Почему был изменен избирательный закон в 1907 году

В 1907 году произошел Третьеиюньский государственный переворот

Так называемый Третьеиюньский государственный переворот, произошедший 3 июня 1907 года, выразился в роспуске II Государственной Думы и изменении Избирательного закона от 11 декабря 1905 года (при этом был нарушен Манифест от 17 октября 1905 и основные законы от 23 апреля 1906).

Причиной роспуска II Думы послужила невозможность конструктивного взаимодействия между правительством, возглавляемым премьер-министром Петром Столыпиным, и оппозиционной Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий. Любой правительственный закон фактически блокировался Думой. А думские законы – императором и Государственным Советом. Сложившаяся ситуация олицетворяла собой конституционный кризис. Император Николай II понимал, что следующая Дума (при роспуске существующей) не будет сильно отличаться и тупиковая ситуация сложится вновь. Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении Избирательного закона.

Воспользовавшись незначительным поводом, председатель Совета министров Петр Столыпин обвинил Социал-демократическую фракцию в Государственной Думе в подготовке антигосударственного переворота. Царское правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их. 3 июня был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в Положении о выборах.

Избирательный закон был изменен таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — Октябристской и Националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.

Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране на некоторое время наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днем Первой русской революции.

www.molgvardia.ru

Избирательный закон 3 июня 1907 года

Ответили: 59

Сколько пафоса для прикрытия невежества.

про дворохозяев и др.
29/07/2007 22:40

Речь идет о выборщиках, избираемых на съезд уполномоченных, т.е. это не исключительно активное избирательное право, а разновидность пассивного (кого надо избирать в выборщики первой ступени). См. ст.37: «В съезде уполномоченных от волостей участвуют выборные от волостных сходов уезда, по два от каждого схода. Выборные эти избираются волостными сходами из числа крестьян-домохозяев. «. Про активное — ст.83: «Избрание уполномоченных от волостей и станиц в избирательные съезды производится наличным составом выборных от сельских и станичных обществ, избранных для решения текущих дел» (далее ст. 87 указывала на неподлежание результатов таких сходов рассмотрению земских начальников и соответствующих им других должностых лиц). Т.е. речь идет об обычном волостном сходе с обычным составом их участников, см. также ст.85: «При производстве выборов на волостных сходах и станичных сборах, а также на общих собраниях владельцев надельной земли в Измаильском уезде Бессарабской губернии могут присутствовать исключительно лица, входящие в состав этих сходов, сборов и собраний».

Re: про дворохозяев и др.
30/07/2007 00:01

Re: про дворохозяев и др.
30/07/2007 00:45

Мой оппонент и автор этого поста по причине бана в моём журнале взялся опровергать (мстить) давний пост в этом сообществе: Ссылка на запись: Россия. 100 лет назад..
Пост настолько очевидный и банальный (на мой взгляд), что мне было даже неловко его помещать.

с тем
30/07/2007 12:06

> с чем именно в приведённом мной исходном посте Вы несогласны

Re: с тем
30/07/2007 12:23

Так я не претендовал на всеохватность.
В то же время и роспуск второй думы при помощи очевидной провокации, и новый избирательный закон, и в целом окончание революции — весьма существенные события в истории. Избирательный закон 3 июня изменил состав Думы качественно, а не только количественно — для того закон и писался.

По поводу «унтер-офицерской вдовы» — не по адресу, Вам сюда:

www.ljpoisk.ru

Почему был изменен избирательный закон в 1907 году

Помогите за 50 баллов !1) почему был изменен изберательный закон? в чем главное отличие III Государственной думы и предыдущих? 2.Какие изменения произошли в национальной политике?Чем они были вызваны?3.Какого было отношение русского общества к реформам Столыпина? 4.Почему Николай II перестал поддерживать Столыпина? 5.Каковы причины всплеска революционного движения?

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Sky333 03.10.2013

Ответы и объяснения

1) потому что в Думу попало много представителей левых партий. В 1907 царское правительство приняло новый избирательный закон по которому избранными и избирателями могли стать только имущие слои населения (имущественный ценз, низкая квота для крестьян и рабочих) так и случилось в 3 Думе было очень мало предствителей левых партий, а преобладали октябристы и кадеты.

znanija.com

Презентация на тему «Политическая жизнь России в 1907-1914 гг»

  • Скачать презентацию (0.53 Мб)
  • 104 загрузки
  • 4.4 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Политическая жизнь России в 1907-1914 гг» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Тема: Политическая жизнь России в 1907-1914 гг.

