П 2 ст 33336 нк рф госпошлина

Госпошлина на развод в 2018 году

С 1 января 2018 года размеры государственных пошлин за развод не изменились. Последнее их повышение состоялось в 2015 году — тогда стоимость регистрации расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства была повышена с 400 до 650 рублей с каждого из супругов (и с 200 до 350 рублей — за развод через ЗАГС в одностороннем порядке).

Поскольку сама по себе процедура развода в РФ — явление не очень сложное и вдобавок облагается невысокой государственной пошлиной, еще в 2013 году Дмитрий Медведев в виду неутешительной статистики по распаду семей выразил свое личное мнение о том, что целесообразно было бы повысить госпошлину за развод сразу до 30000 рублей, чтобы тем самым:

  • заставить граждан подходить более ответственно к вопросу супружества;
  • отбить у них желание разводиться и пытаться искать компромиссы, чтобы их дети потом не росли в неполных семьях;
  • в случае, если сохранить семью несмотря на такой запретительный размер пошлины не удастся — направлять уплаченный «налог на развод» в размере 30 тыс. рублей на создание алиментного фонда для уплаты «государственных алиментов» детям, родители которых являются злостными уклонистами.

Однако подобная инициатива до сих пор не нашла поддержки и является не более чем предложением, не имеющим каких-либо правовых последствий!

От чего зависит размер госпошлины при разводе?

Основными документами, регламентирующими размер государственных пошлин в России, является Налоговый Кодекс (НК) РФ. Если же речь идет о расторжении брака одновременно с разделом имущества супругов, то стоимость госпошлины будет определяться в том числе с учетом положений Гражданско-Процессуального Кодекса (ГПК) РФ.

Государственная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за осуществление юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

dedadi.ru

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Отражение госпошлины в налоговом учете

Перечень действий, за совершение которых взимается пошлина, довольно большой. Это и регистрация права собственности на недвижимость, и выдача различных лицензий и разрешений, и постановка автомобиля на учет, и т. д. В зависимости от оснований уплаты сумма госпошлины отражается в налоговом учете по-разному.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные и иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий ( п. 1 ст. 333.16 НК РФ ). Перечень таких действий и размеры госпошлин, уплачиваемых в различных ситуациях, установлены главой 25.3 НК РФ. В Налоговом кодексе не предусмотрено отдельной нормы, которая регламентировала бы порядок учета госпошлины для целей налогообложения прибыли. Казалось бы, ее следует включать в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Ведь госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов ( п. 10 ст. 13 НК РФ ). Но такой вариант ее отражения верен не во всех ситуациях. Проанализируем наиболее распространенные из них.

Ситуация первая: регистрация прав на объекты недвижимости
За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, организация должна уплатить госпошлину в размере 15 000 руб. ( подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ). Речь идет о госрегистрации таких прав на недвижимость, как право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления ( п. 1 ст. 131 ГК РФ ). Кроме того, госрегистрации подлежат ипотека, то есть залог недвижимого имущества, и сервитуты, то есть право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Госпошлина уплачена до ввода объекта в эксплуатацию. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю уменьшают налогооблагаемую прибыль организации на основании подпункта 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Значит, всю сумму уплаченной госпошлины можно единовременно включить в расходы.

Однако в Минфине России считают, что так поступать нельзя. Специалисты этого ведомства настаивают на включении суммы госпошлины в первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она внесена ( п. 2 письма от 04.03.10 № 03-03-06/1/113 , письма от 19.05.09 № 03-05-05-01/26 и от 27.03.09 № 03-03-06/1/195 ). При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 257 НК РФ. В нем говорится, что первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Уплата госпошлины непосредственно связана с приобретением прав на такое основное средство, как недвижимость. Значит, его первоначальную стоимость необходимо увеличить на сумму госпошлины.

Вместе с тем еще несколько лет назад Минфин России занимал более лояльную позицию. Ведомство указывало, что госпошлина относится к федеральным сборам ( п. 10 ст. 13 НК РФ ). Значит, при расчете налога на прибыль ее следует отражать в составе прочих расходов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письма от 19.10.07 № 03-03-06/1/725 и от 16.02.06 № 03-03-04/1/116 ).

