Основания прекращения права собственности граждан

Основание прекращения права собственности. Способы прекращения права собственности

Собственник обладает правом распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом. По своему усмотрению хозяин может осуществлять в отношении него разнообразные действия, которые не противоречат законодательству либо другим нормативным актам и не ущемляют свободы и интересы иных лиц. Данное положение в том числе распространяется и на отчуждение имущества в пользу кого-нибудь, передачу права владения (собственник при этом не теряет своих имущественных прав), сдачу в залог, обременение иными способами, распоряжение прочим образом. Выполнение тех или других действий, вступление в вещные отношения с прочими лицами осуществляется в установленном порядке. В частности, законом предусмотрены определенные условия, при которых имеет место прекращение права собственности. Основания, способы отчуждения имущества различны. Рассмотрим их далее в статье.

Прекращение права собственности: понятие, основания

Среди причин, по которым лицо лишается возможности пользования, распоряжения и владения имуществом, следует отметить такие, как:

  • Отчуждение в пользу иных лиц – это основание приобретения-прекращения права собственности.
  • Уничтожение или гибель имущества.
  • Отказ от права собственности.
  • Утрата возможности распоряжения, пользования и владения в прочих случаях, определяемых законодательством.

Система оснований прекращения права собственности предусматривает только добровольную потерю лицом своих имущественных возможностей. Однако в законе предусмотрены исключительные случаи. В частности, в качестве основания принудительного прекращения права собственности может выступать одно из следующих событий:

  • Обращение взыскания на принадлежащее лицу имущество по обязательствам.
  • Выкуп бесхозяйственно содержащихся домашних животных, культурных ценностей.
  • Отчуждение недвижимости вследствие изъятия участка.
  • Конфискация.
  • Отчуждение имущества, принадлежность которого данному лицу в силу закона невозможна.
  • Реквизиция.
  • Отчуждение имущества по случаям, предусмотренным в ст. 252, п. 4, 272, п. 2, а также ст. 282, 293, 285 ГК.

В качестве основания прекращения права государственной собственности (или муниципальной) выступает решение собственника и порядок, предусмотренный законодательством о приватизации. В этом случае имущество отчуждается в пользу юридических или гражданских лиц. При этом приобретающий права собственности обязан возместить стоимость объекта и прочие убытки согласно порядку, предусмотренному ст. 306 ГК.

Классификация

В юридической литературе приводятся следующие категории:

  • Добровольные основания прекращения права собственности.
  • Утрата возможности пользования, распоряжения и владения имуществом вследствие объективных причин.
  • Основания принудительного прекращения права собственности.

К первой категории относят сделки купли-продажи, дарения, мены и прочего. Собственноручное уничтожение своего имущества также выступает в качестве основания прекращения права частной собственности. К этим случаям в том числе относят и процесс потребления либо переработки вещи. В указанных ситуациях право собственности на одно имущество заменяется им же, но относительно другой материальной ценности. Лицо может по собственной воле отказаться от возможности распоряжаться, пользоваться и владеть вещью. Утрата как основание прекращения права собственности не зависит от воли хозяина вещи. Такое может произойти при гибели имущества. Если же при этом сохранена какая-то его часть либо отходы, то право собственности на них принадлежат хозяину. Утрата имеет место при потере вещи и после принятия ее во владение, распоряжение и пользование другим лицом. Это положение предписано в ст. 227, 228 ГК. В таких случаях действуют основания приобретательной давности и прочие ситуации, установленные нормативными актами.

Изъятие имущества

ГК содержит достаточно исчерпывающий список случаев, при которых допускается принудительное лишение собственника прав на вещь. Все эти варианты, однако, не должны противоречить ст. 35, ч. 3 Конституции. В ней сказано, что никого нельзя лишить имущества, кроме как по судебному постановлению. При лишении хозяина имущества основанием прекращения права собственности является ненадлежащее поведение владельца. Кроме того, законом установлено, что изъять вещь у хозяина допускается вне зависимости от его действий, если это обусловлено интересами страны или общества.

Национализация

Она представляет собой обращение имущества, которое есть у организаций и граждан, в собственность государства. ГК не описывает причин национализации. Однако они определены государственным интересом и не зависят от волеизъявления собственников. Национализация допускается при соблюдении определенных условий. В частности, это основание прекращения права собственности предполагает возмещение убытков и стоимости имущества в порядке, регламентируемом ст. 306 ГК. Тем не менее ссылка на данный нормативный акт не в полной мере соответствует предписаниям ст. 35 Основного Закона. В ней, в частности, указано, что принудительное лишение имущества граждан и организаций может производиться исключительно при условии равноценного и предварительного его возмещения. Как известно, предписания Конституции обладают несомненным приоритетом в сравнении с прочими нормами. Это значит, что при принятии Федерального Закона об изъятии материальных ценностей у организаций и граждан (национализации) в его положениях должен быть определен порядок равноценного, предварительного возмещения имущества. Нормами также предусмотрена компенсация стоимости доли. После возмещения собственник теряет права на нее. По судебному решению хозяин утрачивает возможность пользования, распоряжения и владения бесхозяйственно содержащейся вещью. Иск об этом подает орган территориального самоуправления.

Организация либо гражданское лицо могут добровольно устраниться от пользования, распоряжения и владения имуществом. Тем не менее данное действие не предусматривает прекращения обязанностей и прав собственника относительно вещи до приобретения другим лицом права собственности на нее. Отказ может исходить исключительно от гражданина или организации. Это означает, что государственные и иные органы власти (муниципальные, региональные и прочие) не могут устраниться от права собственности на имущество, принадлежащее им. При этом законом предусмотрена утрата возможности последних по прочим причинам. Добровольные основания прекращения права собственности реализуются двумя путями. Хозяин может заявить об этом прямо либо произвести действия, которые со всей определенностью свидетельствуют о его намерениях. Последний вариант приближен, по сути, к такому явлению, как «брошенная вещь». Как выше было сказано, отказ не предполагает устранения хозяина от обязательств по содержанию имущества. Кроме этого, он отвечает за ущерб, который причинен вещи иными лицами, обязан уплачивать налог.

Выкуп материальных ценностей

Это основание прекращения права собственности имеет место в случае, когда хозяин имеет в наличии вещи, считающиеся особо ценными или находящиеся под охраной власти, но содержит их бесхозяйственно. Это, в свою очередь, может повлечь утрату ими особенного значения. Такое имущество по судебному решению может быть выкуплено или продано на публичном аукционе. Собственнику при этом возмещается стоимость ценностей. В случае выкупа размер компенсации определяется сторонами, при спорной ситуации – судом. В законе не предусмотрена необходимость предварительного уведомления собственника о предстоящем выкупе. Закон от 1978 года определил перечень духовных и материальных объектов, представляющих особую ценность и имеющих значение для обеспечения сохранности и развития культуры и истории. Однако список пополняется постоянно. В связи с этим в Законе от 9 октября 1992 года определяется, что перечень (состав культурного достояния страны) устанавливается Правительством по представлению субъектов РФ и согласовывается с ВС в соответствии с заключениями экспертных (независимых) комиссий.

Выкуп животных

Это основание прекращения права собственности имеет место при ненадлежащем обращении хозяина с питомцами. Если отношение к животным признано явно противоречащим принципам гуманности, то они могут быть изъяты у владельца. Выкуп осуществляет лицо, предоставившее в суд соответствующее требование. Стоимость выкупа в спорной ситуации устанавливается судьей. Данное положение предполагает обеспечение защиты животных от негуманного обращения с ними.

Реквизиция

При стихийных бедствиях, авариях, эпизоотиях, эпидемиях и при прочих обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер, имущество может изыматься у организаций и граждан в интересах общества в соответствии с решением госорганов. При этом должен быть соблюден порядок отчуждения, согласно которому владельцу возмещается стоимость вещи (объекта). Хозяин может оспорить в суде размер компенсации (возмещения) за реквизированное имущество. При прекращении обстоятельств, вызвавших отчуждение, владелец в судебном порядке имеет право требовать возврат права собственности. Данный случай отличается от прочих тем, что здесь в виду имеются чрезвычайные ситуации, при которых необходимо срочное изъятие вещи у лица. Целью реквизиции выступает не пресечение действий собственника, а обеспечение безопасности, спасение имущества, уничтожение источника заражения и прочее. В связи с этим изъятие осуществляется в административном порядке по соответствующему решению без равноценного предварительного возмещения стоимости. Это, в свою очередь, противоречит ст. 35 Конституции. Реквизированная вещь переходит в государственную собственность, передается во владение специальным органам. Условия и порядок, по которым осуществляется изъятие, должны быть регламентированы специальным нормативным актом. Оценка реквизированного имущества может оспариваться собственником в суде. Согласно принятому новому положению, владелец имеет возможность потребовать возврата изъятой вещи после того, как действия обстоятельств, спровоцировавших данный факт, завершились. Нормативным актом не определяются имущественные отношения сторон в процессе возврата.

Конфискация

Закон предусматривает случаи, при которых имущество может изыматься у владельца безвозмездно. В качестве основания данного действия, влекущего прекращение прав собственности, выступает судебное решение, налагающее санкции за совершение неправомерного поступка либо другого преступления. В предусмотренных законодательством случаях конфискация может выполняться в административном порядке. Решение на осуществление изъятия, таким образом, собственник может обжаловать в судебном органе. Конфискация назначается в качестве уголовного наказания при вынесении приговора за преступления, характеризующиеся особой тяжестью и совершенные в корыстных целях. Изъятие собственности таким образом выполняется только в случаях, которые предусмотрены в особенной части УПК. Конфискации не подлежит имущество, которое необходимо осужденному либо лицам, находящимся у него на иждивении, в соответствии с перечнем, установленным уголовно-исполнительным законом.

Земельные участки

В системе имущественных отношений существует такое понятие, как «определение порядка пользования». В данном случае в виду имеется выделение с последующей передачей в исключительное использование и владение части общего имущества. Этот же порядок установлен для земельного участка. Выделяемая и передаваемая часть имеет конкретный размер и границы. При этом отдельные фрагменты земли могут или не могут быть сохранены в общем пользовании для прохода или проезда к основному сооружению либо подсобным постройкам и помещениям. Раздел любого имущества, в отличие от определения порядка пользования, при рассмотрении его в соответствии с нормами гражданского законодательства выступает в качестве одного из способов прекращения права собственности. В этом случае на базе объекта образуется несколько самостоятельных новых.

Данное положение в полной мере можно отнести к земельным участкам, которые представляют собой недвижимое имущество. В соответствии с этим, надел можно разделить, если он принадлежит лицам по праву общей собственности. При осуществлении данных действий необходимо учитывать особенности порядка, установленные в Земельном кодексе. Одной из них является то, что надел допускается разделить при условии его делимости.

businessman.ru

31. Основания прекращения права собственности в рф.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Основания прекращения права собственности — это юридические факты, с которыми закон связывает утрату конкретным субъектом права собственности на имущество.

Особенное основание, которое не может повлечь возникновение права собственности у другого лица, — гибель или уничтожение имущества. Гибель имущества может произойти как по воле собственника, так и помимо его воли в результате случая или по вине конкретных лиц.

Основания прекращения права собственности по воле собственника:

1) отчуждение имущества другим лицам, непременно влекущее переход к этим лицам права собственности (порядок отчуждения регулируется нормами о сделках и договорах).

2) Гражданин или юридическое лицо может вообще отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (путем публичного объявления об этом либо совершения реальных действий, свидетельствующих о его намерениях). Такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности на данное имущество другим лицом.

С учетом этого правила решаются в ГК РФ вопросы приватизации и национализации.

Приватизация — это отчуждение по решению собственника имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом.

Национализация — это обращение на основании закона в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (споры об убытках решаются судом).

Случаи принудительного изъятия имущества:

1) Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника. Изъятие производится по решению суда (если иной порядок не предусмотрен законом или договором).

2) Отчуждение собственником имущества, которое не может ему принадлежать. Такое отчуждение должно произойти в течение года. Иначе, по решению суда производится принудительная продажа имущества с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества (за вычетом затрат на продажу).

3) Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка. Если у собственника на законных основаниях производится изъятие земельного участка или горного отвода, то расположенное на участке или горном отводе недвижимое имущество при отсутствии оснований для его сохранения у собственника по решению суда может быть изъято путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов.

4) Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Если собственник так содержит культурные ценности, относимые к особо ценным и охраняемым государством, что это грозит утратой их ценности, то по решению суда они могут быть изъяты путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов. При этом собственнику возмещается их стоимость в установленном законом порядке.

5) Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними. Может по решению суда произойти в случаях, когда собственник обращается с животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

6) Реквизиция — это изъятие имущества у собственника по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, — в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества (оценка этой стоимости может быть оспорена в суде). При прекращении обстоятельств, вызвавших реквизицию, собственник вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

7) Конфискация — это безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Если решение о конфискации принято и произведено в административном порядке, оно может быть оспорено в суде.

studfiles.net

§ 3. Прекращение права собственности

1. Основания и способы прекращения права собственности

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти последние подлежат особо тщательной регламентации с тем, чтобы сохранить и поддержать «прочность» права собственности в соответствии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом неприкосновенности собственности.

Поэтому гражданско-правовая регламентация оснований прекращения права собственности в основном направлена на обеспечение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических лиц. Ведь многие основания прекращения права собственности, по сути, устанавливают возможности перехода имущества лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот. Прежде всего это относится к возможностям принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника). Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеют основания прекращения права собственности по воле самого собственника (в добровольном порядке) либо в связи с гибелью или уничтожением вещи, а также прекращение этого права при обращении кредиторами взыскания на имущество собственника по его обязательствам.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Прежде всего это случаи прекращения данного права по воле собственника. Такие случаи охватывают две группы ситуаций: отчуждение собственником своего имущества другим лицам и добровольный отказ собственника от своего права. В первой ситуации речь идет о различных сделках по отчуждению своего имущества, совершаемых его собственником (купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т.д.). Порядок прекращения права собственности отчуждателя (и возникновения права собственности у приобретателя) регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Отказ от права собственности (ст. 236 ГК; ст. 53 Земельного кодекса) формально представляет собой новое для нашего законодательства основание прекращения этого права, хотя, по существу, оно и ранее могло использоваться в имущественных отношениях. В соответствии с этим правилом допускается добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права (а по сути — его отказ от конкретной вещи или вещей) путем либо публичного объявления об этом, либо совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих об этом его намерении (например, выбрасывание ставших ненужными вещей).

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает не только возможность «возврата» данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возможность возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, например, старый телевизионный кинескоп).

Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК). Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т.е. мыслима лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Приватизация проводится по решению самого публичного собственника и предполагает получение им определенной платы за приватизированное имущество. Ее объектами является имущество, в основном недвижимое, прямо указанное в этом качестве в законе. Наконец, она может производиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским законодательством.

Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом исчезает сам объект данного права. Иное дело — причины, по которым это произошло. В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике (ст. 211 ГК). Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда.

2. Случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях

Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК. Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей).

1) при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте);

2) при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т.п.) в связи с изъятием земельного участка;

3) при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

4) при выкупе домашних животных в случаях ненадлежащего обращения с ними;

5) при реквизиции имущества;

6) при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

7) при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

8) при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

9) при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;

10) при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

11) при национализации имущества собственников в силу принятия специального закона.

Следует подчеркнуть, что лишь в одном из перечисленных случаев речь может идти об изъятии имущества из собственности государства или иного публично-правового образования (выплата компенсации участнику долевой собственности). Все остальные ситуации касаются возможности принудительного прекращения частной собственности граждан или юридических лиц. Поэтому речь здесь практически всегда идет о возможностях изъятия имущества у частных собственников.

Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК), имеет в виду прежде всего защиту публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, т.е. могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в частности подлежат приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов. Если такого рода имущество (например, оружие, сильнодействующие яды и наркотики, валютные ценности и т.д.) оказалось у владельца незаконно, то, разумеется, никаких вещно-правовых последствий, тем более права собственности, это обстоятельство не порождает. Но если данные вещи оказались у частного собственника на законном основании (например, оружие или валютные ценности перешли от одного гражданина к другому в порядке наследования по закону либо от одного юридического лица к другому при реорганизации), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принудительному отчуждению.

Особым случаем применения данного принципа является правило ст. 5 Закона об обороте земель сельхозназначения, предусматривающее принудительное отчуждение у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, если такие участки оказались в собственности иностранных лиц либо их размер и (или) местоположение не соответствуют требованиям закона (ст. 3 и ст. 4 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом (разумеется, только управомоченному на приобретение в собственность лицу) в течение года, если специальным законом не предусмотрен иной, как правило, более короткий срок. Если этого не произошло, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи. Очевидна, например, нецелесообразность принудительной продажи с публичных торгов оружия или сильнодействующих ядов при отсутствии у их владельца специального разрешения на их хранение или использование. Такие объекты в данной ситуации просто перейдут в публичную собственность. Однако в обоих случаях бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (либо в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи, либо в виде определенной судом компенсации).

Особый случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК и ст. 55 ЗК. Речь здесь идет о ситуациях, когда земельный участок (либо участок недр, акватории и тому подобных природных объектов) изымается у частного собственника в публично-правовых интересах, например для прокладки магистрали, строительства каких-либо объектов и т.п. Если на таком участке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, собственник этих объектов (который вовсе не обязательно совпадает в одном лице с собственником земельного участка) вправе получить за них соответствующую компенсацию.

Для такого частного собственника закон предусматривает следующие гарантии:

— во-первых, выкуп у него такого недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов без согласия собственника возможны только по решению суда, но не в административном порядке (ср. п. 2 ст. 55 ЗК);

— во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекращения прав собственника находящейся на участке недвижимости.

Принудительный выкуп у частного собственника бесхозяйственно содержимых культурных ценностей допускается при наличии следующих условий (ст. 240 ГК). Прежде всего дело должно касаться не любых, а только особо охраняемых государством культурных ценностей. Далее, в судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника. Это касается только частных собственников, ибо бесхозяйственное содержание особо охраняемых государством культурных ценностей не может стать основанием для их изъятия у публичного собственника и передачи собственнику частному (например, какой-либо общественной организации), поскольку речь тогда шла бы об их приватизации, не предусмотренной законом. Наконец, и при наличии указанных выше обстоятельств, подтвержденных в судебном порядке, собственник изымаемых культурных ценностей все равно получает за них компенсацию — либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающим их органом государства или решением суда.

Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т.п.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных, но не муниципальных органов и не требует обязательного судебного решения.

Порядок и условия изъятия имущества путем реквизиции должны определяться специальным законом. В качестве дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества п. 2 и п. 3 ст. 242 ГК предусматривают, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество; во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции (ср. п. п. 3 — 6 ст. 51 ЗК).

Действующий закон не исключает возможности национализации. Под национализацией он понимает обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК). Она может осуществляться лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных ею убытков. Национализация отличается от реквизиции тем, что осуществляется не только в чрезвычайных обстоятельствах и касается прежде всего определенных сфер экономики, а не всех вообще собственников конкретного имущества (например, автомобилей и радиоприемников, как это имело место во время Великой Отечественной войны).

3. Случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника

Лишь в двух случаях закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли:

— во-первых, это обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (поскольку ст. ст. 24, 56 и 126 ГК допускают обращение взыскания кредиторов на имущество собственников-должников);

— во-вторых, конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК.

Обращение взыскания на имущество собственника по его долгам по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Но законом могут быть предусмотрены случаи такого рода взысканий и во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество по требованиям налоговых органов. Не исключено их возникновение и по договору, например при обращении залогодержателем взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке — по нотариально удостоверенному соглашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК). Право собственности на такое имущество прекращается у прежнего владельца с момента возникновения права собственности на него у приобретателя. До этого момента собственник несет и риск, и бремя собственности.

Определенное имущество публичных собственников как участников гражданского оборота тоже может стать объектом взыскания со стороны их кредиторов, в том числе в порядке исполнения судебного решения. Внесудебный порядок погашения долгов публичными собственниками может быть связан и с принятием их органами властных (нормативных) актов, как это, например, имело место при погашении обязательств по различным государственным займам.

Другим основанием принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является его конфискация.

Такая санкция может быть применена к частному собственнику за совершение уголовного преступления (в соответствии с правилами конкретных норм Уголовного кодекса) либо иного правонарушения (обычно — административного). Едва ли не единственный случай применения конфискационной санкции за гражданское правонарушение предусматривает правило ст. 169 ГК, устанавливающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке. Административный порядок конфискации может предусматриваться законом (например, при изъятии предметов контрабанды таможенными органами, незаконных орудий охоты и лова — органами охраны природы и т.д.). Однако в этом случае изъятие может быть обжаловано в суд, даже если оно произведено на основании норм административного, а не гражданского законодательства, поскольку этим затрагивается право собственности, содержание и многие гарантии которого устанавливает именно гражданский закон.

sergvelkovelli.com

Основания прекращения права собственности

Право собственности чаще прекращается по воле самого собственника при отчуждении им своего имущества на основании договора другим лицам. Наряду с этим право собственности может прекратиться и без передачи имущества другому лицу. Например, при потреблении, гибели или уничтожении вещи, а также в случае отказа собственника от нее. Эти случаи предполагают наличие воли собственника или форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от воли собственника.

Вместе с тем в Гражданском кодексе РФ предусмотрены случаи, допускающие принудительное изъятие у собственника имущества. Такие случаи носят ограниченный характер и не подлежат расширительному толкованию. В соответствии со ст. 235 ГК к ним относятся:

  1. обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК);
  2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК);
  3. отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК);
  4. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. 240, 241 ГК);
  5. реквизиция (ст. 242 ГК);
  6. конфискация (ст. 243 ГК);
  7. отчуждение имущества в случаях, предусмотренных (п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК);
  8. приватизация (ст. 217, ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК );
  9. национализация (ч. 3 п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК).

Обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК). Право собственности на имущество может прекратиться при обращении взыскания на имущество собственника по его обязательствам (подп. 1 п. 2 ст. 235, ст. 237 ГК). Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Например, для взыскания денежных средств по обязательным платежам в государственный бюджет предусмотрена возможность безакцептного списания долга плательщика с его счета в банке. Обращение взысканий по обязательствам собственника на его имущество установлено законом при зачете встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК). Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК). В соответствии со ст. 238 ГК возможно принудительное изъятия имущества у собственника, если это имущество не может в силу закона ему принадлежать, но поступило к нему по основаниям, допускаемым законом. Например, наследник получил по наследству огнестрельное оружие, на приобретение и владение которым требуется специальное разрешение. Если в выдаче разрешения ему будет отказано, имущество подлежит отчуждению собственником в течение одного года с момента возникновения на него права собственности. При неисполнении этой обязанности собственником на основании решения суда оно подлежит принудительной продаже либо национализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, связанных с отчуждением. По сравнению с ранее действовавшим гражданским законодательством советского периода в настоящее время существенно сократился круг объектов, изъятых или частично изъятых из гражданского оборота, что приводит к существенному уменьшению случаев применения ст. 238 ГК.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия лицензии пять лет.

Лицензия на приобретение оружия не выдается следующим гражданам Российской Федерации:

  • не достигшим возраста, установленного Федеральным законом «Об оружии»;
  • не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
  • отбывающим наказание за совершенное преступление;
  • совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления;
  • не имеющим постоянного места жительства;
  • не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы, указанные в Федеральном законе «Об оружии».

Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством РФ.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК). На практике довольно часто встречаются случаи принудительного изъятия объектов недвижимости в связи с изъятием у собственника земельного участка, на котором эти объекты находятся. Основаниями для прекращения права собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, являются изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а также ненадлежащее использование земли. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ч. 3 ст. 35 Конституции РФ допускает возможность принудительного отчуждения имущества только для государственных нужд, оставляя за рамками дозволения муниципальные нужды.

С этой целью государственный орган или орган местного самоуправления должны в судебном порядке доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. Изъятие имущества носит возмездный характер и возможно путем его выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Право собственности на объекты недвижимого имущества может быть прекращено помимо воли собственника и в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится отчуждаемое имущество.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

  1. выполнением международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  3. иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (п. 3 ст. 79 ЗК РФ).

Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки (п. 3 ст. 83 ЗК РФ).

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. 240, 241 ГК). В отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность их выкупа у собственника. Эти нормы обусловлены стремлением законодателя сохранить не любые, а особо ценные и охраняемые государством культурные ценности, в тех случаях, когда собственник бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения. Изъятие у собственника культурных ценностей возможно только по решению суда и на возмездной основе путем выкупа государством или продажи их с публичных торгов.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3).

Перечень культурных ценностей постоянно дополняется новыми объектами. В связи с этим в Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов Федерации и согласовывается с высшим представительным органом Российской Федерации на основе заключений независимых экспертных комиссий. Федеральный закон об объектах культурного наследия предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия. Продажа производится по цене, согласованной сторонами, или с публичных торгов.

В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 54 Федерального закона об объектах культурного наследия).

Возможность принудительного выкупа домашних животных является новацией ныне действующего ГК. Новые правила позволяют лицу, предъявившему соответствующее требование в суд, изъять у собственника домашнее животное путем его выкупа. Для этого ему необходимо доказать, что собственник домашнего животного обращается с ним в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

Понятие домашних животных не получило закрепления в ст. 241 ГК. В связи с этим надо полагать, что к ним не относятся животные, обитающие в условиях естественной свободы. Вместе с тем положения указанной статьи вполне могут применяться к животным, которые содержатся не только в домашних условиях, но и в искусственно созданной среде обитания. Например, в зверинцах, в цирке, научных и учебных учреждениях, у дрессировщиков.

Реквизиция (ст. 242 ГК). Цель реквизиции заключается не в том, чтобы пресечь противоправное поведение собственника, а чтобы обеспечить безопасность граждан, спасти имущество, не допустить дальнейшего распространения эпидемии и эпизоотии путем локализации очагов или уничтожения зараженных животных.

Реквизиция представляет собой основанный на решении государственных органов принудительный выкуп имущества в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах

Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, она требует немедленных действий государственных органов, основанных на законе. Реквизированное имущество переходит в собственность государства и передается определенным органам. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом.

Реквизиция носит возмездный характер. Собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества. В случае несогласия с предложенной ценой компенсации собственник может оспорить ее в суде.

При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, собственник вправе требовать исключительно по суду возврата сохранившегося имущества. Это положение также является новацией по сравнению с ранее действовавшим ГК РСФСР. В законе, однако, ничего не говорится о возможности взаимных расчетов при возврате собственнику реквизированного имущества. Следует полагать, что собственник имущества должен возвратить часть выкупа, если он не перекрывает размера понижения ценности имущества и упущенной выгоды, не полученной в период его эксплуатации в интересах общества.

Оплата реквизируемого имущества производится правительственным органом, вынесшим постановление о реквизиции, в месячный срок со дня вручения заинтересованному лицу копии реквизиционного акта (п. 9 декрета СНК РСФСР от 16 апреля 1920 г. «О реквизициях и конфискациях»). При каждой реквизиции в день отобрания имущества составляется представителем административного отдела или другого органа государства, производящего реквизицию, особый акт, содержащий:

а) указание законных оснований, по которым реквизиция производится;
б) должность, имя и фамилию лица, производящего реквизицию;
в) наименование владельца и место нахождения реквизируемого имущества;
г) подробную и точную опись имущества, с указанием веса, меры, качества реквизируемого имущества и рода упаковки;
д) кому имущество оставлено на хранение;
е) место и время уплаты.

Акт скрепляется подписями должностного лица, владельца или хранителя имущества и двух свидетелей. Копия акта выдается владельцу реквизированного имущества не позже трех дней со дня его составления (п. 8 Сводного закона о реквизиции и конфискации имущества) (постановление ВЦИК и СНК РСФСР Совета народных комиссаров от 28 марта 1927 г. «Об утверждении Сводного закона о реквизиции и конфискации имущества»).

Конфискация (ст. 243 ГК). Конфискация представляет собой предусмотренное законом принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или в административном порядке в виде санкции за совершение правонарушения

Решение о конфискации имущества, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конфискация имущества как вид наказания исключена из Уголовного кодекса.

В соответствии с п. 18 Сводного закона о реквизиции и конфискации имущества от 28 марта 1927 г. при конфискации всего или части имущества определенных лиц государство не отвечает по долгам и обязательствам бывших собственников, если таковые возникли после принятия соответствующими органами мер сохранения имущества и без их согласия. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива. Причем в первую очередь удовлетворяются претензии получателей заработной платы и алиментов, а равно органов социального страхования.

Во вторую — по недоимкам по государственным и местным налогам и сборам, а равно и неналоговым доходам, на каковые распространен порядок взыскания, установленный для взысканий налогов. В третью — других государственных и приравненных к ним органов и в четвертую — все остальные.

Отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК. В соответствии с п. 4 ст. 252 ГК несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. При этом следует иметь в виду, что выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается, по общему правилу, только с его согласия. В случаях когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию.

Право собственности на объекты недвижимости может прекратиться в связи с прекращением права пользования земельным участком собственником расположенной на ней недвижимости. Согласно п. 2 ст. 272 ГК собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние. В случаях когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:

  • признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости;
  • установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

Право собственности на земельный участок может быть прекращено путем выкупа этого земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда (ст. 282 ГК). Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, могут предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение двух лет с момента направления собственнику участка письменного уведомления соответствующего органа, принявшего решение об изъятии.

Согласно ст. 285 ГК земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 8) закрепляется обязанность осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

Гражданин-собственник при осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями обязан соблюдать его целевое назначение (п. 1 ст. 288 ГК). Систематическое нарушение этого требования может служить основанием для прекращения по решению суда права собственности гражданина на занимаемое им жилое помещение (ст. 293 ГК). Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (ч. 2 ст. 293 ГК).

Приватизация (ст. 217, ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК). В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» по сравнению с ранее действовавшим понятие приватизации претерпело существенные изменения. Эти изменения в основном сводятся к тому, что законодатель ушел от громоздкого перечня объектов, подлежащих приватизации, а также закрепил возмездность уже в качестве существенного условия приватизации в силу закона. В современной догме права получило закрепление следующее поределение понятие приватизации.

В соответствии со ст. 1 Закона о приватизации 2001 г. под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как следует из определения, законодатель формулирует приватизационную сделку как исключительно возмездную. Вместе с тем в п. 2 ст. 3 названного Закона предусмотрена возможность безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в собственность религиозных организаций. В связи с этим условие о возмездности сделки, содержащееся в понятии приватизации по действующему законодательству, должно носить диспозитивный, а не императивный характер.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Национализация (ч. 3 п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК). По своей юридической природе национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов.

Национализация — основанное на законе обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц с возмещением собственнику стоимости имущества и других убытков В настоящее время национализация проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации. В период становления советской власти в нашей стране в отношении частных собственников применялась в основном форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается российским законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306 ГК РФ). Такой подход в большей степени соответствует идее формирования правового государства.

www.konspekt.biz

Смотрите так же:

  • Переселение собственников метр в метр Условия переселения собственников и нанимателей из аварийного жилья Переселение из аварийного жилья осуществляется в рамках федеральных и региональных программ, однако актуальность этой проблемы сохраняется, несмотря на все усилия властей. Чтобы получить право на отселение, жильцы должны добиться присвоения дому […]
  • В какую трудовую инспекцию обращаться с жалобой на работодателя Куда обратиться с жалобой на работодателя Нередко работники сталкиваются с нарушениями со стороны работодателей, касаемо зарплат, условий труда или иных факторов работы. Работники имеют возможность обратиться с жалобой в инстанции, защищающие их права. Важно определиться с тем, куда можно обратиться с жалобой на […]
  • Правило погашения потребительского кредита Можно ли погасить потребительский кредит материнским капиталом Строгий контроль за использованием бюджетных средств сильно ограничивает возможности расходования материнского капитала. Законодатели постоянно вносят законопроекты, которые позволили бы направить средства на затраты, актуальные для многодетных семей. […]
  • Где взять реквизиты на госпошлину на загранпаспорт Размер госпошлины на загранпаспорт старого образца на ребенка до 14 лет и где её заплатить Обращение в государственные органы за получением любой услуги всегда сопровождается оплатой государственной пошлины. Чтобы оформить заграничный паспорт, также необходимо оплатить федеральный сбор. Сколько составляет размер […]
  • Проходит день и нет ему возврата Как сделать и когда необходим возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету Покупатель имеет возможность обменять или отказаться от приобретенного товара, если он недоволен покупкой. При этом возникает необходимость вернуть ему полученные за проданную продукцию деньги. Покупатель вправе выставить […]
  • Пособия в перми в 2018 году Детские пособия в Перми и Пермском крае в 2018 году Пермский край располагается в зоне северных территорий Российской Федерации. В связи с этим выплаты за ребенка в Пермском крае подлежат увеличению на соответствующий районный коэффициент (1,15 и 1,2). Региональные власти из собственного бюджета поддерживают […]
  • Заявление на реструктуризацию долга в жкх Как сделать реструктуризацию долга по ЖКХ? Образец написания заявления Жилищный кодекс (ст. 153) обязывает собственников квартир оплачивать коммунальные услуги во время и в полном размере. Задолженность по жилищно-коммунальному хозяйству грозит владельцу квартиры отключением коммунальных услуг (воды и света), судом […]
  • Деньги в долг под расписку спб Одолжить деньги под расписку в СПб у частника. В любом регионе Российской Федерации всегда найдутся частные кредиторы предоставляющие свои услуги для других граждан. Есть люди готовые выдавать деньги в долг и в СПб. Эта услуга полезна, когда получить средства в банке под проценты не так просто или вообще не […]