Об установлении земельного налога в 2018 году

Льготы по уплате земельного налога в 2018 году

Долгом каждого юридического и физического лица, владеющего собственным земельным участком и обладающего правом использовать его бессрочно, является уплата налога на землю. В 2018 году льготы, гарантированные на законодательном уровне, позволяют несколько снизить финансовую нагрузку на граждан РФ.

На землю размер налога определяется с учетом стоимости ее по кадастру – в текущем году ставка равняется 1,5 и 0,3 % от этого показателя. Исходя из того, кто выступает в роли собственника участка – физлицо, предприятие, товарищество и др. – и назначается к уплате конкретная норма. Так, 0,3 % от стоимости земли по кадастру обязаны заплатить в государственную казну собственники участков, которые:

  • эксплуатируются в целях сельхозпроизводства;
  • отведены под жилфонд или же куплены с целью построения жилых зданий;
  • используются для ведения индивидуального подсобного и дачного хозяйства;
  • предоставляются с целью гарантии безопасности и обороны государства, на реализацию нужд таможни (потому их применение ограничено).

Все остальные земли, которые не вошли в приведенный выше перечень, облагаются 1,5 % нормой.

Налоговые льготы: привилегии по земельному налогу в 2018 году

В каждом регионе Федерации может быть официально введен свой размер налога, которым облагаются земли. Об этом идет речь в ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: «К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор». Но норма ставки не должна превышать границы, определенные в общегосударственных законодательных актах.

Органы власти в регионах, которые устанавливают размер сборов, также занимаются определением времени и порядка их внесения в казну, вводят льготы по земельному налогу. Как и прежде, в 2018 году разновидностей таких привилегий несколько. Это может быть уменьшение итогового платежа или полное освобождение от него. По отношению же к отдельным категориям налогоплательщиков устанавливается сумма стоимости участка, не подпадающая под налогообложение.

Подтверждением этому служит ч. 2 ст. 387 действующего НК РФ: «При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков».

Учреждения, которые могут не выплачивать налог на землю

Несмотря на то, что налог, изымаемый за землю, попадает в категорию местных сборов, существует перечень учреждений, которые полностью избавлены от обязанности его выплачивать (395-я ст. НК РФ). Такого рода льготы по земельному налогу в 2018 году распространяются на земли, пребывающие в собственности организаций:

  • входящих в структуру уголовно-исправительной системы;
  • распоряжающихся автодорогами общего использования;
  • осуществляющих религиозную деятельность;
  • являющихся общегосударственными союзами людей с ограниченными возможностями (если инвалиды, а также люди, представляющие их интересы, составляют от 80 % всех участников таких союзов);
  • имеющих уставный капитал, состоящий на 100 % из вкладов вышеуказанных общегосударственных союзов людей с ограниченными возможностями (если среди их сотрудников не менее ? составляют инвалиды, а их зарплата достигает не менее ? всего фонда по оплате труда);
  • чье имущество является собственностью общегосударственных союзов людей с ограниченными возможностями;
  • занимающихся творческими народными ремеслами;
  • принадлежащих сообществам местных малочисленных северных, дальневосточных, сибирских народностей;
  • являющихся резидентами особой экономической зоны;
  • признанных в роли руководящих компаний в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 2010 года;
  • работающих в отрасли судостроения и обладающих статусом резидентов особой производственно-промышленной зоны;
  • выступающих в качестве участников свободной экономической зоны.

Для этих субъектов льготы при уплате налога на землю 2018 года действуют по всей территории России и не зависят от региональных ставок. Любое ограничение считается нарушением законодательства, а потому может быть оспорено в порядке суда.

Льготы по земельному налогу в 2018 году для пенсионеров и других категорий граждан

Льготы при уплате налога на землю в 2018 году, как и раньше, предоставляются и отдельным категориям физлиц, в числе которых:

  • люди, обладающие статусом инвалида, ветерана ВОВ или других действий военного характера;
  • граждане, которым присвоен статус инвалида первой / второй группы, инвалида детства;
  • лица, признанные героями Союза ССР и России;
  • люди, участвовавшие в ядерных испытательных операциях, а также в процессе устранения последствий взрыва на ЧАЭС (в том числе инвалиды, пострадавшие от лучевой болезни).

На уровне субъектов Федерации гарантированы в 2018 году льготы по земельному налогу для пенсионеров, трудившихся в силовых структурах (МВД, МЧС, Вооруженных силах РФ и т. д.) до выхода на заслуженный отдых.

Налоговые льготы по налогу на землю в 2018 году для указанных категорий населения предоставляются в виде снижения его базы – на сумму 10 тыс. руб. от кадастровой цены участка.

Законодательные акты регионального уровня, принятые местной властью, предусматривают ряд дополнительных привилегий, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан. «Бонусами» при внесении в казну налога, изымаемого за владение землей, в некоторых субъектах Федерации могут воспользоваться:

  • пенсионеры с постоянной пропиской в пределах конкретного района;
  • люди пенсионного возраста, зарегистрированные в тех домах, что сооружены на участке, за который они уже осуществляют внесение обязательной платы;
  • пенсионеры, являющиеся членами садовых товариществ неторгового характера.

Чтобы получить подробные данные о том, какие налоговые льготы по земельному налогу в 2018 году действуют в конкретном субъекте Федерации, необходимо обратиться в местную налоговую инспекцию с соответствующим запросом.

Документы для оформления льгот по налогу на землю

Важно учитывать перед тем, как вносить налог на землю в 2018 году, что льготы в силу не вступают автоматически. Гражданин, принадлежащий к одной из «привилегированных» категорий, должен подать заявление и соответствующий пакет документов. С этими бумагами следует обращаться к сотрудникам налогового органа, функционирующего по месту расположения самого участка. При себе необходимо иметь:

  • бумагу, подтверждающую то, что заявитель является льготником;
  • паспорт;
  • бумаги на сам участок.

В муниципальном органе могут запросить дополнительные справки, кроме перечисленных выше бумаг. Следовательно, перед тем, как начать оформление льгот, необходимо предварительно поинтересоваться в налоговом органе о пакете документов.

Подачу официальных бумаг можно осуществить самому, через доверенное лицо (тогда понадобится еще и его паспорт и сама доверенность) или же путем почтовой пересылки нотариально заверенных копий документов (заказное письмо). После рассмотрения их налоговый орган обязан известить заявителя о своем решении.

progavrichenko.ru

Онлайн журнал для бухгалтера

Земельный налог в 2018 году

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Далее в таблице перечислены основные коррективы, которые произошли в форме декларации по налогу за землю для юридических лиц с 2018 года:

buhguru.com

Сроки уплаты земельного налога

Бюджеты местных образований наполняются из различных источников. В основном, это налогообложение и предоставление населению коммунальных услуг. Однако большинство налоговых денежных средств направляется в вышестоящие бюджеты. Это общероссийский федеральный бюджет или региональные.

В местных поселениях остаются денежные средства, полученные, в том числе и от выплат по земельному налогу. Именно указанные деньги и составляют основу формирования расходов на будущий год. Соответственно, налоговое законодательство относит вопросы сбора данных платежей к компетенции органов территориального самоуправления.

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2018 году

Налоговым кодексом установлено, что местная власть имеет полномочия по установления периодов уплаты указанного сбора. При этом помимо предельной даты, учреждения наделены правом требовать перечисления и авансовых платежей. Это означает, что срок уплаты будет дробиться в течение года.

Срок уплаты авансовых перечислений формируется каждым местным органом самостоятельно. Для урегулирования и закрепления сроков уплаты, органы власти принимают соответствующие правовые акты. Несмотря на свободу в определении сроков уплаты, имеется сложившаяся единообразная практика.

Согласно указанной практике, сроки уплаты разделяются поквартально. То есть, плательщик должен перечислить денежные средства за прошедшие три месяца до конца следующего.

Данное правило следует представить более наглядно:

  • За первый период срок уплаты выпадет на 30 апреля, поскольку квартал заканчивается 31 марта;
  • Во втором периоде плательщик должен будет перечислить средства не позднее 31 июля;
  • За третий квартал плательщик заплатит средства до 31 октября;
  • Соответственно, за последний квартал плательщик должен будет перечислить земельный налог до 31 января уже следующего года.

Но это примерная практика. В каждом регионе могут быть определены несколько иные правила авансовых выплат.

Сроки уплаты земельного налога в 2018 году для юридических лиц

Сроки уплаты земельного налога по 1, 2, 3, 4 кварталам для юридических лиц представлены выше. Но они могут изменяться. Обычно изменения не являются принципиальными и заключаются в переносе дат перечисления плательщиками сборов на несколько дней.

Допускается и перечисление сразу за весь истекший год. Установление предельных периодов также отнесено к компетенции местных учреждений. Муниципалитеты принимают целевые нормативно — правовые акты и устанавливают сроки уплаты земельного налога за прошедший год.

Законом предусмотрено только одно правило в отношении отдельных предприятий. Согласно указанному правилу, зачисление юридическим лицом земельного налога должно происходить до сдачи им декларации. Эта привязка прямо предусмотрена в налоговом законодательстве. Соответственно, все муниципалитеты стараются принимать акты и устанавливать время зачисления платежей максимально ближе ко времени сдачи декларации.

В большинстве случаев, указанные даты совпадают. Согласно положениям закона, время подачи декларации плательщиком установлено до 01 февраля следующего календарного года. Соответственно, декларация по 2018 должна быть сдана до 1 февраля текущего года.

К примеру, в городе федерального значения Севастополе указанные даты совпадают. То есть, землепользователи подают декларации до первого февраля и к указанному времени они обязаны выплатить земельный сбор.

Сроки уплаты земельного налога для физических лиц в 2018 году

Для физических лиц оплата осуществляется по стандартным правилам. Однако предельное время установлено несколько иное. Предельный срок уплаты налога на землю перенесен на окончание года, который следует за отчетным.

В большинстве российских регионов, оплата плательщиком сборов должна быть завершена до первого декабря следующего года. Это условие принципиально отличает оплату платежа юридическими лицами от оплаты физическими лицами. При этом до первого декабря должны зачислить средства и индивидуальные предприниматели, и частные лица.

Реквизиты для оплаты земельного налога в 2018 года для физических лиц следует узнавать в местной администрации. Обращаться в налоговую службу нет необходимости. Поскольку, средства поступают в локальные бюджеты, то занимается этим администрация города.

Земельный налог для ИП в 2018 году – сроки уплаты

Действующее российское законодательство относит индивидуальных предпринимателей к категории физических лиц. Из этого следует, что они обязаны произвести уплату сборов до первого декабря следующего года.

Каких-либо исключений не предусмотрено. Но следует понимать, что местные власти располагают правом устанавливать и более позднее время. Но, как правило, оно не будет отличаться более чем на две недели.

Льготы по оплате земельного налога

Оплата пенсионерами земельного налога осуществляется на льготных основаниях. К числу льготных категорий граждан относятся и ветераны труда, лица, которые награждены государственными наградами, а также ветераны.

Перечисленные категории имеют льготы и должны заплатить половину от положенного размера перечислений. При этом местные органы власти вправе определять дополнительные льготы, а половина размера является базовой ставкой льгот.

Квитанция для оплаты земельного налога — образец

Для этого предусмотрен специальный бланк. Это форма ПД-4 сб. Она представляет собой унифицированную форму. В ней отражаются сведения о плательщике и получателе средств.

Кроме того, обязательно указывается ИНН лица, БИК и КПП. Также в квитанции необходимо отразить наименование банковской организации. Готовые реквизиты имеются в Сбербанке.

Следует иметь в виду, что следование законодательным нормам в отношении выплаты необходимых сборов, является необходимым условием.

ahrfn.com

Мшинское сельское поселение

Лужский муниципальный район

Совет депутатов Мшинского сельского поселения

от 14 «мая » 2018 года № 173

Об установлении и введении земельного налога

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с новой редакцией Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 года № 347-ФЗ) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015 года, Федеральным законом от 23.11.2015 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 Налогового Кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 Налогового Кодекса Российской Федерации», Федеральным законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 года «О внесении изменений в ч.1 и 2 Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 436-ФЗ от 28.12.2017 г. «О внесении изменений в ч. 1и 2 Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», совет депутатов Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области

РЕШИЛ:

1.Ввести и установить с 1 января 2018 года на территории Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области земельный налог, определить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

2.Установить налоговые ставки земельного налога дифференцированно в зависимости от категории и вида разрешенного использования земельных участков в следующих размерах:

1 ) 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе
в отношении земель отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения
или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в
населенных пунктах и неиспользуемых для сельскохозяйственного
производства.

3. Налогоплательщики-организации, самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму авансового платежа по налогу не позднее 1 мая, не позднее 1 августа, не позднее 1 ноября текущего налогового периода как одну четвёртую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога по истечении налогового периода подлежит уплате в бюджет не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

4.Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в тече6ние налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

5.Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в п.5 ст.391 НКРФ.

6.Признать утратившими силу решения совета депутатов:

-от 09.10.2015г. № 53 «О земельном налоге»

-от 18.02.2016г. №73 «О внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 09.10.2015г. №53»

-от 28.03.2017г. № 116 «О внесении изменений в решение совета депутатов Мшинского сельского поселения от 09.10.2015 №53»

7.Решение опубликовать в газете «Лужская правда».

8.Настоящее решение вступает в силу согласно действующему законодательству.

Мшинского сельского поселения В.В, Алексеев

xn--e1afggght7c.xn--p1ai

Как оформить образец иска о восстановлении границ земельного участка

Земельный участок является объектом недвижимости. Как у любого недвижимого имущества, у него должны быть четко зафиксированы и документально закреплены характеристики, позволяющие его идентифицировать. Для их получения изначально конкретная территория отграничивается от иных окружающих земель.

При невозможности достижения согласия между сторонами спора относительно границ земельных площадей дело передается в суд. Для этого важно правильно составить заявление с исковыми требованиями и своевременно его подать.

Что говорит Закон

Нарушенные границы земельного участка восстанавливаются по общим правилам и требованиям, определенным для геодезических и кадастровых работ. Главными законодательными актами в этой сфере являются Земельный кодекс и ФЗ РФ «О кадастровой деятельности».

Помимо них, в учет принимаются положения иных нормативных правовых актов, затрагивающих данную процедуру:

  • правительственные постановления;
  • ведомственные приказы;
  • федеральное и региональное законодательство;
  • государственные нормативы и стандарты и пр.

Обязанности по их соблюдению возложены на лицо, выполняющее работы. Оно должно знать все установленные предписания. В исковом производстве применяются нормы ГПК РФ, касающиеся требований и правил оформления искового заявления, его представления и порядка вступления в законную силу решений, выносимых судом.

Основания для обращения в суд

Исковые требования об установлении границ надела должны основываться на конкретных обстоятельствах.

Основаниями их выдвижения могут быть:

  • ошибки в ходе постановки на кадастровый учет;
  • нарушение процесса согласования границ с соседями;
  • наступление срока приобретательной исковой давности.

Говоря об установлении границ территории, необходимо уделить внимание межевому плану. Чаще всего ошибки допускаются именно в нем. Ранее межевание проводилось без извещения хозяев соседних земель.

По этой причине лица, отображающие наделы на кадастровых картах, зачастую допускали ошибки. В результате таких нарушений появлялась смежная часть земли, превращающаяся в предмет спора между соседями.

В настоящее время согласовывать межевой план с собственником соседней территории обязательно для постановки участка на кадастровый учет. Землю невозможно поставить на учет при отсутствии согласования его пределов со всеми владельцами соседних наделов. Игнорирование такого правила – грубая ошибка.

Соблюдение такого порядка особо важно для владельца участка, планирующего обращение в суд для отстаивания задетых интересов. Межевой план – основный акт в доказательственной базе, представляемой судебному органу, в целях разрешения спорной ситуации о земельных границах.

Нередко собственник соседней территории изменил место постоянного жительства, переехал в другой населенный пункт или страну.

Для согласования с ним плана границ искать его по всему свету не требуется. Следует всего лишь разместить объявление в газете. Затем купить несколько экземпляров этой газеты и приложить их к межевому плану.

Еще одно основание для выдвижения исковых требований – приобретательная давность. Ее срок вступает в действие спустя 15-тилетний период непрерывного пользования участком. Для доказательства этого факта на судебное заседание нужно пригласить свидетелей. Их показания особо важны в положительном решении вопроса.

Образец иска о восстановлении границ земельного участка

Составление и образец иска о восстановлении границ земельного участка

Оформить исковое заявление нужно по следующим правилам:

  1. Формирование «шапки» иска. В первую очередь необходимо указать наименование суда, куда производится обращение. Далее внести индивидуальные сведения и контактные данные истца (его представителя) и ответчика. Зачастую отвечающей стороной становится городская администрация. Если за рассмотрение иска предусмотрена оплата госпошлины, вносится ее размер.
  2. Внесение названия документа: «Исковое заявление об установлении границ земельного участка». Прописывается посередине строки без проставления точки в конце.
  3. Изложение основного содержания. Здесь следует отразить информацию о земельном участке: точное местонахождение, номер по кадастру, сведения о проведении межевых работ. Далее необходимо указать, в каком месте нарушены границы и причины (основания) их восстановления.
  4. Указываются ссылки на нормативные статьи, законы, по которым судья может вынести вердикт.
  5. Требования-просьбы. К примеру, делается просьба признания сведений, указанных в кадастровом плане ошибочными или установления границ между конкретными территориями.
  6. Отражаются приложения: перечень всех документов, подтверждающих неправильность нынешних границ участка, право собственности и пр. (свидетельство о собственности, ситуационный план, справка (план, выписка) из кадастра, акт о согласовании границ, доверенность, квитанция о внесении госпошлины).
  7. В заключительной части ставится подпись истца с расшифровкой и дача обращения.

Обычно помощь в составлении исковых заявлений оказывают юристы. При самостоятельном решении вопроса следует использовать образец иска о восстановлении границ земельного участка по конкретной причине, поскольку они различаются в зависимости от основания обращения в суд.

Что такое открытый кадастровый реестр земельных участков — читайте в этой статье.

Какие документы прилагаются

Земельные споры обычно связаны с недобросовестным смежным пользованием территорией: перемещением забора вглубь надела, постройка на площади истца какого-либо сооружения и пр. Зачастую иски дополняются рядом иных требований, к примеру, о сносе построенных ответчиком объектов, освобождением территории от строительных материалов, восстановлении месторасположения ограждения и т.д.

В качестве доказательств к иску необходимо приложить, как минимум, правоустанавливающий акт на владение и результаты кадастровой работы, по которым виден факт допуска ошибки в отношении установленных границ.

Процедура подачи

Для успешного рассмотрения иска важно правильно определить подсудность дела. Суд в этом случае определяется по месту расположения оспариваемой территории. Не менее важным моментом является соблюдение срока исковой давности. Если он пропущен, в удовлетворении предъявляемых требований суд вправе отказать. Поэтому надо верно его рассчитать.

Если ответчик узнает о пропущенном сроке, может обратиться с соответствующим заявлением и суд отклонит исковые требования на основании его обращения. Применяться исковая давность может только по заявлению. Что касается действий истца, то он может восстановить давностный период.

Общеустановленный срок давности по спорам о земле – 3 года. Начало отсчета его действия зависит от характера дела.

Законодательством предусмотрено несколько возможных случаев восстановления давностного срока:

  • участник дела находится на службе в вооруженных силах;
  • одна из сторон находится на лечении или реабилитации в медицинском учреждении на режиме дневного стационара;
  • непредвиденное обстоятельство в профессиональной деятельности, к примеру, длительный отъезд в командировку.

Любое из названных обстоятельств должно иметь место в последние 6 месяцев до окончания срока давности. При наличии уважительного обоснования пропуска, необходимо обратиться с заявлением о восстановлении срока.

При этом быть абсолютно уверенным в положительном решении судебного органа быть не стоит. Один суд может посчитать причину достаточно веской, другой – нет. Степень уважительности пропуска определяется судом по собственному усмотрению.

Судебная практика

Земельные споры имеют множество нюансов. Успех в них зависит от знания законодательства и опыта в подобных делах. Поэтому пренебрегать профессиональной помощью адвоката не стоит.

Рассмотрим несколько таких нюансов на примерах судебной практики:

  • Иск по земельному спору можно предъявлять только при условии, что граница соседствующих территорий установлена согласно правилам законодательства: надел находится на кадастровом учете, определено месторасположение его пределов. Иначе суд может отказать в удовлетворении исковых требований.
  • Так, Т. подала иск в Талицкий районный суд Свердловской области с требованием восстановления границ территории. Основанием искового заявления стал захват самовольной постройки Н. части ее надела, используемой для ведения огородничества, путем установки забора.
  • Самостоятельно соседи урегулировать спорный вопрос не смогли. Т. просила суд обязать Н. к освобождению самовольно занятой части ее владений.
  • В своих возражениях Н. указала, что фактически занятая ее площадь находится в пределах участка, принадлежащего ей на праве собственности. По результатам исследования и оценки предоставленной доказательственной базы на основании ст. 67 ГПК суд сделал вывод о недоказанности факта занятия отвечающей стороной части земли истца и отсутствия в действиях ответчика каких-либо нарушений прав истца.
  • Своим решением суд отказал Т. в удовлетворении иска в связи с недоказанностью наличия прав у истца на спорную территорию, т.к. площади обоих наделов задекларированы и не уточнялись. Данный вердикт оставлен без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения определением Свердловского областного суда.
  • За самовольное занятие земельного надела или его части предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа (ст. 7.1 КоАП). Данная норма призвана защищать не только муниципальную или государственную собственность на землю, но и частные владения.
  • МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани» подал иск к А. в Кировский районный суд г. Казани с требованием освобождения самовольно занятой территории.
  • В результате осуществления муниципальной земельной проверки было установлено, что А., посредством возведения забора и хозяйственных строений без правоустанавливающей документации на земельный участок, использует муниципальную землю, прилегающую к его наделу.
  • По данному факту Управление Росреестра вынесло постановление о привлечении А. к ответственности по ст. 7.1 КоАП. Оно не обжаловалось. А. уплатил назначенный штраф.
  • Суд первой инстанции сделал вывод, что спорный участок является муниципальной собственностью и обязал А. освободить его за собственный счет в 30-дневный срок путем сноса забора, построек и приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации по назначению.
  • Далее решение районного суда оставлено судебной коллегией ВС Республики Татарстан без изменения.
  • Зачастую на исковое заявление о восстановлении границ земельного участка противоположный участник спора в рамках своей защиты отвечает встречным иском о признании результатов межевания и сведений кадастрового учета недействительными. Естественно, при удовлетворении встречного иска суд отказывает в первоначальных требованиях истца о восстановлении границ.
  • И. подал иск в Алапаевский городской суд Свердловской области на Г. С требованием устранить препятствия в эксплуатации земельного надела и перенести забор, возведенный Г. На его территории, на границу, соответствующую координатам межевания. Ответчик иск не признал и подал встречное исковое заявление с тем, чтобы суд признал результаты межевания земли, принадлежащей И., недействительными и обязал к исключению из государственного кадастра данных о границах и площади надела И., которые внесены по межевому плану.
  • Г. сослался на то, что ответчик проводил межевание своего участка и устанавливал его границы без согласования с ним, не учел исторически сложившиеся пределы и фактическое землепользование. Суд удовлетворил встречный иск, признав результаты межевания недействительными и назначив исключение сведений о площади и границах земли И. из государственного кадастра недвижимости. Соответственно, исковые требования И. остались без удовлетворения.
  • Определением Судебной коллегии Свердловского областного суда подтверждена правильность решения суда первой инстанции.
  • Как видно из рассмотренного примера, встречный иск с требованием о признании результатов межевания земли и сведений кадастрового учета недействительными, может оказаться эффективным средством защиты в случае получения иска о восстановлении границ надела, устранении препятствий в пользовании землей.

Читайте далее, как сдать в аренду часть земельного участка.

Также мы расскажем, как рассчитать стоимость аренды земельного участка.

1kvartirka.ru

Смотрите так же:

  • Сдача земельного налога в 2014 году Новые особенности земельного налога Базой для начисления земельного налога сейчас выступает кадастровая стоимость участка. И если местные власти решат провести в 2014 году очередную переоценку, суммы в налоговых квитанциях многих россиян могут существенно «подрасти». В этой статье мы расскажем об изменениях в […]
  • Начислен штраф поставщику Для учета расходов штраф штрафу рознь Какие санкции, взысканные с организации, можно учесть в налоговых расходах Каждая организация хоть раз сталкивалась со штрафами или пенями, выставленными в ее адрес. В статье мы рассмотрим, какие выплаты и когда можно учесть в «прибыльных» расходах. Что относится к […]
  • Экспертиза на ласточкина одесса Оценка для вступления в наследство Одесса Оценка для вступления в наследство (Одесса) является обязательной процедурой, так как имущество, которое переходит в наследство, обладает собственной рыночной стоимостью. Компания «Оценка Профи» осуществит оценку имущества при вступлении в наследство, как по заказу […]
  • Очередное повышение пенсии по старости Повышение пенсии Содержание статьи: Повышение пенсии в 2018 году Пенсионная система РФ базируется на правиле постоянного и неуклонного роста пособий, который организуется путем индексации. Индексация – увеличение на размер зафиксированной инфляции по результатам ушедшего года. Индексирование позволяет удерживать […]
  • Пенсия доплата донору Доплата к пенсии Содержание статьи: Социальная доплата к пенсии Дополнительное материальное довольствие, выплачиваемое гражданам в целях улучшения их платежеспособности, называется социальная доплата к пенсии. Она оформляется пенсионерам и иным лицам, обладающим правом на получение государственного пособия, если они […]
  • Московская пенсия при переезде Пенсия при переезде Содержание статьи: Размер пенсии при переезде Пенсионные выплаты назначаются и доставляются отделением Пенсионного фонда по месту проживания гражданина. После переезда перечисление средств не прекратится, однако их размер может измениться. В результате может произойти как увеличение, так и […]
  • Уход на пенсию в 2018 году досрочно Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен досрочный выход на пенсию. Так для лиц, […]
  • Повышение пенсий по старости в 2018 году для работающих пенсионеров Индексация пенсий в 2018 году: Свежие новости Содержание статьи: На протяжении всего 2017 года шли разговоры об индексации пенсионных выплат для граждан разных социальных категорий. В результате конкретные шаги всё-таки были предприняты и в 2018 году произошёл пересчёт пенсий а, для некоторых слоёв населения, их […]