Какую роль в колонизации края сыграло переселение

Odesskiy.com

Немецкая колонизация Бессарабских земель

В течение 1814-1817 гг. колонисты образовали в Аккерманском уезде 13 населенных пунктов.

В 1814 г. возникли селения-колонии Тарутинская и Бородинская.

Среди «варшавских переселенцев», преобладали «поляки» (33,8%), вюртембержцы (31,7%) и пруссаки (29,1%). Поскольку в 1801-1804 гг. из Вюртемберга в герцогство Варшавское прибыло 6 тыс. немецких колонистов, а в Бессарабию затем проследовало их 2,6 тыс. чел., можно считать, что только 43% вюртембержцев покинули герцогство. Почти все «варшавские переселенцы» были немцами и жителей другой национальности среди них было мало. Те же «поляки» были уроженцами Вюртемберга, которые прибыли в Пруссию на те земли, которые в 1807 г. вошли в состав герцогства Варшавского. Об этом свидетельствуют данные о конфессиональном составе «варшавских переселенцев». Из 1743 семейств только 141 принадлежало к католическому исповеданию (6,9% общего числа), а все остальные были лютеранами. А ведь известно, что среди поляков лютеран было очень мало. Даже в 50-е гг. XIX в. среди немецких колонистов католиков было лишь 5%. К середине 50-х гг. XIX в. общее число немецких колоний в Бессарабии достигло 25. Однако после 1817 г. в области ежегодно основывалось мало новых колоний — в среднем по 1-2 в год. И если в 1818 г. здесь было около 8,3 тыс. чел. колонистов, то в 1827 г. — 9,4 тыс. и в 50-е гг. — 24,3 тыс. чел.

Немецкие колонии получили особую форму административного устройства. Во главе каждой из них стояли избиравшиеся из колонистов старшина, два заседателя и писарь. Документация велась на немецком языке. Только наиболее важные документы переводились на русский язык. Колонии имели свои канцелярии в Малоярославце, Плоцке и Сарате. Областное управление вместе с попечительской конторой в Одессе подчинялось Министерству государственных имуществ. В целом, многие немецкие колонии добились высокого уровня благосостояния. Но это было достигнуто благодаря особым условиям — льготам и привилегиям, предоставленным государством, созданию товариществ на паевых началах, которые получали из Германии денежные ссуды, выписывали новые сельскохозяйственные машины, а также эксплуатации местного населения. Немаловажную роль в росте благосостояния немецких колонистов сыграли и уступки правительства по вопросу о выплате долгов, так как в конце 20-х гг. истек срок 12-летней налоговой льготы. Широкая миграционная волна немецких колонистов привела к интенсивному росту численности немецкого населения в Новороссии. С V по X ревизии оно выросло здесь более чем в 25 раз, причем в период между V и VII ревизиями — в 8 раз. В Таврической губернии в конце XVIII в. немцев почти не было. По данным VII ревизии (1816 г.) их доля достигала здесь уже 2,4%, по VIII — 3,9%, по IX — 5,1% и по X — 6,3% (почти 44 тыс. чел.). Почти все они размещались в Мелитопольском уезде. На рубеже XIX в. немцев здесь еще не было. По VII ревизии доля немцев в общем народонаселении равнялась уже 8,1%, по VIII — 13,8% и по X — 13,7%. Помимо того небольшое число немцев поселилось в Крыму (в Симферопольском и Феодосийском уездах). И хотя немецкая миграция в Таврической губернии начала осуществляется позже, чем в Екатеринославской и Херсонской, удельный вес немцев оказался здесь максимальным в регионе. На втором месте стоит Херсонская губерния. По данным V ревизии немцы составили здесь 0,8% (2,7 тыс. чел.), по VII — 3,5%, по VIII — 3,7% и по VIII — 3,7% я по X — 3,9% (46,6 тыс.). Подавляющая часть их была сконцентрирована в Тираспольском (около 18%) и Одесском (более 12%) уездах.

«Бессарабия находится дальше Луны»! Это выражение характеризовало окраинное положение этой пограничной территории и оторванность местной немецкой общины от исторической родины в XIX – первой половине ХХ в. Этому посвящена книга берлинского профессора Уте Шмидт, в которой рассмотрены основные периода освоения и обитания немцев в Бессарабии, и особый упор сделан на событиях переселения и депортации периода Второй мировой войны.

Рецензируемая монография выполнена с использованием методологических новаций, в частности – принципов социальной антропологии. Книга состоит из двух основных частей. Первая, выполненная в традиционном ключе, описывает историю бессарабских немцев от их заселения края после 1814 г. и до их современного положения.

Немецкая колонизация Бессарабии началась после ее вхождения в состав Российской империи, когда император Александр I привлек переселенцев из германских земель для освоения новообретенного края.

Первое на Бессарабии немецкое поселение Тарутино было основано в 1814 г. немецкоязычными выходцами из герцогства Варшавского (Царства Польского), так называемыми «варшавскими колонистами».

Именно Тарутино стало центром бессарабских немцев. Здесь была немецкая гимназия и библиотека. Выходило три газеты на немецком языке. Именно в Тарутино в 1920 г. возник «Немецкий народный совет Бессарабии», представлявший национальные интересы немецкоязычного населения региона в сложные послевоенные годы.

Немецкие колонисты прибывали в Бессарабию из разных германских регионов, говорили на разных диалектах и были приверженцами разных христианских конфессий (хотя доминировал протестантизм).

Так, Тарутинцы были потомками переселенцев в Польшу из Пруссии, Мекленбурга и Нижней Саксонии. Среди них был распространен платтдойч (северогерманский диалект). В Виттенберге (основан в 1815 г.), Теплице (1817) и Зарате (1822) господствовал швабский диалект. Немецкая община Кишинева (с 1825 г.) говорила на хохдойч.

Немцы сыграли видную роль в хозяйственном освоении Бессарабии, занимаясь, в основном, сельским хозяйством и торговлей. Поселенцы являлись лояльными российскими подданными. Один из них Андреас Видмер (1856-1931) даже был избран депутатом
I Государственной Думы.

Однако с 1918 г. Бессарабия была оккупирована Румынией, и начался новый этап в истории местных немцев.

Румынские власти рассматривали Бессарабию (Молдавию) как составную часть унитарной «Великой Румынии». В стране остро стояла проблема национальных меньшинств, подвергавшихся притеснениям. Румыны (включая молдаван) составляли 70% населения (ок.13 млн.); 8% — венгры (1,5 млн.); 4,1% – немцы (740 тыс.). В самой Бессарабии (вместе с присоединенной к ней Северной Буковиной) в 1930 г. насчитывалось 81.089 немцев (со швейцарцами) (Стр.88).

