Постановления пленума верховного суда рб

Правозащитники Против Пыток

Сайт инициативы «Правозащитники против пыток»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь О практике применения норм уголовно-процессуального кодекса, регулирующих участие потерпевшего в уголовном процессе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2005 г. N 6

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА, РЕГУЛИРУЮЩИХ УЧАСТИЕ ПОТЕРПЕВШЕГО
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 29.03.2012 N 2)

В целях правильного и единообразного применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих участие потерпевшего в уголовном процессе, и обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе, является важной гарантией реализации лицом, пострадавшим от преступления, своего неотъемлемого права на доступ к правосудию и судебную защиту.
При производстве предварительного следствия и судебном рассмотрении каждого уголовного дела должны быть приняты все предусмотренные законом меры к выяснению характера и размера вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 89 УПК), установлению круга лиц, которым этот вред причинен.
(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 29.03.2012 N 2)
2. Разъяснить судам, что по смыслу ст. 49 УПК потерпевшим может признаваться только физическое лицо, которому непосредственно преступлением (независимо от того, является преступление оконченным или имело место приготовление или покушение на совершение преступления) или предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием невменяемого причинен физический, имущественный или моральный вред.
Лицо признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о личности, от установления лица, совершившего преступление, правомерности поведения самого потерпевшего, за исключением случаев, когда лицо пострадало от преступления, совершенного им же, либо вред причинен во время его задержания при совершении им преступления, если не было допущено превышения необходимых для этого мер.
Признание потерпевшим представителя юридического лица уголовно-процессуальным законом не предусмотрено, поскольку юридическое лицо, которому преступлением или общественно опасным деянием невменяемого причинен вред, реализует свои права путем предъявления гражданского иска.
3. По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, к участию в уголовном процессе в качестве потерпевших допускаются лица, относящиеся к членам семьи умершего (п. 53 ст. 6 УПК), его близкие родственники (п. 1 ст. 6 УПК) либо законные представители (п. 8 ст. 6 УПК), осуществляющие права и выполняющие обязанности, предусмотренные ст. 50 УПК. При этом следует иметь в виду, что в п. 1 ст. 6 УПК дан исчерпывающий перечень лиц, признаваемых близкими родственниками и допускаемых к участию в уголовном процессе в качестве потерпевших. Другие родственники, а также иные лица, отнесенные к членам семьи в соответствии с положениями п. 53 ст. 6 УПК, могут выступать в этом качестве при условии совместного проживания и ведения общего хозяйства с умершим.
Если члены семьи, близкие родственники, законные представители погибшего не достигли между собой соглашения о том, кто из них будет осуществлять права потерпевшего, они также могут быть признаны потерпевшими.
4. Судам необходимо иметь в виду, что лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, ведущего уголовный процесс, но не ранее возбуждения уголовного дела.
Решение о признании лица потерпевшим должно приниматься немедленно по установлению к этому оснований, что является важной гарантией обеспечения своевременного доступа потерпевшего к правосудию, реализации им своих процессуальных прав и выполнения обязанностей.
Орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить потерпевшему его права и обязанности, а также предоставить возможность для подачи искового заявления о возмещении вреда.
5. При наличии оснований для применения мер по обеспечению безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан принимать такие меры в отношении потерпевшего, членов его семьи и близких (ст. 65 УПК) как по их заявлению, так и по собственной инициативе. При этом конкретные меры безопасности применяются с учетом степени угрозы независимо от категории совершенного преступления и обстоятельств его совершения, в том числе и от того, совершено преступление одним исполнителем, в соучастии или группой (организованной группой).
Постановление (определение) направляется органу, компетентному в обеспечении мер безопасности. В необходимых случаях потерпевшему может быть направлено письменное уведомление или объявлено постановление о применении мер безопасности.
6. Если потерпевшим от преступления является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, то орган, ведущий уголовный процесс, обеспечивает участие в производстве по делу его законного представителя. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 57 УПК законный представитель потерпевшего не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им лица. В связи с этим органу, ведущему уголовный процесс, следует принимать меры, направленные на предотвращение таких действий.
7. Обратить внимание судов, что участие в уголовном процессе потерпевшего, его законного представителя не исключает возможности одновременного участия в деле представителя потерпевшего, который осуществляет права и выполняет обязанности, предусмотренные ст. 59 УПК.
В отличие от законного представителя, признание которого и допуск к участию в производстве по уголовному делу не зависит от воли потерпевшего, представителем потерпевшего может признаваться только лицо, уполномоченное потерпевшим или его законным представителем представлять его интересы при производстве по делу (ст. 58 УПК).
При необходимости законный представитель потерпевшего может быть допрошен по известным ему обстоятельствам дела в качестве свидетеля, что не влечет за собой изменения его процессуального положения. В то же время в силу ст. 87 УПК дача лицом свидетельских показаний исключает возможность его участия в производстве по данному уголовному делу в качестве представителя потерпевшего.
Допрос вместо потерпевшего его законного и иных представителей по обстоятельствам совершения преступления не допускается.
8. Разъяснить, что потерпевший, его законный представитель, представитель потерпевшего приобретают соответствующие процессуальные права и несут определенные законом обязанности только после того, как орган уголовного преследования или судья вынесет постановление, а суд – определение о признании их таковыми. Постановление (определение) о признании потерпевшим выносится в отношении каждого лица, которому преступлением причинен вред.
