Пособие для классных руководителей

Методическое пособие для классных руководителей: «Технология работы с семьёй»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

медицинское училище №19 Департамента здравоохранения

Методическое пособие для классных руководителей

Тема: «Технология работы с семьёй»

Яковлева Е.А. — социальный педагог второй квалификационной категории Государственного образовательного учреждения среднего профессионального обучения медицинского училища №19 Департамента здравоохранения города Москвы

Данное методическое пособие предназначено для классных руководителей 1-4-х курсов отделения «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика».

Актуальность этой темы состоит в том, что по инициативе Президента России 2008 год объявлен Годом семьи. Это решение было поддержано каждой московской и российской семьей, а для Правительства Москвы стало руководством к действию.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать педагог, классный руководитель. На сегодняшний день помощь не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.

Цели и задачи.

Цель : повышение профессиональной компетентности классных руководителей 1-4-х курсов отделения «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика».

Задачи: – формирование представлений о понятии современная семья, типология семьи, функции семьи, предупреждение проблем воспитания подрастающего поколения.

Используемая литература.

1. В.Г.Дмитриева, Ф.П.Черноусова, И.В. Яркова «Социальный педагог в образовательном учреждении» учебно-методическое пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2007;

2. Т.С.Капелевич «Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования» учебно-методическое пособие. – Минск «Новое знание», 2007;

3. Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая «Социальный педагог: введение в должность». – С-Пб «КАРО», 2004;

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000;

5. Спицын Н.П. «Работа классного руководителя с трудными семьями», научно-методический журнал «Классный руководитель», № 2, 2000;

6. Филиппова Г. «Ребенок для родителей и родители для ребенка», журнал «Семья и школа», № 7-8, 2001.

Рекомендуемая литература.

1. Спицын Н.П. «Работа классного руководителя с трудными семьями», научно-методический журнал «Классный руководитель», № 2, 2000;

2. Филиппова Г. «Ребенок для родителей и родители для ребенка», журнал «Семья и школа», № 7-8, 2001.

Содержание

Использованная литература …………………………………………………. 5

Рекомендованная литература …………………………………………………. 5

1. Семья как социальный институт …………………………………………… 7

2. Специфика работы с семьёй ………………………………………………. 14

2.1. Задачи и цели работы с семьей ……………………………………….. 15

2.2. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй ………………………. 16

2.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей …………. 19

2.4. Современная помощь семье ………………………………………….. 19

В данном методическом пособии раскрыты проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности в самореализации семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.

Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и классного руководителя, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе классного руководителя с семьями «группы риска».

1. Семья как социальный институт.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

— вступление в брак;

— рождение первого ребенка;

— окончание деторождения (последний ребенок);

— «пустое гнездо» — выделение из семьи последнего ребенка;

— прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.

Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети

заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.

На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.

Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам. Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.

1.1. Функции семьи.

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

воспитательная – социализация молодого поколения;т

хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% — средства массовой информации, на 20% повлияла школа и другие учебные заведения, на 10% повлияла улица.

1.2. Типология семьи.

Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

2. Специфика работы с семьёй.

Классный руководитель сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита обучающегося — когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Классный руководитель семье необходим, так как современная система обучения занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Прежде чем рассмотреть работу с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Классному руководителю приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

— больные дети, дети-инвалиды;

— пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

— половая распущенность и проституция;

— алкоголики и наркоманы;

2.1. Задачи и цели работы с семьей.

Задача классного руководителя в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Классный руководитель кроме педагогических проблем в работе с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей классный руководитель начинает с её изучения.

Классный руководитель не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.

Классному руководителю, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

2.2 Алгоритм работы с неблагополучной семьей

Приступая к работе с семьёй, классный руководитель должен предварительно знать признаки семьи группы повышенного риска и изучить её по следующим параметрам:

неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители ребенка, сожители или разведенный (одинокий) родитель;

условия жизни семьи: недостаток жилищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;

нежеланный ребенок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

Работа классного руководителя с неблагополучной семьей состоит из множества этапов.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

5-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

6-й этап: составление карты семьи;

7-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

8-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

9-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Рассмотрим алгоритм работы классного руководителя с семьями, в которых находятся опекаемые дети:

– выявление в группах детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

– участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

– поддержка семьи опекунов;

– работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

Рассмотрим алгоритм работы классного руководителя с многодетными семьями:

– оказание необходимой помощи в получении пособий;

– организация психолого-педагогического консультирования;

– профилактика асоциально-аморального поведения,

– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (благотворительная помощь и др.);

Классный руководитель должен учитывать характер взаимоотношений в семье, а именно — взаимоотношения между:

– взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

– другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность), а так же позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «Золушки»).

Рассмотрим некоторые положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

Необходимо учитывать и о тношение ребёнка к родителям по следующим позициям:

– дорожит семейными отношениями;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

2.3. Формы и методы работы классного руководителя с семьей.

Классный руководитель в работе с семьей должен использовать различные формы работы с родителями.

1. Повышение психолого-педагогических знаний:

• лекции, семинары, практикумы;

2. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении:

• организация кружков, секций, клубов;

• совместные творческие дела;

• помощь в укреплении материально-технической базы.

3. Профилактическая работа с родителями:

Классный руководитель в своей работе с семьей использует различные методы изучения семьи. Такие как:

• анализ рассказов студентов, рисунков о семье.

2.4. Современная помощь семье.

В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.

Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них — это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.

В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.

В работе с семьей классный руководитель выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать при необходимости патронат.

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.

3. Заключение.

Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.

На сегодняшний день наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.

Способы решения проблем семьи, описанные в данной работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой.

Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере деятельности, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь классные руководители прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.

Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом!

infourok.ru

Методическое пособие для классных руководителей

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Методическое пособие для классных руководителей.

Автор: Радионова Елена Ивановна

Учитель французского языка высшей категории

МАОУ «СОШ№24» с углублённым изучением отдельных

предметов город Асбест Свердловской области

Как вовлечь учащихся во внеурочную деятельность.

Данная статья является актуальной. Успешность жизнедеятельности класса и каждого

ребёнка в отдельности во многом зависит от характера формирующихся отношений

между членами классного коллектива. Очень важно сформировать образ класса, чтобы

определить дело для каждого воспитанника и сделать его успешным. В статье

предложен алгоритм действий классного руководителя по планированию

внеурочной деятельности и привлечению учащихся к реализации плана,

с учётом возможностей и предпочтений всех субъектов образовательного процесса.

Предложенный материал рекомендован для классных руководителей.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников во внеурочной деятельности (т. е в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с более младшими и старшими школьниками, и т. д).

Целесообразно подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива. На мой взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении – в среде родителей, руководителей клубных и кружковых объединений, учителей предметников, учащихся из других классов.

Хочу заметить, что только при наличии сформированного образа класса классный руководитель может приступить к деятельности по планированию воспитательной работы . Вовлекая детей во внеурочную деятельность, мы будем иметь возможность в полной мере развивать все необходимые УУД, реализовать ФГОС нового поколения.

В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребёнка, сумел наметить пути и способы создания комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.

Алгоритм разработки плана ВР

Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

Формирование образа класса ( анализ за предыдущий год, анкетирование родителей, учащихся, педагогов) (приложение №1,2,3,4)

Определение цели и задач

Определение планируемого результата

Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы (мероприятий)

определение порядка и сроков действий по составлению плана.

Фактически педагогу надо разработать один план с целью создания плана другого. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но при всей своей странности она является верной. Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффектив ной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий педагог-воспитатель использует свои знании об алгоритме планирования, о формах и способах участия в данном процессе детей, их родителей, учителей, друзей классного коллектива. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе (для этого существуют процессы планирования в образовательном учреждении и его стр уктурных подразделениях )

Второй шаг в деятельности по планированию процесса воспитания и классе – это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. Педагогический анализ часто воспринимается как трудоёмкая и отнюдь не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Практическая польза аналитическ ой деятельности не всегда кажется очевидной. Однако изучение планов, составленных успешно работающими педагогами-воспитателями, и результаты опытно-экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно при следующих условиях:

— анализ осуществляется неформально;

— педагогический анализ представляет собой не эклектичное (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет чёткую структуру и проводится согласно определённым научно-методическим принципам;

— анализ является достаточно информативным и содержательным; классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: учителей, школьников, их родителей, администрации школы, представителей общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.

На втором этапе, классный руководитель направляет свои усилия на сбор и систематизацию информации о воспитательном процессе, на анализ и оценку результатов педагогической деятельности, на выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, на определение проблем и противоречий в воспитательном процессе, на составление прогноза развития воспитательной системы класса, на формулирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно-воспитательного процесса в школьном сообществе.

На заключительном этапе учитель оценивает проведенную аналитическую деятельность, устраняет фактические и стилистические неточности в информационно-аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.

Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана – это моделирование образа класса и процесса воспитания в нём. Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних связях и отношениях класса, его места и роли в школьной общности.

Рассмотрим каждую составляющую образа класса.

Образ учащегося класса. Он складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы успешно справляться с возложенными ни него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др., чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме, чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком? Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели её эффективности.

Образ жизнедеятельности классного сообщества. Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных представлений о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива.

Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным (доминирующим) в жизнедеятельности класса. Выбор такого вида деятельности в наибольшей зависимости находится от преобладающих в классном сообществе интересов и увлечений учащихся, особенностей организации учебно-воспитательного процесса в классе. Наряду с приориттным должны культивироваться и другие виды совместной деятельности и общении школьников, способствующие всестороннему развитию детей, формированию и проявлению их индивидуальности.

Четвёртый шаг это коллективное планирование , в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения чаще того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагают оригинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:

предварительное планирование жизнедеятельности классного соо бщества на новый период с ученическим и родительски активом;

организация педагогического сопровождения коллективного планирования;

осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана.

5) определение основных дел предстоящего учебного года;

д) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.

Правильное и последовательное использование перечисленных действий – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования приёмов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в школьном сообществе. Он, старается в максимальной мере, учесть предложения учащихся и родителей. На основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.

На данном этапе классный руководитель уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого учителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана.

Критерии успешности организации
воспитательной работы в классе

1. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.

2. Включенность родителей в воспитательный процесс.

3. Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата.

4. Демократичный характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).

5. Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.

6. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.

7. Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.

8. Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности.

9. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.

10. Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.

Цель составления плана ВР – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся Задачи:

создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;

обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;

содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.

укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;

привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;

создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть через вовлечение в КТД

обладает гражданской зрелостью, высокой нравственностью;

понимает сущность и личную социальную значимость

имеет интерес к самосовершенствованию и развитию своих способностей;

Планирование воспитательной работы основывается

на систематическом наблюдении за детьми, изучения результатов их деятельности установить характер их педагогической запущенности;

? на наблюдении, социометрических измерениях и анкетировании установлении положения ученика в классном коллективе, характере взаимоотношений с ним, определении путей и способов улучшений;

изучении интересов и склонностей, способностей ученика, возможных включениях его во внеурочную общественно полезную деятельность;

изучение положения ребенка в семье;

на степени заинтересованности родителей в успешности его ребёнка

на знаниях учителями предметниками индивидуальных особенностей учащихся

Для развития ценностных ориентиров можно использовать рекомендации ФГОС

Ценностные ориентации из ФГОС

В процессе воспитательной работы в классе я ориентируюсь на воспитание следующих качеств.

Проявление гражданского патриотизма любви к Родине, чувства гордости за свою страну

Проявление уважения к истории, культурным и историческим памятникам

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, проявление толерантности

Проявление уважения к окружающим, готовность противостоять им

Проявление уважения к ценностям семьи, оптимизм в восприятии мира

Проявление потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании

Позитивная самооценка, переживание стыда и вины при их нарушении

Проявление готовности и способности к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций

Проявление готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

Проявление готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности

Проявление потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

Проявление устойчивого познавательного интереса

Прошу Вас принять участие в разработке плана ВР 9»У» класса.

Сидящие за первым столом — родители. За вторым столом — учащиеся. За третьим столом учителя.

Сейчас вам предлагаются анкеты . Вы изучаете их в течении 3-х минут. Спасибо. Теперь, я как классный руководитель формирую образ класса с учётом социологических исследований проводимых ранее и заполненных анкет. Что у нас получилось?

В классе 14 человек. Из них:

Боится говорить на аудиторию.Слабо развиты коммуникативные навыки.

Занимается спортом, но не любит принимать участие в худ самод.

Любит быть на виду. Требует к себе внимания.

С удовольствием выполняет просьбы учителей по наведению порядка в классе (вымюдоску,принести воды и.т.д)

Не умеет работать с информацией, планировать свою деятельность

Любит рисовать, хорошо развито воображение

Очень любит свою семью, в коллективе держится обособленно

Играет на музык. инструменте, молчалив

Активен на уроках, палочка выручалочка для учителя

Любит выполнять индивидуальные задания, «боец» одиночка. Любит дисциплину.

Часто болеет. Отвыкает от коллектива Испытывает некомфорт прибывая в классе. Хорошо владеет компьютером

Низкий уровень интеллект.способностей. Добрый,отзывчивый.

На все руки мастер. Шустрый. Непоседливый.

Из опыта моей работы. Мероприятия из ПВР

Мероприятие на 5-6 минут. Предполагаемы роли: Создатель презентации, 3-4 человека комментаторы. Условие: знать наизусть текст, громко говорить. Предполагаемые темы: Интернет безопасность, профилактика инфекциооных заболеваний, профилактика травматизма на дорогах во время гололёда и.т.д

2, Разучивание песен . Очень хорошо сплачивает коллектив. Репетировать можно на переменах. Развивает память. Подбор песен приурочить к новому году, коммунарским сборам, дню учителя,8-марта и т.д. В течении года можно выучить 4-5 песен. А за 5-лет 25. Это здорово!

3. Учебная практика . Можно проводить в форме защиты презентаций, оформление газеты, буклета. Предполагаемы роли:

Составитель текста,составитель презентации,подборщик картинок для газеты, сочинитель стихов,комментариев, художник,оформитель и т.д

4. Новый год . Преполагаемые роли: ответственный за подбор песни и фонограммы, ответственный за распечатывание песни,стихов. Творческая группа по подготовке сценария, ответст.по костюмам, ответст.за постаноку танца, участник танцевальной композиции и т.д. Важно помнить! На празднике все должны быть участниками а не зрителями.

5. Стартинейджер . Предполагаемы роли: Ответственный за идею танца, ответственный за фонограмму, ответственный за костюмы, отвенный за организацию группы поддержки.

Возможные роли: участник волонтёрского движения

Участник трудового дессанта

Оформитель классного альбома

Сценарист фильма о классе

Организатор спортивных игр для малышей

Ответственный за поздравление именинников

Обязательным условием для успешного выполнения роли , является информирование родителей о роли учащегося, рекомендации им по оказанию помощи

Для формирования образа класса необходимо провести опрос учащихся, родителей и коллег(подборку анкет можно сделать самостоятельно).

Уважаемые родители! Прошу Вас ответить на вопросы, которые помогут нам вести эффективную внеклассную работу. Прошу Вас быть искренними. Это поможет сделать внеклассные мероприятия интересными и полезными .

Доверительные ли отношения у Вас с ребёнком

Всегда ли вы знаете о проводимых мероприятиях?

Как вы мотивируете своего ребёнка на участие в конкурсах, олимпиадах, праздниках?

Знаете ли вы о любимых предметах и учителях?

Обсуждаете ли вы с ребенком действия учителей и учащихся?

В каком мероприятии вы бы могли помочь ребёнку?

Опрос педагогов по выявлению активности учащихся на уроке

Анкета для учащихся

(изучение самооценки коллектива)

Показатели развитости классного коллектива

Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении.

Товарищеские взаимоотношения , внимание друг к другу (готовность помочь более слабому,

уважение достоинства одноклассников , отсутствие третируемых изгоев, способность приходить к взаимопониманию без ссор и обид).

Мажорное мироощущение (желание учащихся всегда быть вместе, удовольствие от общения друг с другом; жизнерадостность; бодрость, собранность, отсутствие нытья, жалоб, ябедничания; чувство юмора).

Отрицательное отношение к нарушениям норм , принятых в коллективе (когда у каждого члена коллектива появляется чувство защищенности, уверенности в себе и своих товарищах, то рождается способность остановить нарушителя).

Ответственность за коллективное дело (считать общее дело своим личным и нести за него ответственность. Чувство ответственности проявляется в умении детей помнить о порученном деле, знать, кто, когда, где его организует, волноваться за его исход, радоваться успеху и считать себя причастным к нему, а также в оказании помощи по собственной инициативе).

Самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива (этот показатель свидетельствует о высокой стадии развития коллектива, становлении активной гражданской позиции детей, их стремлении принести пользу. Забота о других, деятельное добро становятся нормой жизни коллектива).

Трудовые навыки коллектива (умение работать на пришкольном участке, в классной комнате, столовой).

Условные обозначения: Я – ярко проявляется,

С – слабо проявляется,

Н – не проявляется.

Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу для учащихся

Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+” в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждой из колонок (А, Б или В).

1. Больше всего мне доставляет удовольствие:

А. Положительная оценка моей работы.
Б. Сознание того, что находишься среди друзей.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

2. В спорте хотел(а) бы быть:

А. Известным игроком.
Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход к ученикам.
Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
В. Знакомят с дополнительным материалом по предмету.

4. Мне не нравятся педагоги, которые:

А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.
Б. Вызывают у всех дух соперничества.
В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и самый интересный.

5. Я рад(а), когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
Б. Всегда верны и надежны.
В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

А. Которые считаются с моим мнением.
Б. Которые помогут в трудную минуту.
В. Которые знают больше, чем я.

8. Я хотел(а) бы быть:

А. Руководителем предприятия.
Б. Рядовым человеком коллектива.
В. Квалифицированным специалистом.

9. Больше всего мне нравится, когда я:

А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
В. Когда меня критикуют учителя.

10. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла :

А. Развитию индивидуальных способностей.
Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
В. В подготовке учеников к работе по специальности.

11. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Строгая дисциплина.
Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
В. Невозможно проявление самостоятельности.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для :

А. Для беспечного отдыха.
Б. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.

13. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:

А. Мои усилия достаточно вознаграждены.
Б. Работаю с доброжелательными людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

14. Я люблю, когда:

А. Другие меня ценят.
Б. Приятно провожу время с друзьями.
В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

15. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобы

А. Похвалили меня за мою работу.
Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу.
В. Отметили дело, которое я выполнил(а).

16. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбления личного достоинства.
Б. Потеря друзей.
В. Неуспех при выполнении каждой задачи.

17. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.
Б. Работу в коллективе.
В. Практические результаты.

18. Считаю, что большинство людей:

А. Стремятся к личному успеху в работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

А. Вызывать восхищение других.
Б. Помогать другим в общем деле.
В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.

20. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:

А. Чтобы были условия для профессионального роста.
Б. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблем.

21. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть

А. Солистом.
Б. Дирижером.
В. Композитором.

22. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу :

А. Смотрю детективные фильмы.
Б. В развлечениях с друзьями.
В. Занимаюсь своим увлечением (хобби).

23. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:

А. Выступил(а) бы в конкурсе.
Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им.
В. Выдумал(а) интересный конкурс.

Лист ответов Фамилия,имя _____________________________________________

Школа ____________________Класс __________________________

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Приказ минздрава от 241212 Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2012 г. N 987н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ […]
  • Приказ фтс по досмотрам товара Приказ ФТС России от 13.08.2014 N 1534 "Об утверждении формы и порядка представления отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру […]
  • Смоленск нотариусы график работы Нотариусы Смоленск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Батракова Лариса Никитична Телефон: +7(4812)557495 Адрес: 214018,г.Смоленск,пр-т Гагарина,19а Часы работы: Нотариус Борисов Виктор […]
  • Дата закрытия реестра акционеров 2018 INDATREND.com БЛОГ И МНЕНИЯ По результатам 2016 года совет директоров "Аэрофлота" рекомендовал направить на выплату дивидендов 17,4795 рубля на 1 акцию. Даты закрытия реестров других компаний и выплаты можно почитать по этой ссылке. Сумма выплат дивидендов по итогам 2016 года, рассчитанная на уровне 50% от чистой […]
  • Закон пмр о военной Закон ПМР «О внесении дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 12 июля 2017 года Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и […]
  • Приказ мо рф 222 дсп от 2013 Приказ мо рф 222 дсп от 2013 Приказ МО РФ от 2. I. Общие положения. Правила определяют порядок ношения военнослу­жащими Вооруженных Сил Российской. Федерации* предметов воен­ной формы одежды, знаков различия военнослужащих. Боевого знамени; при спуске на воду вступающего в строй корабля, при. Военно- морского флага […]
  • Пустовойт аВ Суд Пустовойт аВ Суд Судебный участок №104 Центрального района г.Сочи Аппарат мирового судьи Мировой судья Федоренко Алла Валериевна помощник мирового судьи Горбенко Кирилл Сергеевич секретарь судебного заседания Капитонова Анна Сергеевна секретарь судебного участка Пашкова Людмила Викторовна График работы Рабочие […]
  • Что такое районный коэффициент при расчете пенсии При расчете пособия учтите районный коэффициент Когда применяется районный коэффициент Так, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены коэффициенты к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ (ст. 315, ч. 1 ст. 316Трудового кодекса РФ). Аналогичная норма […]