Бессарабские немцы действовали консолидировано с общерумынскими немецкими общественными и политическими организациями. С 1920 г. они входили в немецкую фракцию румынского парламента, где были представлены протестантским священником Даниэлем Хаазе (1877-1939). Он являлся политическим лидером бессарабских немцев, возглавляя до 1934 г. «Немецкий народный совет Бессарабии».

С приходом Гитлера к власти среди румынских немцев усиливаются националистические тенденции. В 1932 г. возникает «Национал-социалистическое движение взаимопомощи немцев в Румынии», которое вскоре было запрещено. Однако в 1934 г. «национал-социалисты» воссоздают свою организацию под другим названием: «Национальное движение возрождения немцев Румынии». Фюрером «возрожденцев» стал бывший офицер австрийской армии Фриц Фабритиус (1883-1957), который поддерживал контакты с нацистами в Германии и ратовал за автономию для немцев в Румынии. Эти идеи находили отклик и в Бессарабии, где было отделение организации «возрожденцев» (стр.119). Однако националисты не пользовались поддержкой большинства румынских немцев. Борьбу с ними вели антифашисты во главе с куратором евангелической церкви д-ром Гансом Отто Ротом.

Особое внимание автор акцентировала на истории переселения фольксдойч в 1940 г. из отходившей СССР Бесарабии. Формально немцы переселялись в «муттерланд» на добровольной основе, но проф.Шмидт отмечает, что фактически у бессарабских немцев не было выбора. Примечательно, что они несли в ходе переселения имущественные потери: немцы лишались недвижимости, им запрещалось брать с собой советские или румынские дензнаки (стр.149).

Злоключения бессарабских немцев на этом не закончились. Расселенные преимущественно на тех территориях, что были аннексированы нацистской Германией, после 1945 г. они оказались вынужденными переселяться вновь. В ходе депортации бывшие бессарабские немцы, вместе с судетскими, силезскими, восточно-прусскими немцами были выселены на германские территории.

Автор отмечает, что бессарабские немцы и их потомки уже на протяжении почти 6-ти лет живут на новой родине, но при этом возникает вопрос о том, что толкает их к посещению мест прежнего обитания на территории современной Молдовы и Украины? Это ностальгический туризм или стремление вернуться на историческую родину?

Стремясь ответить на эти вопросы, проф.Шмидт провела исследования среди бессарабских немцев и их потомков. Она выделила несколько основных возрастных категорий. Первая представлена предками 1890-1900 гг.рожд., которые родились и выросли в Российской империи, их молодые и зрелые годы прошли в Румынии. Эти немцы пережили переселение из Бесарабии и последующую депортацию в Германию будучи уже самостоятельными людьми, имевшими свои семьи с детьми и иногда с внуками. Для этой возрастной группы характерно то, что они считали своей родиной именно Бесарабию. Поэтому они являются своеобразной отправной точкой для сравнения с последующими поколениями.

Первое из них – это немцы 1909-1924 гг. рождения, у которых сохранились отчетливые и идеализированные воспоминания о «старой родине», где они жили «единой семьей с соседями». Первое поколение тяжело перенесло «прощание с родиной» и переселение в новый дом. Для немцев данной возрастной категории, перенесшей основные лишения в молодом возрасте, характерно осторожное восприятие действительности.

Промежуточное поколение бессарабских немцев представлено людьми 1925 -1933 гг.рожд. «Мы знаем, где мы находимся в данный момент», — такими словами автор характеризует отношение этих немцев к их исторической родине.

Второе поколение – немцы 1934-1953 гг. рождения, которых автор разделяет на две под-генерации: «дети войны» и рожденные после войны. Если первые оказались «между старой и новой родиной», то появившиеся на свет в послевоенной Германии подчеркивали, что они не беженцы, а родились здесь. При этом то, что пережили их родители, являлось для детей «уже историей» (Стр.470).

Послевоенное поколение бессарабских немцев, особенно рожденные после 1965 г., ощущают себя обычными немцами. «Мы всего лишь обычная семья, такая же, как и все остальные» (Стр.485), — это самоопределение, выделенное автором. При этом молодая генерация немцев из Бесарабии проявляет интерес к своей прародине.

В качестве заключения проф.Шмидт рассматривает проблемы интеграции бессарабских немцев после 1945 г. и сохранение их «культурного капитала». Автор ставит вопрос о том, какое значение имеет то историко-культурное наследие для потомков немцев из Бессарабии? Признавая, что переселенцы и их наследники нашли в современной Германии новую родину, германская исследовательница выделяет три основных компонента, которые оказали воздействие на формирование и востребованы современным поколением бессарабских немцев: критически осмысленные и примененные в практике общежития немецких поселенцев Бессарабии постулаты «протестантской этики», либеральный пример организации снабжения и управления общин немецких колонистов, интерес к «нематериальному наследию» среди бессарабских немцев носит весьма избирательный характер и не является продуктом «отраженного традиционализма». Последний пункт видится автору одним из аргументов современного германского дискурса о мультикультурности нынешнего немецкого общества (Стр.546-547).

Таким образом, история бессарабских немцев – это один из примеров непростой, в чем-то трагической судьбы немецкого национального меньшинства в Юго-Восточной Европы. Несмотря на то, что данный этнос фактически прекратил свое существование после 1945 г., немцы оставили свой след в истории Бесарабии и Восточной Европе в целом.

Неслучайно, что этому сюжету и посвящено крупное, новационное с методологической точки зрение исследование Уте Шмидт.

odesskiy.com

Второй этап русской колонизации XVI в. Укрепление феодализма на Урале

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра древней и средневековой истории России

Второй этап русской колонизации Урала в XVI веке. Укрепление феодализма на Урале.

Студентка 931 группы

к. и. н., доцент кафедры древней и

средневековой истории России

Глава I. Второй этап русской колонизации Урала……………………………. 5

Глава II. Укрепление феодализма на Урале.……..…………………………….13

Колонизация Урала — один из важнейших процессов для истории нашей страны. На мой взгляд, тема колонизации Урала актуальна. В.О.Ключевский определил значимость данной проблемы в высказывании: «История России это история страны, которая колонизуется». На протяжении всей своей истории Россия постепенно осваивала все новые территории, одной из которых является Урал. Этот край имеет свою собственную культуру, которая, так или иначе, является частью Истории России. Именно поэтому изучение освоения Урала так важно, ведь оно открыло новые возможности для экономического, социального, культурного развития, не только для народов, проживавших напокоренной территории, но и для всего русского населения страны. Кроме того, в XVI веке на Руси завершилось формирование феодального общества, а, значит, колонизация Урала сопровождалась не только подчинением новых территорий, но и развитием феодализма у нерусского населения.