1.Проверка домашнего задания.2.III Государственная дума.3.Ужесточение национальной политики.4.Общество и реформы Столыпина.5. IV Государственная дума.

1.Проверка домашнего задания. Ответьте на нижеследующие вопросы.

1. Какое право каждому крестьянину давал Указ 9 ноября 1906 г? 2. Как вы думаете, для чего нужно было разрушать крестьянскую общину? 3. Какова цель проведения правительством аграрной реформы? 4. Что такое :хутор, отруб, артель, кооперация?

Задание на урок:

Почему Столыпину не удалось довести до конца свои реформы?

I и II Государственные думы были созваны в 1906-1907 гг. в условиях продолжавшейся революции. Выборы в них проводились на основе избирательного закона, принятого в декабре 1905 г. Обе думы по своему составу и по обсуждавшимся в них законопроектам не удовлетворяли императора Николая II и правящие круги своей “революционностью” и были распущены досрочно: I-ая — проработав всего 72 дня, II-ая — немногим больше.

Выборы в III Государственную думу проходили осенью 1907 г. в соответствии с измененным по воле императора, без утверждения Государственной думой, избирательным законом. Новое «Положение о выборах в Государственную думу» значительно ограничивало представительство в ней от крестьян, рабочих, населения национальных районов. Как и прежде, выборы оставались не равными и не всеобщими, не прямыми, а многостепенными. Для крестьян, которые избирали выборщиков на волостной сход, затем на уездные и губернские съезды и лишь губернские выборщики — в Думу, выборы были 4-х степенными. После разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии» (1907—1910). Дума была сохранена как видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избирательный закон. Высочайший манифест о роспуске II Государственной думы

III Государственная дума.

3 июня одновременно с роспуском 2-й Думы был обнародован новый избирательный Закон. В нем сохранялось деление на 4 курии, но ставка теперь делалась на дворян и буржуазию. 1 голос дворянина равнялся 260 голосам крестьян и 563рабочих. Представительство инородцев сокращалось, многие народы были лишены избирательных прав, как не достигшие гражданской зрелости. Открытие императором заседания 3-й Государственной думы 3 июня 1907 г.

Победу на выборах одержали октябристы(154 места),монархисты получили 147 мест и на долю левых пришлось ок.100 мандатов. Эта ситуация позволила октябристам, группируясь или с правыми, или с левыми провести любой закон. Из-за конфликтов с царем в Думе сменилось 3 председателя -Н.Хомяков, А. Гучков, М.Родзянко все октябристы.

Целью реформ Столыпина было создание «Великой России».Это предполагало сохранение целостности государства. В Думе предпринимались попытки ликвидировать права окраин дарованные во время революции. В 1909г. образовалась фракция националистов, ставшая опорой Столыпина. В 1910 г. Дума приняла закон фактически урезавший финскую автономию. В ответ на протесты финов, Николай IIраспустил финский Сейм. III Дума обсуждает «финский» вопрос. 3. Ужесточение национальной политики.

В Польше были закрыты культурные общества число земств сократилось в 1,5 раза, представительство в Думе сократилось с 37 до 14 человек. Курии образовывались не по сословному а по национальному принципу. В 1908 г. Началась новая антиеврейская компания достигшая своего пика в «Деле Бейлиса», несправедливо обвиненного в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. В 1913 г. Суд присяжных вынес ему оправдательный приговор. М Бейлис, обвиненный в убийстве русского мальчика.

Столыпин встречает царскую семью. Отношение общества к реформам Столыпина было сложным, т.к. население не доверяло власти. Крестьяне, разочарованные провалом переселенческой политики, вновь активно включались в революционное движение. Дворяне видели в премьере разрушителя устоев. Либералы не могли простить террора. Столыпин мог опереться лишь на октябристов, но и они отвернулись от него из-за медлительности в проведении политических реформ. 4.Общество и реформы Столыпина.

Убийство Столыпина Д.Багровым 1 сентября 1910 гг (фрагмент из сериала «Столыпин») В к. 1910 г.возник конфликт между Столыпиным и Николаем II, увидевшем в проводимой политике угрозу самодержавию. Все ожидали отставки премьера. Но 1 сентября Столыпин был убит двойным агентом, эсером Д.Багровым. Царь на похороны Столыпина не явился.

После убийства Столыпина стало ясно, что политических реформ ждать не следует и это привело к оживлению революционного движения. В ответ правительство перешло в наступление. Был изменен университетский устав. В знак протеста группа виднейших профессоров Московского университета объявила об отставке. В апреле 1912 г.на приисках «Лензолото» были расстреляны 270 человек, вышедших на демонстрацию. «Ленский» расстрел.

В 1912 г.начала свою работу IV Государственная Дума. В ней сохранился октябристский маятник и председателем Думы стал М.В.Родзянко. Хотя большинство было за черносотенцами Дума была настроена оппозиционно и по многим вопросам Родзянко конфликтовал с Николаем II. Заседание 4-й Государственной Думы.

Опорный конспект:

Даты и события: 3 июня 1907 г – новый избирательный закон. Помещики горожане (буржуазия) крестьяне рабочие 1 голос (1 голос) 4 голоса (3 голоса) 260 голосов 563 голоса (15 голосов) (45 голосов) В скобках даны количество голосов по первому избирательному закону. 1907-1912 гг- деятельность 3-ей Гос.Думы. 1912 -1917гг- деятельность 4-й Гос.Думы.

pptcloud.ru

Избирательная система 1907 года

Избирательная система 1907 года — система выборов по Положению о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года, принятому после роспуска II Думы (см. Третьеиюньский переворот). Избирательная система использовалась при выборах в Государственные Думы III и IV созыва. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. В то же время, усилилась непропорциональность в избирательной системе. Однако спокойствие вернулось в страну на 10 лет, вплоть до третьего года изнурений и поражений в мировой войне.

Содержание

История создания избирательного закона 1907 года [1]

Идея о необходимости изменения избирательного законодательства 1906 года, давшего неудачные (с правительственной точки зрения) I и II составы депутатов Думы, возникла в правительственных кругах в самом конце 1906 года, немедленно после того, как прошли выборы во II Думу, результатом которых оказалось еще большее усиление роли революционных партий [2] .

Первым из министров инициативу проявил государственный контролер П. Х. Шванебах, изложивший свое предложение Николаю II при докладе 13 января 1907 года.

Между тем отношения между правительством и II Думой, открывшейся 20 февраля 1907 года, все более ухудшались.

К маю 1907 года «товарищ» (заместитель) министра внутренних дел С. Е. Крыжановский составил три варианта нового избирательного закона. В первом варианте предполагалось полностью разделить курии землевладельцев, горожан и крестьян, не объединяя их в общем губернском избирательном собрании, а также учредить особую курию для евреев. Второй вариант, как принятый, подробно описывается в последующих разделах данной статьи. Третий вариант предусматривал предоставление выбора членов Думы губернским и уездным земским собраниям. Третий вариант изначально считался неудачным и не рассматривался всерьез [3] . Все варианты были разработаны эскизно, для обсуждения министрами предназначался не полный текст закона, а упрощенные схемы и таблицы.

Второй вариант Крыжановский условно называл «бесстыжим». Так называемая «бесстыжесть» заключалась в том, что хотя закон предусматривал куриальные выборы и гарантировал фиксированное минимальное представительство куриям крестьян и рабочих, окончательный выбор депутатов из выборщиков данных курий принадлежал общему губернскому избирательному собранию, большинство в котором всегда имели землевладельцы и горожане высшего имущественного ценза. Таким образом, крестьяне и рабочие посылали в Думу таких представителей, которые выбирались из их числа помещиками и богатейшими горожанами.

Заседания правительства, посвященные обсуждению нового избирательного закона, начались только в начале мая 1907 года [4] , когда полная невозможность наладить сотрудничество с Думой была уже совершенно очевидной. Совещания министров проходили в конспиративной обстановке — из зала заседаний были устранены все чиновники канцелярии, не составлялось журналов заседаний. Обсуждение в Совете министров выявили разделение позиций — П. Х. Шванебах и министр финансов В. Н. Коковцов держались мнения об изменении избирательного закона и годовой отсрочке созыва новой Думы, братья министр иностранных дел А. П. Извольский и обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский считали, что Думу надо распустить, а затем действовать по ситуации, министр юстиции И. Г. Щегловитов выступал за роспуск Думы и новые выборы по старому закону, П. А. Столыпин и остальные министры выступали за роспуск Думы, новый избирательный закон и немедленный созыв новой Думы. Так как Совет министров не пришел к единому решению, было предложено просить императора назначить дальнейшие совещания в расширенном составе, с привлечением авторитетных членов Государственного Совета.

