Правила для производных союзов

Урок русского языка «Слитное написание производных союзов чтобы, также, тоже, причем, притом, зато»; 7 класс

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

В англоязычных странах, входящих в Содружество наций (Commonwealth) есть праздник День Виктории (Victoria Day), в честь когда-то правившей в Англии королевы Виктории. День Виктории отмечается в Великобритании и в Канаде в мае. Вероятно, поэтому, услышав от меня про наш майский праздник День Победы (Victory Day), иностранные граждане были немало удивлены.

В первый же день в летнем лагере воспитателям и вожатым нужно организовать знакомство детей друг с другом. Проще всего это сделать в игровой форме. Детям младшего возраста больше подходят игры, которые проводятся в кругу, сопровождаются стихами или музыкой. Подросткам предлагаются такие игры, основная задача которых не столько представление детей, сколько возможность сплотить новый детский коллектив, сдружить, сблизить ребят между собой.

Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

pedsovet.su

Слитное и раздельное написание союзов в русском языке

Слитное и раздельное написание союзов – несложная тема. Во избежание ошибок следует отличать эти служебные части речи от других элементов, встречающихся в тексте. Правила и примеры изложены в статье.

«Слитное и раздельное написание союзов» – раздел орфографии. Посвящен он правилам употребления на письме служебных частей речи. Их нередко принимают за сочетания местоимений и частиц или другие элементы языка. Отсюда и ошибки.

Союзы бывают двух видов:

И первый, и второй предназначены для осуществления соединения однородных членов речи или компонентов сложного предложения.

Причина ошибок в написании

Слитное и раздельное написание производных союзов вызывает особые трудности. Служебные части речи этого вида образованы соединением других элементов. А потому нередко возникают ошибки. Производные союзы представляют собой следующие виды сочетаний:

  • два непроизводных союза (но и, так как, как будто);
  • указательное слово, предлог и союз (с тем чтобы, для того чтобы);
  • местоимение, предлог и слово с обобщающим значением (до тех пор пока, в то время как).

Таким образом, слитное и раздельное написание союзов представляет собой тему, в которой непросто разобраться, не имея представления о видах служебных частей речи. Непроизводные встречаются на письме часто (а, и, но). Производные союзы используются реже, они образованы от других частей речи и пишутся раздельно. Есть и другие классификации союзов. Например:

В первом случае речь идет о служебных частях, осуществляющих связь между словами с одинаковыми грамматическими признаками. Во втором – о союзах, встречающихся в сложноподчиненных предложениях. Не будем вдаваться в более детальную классификацию. Слитное и раздельное написание союзов нужно рассматривать на конкретных примерах.

Союз «чтобы»

Его нередко путают с сочетанием частицы и местоимения. Особенно в том случае, если этот элемент стоит после запятой, и с него начинается придаточное предложение. Для того чтобы отличить союз от такого сочетания, следует попробовать переставить частицу в другое место предложения. Примеры:

  1. Нет такого средства, чтобы облегчило его боль.
  2. Нет такого средства, что облегчило бы его боль.

В первом варианте ошибка. Если от элемента «чтобы» можно отделить «бы» без потери смысла, то это не что иное, как сочетание местоимения и частицы. Если по значению «чтобы» эквивалентно «для того чтобы» – это союз. Примеры:

  1. Редактор пригласил автора, чтобы заключить договор.
  2. Директор вызвал родителей, чтобы поставить их в известность.

Но сочетание «что бы» встречается не только в придаточных предложениях. Его можно встретить в простом повествовательном или вопросительном предложении. Раздельное написание в подобных случаях очевидно:

  1. Что бы еще ты мог придумать?
  2. Что бы ты не сказал, я не изменю своего решения.

«Во что бы то ни стало» пишется всегда раздельно.

Существуют в русском языке элементы, которые можно отнести к разным категориям. Например, «якобы» может быть и частицей, и союзом. То же самое можно сказать о «пусть», «же», «будто». Но есть сочетания, образованные из двух элементов (будто бы, если бы, словно бы). Они выступают как в роли союза, так и в качестве частицы. Пишутся раздельно. Рассмотрим употребление этих слов на примерах. Предложения, в которых встречается и слитное, и раздельное написание союзов и частиц:

  1. Ему приснилось, якобы шел он по проселочной дороге и встретил вчерашнего незнакомца.
  2. О ней не говорил в селе только ленивый. Она якобы была ведьмой и каждую ночь вылетала из дымохода на настоящей метле.
  3. Он не вспомнил о вчерашних событиях, будто бы ничего и не было.
  4. Мы успели б довести начатое до конца, если бы вы не вмешивались со своими советами.
  5. Взгляд его как будто бы спрашивал: «Зачем ты мне об этом рассказываешь?»

Союзы «тоже», «также»

Местоимения в сочетании с частицей пишутся раздельно. И их важно не путать с «тоже» и «также», которые синонимичны соединительному союзу «и». После вышеуказанного сочетания нередко стоит слово «самое». Оно является одним из подтверждений раздельного написания. Другими признаками являются наличие союзного слова «что», наречия «как». Например:

  1. Ежедневно он повторял то же самое.
  2. То же самое можно сказать и о последней книге автора.
  3. Семья провела лето так же, как и предыдущее.
  4. Учитель поступил так же, как и его коллеги.

Часто, не имея доступа к широкому контексту, понять, какой из вариантов является правильным, непросто. Примеры:

  1. Остальные дети то же начали визжать и носиться по комнате (Остальные дети начали делать то, что и другие).
  2. Остальные дети тоже начали носиться по комнате и визжать (И остальные дети начали носиться по комнате и визжать).

Пишется слитно «тоже» в качестве частицы. Например: «Тоже мне профессионал!»

Союзы «зато», «притом», «причем» никогда не пишутся раздельно. Их нужно отличать от сочетаний местоимений и предлогов. Например: «при чем», «при том», «за то». Слитное и раздельное написание предлогов и союзов иногда вызывает определенные трудности. Для того чтобы найти правильный вариант, следует проанализировать часть предложения. Примеры:

  1. Эксперимент не был проведен успешно, причем впервые (в добавление к этому).
  2. Это выступление было содержательным и притом интересным.
  3. При чем здесь вы с вашими претензиями?
  4. При том предприятии имелась небольшая типография.
  5. Экскурсия длится целый день, зато она интересная и очень познавательная.
  6. Он затем и приехал, чтобы испортить праздничный вечер (с какой-то целью).
  7. Он пришел за тем, что искал много лет.
  8. Почему (по какой причине) ты всегда плохо судишь о людях?
  9. По чему (по каким признакам) ты определяешь перемены в его настроении?

Источником орфографических ошибок часто является неумение распознать то, к какой частью речи относится слово. Существует союз «итак». Но также в текстах встречается сочетание «и так». Его составляющие – наречие и союз. Ниже приведены предложения, в которых присутствует слитное и раздельное написание союзов и наречий.

  1. И так он рассуждал еще очень долго, пока все не услышали долгожданную фразу: «Итак, подведем итоги».
  2. И так вяло проходило совещание, что он уже надеялся уйти от неудобных вопросов, как вдруг раздался грозный голос председателя: «Итак, вернемся к главной теме…».

Зависимость от контекста

Как уже было сказано, в отдельном предложении иногда непросто понять, правильно употреблен ли союз. Раздельное и слитное написание во многих случаях определяет контекст. Иногда возможно и двоякое толкование. Например:

  1. Оттого что он пишет, немного толку.
  2. От того, что он пишет, немного толку.

В первом предложении речь идет о человеке, который занимается бесполезным занятием. Во втором – о написании малосодержательных текстов. Встречаются также разговорные конструкции, отступающие от общих правил.

Пояснительные союзы

Что еще нужно знать о правилах, входящих в такой раздел орфографии, как «Слитное и раздельное написание союзов»? Примеры, приведенные выше, включают основные, самые сложные случаи. Но есть в письменной и устной речи также союзы, призванные пояснять один из небольших отрывков текста. К ним относятся: «то есть», «то бишь». Пишутся такие союзы всегда раздельно. Например:

  1. Говорил он в этот вечер как всегда, то бишь очень много.
  2. Три дня назад, то есть на прошлой неделе, встретился мне этот человек на лестничной площадке в довольно поздний час.

И наконец, сложные союзы «для того чтобы», «так как» никогда не пишутся слитно.

fb.ru

Предлог, союз, частица: правописание

Предлог, союз, частица относятся не к самостоятельным, а к служебным частям речи. Это значит, они не способны сами называть ни предметов, ни свойств, ни состояний, ни действий. Без них могут обходиться предложения, тогда как сами они, без участия самостоятельных частей речи, образовать предложение не могут. Однако роль служебных слов в речи не следует недооценивать: предлоги, союзы и частицы нужны для того, чтобы выразить смысловые и формальные отношения между самостоятельными словами в пределах предложений. Служебные части речи сами по себе никогда не выступают в роли членов предложения.

Морфологическая особенность

Все союзы, частицы, предлоги обладают собственными морфологическими признаками. Единственной общей их морфологической характеристикой можно назвать неизменяемость. Теперь рассмотрим каждую из этих служебных частей речи детально.

Союз, частица соединяют (первые) и добавляют словам оттенки смысла (вторые). А задача предлога в предложении или словосочетании – связывать слова в правильные грамматические конструкции. Например: иду в школу, играю на фортепиано, перепрыгнул через забор, занимался в течение года и т.д.

По составу предлоги бывают трех видов.

  • Простые: в, на, к, под, над, за, до, при, перед, через и др.
  • Сложные: из-под, из-за и др.
  • Составные: по причине, во время, несмотря на, в отношении и др.

По своему происхождению и способу образования предлоги бывают производными, то есть появившимися от других частей речи, и непроизводными.

  • Производные предлоги могут быть образованы от наречий: вокруг, вдоль, возле и др.
  • Они могут появиться из именных частей речи: в течение, в отношении, насчет, за счет, ввиду и др.
  • Произойти они могут и от глаголов: благодаря, спустя, включая и др.

Слитно или раздельно?

Правописание предлогов, союзов и частиц обычно сводится к слитному, раздельному или написанию с использованием дефиса.

  • Слитно пишем следующие предлоги:

вдоль, наперекор, ввиду, наподобие, вместо, вследствие, насчет, посредством.

  • Раздельно пишем предлоги:

в течение, в заключение, в продолжение, в целях, в силу, по мере, по причине.

  • С дефисом пишем предлоги:

из-за, из-под, по-над.

Смысловые связи

Какие отношения между знаменательными словами могут выражать предлоги? Союзы и частицы, заметим, тоже имеют свои служебные значения, о которых расскажем ниже.

Предлоги выражают такие значения:

  • объектное: скучаю по тебе, подумай о нас, вступился за него на собрании;
  • пространственное: выехал за пределы страны, прохожу около театра, буду жить на Аляске;
  • временное: зайду через неделю, разыщу в течение дня; в продолжение недели лили сильные дожди;
  • целевое: сражаться за идею, жить ради истины, подарить на память;
  • причинное: не улетел из-за непогоды, нашел благодаря друзьям, отставал по причине болезни;
  • определительное: брюки в полоску, тренажер с таймером, мех с подшерстком;
  • сравнительное: величиной с ноготок, лицом вышел в мать, а характером – в отца;
  • образа действия: смеяться через силу, думать с напряжением, смотреть без особого интереса.

Как отличить предлоги от других частей речи?

Иногда служебная часть речи – предлог, союз, частица – может быть неверно распознана как самостоятельная. Однако существуют приемы, при помощи которых можно четко их дифференцировать.

  • Чтобы не спутать предлог с наречием, необходимо убедиться в том, что следом за ним идет существительное или местоимение. Сравните: Вокруг вазочки с вареньем летала пчела/ вазочка с вареньем стояла на столе, вокруг летала пчела.
  • Об отличии предлога от сочетания существительного с предлогом просигналит окончание. В предлоге оно неизменно, а в существительном может меняться при употреблении с разными предлогами: в течение сезона/ в течении рек, к течению рек, от течения рек, за течением рек и т.д.
  • Предлог несмотря на похож на деепричастие, но отличается от него по смыслу. Например: несмотря на дождь, матч состоялся/ не смотря на меня, он быстро вышел из комнаты. Смысл первого предложения с предлогом: хоть и шел дождь, матч не отменили, он состоялся. Смысл второго предложения с деепричастием: не глядя на меня, он вышел из комнаты.

Мы выяснили основные трудности, которые может вызвать предлог.

Частица как служебная часть речи способна, например, менять морфологические характеристик слов (например, создавать глаголу условное или повелительное наклонение). Такая привилегия не досталась союзу. Задача этой служебной части речи – только соединять однородные члены и простые предложения в пределах сложного.

Виды союзов

По структуре союзы бывают простыми и составными, а по значению – сочинительными и подчинительными.

Сочинительные существуют, чтобы связывать однородные члены и простые равноправные друг другу простые предложения внутри сложного. Они, в свою очередь, делятся на три вида.

  • Соединительные: Брат и сестра были похожи друг на друга. Мы установили антенну, также уточнили координаты. Хлеб да каша – пища наша.
  • Противительные: Он вышел, но двери не закрыл. Я читаю, а она слушает. А Васька слушает да ест. Мы не видели Шаляпина, зато слышали его голос.
  • Разделительные: Не то вечер, не то утро на дворе. Берись за дело или уходи. Я хочу знать эту тайну, либо мне не спать ночами.

У подчинительных союзов более замысловатая роль – они связывают в пределах сложного предложения простые, одно из которых подчиняется другому. Поэтому у этой категории союзов выделяется несколько значений.

  • Причинные: Получил пятерку, потому что хорошо знал урок. Ввиду того что температура воздуха превышает допустимую норму, занятия в школе отменены.
  • Целевые: Арсений приехал, чтобы увидеться с Катей. Для того чтобы вырастить цыплят, нужны умение и забота.
  • Временные: Пока не угас печи огонь, мы не умрем от голода и холода. Едва рассеялся туман, Гаврила увидел берег. С тех пор как ты уехала, мы не заглядывали в эту комнату.
  • Условные: Я сделаю, если ты поможешь. Зайду, коли дома будешь.
  • Сравнительные: Он видел все недостатки, словно через увеличительное стекло. У меня как будто пелена спала с глаз.
  • Изъяснительные: Наши предки думали, что земля держится на трех китах.
  • Уступительные: Он был проворен, хоть и мал.
  • Следствия: Ты сделал выбор, так что не сердись.

Особенности правописания союзов

Правописание союзов (предлогов, частиц) подчиняется общему правилу – их нельзя путать с конструкциями, в которых сочетаются именные части речи с предлогами или частицами.

  • Союзы тоже, также, чтобы, зато пишем слитно: «Я спешил к Нине, она тоже ждала встречи». «Он отскочил от огня, чтобы не обжечься». «Самому создать трудней, зато почетней».
  • Местоимения с частицами пишем раздельно: «Это было то же платье, в каком она играла Шопена». «Мой дорогой, что бы мы без вас делали!» «Берись лишь за то дело, в каком смыслишь».

У этой служебной части речи есть две задачи. Она, во-первых, вносит новые оттенки смысла в значение слова, а во-вторых, образует новые формы слов. Поэтому частицы делятся на два разряда.

Формообразующие частицы дают возможность глаголу использоваться в повелительном и условном наклонениях. Это слова давай, пусть, бы и др. Примеры: «Пусть грянет музыка!» «Хотел бы я увидеть этот город».

Смысловые частицы придают разные лексические оттенки словам и предложениям. Они бывают нескольких видов.

  • Отрицательные: Он был герой не моего романа. Я вовсе не хотел тебя обидеть.
  • Вопросительные: Правда ли, ты знал Наполеона? Неужели дальше – обрыв?
  • Восклицательные: Что за голос! Как хороша!
  • Указательные: Это растение давно не поливали. Вон идет наш преподаватель.
  • Уточняющие: Это именно ваши слова. Эта девочка — точь-в-точь наша Аришка.
  • Усилительные: Павел думал о ней, он ведь любил ее давно. Даже в дни самого большого отчаяния в нас теплились искорки надежды.
  • Со значением сомнения: Маэстро вряд ли будет играть сегодня.
  • Ограничительно-выделительные: А в усадьбе-то будет вам раздолье! Всюду было тихо, только в роще ласково шелестела листва.

Важно не путать смысловую частицу -то с постфиксом -то, образующим неопределенные местоимения. Сравните: мы-то с вами знаем, кто был на корабле (частица). Когда-то надо начинать (постфикс).

Уточним детали

Сделаем акцент на том, существует ли и чем отличаются частица как, предлог как, союз как. Предлога как в русском языке нет, а частица и союз как имеют различные функции и значение, поскольку являются в каждом случае разными служебными частями речи. Примеры:

  • Как хороши, как свежи были розы! (частица с восклицательным смысловым оттенком).
  • Я узнал, как горек рабский труд (изъяснительный союз).
  • Котенок был черный, как вакса (сравнительный союз).

Не станем их путать

Мы выяснили роль и особенности правописания служебных слов. Общим для них является то, что их употребление бессмысленно без участия именных частей речи, поэтому не нужно мешать в одну кучу союзы, местоимения, частицы, предлоги, наречия и другие речевые компоненты.

fb.ru

Урок по теме «Правописание производных союзов»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока Слитное написание союзов

ТАКЖЕ, ТОЖЕ,ЧТОБЫ, ЗАТО.

Цель : 1.показать условия различения на письме союзов и наречий с частицами ТО, ЖЕ, БЫ;

формирование навыка написания союзов;

2.составление связного рассказа на грамматическую тему;

3. повторить написание наречий и местоимений с частицами ЖЕ, БЫ,

запятые в простом и сложном предложении;

Демонстративный материал : индивидуальные карточки, карточки с союзами.

Повторение ( правописание производных предлогов)

Предложения записаны на доске , которая закрывает другие предложения.

(В)следствии… новых научных данных издается книга по истории Башкирии.

У многих рек, подобие Агидели, один берег горный, другой луговой.

В Каповой пещере был обнаружен наскальный рисунок, что-то (в)роде рыси.

(Не)смотря на ненастье, вода в реке Ай была теплой.

В это время 5 учащихся работают по карточкам

(В)виду сильного штурма корабли ушли в бухту.

(В)продолжении…романа автор внес исправления.

(В)следствии… упорства геологов непокоренная тайга уступала свои богатства.

(В)течении… нескольких минут космонавты приняли решение.

Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

(В)следсти… какой-то задержки в пути лошади отстали.

(В)продолжении… целого часа мы наблюдали зеленые огни в воде.

Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились.

Часть набережной была затоплена (в)следствии… быстрого подъема воды в реке.

(В)виду ожидаемых заморозков пальмы убрали в оранжерею.

(В)течении… 15 минут противник не отвечал.

Инженер распорядился (на)счет ремонта машин.

(В)течении.. мая чаще дули северо-восточные ветры.

Как это случилось, генерал узнал (в)последствии…

Председатель обратил внимание (на)счет завода.

-Каким образом надо различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

3.Объяснение нового материала (предложения записаны на доске).

Родину любим за(то), что она колыбель наших мечтаний. Что(бы) вам рассказать о Башкирии?

Что(бы) преодолеть неприступные скалы, Белая делает крутые петли. Белая для нашей республики то(же) , что Волга для России . Реки Башкирии то(же) отличаются разнообразием пейзажей. За(то) территория республики открыта влиянию засушливых районов Казахстана. Юрты встречаются у башкир, так(же) у казахов, узбеков. Весной башкиры выслеживали так(же) диких коз, как и лосей, волков.

Комментируются и анализируются предложения. Ребята записывают в 2 столбика( слитно- раздельно)

Затем взаимопроверка. Вывешиваются карточки:

ЧТОБЫ = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

4. Работа с учебником (стр.155)

— Каков ключ различения союзов и омонимичных частей речи?

— Запомните правописание составного союза, который пишется в 6 слов

ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО (вывешивается карточка)

С данным союзом записать предложение.

6.Закрепление материала (объяснительный диктант).

Башкиры также держали овец. Чтобы из кобыльего молока получился кумыс, его нужно

подвергнуть брожению. Юрюзань так же , как и Агидель, извилиста. Как и большинство

уральских рек, ай тоже мелководна. Не только в горах, а также на равнине река Уфа сохра-

няет стремительный бег. Башкирский мед признан в Европе за то , что в нем содержится

Данный урок наряду с решением познавательных задач урока , определяемые темой, решает ряд других, не менее важных проблем: обогащает словарь школьников, формирует навыки правильного произношения, выразительное чтение предложений. При подготовке к уроку был использован краеведческий материал. На уроке создается проблемная ситуация , поставлена учебная проблема, организовано ее решение с помощью знаний учащихся предыдущих тем. На уроке продолжают развиваться учебно-языковые, орфографические, пунктуационные и речевые навыки.

  • Жолудь Ирина Анатольевна
  • 947
  • 24.11.2014

Номер материала: 151118

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Правила для производных союзов

Правописание производных предлогов.

Прежде чем выполнять предложения, вспомните правило:

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:


Пишутся слитно предлоги:


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Упражнение 1. Списать, вставить пропущенные буквы ( н-нн с разными частями речи ). Обращайте внимание на написание производных предлогов (выделенные слова являются производными предлогами )

В виде бронирова_ого жилета, в течение рискова_ого путешествия, в продолжении

рифмова_ой повести, вроде шнурова_ого ботинка, вместо газирова_ой воды,

наподобие кова_ого сундука, застрахова_ый впоследствии, в связи с костюмирова_ым

балом, в заключение заинтересова_ого разговора, вследствие взволнова_ости, ввиду

загазова_ости, иметь в виду шифрова_ую запись, насчёт лакирова_ых сапог, несмотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов)

На_счёт жела_ого подарка, в_течени_ письме_ого экзамена, в_роде кова_ого железа,

в_ продолжени_ камее_ого века, наподоби_ тонирова_ого стекла, в_заключени_

напряже_ой подготовки, не_смотря на це_ые сведения, в_виду измене_ого

расписания, в_виде краше_ого столба, вместо торжестве_ой встречи, в_следстви_

неравноце_ого обмена, в_последстви_ удивле_о спрашивал, в_связи с неожида_ым

приказом, иметь в_виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки. Определи, к какой части речи относится слово!

Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на

семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги,

один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место ,

чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли

(на)встречу с одноклассниками.8) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли

пораньше. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.9) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

10)(В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течение недели..11) (В)начале урока мы

читали текст. 12)Мы идём в поход (в)месте с родителями. 13) (В)месте падения

метеорита образовался кратер. 14) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви. своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

Тестовые задания.

Тест №1

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2. Каким членом предложения является предлог?

  1. 1.Обстоятельством.
  2. 2.Дополнением.
  3. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.

1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

    1. А.Причинное значение.
    2. Б.Значение цели.
    3. В.Значение пространства(места).
    4. Г.Временное значение.

4.Укажите непроизводные предлоги.

1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов.

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).

А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.

9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

Тест № 2

1 На месте пропусков пишется и

а) идти в течени. дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4. Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочет;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5. Пишется раздельно

а) говорить (на)счет похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно

www.bodnia.ru

Смотрите так же:

  • Правила культуры поведения презентация Презентация "Правила поведения на уроках физкультуры" Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице. Есть мнение?Оставьте комментарий Они такие разные — ребята из школьной видеостудии. Вот […]
  • Отзыв на методическое пособие учителя Методическое пособие для начинающего учителя начальных классов Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице. Есть мнение?Оставьте комментарий В англоязычных странах, входящих в Содружество […]
  • Споры и разногласия могущие возникнуть Разрешение споров (общие условия) Dispute Resolution (general clauses) Все споры и разногласия, могущие возникнуть в результате выполнения обязательств по настоящему Контракту Стороны попытаются урегулировать посредством переговоров. В случае если Стороны не в состоянии достигнуть договоренности в течение [30] дней, […]
  • Страдательного залога passive voice Страдательного залога passive voice She cleans an office every day. — Она убирает офис каждый день. Действие совершает подлежащее (она) — это действительный залог, потому что подлежащее действует. The office is cleaned every day. — Офис убирают каждый день. А здесь действие направлено на подлежащее (офис) — это […]
  • Ebay возврат Worry-Free Shopping eBay is here for you! MONEY BACK GUARANTEE Worry-free shopping. Get the item you ordered, or your money back, on virtually all items. Here’s how to get your money back Go to My eBay If your item hasn’t arrived or isn’t as described, go to My eBay, find the item in your purchase history, and […]
  • Future form правило The Key to the Future Tenses: Adverbs of Time The use of the future tenses is described in this material. Expressions in the groups "Adverbs of time" below include adverbs, adverbial phrases, prepositions and conjunctions that are often used with these tenses. General information on English tenses and their adverbs […]
  • Правила времени past continuous Past Continuous: правила образования и случаи употребления Past Continuous – довольно часто употребляемое время. Его задача – передать длительное действие, которое имело место в прошлом. Употребление Past Continuous. Past Continuous употребляется для обозначения или выражения: Длительного действия, происходящего в […]
  • Правила музыкальных групп Positive Hack Days — международный форум по практической безопасности, который проходит в Москве ежегодно начиная с 2011 года. Организатор — компания Positive Technologies. Программа форума На PHDays выступают российские и зарубежные разработчики, ИБ-эксперты и хакеры, проводятся закрытые и открытые круглые столы с […]