Помимо соблюдения общих требований к оформлению процессуальных решений постановление (определение) о признании потерпевшим должно в обязательном порядке содержать сведения о том, какой вред (или несколько его видов) причинен преступными действиями, а по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, – кто из числа лиц, определенных законом, допускается к участию в деле в качестве потерпевшего.
Лицо, признанное потерпевшим, уведомляется об этом путем объявления постановления (определения), о чем делается отметка в постановлении (протоколе судебного заседания), или путем вручения копии постановления (определения).
9. Судам надлежит иметь в виду, что при назначении и подготовке судебного разбирательства по поступившему уголовному делу необходимо проверять, все ли лица, которым преступлением (общественно опасным деянием невменяемого) причинен вред, признаны потерпевшими, разъяснены ли им их процессуальные права и обязанности и были ли органом уголовного преследования обеспечены надлежащие условия для их реализации.
В случаях, когда потерпевший был ограничен в осуществлении предусмотренных законом прав (например, не уведомлен об окончании предварительного расследования и ему не была обеспечена возможность ознакомления с материалами дела, необоснованно отклонено ходатайство потерпевшего о допуске представителя), судья (суд) принимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.
10. Обратить внимание судов на необходимость неуклонного соблюдения требований ч. 2 ст. 279, ч. 4 ст. 281 и ст. 283 УПК о вручении потерпевшему копии постановления о прекращении производства по делу, о своевременном извещении потерпевшего о месте и времени начала судебного разбирательства и направлении ему копии постановления о назначении судебного разбирательства, а также копии постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого, если она судьей была изменена или отменена либо продлена в случае нахождения обвиняемого под стражей, домашним арестом.
11. Судам необходимо предпринимать предусмотренные законом меры к обеспечению участия потерпевшего в судебном заседании. В случае неявки потерпевшего суд в соответствии с ч. 2 ст. 296 УПК решает вопрос о продолжении разбирательства уголовного дела либо о его отложении. При этом следует иметь в виду, что судебное разбирательство в отсутствие потерпевшего может быть проведено только тогда, когда полное выяснение всех обстоятельств дела и обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевшего возможны в его отсутствие.
Потерпевший может быть подвергнут приводу по мотивированному постановлению (определению) суда и при наличии достоверных данных, подтверждающих неуважительность причин его неявки в судебное заседание.
12. В ходе судебного разбирательства суду следует не только разъяснить потерпевшему, его законному или иному представителю их права, закрепленные соответственно ст.ст. 50, 57, 59 УПК, но и создать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством условия, обеспечивающие названным участникам процесса возможность представлять доказательства, заявлять ходатайства, высказывать мнение относительно доводов и ходатайств других участников процесса, принимать участие в допросе обвиняемого, других потерпевших, свидетелей.
13. Решая вопрос о проведении судебного следствия по сокращенному порядку (ст. 326 УПК), суду надлежит выяснить не только согласие потерпевшего с таким порядком, но и круг доказательств, которые, по его мнению, необходимо исследовать. При этом не должно допускаться ущемление права потерпевшего дать показания в судебном заседании.
14. Обратить внимание судов на неуклонное соблюдение конституционного права потерпевшего отказаться от дачи показаний против себя самого, членов своей семьи или близких родственников.
Потерпевший допрашивается в соответствии с правилами допроса свидетелей, предусмотренными ст. 330 УПК, а несовершеннолетний потерпевший – с учетом особенностей, содержащихся в ст. 332 УПК. С разрешения председательствующего потерпевший вправе давать показания в любой момент судебного следствия.
Согласно ч. 2 ст. 93 УПК потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в том числе по поводу имеющихся в деле доказательств.
В случае рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего по причинам, исключающим его явку, судом в соответствии со ст. 333 УПК решается вопрос об оглашении его показаний, данных в ходе досудебного производства.
15. Судам надлежит иметь в виду, что если в судебном разбирательстве участвует не только потерпевший, но и его представитель, право на выступление в судебных прениях с речью и репликой предоставляется представителю потерпевшего.
16. В целях обеспечения возможности обжалования приговора потерпевший, который не участвовал в судебном заседании, должен быть в письменной форме извещен о состоявшемся приговоре с разъяснением права на получение его копии, порядка и срока обжалования.
17. Судам кассационной инстанции при принятии дел к своему производству следует выяснять, извещен ли потерпевший, его представители о принесенном протесте или кассационной жалобе, поданной другими участниками процесса, а также о дне рассмотрения дела в вышестоящем суде, предоставлена ли ему (им) возможность ознакомиться с поступившим протестом, жалобой и, при желании, подать на них возражения. При этом в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 373 УПК, потерпевшему вручается копия протеста независимо от его просьбы об этом. Установив, что указанные права потерпевшего нарушены, суд кассационной инстанции принимает меры к устранению допущенных нарушений, а при невозможности – возвращает дело с этой целью в суд, постановивший приговор.
(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 29.03.2012 N 2)
18. Необходимо иметь в виду, что лишение или стеснение гарантированных законом прав потерпевшего при судебном рассмотрении уголовного дела, если это помешало суду всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела и повлияло или могло повлиять на постановление законного и обоснованного приговора, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое влечет отмену состоявшихся по делу судебных решений.
19. Обратить внимание судов, что потерпевший является единственным участником процесса, непосредственно пострадавшим от преступления, в связи с чем обеспечение защиты его прав и законных интересов приобретает особое значение. Поэтому судам следует реагировать частными определениями на каждый случай нарушения или ограничения гарантированных ему законом прав.