Цель данной работы состоит в изучении колонизации Урала, а именно второго ее этапа и укрепление на этой территории феодализма. Таким образом, мною рассматривается вторая половина XVI века, на который приходится второй этап русской колонизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть второй этап русской колонизации XVI в;

проследить развитие феодализма на Урале.

Объект исследования: второй этап русской колонизации XVI в.

Предмет исследования: укрепление феодализма на Урале в рамках колонизационного процесса

Введение к работе. Во введении определены основная цель, задачи исследования; предмет и объект исследования; структура работы; используемая литература.

Первая глава: Второй этап русской колонизации XVI в.

Вторая глава: Укрепление феодализма на Урале.

Заключение, в котором определены основные выводы по проделанной работе.

Литература, которой я пользовалась при написании работы – это книга В.А.Оборина «Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII века». В данной монографии исследован процесс заселение и освоение Урала в эпоху феодализма, а также проблемы вхождения Урала в состав Российского государства. Следующая книга — Преображенский А.А. «Урал и Западная Сибирь в конце XVI- начале XVIII века» — монография, посвященная проблемам феодальных отношений и генезиса капитализма. Автор работы рассматривает вопросы присоединения Западной Сибири к России, прослеживает миграцию русских на Урал и в Западную Сибирь в конце XVI- начале XVIII веков. Освещаются процессы крестьянской колонизации новых земель. Также для написания работы я опиралась на двухтомник История Урала под общей редакцией И.С.Капцуговича, пособие, в котором описываются основные моменты истории Урала.

Глава 1. Второй этап русской колонизации Урала.

Колонизация Урала – это частное проявление общерусского колонизационного процесса, это длительный процесс экономической, политической и культурной интеграции уральских земель в состав Русского государства. Первое проникновение русского население на Урал начинается не позже XI века. Главной предпосылкой колонизации уральских земель и их заселения было наличие в крае огромного фонда малозаселенных земель. Причиной же интереса русских к уральским землям был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. Итак, первый этап русской колонизации начинается в XI веке эпизодическими походами русских войск на Урал и стихийной крестьянской колонизацией. А заканчивается в середине XVI века вхождением народов Западного Урала в состав Русского государства. Во второй половине XVI века начинается второй этап русской колонизации Урала. Сдерживание процесса освоения Урала было вызвано военной опасностью со стороны Казанского, Сибирского ханств, а так же Ногайской орды. Поэтому когда в 1552 году Казанское ханство было присоединено к Русскому государству, Сибирское ханство в 1555 году, а Ногайская орда в 1556 году признали данническую зависимость от Русского государства, приток русского населения на Урал увеличился. Этому способствовали и другие причины: увеличилось закрепощение в центральных районах страны, обезземеливание части крестьян в северных черносошных землях, усиление эксплуатации в вотчинах поморских монастырей. В результате этого крестьяне вынуждены были бежать на новые земли, на окраины Русского государства. Казанское ханство было своего рода камнем преткновения, оно мешало расширению экономических, политических и культурных связей Русского государства с народами Урала, Сибири, Средней Азии, угнетало народы Поволжья и Приуралья, а также представляло собой постоянную угрозу военного нападения. Поэтому после присоединения Казанского ханства ситуация кардинально изменилась. В 1555-1556 году к Русскому государству присоединяется на добровольной основе часть Башкирии. Они стремились избавиться от гнета ногайских и татарских феодалов. В 1554 году после освобождения от власти Казанского ханства в состав русского государства входят западные башкирские племена. Освободились от господства ногайских феодалов и башкиры племени мин в 1555 году. В 1557 году башкиры получили жалование грамоты Ивана IV, по которым они признавались подданными русского царя, и за ними были закреплены земли, занимаемые ими к моменту присоединения. В 1558 году прикамские удмурты также добровольно входят в состав Русского государства, благодаря этому они избежали полного хозяйственного разорения и ассимиляции татарами, а также сохранили территориальную целостность. «Вхождение Удмуртии в состав Российского государства имело глубокое прогрессивное значение для их культурного и экономического развития. Весь опыт истории убедительно показал, что путь добровольного присоединение к России, избранный удмуртским народом, был единственно правильным. Присоединение Удмуртии к русскому государству сблизило русский и удмуртский народ» 1 .

Итак, в середине XVI века почти вся территория Урала вошла в состав Русского государства. Для коренных народов Урала это имело огромное значение. Во-первых, были созданы благоприятные условия для их экономического, культурного и общественного развития. Во-вторых, «русские крестьяне были носителями более высокой, чем у местных народов, культуры земледелия. Под их влиянием изживается трудоемкая подсека, распространяется пашенное земледелие, начинают применяться новые сельскохозяйственные орудия, удобрение пашни, развивается огородничество» 2 . В-третьих, именно русское влияние способствует преодолению пережитков родоплеменной раздробленности, устранению пережитков первобытных форм брака и семьи, развитию творчества местных народностей. И, наконец, вхождение народов Урала в состав Русского государства укрепило дружеские отношения между русским и местным населением. Колонизация Урала продолжалась. На новом ее этапе правительство Российского государства принимало активное участие в освоении Урала. Оно было заинтересовано в дальнейшем быстром закреплении новых земель и их хозяйственном освоении в Российском государстве, поэтому поощряет все формы колонизации. Одной из таких форм было развитие массового переселения на Урал, которое было достигнуто в результате обеспечения безопасности от внешнего врага – казанских и сибирских феодалов, а также их потомков и башкирских феодалов. Главной силой массового переселения были русские крестьяне и посадские люди. «В ходе посадской колонизации население выросло почти в девять раз» 3 . Народная колонизация способствовала экономическому и культурному развитию края. Народная колонизация проходила так же в виде бегства из русских земель, разоренных монголо-татарами. Кроме того, правительство стремилось развивать и посадскую колонизацию. С концаXVI века в уральские города из посадов Центра и Севера Русского государства переводились торговые люди и ремесленники. Им отводились земли под пашни и сенокосы, дворы, давались трехлетние льготы от уплаты налогов, а также создавались условия для переезда их семей. Другая форма колонизации заключалась в принудительном переселении на Урал «лиц управленческого и военнослужилого аппарата. Было разрешено приобретать в службу крестьян, посадских и гулящих людей. Все они получали денежное и хлебное жалование, им отдавались земли под пашни и сенокосы» 4 . Принудительное переселение проходило и в крестьянской среде. Производилось принудительное переселение пашенных крестьян на Урал. Опять-таки, правительство предоставляло льготы: временное освобождение от налогов, помощь в виде скота, орудий труда, денег. Проводя политику колонизации, правительство было заинтересовано, прежде всего, в создании центров для защиты окраин страны и закреплении Урала в качестве государственной территории России и, конечно же, для получения новых ресурсов с целью пополнения государственной казны. Не имея достаточно сил для обороны края, правительство вынуждено было давать крупные земельные пожалования частным лицам, например, Строгановым. Они в свою очередь обязаны были принять на себя расходы по строительству опорных пунктов обороны и обеспечению будущего продвижения на восток. Кроме того, Урал обладал невероятными экономическими ресурсами, которые были необходимы Русскому государству. Поэтому правительство всячески поощряло стихийное переселение русских людей на новые земли: предоставляло льготы и поддержку частной инициативы, охрану местного населения от произвола администрации, смягчение форм эксплуатации. Как же осуществлялась колонизация Урала? Каким образом люди легко могли попасть в столь отдаленный край? Этому способствовала развитая речная система. «Путь на Урал шел из Москвы через Ярославль, до Вологды, дальше по северным рекам — на верховья Камы около Кайгородка, затем он продолжался вниз по Каме. До концаXVI века для перехода через Урал обычно поднимались из Камы на реку Вишеру, шли по ней до верховьев и переваливали через Урал на верховья Лозьвы» 5 . После падения Казанского ханства в 1552 году возможным стало подниматься с Волги в Приуралье вверх по Каме, затем использовалась северная дорога через Чердынь и южная дорога с реки Камы на реку Белую для перевала за Урал, потом на реку Уфу и с ее верховья на верховья реки Исети или реки Миасса. Таким образом, колонизация Урала шла по главным речным системам – реке Каме с притоками и рекам системы Оби. Кроме того, весомое значение в процессе колонизации Урала занимает Бабиновская дорога, которая стала единственной официальной дорогой в Сибирь. «В 1597 году крестьянин, в последствии соликамский посадский человек, Артемий Бабинов проследив передвижение манси открыл новую короткую дорогу в Сибирь, которая начиналась от Соликамска и выходила к верховьям реки Туры» 6 .

В последней четверти XVI века основное направление колонизации Прикамья шло вниз по реке Каме и ее притокам. Появляются новые населенные пункты: Уфа, Сарапул, село Архангельское, Солеваренный городок. Все земли в окрестностях городов были заняты поместьями русских дворян. Одним из важнейших событий колонизации Зауралья становится поход Ермака в Сибирь. Как известно, поход Ермака на Сибирь не являлся случайным набегом, а был тщательно спланирован и подготовлен самим Ермаком с помощью Строгановых. На сегодняшний день факт участия Строгановых в подготовке похода определенно точен, «доказательством участия Н.Г.Строганова в организации похода является то, что опальная грамота Ивана IV 1582 года адресована не только М.Я.Строганову, но и ему» 7 . «Грамотой своей он стремился объединить и согласовать военные силы и действия Строгановых, казаков и пермских властей» 8 и направить их против неприятелей. Итак, 1 сентября 1582 году отряд Ермака отправился в военную экспедицию, местом ее начала полагают Орел-городок или Нижний Чусовской городок. Отряд Ермака продвигался по рекам Чусовой, Серебрянке, Сылвице, Баранче. Весной 1582 года перебрались на реку Тагил. Здесь казаки сделали остановку для постройки новых стругов, затем отряд с боями прошёл по рекам Туре, Тавде, Тоболу и, наконец, 26 октября 1582 года взяла столицу Сибирского ханства город Кашлык, разгромив войска хана Кучума. Конец сибирского похода описан в «Кратком описании о земле Сибирской», летописи начала XVII века: «Ермак же сяде в царстве Сибирском и посла к великому государю к. Москве с сеунчем 50 человек. Царь Иоанн Васильевич тех сеунчей пожаловал, а с ними послал воевод своих. к Ермаку и к атаманом его и к казаком посла свое государское жалованье, а Ермака повелел государь написати в грамотах сибирским князем…» 9 . Поход Ермака был проявлением народной инициативы, ответом на постоянные набеги сибирских ханов, поэтому, несмотря на, гибель Ермака и временное отступление русских отрядов, падение Сибири дало возможность для мирного освоения всей Сибири. Правительство ИванаIV воспользовалось удачным завершением похода, включив Зауралье в состав Российского государства. «Правительству удалось, в конечном счете, воспользоваться результатами похода Ермака, на какой-то стадии подчинив его общегосударственным целям. Сложное, глубоко противоречивое, во многом чисто внешнее, это единство государственного и вольно-народного начала имело далеко идущие последствия, сказавшиеся на судьбах вновь осваиваемых пространств за Уралом». 10 После похода Ермака и завоевания Сибири началось активное градостроительство. Переселяясь на Урал, русские чаще всего строили свои поселения на новых, никем не обжитых местах, но случалось и так, что они возникали на месте более древних поселений нерусских народностей. Основным градообразующим фактором были военно-административные функции города. Возникновение городов на Урале сопровождалось постоянной внешней опасностью. Поэтому освоение свободных земель было возможно только при условии укрепления городов. Так же следует сказать, что военная функция городов тесно переплеталась с административной функцией, поскольку все они были центрами управления уездов или Строгановских городков. «Города возникали как центры сельскохозяйственной округи, с которой они были связаны как административно, так и экономически. Они становились и крупными религиозными центрами, в которых концентрировались церкви и монастыри, что обеспечивало идеологическое воздействие феодального города на русскую деревню и не русское население края» 11 .

В заключении, хотелось бы сказать, что освоение и колонизация Урала – сложный и многогранный процесс, который имеет как негативные, так и положительные последствия. Так, В.А. Оборин — советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала, определил сложность этого процесса непосредственно в том, что он имел разные стороны своего проявления, и, соответственно, разные последствия, а именно:

Демографическая сторона: в процессе колонизации Урала на новые территории устремилось огромное число людей, в результате чего произошло опережение роста населения над естественным приростом населения. Кроме того, на ранних стадиях колонизации преобладала доля мужского населения над женским населением.

Экономическая сторона: хозяйственная деятельность нерусского населения до прихода на эту территорию русских была не достаточно развита, однако, в процессе колонизации в этой области обнаруживается прогресс. Однако, в первую очередь, следует сказать о том, что в процессе освоения края на месте пустовавших земель сложились развитые экономические районы.

Экологическая сторона: увеличение емкости природных ландшафтов; вырубка, выжигание лесов, обмеление рек, эрозия почвы, сокращение дичи и кормовой базы для скота.

Социальная сторона: развитие и укрепление феодальных отношений на Урале.

Этническая сторона: сближение разных этнических групп между собой; усилился процесс взаимного влияния материальной и духовной культуры разных народов.

Глава 2. Укрепление феодализма на Урале.

В конце XVI века весь Средний Урал прочно вошел в состав Русского государства. Завершается процесс укрепления феодальной собственности и системы феодальных отношений. Вторая половина XVI века ознаменовала развитие на осваиваемых землях Урала феодализма не только вширь, но и вглубь, в связи с укреплением Российского государства. Особенностью развития феодальных отношений на Урале было ограничение царским правительством развития частного крепостничества и монастырского землевладения. В условиях освоения края здесь преобладали отношения государственного феодализма. Основной массой населения здесь были черносошные крестьяне, которых привлекла на Урал менее жестокая феодальная эксплуатация и свободные земли. Государство в свою очередь рассматривало Урал как плацдарм для освоения богатых земель Сибири, так как этот период связан с усилением торговли России с Западной Европой и Востоком, а основным предметом торговли была пушнина, которой был так богат Урал.

После вхождения Урала в состав Русского государства, процесс развития феодализма в значительной степени связан с деятельностью купцов — промышленников Строгановых. «В 1558 г. Г. А. Строганов получил первую царскую жалованную грамоту на «отхожие земли» по р. Каме от устья р. Лысьвы до устья р. Чусовой. На этих землях уже проживало редкое коми-пермяцкое и русское население. Они занимали огромную территорию» 12 . «Летописи и царские грамоты называли эти владения «вотчиной», хотя особые льготы предоставлялись Строгановым за их службу в обороне восточных границ государства, освоению края и обеспечения проезжих служилых людей продовольствием и транспортом, то есть, учитывая все ограничения в распоряжении владениями, в правовом отношении приближали их к условному или поместному землевладению» 13 . Царские привилегии, которые были пожалованы Строгановым, заключались в следующем: Строгановым предоставлялось право феодального иммунитета — неподсудности пермским наместникам и воеводам; владения промышленников передавались по наследству в роду Строгановых. Они получили право беспошлинной торговли в своих землях, кроме того имели свое войско, а Строгановские городки нередко были вооружены лучше, чем обычные города. Что же касается самих Строгановских городков, то в них жили служащие вотчиной администрации и сами Строгановы. В аппарате управления преобладали лично преданные Строгановым люди. Итак, «…по своим размерам вотчины Строгановых равнялись территории некоторых европейских государств. Строгановы — русские промышленники, которые накопили богатство в промысловой деятельности и «…превратились в крупных феодалов — крепостников, расширявших сферу эксплуатации как принудительного, так и наемного труда не только в основной отрасли хозяйства – солеварении и торговле, но и в сельском хозяйстве» 14 . Владения Строгановых представляли собой крупный промысловый комплекс. Они заселяли свои земли, широко применяли внеэкономическое принуждение, и первыми на Урале начали проводить сыски беглых крестьян. «В концеXVI века Строгановы занимали ведущее место в солеварении, им принадлежало 27 варниц из 44, имевшихся в Прикамье. Кроме того, в вотчине Строгановых было много ремесленников, занятых как обслуживанием солеваренных промыслов, так и обработкой дерева и продуктов сельского хозяйства» 15 . Строгановы, таким образом, были самыми крупными феодалами в Прикамье, им принадлежало 45 населенных пунктов с 203 крестьянскими дворами. На Урале жили и мелкие феодалы. На башкирских и удмуртских землях обитали немногочисленные русские помещики-дворяне и башкирские и татарские феодалы. Так же небольшие земельные владения имели служилые люди разных рангов, зажиточные посадские купцы, владельцы солеварен.

Феодальные отношения развивались в землевладении. Основная масса земель принадлежала феодальному государству, а также светским и духовным феодалам. В XVI веке завершилось формирование духовного феодального сословия – монастырского населения и служителей христианской церкви. Монастыри не только имели в своем владении земли, населенные феодально-зависимыми от них крестьянами, обладали правом феодального иммунитета, но и начали активно захватывать крестьянские и посадские земли, что, конечно же, вызвало активное сопротивление крестьян и горожан и приобрело форму классовой борьбы. Кроме того, монастыри «захватывали земли нерусского населения, встретив резкий отпор и с его стороны, как одну из форм национально-классовой борьбы» 16 . Монастырские крестьяне также выполняли повинности: монастырская земледельческая и промысловая барщина. Крестьяне работали на сенокосе, обслуживали конюшни и скотные дворы, варницу, мельницы, ловили рыбу для монастыря. Как известно, промыслы, которыми владели духовные и светские феодалы не облагались государственными налогами. Это, в свою очередь, вызывало недовольство конкурирующего с ними посадского населения. На Урале вXVI веке было шесть монастырей, двадцать церквей и примерно сто человек связанных с ними. Таким образом, удельный вес церковно-монастырского населения еще не был велик. Что касается крестьянства, то оно сформировалось из представителей разных национальностей. На Урале имелась такая категория феодально-зависимых крестьян – так называемые ясачные люди. Они должны были вносить ясак мехами, медом, скотом с каждой территориально-племенной единицы. В дополнение к ясаку они должны были нести повинности, в виде ухода за скотом, приношения мехами, скотом, медом в пользу своих феодалов. Кроме этого они также должны были регулярно приносить подарки царю, воеводе и другим должностным лицам. Нерусское крестьянство постепенно сближалось по своему правовому положению с различными категориями численно преобладавшего русского крестьянства. Это имело прогрессивное значение, а именно способствовало усилению влияния более развитых русской землевладельческой культуры и быта, преодолению отсталых форм социальных отношений, сплачивало в борьбе с общими угнетателями. Самая многочисленная категория крестьян на Урале — черносошные крестьяне. «Они сохраняли общинные формы землевладения и землепользования. Право владения и отчуждения земли имели не только взрослые мужчины, но и женщины-хозяйки дворов. Черносошным крестьянам принадлежало 78,2% всех освоенных земель, в том числе 85, 4% пашни и 66, 1% сенокосов» 17 . Черносошные крестьяне сохраняли общинное землевладение и землепользование и платили денежные и натуральные оброки — дань государству в размерах, зависевших от размеров земельного надела и качества земли. Кроме того, данная категория крестьян привлекалась к строительству и ремонту дорог и городских укреплений, перевозке дров на винокурни и воеводские дворы, они драли лыко, сдавали хлеб, соль, рыбу крестьянам, которые переселились в Сибирь. «ВXVI веке среди черносошных крестьян появляются половники, которые работали на земле зажиточных крестьян и посадских людей за половину урожая. Половничество — сложное и неоднозначное социальное явление. У монастырей и Строгановых половники переходили постепенно на положение феодально-зависимых крестьян. У черносошных крестьян и посадских людей это была своеобразная форма найма. За полученную в долг денежную ссуду до уплаты долга половники обрабатывали землю заимодавца или свою же землю исполу» 18 . То есть, эта феодальная категория в условиях сохранения крестьянского черносошного землевладения принимала форму аренды и найма.

Строгановские крепостные крестьяне в XVI веке составляли 12% всех крестьян Урала. В феодальную зависимость они были втянуты различными способами: беглые крестьяне, которые были укрыты Строгановыми от сыска или репрессий царской администрации; получив ссуду и попав в кабалу; захваченные насильно вместе с землей вотчинниками, принуждавших их к работе на себя, плененные башкиры, калмыки; лица, захваченные Строгановыми во время подавления народных восстаний; лица, купленные у правительства. В вотчинах работали также холопы, которые не имели собственных наделов земли и иных средств производства, находились на содержании феодалов. Строгановские крестьяне несли повинности в денежной форме, пропорционально земельным наделам, за неземледельческие промыслы уплачивали подоходные оброки. Самой тяжелой повинностью была неземледельческая барщина на соляных промыслах: обслуживание варниц, погрузка и сплав соли в соляных караванах, заготовка и вывозка топлива и леса для строительства. Крестьяне обслуживали мельницы, конюшни, скотные дворы феодалов, перевозили приказчиков и других лиц вотчиной администрации. Часть крестьян находилась в экономической зависимости от посадского зажиточного населения, которое формировалось за счет переселенцев из поморских и центральных городов Русского государства. Писцовые книги и акты называют их «посадскими и торговыми людьми». Они платили государственные налоги в денежной форме со двора, денежные оброки с торговых и ремесленных заведений, дань с посадских пашенных земель и сенокосов.

В XVI веке на Урале происходит укрепление феодальных отношений и как следствие ухудшение положения крестьян, засилье феодалов и богатеев купцов на посаде. Конечно же, разорение местных жителей русскими феодалами и купцами не могло не вызвать протест народных масс. Одной из наиболее распространенных форм протеста были побеги. Особенно много крестьян бежало из Строгановских вотчин на новые земли в сибирские города, в южные районы Прикамья, в Среднее Поволжье. Большая часть беглых числилась как «сошедшие безвестно». Итак, «в XVI веке в результате русской колонизации на Урале сформировалась социальная структура феодального общества. Здесь преобладала система государственного феодализма, когда большая часть освоенных земель принадлежала феодальному государству, отражавшему интересы всего класса феодалов» 19 . На Урале в системе государственного феодализма крестьяне пользовались большей свободой личности, свободы земельных сделок, правом свободы перемещения, которое ограничивалось по мере заселения края. Это явилось одной из причин переселения людей на Урал и его быстрейшего освоения. Русская колонизация Урала сыграла огромную роль в развитии и укреплении феодализма в этих далеких землях. ВXVI веке на Урале преобладали формы повинности в виде денежных взносов, что обусловлено большим удельным весом промыслов в крестьянском хозяйстве, возможностями получить деньги при продаже пушнины, соли, рыбы и других продуктов. «Укрепление феодальных отношений шло в своеобразных национальных формах» 20 . Между переселявшимся сюда русским населением и местными народами существовали различия в формах землевладения и феодальных повинностей, в связи с численным преобладанием русского населения и формированием господствующего класса из русских феодалов. Однако постепенно эти различия сглаживаются, происходит обрусение местного населения. После присоединения края взимание феодальной ренты постепенно становится регулярным. Создается единый местный аппарат управления, подчиненный центральной власти. Сложился класс эксплуатируемых крестьян из русских крестьян-переселенцев и местного населения.

studfiles.net

освоение Сибири и Дальнего Востока

В освоении Сибири и Дальнего Востока русскими тесно переплелись вольнона-родное стихийное заселение и переселение по «государевым указам» . Местное население или прямо завоевывалось, или добровольно входило в состав Русского государства, надеясь найти защиту от воинственных соседей.

Слабая заселенность большей части районов Сибири и Дальнего Востока явилась главной причиной быстрого продвижения небольших отрядов служилых и промышленных людей в глубь Северной Азии и его сравнительной бескровности. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что освоение этих земель осуществлялось, как правило, закаленными и опытными людьми. В 17 в. основной переселенческий поток за Урал шел из северорусских (поморских) городов и уездов, жители которых обладали необходимыми промысловыми навыками и опытом передвижения как по Ледовитому океану, так и по таежным рекам, были привычны к лютым морозам и гнусу — подлинному бичу Сибири в летнее время.

С основанием в 1604 г. Томска и в 1618 г. Кузнецка в основном завершилось продвижение России на юг Западной Сибири в 17 в. На севере же опорным пунктом в дальнейшей колонизации края стала Мангазея — город, основанный служилыми людьми у Полярного круга в 1601 г. на месте одного из зимовий промышленников.
Отсюда немногочисленные русские ватаги стали продвигаться в глубь восточносибирской тайги на поиски «непроведанных» и богатых соболем «землиц» . Широкое использование с той же целью южных путей началось после сооружения в 1619 г. Енисейского острога, ставшего еще одной важной базой освоения сибирских и дальневосточных земель. Позднее енисейские служилые люди выступали из Якутска, основанного в 1632 г. После похода отряда томского казака Ивана Москвитина в 1639 г. по р. Улье к Тихому океану выяснилось, что на востоке русские подошли вплотную к естественным пределам Северной Азии, однако земли к северу и югу от Охотского побережья были «проведаны» лишь после целого ряда военных и промысловых экспедиций, отправленных из Якутска.
В 1643 — 1646 гг. состоялся поход якутских служилых людей во главе с Василием Поярковым, обследовавших р. Амур. Более удачные походы совершил туда же в 1649 — 1653 гг. Ерофей Хабаров, фактически присоединивший Приамурье к России. В 1648 г. в плавание вокруг Чукотского полуострова из устья Колымы отправились якутский казак Семен Дежнёв и «торговый человек» Федот Алексеев Попов.
С ними пошли около 100 человек на семи судах, до цели похода — устья р. Анадырь — добрался лишь экипаж дежневского судна — 24 человека. В 1697 — 1699 г. сибирский казак Владимир Атласов прошел почти всю Камчатку и фактически завершил выход России к ее естественным рубежам на

В освоении Сибири и Дальнего Востока русскими тесно переплелись вольнона-родное стихийное заселение и переселение по «государевым указам» . Местное население или прямо завоевывалось, или добровольно входило в состав Русского государства, надеясь найти защиту от воинственных соседей.

Слабая заселенность большей части районов Сибири и Дальнего Востока явилась главной причиной быстрого продвижения небольших отрядов служилых и промышленных людей в глубь Северной Азии и его сравнительной бескровности. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что освоение этих земель осуществлялось, как правило, закаленными и опытными людьми. В 17 в. основной переселенческий поток за Урал шел из северорусских (поморских) городов и уездов, жители которых обладали необходимыми промысловыми навыками и опытом передвижения как по Ледовитому океану, так и по таежным рекам, были привычны к лютым морозам и гнусу — подлинному бичу Сибири в летнее время.

С основанием в 1604 г. Томска и в 1618 г. Кузнецка в основном завершилось продвижение России на юг Западной Сибири в 17 в. На севере же опорным пунктом в дальнейшей колонизации края стала Мангазея — город, основанный служилыми людьми

В освоении Сибири и Дальнего Востока русскими тесно переплелись вольнона-родное стихийное заселение и переселение по «государевым указам» . Местное население или прямо завоевывалось, или добровольно входило в состав Русского государства, надеясь найти защиту от воинственных соседей.

Слабая заселенность большей части районов Сибири и Дальнего Востока явилась главной причиной быстрого продвижения небольших отрядов служилых и промышленных людей в глубь Северной Азии и его сравнительной бескровности. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что освоение этих земель осуществлялось, как правило, закаленными и опытными людьми. В 17 в. основной переселенческий поток за Урал шел из северорусских (поморских) городов и уездов, жители которых обладали необходимыми промысловыми навыками и опытом передвижения как по Ледовитому океану, так и по таежным рекам, были привычны к лютым морозам и гнусу — подлинному бичу Сибири в летнее время.

С основанием в 1604 г. Томска и в 1618 г. Кузнецка в основном завершилось продвижение России на юг Западной Сибири в 17 в. На севере же опорным пунктом в дальнейшей колонизации края стала Мангазея — город, основанный служилыми людьми у Полярного круга в 1601 г. на месте одного из зимовий промышленников.
Отсюда немногочисленные русские ватаги стали продвигаться в глубь восточносибирской тайги на поиски «непроведанных» и богатых соболем «землиц» . Широкое использование с той же целью южных путей началось после сооружения в 1619 г. Енисейского острога, ставшего еще одной важной базой освоения сибирских и дальневосточных земель. Позднее енисейские служилые люди выступали из Якутска, основанного в 1632 г. После похода отряда томского казака Ивана Москвитина в 1639 г. по р. Улье к Тихому океану выяснилось, что на востоке русские подошли вплотную к естественным пределам Северной Азии, однако земли к северу и югу от Охотского побережья были «проведаны» лишь после целого ряда военных и промысловых экспедиций, отправленных из Якутска.
В 1643 — 1646 гг. состоялся поход якутских служилых людей во главе с Василием Поярковым, обследовавших р. Амур. Более удачные походы совершил туда же в 1649 — 1653 гг. Ерофей Хабаров, фактически присоединивший Приамурье к России. В 1648 г. в плавание вокруг Чукотского полуострова из устья Колымы отправились якутский казак Семен Дежнёв и «торговый человек» Федот Алексеев Попов.
С ними пошли около 100 человек на семи судах, до цели похода — устья р. Анадырь — добрался лишь экипаж дежневского судна — 24 ч

otvet.mail.ru

Какую роль в колонизации края сыграло переселение

По изданию: Военно-статистическое обозрение Российской империи.т.XI .ч.3. Бессарабская область.Спб.1849 г.

Позже всего немецкие переселенцы в Новороссии начали оседать в Бессарабской области. Это были так называемые «варшавские поселенцы», которые прибыли в Аккерманский уезд в 1814-1815 гг. с территории Варшавского герцогства. Властям пришлось оказывать этим переселенцам болыцую материальную помощь, так как лишь небольшая часть прибывших имела средства к существованию. После присоединения Бессарабии к России выявилась необходимость заселения южной ее части, Буджака, откуда в Турцию ушло все проживающее там ранее ногайское население. В 1813 г. был опубликован манифест с перечислением прав и привилегий колонистов, во многом дополняющий правила 1804г. Они освобождались на 10 лет от всех налогов и государственных обязанностей. Неимущие семьи получали пособие до 270 рублей. Каждой семье выделялось по 60 десятин земли. Все переселенцы и их потомки освобождались от рекрутских наборов и пользовались свободой вероисповедания. Переселение немцев в Бессарабию началось в 1814г., когда 31 семье немцев из Варшавского герцогства было разрешено выехать в Буджак. Основной причиной, вызвавшей это переселение, был экономический упадок в Польше, вызванный наполеоновскими войнами. Кроме этого, немцы-протестанты подвергались здесь гонениям на религиозной почве. Переселенцам отвели 115,5 тыс. десятин плодородных земель Аккерманского уезда в долинах рек Кагальника, Чаги и Сараты. В течение 1814-1817 гг. колонисты образовали в Аккерманском уезде 13 населенных пунктов.

В 1814 г. возникли селения-колонии Тарутинская и Бородинская. В 1815 г. — 6 колоний (Кульмская, Малоярославская, Краснинская, Лейпцигская, Березинская и Клястицкая). В 1816 г. появилось 4 колония (Фершампенуазская, Бриенская, Парижская и Арцизская). В 1817 г. появилось одно селение — Теплицкое. Среди «варшавских переселенцев», преобладали «поляки» (33,8%), вюртембержцы (31,7%) и пруссаки (29,1%). Поскольку в 1801-1804 гг. из Вюртемберга в герцогство Варшавское прибыло 6 тыс. немецких колонистов, а в Бессарабию затем проследовало их 2,6 тыс. чел., можно считать, что только 43% вюртембержцев покинули герцогство. Почти все «варшавские переселенцы» были немцами и жителей другой национальности среди них было мало. Те же «поляки» были уроженцами Вюртемберга, которые прибыли в Пруссию на те земли, которые в 1807 г. вошли в состав герцогства Варшавского. Об этом свидетельствуют данные о конфессиональном составе «варшавских переселенцев». Из 1743 семейств только 141 принадлежало к католическому исповеданию (6,9% общего числа), а все остальные были лютеранами. А ведь известно, что среди поляков лютеран было очень мало. Даже в 50-е гг. XIX в. среди немецких колонистов католиков было лишь 5%. К середине 50-х гг. XIX в. общее число немецких колоний в Бессарабии достигло 25. Однако после 1817 г. в области ежегодно основывалось мало новых колоний — в среднем по 1-2 в год. И если в 1818 г. здесь было около 8,3 тыс. чел. колонистов, то в 1827 г. — 9,4 тыс. и в 50-е гг. — 24,3 тыс. чел.

Немецкие колонии получили особую форму административного устройства. Во главе каждой из них стояли избиравшиеся из колонистов старшина, два заседателя и писарь. Документация велась на немецком языке. Только наиболее важные документы переводились на русский язык. Колонии имели свои канцелярии в Малоярославце, Плоцке и Сарате. Областное управление вместе с попечительской конторой в Одессе подчинялось Министерству государственных имуществ. В целом, многие немецкие колонии добились высокого уровня благосостояния. Но это было достигнуто благодаря особым условиям — льготам и привилегиям, предоставленным государством, созданию товариществ на паевых началах, которые получали из Германии денежные ссуды, выписывали новые сельскохозяйственные машины, а также эксплуатации местного населения. Немаловажную роль в росте благосостояния немецких колонистов сыграли и уступки правительства по вопросу о выплате долгов, так как в конце 20-х гг. истек срок 12-летней налоговой льготы. Широкая миграционная волна немецких колонистов привела к интенсивному росту численности немецкого населения в Новороссии. С V по X ревизии оно выросло здесь более чем в 25 раз, причем в период между V и VII ревизиями — в 8 раз. В Таврической губернии в конце XVIII в. немцев почти не было. По данным VII ревизии (1816 г.) их доля достигала здесь уже 2,4%, по VIII — 3,9%, по IX — 5,1% и по X — 6,3% (почти 44 тыс. чел.). Почти все они размещались в Мелитопольском уезде. На рубеже XIX в. немцев здесь еще не было. По VII ревизии доля немцев в общем народонаселении равнялась уже 8,1%, по VIII — 13,8% и по X — 13,7%. Помимо того небольшое число немцев поселилось в Крыму (в Симферопольском и Феодосийском уездах). И хотя немецкая миграция в Таврической губернии начала осуществляется позже, чем в Екатеринославской и Херсонской, удельный вес немцев оказался здесь максимальным в регионе. На втором месте стоит Херсонская губерния. По данным V ревизии немцы составили здесь 0,8% (2,7 тыс. чел.), по VII — 3,5%, по VIII — 3,7% и по VIII — 3,7% я по X — 3,9% (46,6 тыс.). Подавляющая часть их была сконцентрирована в Тираспольском (около 18%) и Одесском (более 12%) уездах. В Бессарабии немецкие колонисты, как отмечалось, начали расселяться только с 1814 г. По материалам VII ревизии их удельный вес составил здесь же 2,1%, по VIII — 2,2% и по X — 2,3%. Первоначально они селились в Аккерманском уезде, но затем занятая колонистами территория была передана в состав Бендерского уезда. По данным VIII ревизии удельный вес немцев достиг здесь 31,7%, а по X — 23,4% всех жителей. Падение удельного веса их в этом уезде и отсутствие прироста по всей области в 30-50-е гг. были обусловлены отсутствием значительного притока сюда новых колонистов с конца 20-х гг.

www.bessarabia.ru

Смотрите так же:

  • Приказ от 26072012 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 июля 2012 г. N 725 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ, УЧЕТА И СПИСАНИЯ ВЕЩЕВОГО ИМУЩЕСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской […]
  • Приказ минтранса 69 Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на […]
  • Правило ношения форменного обмундирования Приказ МВД РФ «Об утверждении правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 июля 2013 г. N 575 «Об утверждении правил ношения сотрудниками органов внутренних […]
  • Налоги и налогообложение последние издание Налоги и налогообложение. Ред. Майбуров И.А. 4-е изд. - М.: 2011. — 558 с. Четвертое издание учебника (предыдущие издания - 2007, 2008, 2009 гг. ) подготовлено с учетом всех последних изменений в налоговом законодательстве по состоянию на 1 августа 2009 г. Рассмотрены роль налогов в экономике и государстве, […]
  • Выплата пенсий донецкая область Справочная информация Адреса и телефоны органов Пенсионного фонда Украины в Донецкой области Телефоны «Горячей линии» Главное управление Пенсионного фонда Украины в Донецкой области пл. Соборная, 3, г. Славянск, 84122 Управление Пенсионного фонда Украины в г.Авдеевке Управление Пенсионного фонда Украины в […]
  • Лозунги о налогах Лозунги о налогах Реальные налоги Среди всех реформ, которые необходимы стране, есть одна очень важная, но неочевидная. Между тем именно она и является залогом изменения нашего общества, его плавного перехода к благополучию и демократии. Я говорю о налоговой реформе. На простой вопрос «Сколько вы платите налогов?» […]
  • 5 правил здорового питания 5 правил здорового питания Опубликовал: admin в Здоровье 30.04.2018 0 26 Просмотров По статистике, 50% россиян мучаются гастритом, а желудочно-кишечные трудности имеют 90% городских жителей По воззрению профессионалов, повинны мы сами: не соблюдаем простые правила, сохраняющие желудок здоровым. Какие? Ведает Оксана […]
  • Закон о пенс обеспечении О пенсионном обеспечении Статья 13. Пенсии по возрасту на льготных условиях На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы: а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 […]