Общие число несовершеннолетних правонарушителей

Фильм Общее число несовершеннолетних правонарушителей-3000 | The Total Number of 3000 Juvenile Delinquents | Furyou Shounen: 3,000-nin no Atama

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о дораме

Продолжительность : 74 мин. / 01:14

Фильм основан на автобиографической книге, под названием «Tokyo Furyou Shounen Densetsu». Книга была написана Эндо Нацуки, который когда-то был связан с группой байкеров и бандой под название «COOLS», которая была создана в 1970-х Тати Хироси и Иваки Коити.
История фильма происходит в технической школе в 70-х. В школе среди 3000 участников, больше половины являются несовершеннолетними преступниками. Сайто Такуми играет студента, который стремится стать номером один в школе.
Естественно в фильме будет присутствовать много сцен с драками.

doramatv.ru

Общие число несовершеннолетних правонарушителей

Таким образом, именно несовершеннолетие субъекта уголовной ответственности лежит в основе выделения данного порядка уголовного судопроизводства, который «обладает отличиями от общего порядка в части усиленных гарантий прав несовершеннолетнего обвиняемого и возможности применения к нему мер, не связанных с уголовной ответственностью» 3 .

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.

Введение таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории. Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Несовершеннолетние как возрастная группа в целом считаются находящимися в периоде психофизиологического и социального роста. Этот период для несовершеннолетних характеризуется неадаптированностью, которая связывается с психофизиологической неустойчивостью их личности, отсутствием у них в связи с возрастом образования, профессии, трудовой квалификации, позволяющих занять желаемое место в обществе. Отсутствие жизненного опыта препятствует правильной оценке ситуации, в которой подросток оказался. Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка.

Статья 20 УК РФ устанавливает уголовную ответственность с 16 лет, а за определенную категорию преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Уголовная ответственность для 14-летних — это исключение, и такая ответственность устанавливается за совершение отдельных, наиболее тяжких, преступлений.

Принципиальная особенность уголовного правосудия для несовершеннолетних заключается в том, что оно сконцентрировано на возвращении правонарушителя в общество, а не на наказании, отправлении правосудия и уж тем более не на борьбе с преступностью.

Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, объединена в одну категорию по признаку субъекта преступной деятельности, так как данному субъекту присущи специфические признаки.

Необходимо помнить, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый — это особая личность и особая процессуальная фигура. Во-первых, незавершенность психического и физического развития, желание самоутвердиться, проявить себя в каком-нибудь деле и многие другие особенности подросткового возраста обусловливают мотивацию, тот или иной способ совершения преступления и соответственную следовую картину, во многом характерную именно для несовершеннолетних. Во-вторых, статус несовершеннолетнего предполагает расширенный круг участников процесса расследования уголовного дела, специфику применения определенных методов и способов воздействия, разработанных с учетом психологии этой категории лиц.

Хотелось бы отметить, что в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, когда расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, относилось к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

Специфика производства по данной категории уголовных дел проявляется и в процессе доказывания. Фактически современный российский УПК предусматривает расширение предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73, доказыванию подлежат и обстоятельства, перечисленные в ст. 421 УПК. К сожалению, редакция данной статьи вызывает определенные сомнения в плане ее рациональности и эффективности. Законодательное закрепление расширенных границ предмета доказывания автоматически не ведет к более глубокому и детальному исследованию предмета доказывания. В то же время следует сказать о том, что выделение специфичных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не создает само по себе особый отдельный предмет доказывания, а входит в структуру общего предмета доказывания, уточняя и конкретизируя его. Следует согласиться с авторами, полагающими, что «установление по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних ряда дополнительных, не указанных в статье 73 УПК обстоятельств может оказаться значимым при решении вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности либо освобождении от нее, применении к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия, избрании меры пресечения, определении круга участников отдельных следственных действий» 1 .

К специфичным обстоятельствам, подлежащим установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних, относятся: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 421 при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ вытекает, что уголовно-процессуальный закон придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего. Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК РФ, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих возраст, назначается судебно-медицинская экспертиза. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Статья 421 УПК РФ выделяет среди обстоятельств, подлежащих установлению, — условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности несовершеннолетнего; влияние на него старших по возрасту лиц. Особое значение для несовершеннолетних нередко имеет мнение лиц из ближайшего окружения, что влечет подражание, следование нормам поведения, принятым в группе, с которой подросток связан совместным времяпрепровождением. На поведение подростка решающее влияние может оказать ложное понимание отдельных нравственных ценностей: дружбы, чести, достоинства, смелости и т.д. 1 . Для выяснения этих обстоятельств необходимо допросить родителей и воспитателей несовершеннолетних; приобщить к материалам уголовного дела характеристики с места учебы и работы, с места жительства; допросить соседей по месту жительства несовершеннолетнего с целью выяснения обстоятельств, характеризующих подростка. «Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду» 2 .

Следователю необходимо проанализировать не только социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, но также установить психологическую картину события, чему, безусловно, способствуют знания особенностей нравственно-психологических свойств предполагаемого преступника. Психологические свойства личности, проявляющиеся в его поведении, поступках и иным образом, в значительной степени опосредованы свойственной этой личности нравственностью. В связи с этим нравственные и психологические качества несовершеннолетнего должны оцениваться во взаимосвязи — как единый комплекс нравственно-психологических свойств личности. Важной для уголовного судопроизводства особенностью личности несовершеннолетних является недостаток жизненного опыта. Для них характерны поверхностность суждений, избирательность оценок, раздражительность.

Выяснение условий, в которых формируется личность несовершеннолетнего, нередко помогает вскрыть непосредственные причины, которые привели подростка к преступлению, позволяет сделать правильный вывод о том, является ли преступление случайным эпизодом или обусловлено глубокими причинами.

Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессиональными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и совершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны видеть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Это поможет не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Информация о личности несовершеннолетнего преступника поступает к следователю и в процессе производства вербальных следственных действий, к которым в первую очередь относится допрос. Основой тактических приемов в процессе производства вербальных следственных действий должен быть метод убеждения.

Приступая к расследованию преступления, совершенного несовершеннолетним, следователь должен иметь определенную базу данных, в том числе и о рассматриваемых особенностях подростков. При появлении в процессе расследования конкретного несовершеннолетнего следователю необходимо, используя метод дедукции, установить нравственно-психологические свойства этого подростка, что является важным для решения задач расследования и применения наиболее эффективных мер воспитательного воздействия.

Действующий УПК РФ снизил возрастной критерий для лиц, которые могли бы оказать влияние на несовершеннолетнего, повлекшее за собой совершение последним преступления, намного расширил трактовку разбираемого обстоятельства, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР. Теперь наряду с подстрекательством к совершению преступления устанавливаются и другие формы влияния на несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц.

Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

Если налицо было влияние старших по возрасту лиц на несовершеннолетнего, совершившего преступление, то необходимо установить следующее: физическое или психическое принуждение применялось к несовершеннолетнему, которое было направлено на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении и преступления; от кого исходило такое влияние; не вводили ли несовершеннолетнего в заблуждение; выясняется характер взаимоотношения между взрослым и подростком, если присутствовал факт влияния взрослого.

Статья 421 (ч. 1 п. 3) УПК отправляет нас к ст. 89 УК РФ, в которой предусмотрено, что наличие влияния со стороны старших по возрасту лиц учитывается судом при назначении наказания несовершеннолетнему.

При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, несет ответственность за содеянное как исполнитель (ч. 2 ст. 33 УК РФ).

Уголовно-процессуальный закон обязывает следователя, дознавателя выявлять данные, свидетельствующие об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также устанавливать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это необходимо, так как такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психолого-психиатрическую экспертизу. Однако необходимо учитывать, что проведение данной экспертизы чаще всего занимает достаточно длительный промежуток времени, что влечет за собой увеличение срока расследования, поэтому назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу необходимо сразу, как только появился несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый.

Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в определении конкретных мотивов. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 — 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ.

Все вышеперечисленные обстоятельства тесно связаны с самой личностью несовершеннолетнего субъекта. Установление возраста несовершеннолетнего необходимо для решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности. Все остальные обстоятельства, скорее, носят личностно-характеризующий характер, который будет определять и ряд трудностей в их доказывании. Приходится констатировать тот факт, что для обозначения подобных обстоятельств российский законодатель избрал весьма неконкретные формулировки. В частности, возможны вариации в трактовке сущности и значения понятий «условия жизни и воспитания», «иные особенности его личности», «влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц». Все это в первую очередь приводит к определенной ущербности предварительного расследования в отношении несовершеннолетних 1 . На практике нередко установление данных обстоятельств сводится к формальному сбору столь же формализованных характеризующих материалов, за счет которых предмет доказывания расширяется, но предусмотренная законодателем его конкретизация и определенная индивидуализация не достигаются. Зачастую не удается доказать как раз влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что в определенной степени объясняет, почему в следственной практике довольно мало дел, возбуждаемых по ст. 150 УК РФ.

Определенные трудности на практике порождаются и применением ч. 2 ст. 421 УПК РФ. Непонятно, какие данные достоверно могут свидетельствовать в пользу того, что в отношении несовершеннолетнего может быть применена ч. 3 ст. 20 УК РФ, а также какими процессуальными способами эти данные могут быть получены. Вполне логично предположить, что следователь не обладает теми специальными познаниями, которые позволят ему безапелляционно констатировать, во-первых, отставание у несовершеннолетнего в психическом развитии, а во-вторых, отсутствие связи данного отставания с психическим расстройством. Вполне логичным выходом из данной ситуации видится дополнение уголовно-процессуального законодательства нормами, закрепляющими обязательность производства в данном случае комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего. Кроме того, на наш взгляд, условием эффективного производства в отношении несовершеннолетнего должно стать обязательное привлечение психолога в качестве специалиста как раз для решения вопроса о наличии отставания в психическом развитии для последующего назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Специалист-психолог мог бы оказать существенную помощь и в постановке вопросов, выносимых на разрешение экспертов. Все это способствовало бы совершенствованию существующего механизма установления состояния возрастной невменяемости 1 .

Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних, могут быть рассмотрены как сложная система взаимосвязанных, дополняющих друг друга обстоятельств, требующих полного и всестороннего исследования. Процесс такого исследования невозможен без адекватных процессуальных способов проведения такого исследования. Поэтому важно не только скорректировать нормы, закрепляющие специфику предмета доказывания в отношении несовершеннолетних, но и определиться с четким механизмом реализации данных норм.

Одним из проявлений принципа повышенной юридической охраны несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является двойное представительство их интересов в уголовном процессе, когда охранительные функции осуществляются одновременно защитником (ст. 51 УПК РФ) и законным представителем (ст. 48 УПК РФ).

Законом предусмотрен строго ограниченный перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Законный представитель допускается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Законный представитель призван оказывать несовершеннолетнему моральную и психологическую поддержку, действовать в его интересах, активно пользоваться предоставленными ему правами и совместно с адвокатом выбирать наиболее эффективные и оптимальные пути защиты несовершеннолетнего. Было бы тактически правильно в случаях, когда несовершеннолетний воспитывался в благополучной семье, предоставить, с учетом мнения самого подростка, решение вопроса о том, кто будет его законным представителем, семейному совету. В том случае, когда несовершеннолетний рос в неблагополучной семье, где его воспитанием никто не занимался, выбор законного представителя должен сделать следователь 1 . Предварительно он должен побеседовать с несовершеннолетним по этому вопросу, собрать необходимую информацию об условиях жизни и воспитания подростка, близких ему лицах, опросив для этого самих родителей подростка, соседей по месту жительства, педагогов, обучавших несовершеннолетнего, и инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних. В случае если имеются основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле.

Однако повышенная защита прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых достигается не только за счет включения в предмет доказывания дополнительных обстоятельств (ст. 421 УПК РФ). Нормативные положения, образующие содержание принципа повышенной защиты их прав и законных интересов, призваны: 1) компенсировать обусловленную эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью неспособность несовершеннолетних самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих прав и законных интересов; 2) минимизировать отрицательное воздействие, которое могут оказывать на несовершеннолетних участников судопроизводства процессуальные действия (как в ходе досудебного, так и судебного производства); 3) обеспечить условия для последующей ресоциализации совершившего преступление подростка (в том числе путем определения оптимальной меры воздействия на несовершеннолетнего) 1 . Для достижения этих целей уголовно-процессуальный закон устанавливает требование обеспечения обязательного участия в уголовном деле защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ) и законного представителя (ст. ст. 48, 426, 428 УПК РФ), а также предусматривает особые условия задержания и избрания в отношении несовершеннолетних мер пресечения (ст. 423 УПК РФ), возможность ограничения гласности судебного разбирательства уголовных дел в отношении этих лиц (ст. 429 УПК РФ) и т.д.

Все эти гарантии необходимо предоставлять тем лицам, которые в силу своей эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости не в состоянии эффективно распоряжаться предоставленными им правами и, как следствие, не могут успешно отстаивать в ходе уголовного судопроизводства свои законные интересы. К числу таких лиц, безусловно, относятся несовершеннолетние 2 .

studfiles.net

Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (стр. 1 из 5)

1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1 Общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

2.1 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, не предусматривающие ограничение свободы

2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, предусматривающие ограничение свободы

3. Особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетних

3.1 Назначение наказания несовершеннолетним

3.2 Освобождение от наказаний несовершеннолетних

Список использованной литературы

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии строжайшего соблюдения уголовного законодательства.

В этой связи применение уголовно-правовых норм, предусмотренных гл. 14 УК Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», представляется достаточно актуальным в связи со значительной распространенностью преступных проявлений со стороны лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет (ч. 1 ст.87 УК РФ).

Необходимо учитывать, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в ст. 6 УК.

Не смотря на то, что в последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними (и при их соучастии) уменьшается, их доля из общего числа совершаемых преступлений велика.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, число преступлений, совершенных несовершеннолетними (и при их соучастии) по России составило: в 2006 году – 150264, в 2007 году – 139099, в 2008 году – 116090, в 2009 году – 94720 преступлений.

Но какими несовершеннолетние станут после отбывания наказания, встанут ли на правильную дорогу. Стоит полагать, что многое будет зависеть от личности несовершеннолетнего и от соразмерности того наказания, которое к нему применяется. Каким же должно быть это наказание? Каковы особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетнего?

Ответы на эти вопросы являются целью курсовой работы.

Используя информацию, закрепленную в комментариях к кодексам, учебниках, судебной практике, необходимо исследовать существующие нормативно-правовые акты, в которых закреплены положения о несовершеннолетних, о привлечении их к уголовной ответственности и применении наказания к ним.

Анализ, систематизация и изложение собранного материала позволит достигнуть цели курсовой работы, а именно:

1. Раскрыть понятие несовершеннолетнего, показать в чем заключаются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

2. Определить сущность и принципы наказания несовершеннолетних. Рассмотреть виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним;

3. Раскрыть особенности назначения наказания и основания освобождения от наказания несовершеннолетних.

Объектом исследования являются виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Предметом исследования являются особенности назначения и освобождения от наказаний несовершеннолетних.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена раскрытию понятия несовершеннолетнего, связанного с возрастом, и особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Вторая глава посвящена подробному описанию видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, где отдельно рассматриваются наказания предусматривающие и не предусматривающее ограничение свободы. Третья глава посвящена рассмотрению особенностей назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних.

К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям советского времени следует отнести работы Бабаева М.М. «Индивидуализация наказания несовершеннолетних», Ноя И.С. «Вопросы теории наказания в советском уголовном праве», Шаргородского М.Д. «Наказание, его цели и эффективность», Орлова В.С. «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Из современных работ по данной тематике можно выделить:

1. Работу Беляевой Л.И. «Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России». Книга посвящена истории возникновения и развития в России исправительных заведений, показана их деятельность, правовые организационные и педагогические основы.

2. Работу Эриашвили Н.Д, Павлухина А.Н., Зарипова З.С. «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания» (учебное пособие), в которой уделено большое внимание методам формирования правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних, представлен положительный опыт правового воспитания, даны рекомендации по организации правовоспитательной работы в учебных и иных заведениях.

3. Работу Букаева Н.М. «Расследования преступлений несовершеннолетних» (учебное пособие), где автор рассматривает нравственно-психологические особенности преступности несовершеннолетних.

4. Работу Крушельницкой О.Б. «Подросток в системе референтных отношений» (учебное пособие). В нем рассматриваются социально-психологические особенности референтных отношений подростка с его ближайшим окружением – сверстниками, родителями, учителями.

Можно сказать, что вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России остаются ещё слабо разработанными. Если общие вопросы, в той или иной степени, рассматривались в научной литературе, то содержание отдельных частей данной темы не было пока предметом подробного специального исследования юристов.

уголовная ответственность несовершеннолетний наказание

1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1 Общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, ребенок (несовершеннолетний), «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту…»[1] , и поэтому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявляемые к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер наказания. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего – применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Раскрывая понятие содержания уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо отметить, что наступает она по общим правилам, установленным в УК для всех лиц, совершивших преступления. Однако в ряде норм Уголовно кодекса содержатся положения, определяющие уголовную ответственность несовершеннолетних. В первую очередь это относится к ст. 18, 20, 61, 87-96 УК РФ., в которых выделяются вопросы вменяемости и достижения лицом определенного возраста, с которого оно в состоянии оценивать происходящее и руководить своими поступками. Таким образом, законодатель связывает основание уголовной ответственности несовершеннолетних с двумя составляющими:

1) возрастом уголовной ответственности;

2) понятием вменяемости.

С понятием возраста, с которого наступает уголовная ответственность, связан вопрос об особенностях основания уголовной ответственности несовершеннолетних. Учитывая рост и особую жестокость детской преступности, государство относится к уголовной ответственности как к средству борьбы с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. (Для сравнения: четырнадцатилетний возраст установлен также в законодательствах, например, Австрии, Германии и Японии, во Франции закон предусматривает ответственность с тринадцати лет, нидерландский и португальский кодексы с 12 лет)[2] .

Возраст несовершеннолетнего, совершившее предусмотренное Уголовным кодексом общественно опасное действие или бездействие, устанавливается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Следствие и суд обязаны установить число, месяц и год рождения несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности. При квалификации преступления возраст определяется на момент совершения общественно опасного деяния, а не на момент наступления последствий (ст. 9 УК). При определении возраста лица следует исходить из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ относительно установления возраста, с которого наступает уголовная ответственность: «Лицо считается достигшим определенного возраста «не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток». «При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица».[3]

mirznanii.com

Глава 1. Общие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1 История развития российского законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних

О несовершеннолетних правонарушителях, как о специальном субъекте ответственности и наказания, впервые в истории российской уголовной системы упоминается в Воинском артикуле 1715 г.

Во второй половине XVIII в. перед уголовно-исполнительной политикой ставятся ранее не свойственные ей цели и задачи — гуманизация обращения с обвиняемыми и осужденными, курс на перевоспитание широких масс преступников и правонарушителей, помощь в их ресоциализации и адаптации. Цель исправления преступников ставится как в законодательстве, так и в организации исполнения наказаний: вводятся работные и смирительные дома, вновь практикуется тюремное заключение.

В соответствии с наставлением губернаторам 1764 г. истребление «разбоев и грабительств» поручалось каждому губернатору по месту совершения преступлений. Наказание лиц, не достигших 10-летнего возраста, передавалось в ведение родителей или помещиков.

26 июня 1765 г. был издан Указ Екатерины II, в соответствии с которым лица, не достигшие десятилетнего возраста, не подлежали уголовной ответственности вообще, а лица в возрасте от 10 до 17 лет подвергались мерам государственного принуждения только за отдельные преступления.

В 1845 г. издается Указ об Уложении о наказаниях уголовных и исправительных деяний в отношении несовершеннолетних правонарушителей, где дается четкое определение категории лиц: «несовершеннолетние преступники — это отроки в возрасте от 10 до 17 лет, совершившие преступление и при этом действовавшие с разумением». В этих случаях предусматривалось наказание в виде помещения в смирительный или работный дом, в некоторых случаях — в монастырь, как правило, сроком до одного года.

В середине XIX в. в России с особой остротой встал вопрос правового регулирования порядка и изменения условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления. Е.А. Брылева и И.Ф. Гилязов, анализируя развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних, отмечают, что «В то время на протяжении довольно длительного исторического периода в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей, и это положение особо обостряло детскую преступность» 1 .

Реформы Александра II были связаны в том числе с совершенствованием системы уголовных наказаний и условиями их исполнения. Так, в его Указе от 17 апреля 1863 г. была отменена практика применения телесных наказаний как мера уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних.

Принятый Закон от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» для отбывания наказания несовершеннолетними в качестве учреждений позволил выделить приюты и колонии, определялся порядок и условия содержания несовершеннолетних осужденных.

Для изучения содержания исполнения наказания в виде лишения свободы, а также форм и методов исправительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в тюрьмах в 1868 г. за свой счет направляется в Швейцарию группа чиновников Министерства внутренних дел, которые на протяжении 6 месяцев знакомились с деятельностью подобных учреждений.

Результатом этого явилось дальнейшее изменение правового положения осужденных, которое заключалось в более детальной законодательной регламентации, систематизации нормативно-правовой базы, регламентирующей уголовно-исполнительную сферу, ограничении физического воздействия на заключенных, введении гуманных методов духовно-нравственного воздействия. Проблемы положения и условий содержания решались: путем регламентации порядка содержания лиц, лишенных свободы, в правовых документах рассматриваемого периода; путем увеличения финансирования уголовно-исполнительных учреждений.

В 1897 г. Николаем II были внесены изменения в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных деяний (редакция 1885 г.). На основании внесенных в уголовное законодательство изменений несовершеннолетние, совершившие преступление по неосторожности, освобождались от уголовной ответственности и передавались на поруки. Несовершеннолетний, совершивший тяжкое преступление, за которое уголовным законодательством предусматривалась смертная казнь, подлежал наказанию в виде бессрочной ссылки на каторжные работы.

В 1909 г. издается Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних, основной целью которого является нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовка их к честной трудовой жизни через организацию их религиозно-нравственного, умственного и физического развития и воспитания на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям.

История развития в Российской империи исправительных заведений для несовершеннолетних свидетельствует о том, что в ходе осуществления реформ уголовного и судебного законодательства определился новый подход к организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. В России наметились и частично сформировались основные ее направления: особые институты уголовной юстиции (прообраз современной модели ювенальной юстиции); раздельное содержание под стражей несовершеннолетних от взрослых лиц с использованием средств воспитательной работы; организация специальных заведений исправительного воспитания; самостоятельный институт социальной помощи (патронат) освобожденным из таких заведений несовершеннолетним 2 .

Влияние в конце XIX — начале XX в. новых капиталистических отношений, роста индустриализации и урбанизации определило расшатывание патриархального уклада общественной жизни Российской империи, державшейся прежде на крепостническом хозяйстве и сильной государственной власти. Стремление обездоленного, нищего сельского населения к городской жизни повышало рост преступности несовершеннолетних.

Изменения в состоянии преступности несовершеннолетних явным образом продемонстрировали воздействие социальных факторов на среду подростков. Среди главных причин, воздействующих позитивно или негативно на состояние преступности несовершеннолетних, следует назвать социально-экономическое состояние семьи, уровень и качество занятости подростка, поскольку эти институты являются главным элементом получения материальных и культурных благ в социально приемлемых рамках 3 .

С первых лет существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства.

В декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних».

Основная идея декрета заключалась в исправлении несовершеннолетних мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что суду и наказанию не подлежат несовершеннолетние до 14 лет. К ним применяются лишь воспитательные меры. Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.

Принятый 4 марта 1920 г. Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния 4 .

УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.

УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; эти понятия в законе отсутствовали.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого вменялись все остальные преступления, был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. — 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в отношении умышленных, так и неосторожных преступлений 5 .

Приказом НКЮ СССР от 19 июня 1943 г. №50 судам давалось право прекращать уголовные дела несовершеннолетних, не достигших 15 лет, привлечённых к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления с передачей детей на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением в трудовую воспитательную колонию. Однако законодательно это право было закреплено лишь в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Одновременно был решён вопрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.

Понижение возраста до 14 лет ограничивалось конкретным перечнем преступлений, данных в ч. 2 ст. 10 Основ (ч. 2. ст. 10 УК РСФСР). В нём были названы такие деяния, общественная опасность которых уже понятна лицам, достигшим 14 лет (убийство, разбой, кража и т.д.).

При разработке УК РФ 1996 г. 6 были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально-позитивной, так и негативной, в частности, в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые пополняют ряды преступников, и т.п.

Современное уголовное законодательство изменило большинство норм, касающихся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Н.И. Крюкова делает вывод, что сравнение норм об уголовной ответственности и назначении наказаний в отношении подростков до и после соответствующих изменений говорит не в пользу реализации задач современного уголовного законодательства 7 .

Анализ основных начал назначения наказания несовершеннолетним преступникам показывает, что более всего мягкость уголовно-правовой репрессии выражена в положениях о назначении наказания в виде лишения свободы. Институт условного осуждения для подростков также ярко демонстрирует неадекватную умеренность уголовной политики, что предопределяет доминирование назначения условного осуждения, которое «несовершеннолетние мгновенно. оценивают как безнаказанность» 8 . В результате имеет место лавинообразный рост численности правонарушений со стороны несовершеннолетних.

studfiles.net

43.Методы и формы работы с несовершеннолетними правонарушителями

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества.

Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды.

В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи: • своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них; • изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий; • разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения; • организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов. Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.

Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

— цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых — формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

— методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие; какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;

— формы воздействия на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;

— средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект применительно к данному ребенку;

— основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.

— содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;

— осознание перспективности в перевоспитании;

— изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой

— индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;

— поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных

интересов и способностей ребенка;

— отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;

— терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса. — активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

При внимательном и глубоком рассмотрении индивидуальной профилактики можно обнаружить три уровня воспитательно-профилактического воздействия наличность несовершеннолетнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудовыми навыками, повышении производственной квалификации, принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, привлечение их к участию в спортивных и других кружках, секциях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Второй уровень — целенаправленная работа по перевоспитанию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе, профессиональных училищах и других учебных заведениях: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллигенции, представителей религиозных конфессий, бывших осужденных, положительно характеризующихся после освобождения.

На этом этапе могут применяться как индивидуальные, так и групповые формы работы. Третий уровень — воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстников, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычного коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, одноразовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно. Таким образом, система воспитательно-профилактических мероприятий значительно дополняется реально происходящим процессом, оказывающим на молодого правонарушителя определенное влияние.

xn--80aaivjfyj3e.com

Смотрите так же:

  • Закон статистического распределения частот Закон статистического распределения частот 1. Статистическое дискретное распределение. Полигон. Пусть из генеральной совокупности извлечена выборка, причем х1 наблюдалось n1 раз, х2 – n2 раз, хk – nk раз и ?ni=n - объем выборки. Наблюдаемые значения х1 называют вариантами, а последовательность вариант, записанных в […]
  • Основания увольнения по инициативе работника тк рф Порядок увольнения работника по трудовому кодексу РФ Случается так, что в организации работает сотрудник, который не только не помогает, но еще и препятствует нормальному функционированию коллектива, но доказать это документально невозможно. Терпеть это не стоит, так как на кону не только продуктивность, но и […]
  • О допросе следователей в суде в качестве свидетелей Особенности допроса следователя (дознавателя) в уголовном процессе России Михайлова Татьяна Вячеславовна, студентка группы 410 ОмЮА, научный руководитель: преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Е.Е. Забуга Возможность допроса следователя (дознавателя) в качестве свидетеля по уголовному делу […]
  • Кфх налог на землю Земельный участок с разрешенным использованием крестьянское (фермерское хозяйство). Кто его купит? Кому он нужен? Частенько риэлторам попадаются земельные участки для продажи с категорией Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием Крестьянское (фермерское) хозяйство. Встает вопрос как его […]
  • Кбк штраф по налогу на имущество 2018 КБК налог на имущество 2018 КБК по главному имущественному налогу организаций в 2018 году мы привели в таблице, включая информацию о пенях и штрафах. Крайний срок уплаты налога за год устанавливается законом вашего субъекта РФ. Рассчитайте зарплату онлайн Срочно! Суды против выплаты отпускных за 3 дня до отпуска […]
  • Пленум верховного суда рф от 10022009 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.03.1970 N 4 (ред. от 26.04.1984) "Об исчислении срока погашения судимости" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР от 18 марта 1970 г. N 4 ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКА ПОГАШЕНИЯ СУДИМОСТИ В судебной практике возникли вопросы об исчислении сроков погашения судимости, установленных ст. 47 […]
  • За неуплату налогов до 1 октября Оплачивайте налоги вовремя! Приближается срок оплаты налогов на земельные участки, имущество, а также на транспорт. Если на ваше имя на территории РК зарегистрированы: жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, то вам необходимо оплатить имущественный налог (КБК – 104102); земельный участок, то он […]
  • Правила пустоши Total Domination: Reborn Цивилизация пала, и теперь война – единственный возможный способ разрешения любых конфликтов. Пришла пора восстать из пепла Пустошей: возьми командование на себя, выбери соратников и начни сражение за власть над миром! Популярная стратегия “Правила войны” полностью преобразилась для iOS. […]