Председатель Верховного Суда
Республики Беларусь В.О.Сукало
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Республики Беларусь И.Н.Минец

protivpytok.org

Постановление Пленума верховного суда республики беларусь 19 декабря 2008 г. №13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 декабря 2008 г. № 13

О практике взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 28, 6/851)

Обсудив практику взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в целях правильного и единообразного применения законодательства, обеспечения исполнения судебных постановлений Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обязать суды при рассмотрении дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних детей, в полной мере использовать предоставленные законодательством возможности для повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. В случаях, если дети остаются без попечения родителей – принимать меры для их государственной защиты.

При уклонении родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, производить их взыскание в установленном законодательством порядке.

2. При рассмотрении заявлений о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, судам следует руководствоваться Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»?, Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (с изменениями и дополнениями), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 1492 «О составе и размере расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» (с изменениями и дополнениями), Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 (с изменениями и дополнениями), другими нормативными правовыми актами.

*Далее – Декрет № 18.

3. Под помещением детей на государственное обеспечение понимается нахождение их в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей), государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях (п. 1 Декрета № 18). При рассмотрении дел о взыскании расходов на содержание детей судам следует выяснять, находится ли ребенок в таком учреждении, детском доме (деревне, городке), опекунской, приемной семье и предоставлено ли ему государственное обеспечение.

Если ребенок, например, нуждается в государственной защите и до его помещения на государственное обеспечение направлен на излечение в соответствующую организацию здравоохранения, то это не является основанием для взыскания расходов, предусмотренных положениями Декрета № 18.

4. Обратить внимание судов, что при уклонении работающего обязанного лица от возмещения расходов их взыскание, при наличии документов, устанавливающих обязанность родителей (единственного родителя) возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, производится на основании исполнительной надписи нотариуса, которая является исполнительным документом?.

*Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 1737 (с изменениями и дополнениями) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24450).

В приказном производстве могут быть разрешены требования о взыскании таких расходов с лица, неработающего либо работающего, но не в полном объеме возмещающего в течение шести месяцев расходы, при отсутствии его возражений против заявленного требования (п. 13 ч. 1 ст. 394, ст. 397 ГПК). Если неработающим является одно из обязанных лиц, то взыскание расходов с обоих родителей производится также в приказном производстве.

В порядке искового производства, в частности, рассматриваются заявления о взыскании расходов при невозможности их взыскания в приказном производстве либо отсутствии документов, необходимых для совершения исполнительной надписи нотариуса, а также в случаях, когда вопрос о взыскании расходов решается одновременно с иными требованиями искового характера.

5. При подготовке к рассмотрению в порядке искового производства требований о взыскании расходов на содержание детей с обязанных лиц, если они или одно из них постоянно проживают на территории иностранного государства, судам следует выяснять их место жительства и согласно положениям соответствующих конвенций о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 г. (г. Минск) и от 7 октября 2002 г. (г. Кишинев), принятых государствами – участниками СНГ либо международного договора о правовой помощи обеспечить вручение уведомлений о времени судебного разбирательства, а также судебных и иных документов, касающихся существа заявленных требований, а после вынесения решения надлежаще его оформить для признания и принудительного исполнения на территории иностранного государства.

При направлении уведомления для вручения ответчику, постоянно проживающему на территории другого государства, суд вправе направить через соответствующее учреждение юстиции поручение о получении объяснения у такого лица с указанием перечня вопросов, подлежащих выяснению в целях правильного и объективного рассмотрения дела.

В решениях судов, направляемых в иностранное государство для их признания и принудительного исполнения, должна указываться только единовременная сумма взыскания. Вопрос о последующих платежах должен разрешаться путем предъявления нового требования за прошедший период.

6. Взыскателями расходов на содержание детей в соответствии с п. 9 Декрета № 18 являются управления (отделы) образования, детские интернатные учреждения, детские деревни (городки), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

По делам искового производства взыскатели расходов обладают правами государственных органов, которые могут от собственного имени обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 85 ГПК).

7. К обязанным лицам в силу п. 8 Декрета № 18 следует относить родителей, дети которых находятся на государственном обеспечении в связи с: 1) отобранием их по решению комиссии по делам несовершеннолетних либо на основании решения суда без лишения родительских прав; 2) лишением родительских прав; 3) нахождением родителей в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; 4) отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Если дети приняты на государственное обеспечение по иным основаниям (например, в связи с отказом от них и дачей согласия на усыновление), то оснований для отнесения родителей к обязанным лицам не имеется.

8. Судам надлежит иметь в виду, что требования о взыскании расходов в порядке приказного производства могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении (п. 11 Декрета № 18).

В порядке искового производства дела о взыскании расходов рассматриваются судом первой инстанции с соблюдением правил подсудности, установленных ст.ст. 46, 47 ГПК, не позднее одного месяца со дня принятия заявления. В то же время подсудность дел, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, а также дел, по которым ответчик (обязанное лицо) проживает за пределами Республики Беларусь, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами (ст. 544 ГПК).

9. Обратить внимание судов, что отсутствие документов, подтверждающих происхождение ребенка от обязанных лиц, документов, на основании которых ребенок находится в учреждении, подавшем заявление о взыскании расходов, а также расчета о размере расходов является основанием к отказу в принятии заявления о возбуждении приказного производства?.

*Размер расходов определяется в соответствии с Инструкцией о порядке возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в доход бюджета, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 42/143 (в редакции от 28 января 2008 г.) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 95, 8/16175).

При наличии достоверных данных о праве обязанного лица на освобождение от возмещения расходов либо такие данные подлежат проверке в судебном заседании, судья выносит определение об отказе в принятии заявления по основаниям, указанным в п. 4 ст. 396 ГПК, что не препятствует предъявлению взыскателем иска по тому же требованию в порядке искового производства.

10. При рассмотрении исков (заявлений) о взыскании расходов суд (судья) обязан проверить, действительно ли ребенок находится на государственном обеспечении, причины, по которым он остался без попечения родителей и относятся ли родители к обязанным лицам, которые в соответствии с п. 8 Декрета № 18 обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также наличие либо отсутствие заболевания, препятствующего выполнению родительских обязанностей.

При этом судам надлежит выяснять не только форму устройства ребенка на государственное обеспечение, но и проверять правильность определения срока, с которого дети приобретают статус оставшихся без попечения родителей, предоставляемый в соответствии с п. 5 Положения о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728.

11. Судам следует иметь в виду, что при разрешении требований об отобрании ребенка (лишении родительских прав) у одного из родителей, второму родителю разъясняется право на предъявление иска о передаче ребенка на воспитание, а в случае его отказа от предъявления такого иска этот родитель привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

В случае, если одновременно с требованиями об отобрании ребенка (лишении родительских прав) заявлены требования о взыскании расходов на содержание ребенка, находящегося на государственном обеспечении, второй родитель, отказавшийся от передачи ему ребенка на воспитание, привлекается к участию в деле в качестве ответчика. Однако расходы, затраченные на содержание ребенка, могут быть взысканы с него только при наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 1 п. 8 Декрета № 18, то есть если он является обязанным лицом.

12. Согласно ч. 3 ст. 93 КоБС за несовершеннолетних обязанных лиц расходы по содержанию детей возмещают родители, усыновители этих несовершеннолетних обязанных лиц. В таком случае при возбуждении дела о взыскании расходов на содержание детей суду следует привлечь в качестве соответчиков родителей (усыновителей) обязанных лиц и взыскать с них солидарно расходы до достижения обязанными лицами совершеннолетия или приобретения ими дееспособности в полном объеме. При этом в резолютивной части решения следует указать, что расходы за прошлое время взыскиваются в полном объеме, а на будущее – до совершеннолетия обязанных лиц.

При отсутствии родителей (усыновителей), а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними обязанными лицами после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

13. Обратить внимание судов, что взыскание расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, производится со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой п. 8 Декрета № 18, а прекращается после их полного погашения или возникновения обстоятельств, влекущих освобождение от уплаты расходов.

Взыскание расходов с обязанных лиц, затраченных на содержание детей-инвалидов, находящихся на государственном обеспечении, должно производиться после вступления в силу Декрета № 18 (с 1 января 2007 г.), поскольку ранее действовавшим законодательством такая обязанность в отношении их родителей не была предусмотрена.

Выбытие ребенка из одного детского интернатного учреждения в другое либо иное изменение формы государственного обеспечения не влечет прекращения исполнительного производства. В таких случаях в исполнительном документе указываются адрес и расчетный счет нового взыскателя. Определение об изменении порядка и способа исполнения судебного решения, на основании которого производится взыскание, не выносится.

14. Разъяснить судам, что освобождение от возмещения расходов может иметь место в отношении родителей, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утвержденному постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 августа 2005 г. № 25 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности».

Для решения вопроса об освобождении родителей от возмещения расходов по данному основанию в необходимых случаях суд направляет обязанное лицо в государственную организацию здравоохранения по месту его жительства для прохождения медицинского осмотра и получения заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии заболевания для предоставления его в суд.

При отсутствии такого заключения иные документы медицинского характера не могут являться основанием для освобождения от возмещения расходов.

15. Судам надлежит иметь в виду, что взыскание расходов на содержание детей производится с обоих родителей, если они являются обязанными лицами, в солидарном порядке, за исключением случаев, когда отцовство одного из родителей не установлено либо оспорено в судебном порядке.

Если при рассмотрении заявления (дела в порядке искового производства) будет установлено, что место пребывания обязанного лица (ответчика) неизвестно, то в соответствии со ст. 149 ГПК судья обязан объявить розыск обязанного лица (ответчика) через органы внутренних дел. При этом производство по делу судом не приостанавливается, а подлежит рассмотрению по существу с извещением обязанного лица по последнему известному месту его жительства с соблюдением требований ст.ст. 146, 148 ГПК.

16. Обратить внимание судов, что в случаях, если обязанное лицо на момент вынесения решения суда или определения о судебном приказе не работает, суд в решении (определении) возлагает на него обязанность трудоустроиться через органы по труду, занятости и социальной защите в определенный срок. Вместе с тем судам следует иметь в виду, что не подлежат обязательному трудоустройству лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» они считаются занятыми. Однако, если этот ребенок нуждается в государственной защите и отобран у родителей (родителя) или если эти родители (родитель) лишены родительских прав, то отпуск родителей (родителя) прекращается и он обязывается к трудоустройству как обязанное лицо в соответствии с действующим законодательством.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица, помимо вручения обязанному лицу, направляется в течение трех рабочих дней после его вынесения в соответствующий территориальный орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В связи с этим судам следует контролировать исполнение судебных решений (определений) в этой части и принимать меры, предусмотренные ст. 537 ГПК в случае их неисполнения.

17. Разъяснить судам, что обязанность по трудоустройству возлагается на обязанных лиц соответствующим судебным постановлением на весь период взыскания расходов либо до полного погашения задолженности по платежам. Поэтому, если обязанное лицо в период исполнения судебного постановления прекратило работу у нанимателя, к которому оно было направлено органом по труду, занятости и социальной защите, то вынесение нового судебного постановления о его повторном трудоустройстве не требуется. В таких случаях судебным исполнителем направляется органу по труду, занятости и социальной защите ранее вынесенное судебное постановление для повторного принятия мер к его исполнению и трудоустройству обязанного лица.

18. Определение о судебном приказе или резолютивная часть решения по иску о взыскании расходов с обязанных лиц, помимо общих требований, предъявляемых ГПК, должны содержать указания: о взыскании с родителей на содержание ребенка, находящегося на государственном обеспечении, единовременно понесенных расходов в конкретной сумме за определенный период; о взыскании ежемесячно расходов в составе и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь; о солидарном порядке взыскания расходов с обязанных лиц; о трудоустройстве обязанного лица и его обязанности явиться в соответствующий комитет (управление, отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета по его месту жительства для трудоустройства.

19. Суд вправе на основании заявления взыскателя расходов на содержание детей или обязанного лица освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

20. Обратить внимание судов, что признание гражданина недееспособным или появление у него заболевания, препятствующего выполнять родительские обязанности в период взыскания расходов, является основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю (п. 8 ст. 493 ГПК). Возвращение исполнительного документа не является препятствием для нового предъявления его к исполнению при отпадении указанных обстоятельств в пределах срока нахождения детей на государственном обеспечении.

О возвращении исполнительного документа взыскателю суд выносит определение в порядке, предусмотренном ст. 494 ГПК.

21. Судам следует обеспечить неукоснительное соблюдение требований ГПК, а также Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. № 43/210/112/121/57 (в редакции от 21 июля 2009 г.).

В целях обеспечения скоординированности действий государственных органов, ответственных за исполнение законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, районным (городским) судам поддерживать создание районных координационных советов, а также использовать иные формы взаимодействия, вносить предложения о совершенствовании работы по обеспечению взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также об устранении недостатков в деятельности государственных органов и должностных лиц.

22. При образовании у обязанных лиц задолженности по возмещению расходов и отсутствии возможности для ее погашения за счет отчислений из заработной платы, иных источников дохода, а также имущества судам при исполнении постановлений надлежит проверять наличие у обязанных лиц жилых помещений, из которых они могут быть выселены в судебном порядке в соответствии с п. 15 Декрета № 18. Освобождаемые жилые помещения подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) для проживания других лиц, а полученные средства перечисляются на погашение задолженности по возмещению расходов в соответствии с Положением о порядке и условиях перечисления сумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, на погашение расходов по содержанию детей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 1733 (в редакции от 24 июля 2009 г.).

23. Председателям районных (городских) судов осуществлять постоянный контроль за исполнением судебных решений о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в установленном законодательством порядке реагировать на факты несвоевременного предъявления требований о взыскании расходов взыскателями, неисполнения судебных постановлений о трудоустройстве и розыске обязанных лиц, волокиты, допускаемой заинтересованными службами, или их уклонении от выполнения требований законодательства.

24. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам обеспечить правильное и единообразное применение судами законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей, систематически анализировать судебную практику, своевременно устранять ошибки в работе судов, вносить предложения в целях ее совершенствования.

kzbydocs.com

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

Настоящий сборник является полным систематизированным изданием, содержащим действующие постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, принятые до сентября 2015 года включительно. В Сборник включены постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства, общим вопросам судебной деятельности, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и другим.
Предназначен для практикующих юристов, главным образом судей, адвокатов и работников правоохранительных органов. Может быть использован в учебном процессе в юридических ВУЗах. Сборник представляет интерес и для широкого круга читателей.
Твердый переплет, 656 страниц.

Velcom: +375 (44) 500-45-55
МТС: +375 (29) 820-65-00
Телефон: +375 (17) 500-45-55
Viber: +375 (44) 500-45-55

Skype: supportmo
E-mail: [email protected]

Региональный центр правовой информации Минской области • Республика Беларусь, г. Минск, ул. Чкалова 5, каб. 319, УНП 600579552
Станция метро «Институт Культуры»

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь © 2018
Карта сайта

pravo.reshop.by

Внимание . Старые версии законодательных актов находятся на сайте http://laws.newsby.org. Для поиска: документ который, например, находился по адресу: http://newsby.org/documents/. теперь находиться по адресу http://laws.newsby.org/documents/.

Пример: Документ, который находился ранее http://newsby.org/documents/laws/law0001/index.htm

теперь расположен по адресу:

Архив новостей расположен http://belarus.newsby.org/ тут

Популярные рубрики сайта

Новости и ресурсы по темам

16 — Сайт посвящен памяти людей, которые пропали без вести, отдали свою жизнь, свободу, здоровье за свободу и независимость Беларуси в борьбе с диктатурой. 16 числа каждый месяц в Беларуси зажигают свечи в знак скорби, памяти и солидарности с политрепрессированными, их семьями. Архив

Web-мастер — Новости для web-мастера. Советы начинающему разработчику сайтов.

Авто новости — Автомобильные новости, новые марки машин, автомобилестроение, Правила дорожного движения (ПДД), тематическое законодательство

Азарт — Новости азартного мира. Игры, казино, карты, рулетка. Технологии обмана. Счастливчики

Акции протеста — Акции протеста, митинги, забастовки демонстрации, голодовки, новости

Аналитика — Аналитические материалы, мнение экспертов в области политики, экономики, финансов, новости

Армия — Армейские новости, законодательство, служба, маневры, аналитика, армейская жизнь, служба в резерве, учения, военные походы, тактические учения, военные базы, история, традиции, специальные операции, подготовка армейских специалистов

АЭС — Новости связанные со строительством атомных электростанций. АЭС в мире, технологии

Беларусь — Белорусские новости, события, комментарии, спорт, политика, экономика, законодательство, праздники, культура
Брест — Новости Бреста и Брестской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Витебск — Новости Витебска и Витебской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Гомель — Новости Гомеля и Гомельской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Гродно — Новости Гродно и Гродненской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Минск — Новости Минска и Минской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Могилев — Новости Могилева и Могилевской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ

БНР — Белорусская Народная Республика (БНР). 25 марта 2008 года – 90-летний юбилей Белорусской Народной Республики. В новейшей истории, в независимой Беларуси этот праздник получил второе дыхание. Новости, мероприятия, история

В мире — События в мире, новости, политика, общество, аналитика, законодательство, комментарии, фото

Вооружение — Новые типы вооружений. Военная техника, фото, новости, гонка вооружений, испытания, изобретения, противовоздушная оборона, средства связи, флот, ракетостроение, технологии, военные роботы, использование вооружения. Выставки вооружения, контракты на производство, продажу и покупку оружия

Выборы — Информация о выборах в местные и центральные органы власти. Новости, законодательство, кандидаты, реклама, объявления, агитация, формирование избирательных комиссий, предвыборных штабов и инициативных групп. Ход избирательной компании

Высокие технологии — Новости в области высоких технологий, интернет, программное обеспечение, роботы, наукоемкие производство

Гороскоп — Гороскопы на год, на месяц, на неделю, ежедневный. Всё о гороскопах. Новости

Дипломатия — Дипломатический корпус. Новости посольств, дипломаты, посольства, консульства. Новости, выступления, “Ноты”, события, происшествия

Виза — Новости консульств, порядок выезда граждан, получение виз, вопросы и ответы, официальные выступления

Доктор — Лечение болезней, полезные советы, нетрадиционная медицина. Новости и комментарии, законодательство

Документы — Новости. Тексты нормативных актов и документов. Архив: Законы

ЕврАзЭС — Новости Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)

Законодательство — Новости законодательства, проекты законодательных актов, комментарии, мнения специалистов, официально.

Законодательная база Беларуси — Законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, СССР с 1924 года по настоящее время. Новости, тематические разделы, тексты законодательных и нормативных актов.

Звезды — Шоу бизнес, артисты, певцы, скандальные и эротические фото, приколы, жизнь звезд

Здоровье- Новости здравоохранения, эпидемии, лечение, полезные советы, новинки

Интернет — Новости сети интернет, скандалы, происшествия, борьба со спамом, программы

История — История государства, общества, путешествие в прошлое, факты, комментарии

Календарь — Календарь дат, события, именинники, дата рождения выдающихся личностей, памятные даты

Карта поляка — Новости о “Карте поляка” обсуждение, статьи, законодательство

Космос — Звезды, образование галактик, межпланетные путешествия, спутники, освоение космоса, новости, строение планет, черные дыры, внеземной разум, НЛО, пришельцы, иные миры, гипотезы, фантастика, кометы, космические корабли, звезды

Красота — Способы уходы за телом и духом, полезные советы, секреты молодости и красоты

Криминал — Преступления, криминальные новости, кражи, убийства, статистика

Кулинария — Рецепты приготовления блюд, напитков, всякой вкуснятины, консервирование, обмен опытом

Культура — Новости культуры. Концерты, спектакли, премьеры, музеи, кинопремьеры, выступление артистов, живопись, архитектура, объявления. Архив

Малый бизнес — Новости малого бизнеса. ИП, ЧУП, законодательство, акции протеста. Малый бизнес. Small business

Медицина — Новости медицины. Законодательство, скорая помощь, оказание медицинской помощи населению, правила оказания медицинских услуг, фото, медицинские препараты, БАДы, аналитика, экспертизы, поликлиники, больницы, наука, изобретения в области медицины.

Налоговые вести — Новости налоговой службы. Изменения налогового законодательства. Разъяснения

Наука — Изобретения, научные достижения, аналитика, теории, мнения, ученые

Недвижимость — Новости на рынке недвижимости, строительство, квартирный вопрос, ЖКХ, законодательство, покупка, продажа, советы, рекомендации, консультации

Неопознанное — Магия, фантастические истории, догадки, теории и факты. Новости. Невероятно, но факт

Новости — Сообщения информационных агентств, новости дня, экспресс-новости в стране и мире

Образование — Новости образования. Учеба, курсы, образование за рубежом. Дошкольное, среднее, специальное, техническое и высшее образование. Студенты, школьники, преподаватели

ОБСЕ — Новости ОБСЕ. Деятельность в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Общество — Новости общественной жизни Беларуси. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ

Объявления — Объявления о проводимых мероприятиях, консультациях, выставках, соревнованиях и т.п.

Огород — Полезные советы дачникам. Технологии выращивания овощей и фруктов да небольшом участке земли. Дачные истории. Обмен опытом. Обрезка деревьев, календарь дачника

ООН — Новости организации объединенных наций, уставная деятельность организации, международные договора

Оппозиция — Оппозиционные движения, лидеры оппозиции, история, аналитика, мнения, “разборки”, отзывы, власть об оппозиции, внутренняя борьба, деятельность спецслужб, объединения, демократические силы, деструктивные направления, акции протеста, собрания, митинги, пикеты, заявления, материалы, партии, движения, неформальные организации

Официально — Заявления, выступления, события из официальных государственных источников. Позиция государства по проблемам общественной и политической жизни страны

Персоны — Политики, должностные лица, граждане, ученые, писатели, и т.п. .Автобиография, интервью, высказывания, история, дела

Погода — Прогноз погоды, метеопрогнозы, осадки, температура окружающей среды, аналитика, информация. Новости

Полезные советы — Житейская мудрость, полезные советы, проверено на практике. Обмен мнениями

Политзаключенные — Политзаключенные Беларуси. Новости из тюрем о жизни политзаключенных

Политика — Новости политики, выступления и комментарии официальных лиц, руководителей партий, выборы, политическая жизнь

Праздники — Праздничные мероприятия , полезные советы, особенности, традиции, новости, репортажи, подготовка, проведение, даты

Природа — Природные явления, флора, фауна, изменения климата, времена года, отдых, заповедники, “Красная книга”, охрана природы, законодательство, биология, ботаника, природоведение

Происшествия — Чрезвычайные события, аварии, пожары, сообщения

Религия — Новости. Традиции. Обряды. Молитвы. Святые. Дискуссия. Выступления, мнения, аналитика

Репрессии — Репрессии против оппозиции. Аресты, экономические санкции, административное и уголовное преследования, избиения, разгон мирных митингов и демонстраций

Россия — Новости из России. Политика, бизнес, законы, СМИ, спорт, вооружение, события, происшествия, газеты, общество, погода

Секс — Подробности интимной и сексуальной жизни. Советы врачей и профессионалов. Обмен опытом

Семья — Новости в области брака и семьи, законодательство, воспитание детей, супружеские отношения, отдых, проблемы и из решения, советы

СНГ — Новости содружества независимых государств (СНГ)

Социологические исследования — Независимые и официальные социологические исследования, новости, мнения, комментарии

Союзное государство — Новости связанные с построением союзного государства России и Беларуси

Спорт — Выступления спортсменов, спортивные достижения, результаты соревнований

Статистика — Статистические официальные данные. Данные статистики независимых источников

США — Соединенные Штаты Америки, новости, события, комментарии

Тюрьма — Новости из колоний, тюрем. Тюремная жизнь, быт, работа, условия содержания

Украина — Новости Украины, события и комментарии, спорт, экономика, политика, наука, общества, культура, происшествия

Финансы — Новости в области финансов, банковская деятельность, денежный оборот

Фото — Фотографии популярных и знаменитых людей, фото архив, сюжеты, различные и интересные фото

Фото эротическое — Эротические фото, звезды, соблазнительные и просто красивые девушки

Цены — Цены на основные продукты питания, услуги, промышленные товары и сырье. Новости с товарных бирж

Экономика — Новости экономики, новая продукция, предприятия, договора, соглашения, достижения

Юмор — Анекдоты, стишки, афоризмы, басни, смешные истории и картинки, новости

pravo.newsby.org

Уголовно-Процессуальный Кодекс Республики Беларусь
Статья 405. Приостановление исполнения приговора, определения, постановления суда

1. Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, кроме постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

1-1. Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления районного (городского) суда и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов.

3. При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, названные в настоящей статье лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостанавливать исполнение приговора, определения, постановления суда до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

kodeksy-by.com

Смотрите так же:

  • Правила бытового обслуживания населения в рф Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации Правилабытового обслуживания населения в Российской Федерации(утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025) с изменениями и дополнениями от: 2 октября 1999 г., 30 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г., 4 октября 2012 г. I. Общие […]
  • Воры в законе лесик Воры в законе лесик Матюнин Алексей Иванович (Лесик) 21 ноября 1952 — 21 ноября 2009 Матюнин Алексей Иванович родился 21 ноября 1952 года в Новой Слободке, Тульская область. 20 августа 1969 года осужден на 2 года по ст. 144 ч.2, 89 ч.2 УК РСФСР. 31 января 1972 года осужден на 2 года по ст. 144 ч.2 УК РСФСР. 20 […]
  • Органы налогового контроля полномочия 59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля 59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля Истребование пояснений . Согласно п.1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, […]
  • Справочное пособие к снип 20801 89 отопление и вентиляция жилых зданий Справочное пособие к СНиП 2.08.01-89. Отопление и вентиляция жилых зданий Изменение № 2 к ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 и Изменение № 2 к ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:2013 Изменение № 1 к ДБН В.2.5-77:2014 Котельные Перечень нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов бывшего СССР, действующих […]
  • Федеральный закон 80-фз от 29041999 Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об […]
  • Маски-шоу на боях без правил Форум - Маски-шоу Маски-шоу [1-60] (1991-2003) DVDRip Кабаре Маски Шоу.ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.2-я серия из 17 [1995 г., Комедийный сериал,VHSRip] Маски-шоу - Маски в Казино[2002 г.,Комедийный сериал,SatRip] Маски-шоу - Маски на необитаемом острове (2)[1998 г., Комедийный сериал,DVDRip] Маски-шоу - Маски на необитаемом […]
  • Лекции для студентов юристов 2 семестр(переработано) / Экономика / Лекции по экономике / Экономика. Курс лекций_Янова В.В_Уч пос для юристов_2005 -384с (1) РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙТЕОРИИ Тема 1. Введение в экономику 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права 1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и […]
  • Наказание в виде лишения свободы несовершеннолетнему не может превышать Вопрос 2. Назначение наказания несовершеннолетним. Применение общих и специальных начал назначения наказания. При решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения […]