Правила композиции ритм

Ритм в композиции: описание, форма, виды и особенности

Важнейшим средством для организации разнообразных элементов формы в гармоническом единстве, для упорядочения каждого из них и точного расположения в общей структуре является ритм в композиции, что присуще всем формам и явлениям природы, даже трудовым процессам. Композиция жизни во всём её многообразии, безусловно, ритмична.

Что такое ритм

В композиции это равномерность чередования элементов размера, порядок сочетающихся линий, плоскостей и объёмов. Ритм может быть показан и камерно, и монументально, он может влиять на настроение, наполняя его радостью, торжественностью, покоем и так далее. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно, и на слух. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Например, в архитектуре распределение колонн, окон по вертикали или по горизонтали — это и есть выдержанный ритм в композиции. В природе он повсюду: это и волны на реке, и морской прибой, и капли дождя, и чайки над водой, — можно обнаружить ритм где угодно, куда бы ни падал взгляд.

Или повторяющиеся мотивы орнамента ткани, обоев, ковра — они абсолютно ритмичны. Но особенно ярко проявляется ритм в композиции, если творцом её явилась природа — её животный и растительный мир неповторим и бесконечно ритмичен. Как послушно следует глаз от полоски к полоске на кошачьей мордочке, с каждым повторным элементом всё более чётко воспринимая эти ритм и метр в композиции. Таким же образом держатся друг за друга танцевальные элементы, размеренность прочитанного вслух стихотворения, услышанная музыка. А как ритмичны грани бриллианта в драгоценном кольце!

Возможности

Композиция, динамика, ритм — всё это средства довольно специфические, позволяющие существенно изменять характеристики элементов формы через закономерность чередования членений, объёмов, граней, а потому используются они не только и не столько живописцами, сколько дизайнерами, вторгающимися в нашу повседневную и праздничную жизнь — домашнюю и производственную, общественную и интимную.

Ритмичны узор пледа, орнамент вазы, вишенки на торте, а также стройные ряды станков на ткацкой фабрике и покраска стен и потолков в цехе, даже кнопки на любом пульте управления расположены ритмично. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например, и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Ритм — средство композиции, он может быть спокойным и тревожным, по-разному направлен, в зависимости от того, что за цель поставил себе создатель.

Использование

Направленный в одну сторону ритм, встречающийся в технике орнаментальной каймы и сходящийся в центре, как узоры подноса, скатерти, лепной розетки на потолке или рисунок шкатулки, может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикаль имеет меньшие композиционные сложности, поскольку все изменения ритма уже способствуют зрительному завершению. А по горизонтали более сложно выстраивается композиция — ритм, симметрия проблематичны как в начале, так и в завершении.

Если членения происходят часто, ритм получается беспокойный, по горизонтали они зрительно снижают высоту предмета, по вертикали — напротив, предмет выглядит ещё выше. Желаемое можно получить только с правильным использованием всех тех возможностей, которые передаёт художнику ритм, которые надо непременно продумывать и прочувствовать: это чередование цветовых пятен, объёмов, элементов, деталей, направляющих движение взгляда соответственно задуманному. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Организация композиции

Чем ритмическая закономерность сильнее в композиции, тем активнее организуется пространство. Ритм выражается слабее, если изменения в чередованиях или в форме самих элементов будут мало заметны, но если изменения активны, то ритмическое начало может стать в композиции основополагающим. Очень широко, например, используется цвет для создания ритмики: на производствах это обыгрывается довольно часто в окраске помещений, рабочих мест, коммуникаций, даже униформы. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат.

Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. Метр, то есть равенство элементов, которые располагаются на одинаковых расстояниях, как пролёты мостов, очень активно сотрудничает с ритмом. Отсюда исходят три категории — ритмический порядок, метрический порядок и метроритмический порядок, которые определяют виды ритмов в композиции.

Метрические порядки

Нескончаемый повтор того или иного метрического ряда может быстро наскучить, показаться утомительным и монотонным. Для решения этой проблемы существуют ритмы убывающие и возрастающие, а также разные метрические порядки в композиционном сочетании. Применяя эти приёмы, можно добиться необходимого разнообразия и не потерять при этом единства. Необходимо помнить, что ритм — движение композиции.

Определение ритма — чередование элементов. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Самый простой метр — одинаковые элементы и пробелы по размеру. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.

Композиция в интерьере

Недостаточно подыскать красивый паркет и обои, закупить светильники и расставить мебель, чтобы получился интерьер неординарный и в то же время гармоничный. Иначе помещение вполне может получиться похожим на филиал мебельного магазина. Здесь необходимо воспользоваться законами выстраивания художественной композиции. Что же это такое?

Это связь всех присутствующих частей в одно целое с помощью какой-либо идеи. Тогда форма будет точна и гармонична. Для оформления интерьера нужны те же познания, что и для написания картины маслом. Сначала появляется идея. Вот любое из этих понятий может идеей послужить: симметрия, асимметрия, доминанта, ритм, статика, динамика. Выбрать можно что-то одно. А потом подумать и добавить что-нибудь ещё.

Когда элементы в композиции равно удалены относительно оси — это симметрия, которая обычно воспринимается глазами как упорядоченность и гармония. Человек рождён симметричным, именно поэтому и стремится к некоей зеркальности в окружении.

Однако уравновешенность интерьера не заключается в двух одинаковых диванах, стоящих друг против друга. Здесь важны тон, масштаб. На симметрию также влияют и расположение деталей архитектуры — двери и окна, углы и ниши.

Асимметрия

Асимметрия по структуре противоположна, значит — должна подсознательно вызывать некое беспокойство. Волнистые стены, острые углы, наклонные плоскости и должны напрягать. Например, жилой интерьер — не слишком плодородное поле для экспериментов, а потому пространство лучше заполнять симметрично, а вот асимметрию добавлять декором.

Можно разнообразить картину интерьера, противопоставляя массивную мебель и некрупную (масштабы), можно тёмные поверхности сочетать со светлыми, приглушённые цвета с яркими. Если же мебель симметрично по каким-то причинам не устанавливается, то необходим привлекающий взгляд центр — группа светильников или камин.

Ритм и доминанта

Движение, которое можно продолжать до бесконечности — вот это и будет ритм в интерьере. Горизонтально — это пояса, фризы и карнизы, вертикально — арки и колонны. В интерьере — это группа мебели, чаще всего задающая определённый ритм. Великолепный приём — перебой ритма. Например, в ряду белых одинаковых стульев вдруг один такой же, но чёрный или цветной. Ритмичная композиция хороша, если цвет угасает, не отдаляясь, а приближаясь к зрителю.

Доминанта — визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Тем не менее доминанта обязательно должна находиться в теснейшей связи с остальными элементами, иначе композиция развалится. Именно поэтому цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. И конечно, доминанта — вовсе не центр в буквальном смысле этого слова, то есть располагаться она может где угодно, и совсем не обязательно в центре помещения.

Статика и динамика

Статика — отсутствие диагоналей и нелинейных поверхностей, где горизонтальные элементы преобладают: невысокие шкафы, тяжёлые и глубокие диваны — всё, на что падает взгляд, имеет вид устойчивый и приземистый, стабильный и уравновешенный. Чаще всего так оформлены интерьеры в классическом стиле. Однако статичный интерьер — не значит скучный. Обычно здесь есть масса возможных экспериментов по декорированию и подбору аксессуаров.

В помещение, где предполагается присутствие молодости и веселья, можно и нужно добавлять элементы, сопутствующие динамике, то есть движению. Здесь используются и асимметричная расстановка мебели, чёткие геометрические формы, много свободного пространства, диагонали в раскладке плитки или паркета. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Динамичные интерьеры любят современный стиль, поскольку нарушенные законы композиции в интерьерах появились совсем недавно — в двадцатом веке.

У художников

Живописцы используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Именно с помощью ритма оно приобретает свойства музыкальные и поэтические, которые от художественности неотделимы. Действенность ритмического начала основана на главных законах композиции, на контрастах — цветовых и тональных в живописи и объёмных в скульптуре. Одновременно ритм и отделяет один компонент от другого, и связывает их вместе — всё по закону контраста. Отсюда и происходит закон цельности, и даже композиционный закон самой жизни.

Художник проникает во внутреннее движение, не ограничиваясь внешним. С помощью ритма, то есть определённого порядка в изображении обыкновенных предметов, подчёркивается эстетическая сторона изображённого, открывается красота как знакомых предметов, так и новых.

Каждое произведение — открытие новой картины мира, причём предвиденной, и предвидение это рождается за счёт работы ритмического начала. Повтор, постоянно присутствующий, напоминает о прошедшем и приготовляет к последующему.

fb.ru

Правила композиции

«Не разумно нарушать правила до того, как вы научитесь их соблюдать»
Т.С. Элиот, интервью с Париж Ревю (Номер 21, 1959)

Существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений. Наиболее широко известные из них формулировались веками художниками, работающими в различных визуальных средах, от архитектуры до живописи и фотографии. И хотя всем нам известна поговорка «правила созданы для того, чтобы их нарушать», преимущества предварительного понимания того, что же именно вы собираетесь нарушать, очевидны.

В данной статье мы рассмотрим три таких композиционных правила, с иллюстрирующими их примерами, и обсудим, почему их можно считать полезными творческими инструментами.

Правило третей

«Правило третей», вероятно, является наиболее популярной техникой из известной художникам визуальных искусств. Проще говоря, идея состоит в том, что значимые композиционные элементы должны быть размещены вдоль воображаемых линий, которые разделяют изображение на трети, по горизонтали и по вертикали. Элементы, представляющие особый интерес, могут быть размещены на пересечении этих линий для создания более выразительной и динамичной композиции, как продемонстрировано на паре изображений ниже.

Композиция идеально центрирована по песчаной дюне.

Здесь гребень дюны и горизонт расположены вдоль воображаемых линий, разбивающих изображение на сетку 3 x 3.

Правило третей впервые формализовано в литературе художником Джоном Томасом Смитом в 1797. Однако примеры предметов искусства, в которых данное правило было применено, могут быть найдены в художественных традициях с самых древних времен. Искусство восточной Азии особенно известно использованием ассиметричных композиций.

Итак, почему же использование правила третей помогает создать интересные изображения?

Асимметрия

С любой из рассмотренных в данной статье техник мы стремимся выделить определенные элементы изображения и установить баланс между элементами.

Формирование композиции по «третям» зачастую вводит в кадр асимметрию, помогающую придать изображению ощущение драматичности, которое может отсутствовать в идеально симметричной картинке.

На изображении ниже вы можете видеть, что глаза модели и лошади расположены вдоль воображаемой сетки. Правый глаз лошади находится на пересечении двух линий. Глаза, очевидно, являются сильными композиционными элементами. Наш взгляд естественным образом притягивается к глазам других. Расположение важных элементов наподобие этих – будь то часть тела или продукт на продажу – вдоль данных линий помогает привлечь к ним внимание.

Обратите внимание на расположение глаз модели и лошади вдоль линий сетки, разделяющей кадр на три части по обеим сторонам. При съемке людей или животных глаза обычно являются хорошим композиционным элементом для выделения.

Перед тем, как мы продолжим, я должен отметить, что несмотря на очевидные преимущества использования правила третей при изначальном построении кадра, вы все еще можете воспользоваться им при постобработке, произведя выкадровку. Фактически, самый быстрый способ натренировать себя на то, чтобы «видеть» трети, — это потратить некоторое время на эксперимент с кадрированием ваших уже существующих снимков и сравнить обе версии.

Динамический баланс

В дополнение к тому, что правило третей полезно для определения расположения мелких деталей, таких как глаза модели, оно также может быть использовано с крупными элементами, влияющими на общий баланс в композиции. Пейзажное изображение в начале статьи является хорошим примером того, как правило третей может быть использовано для настройки позиции линии горизонта и основных геологических элементов.

Вот еще один пример применения данного правила для создания баланса в динамической композиции. В данном изображении модель занимает только центр и правые трети изображения. Крайние левые части представляют собой негативное пространство, обеспечивая создание ощущения движения через контраст и прогрессию тональных значений изображения.

Взгляните на композиционный баланс между телом модели и негативным пространством. Они полностью охватывают по одному из крайних столбцов сетки соответственно и делят средний. Также отметьте положение стопы и колена модели, которые расположены вдоль одной из линий. Обратите внимание на точку на ее ребрах, в которой виден перепад освещения.

Золотое сечение

Попытайтесь представить, каким образом то же изображение выглядело в случае, если бы модель была расположена прямо по центру кадра. Композиция многое потеряла бы не только в ее драматичности, но также в ощущении динамики.

Еще одна визуальная концепция родом из древности, и все еще используемая в наши дни, пришла к нам из искусства Древней Греции. Она известна под названием золотое сечение (а также золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении). Мы обсудим лежащие в ее основе математические расчеты чуть позже, но ее суть, — как и в случае с правилом третей, — состоит в разделении изображения на прямоугольные сегменты.

Эти «золотые прямоугольники» имеют пропорции, которые, по мнению древних греков, были особенно гармоничны и приятны глазу. Расположение композиционных элементов особой важности либо внутри, либо на пересечении данных прямоугольников, может помочь выделить их и создать хорошо сбалансированное изображение, вроде того, что вы видите ниже.

В данном кадре присутствует приятный баланс между основным объектом и окружением. Композиция была составлена в соответствии с правилом золотого сечения, которое я поясню ниже.

Расчеты в основе правила золотого сечения менее очевидны, чем те, что используются для правила третей, так что оно немного менее широко известно среди художников, чем, скажем, среди математиков или инженеров. Но ознакомиться по крайней мере с основами концепции стоит.

Золотое сечение приблизительно равно 1:1,6, или точнее, 3/8:5/8. На изображении ниже вы видите два отрезка, a и b. Отрезок a в 1,6 раз длиннее отрезка b. И комбинированный сегмент, a+b, также в 1,6 раз длиннее отрезка a. Так что пропорции отрезков a и b представляют собой золотой сечение.

Визуальное представление элементов золотого сечения (спасибо Wikimedia).

Золотой прямоугольник (изображен ниже) – этот тот, короткая (a) и длинная (a+b) стороны которого находятся в соотношении 1:1,6 друг к другу. Любой золотой прямоугольник можно далее поделить линией, которая разобьет длинную сторону в том же соотношении. Именно это сделано на иллюстрации ниже для создания отрезка b. Вы можете продолжить это деление для получения все меньших и меньших прямоугольников, один внутри другого.

Золотой прямоугольник (спасибо Wikimedia).

Вертикальная линия, расположенная примерно на 3/8 расстояния от левого края отмечает края нашего первого золотого прямоугольника.

Горизонтальная линия, размещенная примерно на 3/8 расстояния от верхнего края, создает второй золотой прямоугольник.

Так как же именно это работает, говоря о композиции? Давайте внимательнее рассмотрим фотографию, с которой начинается данный раздел. Поскольку соотношение 1:1,6 визуализировать не так просто, мы можем вместо этого рассматривать его как 3/8:5/8, что означает, что мы стремимся поделить кадр на 3/8 вдоль одной из сторон (чуть меньше, чем наполовину). Именно это исполнено на первом изображении ниже, от левого края проведена вертикальная линия примерно на 3/8 длины большей стороны.

Создав первый золотой прямоугольник, мы можем повторить процесс и очертить также второй, поменьше, внутри первого, как вы можете видеть на втором кадре выше. Наиболее драматично освещенная часть тела модели расположена внутри нашего первого прямоугольника. Большая часть ее лица находится во втором. Это показывает, что посредством заключения композиционно важных элементов внутри этих прямоугольников, мы можем привлечь к ним внимание. Так же, как и в случае с правилом третей, данный подход создает ассиметричную композицию, которая служит для направления взгляда зрителя.

Вы можете продолжить разделять кадры на более и более мелкие прямоугольники, добавляя вертикальные и горизонтальные линии в последовательности, при которой соблюдается золотое сечение 3/8:5/8. На данном изображении наименьший прямоугольник (синий) расположен точно вокруг самой близкой к камере части лица модели.

Художники уже давно интуитивно поняли, что использование диагональных элементов – еще один способ создать драму в одномерной композиции. Диагональные линии направляют взгляд через изображение и помогают создать ощущение движения. В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов.

На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали, сформированные линиями рук модели и струящимся материалом, использованном в съемке. Эти элементы ведут взгляд зрителя через изображение.

При съемке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели. Важно понимать, что композиционные диагонали не ограничиваются лишь явными формами или краями предмета. Концепция диагоналей может быть использована в способе расположения предметов в кадре, во многом таким же образом, как и в правилах, которые мы обсуждали выше.

Как это работает? Нарисуйте воображаемые линии, выходящие из углов кадра под 45 градусов, как показано ниже, и расположите значимые предметы вдоль этих линий. На первом изображении внизу обратите внимание, как глаз модели, ее левая нога и объектив камеры у ее ног расположены точно на диагоналях, построенных из углов изображения. Ручка зонта лежит на якорной точке, где две диагонали пересекаются.

Изображение для иллюстрации метода диагоналей

Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования.

Второе изображение взято из той же съемки, но без соблюдения метода диагоналей. Кадр выглядит «тесным», фотосумка расположена слишком близко к краю снимка. В изображении не хватает переднего плана, по сравнению с количеством вертикального пространства над моделью.

Голландский фотограф Эдвин Вестхофф сформулировал «метод диагоналей» как композиционное правило, инкапсулирующее данную идею. У него есть очень хорошая статья, в которой его подход объяснен более подробно.

Применение данных правил

Когда вы знаете, как направить внимание зрителя на отдельные элементы изображения, напрашивается вопрос о том, что же именно нужно попытаться выделить. Как понять, к каким элементам сцены данные правила должны быть применены?

Подумайте о точках фокуса в изображении. Пытаетесь ли вы привлечь внимание зрителя к определенной черте пейзажа? Глазу модели? Продукту? Композиционные элементы не должны ограничиваться такими явными вещами, как тычинки цветка, или ювелирное изделие, говоря о рекламе продукта. Подумайте об использовании изменений цвета и текстуры или негативном и позитивном пространстве применительно к данным правилам.

Как и в случае с любой техникой, чтобы ею овладеть, необходимо постоянно практиковаться. Начните с правила третей (его проще всего визуализировать) и попробуйте произвести кадрирование изображения через видоискатель или ЖК дисплей, памятуя о нем. Это прекрасный способ научиться «видеть» композиции и начать усваивать технику.

Правила золотого сечения и диагоналей, наиболее вероятно, будет проще практиковать через кадрирование при пост-обработке. Немногие из нас (если вообще кто-то) смогут представить вложенные друг в друга прямоугольники во время съемки, например. Многие популярные графические редакторы даже дают возможность накладывать на кадр специальные сетки для кадрирования по этим композиционным техникам, что сильно облегчает их использование.

Разумеется, эти правила являются лишь выборкой из множества техник, имеющихся в вашем распоряжении для получения приятной композиции. Другие сформулированы на основе идеи цветового баланса, выборочного фокуса, отношения переднего плана к заднему, кадрирования, геометрии…список можно продолжить. Представленные мной правила являются хорошей отправной точкой для критического осмысления композиции.

Я настоятельно рекомендую эти правила как полезные инструменты для создания динамичных и интересных изображений. Но, как и в случае с любой творческой деятельностью, их следует воспринимать как предложения, а не как строгую догму.

Да, их стоит осознанно применять какое-то время, но не позволяйте им быть единственными голосами, к которым вы прислушиваетесь во время вашего творческого процесса. Более того, именно понимая теорию, лежащую в основе данных правил, вы можете порой создать удивительные изображения, умышленно нарушая их. Эту тему я освещу в своей следующей статье. Оставайтесь с нами.

Автор статьи: Томас Паркфэшн-фотограф, фотохудожник и педагог из Сиэтла, штат Вашингтон. Чтобы ознакомиться с его работами, пожалуйста, посетите сайт .

Модели: Николь Купер, Лисса Шартран, Бет К., Амелия Т., Каррен С. Стиль и макияж: Тэрин Харт, Дэниел @ Pure Alchemy, Доун Таннелл, Майкл Холл, Эми Гиллеспи, Эшли Грей, Юлия Островски. Бет выражает благодарность Гильдии моделей Сиэтла. Одежда: на Николь — Kyra K и винтажная Ann Taylor, на Бет – Neodandi, на Амелии — WaiChing, на Каррен – Cloak, Dagger NYC и Eugenia Kim.

photo-monster.ru

Как фотографировать в путешествиях. Часть 3. Композиция

Если провести эксперимент – попросить начинающего фотографа и достаточно опытного сделать снимок одного и того же места примерно с одной точки. То, посмотрев на фотографии, можно будет с большой уверенностью сказать, какой из снимков принадлежит новичку. Как вы думаете, почему? Ответ – прост. Опытный фотограф, как правило, при построении кадра использует правила композиции. А человеческий глаз привлекают изображения, созданные по определенным законам.

В любой художественной школе преподают основы композиции, а ведь слово «фотография» переводится с древнегреческого – «пишу светом», то есть рисование светом. Так почему же, живописи необходимо учиться, а многие, взяв в руки фотоаппарат, считают, что у них тут же получится шедевр. Я довольно часто встречаю в интернете статьи на тему, что в фотографии нет никаких правил. И что следование каким-либо правилам – это прямой путь к получению шаблонных снимков, а фотография – это искусство. Но, я считаю, что знания лишними не бывают. Одни люди смогут использовать правила композиции для заполнения семейного фотоальбома привлекательными снимками, которые будут с удовольствием рассматривать сами и показывать родным и знакомым, а для других эти знания могут стать отправной точкой для получения действительно великолепных фотографий. Вообще, о композиции написаны целые книги. В этой статье мы с вами рассмотрим правила, которые чаще всего используются в фотографии и наиболее просты для применения.

Золотое сечение

Правило «золотого сечения» известно с древнейших времен, его изучали еще Евклид и Леонардо да Винчи, им пользуются художники. Оказывается, что располагая объект съемки в определенных точках, можно привлекать внимание зрителя. Этих точек четыре и определить их местонахождение можно следующим образом. Мысленно накладываем на фотографию сетку 8х8. В узлах пересечения третьих от каждой стороны линий находятся точки «золотого сечения».

Правило «золотого сечения»

Правило третей

В фотографии чаще всего используется упрощенное правило «золотого сечения», так называемое правило третей. При этом кадр делится воображаемыми линиями на три равные части по горизонтали и вертикали. Располагая значимые объекты съемки в точках пересечения или вдоль воображаемых линий, вы гарантированно привлечете внимание к снимку.

Графская пристань. Севастополь. Правило третей

Правило третей, как и правило «золотого сечения», часто применяют при съемке пейзажей. Располагая линию горизонта вдоль одной из линий, делящих кадр, вы с большой долей вероятности получите гармоничный снимок. Вдоль какой линии располагать горизонт зависит от того, что вы ходите выделить на своей фотографии – безбрежную гладь моря или штормовое небо, а может цветочный ковер, уходящий вдаль.

Западное побережье Крыма. Правило третей в пейзажной фотографии

Многие современные камеры позволяют включить в видоискателе или на жидкокристаллическом экране фотоаппарата сетку, имитирующую правило третей. Не упускайте возможность пользоваться этой подсказкой. Если во время съемки вам не удалось правильно скомпоновать кадр, не отчаивайтесь. Есть возможность произвести кадрирование на этапе обработки снимка. Инструмент «кадрирование» в Adobe Photoshop содержит сетки, имитирующие не только правило «золотого сечения» и правило третей, но и правило «золотой спирали» и другие. Для фотографов, привыкших обрабатывать RAW-файлы, такие же возможности предоставляет Adobe Lightroom.

Использование диагональной композиции в кадре – один из самых эффективных приемов в фотографии. Суть этого приема состоит в том, что объекты съемки располагаются по диагонали кадра. Различают нисходящие и восходящие диагонали. При этом, композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему считается спокойной или медленной (восходящая диагональ), а противоположная – от левого верхнего к правому нижнему – более динамичной или быстрой (нисходящая диагональ).

Динамичная диагональ. Создается впечатление, что катер несется на огромной скорости

Так же диагонали довольно часто используют для того, чтобы привести взгляд зрителя к значимому объекту съемки.

Заансе-Сханс. Нидерланды. Канал ведет взгляд зрителя к мельнице на заднем плане

Расположите линейные элементы фотографии по диагонали – дороги, тропы, ручейки, ограждения и др., и почувствуете – вас буквально втягивает в снимок.

Парк «Кёкенхоф». Нидерланды. Дорожка с цветочными клумбами буквально затягивает в фотографию

Когда мы смотрим на фотографию, наш взгляд в первую очередь привлекает самая контрастная часть кадра. Там, где соседствуют яркие, насыщенные, но разные по тону цвета. При этом если цвета на снимке сочетаются друг с другом, возникает цветовая гармония. Старайтесь фотографировать более светлые объекты на темном фоне и, наоборот, темные на светлом. Не снимайте людей на желтом или коричневом фоне, цвет фотографии получится неестественным. По возможности, не используйте пестрый фон, он будет отвлекать внимание зрителя от основного объекта съемки.

Никитский ботанический сад. Крым. Контраст в фотографии

Контраст наряду с «золотым сечением» и диагональной композицией является одним из главных изобразительных элементов в фотографии.

Привлекать внимание к главному объекту съемки можно не только с помощью цветового контраста, но и используя эффект малой глубины резкости. Ведь человеческий взгляд безошибочно выделяет наряду с самым контрастным и самый резкий объект в кадре. Используйте максимальное фокусное расстояние, пошире раскройте диафрагму и сфокусируйтесь на объекте съемки. Тем самым вы размоете фон и выделите смысловой центр фотографии. Такой прием очень часто используют при съемке портретов, цветов, макросъемке.

Ирисы. Балаклава. Взгляд привлекает в первую очередь самый резкий объект

Ракурс или точка съемки

Многие начинающие фотографы снимают с высоты собственного роста с уровня глаз. Иногда это оправданно. Но, попробуйте присесть, например, при съемке пейзажа или городских джунглей. И вы увидите, как трава, изгибающаяся под порывом ветра или брусчатка улиц старинных городов, появившиеся на переднем плане, разнообразят ваш снимок. Появится ощущение, что вы – лилипут, попавший в страну великанов. Если же использовать высокую точку съемки, то наоборот, все вокруг будет казаться маленьким, а вы станете гигантом.

Окрестности Большого каньона Крыма. Ощутите себя крохотным

Несколько простых правил для получения гармоничных фотографий:

  • для съемки портрета крупным планом используйте точку на уровне глаз
  • ростовой портрет лучше снимать с уровня пояса
  • фотографируя детей или животных, снимайте с уровня их роста
  • если не преследуете какой-либо художественной цели, держите фотоаппарат на уровне объекта съемки, чтобы избежать искаженных пропорций
  • не располагайте линию горизонта посредине кадра, используйте правило третей

Рыжик. Портрет. Снимайте животных с высоты их роста

Направление

Мы привыкли читать слева направо (если говорить о европейцах). В таком же направлении наш взгляд скользит и по фотографии, как бы навстречу объекту съемки. Располагая смысловой центр фотографии в правой части кадра, вы создадите более гармоничное изображение.

Неизвестная собака. Портрет. Располагайте смысловой центр фотографии с правой стороны

Движение в кадре

Еще один из изобразительных приемов фотографии – показать движение в кадре. Фотография сама по себе статична и способна только заморозить движение в определенный момент. Поэтому необходимо запечатлеть объект именно в тот момент, когда он займет характерное положение, передающее движение. Лучше всего для этого использовать режим серийной съемки.

Амстердам. Нидерланды. Городское движение

Еще один способ передать движение в кадре – использовать технику съемки с проводкой. В этом случае главный объект съемки остается резким, а фон как бы размазывается в направлении, противоположном движению объекта, за счет чего создается эффект движения.

Проспект Нахимова. Севастополь. Съемка с проводкой

Не забывайте при съемке движущегося объекта, оставлять свободное пространство перед ним. Очень некрасиво смотрится фотография, на которой, например, мотоциклист въехал передним колесом, как в стену, в одну из сторон кадра. Или идущий человек, пинающий, возникшую перед ним, границу фотографии. Старайтесь делать так, чтобы объект съемки как бы входил в кадр, а не выходил из него.

Ритм и структура

Существует мнение, что понятие ритма относится исключительно к музыке. Но, оказывается в фотографии, тоже существует ритм. Оглянитесь вокруг – деревья, растущие в ряд; структура кирпичной кладки стены; волны, накатывающиеся на берег; ряды колонн древних храмов; даже, ступени лестницы. Все они создают своеобразный повторяющийся рисунок. Нужно только уметь разглядеть его, запечатлеть в кадре и фотография «зазвучит». Замечайте не только чередование предметов, но и цветовых контрастов – темное-светлое, или смысловых – твердое-мягкое, тяжелое-легкое. Все ограничивается лишь вашей фантазией и умением замечать интересное в обычных на первый взгляд вещах.

Михайловский равелин. Севастополь. Ритм в фотографии

Равновесие

Наверняка, при взгляде на некоторые фотографии у вас возникало ощущение некого дисбаланса. Как будто на снимке чего-то не хватает или, наоборот, что-то лишнее. Чтобы этого не происходило, старайтесь не размещать все объекты в одной половине кадра. Располагайте объекты в разных частях так, чтобы они соответствовали друг другу по объему, размеру и тону. Если же на этапе съемки этого сделать не удалось, при последующей обработке можно избавиться от пустого пространства, не содержащего смысловой нагрузки, или лишних объектов, путем кадрирования снимка. Как правило, от этого фотография может только выиграть.

Культурный комплекс «Корабел». Севастополь. Равновесие в фотографии

Цель любого из правил композиции – создание гармоничного изображения. Но для того чтобы сделать интересную фотографию следует думать сразу о нескольких моментах:

  • о главном объекте съемки
  • о том, как расположить его в кадре относительно других (второстепенных) объектов, используя правила композиции
  • об освещении
  • о времени съемки

До новых встреч на страницах блога www.travel-hystory.com

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на новости блога. Для получения обновлений
по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму :

Также вы можете подписаться на новости блога по RSS или читайте нас в Twitter.

www.travel-hystory.com

Правила композиции ритм

В настоящее время на этой странице нет текста. Вы можете найти упоминание данного названия в других статьях, или найти соответствующие записи журналов.

© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2018© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

edufuture.biz

Часть 3. Динамика и статика в изображении, движение, ритм

Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:


Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.

Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение. В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

www.yellow-elephant.ru

Смотрите так же:

  • Юристы по жкх вопросам бесплатно Юридическая консультация по вопросам ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по […]
  • Жалоба в жилинспекцию на ук Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Получение гражданства рф вич Получение РВП при наличии ВИЧ-заболевания Проблема такова. Получила свидетельство переселенца в иркутскую область из Казахстана, и приехала на территорию вселения, но здесь выяснила, что больна ВИЧ. Смогу ли я как то получить рвп и гражданство по госпрограмме? И что мне вообще делать в этом случае?. Уехать я с детьми […]
  • Новый закон о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ ст 35 (ред. от 21.07.2014) Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда 1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации […]
  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […]
  • Бесплатные юристы в норильске Консультация юриста онлайн Быстрый ответ — на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Приказ об учете материальных ценностей Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" С изменениями и дополнениями […]
  • Осаго в саратове ленинский район Где купить страховку ОСАГО в Саратове Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать ответственность виновники ДТП пострадавшей стороне в объеме […]