Обратная сила закона выражается

Обратная сила закона

Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права

2003 © Москва, «Яблоко», октябрь

Проект федерального закона «О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 10-1»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Известно, что уголовный закон имеет обратную силу. Это означает, что если принимается закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание за преступление, он будет применяться и к лицам, которые совершили преступление до вступления в силу нового уголовного закона. В этом выражается принцип гуманности уголовного законодательства.

В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно, что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность, установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной силе.

Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей 101 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона устанавливает правило: если в соответствии со статьей Уголовного Кодекса установлена уголовная ответственность за нарушение положений, содержащихся в ином нормативном акте, то отмена либо изменение этого нормативного акта, устраняющие возможность уголовной ответственности, распространяются с момента вступления в силу такого нормативного акта также на деяния, совершенные до его издания.

Данный законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»

Проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Положения Уголовного кодекса, предусматривающие обратную силу закона (статья 10), непосредственно связаны с положениями о судимости, поскольку распространяются на лиц, не только отбывающих наказание, но и на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. В статье 86 Уголовного кодекса говорится об основаниях наличия судимости, погашения либо снятия судимости. Однако в этой статье не указано, что вступление в силу нового закона, устраняющего преступность деяния, за которое человек был осужден, делает человека не судимым, т.е. по действующему закону судимость у этого человека сохраняется. Из-за того, что судимость не аннулирована, продолжают считаться судимыми люди, признанные не совершавшими преступления в результате вступления в силу нового закона.

Для обеспечения соответствия норм статей 10 и 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации предлагается в статью 86 включить положение о том, что лицо, осужденное за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены изданным после его совершения уголовным законом, считается с момента вступления в силу такого закона не имевшим судимости.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.

Еще одна проблема, связанная с реализацией положений статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации об обратной силе закона, содержится в статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу. Эта норма не соответствует положениям статьи 54 Конституции Российской Федерации, не предусматривающим каких бы то ни было ограничений для применения обратной силы уголовного закона. Эта норма не соответствует и статье 10 УК, в соответствии с которой обратная сила закона распространяется в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Очевидно, что приговоры в отношении лиц, отбывающих и, тем более, отбывших наказание вступили в силу еще до начала отбывания ими наказания.

Проектом закона предлагается исключить из статьи 24 УПК слова «до вступления приговора в законную силу» и, тем самым, привести ее в соответствие с Конституцией и Уголовным кодексом.

Проект федерального закона «О внесении дополнений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.

Еще одна проблема, связанная с применением обратной силы закона, – это вопрос о том, кто может ходатайствовать перед судом о пересмотре дела в связи с тем, что новый уголовный закон устранил преступность деяния, за которое лицо было осуждено. В соответствии с УПК РФ никто кроме самого осужденного не может ставить перед судом этот вопрос.

Действующий закон, предусматривая возможность изменения условий и порядка исполнения наказания в том числе и в лучшую для осужденного сторону, не всегда последовательно решает вопрос о лицах, по ходатайству либо представлению которых это может быть сделано. Статьей 399 УПК предусмотрено, что вопросы, связанные с исполнением приговора, решаются судом по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако, ряд вопросов может рассматриваться судом только по ходатайству самого осужденного.

Вместе с тем, в большинстве случаев инициатива так или иначе исходит от администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, а не от осужденного. При наступлении определенных условий осужденный имеет право на изменение условий и порядка исполнения наказания в лучшую для себя сторону. Представители администрации должны объявить осужденному о его праве обратиться в суд с соответствующим ходатайством, т.к. не каждый осужденный может самостоятельно определить момент наступления этих обстоятельств. Тем более осужденный не в состоянии отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы вовремя обратиться с ходатайством об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу.

В связи с этим, нет никаких оснований лишать права постановки перед судом указанных вопросов администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Целесообразно предоставить аналогичное право и прокурору, который, отслеживая эти же обстоятельства, кроме того может осуществлять надзор за действиями администрации. Усматривая необоснованность отказа администрации в представлении осужденного к условно-досрочному освобождению либо по другим вопросам изменения условий и порядка исполнения наказания в лучшую для осужденного сторону, прокурор должен иметь право самостоятельно внести представление об этом в суд.

Таким образом, проект закона, внося изменения в статью 399 УПК, предоставляет возможность обращаться в суд с представлением и администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, и прокурору по всем вопросам, связанным с исполнением приговора.

С другой стороны, действующий УПК ограничивает круг вопросов, по которым осужденные имеют возможность обращаться в суд самостоятельно.

Проект закона значительно расширяет перечень вопросов, по которым осужденному предоставлено право ходатайствовать перед судом об изменении условий и порядка исполнения наказания. Кроме того, по всему этому расширенному перечню вопросов проект закона предоставляет право обращения в суд с ходатайством кроме самого осужденного также и защитнику осужденного, его законным представителям и близким родственникам.

Законопроект устраняет также внутренние противоречия, содержащиеся в УПК, и противоречие положений УПК статьям Уголовного кодекса.

Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Государство обязано осуществлять контроль за возможностью реализации гражданами своих прав, оказывать им помощь в такой реализации, служить гарантом того, что любой гражданин вне зависимости от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах лишения свободы) может осуществлять свои права, предоставленные ему Конституцией и законодательством.

Проект закона направлен на реализацию конституционного права граждан на государственную защиту их прав и свобод.

www.yabloko.ru

Особенности и нюансы обратной силы закона

Обратная сила закона — это распространение нормы, установленной законом, на правоотношения, которые зародились до его принятия. Возможность придания нормативному акту ретроспективного действия используется законодателем для смягчения каких-либо требований или наложения более мягкого наказания, а также в иных случаях.

Что значит «закон обратной силы не имеет»

Правовая аксиома, которая провозглашает данный принцип, гарантирующий стабильность всем участникам правоотношений, действует со времен римского права. Она означает, что:

  • на правоотношения, возникшие до введения закона в действие, правило, введенное законом, не распространяется независимо от того, прекратились они к этому моменту или нет;
  • длящиеся отношения подчиняются законодательству, существовавшему в момент их возникновения.

Однако это правило касается только обратной силы закона, но не изменений судебной практики. Случается, что закон остался прежним, а практика его применения изменилась. Особенно опасаются таких ситуаций налогоплательщики. Практика арбитражных судов по рассмотрению одних и тех же ситуаций с применением одних и тех же норм НК РФ меняется год от года.

Какие законы не имеют обратной силы, а в каких случаях это возможно

Существуют общие правила, касающиеся применения обратной силы закона, которые сосредоточены в Конституции РФ и отраслевых кодификациях.

Согласно им никогда не придается обратная сила закону, который ухудшает положение лица, привлекающегося к ответственности, устанавливая или отягчая ее (ст. 54 Конституции РФ).

Исходя из принципов гуманности и справедливости, законодатель установил, что всегда имеет обратную силу закон, смягчающий положение лица, привлекающегося к уголовной ответственности. Это касается объема наказания, декриминализации и др. аспектов (ст. 10 УК РФ). Аналогичные нормы есть в ст. 5 НК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ. Применение смягчающих норм допускается ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ч. 2 ст. 6).

Но в гражданском законодательстве, регулирующем экономический оборот, участники которого наиболее заинтересованы в прозрачности системы регулирования отношений, действует общее правило о запрете обратной силы закона (ст. 4 ГК РФ, ст. 12 ТК РФ).

Обратная сила закона в гражданском праве: имеет ли он ее

В гражданском праве приоритет имеет сохранение стабильности рынка, уверенности участников сделок в завтрашнем дне. Обратная сила закона в данном случае исключена. Общие правила гласят, что к отношениям, возникшим до вступления закона в силу, применяется норма, действовавшая на момент их возникновения (ст. 4 ГК РФ). Договорные отношения консервируются в том виде, в каком они были задуманы (ст. 422 ГК РФ), даже в случае противоречия условий сделки более позднему закону.

Этот принцип реализуется и в правоприменении: должна использоваться норма, действующая в момент выполнения юридически значимого действия (подачи искового заявления, обращения с заявлением о регистрации права). Не придается обратная сила закону, вступившему в действие при выполнении дальнейших процедур.

Однако законодатель в порядке исключения дозволяет придавать гражданскому закону обратную силу путем прямого указания в нем.

Таким образом, исключение из аксиомы «Закон обратной силы не имеет» встречается в публичных отраслях права и только применительно к нормам, смягчающим положение лица, привлекающегося к ответственности. В остальных случаях обратная сила закону обычно не придается.

rusjurist.ru

Какой закон имеет обратную силу на территории РФ и как его определить

Законодательство любой страны с течением времени требует некоторых поправок или принятия новых положений, регулирующих те или иные виды правоотношений. В зависимости от того, в какой сфере и когда был принят закон, он может либо иметь обратную силу, либо не иметь.

Данное понятие нередко встречается в разрешении некоторых споров, касающихся правоотношений между субъектами права. Однако далеко не каждый в должной мере осведомлен с тем, какой закон имеет обратную силу и в чем подобная «сила» проявляется. Разобраться со всеми нюансами данной темы поможет представленный ниже материал.

Что такое обратная сила закона

Какой закон имеет обратную силу, определяется Конституцией

Обратная сила закона или ретроактивность закона – это явление, при котором принятый в определенный момент закон распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия. Возможность существования обратной силы закона в конкретном государстве определяется его Конституцией и прочими кодифицированными актами.

Нормативно-правовые документы могут либо запрещать применять ретроактивность закона, либо разрешать в определенных сферах правоотношений. В России, как и во многих других правовых государствах, существует общий принцип применения обратной силы закона, который заключается в следующем понятии:

    1. «Обратная сила может быть только у того закона, который не ухудшает положение людей после его принятия».
      Таким образом, государство не может ввести, к примеру, доплату по налогообложению на имущество по закону с обратной силой, которая обязует всех граждан доплатить по налогу за прошлые годы.
    2. Если рассматривать действующее положение дел в общемировом масштабе, то применение законов с обратной силой нецелесообразно практически во всех случаях введения поправок или нововведений в законодательство конкретного государства. Это связано с тем, что ретроактивный закон вызовет глобальный процесс перестройки всех правоотношений, вступивших в силу до его принятия, на новый лад. Подобное явление может вызвать огромное количество проблем не только у рядовых граждан, но и у самого законодателя. Исходя из этого, можно констатировать, что принятие законов с обратной силой – это нераспространенное явление, но все же имеющее место быть.

    Будет ли действовать обратная сила закона по делам о наркотиках? Ответы — в видеосюжете:

В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой

Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему

Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.

Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере уголовного права. Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.

А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.

В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.

С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.

Какой закон следует считать ретроактивным

Какой закон имеет обратную силу — достаточно сложный вопрос

Итак, ситуация: законодатель принял новый закон в какой-либо сфере права. Сразу возникает вопрос – «В какой ситуации его можно считать ретроактивным, то есть имеющем обратную силу?». Давайте разбираться. На самом деле ответить на него просто, если обратиться к законодательству РФ.

В первую очередь, стоит отметить, что в большинстве законодательных актах прописано: имеют ли принятые в них поправки или нововведения обратную силу по умолчанию или нет. Во всех законодательных положениях России подобная практика отсутствует, за исключением пары ситуаций.

В соответствии с законодательством РФ и общемировыми правовыми нормами закон обязательно имеет обратную силу в двух случаях:

      • В положениях принятой поправки или нового закона содержится информация о том, что он является ретроактивным, то есть его действие распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия (период распространения силы закона указан там же).
      • Принятая поправка или новый закон подчиняется общему принципы законодательной ретроактивности, то есть как-либо смягчает или вовсе устраняет ответственность действующего ранее закона или каким-либо другим образом направлена на улучшение положения дел субъектов ранее возникших правоотношений, подчиняющихся данному закону.

Выше указана обратная сила закона в законодательной сфере, однако подобное явление также существует и в обычных гражданских правоотношениях. Порядок действия ретроактивности принятых поправок в сделке или ее новых условий должен определяться непосредственно между сторонами соглашения (ГК РФ).

Как видите, обратная сила закона не столь сложна к более детальному рассмотрению. Главное – внимательно ознакомиться с нормативно-правовыми актами РФ или же изучить представленный выше материал.

Помню, когда готовилась к государственному экзамену в институте по теории государства и права, мне как раз попался билет с вопросом об обратной силе закона. Только благодаря ему защитилась на отлично! И в теории и на практике всё просто.

В жизни не все так просто. Несмотря на то, что законодатель, принимая новые законы, старается исходить из принципов гуманности и справедливости, это у него не всегда получается. Наиболее болезненны бывают изменения в законодательстве, касающиеся различных льгот для граждан и изменения ответственности в административном и уголовном законодательстве.
Законодатель, заменяя льготы в натуральном выражении на различные выплаты, не предусмотрел возможности выбора гражданам остаться со льготами в натуральном выражении, или перейти на новый порядок. В данном случае закон обратной силы не имеет.
Рассмотрим такую ситуацию. Пенсионер имел ранее льготу в виде ежегодной выплаты на санаторно-курортное лечение, выплачивалась она по заявлению пенсионера в случае неиспользования льготной путевки в санаторий. В результате реформы, он лишился этой выплаты, но у него есть льгота по стоимости путевки. Но, в определенный момент, медики поставили ему диагноз, исключающий по медицинским противопоказаниям возможность пользоваться санаторным лечением. Получилось, что в результате введения нового закона, который не имеет обратной силы, у пенсионера не осталось ничего, ни льготы по оплате путевки, ни выплаты за неиспользование санаторной путевки.
Или другой пример из жизни водителей. Есть в Кодексе об административных правонарушениях многострадальная статья 12.8 — наказание пьяных водителей. До 2008 года водитель признавался в состоянии опьянения, если при его освидетельствовании с помощью технических средств измерений, прибор показывал 0,15 и более мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе. С 2008 года по 2013 год, эта цифра составила 0. А с 2013 года – опять 0,16. Как это понимать? Что изменилось? Да ничего не изменилось, просто у нас законодатель по-другому подумал, и решил попробовать.
Речь не идет о том, что надо поощрять и защищать пьяных водителей за рулем. Карать надо их самым жестким образом, но делать это нужно последовательно, грамотно и справедливо. Одно из негативных последствий таких необдуманных шараханий законодателя, выразилось в следующем. Многие водители, которые были привлечены к ответственности по этой статье в этот период до сих пор могут стоять на учете в наркологических диспансерах как алкоголики. И они об этом могут не знать, а узнают тогда, когда придется менять водительское удостоверение. Какая уж тут обратная сила закона.
Это только два примера из обычной жизни рядовых граждан, когда законодатели не всегда учитывают последствия применения нового законодательства. Одно дело теория права, а другое дело, правоприменительная практика.

juristpomog.com

Обратная сила уголовного закона

Этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Также возможно применения обратной силы закона если это прямо предусмотрено в самом законе.

Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С введением в действие УК при применении конкретных норм возникли вопросы о действии «промежуточных законов». «Промежуточный закон» — это закон, который мягче (или вовсе исключает уголовную ответственность) в сравнении с законом, действовавшим во время совершения преступления, и законом, действовавшим во время привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора .

Исходя из принципа гуманизма, на котором основано положение об обратной силе уголовного закона, правоприменитель во всех случаях должен руководствоваться тем законом (старым или новым), который наиболее благоприятен для виновного (осужденного). Это положение нужно иметь в виду и решая вопрос о возможности придания обратной силы промежуточному закону.

Общее правило, НПА регулирует только то отношения, которые возникают после его вступления в юр. силу. Обратная сила закона допускается лишь в случаях, когда ответственность смягчается новым законом или устраняется совсем.

Также в порядке исключения может быть применён еще один принцип, переживания закона т.е. закон утративший юр. силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирования некоторых вопросов.

Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА в пространстве.

Действие НПА ограничено территорией конкретного государства. Это называется юрисдикцией.

Под территорией государствапонимают всю сушу в его границах, территориальные воды (12 морских миль от берега), воздушное пространство (до окончания слоев атмосферы), недра (до бесконечности), морские и воздушные суда под флагом данного государства, здания посольств и дипломатических миссий.

Принцип экстерриториальности предусматривает неприкосновенность посольств и представительств другого государства. (лекция Сорокина).

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. (учебник Корельский, Перевалов).

Действие НПА по кругу лиц.

НПА конкретного государства действуют не только в отношении граждан этого государства, но и в отношении граждан иностранных государств, лиц без гражданства, пребывающих на территории России. (лекция Сорокина).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. (учебник Корельский, Перевалов).

Из этого правила есть исключение:

— иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например: быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах РФ);

— иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

— некоторые НПА РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за её пределами (например закон о гражданстве, УК РФ).

Простая обратная сила– это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу. Если при этом деяние декриминализируется, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению.

Ревизионная обратная сила– это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда уже вступил в законную силу.

Вопрос 33. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Принципы правотворчества Правотворчество– процесс принятия, изменения и отмены правовых норм, осуществляемый уполномоченными субъектами в рамках определенной законом процедуры.

Протасов считает, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности которые уже сложились в обществе. Поэтому стадию правотврчества рассматривают как завершающую стадию правообразования.

законотворческий процесс – это издание, изменение и отмена законодательных актов.

указотворчество – Президентом РФ.

делегированное правотворчество – это оправдываемая чрезвычайными ситуациями передача законодательных полномочий Парламента органам исполнительной власти на короткий период времени.

ведомственное правотворчество (МВД, Минобороны и др. фед. министерства и ведомства) – это упрощенный режим издания приказов и инструкций, осуществляемый на единоначальном принципе после консультаций с аппаратом минестерства.

локальное правотворчество – внутриорганизационное, в пределах предприятий и учреждений.

муниципальное правотворчество. (лекция Сорокина).

обсуждение проекта правовой нормы.

принятие правовой нормы.

вступление в юр. силу. (лекция Сорокина).

Еще выделяют реализацию права законодательной инициативы

— официальное опубликование закона

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Предварительное формирование государственной воли <подготовка проекта).Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким Ведомствам, включая и юридический орган (Министерство Юстиции, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд, Прокуратуру).

Следующая стадия правотворческого процесса — предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ни ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

Следующая стадия — это подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса — предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение в печати и на телевидении.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения. Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляются головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Когда обсуждены все поправки, статья, раздел или глава утверждаются в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

Так, в соответствии с Регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации. Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).Так, в соответствии с и. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты органов местного самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах. (учебник Нерсесянца).

Принципы правотворчества– основополагающие начала.

системность – каждая, вновь принятая, норма права должна быть согласована со всем комплексом уже действующих правовых норм.

принцип научной обоснованности.

принцип демократизма – это учет общественного мнения при подготовке правовых актов.

принцип процедурной обеспеченности. (лекция Сорокина).

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества— это основные начала осуществления правотворческой деятельности. (учебник Корельский, Перевалов).

1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя. (учебник Нерсесянца).

studfiles.net

Обратная сила закона

В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь. Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования» (ст. 60). Из общего правила, установленного ст. 60 Основных законов, в качестве исключений предусматривались случаи: «когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего; когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию» (ст. 61).

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.

Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.

Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ*). Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом).

Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Обратная сила закона» в других словарях:

Обратная сила закона — Обратная сила закона, ретроактивность закона действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в… … Википедия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силыне имеет, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его издания. К тому или иному факту или случаю необходимо применять… … Финансовый словарь

Обратная сила закона — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом)… … Элементарные начала общей теории права

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. О.с.з. является исключением и поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие (уголовное законодательство, отменяющее … Юридический словарь

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в этом законе. По общему правилу закон обратной силы не имеет, за исключением уголовного закона, устраняющего… … Большой Энциклопедический словарь

Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это обстоятельство должно быть специально оговорено в нормативном акте … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до его вступления в силу. О.с.з. является исключением из общего правила, поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие … Юридическая энциклопедия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА, в праве принцип, согласно которому закон может быть применён к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в этом законе (т.е. закон обратной силы не имеет). Как правило, обратную силу имеет… … Современная энциклопедия

Обратная сила закона — ОБРАТНЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — см. ЗАКОН EX POST FACTO. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

encyclopediya_prava.academic.ru

Смотрите так же:

  • Уполномоченный по правам человека в рф полномочия Уполномоченный по правам человека в рф полномочия АДРЕС: 103084, Москва, Мясницкая, 47 ТЕЛЕФОНЫ: 207-39-69, 207-19-22, факс 207-39-77 ИНТЕРНЕТ: www.ombudsman.gov.ru E-MAIL: [email protected] ПРИСЯГА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять […]
  • Номер проживание в семье это Отдых с проживанием в семье местных жителей: полное погружение в языковую среду Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был полностью погружен в языковую среду? Чтобы ему не с кем было разговаривать по-русски? Хотите действительно глубокого знания языка? Или готовитесь к сдаче официальных экзаменов на получение […]
  • Решение задач Законы менделя 1. Иллюстрации первого и второго законов Менделя Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов? А – ген черной масти, а – ген […]
  • Можно ли обжаловать определение суда апелляционной инстанции Можно ли обжаловать в апелляционную инстанцию определения арбитражного суда? Апелляционная жалоба может быть подана не только на решение арбитражного суда, но и на вынесенные им определения. Однако в апелляционном порядке могут быть обжалованы лишь те определения, в отношении которых это прямо предусмотрено АПК РФ. […]
  • Известный юрист во временном правительстве временное правительство Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. […]
  • Правила и нормы общения с коллективом младшего школьника Общение и формирование личности младшего школьника МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Дипломная работа Общение и формирование личности младшего школьника студенткой ОЗО ФНК Лихомановой Мариной Владимировной Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Глава I Общение и […]
  • Формы закона распределения случайной величины Основные законы распределения случайной величины Учреждение образования «Белорусская государственная Кафедра высшей математики по изучению темы «Основные законы распределения случайной величины» студентами бухгалтерского факультета заочной формы получения образования (НИСПО) Основные законы распределения случайной […]
  • Законом распределения дискретной случайной величины называют Законом распределения дискретной случайной величины называют Windows XP Word 2003 Excel 2003 Законы распределения дискретных случайных величин Законом распределения дискретной случайной величины называется всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значениями случайной величины и […]