20 мая ситуация изменилась. Министр юстиции объявил правительству о нахождении при обыске на квартире члена Думы Озола документов, свидетельствующих о групповом участии членов Думы — социал-демократов в противоправительственном заговоре [5] . Дальнейшее развитие событий было легко предсказуемым. Ожидался запрос правительства в Думу о снятии с подозреваемых депутатов неприкосновенности, отказ Думы и ее последующий роспуск (последующие события точно соответствовали данным предположениям). Стало очевидным, что новый закон должен быть принят в наикратчайший срок.

К дальнейшему обсуждению ситуации были привлечены члены Государственного Совета, бывшие министры И. Л. Горемыкин, А. С. Ермолов, А. Г. Булыгин и М. Г. Акимов. Три совещания в расширенном составе прошли вяло и привели к малоопределенным выводам.

В результате, П. А. Столыпин вынужден был взять инициативу в свои руки и, не дожидаясь общего решения министров, предложить Николаю II выбор из трех имевшихся вариантов нового избирательного закона, считая необсуждаемым условием немедленный созыв новой Думы. 29 мая Николай II выбрал вариант, который сам автор законопроекта С. Е. Крыжановский называл «бесстыжим». Крыжановский приступил к составлению полного текста закона и сумел написать (по эскизным вариантам) обширнейший и сложный документ за двое суток.

1 июня Государственной Думе было предъявлено требование об отстранении от заседаний 55 депутатов и снятии неприкосновенности с 16 депутатов социал-демократической фракции. В ночь с 1 на 2 июня необходимые документы были отпечатаны в обстановке повышенной секретности и утром 2го июня отправлены в Петергоф на утверждение Николаю II. Министры, собравшиеся в ожидании прибытия подписанных указов, обсуждали, как будет целесообразнее провести их в жизнь — распустить Думу немедленно, или же дать ей один день для выполнения требований правительства. Указы прибыли от императора с письмом, в котором говорилось: «Я ждал целый день извещений ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет нечисто, а пойдет в затяжку. Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твердость.» После этого указ о роспуске Думы и избирательный закон были обнародованы утром 3го июня. Эти события часто описываются как Третьеиюньский переворот.

Общая характеристика избирательной системы [6]

Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями (официально курии именовались списками избирателей) являлись:

  • волостная (то есть крестьянская);
  • землевладельческая;
  • 1я городская (высший избирательный ценз);
  • 2я городская (низший избирательный ценз);
  • рабочая.

Кроме этого, в некоторых местностях были выделены казачьи курии, а также разделены курии русских и нерусских избирателей. Внутри курий также не существовало норм представительства (стандартного количества избирателей на одного депутата), и количество депутатов от местностей и курий определялось только прилагаемым к Положению расписанием.

Выбирались 442 депутата, из них от Европейской России — 403, от Польши — 10 (в том числе один от русского населения и один от православного населения), от Кавказского края — 10 (из них 2 от казаков и 1 от русского населения), от Азиатской России (Сибирь) — 15 депутатов. Средняя Азия не была представлена в Думе вообще.

От Финляндии предполагалось выбрать еще 4 депутатов, однако выборы в Финляндии ни в III, ни в IV Думу так и не состоялись.

Выборы не имели партийного характера — официальных партийных списков не существовало, все кандидаты в члены Думы формально являлись самовыдвиженцами и не имели обязательства присоединиться в Думе к определенной фракции.

Этапы выборов [6]

Система выборов была многоступенчатой. На первом этапе крестьяне на волостных сходах выбирали уполномоченных на уездный избирательный съезд (участники волостных сходов тоже выбирались по селениям, один участник от десяти дворов; но не специально для выборов в Думу, а на все случаи). Крестьяне выбирали по два уполномоченных от каждого волостного схода. В то же время рабочие выбирали уполномоченных на губернский избирательный съезд, по одному от фабрики с числом работающих от 50 до 1999, и далее по одному на каждую следующую полную тысячу работающих. Мелкие землевладельцы, не имевшие имущественного ценза, достаточного для участия в уездном избирательном съезде, собирались на предварительный съезд, который мог выбрать участников уездного избирательного съезда (столько, сколько полных земельных цензов составляли совместно владения всех мелких землевладельцев, явившихся на предварительный съезд).

