Казенное учреждения полномочия

Реорганизация бюджетного учреждения в казенное в России

С первого взгляда может показаться, что казенным учреждениям не свойственно для спасения в современных экономических условиях использовать реорганизацию. Но, несмотря на это, даже самые успешные компании поглощаются либо же сливаются воедино с другими.

Это в первую очередь потому, что каждый успешный собственник знает о том, что в любые времена именно реорганизация является инструментом успеха. Но для того чтобы его достичь, необходимо обязательно иметь знания в трех отраслях, а именно финансов, права и экономики.

Чем регулируется вопрос

Основным законом, при помощи которого регулируется процесс реорганизации, является Гражданский Кодекс, а именно статья 57. В ней говорится о том, что процесс реорганизации может быть проведенным исключительно по решению учредителя компании (Учредителей), или же другого органа, который имеет полномочия на совершение такого рода действия.

Также здесь указанно и то, что реорганизация допускается с одновременным использованием разных форм организации. Стоит отметить и то, что когда нужно выделить из нескольких юридических лиц одно юрлицо, то это может сделать либо суд, либо уполномоченный на это гос. орган.

Проведение реорганизации бюджетного учреждения в казенное

Реорганизация – это популярный среди многих способ созданий новой компании. Какой-то особенной процедуры при проведении реорганизации предприятий практически не предусмотрено. Но, тем не менее, для проведения процесса реорганизации необходимо понимать, какие последствия будут в конечном итоге от данного процесса.

Но стоит также помнить о том, что при проведении данного процесса, компания, которая проходит этот процесс, полностью прекращает свою деятельность, а в место нее регистрируется новая. К тому же компания, в которой проводится реорганизация, должна будет полностью передать все свое имущество новой созданной компании.

Доступные формы

Существует несколько форм реорганизации, которые очень активно применяются на сегодняшний день.

  • Первая форма — это слияние. То есть в результате реорганизации слиянием объединяются две или более компании, и из них создается новая.
  • Присоединение. Здесь к компании присоединяется другая компания, которая после полностью прекращает своею деятельность, и остается только одна.
  • Разделение. Используется, когда возникает необходимость разделить одно учреждение на несколько.
  • Также существует и такая форма как выделение, то есть из компании выделяется еще одна компания, и они начинают обе действовать на своих основаниях.
  • Последней формой процесса реорганизации является преобразование. При использовании такой формы одно учреждение преобразовывают в учреждение другого вида. Но в таком случае первое учреждение полностью прекращает свою деятельность.

Пошаговая инструкция

  1. Осуществляется процесс реорганизации в несколько этапов. Сперва необходимо, чтобы ответственные лица, то есть владельцы, учредители и прочие, должны принять решение о проведении процесса реорганизации, и все это оформить в письменном виде. После этого создается специальная комиссия, основываясь на вышеуказанном решении.
  2. Ответственным лицом, до государственного регистратора, подается решение о желании провести такую процедуру, как реорганизация. Регистратор, в свою очередь, в ЕГР должен внести запись о том, что ему поступило сообщение о осуществлении реорганизации предприятия.
  3. К тому же, регистратор обязан опубликовать в СМИ сообщение о том, что начинается процесс реорганизации предприятия, для того чтобы, например, кредиторы могли выдвинуть претензии компании, если они есть. Минимальный срок, в соответствии с законом, составляет два месяца.
  4. После этого уже начинается прекращение деятельности, в ходе чего также осуществляется масса внеплановых проверок как в налоговом, так и пенсионном органах, и в этот период также завершаются все расчеты как с должниками, так и с кредиторами.
  5. Дальше необходимо предоставить государственному регистратору документацию, которая будет подтверждением проведения процесса реорганизации. Регистратор, в свою очередь, должен внести в ЕГР запись о том, что процесс реорганизации для предприятия был окончен.

Передача бюджетных обязательств

Осуществляется передача бюджетных обязательств после проведения процесса инвентаризации, которую обязательно нужно проводить перед тем, как перейти непосредственно к процессу создания отчетности при реорганизации.

Процесс инвентаризации необходимо проводить в обычном порядке, но при обязательном соблюдении методических указаний, утвержденных указом министерства финансов, под номером 49. К тому же, в состав комиссии по проведению процесса инвентаризации, необходимо обязательно включать представителей, которые принимают у организации все ее права и обязанности. Для того чтобы подтвердить все расчеты с контрагентами, о чем обязательно будут записи в инвентаризационном акте, нужно подтвердить, прикрепив к документу акты сверок.

Договор присоединения

Заключается такой договор между 2 компаниями. Одна из них обязательно должна будет ликвидироваться, попутно просто присоединяясь к первой. Но помимо этого, данная компания обязана составить передаточный акт.

В свою очередь обе компании в обязательном порядке должны будут уведомить своих кредиторов о том, что они реши слиться в одну организацию. Компания, в которую вливается другая, обязана подготовить пакет документов для того, чтобы в реестр и в учредительные акты были внесены изменения.

В первую очередь, ей необходимо составить заявление в форме Р13001, которое как раз-таки и будет основанием для того, чтобы внести изменения в учредительную документацию компании. Также необходимо составить полный список изменений, которые планируется внести в учредительные документы.

После этого процесс слияния можно считать законченным, когда ИФНС выдаст соответствующее свидетельство, в котором будет подтвержден факт внесения изменений в ЕГРЮЛ и то, что прекращена деятельность присоединенного общества.

Реорганизация предприятия, как один из способов создания компании — тема видео ниже:

uriston.com

Казенное учреждения полномочия

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п.2 ст.161, ст.6 БК РФ);

операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п.4 ст.161, ст.220.1 БК РФ);

казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.8 ст.161 БК РФ);

казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п.5, 7 ст.161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;

казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п.10 ст.161 БК РФ);

казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п.4 ст.298 ГК РФ);

казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п.3 ст.161 БК РФ);

размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;

д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее — государственное задание);

ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;

з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду). Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия. В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;

м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;

н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

studbooks.net

Федеральное казенное учреждение. Государственное (муниципальное) казенное учреждение, его деятельность и права

В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.

Общие сведения

Казенное учреждение — это организация, оказывающая услуги, выполняющая работы либо исполняющая определенные функции для обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов власти разного уровня. Финансирование таких предприятий производится за счет средств соответствующего бюджетного фонда согласно принятой смете. В ст. 31 ФЗ №83 указано, что создание казенного учреждения осуществляется на базе функционирующего юрлица без проведения процедур реорганизации посредством изменения его типа.

Имущественный вопрос

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Перечень субъектов, обязанных сменить статус

Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:

  1. Воинским частям, управлениям соединений/объединений ВС, военным комиссариатам, ОУ внутренними войсками и ГО.
  2. УИН, СИЗО и прочие учреждения, созданные с целью обеспечения функционирования уголовно-исполнительного института, исполняющие специальные и управленческие задачи.
  3. Специализированные заведения для несовершеннолетних, проходящих реабилитацию.
  4. Учреждения ГУ спецпрограмм при президенте, МВД, ФСБ, ФТС, ФСО, ФНС, Службе внешней разведки, объектовые, территориальные, воинские, специальные, подразделения ПС МЧС, аварийно-спасательные формирования.
  5. Специализированные психиатрические больницы с интенсивным наблюдением, противочумные заведения и лепрозории.

Нормативная база

Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:

  1. Правительством страны. Постановления этого органа распространяются на любое федеральное казенное учреждение.
  2. Высшим исполнительным институтом власти субъекта. Решения этой структуры обязательны для исполнения региональными организациями.
  3. Местными органами. Распоряжения, изданные ими, распространяются на любое муниципальное казенное учреждение.

Документальное оформление

Как выше было сказано, изменение типа организации осуществляется в соответствии с распоряжением (постановлением). Обязательные сведения, которые указываются в документе, согласно которому возникает казенное учреждение, — это:

  1. Наименование функционирующего предприятия с указанием типа.
  2. Название образуемой организации.
  3. Наименование исполнительного органа, выполняющего полномочия и функции учредителя.
  4. Сведения о сохранении/изменении основных целей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность казенного учреждения.
  5. Перечень мероприятий по формированию организации с указанием сроков.
  6. Сведения о сохранении/изменении численности сотрудников.

Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.

Приложения

Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:

  1. Пояснительную записку. В ней содержатся обоснования целесообразности смены типа организации на казенное учреждение.
  2. Сведения о кредиторской задолженности предприятия, просроченной в том числе.

Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.

Юридическое положение организаций после изменения типа

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.

Функции учредителя

Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:

  1. Выполняет функции и реализует полномочия учредителя организации при ее формировании, реорганизации, ликвидации, изменении типа.
  2. Утверждает устав предприятия и изменения, вносимые в него.
  3. Назначает руководителя организации, снимает его с должности.
  4. Прекращает и заключает трудовой договор с начальником учреждения.
  5. Составляет и утверждает задание для организации с учетом видов работ, предусмотренных в ее уставе.
  6. Устанавливает перечень предприятий, перед которыми ставятся разработанные задачи.
  7. Осуществляет финансирование работы учреждения, в том числе при исполнении им утвержденного государственного задания.
  8. Определяет порядок, по которому составляется, принимается и вводится бюджетная смета, согласно общим требованиям, сформулированным Минфином.
  9. Осуществляет согласование с Росимуществом распоряжения недвижимыми и движимыми объектами, в том числе предоставление их в аренду.
  10. Ведет контроль деятельности казенного учреждения на основании положений законодательства.
  11. Реализует иные полномочия и осуществляет прочие функции учредителя, предусмотренные нормативными актами.

Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.

Согласование с Росимуществом

Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.

Устав: общие положения

После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать «Общие положения». Они включают в себя:

  • Наименование учреждения.
  • Сведения о месте расположения.
  • Название учредителя и наименование собственника имущества, указание на исполнительные органы, осуществляющие их полномочия.

Характер работы

В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

  • Структуре и компетенции администрации организации.
  • Порядке формирования органов управления.
  • Продолжительности полномочий.
  • Порядке функционирования.
  • Положении об ответственности начальника учреждения.

Раздел о финансовом обеспечении и имуществе

В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:

  1. Порядок распоряжения материальными ценностями, приобретенными организацией, за исключением тех, которые были куплены на средства, выделенные собственником.
  2. Правила заключения крупных сделок и подписания договоров, в которых присутствует заинтересованность.
  3. Запрет на совершение действий, последствиями которых может стать обременение или отчуждение имущества, закрепленного за казенным учреждением на правах оперативного управления, или материальных ценностей, приобретенных на средства, выделенные бюджетным (внебюджетным) фондом соответствующего уровня, если другое не предусматривается в законодательстве.
  4. Положение об открытии в отделениях Федерального казначейства л/с, а также иных счетов, созданных для организации согласно нормативно-правовым актам.
  5. Порядок, в соответствии с которым осуществляется ликвидация казенного учреждения на основании решения собственника материальных ценностей и положения о последующем распоряжении им имуществом предприятия, прекратившего деятельность, если другое не установлено в законодательных нормах.
  6. Указание на субсидиарную ответственность. По обязательствам федерального учреждения казенного типа отвечает РФ в лице исполнительного госоргана, исполняющего функции и реализующего полномочия учредителя.
  7. Информация о представительствах и филиалах организации.
  8. Другие разделы, если они предусмотрены в законодательных документах.

Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.

businessman.ru

Казенное учреждения полномочия

Помощь людям – наша работа. На этом сайте мы постарались в доступной форме рассказать о мерах социальной поддержки, которые можно получить в управлении социальной защиты населения. Сайт создан для повышения уровня информированности населения, оперативного доступа к информации в области социальной поддержки граждан.

На страницах сайта мы познакомим Вас со структурой и порядком работы учреждения.

У Вас есть возможность задать интересующий Вас вопрос и получить компетентный ответ наших специалистов.

Мы будем рады любым предложениям, пожеланиям, касающимся работы учреждения.

Искренне надеемся, что знакомство с сайтом оставит позитивное впечатление и поможет кому-то решить жизненные вопросы, а для кого-то наш сайт станет надежным спутником в профессиональной деятельности.

Начальник управления Елена Владимировна Юденко

История управления:

Краткое название : ГКУ АО УСЗН по г. Белогорск и Белогорскому району.

История учреждения: Управление зарегистрировано 24 января 2008 года регистратором Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Амурской области.Начальник организации — Юденко Елена Владимировна.Основным видом деятельности является «Предоставление социальных услуг безобеспечения проживания».Управление также осуществляет деятельность по следующему неосновному направлению:»Деятельность в области обязательного социального страхования», реализует государственную политику и осуществляет доведение установленных государственных гарантий в сфере социальной защиты населения по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг отдельным категориям населения, социальной помощи граждан,находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Амурской области.

Приемные дни руководства управления: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Часы приема граждан: с 9.00 до 17.30.

Общая информация:

Государственное казенное учреждение Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Белогорск и Белогорскому району, ИНН 2804013250, КПП 280401001, ОКПО 85105812, ОГРН 1082804000047

Сокращенное наименование учреждения

ГКУ АО УСЗН по г. Белогорск и Белогорскому району

xn—-btbghhwfmnbwckq.xn--p1ai

Государственное казенное учреждение — что это такое

Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

Правовое положение казенных государственных предприятий

  • частным (создано гражданским или юридическим лицом);
  • государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Говоря об ответственности перед кредиторами, казённое отвечает денежными средствами, а бюджетное отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

  • Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

  • пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
  • – информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

  • финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  • операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

  • а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
  • б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;
  • в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;
  • г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;
  • д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
  • е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее – государственное задание);
  • ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;
  • з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду).

Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

  • л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;
  • м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
  • н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

Критерии для определения типа государственного (муниципального) учреждения

В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа муниципального учреждения применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа муниципального учреждения.

А также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

Среди основных критериев следует назвать:

  • возможность исполнения государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления). С целью исполнения указанных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами;
  • сферу деятельности учреждения. С учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к таковым только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом (п. 7 Методических рекомендаций).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • а) средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • б) средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • в) средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • г) средний рост затрат бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • д) средний рост заработной платы работников государственного(муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • е) коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения (за исключением административно-управленческого персонала) к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.

Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей (п. 11 Методических рекомендаций):

  • а) способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
  • б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
  • в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
  • г) наличие программы развития автономного учреждения.

Устав казенного учреждения

После принятия правового акта об изменении типа федерального государственного учреждения на казенное необходимо внести эти изменения в его устав, в котором должны содержаться (п. 33 Порядка N 539):

Общие положения, устанавливающие в том числе:

  • наименование федерального казенного учреждения;
  • информацию о месте его нахождения;
  • наименование учредителя и собственника имущества;
  • наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, собственника федерального казенного учреждения;

2. Предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

3. Раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

4. Раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным казенным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
  • порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, если иное не установлено законодательством РФ;
  • положения об открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному казенному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
  • положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

5. Сведения о филиалах и представительствах учреждения;

6. Иные разделы – в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п. 32 Порядка N 539). И. Зернова,эксперт журнала «Казенные учреждения:бухгалтерский учет и налогообложение»

Форма управления имуществом государственного казенного предприятия

Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения. Т. В. Саакян,заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Характерные признаки казенного учреждения

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

  • финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы;
  • действует от имени публично-правового образования;
  • право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
  • лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
  • закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • бухгалтерский учет — по бюджетному плану счетов.

Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Вместе тем существуют серьезные вопросы в отношении казенки и в части принятия решения о том, какие подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу, и касающиеся особенностей функционирования казенного учреждения после окончания переходного периода, так как Закон № 83-ФЗ установил серьезное отличие для этих учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

В данной статье предлагается рассмотреть этот тип учреждения в сравнении с бюджетным и автономным, а также особенности его функционирования в переходный период и после его завершения.

Какими же нормами регулируется деятельность казенного учреждения с учетом положений Закона № 83-ФЗ, уточнивших положения Бюджетного и Налогового кодексов, Закона № 94-ФЗ и других законов, обеспечивающих создание правовых основ для функционирования казенных учреждений?

Имущественные отношения

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, в отличие от автономного и бюджетного учреждений, чьи полномочия расширены в отношении определенной части имущества:

  • у автономного учреждения — в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу;
  • у бюджетного учреждения — в части движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Порядок согласования распоряжения федеральным казенным учреждением любым объектом имущества, находящимся у него на праве оперативного управления, регулируется пунктом 3 Положения № 537.

Согласно подпунктам «к» и «л» вышеуказанного пункта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федерального государственного учреждения (далее — орган-учредитель), согласовывает распоряжение всем имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду.

В случае не поступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом-учредителем, решение считается согласованным. Орган-учредитель обязан уведомить Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Аналогичные нормы рекомендуются Минфином России в модельном акте субъекта Российской Федерации, размещенном на сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе, посвященном Закону № 83-ФЗ.

Субсидиарная ответственность

Учитывая, что из всех типов государственных (муниципальных) учреждений норма о сохранении статуса участника бюджетного процесса сохранилась исключительно в отношении казенного учреждения, то и субсидиарная ответственность государства и муниципального образования распространяется на обязательства только казенных учреждений, в отличие от бюджетных и автономных.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Так, согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса при неисполнении федеральным казенным учреждением-должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не ­исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, такой исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом.

Рассмотрим ситуацию с судебными исками в отношении бюджетного учреждения, установленную подпунктом 11 пункта 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

К такому имуществу относится движимое имущество бюджетного учреждения, не отнесенное в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу.

При этом принудительное взыскание обращается на имущество должника — автономного учреждения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Обратите внимание! Требования об отсутствии субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждений вступили в силу по обязательствам, принятым этими учреждениями с 1 января 2011 года, независимо от даты окончания переходного периода с учетом особенностей, связанных с принятием отдельных обязательств бюджетным учреждением в 2011 году.

Гражданско-правовой договор

Исключением из правила являются случаи, предусмотренные нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, когда при осуществлении в течение 2011 года мероприятий, предусмотренных указанными нормативными и правовыми актами, положения, установленные Бюджетным кодексом применительно к получателю бюджетных средств, распространяются на бюджетные учреждения.

Эта норма вытекает из пункта 13 статьи 31 Закона № 83-ФЗ и действует до 1 января 2012 года. Закон № 83-ФЗ не ограничивает область регулирования актов, содержащих указанную норму, устанавливая только то, что это должны быть акты высших органов власти. Примером ее реализации на федеральном уровне служит постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204, утверждающее порядок предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2011 году.

Указанные положения распространяются с 1 января 2011 года и на те бюджетные учреждения, в отношении которых еще не принято решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидии из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания.

Обеспечение выполнения функций и полномочий казенных учреждений включает

Как видим, еще одним отличительным признаком казенного учреждения от других типов учреждений является его право не только оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, но и осуществлять отдельные функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Хотя законодательство не содержит прямой нормы об отличии государственной услуги или работы от функции, можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными отношениями, контролем, надзором, утверждением нормативных актов и т. д.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 314) определяет функцию органа власти по контролю и надзору как:

  • «осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов…»

Орган власти (местного само­управления) при передаче казенному учреждению исполнения своих отдельных функций и полномочий, не связанных с властными действиями, закрепляет их в уставе учреждения.

Если рассматривать функции по принятию нормативных актов, то понятно, что они не могут быть переданы учреждению, так как в соответствии с Указом № 314 даже не все органы власти могут их осуществлять, но подготовку аналитических материалов, необходимых для разработки проектов актов, можно поручить казенному учреждению.

К полномочиям, которые с большой вероятностью можно передать казенному учреждению, можно отнести функции органов государственной власти или местного самоуправления по предоставлению государственных услуг, если эти услуги (работы) выполняются в интересах органа власти (общества в целом), например, осуществление функций дирекции — заказчика строящегося объекта.

Главное, из чего следует исходить при приятии решения, — целесо­образность выбора именно этого варианта реализации расходного обязательства публично-правового образования.

Возможные варианты предоставления государственных услуг

Рассмотрим такой пример. До принятия Закона № 83-ФЗ одним из основных видов деятельности больницы, являющейся бюджетным учреждением, был отбор на конкурсной основе организаций на поставку и (или) хранение, отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) в рамках оказания отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи с последующим заключением с ними договоров (контрактов).

Возможно ли сохранить такой порядок закупки и хранения лекарственных средств, когда бюджетное учреждение перейдет на новый порядок финансового обеспечения, или необходимо передать реализацию этого полномочия органа государственной власти казенному учреждению?

Учитывая, что данный вид деятельности осуществляется в интересах органа государственной власти субъекта Российской Федерации (общества в целом), при переводе больницы с бюджетной сметы на субсидию целесообразно эту работу осуществлять самому департаменту здравоохранения либо поручить ее осуществление подведомственному казенному учреждению для размещения государственного заказа для нужд субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В государственном задании должны быть определены перечень лекарственных средств (изделий медицинского назначения), которые должны быть приобретены учреждением, требование об их отпуске в порядке, установленном департаментом здравоохранения, и другие условия в целях защиты имущественных интересов субъекта Российской Федерации от отчуждения или обременения в результате проведенных больницей сделок (например, требование о том, что все приобретенные лекарственные средства и изделия включают в установленном порядке в состав особо ценного движимого имущества, которым больница не вправе распоряжаться без согласия департамента здравоохранения).

Рассмотрим еще один аспект соответствия полномочий казенного учреждения и органа власти, который является финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Казенное учреждение и финансовый орган

В дополнение к этим «строгостям» пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса определено, что положения, установленные этой статьей, распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления (муниципальные органы).

Данная норма, судя по вопросам, поступающим на горячую линию, очень беспокоит финансовые органы, составляющие и организующие исполнение местных бюджетов, имеющие право на проведение всех необходимых для бюджетного процесса действий: привлекать и предоставлять бюджетные кредиты, размещать бюджетные средства в установленных статьей 236 Бюджетного кодекса случаях 1

При исполнении бюджетной сметы финансовые органы попадают под ограничения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, то есть не могут предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, получать субсидии для финансового обеспечения своей деятельности как учреждения.

Таким образом, ограничения, налагаемые законодательством на казенное учреждение, не препятствуют финансовому органу в выполнении его функций по составлению и организации исполнения соответствующего бюджета.

Необходимо отметить, что Минфин России подготовил и направил в Правительство РФ соответствующие поправки к статье 161 Бюджетного кодекса и статье 41 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), уточняющие содержащиеся в них нормы.

Так, пункт 11 статьи 161 будет дополнен положением о том, что нормы, установленные указанной статьей, распространяются на государственные, муниципальные и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, а в пункте 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ исключена содержащаяся в ней норма о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, так как этот вопрос регулируется Бюджетным кодексом со всеми вышеуказанными особенностями.

О централизованной бухгалтерии

По мнению автора, ответ будет зависеть от того, в каких целях создается это учреждение:

  • если только для ведения централизованного межотраслевого бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с решением местной администрации либо соответствующего органа-учредителя для учреждений отрасли (образования, культуры и др.), то эту государственную услугу (работу) может оказывать как бюджетное, так и казенное учреждение. При этом если государственные (муниципальные) услуги и работы предоставляются в интересах органа власти, то, вероятно, целесообразно оформлять их как работы, а не как услуги;
  • если кроме бухгалтерского учета учреждению дается государственное (муниципальное) задание еще на какие-нибудь функции (централизованная закупка, подготовка различной оперативной информации для органа власти и т. д.), то может быть принято решение об изменении его типа на казенное, поскольку это учреждение создается не только для оказания услуг, но и для реализации функций.

Кроме того, на основании пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса для казенного учреждения можно не формировать государственное (муниципальное) задание, так как оно устанавливается не для всех, а только для тех учреждений, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.

Уточнение типа учреждения

Например, пунктом 19 статьи 31 Закона № 83-ФЗ устанавливается запрет на создание (в том числе изменением типа) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в форме казенных учреждений.

Кроме того, статья 31 Закона № 83-ФЗ определяет федеральные бюджетные учреждения, которые могут действовать в силу закона исключительно в типе казенных.

Аналогичная норма установлена для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пунктом 2 указанной статьи, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено принять до 1 декабря 2010 года нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов, с указанием в них перечня казенных учреждений.

Возможно ли уточнить данный перечень казенных учреждений, изменение типа которых проведено в силу закона, позволяющего осуществлять этот процесс в более удобном, «упрощенном» режиме, то есть без принятия дополнительных решений, связанных с изменением типа?

Согласно пункту 2 статьи 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) изменение типа бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального учреждения) в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), к утверждению которых в силу пункта 14 статьи 33 Закона № 83-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) необходимо приступить со дня официального опубликования названного закона.

Кроме того, необходимо принимать во внимание еще одно важное положение Закона № 83-ФЗ, установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 31, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Таким образом, рассматривая в совокупности указанные нормы, можно сделать следующий вывод: если бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации признано казенным в силу закона (акта, определенного пунктом 2 статьи 31 Закона № 83-ФЗ), но еще не внесены в установленном порядке изменения в его устав, очевидно, возможно сохранить за таким учреждением тип «бюджетное», исключив его из перечня казенных учреждений путем внесения изменений в названный акт.

Расширять данный перечень включением в него казенных учреждений после 1 декабря 2010 года нельзя, так как право на упрощенную процедуру изменения типа действовало до указанной даты.

Именно соблюдение интересов потребителей услуг и упрощение организационных процедур в деятельности учреждения преследует поправка в статью 14 Закона № 7-ФЗ, устанавливающая, что указание на тип учреждения в его наименовании, не является обязательным. Указание типа, безусловно, должно быть в уставе государственного (муниципального) учреждения, но исключение требования указывать его в наименовании учреждения позволяет провести все связанные с изменением (при необходимости) его типа процедуры, не влияя на процесс оказания государственных услуг.

Казенное учреждение — получатель бюджетных средств

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н, в который приказом Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84н были внесены соответствующие поправки.

Кроме поправок, заменяющих наименование типа «бюджетное» учреждение на «казенное», существенной является норма об установлении единой формы бюджетной сметы для всех государственных и муниципальных казенных учреждений. Эта поправка потребует уточнения нормативных актов главных распорядителей бюджетных средств, утверждающих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений.

Неизменным остается положение о том, что бюджетная смета устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств, вводя для казенного учреждения жесткое ограничение на принятие бюджетных обязательств, на осуществление расходов по их оплате пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, самостоятельность казенного учреждения в использовании бюджетных средств сведена к минимуму, более того, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом казенному учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе, отсутствует показатель «деньги», их заменяют лимиты бюджетных обязательств, определяющие заданные конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и их размеры.

Правда, Бюджетный кодекс не запрещает расширить самостоятельность казенного учреждения в определении расходов бюджета, которые оно вправе определить самостоятельно в пределах «укрупненных» лимитов бюджетных обязательств, когда на основании пункта 4 статьи 217 Бюджетного кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств может осуществляться по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.

В этом случае лимиты бюджетных обязательств могут быть доведены до казенного учреждения, например, по коду КОСГУ 20 «Оплата работ, услуг», и само учреждение вправе при исполнении бюджетной сметы определять, на какую сумму ему необходимо принять и исполнить обязательства по транспортным услугам, связи, аренде и прочим услугам.

Необходимо иметь в виду, что казенное учреждение осуществляет операции со средствами бюджета на основании бюджетной сметы, а не плана финансово-хозяйственной деятельности, как это установлено для бюджетных и автономных учреждений.

Вместе с тем требование о составлении отчета о результатах деятельности и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений, включая и казенные учреждения.

Указанный отчет составляется и утверждается в отношении казенного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н (вступает в силу с 1 января 2012 года).

Приносящая доход деятельность

Аналогичная норма установлена статьей 161 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Напоминаем, что эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 33 Закона № 83-ФЗ, положения абзаца 2 пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса, абзаца 4 пункта 3 и пункта 5 статьи 41, пункта 1 статьи 51, абзаца четвертого части 1 статьи 57 и абзаца четвертого части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 года, если законом субъекта Российской Федерации или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Минфин России предлагает дополнить пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса поправкой, уточняющей полномочия органа-учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) о необходимости установлении порядка определения платы при осуществлении приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения органа-учредителя.

В случае принятия положительного решения о возможности оказания казенными учреждениями услуг на платной основе, органу-учредителю необходимо определить источник финансового обеспечения осуществления казенными учреждениями указанной деятельности.

Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения

Правовые основания определения источника финансового обеспечения указанной деятельности установлены пунктами 21 и 22 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, на основании которых на очередной финансовый год бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, планируются с учетом расходов, осуществляемых указанными учреждениями в предыдущем финансовом году в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности.

Данная норма не противоречит бюджетному законодательству, так как в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, то есть когда эти доходы, например от платной деятельности казенных учреждений, впервые становятся доходами бюджета.

Установление такой нормы как постоянно действующей противоречит Бюджетному кодексу, но согласимся, что в ней уже и нет такой надобности, так как отчетный год позволяет получить базу для расчета бюджетных ассигнований на последующие планируемые финансовые периоды.

Добровольные пожертвования

В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим предприятиям в соответствии с законом.

Таким образом, законодательство разрешает и казенному учреждению, осуществляющему указанные виды деятельности, получать такой источник расходов, соответствующих целям, на достижение которых физические и юридические лица предоставляют добровольные взносы и пожертвования.

Правда, при этом указанные средства должны поступать в соответствующий бюджет и, исходя из положений Федерального закона, источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением после 1 января 2012 года, является соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

При этом на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства Российской Федерации, при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации добровольных пожертвований и безвозмездных поступлений сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств на осуществление целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

Переходный период

Более того, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать по сути в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет, переназначение руководителя и иных работников учреждения не требуется, все лицензии и иные разрешительные документы, оформление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, продолжают действовать до окончания срока их действия).

К числу важных документов, регулирующих деятельность казенных и новых бюджетных учреждений, относится генеральное разрешение главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее — Генеральное разрешение) и разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Разрешение).

Установлено, что казенное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.

Положения Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, согласно пункту 5 приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н, устанавливаются для федеральных казенных учреждений и распространяются на федеральные бюджетные учреждения — получателей бюджетных средств.

Таким образом, нецелесообразно до окончания срока действия Генерального разрешения и Разрешения вносить в данные документы изменения в связи с указанием в наименовании подведомственного учреждения его типа в табличной части раздела «Источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности» Генерального разрешения и заголовочной части Разрешения.

Поэтому необходимо воспользоваться возможностями переходного периода и еще раз взвесить все принятые решения в отношении соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения и разработки всех необходимых нормативных актов, учитывающих особенности учреждений и создавших их учредителей — публично-правых образований. По материалам журнала «Бюджетный учет»

blognalog.com

Смотрите так же:

  • Не вступили в наследство на землю Если вступил в наследство, но не оформил право собственности, что будет с имуществом? Для вступления в наследство государство отводит весьма длительный срок – 6 месяцев. За это время родственники должны обратиться к нотариусу по тому месту жительства, где жил скончавшийся родственник, и уведомить о своём желании […]
  • По закону военного времени 1983 По закону военного времени 1983 Формат: SATRip, AVI, XviD, AC3 Режиссер: Игорь Слабневич Жанр: военный Продолжительность: 01:15:11 Год выпуска: 1983 В ролях: Ольга Агеева, Владимир Широков, Борис Сморчков, Игорь Ясулович, Алексей Ясулович, Раиса Рязанова, Николай Маковский, Татьяна Кочемасова, Майя Булгакова, Наталья […]
  • Сравнить купля продажи Какие есть нюансы оформления договора купли-продажи квартиры? Статья описывает нюансы приобретения или продажи жилья. Рассматривается оформление договора купли-продажи квартиры: что предусмотреть этим документом, чтобы не обманули, чтобы не лишиться денег, а то и жилья? У всех на слуху трагические истории: из-за […]
  • Доверенность индивидуального предпринимателя в арбитражный суд Что такое доверенность от ИП в суд и как ее правильно составить? Помощью представителя в арбитражном суде беспрепятственно могут пользоваться как организации, так и граждане. Особое место в этой связи занимают индивидуальные предприниматели (ИП), имеющие специфический статус, который требуется учитывать при […]
  • Форма заявления на получение инн Как оформляется заявление на получение ИНН форма 2.2-учет — бланк и образец для скачивания Каждому физическому лицу рано или поздно придется встать на учет в налоговой в качестве налогоплательщика и получить персональный номер ИНН. Для этого нужно обращаться в ближайшее отделение налоговой службы, предварительно […]
  • Жалоба в роспотребнадзор пример Жалоба губернатору Если другие региональные органы власти не смогли решить проблему, остается жалоба губернатору. Такой документ может обратить внимание на сложившуюся ситуацию, ведь губернатор является главным должностным лицом региона, осуществляющим контроль за деятельностью региональных структур. Мы поможем […]
  • Обоюдная вина закон об осаго Обоюдная вина при ДТП Автор: vitaliy_dunaev | 08/06/2015 Мои клиенты очень часто спрашивают: Как будет производиться выплаты при обоюдной вине при ДТП. Как совершается выплата по Автогражданке при обоюдной вине в ДТП. Это действительно очень интересная тема, так как случаи оформление обоюдной вины в дтп […]
  • Закон о красном море Отдых на Красном море в 2017 году Красное море славится теплой водой, фантастическим подводным миром и богатой историей. Но большинство путешественников отправляются сюда за погружением в морские глубины, которые поражают неземной красотой. Красное море – это часть Индийского океана, расположившаяся между Африкой и […]