По каким правилам можно выполнить сложение векторов

Тема урока : Обобщающий урок

Геометрия 9 класс Дата: 23.11.13

Тема урока: Обобщающий урок.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Векторы», продолжить формировать умение и навыки применения теоретических сведений в процессе решения задач.

¦ обеспечить усвоение учащимися формул по теме «Векторы»

¦ совершенствовать навыки применения данных формул при решении задач;

¦ формировать сознательное усвоение учащимися понятий, векторных и скалярных величин.

¦ развивать продуктивное мышление;

¦ познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;

¦ развивать пространственное воображение учащихся;

¦ формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

¦ умение оценивать результаты выполненных действий;

¦ формировать положительную мотивацию познавательной деятельности через показ теоретической и практической значимости изучаемого материала его связи с другими науками.

¦ воспитывать уважение и интерес к математике;

Оборудование и наглядность:

¦ набор карточек с заданиями, тесты, оценочный лист, таблица.

Мотивация познавательной деятельности учащихся.

¦ Показать теоретическую и практическую значимость изучаемой темой, её связь с физикой и общетехническими предметами.

¦ Обратить внимание учащихся на большое разнообразие упражнений и задач, которые решаются с применением векторов.

Девиз урока: «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» (Ф.Хаусдорф)

«Презирай лень мысли!»(В.А.Сухомлинский)

  1. Организация класса.
  2. Актуализация опорных знаний

А) Фронтальная работа с классом.

а) + () б) + + + ()

2.Верно ли утверждение:

а) Если = то сонаправлен с (да)

б) Если =, то и коллинеарны (да)

в) Если коллинеарен =. (не всегда)

г)Если сонаправлен с , то = (не всегда)

д) Если и противоположно направленные, то и коллинеарны (да)

^ Б) Дифференцированные задания

Группа А решает тесты (Приложение 1)

Группа Б – задачу: Найти равнодействующую двух сил F1 и F2, модули которых равны |F1|=5 Н, |F2|=7 Н, угол между ними

kzbydocs.com

Какие трудности ждут тех, кто взялся выполнять сложение корней?

Тема про квадратные корни является обязательной в школьной программе курса математики. Без них не обойтись при решении квадратных уравнений. А позже появляется необходимость не только извлекать корни, но и выполнять с ними другие действия. Среди них достаточно сложные: возведение в степень, умножение и деление. Но есть и достаточно простые: вычитание и сложение корней. Кстати, они только на первый взгляд кажутся такими. Выполнить их без ошибок не всегда оказывается просто для того, кто только начинает с ними знакомиться.

Что такое математический корень?

Это действие возникло в противовес возведению в степень. Математика предполагает наличие двух противоположных операций. На сложение существует вычитание. Умножению противостоит деление. Обратное действие степени — это извлечение соответствующего корня.

Если в степени стоит двойка, то и корень будет квадратным. Он является самым распространенным в школьной математике. У него даже нет указания, что он квадратный, то есть возле него не приписывается цифра 2. Математическая запись этого оператора (радикала) представлена на рисунке.

Из описанного действия плавно вытекает его определение. Чтобы извлечь квадратный корень из некоторого числа, нужно выяснить, какое даст при умножении на себя подкоренное выражение. Это число и будет квадратным корнем. Если записать это математически, то получится следующее: х*х=х 2 =у, значит vу=х.

Какие действия с ними можно выполнять?

По своей сути корень — это дробная степень, у которой в числителе стоит единица. А знаменатель может быть любым. Например, у квадратного корня он равен двум. Поэтому все действия, которые можно выполнить со степенями, будут справедливы и для корней.

И требования к этим действиям у них одинаковые. Если умножение, деление и возведение в степень не встречают затруднений у учеников, то сложение корней, как и их вычитание, иногда приводит в замешательство. А все потому что хочется выполнить эти операции без оглядки на знак корня. И здесь начинаются ошибки.

По каким правилам выполняется их сложение и вычитание?