Итак, суммы госпошлин могут быть с равными основаниями отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Поэтому организация вправе самостоятельно решить , как именно учитывать данные затраты ( п. 4 ст. 252 НК РФ ):

включать единовременно в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 1 или 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но здесь велика вероятность налоговых претензий;
увеличивать на сумму госпошлины первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она уплачена. В этом случае сумму госпошлины компания будет списывать в расходы по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта ( п. 1 ст. 257 НК РФ ).
Сделанный выбор необходимо закрепить в учетной политике, применяемой для целей налогообложения.

Госпошлина уплачена после ввода объекта в эксплуатацию. В такой ситуации первоначальная стоимость недвижимости не пересматривается. Ведь она не подлежит изменению в связи с регистрацией прав на объект. Данный вывод следует из положений пункта 2 статьи 257 НК РФ, в котором указано, что первоначальная стоимость основных средств изменяется лишь при их достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и т. п.

Таким образом, госпошлина за регистрацию прав на недвижимость, уплаченная после ввода ее в эксплуатацию, единовременно включается в прочие расходы . Основанием может являться как подпункт 1 , так и подпункт 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

По мнению Минфина России, в подобном случае госпошлину нужно признавать расходом согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ ( письмо от 11.02.11 № 03-03-06/1/89 ).

Ситуация вторая: регистрация договора аренды недвижимости
Договоры аренды и субаренды недвижимого имущества, заключенные на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации. Они считаются заключенными с момента такой регистрации ( п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Госпошлину за государственную регистрацию договора аренды или субаренды может полностью уплатить та его сторона, которая подала заявление о регистрации ( п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Если с заявлением обращаются обе или все стороны договора, каждая из них вносит сумму, которая определяется делением установленной госпошлины на количество сторон договора. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 20.07.10 № 03-05-04-03/79 и Росрегистрации от 15.06.07 № 9-1879-СВ .

Независимо от того, какая из сторон договора и в какой доле уплатила госпошлину, израсходованную сумму она вправе единовременно включить в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Нередко инспекторы требуют включать сумму госпошлины в расходы равными частями в течение срока действия договора аренды или субаренды. Но данное требование не отражено в НК РФ. Госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов. Поэтому, на наш взгляд, она признается расходом на дату ее начисления ( подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ ). Такой датой можно считать дату подачи пакета документов на госрегистрацию.

Ситуация третья: постановка автомобиля на учет в ГИБДД
Госпошлина, уплаченная за постановку автомобиля на учет в органах ГИБДД, отражается в налоговом учете по тем же принципам, что и госпошлина за регистрацию прав на недвижимость. Организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов ее учета:

единовременно в составе прочих расходов ( подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ );
равномерно через начисление амортизации в течение срока полезного использования автомобиля, то есть путем увеличения его первоначальной стоимости на сумму госпошлины ( п. 1 ст. 257 НК РФ ).
Арбитражные суды , как правило, указывают, что регистрация автомобиля в органах ГИБДД не является доведением его до состояния, пригодного для использования. Значит, расходы на постановку на учет в ГИБДД не должны увеличивать первоначальную стоимость транспортного средства. Всю сумму госпошлины можно единовременно включать в прочие расходы. Примеры подобных судебных решений — постановления ФАС Уральского от 19.01.10 № Ф09-10766/09-С2 и от 30.01.08 № Ф09-57/08-С3 , Центрального от 07.04.06 № А08-601/05-9 округов.

Ситуация четвертая: обращение в суд с исковым заявлением
Чтобы подать исковое заявление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, истец должен уплатить госпошлину. Ее размеры зависят от характера и суммы иска и установлены в статьях 333.19 и 333.21 НК РФ.

Госпошлина, уплачиваемая при обращении с иском в суд, является частью судебных расходов. Это указано в статье 88 Гражданского процессуального кодекса и статье 101 Арбитражного процессуального кодекса. В налоговом учете судебные расходы включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, госпошлину по судебным искам следует отражать не в прочих, а во внереализационных расходах . Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 20.09.10 № 03-03-06/1/597 и от 03.06.10 № 03-03-06/1/373 ).

Госпошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления. Это указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Учитывая связь между обращением в суд с исковым заявлением и уплатой госпошлины, ее сумму включают во внереализационные расходы единовременно в день подачи иска в суд. Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 22.12.08 № 03-03-06/2/176 и от 01.07.05 № 03-03-04/1/37 .

Ситуация пятая: получение лицензий и различных разрешений
Лицензия или разрешение (например, разрешение на установку рекламной конструкции или привлечение иностранных работников) выдается на определенный срок. Поэтому налоговики обычно требуют признавать сумму госпошлины, уплаченную за их выдачу, равномерно в течение этого срока. В обоснование своей позиции они ссылаются на пункт 1 статьи 272 НК РФ, в котором закреплен принцип равномерности признания доходов и расходов. Такого же мнения еще несколько лет назад придерживался и Минфин России ( письмо от 16.08.07 № 03-03-06/1/569 ).

Однако впоследствии финансовое ведомство указало следующее. Нормы пункта 1 статьи 272 НК РФ применяются только к расходам, осуществленным в рамках гражданско-правовых договоров. Их действие не распространяется на налоговый учет расходов, произведенных по иным основаниям, в том числе на расходы в виде госпошлины за выдачу лицензии ( письмо Минфина России от 15.10.08 № 03-03-05/132 ).

Следовательно, такие расходы не нужно распределять на несколько отчетных или налоговых периодов. При расчете налога на прибыль их можно признать единовременно вместе с другими налогами, начисленными в соответствии с законодательством РФ ( подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Поскольку госпошлина уплачивается до выдачи лицензии или разрешения, она включается в прочие расходы в день подачи заявления и иных документов на их получение ( подп. 1 п. 7 ст. 272 и подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Ситуация шестая: оплата услуг нотариуса
За совершение нотариальных действий, например за удостоверение доверенности, договора или учредительных документов, нотариус взимает госпошлину. Ее размер зависит от двух факторов. Во-первых, от того, государственный или частный нотариус оказывает услугу. Во-вторых, от того, является ли нотариальная форма обязательной в отношении конкретного действия.

В каких случаях госпошлина из бюджета организации не возвращается

Согласно подпункту 3 пункта1 и пункту 4 статьи 333.40 НК РФ не подлежит возврату из бюджета госпошлина, уплаченная:

— при обращении в арбитражный суд, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после того, как суд вынес определение о принятии искового заявления к производству;

— при обращении в суд общей юрисдикции, если стороны иска заключили мировое соглашение и суд утвердил его;

— за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если в такой регистрации организации было отказано;

— за государственную регистрацию ограничений и обременений прав на недвижимое имущество, если в их регистрации было отказано.

В случае прекращения госрегистрации права, ограничения или обременения права на недвижимое имущество каждой из сторон договора по ее заявлению возвращается половина уплаченной госпошлины.

При заключении мирового соглашения до принятия арбитражным судом решения истцу возвращается 50% от суммы уплаченной им госпошлины. Данное положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта

Если за совершение нотариальных действий законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, государственный нотариус взыскивает госпошлину по ставкам, установленным в пункте 1 статьи 333.24 НК РФ. Частный нотариус вправе взимать плату в больших размерах.

За совершение действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и государственный, и частный нотариус взимают нотариальный тариф. Его размеры установлены в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.93 № 4462-1 .

При расчете налога на прибыль плата государственному или частному нотариусу включается в прочие расходы, но только в пределах тарифов, указанных в статье 333.24 НК РФ или статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Данное ограничение закреплено в подпункте 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Суммы, уплаченные сверх установленных тарифов, в целях налогообложения не учитываются ( п. 39 ст. 270 НК РФ ).

Ситуация седьмая: уплата госпошлин, не связанных с деятельностью организации
Нередко компаниям приходится уплачивать госпошлины, которые напрямую не связаны с их хозяйственной деятельностью. Наиболее распространенный пример — госпошлина за оформление заграничного паспорта для генерального директора или учредителя. Такую госпошлину компания вправе включить в расходы, только если загранпаспорт оформляется руководителю для служебной командировки. Сумма госпошлины в этом случае включается в состав командировочных расходов ( подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ ).

В иных случаях расходы на уплату госпошлины, не связанные с деятельностью организации, нельзя считать экономически оправданными ( п. 1 ст. 252 НК РФ ). Значит, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль компании.

Ситуация восьмая: сумма госпошлины возмещена третьим лицом
В некоторых случаях организация, уплатившая госпошлину, имеет право на ее возмещение. Так, истец, выигравший спор, может просить суд о взыскании с проигравшей стороны госпошлины и иных судебных расходов, понесенных им по данному делу. Судебные расходы взыскиваются исключительно по решению суда. Основание — пункт 1 статьи 110 АПК РФ и пункт 1 статьи 98 ГПК РФ.

Сумму полученной компенсации компания должна включить во внереализационные доходы ( п. 3 ст. 250 НК РФ ). Это нужно сделать в тот день, когда вступило в силу решение суда о взыскании госпошлины с ответчика ( подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ ).

Ситуация девятая: госпошлина возвращена из бюджета
В ряде случаев уплаченная госпошлина может быть возвращена плательщику из бюджета. Основания и порядок ее возврата установлены в статье 333.40 НК РФ. В частности, госпошлина подлежит возврату полностью или частично:

при уплате ее в большем размере, чем предусмотрено нормами НК РФ;
прекращении производства по делу; — оставлении судом заявления без рассмотрения;
возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судом;
указании в платежном поручении неверного КБК. В этом случае необходимо подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении платежа в бюджет ( письмо Минфина России от 30.06.10 № 03-05-06-03/83 ).
Кроме того, госпошлина возвращается плательщику, если еще до обращения в уполномоченный орган или к должностному лицу он отказался от совершения юридически значимого действия, за которое пошлина была внесена ( подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ). Например, организация заплатила госпошлину за рассмотрение иска в арбитражном суде, но смогла урегулировать спор без обращения в суд. В такой ситуации уплаченную госпошлину ей должны вернуть.

Чтобы вернуть госпошлину из бюджета, необходимо подать заявлениеоеевозврате . Поскольку типовая форма такого заявления не утверждена, оно составляется в произвольной форме.

Заявление следует направить в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена госпошлина ( п. 3 ст. 333.40 НК РФ ). Определить, куда именно подавать заявление, можно по первым трем цифрам КБК. Эти три цифры соответствуют коду главного администратора платежей в бюджет. Перечень администраторов доходов федерального бюджета в текущем году приведен в приложении № 6 к Федеральному закону от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Допустим, организация намерена вернуть излишне уплаченную или излишне взысканную сумму госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или мировыми судьями. Заявление о возврате госпошлины она должна подать в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором рассматривалось дело ( абз. 5 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ).

К заявлению о возврате госпошлины необходимо приложить подлинник платежного поручения на уплату пошлины. Если организация просит о частичном возврате пошлины, она прикладывает копию платежного документа ( абз. 6 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ). А если речь идет о возврате госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, к заявлению нужно также приложить решение, определение или справку суда, на основании которых пошлина должна быть возвращена.

С указанным заявлением можно обратиться в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Вернуть сумму пошлины должны в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате ( абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ).

Если уплаченную госпошлину организация успела включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, то возвращенную сумму ей следует отразить во внереализационных доходах ( п. 8 ст. 250 НК РФ ). Сделать это нужно в день вынесения уполномоченным органом, например налоговой инспекцией, решения о возврате госпошлины.

Другая ситуация — организация уплатила госпошлину, но в состав расходов ее еще не включила. В этом случае возврат госпошлины в налоговом учете не отражается .

Ситуация десятая: зачет госпошлины в счет другого платежа
Вместо возврата госпошлины из бюджета организация вправе зачесть излишне уплаченную сумму в счет госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия . Такая возможность предусмотрена в пункте 6 статьи 333.40 НК РФ.

Зачет проводится на основании заявления плательщика. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты суммы госпошлины в бюджет или со дня принятия судом решения о возврате пошлины из бюджета.

Заявление о зачете составляют в произвольной форме и направляют в тот уполномоченный орган, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия. К заявлению необходимо приложить ( абз. 2 п. 6 ст. 333.40 НК РФ ):

платежное поручение или квитанцию с подлинной отметкой банка об уплате госпошлины;
решение уполномоченного органа, совершающего конкретные юридически значимые действия, либо решение, определение или справку суда, подтверждающие право на возврат госпошлины.
Допустим, организация собиралась обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд и поэтому уплатила госпошлину. Однако смогла самостоятельно урегулировать спор и не стала подавать иск в суд. Уплаченную сумму она сможет использовать, если в течение ближайших трех лет будет обращаться в арбитражный суд с другим исковым заявлением.

В данном случае при подаче нового иска компания должна будет составить заявление о зачете госпошлины и приложить к нему оригинал платежного поручения с отметкой банка. Эти документы необходимо направить в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором должно было рассматриваться дело, так и не дошедшее до суда. Аналогичный порядок действий приведен в письме Минфина России от 26.10.09 № 03-05-05-03/16 .

Другой пример — компания подавала заявление и документы на получение лицензии, но ей было отказано в выдаче лицензии. В рассматриваемой ситуации уплаченная сумма госпошлины возврату не подлежит ( подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ). Значит, и зачесть ее в счет других платежей невозможно. Иными словами, ее нельзя будет использовать при повторном обращении с заявлением на получение той же лицензии. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 08.07.11 № 03-05-04-03/47 и от 19.08.10 № 03-05-06-03/97 ).

В налоговом учете зачет госпошлины в счет других подобных платежей не отражается.

Боровская И. В., аттестованный преподаватель ИПБ России

lawedication.com

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) не применяется с 1 января 2013 г.;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Комментарий к Ст. 333.36 НК РФ

Комментируемая ст. 333.36 НК РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.

Двадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Кроме того, согласно п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (если цена иска не превышает 1 млн руб.), освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за

защитой своих прав; истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей (ЗоЗПП РФ с Комментариями);

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается частично согласно ст.

ст. 333.19 и 333.36 НК РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

stnkrf.ru

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.19 НК РФ

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела, возникающие из публичных правоотношений.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственных пошлин при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и к мировым судьям.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в Верховном Суде, судах общей юрисдикции, мировыми судьями, размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в процентном соотношении от цены иска.

В соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Однако если финансовое положение не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме, то п. 2 ст. 333.22 НК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 333.22 НК РФ) предоставляет арбитражным судам право исходя из имущественного положения плательщика уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 333.41, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. некоторые размеры государственной пошлины, указанные в ст. 333.19 НК РФ, исходя из положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй НК Российской Федерации», изменились.

Так, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6000 руб.

При подаче искового заявления о расторжении брака размер государственной пошлины составит 600 руб.

При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 4500 руб.

При подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 2000 руб.

При подаче заявления по делам особого производства размер государственной пошлины составит 300 руб.

При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда размер государственной пошлины составит 2250 руб.

При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, размер государственной пошлины составит 300 руб.

При подаче заявления об отмене решения третейского суда размер государственной пошлины составит 2250 руб.

При подаче заявления по делам о взыскании алиментов размер государственной пошлины составит 150 руб. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в 2 раза.

При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6000 руб.

stnkrf.ru

Госпошлина при подаче иска об определении порядка общения с ребенком

При подаче иска в суд ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ нужно ли платить госпошлину? Кто её должен платить истец или ответчик? Какая сумма? Спасибо.

Брачный договор в законную силу, отдельным сложенным не требуется.
Смирнова Любовь Николаевна, юрист, Красноярск, тел. для записи на консультацию 8-904-8-95-81-31

Юлия! Каждое немущественное требование оплачивается госпошлиной в 200 рублей, о взыскании алиментов — 100 руб. Лучше оплатите разными квитанциями.

Здравствуйте!
Государственная пошлина по иску об определении порядка общения с ребенком не платится. Это разъяснено в «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей».
Цитирую: «требование об уплате государственной пошлины по спорам, связанным с воспитанием детей, является незаконным, поскольку эти споры относятся к делам о защите прав ребенка и пошлиной не облагаются, что вытекает из положений п. 15 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Исковое заявление об определении порядка общения с ребенком нужно подать в районный суд по месту жительства ответчика — родителя, препятствующего общению с ребенком (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ; п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 67 СК РФ).
Орган опеки и попечительства привлекается в качестве третьего лица по делу (п. 1 ст. 78 СК РФ).
К исковому заявлению приложите документы, подтверждающие заявленные исковые требования, и копии искового заявления и документов для ответчика и третьего лица по делу (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).
Истцы освобождаются от уплаты госпошлины при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка (пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ; п. 2 ст. 23 Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ).

yuristi.org

Смотрите так же:

  • Госпошлина при разводе в 2018 году рб Госпошлина на развод С 1 января 2018 года размеры государственных пошлин за развод не изменились. Последнее их повышение состоялось в 2015 году — тогда стоимость регистрации расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства была повышена с 400 до 650 рублей с каждого из супругов (и с 200 до 350 рублей — за […]
  • Стаж работы 50 лет Доплата к пенсии за стаж работы больше 35, 40 и 50 лет: размер и правила начисления Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 09.03.2018 0 845 Просмотров Правила начисления надбавки к пенсии за большой стаж работы В соответствии с последними нововведениями пенсионное обеспечение рассчитывается с применением новых […]
  • Штрафы главному бухгалтеру Бухгалтерского учет для малых предприятий 2017-2018 Упрощенный баланс и отчет о прибылях и убытках Содержание С 2017 года нужно указывать новый ОКВЭД(ОКВЭД2 (ОК 029-2014)) в декларации. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Ст. 20 п.3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую […]
  • Таблица для выхода на пенсию на севере Расчет северного стажа для мужчин при выходе на пенсию Отправить на почту Северная пенсия для мужчин - стаж для нее рассчитывается в особом порядке - зависит от времени работы в соответствующем регионе. Рассмотрим, что влияет на этот стаж. Как Крайний Север влияет на пенсию мужчин? Последний (действующий с 2015 года) […]
  • Какой порядок расчета пенсий Фиксированная выплата к страховой пенсии Фиксированная выплата — это часть суммы пенсионного обеспечения гражданина, которая устанавливается к страховой пенсии (по старости, инвалидности или потере кормильца). Она представляет собой фиксированную величину, устанавливаемую государством и независящую от суммы […]
  • Досрочный выход на пенсию по списку 1 Пенсия по вредности Страховая пенсия по старости представляет собой денежную выплату, которая производится гражданам ежемесячно с целью замены заработной платы или другого дохода. При определенных условиях такая выплата может быть назначена досрочно, т.е. ранее достижения пенсионного возраста — женщины 55, мужчины 60 […]
  • Налог за квартиру 2014 в московской области Разъяснения Ставки транспортного налога в Московской области на 2014 год установлены Законом Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (в ред. от 02.10.2013). По сравнению с 2013 годов в 2014 году они увеличены. Необходимые изменения утверждены Законом МО от 2 октября […]
  • Какая сумма госпошлины при разводе Какая госпошлина при разводе в загсе Какая госпошлина при разводе в загсе Из за демографической ситуации в стране! Размер государственной пошлины за развод указан в ст. 333.19 НК РФ Налогового кодекса , а именно, в п. 5. С начала 2014 года госпошлина составляет 400 рублей. Эта сумма уплачивается и женой, и мужем в […]