогообложения два приложения к декларации по экологическому налогу (письме от 13.03.2012 г. № 7224/7/15-2117). В этом письме ГНСУ также сообщает, что вместе с декларацией по экологическому налогу представляются 7 приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Причем в случае отсутствия у плательщика соответствующих объектов налогообложения вышеупомянутые приложения не представляются, а строки налоговой декларации заполняются с прочерками.

Порядок внесения изменений в отчетность при самостоятельном обнаружении ошибок

Условия внесения изменений в декларацию по экологическому налогу при самостоятельном обнаружении ошибок в настоящий момент определены ст. 50 НКУ.

Согласно указанной норме, если в будущих налоговых периодах налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее представленной налоговой декларации, то такой налогоплательщик обязан представить уточняющий расчет к данной налоговой декларации. При этом налогоплательщик может и не представлять такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за какой-либо последующий налоговый период, в течение которого эти ошибки были самостоятельно выявлены.

Таким образом, п. 50.1 ст. 50 НКУ предусматривает 2 варианта исправления самостоятельно обнаруженных ошибок:

    • либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму такой недоплаты и штраф в размере 3 % от этой суммы до представления уточняющего расчета;
  • либо отразить сумму такой недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая представляется за следующий налоговый период, увеличенную на суму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

При этом следует учитывать, что в случае возникновения недоплаты налогоплательщик обязан также уплатить пеню .

Если после представления декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, то указанные штрафы не применяются. Кроме того, если налогоплательщик считает, что установленная форма налоговой декларации увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НКУ, то он имеет право отразить этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. При этом налогоплательщик может представить вместе с налоговой декларацией приложение к такой декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое приложение подается с объяснением мотивов его представления (п. 46.4 ст. 46 НКУ).

Также следует учитывать, что налогоплательщик не имеет права представить уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за период, который на дату представления такого расчета проверяется соответствующим контролирующим органом (п. 50.2 ст. 50 НКУ).

В случае, если налогоплательщик представляет уточняющий расчет к налоговой декларации за проверенный период или не представляет уточняющий расчет в течение 20 рабочих днейпосле даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлено нарушение налогового законодательства, то контролирующий орган имеет право на проведениевнеплановой проверки (п. 50.3 ст. 50 НКУ).

Сроки и порядок уплаты экологического налога

Согласно п. 250.2 ст. 250 НКУ экологический налог уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за:

    • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.

Уплата экологического налога осуществляется налогоплательщиками и налоговыми агентами одним платежным поручением на счета, открытые в органах Казначейства (п. 250.5 ст. 250НКУ).

Уплату налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока плательщики могут осуществлять ежемесячно в государственный бюджет в размере одной третьей части планового объема за квартал с пересчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода (п. 250.6 ст. 250 НКУ).

Порядок возврата излишне уплаченных сумм

Порядок возврата излишне уплаченных сумм экологического налога регулируется приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.

Процедура возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), контроль за взиманием которых осуществляется налоговыми органами, определена совместным приказом Миндоходов, Минфина от 30.12.2013 г. № 882/1188.

www.buh24.com.ua

Смотрите так же:

  • Схема обход налогов Схема обход налогов 3.1. Понятие уклонения и обхода налогов Мировая и российская налоговая теория и практика достаточно четко выработала причины, которые побуждают налогоплательщиков к снижению своих налоговых обязательств. Среди них выделяются нравственно-психологические причины, которые связаны с характером […]
  • Спор в коммерческой деятельности Спор в коммерческой деятельности «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования» Какие преимущества имеют обучающиеся на нашем сайте: 1. Невероятно низкая стоимость обучения при высоком качестве учебных программ. 2. Совмещение учёбы и работы, так как обучение […]
  • Саид адвокат Дело Саида Амирова 1 июня 2013 года в столице Дагестана Махачкале был задержан мэр города Саид Амиров. Ему было предъявлено обвинение в организации заказного убийства следователя Арсена Гаджибекова. В процессе расследования С.Амирову было предъявлено новое обвинение - подготовка террористического акта. По данным […]
  • Входит ли стаж ип в общий трудовой стаж Входит ли договор подряда в общий трудовой стаж? Входит ли договор подряда в трудовой стаж —этот вопрос волнует многих физлиц, решивших подработать. Для того чтобы получить ответ на него, необходимо разобраться, чем отличается трудовой договор от подрядного, а также возможно ли, чтобы период работы по договору ГПХ […]
  • Квадрат суммы квадрат разности правила Квадрат суммы квадрат разности правила Цель: вывести формулы для возведения в квадрат суммы и разности выражений. Планируемые результаты: научиться пользоваться формулами квадрата суммы и квадрата разности. Тип урока: урок проблемного изложения. I. Сообщение темы и цели урока II. Работа по теме урока При перемножении […]
  • Не платит налог ндфл Платит ли пенсионер налог с продажи недвижимости и другого имущества? Для многих обычных граждан особенности налогообложения запутаны и сложны. Если речь идет о лицах пожилого возраста, то непонятных нюансов по выплате налогов становится еще больше. Пенсионеры не все знают о положенных им льготах или пособиях, а […]
  • Куда потратить материнский капитал по закону Как направить материнский капитал на улучшение жилищных условий По данным Пенсионного Фонда направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий — это самое востребованное из предлагаемых целей использования государственных активов. Принимая во внимание недостаток качественного и доступного и жилья […]
  • Правила пдд для 4 класса Классный час в начальной школе по ПДД для 3–4-х классов по теме «Правила безопасности на дороге» Цели: углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их. развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование […]