Неуплата налогов уголовное преступление

Кому в организации грозит уголовная ответственность за неуплату налогов

Н аиболее применяемой из имеющихся на сегодняшний день налоговых составов преступлений является статья 199 УК РФ. Из общего числа зарегистрированных в 2011 году преступлений по ней расследовано 95 процентов. Направлено в суд менее 23 процентов от расследованных. В 2012 году соответствующие показатели составили 91,5 и 22 процента.

Рассмотрим, какие факторы могут помешать довести до суда возбужденное уголовное дело. Для этого необходимо в общих чертах определиться с общими правилами наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации. В этом поможет анализ названной статьи и постановление Пленума ВС РФ от 28.12.06 №64. В данном документе раскрыты признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений.

Без состава преступления его нет – нет и уголовной ответственности

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы сложился состав преступления. Это четыре кита, на которых держится уголовное дело: субъект, субъективная сторона, объективная сторона и объект. При отсутствии хотя бы одного из них лицо не может быть признано виновным. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при оценке обстоятельств дела.

Объектом преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является налоговая система государства. А именно правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов и сборов с организаций. При этом имеет значение то, что данные налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае следует обратить внимание на то, что при определении состава преступления в расчет принимаются только те налоги и сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. Если законом были отменены налоги или сборы либо снижены размеры их ставок, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Объективная сторона – это признаки, которые характеризуют преступление с внешней стороны. Комментируемая статья предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленных налогов и сборов в нарушение закрепленных в законодательстве правил.

Преступные действия могут выражаться в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным. А также путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Обязательным признаком преступления является наличие материального ущерба в виде неуплаченных налогов или сборов. При этом основанием для уголовной ответственности является неуплата налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер определяется двумя числовыми критериями. Во-первых, это сумма налогов и сборов, превышающая 2 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10 процентов от общей суммы, подлежащей уплате за тот же период. Или это сумма, превышающая 6 млн рублей за период.

Имеют значение так называемые квалифицирующие признаки преступления. В данном случае они определены в части 2 статьи 199 УК РФ. Повышенную общественную опасность, по мнению законодателя, составляют преступления, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ);
  • в особо крупном размере (прим.1 ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Предварительный сговор предполагает участие лиц, которые заранее договорились о совместном совершении преступления. Наказание за такое деяние значительно серьезнее.

Поэтому, сумев избежать обвинений в сговоре, удастся уменьшить ответственность за преступление. Так, совершение каждым из должностных лиц отдельных преступлений не будет являться преступным сговором. А разграничение их по суммам неуплаченных налогов и сборов, возможно, позволит избежать обвинения в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере.

Особо крупным размером является сумма, превышающая 30 млн рублей. Либо составляющая более 10 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм.

При определении временных рамок, за которые определяется сумма недоимки, могут быть взяты как указанные в статье 199 УК РФ три финансовых года подряд, так и отдельный налоговый период, установленный НК РФ. Достаточно, чтобы уклонение от уплаты одного или нескольких налогов и сборов составило крупный или особо крупный размер.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов и сборов все недоимки суммируются за взятый период. Но при этом учитываются лишь суммы тех налогов и сборов, сроки уплаты по которым, установленные налоговым законодательством, истекли.

Субъект , прежде всего, это физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Согласно постановлению Пленума, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководитель и главный бухгалтер (при его отсутствии – бухгалтер) компании, но и иные лица. К ним относятся все лица, уполномоченные на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а также фактически исполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера.

Иные служащие компании могут быть привлечены к уголовной ответственности только как пособники данного преступления. Ими могут оказаться лица, оформляющие первичные документы, участвующие в операциях по обналичке средств.

В случае участия учредителей в совершении налоговых преступлений они могут привлекаться к уголовной ответственности в качестве соучастников. Если учредитель одновременно является генеральным директором или главным бухгалтером, такое лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

Отдельно следует выделить лиц, которые организуют совершение преступления, склоняют к нему или содействуют его совершению. Содействие может выражаться в советах, указаниях. Такие лица несут ответственность в зависимости от содеянного ими как организатор, подстрекатель или пособник (ст. 33, 199 УК РФ).

В некоторых случаях ответственность назначается по совокупности преступления. Такое возможно, например, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков. Это влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 199 и 327 УК РФ. «Двойное» применение статьи 199 УК РФ происходит, если лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и сборов.

Следует помнить, что юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. Хотя подобные предложения по изменению законодательства периодически возникают.

Субъективная сторона налогового преступления характеризуется наличием прямого умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ). В данном случае умысел заключается в поставленной цели избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. В постановлении КС РФ от 27.05.03 № 09-П разъяснено, что на это указывает использование в диспозиции статьи 199 УК РФ термина «уклонение».

Об уклонении от уплаты налогов свидетельствуют такие действия, как сокрытие выручки, имущества, фальсификация документов, участие в схемах по обналичиванию денежных средств, использование реквизитов фиктивных организаций и целый ряд других. Под включением в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных. Это могут быть показатели, характеризующие объект налогообложения, уменьшение доходов или завышение расходов, незаконное применение налоговых льгот или вычетов. В целом это искажение любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Умысел всегда необходимо отличать от допущенных ошибок при составлении документов. Поэтому в первую очередь следует опасаться документов и фактов, которые могут свидетельствовать о его наличии.

Например, в одном из уголовных дел из первичных документов, представленных экспортером сухого молока, следовало, что за налоговый период им было закуплено продукции больше, чем произведено всеми производителями в стране происхождения этого продукта (Республика Беларусь) за тот же период времени. Дальше доказательство вины было уже делом техники. Встречные запросы, направленные в органы прокуратуры Республики Беларусь, показали, что установить местонахождение юридических лиц – поставщиков сухого молока не представилось возможным. А экспертно-криминалистические исследования документов подтвердили, что они выполнены на одном принтере и заверены недействительной печатью таможенного органа.

При решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в статье 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении. По сути все они свидетельствуют о том, что подозреваемое лицо не имело умысла. Такими обстоятельствами признаются:

  • совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • совершение деяния лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или сбора или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Эти разъяснения должны быть даны ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Суды предпочитают штрафовать правонарушителей

Статья 199 УК РФ предусматривает несколько видов ответственности. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков. В общем случае преступление наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • арестом на срок до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до двух лет.

Принудительные работы и лишение свободы могут быть сопряжены с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии квалифицирующих признаков сумма штрафа возрастает от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Также увеличиваются периоды наказаний, указанных выше. Период, за который осужденный может быть лишен дохода, – до трех лет, для принудительных работ – до пяти лет, для лишения свободы – до шести лет.

Статистическое исследование видов наказаний, назначенных российскими судами по статье 199 УК РФ (как первой, так и второй частей) за 2010, 2011 и первую половину 2012 года, позволило выявить некоторые тенденции. К реальному лишению свободы приговорены чуть больше 6 процентов осужденных. Более 43 процентов осуждены условно. Почти половина подсудимых приговорены к уплате штрафов. И около процента оправданы.

Таким образом, судебная практика по налоговым преступлениям идет по пути превалирования штрафных санкций и условного осуждения. Отметим также, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статье 199 УК РФ, может быть освобождено от уголовной ответственности. Для этого ему или организации (уклонение от уплаты налогов и сборов с которой вменяется в вину данному лицу) необходимо полностью уплатить суммы недоимки, пеней и штрафов.

Организационная неустроенность помогает правонарушителям

Следует признать, что схемы выявления преступления по уклонению от уплаты налогов и сборов излишне зарегулированы и неэффективны. Основная причина этого видится в ликвидации отдельного направления по борьбе с налоговыми преступлениями, произошедшей в ходе реформирования органов внутренних дел. Сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности – это разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд. При этом не удалось разделить должным образом полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством.

Уголовное дело можно возбудить только на основании материалов налоговых органов. Но они формируются посредством контрольной работы. В них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и выявления прочих признаков, наличие которых обязательно для возбуждения уголовного дела.

В то же время существуют ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной и той же организации. Это практически не позволяет учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и соответственно корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения.

Следует отметить, что Правительством РФ издано распоряжение от 03.12.12 №2250-р, которым утвержден План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Данный документ предусматривает принятие актов, которые должны способствовать усилению контроля за соблюдением законности и предотвращению и выявлению налоговых преступлений. Будут определены порядок взыскания задолженности по налогам и сборам, образовавшейся после принятия организацией решения о своей ликвидации, понятия «налоговый резидент – организация», «фактический получатель дохода», порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.

Планируется, что налоговым органам будет предоставлено право истребовать информацию, касающуюся деятельности лиц, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершаются сделки. Также будет прописан порядок определения налоговых последствий сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки однодневок. Планируется введение обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам организации в банке в случае отсутствия ее по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ. Предполагается усовершенствование процедуры камеральной налоговой проверки.

www.5nalog.ru

Какая ответственность за неуплату налогов по УК РФ?

Ответственность за неуплату налогов предусмотрена и налоговым, и административным, и уголовным правом. И если с административными санкциями и мерами налоговой ответственности все более или менее ясно, то с уголовным преследованием за неуплату законно начисленных налогов сталкиваться приходится гораздо реже. Об уголовной ответственности за неуплату налогов мы и расскажем в этой статье.

Ответственность за неуплату налогов (как физическим лицом, так и прочими налогоплательщиками)

В соответствии с действующим законодательством и физические лица, и юридические должны уплачивать установленные налоги. В случае если уполномоченное лицо по каким-либо причинам уклоняется от уплаты налога (полностью или в его части), его могут привлечь к налоговой, административной и даже уголовной ответственности.

Следует при этом отметить, что в рамках уголовного права ответственность за неуплату налогов может наступить только для физ. лица (должностного лица организации), в то время как ответственность административная и налоговая распространяется и на должностных, и на физических, и на юридических лиц.

Что касается физ. лиц, то если такое правонарушение было совершено ими впервые, оно не может повлечь за собой привлечения к уголовной ответственности, если виновный внес за себя полную сумму недоплаты. Кроме того, уголовная ответственность может наступить только в том случае, если совершенное гражданином деяние имеет крупный или особо крупный размер. За мелкие же правонарушения, касающиеся неуплаты налогов, ответственность наступает лишь по административному или налоговому праву.

Что говорит о неуплате налогов УК РФ?

Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.

Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).

Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).

Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).

Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.

Уголовное преследование физических лиц

Теперь подробнее расскажем об уголовной ответственности за неуплату налогов физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Статья 198 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний для физ. лиц и ИП:

  • штраф (100–300 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за 1 или 2 года);
  • арест (от 4 до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 1 года).

Такие виды наказания возможны при крупном размере налоговой недоимки, если же речь идет об особо крупном, то возможно наказание в виде:

  • штрафа в 200–500 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1,5 до 3 лет;
  • лишения свободы на срок до 3 лет.

Штраф и пени за уклонение от уплаты налогов

В административном и налоговом праве наказание выражается в виде штрафа за неуплату налогов. Размер штрафа определяется в зависимости от конкретных действий, совершенных правонарушителем, и с учетом обстоятельств, при которых такие действия были совершены.

Также законодательство допускает начисление за неуплату налогов пени на сумму налога, которая подлежала уплате, но не была внесена в указанный период. Размер пени определяется исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

nsovetnik.ru

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Ответственность за неуплату налогов предусмотрена рядом прав: налоговым, административным и даже уголовным.

Конечно, если ознакомиться с мерами налоговой ответственности или разобраться с административными санкциями еще нетрудно, то с уголовным преследованием все не так ужи и просто – такая практика встречается гораздо реже остальных.

Узнать об уголовной ответственности за неуплату налогов вы сможете в этой статье.

Ответственность за неуплату налогов

Действующее законодательство Российской Федерации гласит, что физические и юридические лица должны уплачивать в казну установленные государством налоги.

Если субъект полностью или частично уклоняется от уплаты налогов, вне зависимости от обстоятельств он будет привлечен к налоговой, административной или уголовной ответственности.

Нужно отметить, что подвергнуться последнему варианту могут только физические лица, когда должностные, физические и юридические несут только административную или налоговую ответственности.

Физическое лицо не сможет быть привлечено к уголовной ответственности, если противоправное деяние было совершено им впервые или же он внес недостающую сумму до судебного заседания.

Однако это не распространяется на случаи, когда неуплата относится к крупному или особо крупном размеру. Мелкие правонарушения по неуплате налогов караются только согласно административному и налоговому праву.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации гласят, что неуплата налогов может караться уголовной ответственностью тогда, когда полное или частичное уклонение от обязательств превышает 10% от налоговой суммы, которую необходимо было уплатить.

Чтобы определить меру наказания физическому лицу, сумма налоговой неуплаты должна превышать 10% от налоговой суммы, начисленной за 3 года и превышающей 600 000 рублей.

Кроме того, контрольной суммой вне зависимости от пропорций и периода, при которой наступает уголовная ответственность, является 1 800 000 рублей.

Неуплата налогов, превышающая 20% от суммы общих начислений за 3 предыдущих года и превышающей 3 000 000 рублей, считается особо крупной. Вне зависимости от периода и пропорция особо крупным размером считается неуплата 9 000 000 рублей.

Юридические лица признаются виновными в неуплате налогов в том случае, когда сумма этой неуплаты превышает 10% от начислений за 3 финансовых года и составляет 2 000 000 российских рублей.

Также особо крупной считается неуплата налогов в 6 000 000 российских рублей вне зависимости от периода и пропорции.

Особо крупным размером считается неуплата 20% от налоговых начислений за 3 года и составляющая не менее 10 000 000 рублей. Вне зависимости от пропорции и периода особо крупным размером считается неуплата в 30 000 000 российских рублей.

Уголовное преследование физических лиц

Уголовной ответственности за неуплату налогов подвергаются физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации неуплата может быть наказана:

  1. Штрафом в 100 000 – 300 000 рублей или сумму совокупного дохода за 1 или 2 года.
  2. Домашним арестом на 4-6 месяцев.
  3. Лишением свободы до 1 года.

Кроме того, преследуемыми считаются налоговые недоимки в особо крупном размере. Наказания по ним предусмотрены следующее:

  1. Штраф в 200 000 – 500 000 рублей либо совокупный доход за 1.5-3 финансовых года.
  2. Лишение свободы на 1-3 года с отбыванием наказания в колонии поселения или общего режима.

Видео: Уклонение от уплаты налогов статья 199 УК РФ

ugolovnyi-expert.com

Уголовное дело за неуплату налогов

В вашей компании прошла налоговая проверка и результаты неутешительные? Да, такое случается. Чем вам это грозит?

Шеф, все пропало!

Вас могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом случае компании доначислят налоги, а также пени и штрафы. У вас есть 30 дней на то, чтобы представить свои возражения на акт, а потом ещё 30 дней чтобы обжаловать решение налогового органа в вышестоящей налоговой.

Решение вышестоящей налоговой вступает в силу в момент вынесения, и обычно одновременно с решением возникает требование об уплате налогов и пеней. У вас есть право обжаловать решение вышестоящего налогового органа в суде.

Если в течение двух месяцев после выставления требования вы не будете предпринимать никаких действий, и не оплатите доначисленные налоги, то налоговый инспектор может передать дело в органы внутренних дел.

Без паники. Что говорит закон?

Налоговые органы взаимодействуют со следственными и правоохранительными органами в рамках Уголовного Кодекса в следующем порядке:

  • С УБЭП (управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД РФ) в рамках статьи 159 УКРФ «Мошенничество»

С СК РФ (управление следственного комитета РФ) по следующим статьям:

  • Ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов физического лица»
  • Ст 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов организации»
  • Ст. 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанности налогового агента»
  • Ст. 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов»

В каких случаях налоговые органы передают материалы дела в Следственный Комитет

Если неуплата налогов выявлена у физического лица

Крупный размер неуплаты – сумма неуплаченных налогов (сборов) за три года, более 900 тысяч рублей и к тому же эта сумма более 10% от суммы всех налогов, уплаченных физическим лицом или более 2,7 млн. рублей (независимо от процента).

Особо крупный размер неуплаты – сумма неуплаченных налогов более 4,5 млн. рублей (или более 20% от суммы всех налогов), или 13,5 млн. рублей (независимо от процента)

Если недоимка выявлена у юридического лица

Крупный размер неуплаты – недоимка более 5 млн. руб (и более 25% всех налогов) или недоимка по налогам 15 млн. рублей независимо от процента.

Особо крупный размер – неуплата налогов в размере 15 млн. (если эта сумма более 50% всех налогов) или неуплата налогов более 45 млн. рублей независимо от процента.

Если суммы неуплаты выше, чем те, которые мы указали, то для передачи дел в СК налоговому органу достаточно:

  • Наличия решения о привлечении к ответственности,
  • Факта неуплаты налогов в течение более 2-х месяцев, со дня выставления требования об уплате. Требование выставляется на следующий день после вступления в силу решения налогового органа.

Напомним, что право проверять правильность исчисления налоговых платежей у ФНС есть лишь в течение 3 лет предшествующих текущему периоду.

Но в случае неуплаты налогов в особо крупном размере срок исковой давности по преступлению составляет 10 лет и в этом случае, Следственный Комитет может самостоятельно возбудить уголовное дело, если у него будут достаточные на то основания.

Моментом окончания уголовного преступления по неуплате налогов, следует считать фактическую уплату налогов.

Разница в процедуре для физических и юридических лиц

Физическое лицо

Когда под действие закона попадает физическое лицо, например, предприниматель, то на время досудебной проверки, следствия или суда, действия налогового органа по взысканию налогов, пени и штрафов приостанавливается.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела, его прекращении или даже оправдательного приговора в суде, по завершении этого процесса налоговая возобновит свои действия по взысканию долгов.

Если же уголовное дело возбуждено или суд выносит обвинительный приговор, то налоговый орган отменяет вынесенное решение, так как никто не может быть дважды наказан за совершение одного правонарушения.

Юридическое лицо

Под уголовную ответственность попадает руководитель предприятия. А под налоговую – само предприятие. Поэтому вне зависимости от результатов проверок СК или приговора суда, налоги с предприятия будут взысканы.

Как избежать проблем

Совет первый, очевидный: платите налоги и «спите спокойно». Скачайте наш чек-лист и узнайте, грозит ли вам выездная налоговая проверка.

Совет второй: привлекайте к разработке налоговых схем людей с опытом, а не тех, кто начитался «умных» советов от дилетантов. Отвечать вам. И деньгами, и, возможно, своей свободой.

Совет третий: предупрежден, значит вооружен. Легче подготовиться к защите на проверке, чем разгребать последствия. Вовремя привлечь грамотных и опытных юристов – половина решения проблемы.

Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем оптимальный для вас вариант сотрудничества.

osnova.capital

Штраф за неуплату налогов

Ответственность за неуплату налогов

Похожие публикации

Раздел VI НК РФ предусматривает штрафные санкции за неуплату налогов физлицами и организациями. Но к физлицу или руководству фирмы может применяться и уголовная ответственность за налоговые преступления по нормам УК РФ. Читайте об этом в нашей статье.

Неуплата налогов, как преступление

Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.

Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:

  • действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
  • бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.

Налоговое преступление считается совершенным после неуплаты налогов, сборов, или страхвзносов в установленный законом срок. Срок давности зависит от тяжести содеянного, составляет от 2-х до 10 лет (ст. 78 УК РФ).

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

Когда от уплаты налогов уклоняется организация, применяется ст. 199 УК РФ. Привлечь по ней могут не только руководителя фирмы, но и главного бухгалтера, собственника или любого сотрудника, признанного соучастником преступления.

Уголовное дело за неуплату налогов может быть заведено, когда все неуплаченные суммы достигли следующих размеров:

  • крупный размер – доля всех неуплаченных в срок платежей превышает 25% от общей суммы к уплате за 3 года подряд, составляющей более 5 млн руб., либо, когда неуплаченная в срок сумма «перевалила» за 15 млн руб.,
  • особо крупный размер — доля неуплаченных в срок платежей превышает 50% от общей суммы таких платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 15 млн руб., либо, когда сумма неуплаты больше 45 млн руб.

Такова уголовная ответственность за неуплату налогов организацией:

spmag.ru

Смотрите так же:

  • 64н приказ Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2012 N 64н О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И […]
  • Выплата пенсии в камышине Выплата пенсии в камышине Пенсионный фонд сообщает, что д осрочное завершение выплаты пенсий за декабрь 2011 г. учреждениями почтовой связи будет осуществляться по следующему графику: I. В г. Камышине, г. Петров Вале: 19 декабря 2011 г. - за 19 и 20 число; 20 декабря 2011 г. - за 21 и 22 число; 21 декабря 2011 г. […]
  • Федеральный закон no 252-фз Федеральный закон от 29.07.2017 N 252-ФЗ "О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 173.1 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО […]
  • Ходатайство на воспитателя в группе Характеристика воспитателя на награждение Характеристика воспитателя для награждения. ПЕДАГОГ работает воспитателем в дошкольном учреждении с 1995 года. В своей работе эффективно использует элементы современных педагогических технологий. Грамотное использование здоровьесберегающих технологий, позволяет повысить […]
  • Пожарная декларация приказ мчс МЧС России Приказ МЧС России от 24.02.2009 N 91 (ред. от 21.06.2012) Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности Зарегистрировано в Минюсте России 23 марта 2009 г. N 13577 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц г москва Закон г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц» от 19.11.2014 N 51 (ред. от 29.11.2017) Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившими силу со дня […]
  • Штраф для тонировка 2014 Штрафы за тонировку: какая тонировка разрешена и как законно противостоять уловкам инспекторов? Начиная 90 х годов, тонировка стала непременным атрибутом стиля многих «дорогих» авто. На улицах небольших городов и мегаполисов России можно было встретить светонепроницаемые «пятерочки» и «девятки» рядом с напрочь […]
  • Закон 95-3 1.DOC09.07.2013 09:03 77 824 ---970 1.DOC18.03.2013 12:45 47 616 Порядок проведения налоговыми органами обследования . помещений - ПР МФ ПМР № 50 от 06.03.13г.doc 3 файлов 282 624 байт 1.DOC04.06.2009 09:37 78 848 НАЛОГ НА СОДЕРЖЕНИЕ ЖИЛ ФОНДА.doc11.12.2006 13:00 59 904 положение о рекламе.doc04.06.2009 09:38 53 760 […]