Сначала нужно запомнить два категорических «нельзя»:

  • нельзя выполнять сложение и вычитание корней, как у простых чисел, то есть невозможно записать подкоренные выражения суммы под один знак и выполнять с ними математические операции;
  • нельзя складывать и вычитать корни с разными показателями, например квадратный и кубический.

Наглядный пример первого запрета: v6 + v10 ? v16, но v(6 + 10) = v16.

Во втором случае лучше ограничиться упрощением самих корней. А в ответе оставить их сумму.

Теперь к правилам

  1. Найти и сгруппировать подобные корни. То есть те, у которых не только стоят одинаковые числа под радикалом, но и они сами с одним показателем.
  2. Выполнить сложение корней, объединенных в одну группу первым действием. Оно легко осуществимо, потому что нужно только сложить значения, которые стоят перед радикалами.
  3. Извлечь корни в тех слагаемых, в которых подкоренное выражение образует целый квадрат. Другими словами, не оставлять ничего под знаком радикала.
  4. Упростить подкоренные выражения. Для этого нужно разложить их на простые множители и посмотреть, не дадут ли они квадрата какого-либо числа. Понятно, что это справедливо, если речь идет о квадратном корне. Когда показатель степени три или четыре, то и простые множители должны давать куб или четвертую степень числа.
  5. Вынести из-под знака радикала множитель, который дает целую степень.
  6. Посмотреть, не появилось ли опять подобных слагаемых. Если да, то снова выполнить второе действие.

В ситуации, когда задача не требует точного значения корня, его можно вычислить на калькуляторе. Бесконечную десятичную дробь, которая высветится в его окошке, округлить. Чаще всего это делают до сотых. А потом выполнять все операции для десятичных дробей.

Рекомендация: после разложения на простые множители нужно сделать проверку. То есть умножить их друг на друга и проверить, получается ли исходное значение.

Это вся информация о том, как выполняется сложение корней. Примеры, расположенные ниже, проиллюстрируют вышесказанное.

Первое задание

Вычислить значение выражений:

а) v2 + 3v32 + ? v128 — 6v18;

б) v75 — v147 + v48 — 1/5 v300;

в) v275 — 10v11 + 2v99 + v396.

а) Если следовать приведенному выше алгоритму, то видно, что для первых двух действий в этом примере ничего нет. Зато можно упростить некоторые подкоренные выражения.

Например, 32 разложить на два множителя 2 и 16; 18 будет равно произведению 9 и 2; 128 — это 2 на 64. Учитывая это, выражение будет записано так:

v2 + 3v(2 * 16) + ? v(2 * 64) — 6 v(2 * 9).

Теперь нужно вынести из-под знака радикала те множители, которые дают квадрат числа. Это 16=4 2 , 9=3 2 , 64=8 2 . Выражение примет вид:

v2 + 3 * 4v2 + ? * 8 v2 — 6 * 3v2.

Нужно немного упростить запись. Для этого производится умножение коэффициентов перед знаками корня:

v2 + 12v2 + 4 v2 — 12v2.

В этом выражении все слагаемые оказались подобными. Поэтому их нужно просто сложить. В ответе получится: 5v2.

б) Подобно предыдущему примеру, сложение корней начинается с их упрощения. Подкоренные выражения 75, 147, 48 и 300 будут представлены такими парами: 5 и 25, 3 и 49, 3 и 16, 3 и 100. В каждой из них имеется число, которое можно вынести из-под знака корня:

5v5 — 7v3 + 4v3 — 1/5 * 10v3.

После упрощения получается ответ: 5v5 — 5v3. Его можно оставить в таком виде, но лучше вынести общий множитель 5 за скобку: 5 (v5 — v3).

в) И снова разложение на множители: 275 = 11 * 25, 99 = 11 * 9, 396 = 11 * 36. После вынесения множителей из-под знака корня имеем:

5v11 — 10v11 + 2 * 3v11 + 6v11. После приведения подобных слагаемых получим результат: 7v11.

Пример с дробными выражениями

v(45/4) — v20 — 5v(1/18) — 1/6 v245 + v(49/2).

На множители нужно будет разложить такие числа: 45 = 5 * 9, 20 = 4 * 5, 18 = 2 * 9, 245 = 5 * 49. Аналогично уже рассмотренным, нужно вынести множители из-под знака корня и упростить выражение:

3/2 v5 — 2v5 — 5/ 3 v(?) — 7/6 v5 + 7 v(?) = (3/2 — 2 — 7/6) v5 — (5/3 — 7) v(?) = — 5/3 v5 + 16/3 v(?).

Это выражение требует того, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе. Для этого нужно умножить на v2/v2 второе слагаемое:

— 5/3 v5 + 16/3 v(?) * v2/v2 = — 5/3 v5 + 8/3 v2.

Для полноты действий нужно выделить целую часть у множителей перед корнями. У первого она равна 1, у второго — 2.

www.syl.ru

Практическая работа по теме «Сложение и вычитание векторов»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 111 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

Практическая работа №2

«Сложение и вычитание векторов»

Работу выполнил учащийся (учащаяся) 9 класса_____________________________

• уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы;

• научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;

• научиться выполнять вычитание векторов.

Задание 1 Выполните сложение векторов и .

Задание 2 Выполните сложение векторов и .

Задание 3 Выполните сложение векторов и .

Задание 4 Найдите сумму векторов и .

Вывод (По каким правилам можно выполнять сложение векторов? Как найти разность векторов): _______________________________________________________________

Практическая работа №2

«Сложение и вычитание векторов» Вариант 2

Работу выполнил учащийся (учащаяся) 9 класса_____________________________

• уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы;

• научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;

• научиться выполнять вычитание векторов.

Задание 1 Выполните сложение векторов и .

Задание 2 Выполните сложение векторов и .

Задание 3 Выполните сложение векторов и .

Задание 4 Найдите сумму векторов и .

Вывод (По каким правилам можно выполнять сложение векторов? Как найти сумму векторов): _______________________________________________________________

Практическая работа №2

«Сложение и вычитание векторов» Вариант 3

Работу выполнил учащийся (учащаяся) 9 класса_____________________________

• уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы;

• научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;

• научиться выполнять вычитание векторов.

Задание 1 Выполните вычитание векторов и .

Задание 2 Выполните вычитание векторов и .

Задание 3 Выполните сложение векторов и .

Задание 4 Найдите разность .

Вывод (По каким правилам можно выполнять сложение векторов? Как найти разность векторов): _______________________________________________________________

Практическая работа по теме: «Сложение и вычитание векторов». Работа составлена на три варианта. Учащийся выполняет работу на листе формата А — 4. Цель работы: • уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы; • научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника; • научиться выполнять вычитание векторов. Работа составлена для проведения на уроке или индивидуального домашнего задания. После выполнения работы учащийся делает выводы по ходу выполнения работы.

  • Фоминых Елена Сергеевна
  • 10466
  • 06.02.2013

Номер материала: 4894020646

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Практическая работа по геометрии «Сложение и вычитание векторов» 1

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 111 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

Практическая работа №2

«Сложение и вычитание векторов»

• уяснить понятия: сумма двух векторов, сумма нескольких векторов, разность векторов, противоположные векторы;

• научиться выполнять сложение векторов по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;

• научиться выполнять вычитание векторов.

Задание 1 Выполните сложение векторов и .

Задание 2 Выполните сложение векторов и .

Задание 3 Выполните сложение векторов и .

Задание 4 Найдите разность .

Вывод (По каким правилам можно выполнять сложение векторов? Как найти разность векторов): _______________________________________________________________

Работу выполнил учащийся (учащаяся) 9 класса_____________________________

Дата выполнения __________________

  • Свистун Анна Сергеевна
  • 1227
  • 25.09.2015

Номер материала: ДВ-008927

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Поурочные разработки по русскому языку в 11 казахском класс

10. Выполнение упражнения № 16 на стр. 11.

11. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 17 на стр. 12 и подготовить сообщение об индивидуальных особенностях людей профессии казахского народа.

Урок 5. Тема: Суффикс и приставка.

Цели урока: закрепить знания по морфемному составу слова; патриотическое воспитание.

Тип урока: обобщение знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Прочитать сообщение об индивидуальных особенностях людей профессии казахского народа.

2) Проверка выполнения упражнения № 17 на стр. 12.

3) Индивидуальная работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:

Деб…тор, к…нтракт, кр…дитор, пр…дюсер, товарооб…рот,

макл…р, н…минал, п…ритет (валютный), с…ртификат, т…раж, альт…рация, бальз…мировать, в…львация, барт…рные сделки.

К следующим толкованиям слов подберите в приведенном ниже списке соответствующие термины:

— владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств;

— оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи;

— лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки имени и за свой счет;

— отрезной талон ценной бумаги;

— поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация;

— соотношение между денежными единицами различных стран;

— нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах;

— торговая сделка на основе натурального обмена;

— погашение облигаций государственных займов;

-документ, удостоверяющий права держателя акций;

Слова – термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.

Ответы к заданиям.

Дебитор – должник; контракт – договор; кредитор – заимодавец; продюсер – владелец кинофирмы; товарооборот – процесс обращения товаров; маклер – биржевой специалист, посредник; номинал- обозначенная стоимость; паритет – соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат – документ, удостоверяющий права на что-либо, качество товара; тираж – погашение облигаций займа или иных обязательств; альтерация – (муз.) понижение или повышение звука; бальзамировать – пропитать тело умершего особым веществом для предохранения от гниения; вальвация – определение стоимости иностранной валюты в национальной денежной единице; бартерные сделки – натуральный обмен.

Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.

2. Закрепление темы «Словообразование и орфография».

— О чём нужно помнить при нахождении однокоренных слов?

1) Однокоренные слова должны быть связаны по смыслу; 2) слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова; 3) подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками; 4) в корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

3. Лингвистическая разминка.

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мореход, подорожник. (Мореход – море, ходить (производящие слова). Производящие основы –мор-, -ходи-. Словообразовательные средства – соединительная гласная –е-, отсечения гласной основы. Способ словообразования – сложение основ. Подорожник – дорога. Производящая основа –дорог-. Словообразовательные средства – приставка по-, суффикс —ник. Способ словообразование – приставочно-суффиксальный).

К каким правилам нужно придерживаться, чтобы не допустить ошибки при написании приставок?

Все приставки делятся на группы:

1- я группа: пишем всегда одинаково: в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-(надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-, ото-, па-, пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-(предо), про-,(разо), с-, со-, су-, у-.

2-я группа: определяем, перед какими согласными приставка перед глухим –с; перед звонким – з.

3-я группа – определяем смысл приставок: при – приближение, присоединение, нахождение около чего-то, неполные, незаконченные действия; пре – в значение очень (кроме слов прискорбный, причудливый), по смыслу сходна с пере-.

Роль суффиксов: из одних слов делают другие, придают словам самые разные смысловые оттенки (большой, маленький, симпатичный или противный).

5. Выполнение упражнении № 18, 19 на стр. 12.

6. Работа с текстом «Республика Казахстан» (упражнение № 20).

Выполнить задание к тексту.

Придумайте и запишите примеры слов, образованных разными способами: 1 вариант – приставочный, 2 вариант – суффиксальный, 3- приставочно-суффиксальный, 4 – сложение.

Выделите морфемы – орфограммы сшить, собирать, знаешь, приморской, черно-белый, исходить, разрушить, подрасти, кто-нибудь.

9. Готовимся к ЕНТ

1) Отметьте слова, в которых пишется буква а.

Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, р…стовщичество, скл…нение, з…ренька, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, вск…кивать, зар…стание,

р…внина, откл…няться, разг…реться, м…кание, спл…влять, р…вноденствие, утв…рь, р…сток.

2) Отметьте слова , в которых пишется буква и.

Расст…лить, отт…рать, бл…стеть, разб…рать, ц…рк, ц…ган, ум…реть, сж…гать, скворец. панц..рь, ц…пленок, обж…гание, станц…я, сестриц…н, выч…тать.

3) Отметьте слова , в которых пишется буква ё.

Ч…рт, маж…р, стаж..р, ноч…вка, сгущ…нка,сильный ож..г, мальч…нка, испеч..н, плащ…м, горяч…, ещ…, камыш…вый, подж…г, княж…н, копч…ный.

4) Отметьте слова, в которых пишется буква е.

Пр…добрый, пр…крыть, пр…город, пр…вилегия, пр…рогатива, пр…ватный, пр…оритет, пр…ступить (закон), пр…творить в жизнь, бл…стящий, замоч…к, пальч…к, платоч…к, сит…чко, луков…чка.

5) Отметьте слова, в которых пишется буква ъ.

Без…ядерный, вар…ировать, кабал…еро, в…явь, ин…екция, из…ян, почтал…он, мыш…яковый, фел…етон, меж…языковый, раз…единенный, с…емочный, фельд…егерь, четырех…ярусный, кан…он.

6) Отметьте слова, в которых пишется буква з.

Бе…болезненный, бе…трепетный, ра…лагать, бе…граничный, бе…цензурный, и…ключить, ра…каиваться, бе…жизненный, ра…познавать, бе…шабашный.

2) 2, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 15.

3) 1-5, 8, 11, 13, 15.

4) 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14.

11. Домашнее задание.

1. Выполнить упражнения № 21, 24 на стр. 13-15.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о своем селе.

Урок 6. Тема: Производные и непроизводные слова.

Цели урока: повторить способы образования; развитие интереса к истории; патриотическое воспитание.

1. Проверка домашнего задания.

1. Прочитать сообщение о своем селе.

2. Выполнение упражнений № 21, 24.

2. Готовимся к ЕНТ

1. Вставьте пропущенные гласные.

Осв…щение, раз…внять клумбу, соед…нение, под…тожить.

2. Вставьте, где нужно пропущенные согласные.

Сверс..ник, юн…ость, им…унитет, безгласный.

3. Вставьте, где нужно пропущенные ъ или ь.

Контр…атака, четырех…этажный, свер…естественный, кур…ер.

4. Вставьте пропущенные буквы в приставках.

Чере…седельник, …готовить обед, пр…вратности судьбы, пр…оритет

5. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и ц.

Сделать отч…т освещ…ные улицы, залить сургуч…м, подойти на ц…почках.

6. Вставьте, где нужно, в словах дефис.

(Кисло)сладкие ягоды, (дальне)восточное направление, (выше)названная тема, (социально)экономические проблемы.

7. Вставьте, где нужно, буквы в существительных.

К…мпаньон, инсц…нировка, неразб…риха, счас…ливчик.

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в глаголах.

Приготов…те, отреж….те уголок, не стел….тся, можно добит…ся успеха.

9. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставками пре-, при-.

Пр….обретать, пр…емлемый вариант, непр…ступная крепость, пр…увеличить.

10. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Кипяче…ая вода, девочка воспита…а, маринова…ые овощи, золоче…ая шкатулка.

2. Работа по теме урока.

а) Выполнение упражнении № 26, 27.

Выбрать производящие слова к производным словам:

Мерить, измерить, обмерить — измерение (производящее производное слово)

б) Работа над текстом упражнение № 28. (Выполнить задания к тексту).

в) Словарная работа.

актуальный – очень важный для настоящего момента;

этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народа;

мировоззрение – система взглядов, воззрений на природу и общество.

г) отработка умений и навыков

— Я пр…обрел книжонку сказал мой с…беседник и назвал фамилию поэта – классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я. Что вы

но ведь она тоненькая да и формат (не) большой ответил с…беседник.

-Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы всех значении… (Б. Тимофеев)

Задание к тексту

Записать 1-ю часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из 2-х частей выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

— Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»?

(Уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное)

— Благодаря чему изменилось значение слова? (Суффиксу)

— Выполните морфологический разбор слов: собеседник, книжонка

— Определите значение морфем в первом слове.

4. Домашнее задание.

1) Выполнение упражнений № 27, 29 на стр. 16.

2) Расскажите о своем знаменитом земляке.

Урок 7. Тема: Контрольный диктант.

Цели урока: проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография».

1. Текст диктанта.

Прохладные ночи. Росистый рассвет. Полуденная жара. Каждое утро встаёт прожорливое солнце и проглатывает скудную росу. Под его палящим взглядом мелеют реки и степные озёра. Болью в глазах отдаётся сухая белизна солончака. В высохших каналах, раскрыв клювы, бродят сытые вороны и грифы, чистят клювы, не обращая внимания на змей в редких кустах.

Стада куланов и сайгаков, чудом уцелевших в минувшую небывало суровую зиму, презрев опасность, носятся по степи в поисках воды. Одичали псы. Волки, высунув языки, бродят в поисках воды, не боясь людей.

Солнце, как палящее око, смотрит из необъятной глубины неба. Ни тучки на небе, ни ветерка над землёй. Жара выжимает последние капли пота, одежда пропитана солью, лица исполосованы ожогами. Но люди идут, боясь остановиться и отдохнуть, боясь ночёвок и сна, боясь отстать от друг друга. Не жара страшит их. Их гонит враг. Жестокий, как волк, бесчисленный, как саранча.

1) Синтаксический разбор последнего предложения 1-го абзаца.

2) Разбор по составу слова: проглатывает, высохших, исполосованы, бесчисленный.

Урок 8. Тема: Словообразовательный тип

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учеников по морфемике и словообразованию, восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор; патриотическое воспитание.

Тип урока: повторение ЗУН

Методические приемы: работа с таблицей, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

1. Реализация домашнего задания.

1) Выполнение упражнений № 27, 29 на стр. 16.

2) Расскажите о своем знаменитом земляке.

2. Работа по теме урока.

1) Каким способом образовались следующие слова:

Человеколюбивый роман, человеконенавистничество, человекообразный; сердобольный, сердечнососудистая хирургия, сердцебиение, сердцеед; жестокий душегуб, великодушие, малодушный поступок, душевнобольной, душегрейка, душещипательный; благоухание, благотворительность, благоприятный, благополучный, благовоние, благонравие, монашеское благочестие.

2) Словообразовательный разбор слов:

ключик, подыграть, скворечник

1. В каких словах содержится одна приставка, один корень, один суффикс и одно окончание?

2. Какие слова образованы суффиксальным способом?

4 . Повторение изученного

Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами:

1) суффиксальный: березка – береза, беловатый – белый, дуб – дубок (окончание нулевое);

2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, т.к. деепричастия не образуются приставочным способом): нелегко – легко, наверх – верх;

3) приставочно-суффиксальный: подоконник – окно, загородный – город;

4) сложение: златоглавый, глазомер;

5) сложение: корнеплод, кашевар;

6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чистоплотный, сладкоежка.

5. Выполнение упражнений № 29, 30, 31 на стр. 18.

6. Самостоятельная работа учащихся.

1) Сгруппируйте однокоренные слова. Выделите непроизводные слова (упр. № 42).

2) Образуйте от слов антонимы при помощи приставок не-, без-, анти-, контр-. Выделите графически приставки, которые отличают производные слова от производящих (упр. № 43).

3) Определите способы образование производных слов (упр. № 44).

4) Образуйте от названий городов производные существительные со значением «житель», «жительница» (упр. № 44).

5) Работа над текстом (упр. № 46).

6) разбор слов: концепция, мировоззрение, миропонимание

8. Домашнее задание.

1) Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 24.

2) Выполнить упражнение № 40.

Урок 9. Тема: Типы и виды словосочетаний

Цели урока: обобщение знаний по теме «Словосочетание»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.

1. Проверка домашнего задания.

1) Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 24.

2) Выполнить упражнение № 40.

2. Работа по теме урока

1. Повторение и обобщение знаний.

— Что такое словосочетание? ( это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)

— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное и зависимое.)

— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяется следующие словосочетания:

именные: яркие цветы (главное слово – сущ-е), очень скромный (гл.сл.- прилаг.), две подруги (гл.сл — числ); кто-то из ребят (гл.сл.- мест);

глагольное: смотрит вдаль (гл.сл.- глагол);

наречные: вместе с сестрой (гл.сл.- наречие).

— Назовите виды между словами в словосочетаниях.

Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).

Управление— это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).

— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет, это основа предложения).

-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный).

2. Синтаксический разбор предложения.

Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).

-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.

Схема: (__ __), и (__ __).

-Объясните правописание гласных после шипящих.

-Выпишите словосочетания:

  • волны шитые – главное слово – волны;
  • шитые шелками– главное слово –шитые;
  • шелками лиловым– главное слово –шелками;
  • шелками красным– главное слово –шелками;
  • шелками желтым– главное слово –шелками;
  • шелками золотым– главное слово –шелками;
  • проблистав над синью – главное слово –проблистав;
  • проблистав янтарями– главное слово – проблистав;
  • свой дым – главное слово – дым;
  • жемчужный дым– главное слово – дым;
  • сгущало дым– главное слово – сгущало.

На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)

— Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)

  • именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым
  • глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым

— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? (шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).

— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

  • управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);
  • согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).

3. Выборочно – распределительный диктант.

(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.

kzbydocs.com

Смотрите так же:

  • Выплаты страховых компаний по осаго за 2014 год Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке Профиль, 9 июня 2008 г.Вторая волна Говорить о завершении банковского кризиса, начавшегося с обвала рынка обеспеченных ипотекой облигаций в США и превратившегося в серьезную проблему для большинства крупных банков США и Западной Европы, пока рано. На этой […]
  • Пособия на шаумяна OOO "Алтай" Фирма "Алтай" предлагает: Школьные учебники и пособия Справочники и словари Методическую литературу для учителей Наглядные пособия и карты Развивающую литература для дошкольников Детскую художественную литературу Развивающие и обучающие игры 17.02.2018 Повысились цены на учебники […]
  • Вывод лабораторная работа изучение закона сохранения механической энергии Презентация по физике "Изучение закона сохранения механической энергии" 10 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Выбранный для просмотра документ Лабораторная работа 2.docx МБОУ СОШ р.п.Лазарев Николаевский район Хабаровский крайВыполнила: учитель физики Т.А.Князева Лабораторная работа […]
  • Доказать сочетательный закон Доказать сочетательный закон § 2. Скалярное произведение векторов (4 ч) (уроки 8-11) Урок 9. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов - повторить с учащимися вопросы теории и рассмотреть основные свойства скалярного произведения; - сформировать умения вычислять скалярное произведение векторов и […]
  • Презентация собственность 8 класс Презентация "Практикум к уроку "Собственность" для 8 класса по обществознанию План-конспект урока «Собственность» Используемые материалы: - § 13 учебника Л.Н. Боголюбова , А.И. Матвеева «Обществознание». М. Просвещение. 2010. - презентация с тестами «Готовимся к ГИА»; - презентация «Практикум к уроку […]
  • Конспект правила переноса слов Конспект урока по русскому языку "Правила переноса слов" 1 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Тема: Правила переноса слов. Урок закрепление Отгадайте, кто это: Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. улитка. слайд - Пропишем сочетания […]
  • Не с различными частями речи правило Не с разными частями речи (табл НЕ с различными частями речи. Употребляется ли слово без НЕ? Определи часть речи, вспомни правило. Существительные, прилагательные, наречия на –о, - е (!) Во всех остальных случаях Противопоставление с союзом а. Не приятель, а враг Не умный, а глупый Не далеко, а близко Пояснительные […]
  • Лекция интеллектуальная собственность §1 Понятие интеллектуальной собственности. Краткая характеристика объектов, относимых к интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в […]