На втором этапе выборов в каждом уезде собирались раздельные избирательные съезды четырех курий (всех, кроме рабочей). От крестьян в съездах участвовали уполномоченные; землевладельцы и горожане по двум спискам являлись на съезды лично, мелкие землевладельцы были представлены уполномоченными. В губернском городе собирался избирательный съезд рабочей курии.

Избирательные съезды выбирали выборщиков для участия в губернском избирательном собрании, общем для всех курий. Если в съездах участвовало до 500 человек, всех кандидатов выбирали по очереди, голосуя шарами; если более — голосовали записками с именами и выбирали тех, за кого было подано наибольшее количество голосов. В выборщики могли быть выбраны только сами участники избирательных съездов.

Так как количество участников съездов могло быть очень большим (например, во 2 м городском списке по Москве было 39755 избирателей) местные власти имели право делить съезды по местностям, а в городах по избирательным участкам. Местные власти также были вольны разделять избирательные съезды на два — для русских и нерусских избирателей; этот произвольный прием позволял на национальных окраинах русскому меньшинству получать столько же выборщиков, сколько и местному населению. Так как Российская империя не практиковала формальной регистрации национальности всех подданных, губернаторы определяли, кто русский и кто нет на свое усмотрение. Кроме того, местные власти могли разделять съезды цензовых курий на разные съезды для более и менее состоятельных избирателей, выделять особый съезд для церквей и монастырей — землевладельцев. При этом, в случае разделения съездов, съезды с разным числом избирателей могли выбирать равное число выборщиков. Разделение съездов было главным инструментом, при помощи которого местные власти могли усиливать непропорциональность представительства и проводить желательных правительству кандидатов.

Губернское избирательное собрание было третьим этапом выборов. Участники собрания — выборщики были одновременно и избирателями, и кандидатами в депутаты. Имя всякого выборщика, заявившего о желании быть избранным, ставилось на голосование.

Вначале участники собрания голосовали записками с именами кандидатов. Всякий, получивший более трех записок, ставился на баллотировку шарами. Так как от губернии избиралось от 2 до 13 депутатов, выбранными считалось соответственное количество кандидатов, получивших наибольшее число голосов, при условии, что они получили более половины голосов. Если таким образом не удавалось выбрать всех депутатов, производилось повторное голосование на оставшиеся мандаты, да тех пор, пока все депутаты не будут избраны.

В первую очередь выбирали депутатов по куриальным квотам, различным для разных губерний. Этих депутатов выбирал все собрание, но только из числа выборщиков, представлявших свои курии. По всей России для крестьян было зарезервировано 50 мандатов, для землевладельцев — 50 мандатов, для избирателей 1го городского съезда — 25 мандатов, 2го — 25 мандатов, 1го и 2го совместно — еще 25 мандатов, для казаков — 3 мандата, для рабочих — 6 мандатов. После выбора квотированных депутатов оставшиеся депутаты избирались из числа выборщиков от всех курий совместно (это называлось «по общему списку»).

Число выборщиков в губернских избирательных собраниях определялось особым расписанием, не связанным напрямую с количеством избирателей, и колебалось по губерниям от 45 в Томской до 158 в Волынской губерниях. Во всех избирательных собраниях Европейской России, кроме одной, выборщики от землевладельцев и 1го городского списка совместно составляли большинство.

Местности с особыми условиями выборов [6]

Для многих местностей порядок выборов отличался от общего.

В Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Риге депутатов напрямую избирали отдельные от губернского собрания городские избирательные собрания, раздельные для двух разрядов городских избирателей. Таким образом, квотированными оказались еще по 8 мандатов для 1го и 2го городских списков.

Для Кавказа избирательная система принимала совсем запутанный характер, результатом которой было 2 квотированных мандата для казаков, 1 мандат для русского населения Закавказья, а для Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской губерний совместно – 1 мандат для мусульман и 1 мандат для немусульман.

Особым был порядок для Сибири (области Амурская, Приморская и Забайкальская). Система была здесь упрощена, существовали курии казаков, сельских и городских жителей. Квотированными оказались 3 мандата для казаков и 1 мандат для не-казаков Забайкальской области. Уральское казачье войско располагало одним мандатом.

Виленская и Ковенская губернии выбирали отдельно 3 членов думы от русского населения, город Варшава – еще одного, Люблинская и Седлецкая губернии – еще одного. В Царстве Польском и губерниях Енисейской и Иркутской горожане не разделялись на два списка, а уполномоченные от рабочих избирались не во всех губерниях. Город Варшава выбирал по одному депутату от городских избирателей и от рабочих, а город Лодзь – одного депутата от всех горожан совместно.

Квоты по куриям и национальностям [6]

Квотированными по куриям и национальностям было 218 мандатов из 442.

Там, где существовали общие избирательные собрания (большинство губерний) квоты по куриям обеспечивали обязательный выбор депутата из числа выборщиков данной курии, но сам выбор производился собранием в целом. Таким образом, если рабочие выбирали в губернское собрание 5 выборщиков социал-демократов и одного националиста, то собрание с большинством националистов могло выбрать в депутаты от рабочих именно этого националиста. Таким образом было квотирован 131 мандат. Там, где курия образовывала отдельное избирательное собрание, выбор депутата определялся только выборщиками курии; так было квотировано 37 мандатов.

Этот порядок был особенно несправедливым. Выбор в III и IV Думы достаточно многочисленных представителей социал-демократов и трудовиков (на квотированные мандаты) был проделан избирательными съездами только по той причине, что все выборщики от волостной и рабочей курии на съезде были поголовно трудовиками или социал-демократами.

Избирательное право [6]

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать специальным критериям.

Избирательное право по волостной курии имели крестьяне-домохозяева, владевшие надельной либо частной землей и лично ведшие хозяйство. Эти избиратели не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали от каждых десяти дворов одного участника волостного схода, после чего волостной сход избирал двух уполномоченных на уездный избирательный съезд. Если крестьяне имели достаточно имущества для голосования в цензовых куриях, они могли записаться в эти курии взамен волостной.

Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в землевладельческой курии требовалось за год до выборов владеть в том же уезде (на выбор):

  • количеством земли (или горнозаводскими дачами), не меньшим, чем указано в особом приложении к Положению; количество варьировалось по губерниям от 800 десятин в глухом Яренском уезде до 125 десятин в самых оживленных зонах; средняя норма в экономически активных губерниях была 200-300 десятин;
  • имуществом, не составляющим торгово-промышленного заведения, стоимостью по земской оценке не менее 15000 рублей (подразумевались сельскохозяйственные предприятия: сады, виноградники, конные заводы и т.п.).

Частные владельцы земель, а также церкви и монастыри, владевшие землей и имуществом ниже указанной нормы, могли объединяться в группы, совместно обладавшие необходимым минимумом, и присылать на избирательный съезд представителя группы.

Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в 1й городской курии требовалось не менее года до выборов владеть в том же городе (на выбор):

  • для городов губернских, областных, с градоначальствами и с населением не менее 20 тыс. человек – недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, в прочих местах – не менее трехсот рублей (данным требованиям на практике отвечали любые многоквартирные жилые дома и большая часть индивидуальных; собственность на квартиры в Российской империи была практически неизвестна; все, жившие в многоквартирных домах, были арендаторами);
  • требующим выборки свидетельства торговым предприятием – первых двух разрядов, промышленным предприятием – первых пяти разрядов, пароходным предприятием, с которого уплачивается промыслового налога не менее 55 рублей в год (ко второму разряду относились торговые предприятия с максимальным оборотом свыше 50 тыс. рублей в год, промысловый налог составлял от 50 до 150 рублей; к пятому разряду относились промышленные предприятия с минимальной численностью рабочих от 10 до 200 человек по разным отраслям, промысловый налог составлял 50 рублей).

Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в 2й городской курии требовалось не менее года до выборов в том же городе (на выбор):

  • для городов губернских, областных, с градоначальствами и с населением не менее 20 тыс. человек – владеть недвижимым имуществом стоимостью менее 1000 рублей, в прочих местах – менее трехсот рублей;
  • владеть любым торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства;
  • уплачивать государственный квартирный налог (уплачивался любым квартиросъемщиком);
  • уплачивать основной промысловый налог на личные занятия (этот налог уплачивали руководители и члены правлений акционерных обществ и иных предприятий, обязанных публичной отчетностью);
  • занимать на свое имя отдельную квартиру (имело значение для лиц, занимавших служебные квартиры);
  • получать содержание или пенсию по службе в государственных, земских, городских, сословных учреждениях или на железных дорогах.

Для избирательного права в рабочей курии требовалось работать более шести месяцев на предприятии с численностью рабочих не менее 50. Рабочие не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали уполномоченных на съезд : от каждого предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 – по одному, свыше 1000 – по одному от каждой полной 1000 рабочих. Рабочие могли быть избирателями только в рабочей курии, даже если они удовлетворяли цензовым требованиям других курий.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные, состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, все лица, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, несостоятельные, состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе). В цензовых куриях (землевладельческой и городских) женщины, лично обладавшие цензовым имуществом, могли передать право участия в выборах мужьям и сыновьям.

Евреи имели избирательное право, однако к выборам в IV Государственную Думу в 1912 году Сенат в своем решении истолковал избирательный закон таким образом, что все евреи, легально проживавшие за пределами черты оседлости (купцы 1й гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники) лишились избирательного права.

Представительство различных групп населения [7]

Результатом запутанного избирательного законодательства было непропорциональное представительство. Сложные правила выборов, деливших население по цензовому, религиозному и национальному признаку в различных местностях, не позволяют математически четко выразить данные о пропорции представительства разных классов в парламенте, однако в целом можно утверждать, что:

  • 99 млн.чел. (21.4 млн мужчин избирательного возраста) сельского населения Европейской России имели 50 квотированных мандатов, причем выбор депутата из числа выборщиков крестьян принадлежал общему губернскому собранию, большинство в котором всегда имели две высокоцензовые курии; в списках избирателей было зарегистрировано только 1.494 тыс. крестьян, удовлетворявших цензовым требованиям (каждый из которых был участником волостного схода, выбранным от десяти домохозяйств);
  • 276 тыс. избирателей-землевладельцев (вместе с членами семей около 1.2 млн человек) Европейской России имели 50 квотированных мандатов, и (совместно с 1й городской курией) большинство в губернских собраниях при выборе еще 224 депутатов на неквотированные места;
  • 14.8 млн горожан (3.2 млн мужчин избирательного возраста, в том числе и рабочие) разделялись на три группы. В первую городскую курию вошли 149 тыс. человек, которые имели 25 квотированных мандатов и большинство (совместно с землевладельцами) при выборах на 224 неквотированных места. Во вторую городскую курию вошли 832 тыс. избирателей, которые имели 25 квотированных мандатов. Две городские курии совместно располагали еще 25 мандатами. Около 1.2 млн горожан избирательного возраста цензовым требованиям не удовлетворяли и к выборам допущены не были (многие из них формально принадлежали к сословию крестьян, но не допускались и к участию в волостных выборах, так как от избирателя требовалось вести хозяйство лично).
  • 1067 тыс. рабочих-избирателей (около 5 млн чел. населения с учетом женщин и детей) располагали 6 квотированными мандатами. Участие рабочих выборщиков в губернских избирательных съездах ничего не значило, так как им принадлежало не более 10 % (а в среднем, не более 2 %) голосов.
  • 9.3 млн жителей Средней Азии не были представлены в Думе вообще.

Округленно можно считать, что различные группы населения были представлены со следующей пропорциональностью [8] :

  • сельское население Европейской России выбирало 1 депутата на 2 млн человек;
  • рабочие выбирали 1 депутата на 830 тыс. человек;
  • избиратели всех трех цензовых курий выбирали 1 депутата на 16 тыс. человек.

Избирательное законодательство и формирование партийной системы

Избирательный закон не обращал внимание на существование политических партий. Все кандидаты в депутаты формально являлись независимыми самовыдвиженцами. Партийные избирательные списки не запрещались, но голосование проводилось по каждой кандидатуре персонально. Важной особенностью системы было то, что избиратели на первом этапе выборов (волостные сходы и рабочие собрания) голосовали за участников уездных избирательных съездов, а на втором этапе (уездные избирательные съезды, губернские рабочие избирательные съезды) — за участников губернского избирательного собрания, еще не зная точно окончательных кандидатов в депутаты (они официально объявлялись только в процессе губернского избирательного собрания). Таким образом, избиратели скорее стремились выбрать для участия в собрании авторитетных и пользующихся доверием лиц, которым предстояло на губернском собрании самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации, решить, за какого кандидата голосовать.

Результатом такой усложненного и малоопределенного избирательного права оказалось появление недоформировавшейся партийной системы. Часть кандидатов (прежде всего, представители Конституционно-демократической партии, Союза 17 октября, РСДРП) представляли сформировавшиеся общероссийские партии с центральным управлением, согласованным с центром выдвижением кандидатов и определенной программой; при этом РСДРП, благодаря формальному отрицанию законом партийного характера выборов, парадоксальным образом могла выставлять кандидатов, будучи нелегальной партией. Правые депутаты не представляли единой партии и были объединены только общей политической ориентацией (многие из них представляли активно враждующие организации и в то же время действовали в Думе единым фронтом). Всероссийский национальный союз был правильно организованной партией, доминировавшей в думской фракции националистов, в которую входили и члены других, более мелких организаций. Часть депутатов избирались как независимые кандидаты, но затем в Думе примыкали к той или иной фракции. Также не представлял ничего незаконного и переход депутатов из одной думской фракции в другую, слияние или ликвидация фракций. Таким образом, за кого бы не голосовали избиратели, принадлежность выбранного ими депутата к той или иной партии или думской фракции была делом его доброй воли.

Политический спектр был достаточно широким, и на губернских избирательных собраниях расклад сил часто оказывался таким, что ни один из кандидатов (или партийных групп кандидатов) не мог набрать необхожимого для избрания простого большинства голосов. В таком случае часто две партии, совместно имевшие большинство голосов, блокировались и договаривались о разделении мандатов, после чего голосовали за кандидатов совместного списка. Благодаря большому количеству партий, возможностей сочетания их для формирования таких блоков было много. Потенциал блокировок при голосовании делал результаты выборов крайне неопределенными и еще более уменьшал связь результатов выборов с реальной волей избирателей.

dic.academic.ru

Смотрите так же:

  • Приказ росстата от 23072018 342 Приказ Росстата от 23.07.2015 N 342 "О внесении изменений в приказ Росстата от 6 мая 2015 г. N 217" ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ от 23 июля 2015 г. N 342 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОССТАТА ОТ 6 МАЯ 2015 Г. N 217 В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной […]
  • С апреля 2018 года кому повысят пенсию Кому с 1 апреля 2018 года повысят социальную пенсию В связи с растущими инфляционными процессами для материальной поддержки нетрудоспособных россиян в стране ежегодно происходит повышение пенсий и 2018 год не стал исключением. Так, с 1 января 2018 года произошло запланированное увеличение размера выплат для […]
  • Ведение реестра объектов Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253"О порядке ведения государственного водного реестра" С изменениями и дополнениями от: 22 апреля 2009 г., 15 февраля […]
  • Фз о страховых пенсиях в рф 400-фз Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018 В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона . Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются […]
  • Субсидия на поддержку малого бизнеса в 2018 Субсидии на открытие малого бизнеса в 2018 году Государственная поддержка малого бизнеса является важным направлением экономической политики: сегодня в России работают более 5,5 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 21% Валового внутреннего продукта страны. Основы субсидирования […]
  • Обер прокурор синода победоносцев ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1827–1907), русский политический деятель, ученый-правовед и публицист. Сын профессора словесности Московского университета и внук священника, родился в Москве 21 мая (2 июня) 1827. В 1846 окончил училище правоведения, поступив на службу в […]
  • Подушный налог на крестьян Россия Николая II. Налоговая нагрузка на крестьян. В дополнение к интересным Ссылка на запись: данным по 1930м от ihistorian хочу поделиться информацией о том, как же обстояло дело с налогообложением крестьян перед Первой Мировой войной. Краткие тезисы. Налоги на всех сельхозпроизводителей - как общинных крестьян на […]
  • Закон о гражданстве рф от 28 ноября 1991 г Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации" О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Преамбула утратила силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статьи 1 - 11. Утратили силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ […]