Ответственность за неуплату пени по налогам

Ответственность за неуплату налогов. Неуплата налогов: наказание в виде штрафов и пени

Обязанность платежей по установленным налогам и сборам в России законодательно закреплена как для юридических, так и физических лиц. Ответственность предусмотрена в отношении всех без исключения случаев, будь то неуплата налога за квартиру гражданином в срок или целенаправленное занижение рассчитываемой суммы к оплате при исчислении налога организации на прибыль. Налогоплательщик, умышленно или случайно проигнорировавший или просрочивший исполнение своих обязательств, считается правонарушителем и должен понести наказание за содеянное.

Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к двум первостепенным законодательным актам — Налоговому и Уголовному кеодексам РФ. Они дают пояснения, касающиеся применяемых в отношении правонарушителей экономических санкций. Так, за уклонение или несвоевременное погашение налоговых платежей предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Налоговая. Несёт исключительно финансовый характер, что регламентировано действующим законодательством. Основная задача таких санкций — покрыть ущерб бюджету, нанесённый недобросовестным налогоплательщиком. В НК РФ применение данного вида ответственности отражает 122-я статья. Неуплата налогов наказывается при помощи начисления пени или штрафов.
  • Уголовная. Призвана компенсировать вред правонарушителя перед обществом. В зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие её формы: административная (крупные денежные штрафы) или собственно уголовная (ограничение свободы виновных лиц). Использование таковой регулируется статьями 198 и 199 Уголовного кодекса.

Понятие налоговой недоимки

Термин «недоимка» является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.

Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?

  • Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
  • Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.

Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.

Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.

Налоговые пени и методика их начисления

Пени за неуплату налогов представляют собой исчисляемые особым образом суммы денежных средств, на величину которых недобросовестный налогоплательщик должен пополнить государственный бюджет, если допустил просрочку налоговых платежей.

Они служат дополнением к первоначальной стоимости недоимки. Их начисление может происходить на величину не только первоначально исчисленного налога, но и штрафа, если тот не был погашен в срок. Обязанность уплаты пеней не снимается даже в случае наложения карательных или обеспечивающих исполнение обязательств по уплате санкций.

Для расчёта суммы пени за неуплату налогов важны две даты: непосредственной оплаты задолженности и законодательно установленной, до которой её погашение должно произойти. Начисление, как правило, осуществляется за каждый просроченный день в виде определённого процента от размера изначально необходимого платежа.

Сегодня для расчёта используется величина равная 1/300 от актуальной в течение этого периода ставки рефинансирования ЦБ РФ. При изменении величины ставки рефинансирования в анализируемом периоде расчёт производят по всем её значениям с учётом срока действия каждого. Если, например, имеет место неуплата транспортного налога в течение некоторого времени, формула исчисления пени выглядит таким образом:

Пеня = (Первоначальная сумма транспортного налога ? Длина просрочки в днях ? Актуальная ставка рефинансирования ЦБ) ? 300.

Санкции при неуплате налогов

Штраф за неуплату налогов — это ещё одна форма материального наказания должников налоговыми органами. Его роль заключается в предотвращении повторного совершения правонарушения. Размеры и правила начисления регламентируются ст. 122 Налогового кодекса. В соответствии с текстом данной статьи причиной применения штрафных санкций служит частичная или полная неуплата налога, которая может быть вызвана:

  • Неправильным его исчислением (например, занижение налоговой базы).
  • Прочими незаконными действиями или бездействиями.

В любом случае нарушителю полагается выплатить штраф за неуплату налогов в размере 20% от стоимости недоимки. Причём его погашение не освобождает от возмещения начисленной ранее суммы налога. Если действия должника признаны умышленными, размер санкций увеличивается до 40%.

Необходимо пояснить, что здесь речь идёт о ситуациях с неправильно заполненной и поданной в налоговые органы декларацией. В остальных случаях штраф за неуплату или просрочку платежа не применяется, должнику следует возместить сумму недоимки и начисленные пени.

Механизм введения уголовной ответственности

Уголовная ответственность за неуплату налогов может наступить в том случае, когда была выявлена недоимка крупного (либо особо крупного) размера, а действия должника имеют признаки преступления, которыми являются следующие:

  • Непредставление физическими или юридическими лицами обязательных согласно налоговому законодательству документов, в том числе деклараций, что и повлекло за собой неуплату.
  • Уклонение налогового агента в личных интересах от исполнения обязанностей, связанных с расчётом и удержанием налогов с налогоплательщиков и их перечислением в бюджет.
  • Утаивание организацией или индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) денежных средств или имущества, которые могут быть источником взыскания налогов.

Для получения полной суммы задолженности налогоплательщика складывают все суммы неуплаченных им налогов с действующим сроком исковой давности. Установленные законом объёмы крупной и особо крупной недоимки, в результате которой может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов, различны для граждан и организаций:

  • Для физических лиц крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов и сборов, превышающая величину в 1 млн. 800 тыс. рублей, либо в размере свыше 600 тыс. рублей. При этом неуплаченные в общей массе начисленных налогов должны составлять более 10%. Особо крупной считается недоимка в размере свыше 9 млн. рублей или же 3 млн. рублей при условии, что их доля в подлежащей оплате сумме составляет более 20%.
  • Для юридических лиц крупная недоимка — задолженность, превышающая величину в 6 млн. рублей, либо более 2 млн. рублей при доле в общем объёме налогов свыше 10%. Особо крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов более 30 млн. рублей или свыше 10 млн., если доля таковой в общем объёме начисления превышает 20%.

Физическим лицам грозит наказание за неуплату налогов при крупной задолженности в виде административного штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или же в объёме заработной платы либо иного установленного дохода за период от 1 до 2 лет. Кроме того, может применяться лишение свободы виновных лиц сроком до 1 года. В случае с особо крупным размером уклонения законодательно установлен штраф от 200 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 3 лет. В отношении виновных должностных лиц организаций санкции аналогичны, кроме того, может быть применён запрет на занятие ими руководящих постов в течение определённого периода в будущем.

Принципы привлечения виновного лица к ответственности

Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Обстоятельства, исключающие привлечение виновного лица к ответственности за неуплату налогов

Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения гражданина или организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

В соответствии с НК РФ неплательщик налога не может быть привлечён к ответственности, если его действия сопровождаются наличием как минимум одного пункта из перечня исключающих вину обстоятельств:

  • Для физических лиц — недостижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения им незаконных действий.
  • Отсутствует как таковое событие правонарушения. В данной ситуации это неуплата или неполная уплата налога.
  • В осуществлённых деяниях отсутствует вина. Последняя может быть исключена, если неоплата или задержка произошли по следующим причинам:
  1. Из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, в том числе стихийных бедствий.
  2. В связи с болезнью, в результате которой гражданин не мог контролировать свои действия.
  3. При выполнении им письменных разъяснений уполномоченного налогового органа, касающихся порядка расчёта, уплаты налога или других вопросов.
  4. Ввиду наступления иных обстоятельств, которые могут быть использованы для этих целей.
  • Законодательно установленные сроки для привлечения виновного лица к ответственности истекли. Этот период определяет ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года. Началом отсчёта считается день, следующий за датой завершения налогового периода, в котором была образована недоимка. Например, когда имеет место неуплата земельного налога для физических лиц, в качестве такого дня рассматривается 2 ноября.

Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:

— Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.

— Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.

  • Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.

По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.

Каких действий можно ожидать от налоговых органов?

Неуплата налогов ИП, организацией или гражданином в установленные сроки должна привлечь внимание налоговой службы. При обнаружении этого факта порядок действий уполномоченных органов будет следующим:

  1. В адрес гражданина или организации направляется письмо с требованием погашения задолженности, где также обозначаются сроки внесения оплаты, её сумма, санкции, которые будут применены при неисполнении обязательств. Здесь крайне важен факт получения документа.
  2. Если никакой реакции не последовало, уполномоченные налоговые органы могут переходить к взысканию сумм налога и пени собственными силами. Это осуществляется за счёт денежных средств, хранящихся на банковских счетах, имущества, прав требования (дебиторской задолженности) должника, начиная с самых ликвидных. Если имеющихся на счетах денег недостаточно для погашения задолженности (недоимки, пеней, штрафов), производится арест, а затем и реализация арестованного имущества.
  3. Когда имеют место недоимки большого размера, налоговая инспекция в обязательном порядке должна направить все имеющиеся у неё материалы на рассмотрение органов внутренних дел. Они, в свою очередь, могут завести уголовное дело, в результате чего устанавливается ответственность за содеянное. Неуплата налогов физическим лицом редко приводит к применению таких санкций, поскольку образование крупных недоимок присуще в основном организациям.

Каким образом можно оспорить решение налоговых органов?

Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.

Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица — в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.

Что касается обращения в вышестоящие налоговые органы, то основной документ здесь — письменная жалоба со всеми обосновывающими её содержание документами. Она должна быть направлена туда не позднее, чем через три месяца с того момента, когда налогоплательщиком было или должно было быть обнаружено нарушение своих прав.

Если сроки подачи нарушены по уважительной причине, существует возможность их восстановления по усмотрению вышестоящего налогового органа. Налогоплательщик имеет возможность направить повторную жалобу, кроме тех случаев, когда первая была отозвана им по письменному заявлению до принятия по ней какого-либо решения. Обращение рассматривается вышестоящим органом налоговой инспекции в течение месяца, после чего выносится решение, которое может как изменить или отменить ранее принятое, так и оставить жалобу без удовлетворения.

businessman.ru

Бухгалтерские проводки по начислению пеней по налогам в 2018 году

Начисление пени по несвоевременно уплаченным налогам увеличивает затраты плательщика. Организация должна документально учесть все расходы.

Какими проводками показывается в бухучете начисление пени по налоговым платежам? Четкого нормативного регулирования по учету пени по налогам в организациях не предусмотрено.

Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Поэтому решение о способах учета принимается на локальном уровне. Какими бухгалтерскими проводками начисление пени по налогам отображается в 2018 году?

Общие моменты

Несвоевременная выплата налогов юридическим лицом ведет к наложению штрафа за просрочку. Штраф не отменяет обязанности по выплате начисленного налога и налагается в строго определенной сумме, исходя из вида нарушения.

Решение о взыскании штрафа принимается налоговыми органами. Но помимо штрафных санкций в случае неуплаты налога в положенный срок у плательщика возникает обязанность по уплате пени.

Начисляется пеня за каждый день просрочки. Причем плательщик может рассчитать ее самостоятельно, не дожидаясь налогового требования.

В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.

Что это такое

Пеня – это инструмент обеспечения обязанности по выплате налоговых сборов. Сумму начисленной пени плательщик обязан заплатить в бюджет, если просрочит уплату положенного налога.

Расчет пени выполняется в процентном соотношении от суммы неуплаты с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для начисления применяется следующая формула:

Пеня = сумма налога ? число дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ

Налогоплательщик может сам высчитать пеню и уплатить ее вместе с налогом. Если положенную пеню не заплатить, сумма ее будет начислена налоговой инспекцией.

При этом в случае неуплаты ФНС вправе взыскать пеню в принудительном порядке, в том числе и за счет имуществе неплательщика.

Поскольку пеня платится виновной в неуплате налога организацией, то ее надлежит отражать в бухгалтерском учете.

Но если налоговый штраф назначается в четкой сумме и основанием учета становится решение ФНС, то с пеней ситуация несколько иная.

Когда пеня начисляется налоговыми органами, то есть документальное подтверждение для уплаты. Но в то же время всякий день просрочки платежа приумножает сумму пени.

То есть размер суммы меняется с каждым днем, и сослаться на документ-основание при учете не получится.

При этом платится пеня из средств организации, и игнорирование ее отображения создаст неучтенные расходы.

Нормативно порядок учета пени не закреплен. Поэтому организации следует самостоятельно выбрать счет для учета и закрепить решение в своей учетной политике.

Налогообложение юридических лиц

К налогам, которые должны уплачивать юридические лица на общем режиме налогообложения, относятся:

Организация может применять специальный режим налогообложения, в этом случае выплачивается один налог на ведение деятельности:

Когда организация одновременно осуществляет несколько видов деятельности, она вправе применять несколько спецрежимов.

Кроме того в зависимости от отраслевых особенностях у юрлиц может возникать обязанность по уплате:

  • акцизов на подакцизные товары;
  • налога на добычу полезных ископаемых и т. д.

По каждому налогу предусмотрен срок подачи отчетности у платы начисленной суммы. При несвоевременной уплате пеня начисляется отдельно по каждому обязательному платежу.

Действующие нормативы

Порядок учета расходов в организации регулируется ПБУ 10/99, принятыми Приказом Минфина России № 33н от 6.05.1999. Но подробного регламента по учету пени данные Правила не предусматривают.

Как восстановить утерянный СНИЛС в Москве, читайте здесь.

Потому организация самостоятельно выбирает порядок учета и закрепляет его в своей учетной политике в соответствии с п.7 ПБУ 1/2008.

Учитывая пени по налогам, организации следует руководствоваться такими нормативами, как:

Проводки по начислению пени за неуплату налогов

Отдельное упоминание пени в правовых документах по бухучету отсутствует. Они не упомянуты ни как прочие расходы, ни как затраты, убавляющие финансовый результат.

Пеня не признается налоговой санкцией, это компенсация несвоевременного получения бюджетом обязательных сумм.

Соответственно уплата пени сочетается с исполнением налоговых обязательств, но не является частью налоговых платежей.

На основании недостаточно подробного регламента учета пени наличествует два варианта ее отображения в бухучете.

Согласно одному мнению, пеню относить к налоговым санкциям за несоблюдение норм о налогообложении нельзя.

Руководствуясь открытым перечнем расходов, надлежит отображать пеню по счету 91-2, наряду с этим начисляя соответственное налоговое обязательство, являющееся постоянным.

В соответствии с другой позицией пеня близка по своей сущности к штрафу, и отображать ее надо на счету 99. Преимущество такого метода в соответствии данных бухучета и показателей финотчетности.

Счет 99 не учитывается при формировании налоговой базы, потому учет на нем пени не исказит учетную информацию и не потребуется править отчетность.

По транспортному

По ПБУ 10/99 если транспорт применяется в деятельности организации, то транспортный налог причисляется к расходам по стандартным видам деятельности.

Когда транспорт организации отдается в аренду и не применяется в непосредственной деятельности, то уплата налоговых платежей причисляется к иным расходам.

Оплата пени, начисленной по транспортному налогу, признается прочими расходами. При этом отобразить ее можно в двух вариантах, руководствуясь закрепленным в учетной политике методом.

Бухпроводки по начислению пени по налогам на транспорт выглядят таким образом:

По налогу на прибыль

Сумма налоговой базы по начислению налога на прибыль не убавляется при начислении пени. Потому целесообразнее использовать способ отображения пени по счету 99.

Видео: штрафы в бухгалтерском учете

Это избавит бухгалтера от надобности отображения постоянного налогового обязательства с целью обеспечить соответствие данных финансовой отчетности и значений бухгалтерского учета.

Проводка будет такой:

Дт 99 «Налоговые санкции» Кт 68-4

В данном случае отображение пени не влияет на базу для исчисления и не снижает налог на прибыль.

Если же предприятием избран метод отображения пени по счету 91, то проводка имеет следующий вид:

Дт 91 «Прочие расходы» Кт 68-4

Минус данного способа в том, что появляется налоговое обязательство постоянного характера, поскольку пеня не должна приумножать затраты организации. Относя пеню на счет 91 в период формирования отчетности нужно постоянно вычленять ее значение.

Нюансы при УСН

П.1 ст.346.16 НК РФ приводит закрытый список расходов, которые разрешено принимать в расчет при установлении налоговой базы при работе по УСН.

Кроме того в этой же статье говорится, что упомянутые расходы принимаются во внимание при соответствии их параметрам, приведенным в п.1 ст.252 НК РФ, где сказано о возможности понижения доходов на сумму расходов, кроме перечисляющихся в ст.270 НК РФ.

По данному поводу в ст.270 НК РФ говорится, что при установлении налоговой базы не засчитываются пени и прочие санкции, выплачиваемые в бюджет.

То есть уплата пеней по налогам не может быть учтена при установлении налоговой базы по УСН.

Соответственно, начисление пеней по налогам при УСН отображается проводкой такого вида:

Дт 99 Кт 68 субсчет «Пени»

Взыскания, наложенные на имущество

Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.

Как отразить в бухучете реализацию имущества за долги? По п.6 ПБУ 1/98 факты хоздеятельности предприятия нужно отображать в отчетном периоде, когда они имели место.

При этом время фактического поступления средств значения не имеет. Правильное отображение важно, поскольку от этого будет зависеть расчет налога на имущество.

Выручка от реализации имущества должна отображаться в момент официальной смены собственника, когда осуществляется госрегистрация сделки.

Выручка от реализации отображается аналогично выручке по договору комиссии. Датой реализации признается дата, указанная в отчете непосредственного реализатора.

В постановлении исполняющего судебного пристава указаны даты погашения долга перед бюджетом и осуществления расходов, касающихся взыскания на имущество.

Поступления от реализации имущества организация квалифицирует самостоятельно, руководствуясь ПБУ 9/99.

Учитывая требования этого документа, характер деятельности, виды доходов, условия их поступления, следует определить, являются ли полученные от реализации доходы прочими поступлениями или доходом от обычного вида деятельности.

Зависеть это будет, прежде всего, от вида реализованного имущества. Признание расходов в бухучете не зависит от намерения получения дохода и формы осуществления расходов.

В качестве наглядного примера рассмотреть можно ситуацию, когда в счет уплаты налога у организации конфисковано здание, впоследствии реализованное через аукцион.

Проводки по операции (без отображения конкретных цифр) будут такими:

jurist-protect.ru

6.5. Ответственность и пени за неуплату есн

6.5.1. Ответственность и пени за неуплату авансовых платежей

Если вы своевременно не уплатили авансовые платежи (как ежемесячные, так и по итогам квартала), налоговая инспекция не может привлечь вас к ответственности за неуплату налога на основании ст. 122 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ранее из-за отсутствия такой нормы споры с налоговиками возникали постоянно. Однако, как правило, они разрешались в пользу налогоплательщиков. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика (п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановления ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06, ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2005 N Ф03-А51/05-2/3168, ФАС Поволжского округа от 10.06.2004 N А72-1611/04-8/205).

В отличие от ответственности за нарушение сроков уплаты авансов вам придется уплатить пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ). Указанное правило распространяется на просрочку ежемесячных авансов, а также авансового платежа по итогам отчетного периода (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

Пени начисляются со дня, следующего за окончанием установленного законом срока перечисления платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Например, организация «Альфа» авансовый платеж по ЕСН за сентябрь 2008 г. перечислила 22 октября 2008 г. А последним днем его уплаты является 15 октября (абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ). Поскольку организация нарушила сроки уплаты налога, с 16 октября 2008 г. ей будут начисляться пени.

Как отметил Минфин России в Письме от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, пени исчисляются с учетом позиции Пленума ВАС РФ, приведенной в п. 2 Постановления от 26.07.2007 N 47. Из разъяснений судей следует, что расчет пеней производится:

— до даты фактической уплаты задолженности по авансовому платежу или

— до момента наступления срока уплаты налога по итогам года, если авансовый платеж по налогу не был перечислен.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Поскольку организация «Альфа» уплатила авансовый платеж 22 октября 2008 г., пени ей будут начислены с 16 по 22 октября 2008 г. включительно.

Если бы ЕСН за сентябрь организация не перечислила вовсе, пени ей были бы начислены с 16 октября 2008 г. до 14 апреля 2009 г. включительно .

14 апреля 2009 г. — последний день уплаты ЕСН по итогам года (абз. 6 п. 3, п. 7 ст. 243 НК РФ).

После этого периода взыскание пеней будет зависеть уже от уплаты ЕСН по итогам года, а их начисление на недоимку по авансовым платежам прекратится.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в периоде просрочки (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).

Информацию о размере ставки рефинансирования, которая действовала в соответствующем периоде, вы можете узнать в разделе «Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации» Справочной информации.

Однако такие последствия не наступят, если вы уплатили недоимку по ЕСН в срок, установленный для уплаты налога по итогам отчетного периода, т.е. до 20-го числа месяца, следующего за этим периодом (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ). Такие разъяснения дал ВАС РФ в Решении от 11.10.2006 N 8540/06.

Отметим, что под неуплатой (несвоевременной уплатой) подразумевается действительная задолженность налогоплательщика. В частности, неправильное заполнение расчета авансовых платежей само по себе не свидетельствует о возникновении обязанности по уплате налога. На это указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.02.2010 N А70-5917/2009.

Кроме того, следует учитывать, что при отсутствии недоимки по налогу непредставление уточненной декларации само по себе не может служить основанием для доначисления обязательств (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2010 N А19-23200/09).

studfiles.net

Пени за неуплату земельного налога

По налоговому законодательству имеется ряд финансовых обязательств, которые возлагаются на граждан государства. Все эти обязательства закреплены в статьях НК РФ и должны выполняться в полном объеме и до определенного числа.

Пользование землей, даже если она является собственностью гражданина, влечет за собой налоговые обязательства перед государством. Нежелание плательщика производить соответствующие выплаты приводит к тому, что на уклоняющееся от уплаты лицо налагаются пени и штрафы.

Как начисляются пени за неуплату земельного налога — пример

Статья 122 НК РФ определяет сумму налоговых сборов за пользование землей физическими и юридическими лицами. В ней также указаны сроки, определенные для их погашения. Наказание за несвоевременный взнос обычно налагается на недобросовестного плательщика в виде пени. Пеня это фиксированная штрафная ставка, которая применяется к общей сумме неоплаченной пошлины и рассчитывается исходя из количества просроченных дней и величины начисленного сбора.

Вне зависимости от формы собственности размер пени за неуплату земельного налога имеет одну расчетную базу и для юридических и для физических лиц.

Чтобы разобраться как именно происходит начисление пени за неуплату налогового сбора можно рассмотреть пример расчета.

П= (ПНО * 1/300) * Д
Где, П = пени, ПНО = просроченные обязательства по налогам, 1/300 налоговая ставка, Д = количество дней недоимки.
П= (7350 * 1/300) * 32

Пени за неуплату земельного налога для физических лиц

Гражданам, которые владеют землей для собственного пользования и не осуществляют на ней действий, связанных с коммерческой деятельностью, полагается платить налоговые сборы один раз в год. Уплачивать начисленные платежи следует строго до 1 декабря текущего года. На адрес плательщика приходит квитанция, в которой указывается сумма к оплате и сроки ее погашения. Если сроки пропущены, то начисляется пеня за неуплату земельного налога для физических лиц.

Рассчитывается пеня по следующим показателям:

  • Количество просроченных дней, начиная с 1 декабря. Учитываются все календарные дни;
  • Размер начисленной налоговой пошлины;
  • 1/300 ставки рефинансирования.

Все указанные показатели перемножаются между собой, в результате расчета получается сумма, которая и считается актуальной к выплате величиной. Пеня за осуществленную просрочку насчитывается на день совершения фактического платежа, ее нельзя приостановить или заморозить.

Штраф за неуплату земельного налога юридическими лицами

Неуплата земельного налога юридическими лицами влечет за собой не только начисление процентов, но и возможное наложение штрафа. Согласно Налоговому кодексу штраф может налагаться на любого гражданина, просрочившего платеж. Однако по отношению к отдельным организациям данная мера применяется значительно чаще.

Исчисление штрафа ведется по следующим процентным ставкам:

  • 20% от начисленной величины пошлины, если просрочка была неумышленной, а произошла в результате форс — мажорных обстоятельств;
  • 40% — если налогоплательщик уклоняется от выплат сознательно.

При этом компании обязаны выплачивать налоги по имеющимся в пользовании земельными наделами ежеквартально. На погашение сбора отводится один месяц после окончания каждого квартала. Разрешено вносить авансовые платежи.

Ответственность за неуплату земельного налога

Чем грозит неуплата земельного налога? Этот вопрос волнует тех, кто по различным причинам не успел или не смог выплатить пошлину в срок. Кроме пени и штрафа к гражданам могут применяться и иные штрафные санкции.

Санкции могут носить как административный, так и уголовный характер. Ответственность за неуплату возникает после того, как неплательщику было прислано уведомление об обязательности погашения пошлины, с уже начисленной пеней. Сумму, указанную в квитанции, в течение 8 дней следует перечислить на указанный счет.

В случае отсутствия погашения задолженности правонарушение считается злостным и подлежит передаче в суд. По решению судебного органа может произойти изъятие земельного участка в связи с неуплатой земельного налога. Согласно правилам, указанным в законах РФ, к неплательщикам могут применяться и более крайний меры, такие как уголовное наказание. Однако такие обстоятельства возникают крайне редко и являются последней мерой.

Сроки исковой давности за неуплату земельного налога

Исковая давность по отношению к неуплате земельного налога равна трем годам. Этот срок закреплен в статье 113 НК РФ. Его исчисление начинается со дня установления просрочки. Для физических лиц это 1 декабря, для юридических лиц иные даты, поскольку организации производят выплаты каждый квартал. Если в течение трех лет налоговое учреждение не обратится в суд с исковым заявлением об истребовании обязательств или применения иных мер, то применить к должнику претензии позже уже не получится.

Следует обратить внимание, что обязанность каждого гражданина и компании производить взносы в налоговый бюджет страны. Это касается и тех случаев, когда речь идет об уплате сбора на землю.

ahrfn.com

Налоговая ответственность за неуплату налогов в 2017–2018 годах

Налоговая ответственность включает совокупность наказаний, предусмотренных НК РФ. Подборка материалов данной рубрики расскажет вам о налоговой ответственности плательщиков и налоговых агентов и даже подскажет, в каких случаях и как можно ее избежать.

Ответственность за нарушение налогового законодательства: понятие, общие принципы

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности, применяемой за нарушения в области налогообложения. Общие принципы применения налоговой ответственности закреплены в гл. 15 НК РФ, а виды налоговых нарушений — в гл. 16 и 18. Основанием для применения мер налоговой ответственности является решение ФНС, для принятия и реализации которого в НК РФ есть четкие процедуры.

Мера налоговой ответственности (санкция) специфична — согласно НК РФ это может быть только штраф. Причем для большинства нарушений штраф — единственное финансовое последствие. Это нарушения, не связанные с уплатой налогов в бюджет. При несоблюдении налогового закона в части платежей помимо штрафа в казну придется отдать то, что вы недоплатили (погасить недоимку), и перечислить пени за каждый день просрочки.

Последние две составляющие санкциями, по сути, не являются, но также существенно бьют по карману налогоплательщика. Поэтому о них мы рассказываем наравне с налоговой ответственностью.

О том, что такое недоимка, читайте в этой статье.

С 01.10.2017 в расчет пеней внесены изменения. В отношении недоимки у организаций, образующихся с 1 октября, пени рассчитываются:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования — по 30 календарный день просрочки включительно;
  • исходя из 1/150 ставки — с 31 дня и далее.

Наш калькулятор считает пени с учетом изменений.

Инструкцию по пользованию калькулятором смотрите здесь.

Принципы налоговой ответственности — это:

  • применение санкций только за перечисленные в Налоговом кодексе нарушения, строго в предусмотренном им порядке (ст. 106, п. 1 ст. 108 НК РФ);
  • однократность применения мер налоговой ответственности: за одно нарушение — только 1 налоговый штраф (п. 2 ст. 108 НК РФ);
  • наличие вины налогоплательщика и презумпция невиновности (ст. 106, п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • соразмерность налоговой ответственности тяжести совершенного нарушения, которую призвано обеспечить присутствие в НК РФ смягчающих и отягчающих обстоятельств.

О них рассказывает эта публикация.

Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов: основные составы

Налоговая ответственность для налогоплательщиков в основном представлена следующими статьями:

  • ст. 116 НК РФ — нарушения в связи с постановкой на учет;
  • ст. 119 и 119.1 НК РФ — нарушения, связанные с представлением деклараций;

О штрафе по ст. 119 НК РФ рассказывает данный материал.

  • ст. 120 НК РФ — налоговая ответственность за нарушения, связанные с ведением учета;
  • ст. 122 НК РФ — неуплата налога;
  • ст. 123 НК РФ — аналог ст. 122 для налоговых агентов;
  • ст. 126 и 129.1 НК РФ — налоговые составы, возникающие при истребовании документов и информации.

Ответственность за неуплату налогов

Налоговая ответственность за неуплату обязательных платежей, пожалуй, наиболее часто применяется на практике. Для неплательщиков Налоговый кодекс предусматривает 2 статьи. Налогоплательщиков, не перечисливших налог или уплативших его в меньшем размере, штрафуют по ст. 122 НК РФ. Размер штрафа — от 20 до 40% от суммы недоимки. Сумма немалая. Но обратим внимание на формулировку п. 1 ст. 122 НК РФ. В ней указано, что для применения штрафа неуплата должна явиться следствием:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного расчета платежа налогоплательщиком;
  • других его неправомерных действий (бездействия).

А что будет, если налог рассчитан верно, задекларирован, но просто не внесен в бюджет в положенный срок? Возможна ли налоговая ответственность в этом случае?

Комментарий по теме ищите в этой статье.

Другой больной вопрос: правомерен ли штраф при наличии переплаты?

Срок давности привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, равно как и по другим налоговым статьям, составляет 3 года. Если ваш грех обнаружится позднее, налоговики уже не смогут вас оштрафовать. Но отсчет этих 3 лет начинается не с крайнего срока уплаты, а несколько позднее.

Верно определить срок давности вам поможет этот материал.

Налоговой ответственности за неуплату подлежат не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Их статья — 123. Вот здесь с просроченными платежами всё предельно ясно: штраф будет назначен в том числе и за неперечисление налога в установленный срок. Однако вопросов с применением «агентской» налоговой ответственности тоже хватает. Например, будет ли штраф, если налог не удержан или уплачен агентом до удержания за счет собственных средств?

Наиболее часто по ст. 123 НК РФ штрафуют агентов по НДФЛ. Специально для них мы подготовили отдельный материал — об особенностях «подоходной» ответственности.

А о том, как считается срок давности по ст. 123 НК РФ, читайте в этом материале.

Штрафы за отчетность

Мы уже упомянули выше, что налоговая ответственность по отчетности в НК РФ представлена ст. 119 и 119.1 НК РФ.

Первая из них грозит тем, кто декларацию задержал. За это придется отдать в казну 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании просроченной декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки.

Что изменилось в привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за последние годы, узнайте из этой статьи.

В то же время размер штрафа «снизу и сверху» ограничен: минимум это 1 000 руб, максимум — 30% от суммы налога.

Подробнее о размерах штрафов читайте здесь.

Поскольку размер налоговой ответственности прямо связан с суммой налога, на практике часто возникает вопрос: оштрафуют ли, если налога к уплате нет или декларация вообще нулевая? Конечно, по минимуму, но оштрафуют. А возможно ли снизить минимальную санкцию?

Прочтите эту публикацию и будете знать ответ.

По отдельным налогам нам приходится отчитываться несколько раз за налоговый период: внутри него — по авансам и по окончании — уже по итоговой сумме налога. При этом промежуточная отчетность тоже может именоваться декларацией и тоже может оказаться просрочена. И за нее также будет штраф, но уже не по ст. 119 НК РФ. А по какой?

Налоговая ответственность по ст. 119.1 НК РФ наступает для тех, кто обязан сдавать отчетность электронным способом, но подал декларацию в бумажном виде. Сумма штрафа за это невелика — всего 200 руб. Однако здесь есть один существенный момент — эта статья не применяется к декларациям по НДС. Если вместо электронной отчетности по этому налогу вы сдадите декларацию в бумажном виде, ждите штрафа по ст. 119 НК РФ, то есть как за несданную НДС-декларацию.

За что еще накажут по НК

Достаточно часто налоговая ответственность настигает при истребовании налоговиками документов и информации. Это ст. 126 и 129.1 НК РФ. В ходе их применения возникает много спорных моментов.

Некоторые из них разъяснены в этой публикации.

А вопрос разграничения налоговой ответственности между указанными статьями рассмотрен в материале «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Сумма штрафа по ст. 126 НК РФ, казалось бы, четко определена — это 200 руб. за каждый не представленный по требованию контролеров документ. Но как быть, если точное количество бумаг в требовании не указано, а затребованы, например, счета-фактуры за такой-то период? Об определении размера налоговой ответственности в подобной ситуации высказался ВС РФ.

С 2017 года налоговики штрафуют компании не только за нарушения НК РФ по налогам, но и по страховым взносам, а также за просрочку и недостоверные данные в новом отчете 6-НДФЛ. Подробности узнайте из наших материалов:

Как отразить «штрафной удар»

Как ни банально это прозвучит, прежде всего, старайтесь не допускать нарушений. Нет нарушения — нет налоговой ответственности. А еще — подстраховывайтесь.

Например, поводом для штрафа по ст. 122 НК РФ в большинстве случаев являются доводы налоговиков о необоснованной налоговой выгоде.

Эта проблема подробно рассмотрена здесь.

С августа 2017 года НК РФ был дополнен новой ст. 54.1. Ее цель – разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды. В этой статье:

  • перечислены ситуации, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог), признавая расходы или принимая НДС к вычету;
  • выделяется несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий.

Рекомендации ФНС по применению новой ст.54.1 НК РФ узнайте из публикации.

Так что проверяйте контрагентов, собирайте на них досье, будьте готовы доказать, что вы сделали все, чтобы убедиться, что фирма-партнер существует и реально работает.

О проверке контрагента на сайте ФНС расскажет наша публикация.

Если штрафа не избежать, упомяните смягчающие обстоятельства. Например:

  • к техническим неполадкам, если они помешали вовремя сдать отчетность (см.здесь);
  • к финансовым трудностям, если они — причина неуплаты «агентского» НДФЛ (об этомздесь).

И помните: даже если налоговики уже учли смягчающие обстоятельства и уменьшили штраф, в суде вы можете попытаться снизить его еще больше.

nalog-nalog.ru

Смотрите так же:

  • Бесплатные юристы в норильске Консультация юриста онлайн Быстрый ответ — на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Как оплатить транспортный налог в другом городе Как узнать и оплатить транспортный налог через госуслуги В интернете можно найти множество инструкций по оплате транспортного налога, но всегда встает вопрос доверия к таким сайтам и сервисам оплаты. Совсем другое дело, когда дело касается портала госуслуг. Люди уже привыкли пользоваться онлайн услугами и полностью […]
  • Код субсидии на 2018 год Что такое субсидия для сельского хозяйства на 2018 год Законодательно обозначается, что собой представляет субсидии для сельского хозяйства в 2018 году на развитие, как получить эту возможность и документация. Зимой текущего года правительственной властью Российской Федерации произведено оформление субсидий для […]
  • Уволили мать одиночку Можно ли уволить мать-одиночку Актуально на: 12 октября 2016 г. В определенных ситуациях трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ). Однако некоторые категории работников защищены законом от увольнения. Давайте посмотрим, можно ли уволить мать-одиночку? Могут ли […]
  • На аренду земли 49 лет налог Как можно взять землю в аренду у государства в 2018 году В статье будет идти речь о взятии земли в аренду. Кто имеет на это право, какую документацию необходимо подготовить, и к кому обратиться – далее. Землю в аренду у державы могут брать как юридические, так и физические лица. Порядок получения установлен Земельным […]
  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […]
  • Документы пособие по безработице Как получить пособие по безработице? Для определения человека в качестве официального безработного необходимо соответствие следующим критериям: числиться на учете в службе занятости; не иметь постоянного места деятельности; не иметь регулярного источника дохода (без учета выходного пособия); быть […]
  • Футбольные правила для вратаря Тренировка футбольного вратаря Для футбольного вратаря важны внимательность и умение быстро реагировать на действия соперников. Тренировка вратарей по футболу – основа обороноспособности команды. Главные качества голкипера - реакция и прыгучесть, качественная игра на выходах, самоотдача, видение поля, хорошая […]