Правила организаторской работы

Книги о Ленине

ЛЕНИН ОБ ОПЕРАТИВНОСТИ В ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Статья для размещения прислана Ильей Мещеряковым

Журнал «Партийное строительство», 1944, №1

ЛЕНИН ОБ ОПЕРАТИВНОСТИ В ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Великие организаторы народных масс Ленин и Сталин дали в своих трудах основы организационной науки большевизма, а в своей практической партийной и государственной деятельности показали непревзойденные образцы организаторского искусства.

Высказывания Ленина и Сталина по многообразным — общим и конкретным — организационным вопросам, живые примеры их личной организаторской деятельности учат наши кадры ленинско-сталинскому стилю в партийной и государственной работе, учат большевистской оперативности.

Наша партия всегда отличалась уменьем практически организовать работу по осуществлению своей политической линии. Она в состоянии в любой момент перестроить свои ряды и сосредоточить сотни тысяч большевиков на любой большой работе, не внося замешательства в свою среду. В зависимости от исторической обстановки видоизменялись формы организации, перестраивался партийный аппарат, получали развитие те методы организационной работы, которые лучше всего соответствовали решению новых задач. Но при этом такие принципы большевистской организационной работы, как постоянная связь с массами, как расстановка работников по деловым и политическим признакам, как систематическая проверка исполнения и др., оставались всегда неизменными.

Уменье правильно определить основное для каждого данного периода направление организаторской деятельности, нащупать, по образному ленинскому выражению, ее основное звено — таково важнейшее требование Ленина к большевистскому организатору. «Надо уметь найти в каждый момент то особое звено цепи, — писал Ленин в статье «Очередные задачи Советской власти»,— за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, при чем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты, и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи».

Это уменье сосредоточиваться на главном можно проследить на многочисленных ленинских директивах, распоряжениях и указаниях, которые он давал местным работникам.

В составленном Лениным летом 1919 года письме Центрального Комитета ко всем организациям партии, письме, озаглавленном «Все на борьбу с Деникиным!», основная задача момента определялась, как задача превратить Советскую республику в единый военный лагерь не на словах, а на деле.

«Всю работу всех учреждений приспособить к войне и перестроить по-военному!», — требовал тогда. Владимир Ильич.

Все лучшие силы партия неизменно сосредоточивала на решении главной задачи текущего момента. В директивах Ленина, касающихся наиболее важных задач, неоднократно встречаются такие указания: «Для выполнения настоящего задания поставить на боевую ногу всю парторганизацию, весь советский аппарат». Ленин настойчиво учил партийные и государственные органы прежде всего этому уменью налечь всеми силами на решение главного, основного.

В своих конкретных указаниях отдельным работникам Ленин неоднократно подчеркивает, что разбросанность, неуменье сосредоточиться на основном, главном может свести на нет успех любого дела. Летом 1918 года Ленин писал:

«Из доклада Панюшкина видно, что он прекрасно работает, но неимоверно разбрасывается, берется за 100 дел.

«Главное — не разбрасываться», — требовал Ленин. Он предлагал поставленные цели «. осуществлять упорно, не забывая начатого, не бросая на полдороги, а доводя до конца».

В статье «Как организовать соревнование?» Ленин сурово осудил «. склонность за все на свете браться и ничего не доводить до конца. » — качество, противное всему духу большевистской организованности.

Чтобы направлять усилия на главное, надо, прежде всего, отдавать себе ясный отчет в том, что именно придется делать, каков объем и характер предстоящей работы. «Нельзя работать, не имея плана», — говорил Ленин и требовал от всех государственных органов предварительного продумывания своей повседневной работы.

«Когда основной план работы будет выработан? — писал Ленин 8 апреля 1921 года руководителям Наркомпроса. — Какие вопросы в этот план войдут? Такие ли, как составление учебников, — библиотечная сеть и ее использование, — образцовые школы, — отчетность учителей, — программы курсов, лекций, школьных занятий, — контроль за степенью фактического исполнения программ и хода учебных занятий?

Или другие вопросы? Какие?

Какие вопросы признаны важнейшими, ударными?».

Подсказывая своими конкретными, наводящими вопросами наркомату, каким должен быть план, определяя его направление, Ленин напоминает о необходимости выделить важнейшие, ударные вопросы, без чего невозможна никакая плодотворная работа.

Только точно представляя себе всю работу и ее решающие звенья, руководитель сможет, как указывал Ленин, «. освободить себя от суматохи и сутолоки, кои всех нас губят , обеспечить себе возможность спокойно подумать над работой в целом. ».

Важнейшими условиями успешного выполнения любого намеченного мероприятия Ленин считал правильный подбор людей и проверку исполнения. Это основы основ большевистской организаторской работы. Когда на XVII съезде ВКП(б) товарищ Сталин поставил перед партийными организациями задачу поднять уровень нашей организационной работы до уровня политического руководства, он прежде всего призвал партийных работников руководствоваться «. гениальной мыслью Ленина о том, что главное в организационной работе — подбор людей и проверка исполнения».

Что же требуется для правильного подбора кадров? Хорошее знание людей, повседневное изучение их в процессе работы. Только при этом можно использовать работника наиболее целесообразно, по его личным качествам и способностям.

В многочисленных записках Ленина, запросах с просьбой охарактеризовать того или иного работника, даны исчерпывающие указания о том, чем надо, прежде всего, руководствоваться при подборе кадров.

5 августа 1921 года Ленин просил сообщить «в кратких словах» оценку одного работника. Глубоко поучительны вопросы, которые интересуют Ленина. Он хочет знать, насколько работник подходит «. а) с точки зрения добросовестности, б) с политической стороны, в) знания дела, г) административных способностей».

Настоящее знание людей означает знание их политических и деловых качеств, а также их индивидуальных особенностей и черт. Это знание людей не дается сразу; оно возникает в процессе работы. И Ленин считал совершенно обязательным для руководителя накапливать такой материал, уметь находить способных людей и продвигать их вперед. «Ваша задача выловить, выделить, приставить к работе способных организаторов, администраторов. дать Ц.К. Р.К.П. возможность, данные, материал, для оценки их »,— указывал Ленин руководителям Госплана.

Когда на заседаниях Совнаркома или Совета Труда и Обороны кто-либо из молодых советских работников выступал с дельным докладом или высказывал дельные замечания, Владимир Ильич тотчас же справлялся об этом товарище — брал его на заметку, включал в комиссии, давал ряд поручений, ободрял ссылкой в своей речи на их удачное выступление.

Управлению делами Совнаркома Ленин предложил:

«Завести именные карточки на выдающихся рабочих и крестьян, особенно ценных, преданных беспартийных крестьян, на которых заносить собственноручные характеристики этих лиц ответственными товарищами, с которыми они имели дело или вели беседу».

Такие материалы, характеризующие работников, помогают правильно подбирать людей, вовремя подыскивать необходимую кандидатуру на тот или иной пост. «Изучать людей, искать умелых работников, — призывал Ленин. — В этом суть теперь; все приказы и постановления — грязные бумажки без этого».

Личное ознакомление в целях проверки и подбора людей не только с высшими, а непременно и со средними и низшими советскими работниками путем вызова их к себе и при выездах в отдельные московские учреждения и в провинцию Ленин считал совершенно обязательным для всех руководителей.

От высших советских руководителей он категорически требовал:

«. уделять в первую голову один или. два часа в сутки на личную проверку работы: вызывать к себе (или ездить) не сановников, а членов коллегий и пониже, деловых работников наркомата X, Y, Z,— и проверять работу, докапываться до сути, школить, учить, пороть всурьез».

«На коммунистов, занимающих должности внизу иерархической лестницы, обратить особое внимание, ибо они часто важнее на деле, чем стоящие на верху»,— указывал Владимир Ильич, снова возвращаясь к своей мысли о необходимости повседневного глубокого изучения кадров не только среднего, но и низшего звена.

Ленин неоднократно указывал, что нельзя расставлять кадры так, чтобы все работники чувствовали себя на месте, не изучая индивидуальных особенностей этих работников. Нельзя, писал Ленин в статье «Лучше меньше, да лучше», подбирать кадры «. по одному шаблону, допустим, из типа людей характера чиновников, или с исключением людей характера агитаторов, или с исключением людей, отличительным свойством которых является общительность. » и т. д.

Искусство организатора в том и состоит, что он действительно знает работников, умеет схватывать их достоинства и недостатки, умеет подойти к работникам и расставить их так, чтобы каждый работник чувствовал себя на месте, чтобы он мог дать максимум того, что вообще способен дать по своим личным качествам.

Весной 1920 года Ленину была представлена группа новых дипломатических работников. Ознакомившись в предварительной беседе с личными качествами одного из кандидатов, Ленин отправил Л.Б.Красину такую записку:

«Тов. Красин! Обратите сугубое внимание. Клышко не болтлив ли? Дипломат должен уметь молчать и говорить так, чтобы ничего не сказать. Умеет ли Клышко? Понимает ли он это?».

Когда Совет Труда и Обороны создал специальную комиссию по упорядочению складского дела, кандидат, намеченный соответствующим наркоматом на пост председателя комиссии, вызвал ряд сомнений у Владимира Ильича.

«А.Т. — не умен,— писал Ленин одному из руководителей этого наркомата. — Вы будете отвечать за такого «преда», Вы персонально. Имейте в виду.

Тут нужен умный человек».

Весьма поучителен отзыв Ленина о другом работнике:

«Хороший парень, — как поэт, как журналист, как лектор. Но мы, дураки, ставим его к законодательной работе, и этим портим, губим и его и работу».

Установление личной ответственности каждого работника за точно определенное дело — важнейший принцип большевистской организаторской работы.

«Всем работникам дайте точные, определенные задания, конкретные сроки выполнения, неуклонно следите за исполнением, — требовал Владимир Ильич.

«. Первоочередная задача момента не декреты, не реорганизации, а подбор людей ; установление индивидуальной ответственности за делаемое; проверка фактической работы »,— указывал Ленин в начале 1922 года.

Персональная ответственность работников только тогда достигнет цели, когда эти работники будут систематически проверяться, когда будет обеспечена постоянная проверка исполнения, — этот, по выражению товарища Сталина, мощный прожектор, который помогает освещать состояние работы аппарата и любое время и выводить на свет божий бюрократов и канцеляристов. «Поменьше обещаний, больше дела», — требовал Ленин. — «Проверять выполнение на деле приказов», — вот главная задача», — указывал Владимир Ильич 31 мая 1919 годя. « Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, ещё раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики».

Призывая неустанно проверять исполнение директив и решений, Ленин учил тому, как это надо практически организовывать.

Исключительный интерес в этом отношении представляют мысли, высказанные Лениным в письме к товарищу Сталину по поводу того, какими должны быть работники Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, Ленин не отделяет проверки исполнения от организации исполнения и инструктирования, он рекомендует подобрать путем испытания на практических поручениях людей, «. умеющих быстро и безусловно а) добиваться исполнения; б) проверять исполнение; в) проверять правильность аппарата , в том или ином Наркомате, Отделе, Моссовете или Петросовете и т. д.; г) инструктировать насчет того, как ставить работу».

Проверка исполнения, по мысли Ленина, оправдывает себя тогда, когда она немедленно приводит к исправлению недостатков, когда она повышает ответственность работников и одновременно учит их, помогает им налаживать дело.

Формулируя указания о постановке работы Управления делами Совета Народных Комиссаров, Ленин предлагал по каждому постановлению правительства «. от времени до времени (1 раз в неделю, 1 раз в месяц или в два месяца, смотря по характеру и важности дела, — а затем внезапно ) производить проверку реального выполнения».

Каждый руководитель, как указывает Ленин, должен быть лично ответственен за организацию систематической проверки исполнения. Он предлагал руководителям учреждений брать лучших работников аппарата «. под свое личное командование для проверки фактического исполнения », поручая «. такому-то: съезди, посмотри, прочти, проверь, ты ответишь за ротозейство».

Точное выполнение директив является важнейшим показателем дисциплинированности работника; «. если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя»,— разъяснял Ленин.

Когда Ленину дали на подпись телеграмму по одному частному вопросу, по которому вполне достаточно было издать директиву соответствующего наркомата, он написал:

«Мне думается, что неправильно давать все подобные телеграммы на подпись мне. Надо — может быть постепенно, но все же надо переходить и перейти к тому, чтобы научить людей (в том числе губисполкомы) слушаться и без моей подписи — нормально слушаться, а не только экстраординарно слушаться» .

Этого уменья «нормально слушаться» можно добиться, только постоянно контролируя работников, требуя дисциплинированности как в большом, так и в малом.

Проверка исполнения не знает мелочей.

Пойдешь по ниточке — дойдешь до клубка, говорит народная мудрость. Организатор должен уметь из частных фактов делать общие выводы, за единичной неполадкой видеть систему работы. «Мне пришлось на днях ознакомиться лично с состоянием автодрезин», — сообщал Ленин в НКПС 16 января 1922 года и указывал, что состояние, в котором он нашел автодрезины, «хуже худого».

Владимир Ильич отмечает, что он, «будучи инкогнито в дрезине, мог слышать и слышал откровенные, правдивые (а не казенно-сладенькие и лживые) рассказы служащих, а из этих рассказов видел, что это не случай, а вся организация такая же неслыханно позорная, развал и безрукость полнейшие.

Первый раз я ехал по железным дорогам не в качестве «сановника», поднимающего и на ноги все и вся десятками специальных телеграмм, а в качестве неизвестного, едущего при ВЧК, — писал Владимир Ильич,— и впечатление мое — безнадежно угнетающее».

В связи с этим Ленин предлагал принять немедленные меры, причем сам подробно и обстоятельно перечислял их.

Исключительное значение для проверки и налаживания работы Ленин придавал сигналам, идущим снизу, критике, с которой выступают рабочие и крестьяне на собраниях, письмам и жалобам трудящихся.

В распоряжении каждого партийного руководителя множество средств повседневного общения с массами. Посещая заводы и колхозы, беседуя и переписываясь с рабочими и крестьянами, выступая на собраниях, руководитель знакомится с настроениями, пожеланиями, требованиями трудящихся.

Ленин лично беседовал со многими рабочими, крестьянами, приезжавшими к нему со всех концов России, сам читал поступавшие к нему письма и жалобы.

Получив в конце 1918 года жалобу учительницы В.С.Ивановой, Владимир Ильич поручил расследовать жалобу и как можно скорей сообщить ему результаты.

Если окажется верным, надо публично наказать виновных, — писал Ленин,— «. и опубликовать листком по волости и по уезду, ибо обязательно приучить население к тому, что дельные жалобы имеют серьезное значение и приводят к серьезным результатам».

С большим вниманием Ленин относился к запискам, получаемым им на различных собраниях, митингах, конференциях, съездах.

Направляя своему секретарю 20 марта 1921 года большую группу таких записок, Ленин предлагал:

разделить по темам

показать ее мне».

Многочисленные воспоминания рабочих и крестьян об их беседах с Лениным показывают, как внимательно относился Владимир Ильич к каждому предложению, идущему снизу, как немедленно принимал он необходимые меры для устранения выявленных недостатков.

Постоянная связь с массами, уменье использовать опыт масс для выработки директивы я организации ее исполнения являются неотъемлемой чертой большевистского организатора.

Ленин занимался вопросами проверки исполнения настолько всесторонне, что интересовался даже техникой соответствующего делопроизводства. Владимир Ильич лично разработал специальную карточную систему, ускоряющую наблюдение за проверкой исполнения решений СНК, и поручил Управлению делами добиться аккуратнейшего выполнения его предписания.

Проверять исполнение с педантичной аккуратностью требовал Ленин.

«Каждый Нарком,— писал он,— обязан тотчас назначить несколько товарищей, на коих возложена ответственность за проверку исполнения (управляющий делами, его помощник, секретарь, его помощник и т. п.) и сообщить их фамилии управляющему делами СНК и СТО. Эти лица за неаккуратность должны быть беспощадно караемы арестом или увольняемы, по приказу заместителей. Нарком за неаккуратность должен быть караем выговором, простым и со внесением в партбилет. Следить за этим — строжайше — обязан управляющий делами СНК, и я непременно удалю от должности, если это не будет выполнено с педантичнейшей аккуратностью.

Задача — приучить Наркоматы к аккуратности, сажая в тюрьму и изгоняя неаккуратных исполнителей».

Владимир Ильич предложил два раза в месяц доносить ему «. кратко, телеграфным стилем. », как идет дело организации аккуратной проверки исполнения. К своему письму он прилагал карточки, заполненные сотрудниками Управления делами «. неаккуратно и недопустимо. », и чистые карточки, исправленные им лично; «. не сметь пачкать, не сметь писать лишнего, не сметь отступать ни на йоту»,— требовал Ленин.

Наиболее объективным показателем реального исполнения и определенного успеха, особенно в хозяйственной работе, являются конкретные цифровые показатели.

«Невозможно ограничиваться общими и неопределенными выражениями, слишком часто прикрывающими полный неуспех работы, — телеграфировал Владимир Ильич 17 сентября 1918 года работникам Елецкого уезда. — Необходимы еженедельные точные цифры: первое, какие именно волости, какую именно часть излишков хлеба собрали и сколько ссыпали, второе, сколько именно пудов хлеба ссыпано в каких именно элеваторах и ссыпных амбарах.

Без таких данных все остальное пустая словесность. Отвечайте точнее»,— требовал Ленин.

Большевистский организатор должен уметь ценить точную цифру и уметь ее анализировать. Любое нагромождение случайных цифр отнюдь еще не свидетельствует о деловитости работника и четкости организации.

«Сырые цифры вами владеют, а не наоборот, — писал Ленин автору записки, представленной Народным комиссариатом продовольствия.

Вы мне дали груду цифр, груды непереваренного сырья.

Паки и паки прошу: non multa sed multum [в немногом многое] — поменьше цифр, но подельнее ».

Уметь по самым сложным вопросам составить отчет «размером ни в коем случае не более двух страниц» — такие советы не раз давал Ленин советским и партийным работникам.

«Боюсь, что у нас, как водится, отчет представляет из себя целый том, которого никто читать не будет»,— нередко иронически замечал Владимир Ильич.

Товарищей, обращавшихся к нему с различными докладными записками и всевозможными проектами, Ленин учил сжатости и четкости.

«Пишите кратко, телеграфным стилем, выделяя особые приложения, если надо»,— советовал Ленин.

«Если есть практические предложения, выделить их в особый листок, архикраткий, как телеграмму, с копией секретарю», — предлагал он.

Получив от начальника Главторфа нарушающие эти требования материалы, Ленин писал 23 мая 1921 года:

«Образец того, как Вы нарушаете мои советы.

Бумаги о Шатурке послали 14/IV, архиобъемистые. Без отдельно выписанных ясных предложений.

Я был занят, читать не мог; солили до 23/V;

«Так проваливают даже правое дело!» — писал Ленин автору одного недостаточно продуманного и неряшливо составленного доклада.

«Не доработано и неясно.

Нет таблицы нужной, а чрезмерной цифирью загроможден доклад».

И Ленин указывает далее, какая именно таблица требовалась в данном случае, и подчеркивает:

«В подобной таблице вся суть.

Все ваши таблицы должны бы быть в особой главке, как детализация и точнейшее доказательство главной и основной таблицы».

Ленин указывал, что коллегиальность необходима для решения дел государства рабочих и крестьян. Но тут же предупреждал, что «. превращение коллегиальных учреждений в говорильни является величайшим • злом, и с этим злом надо покончить во что бы то ни стало, как можно скорее, не останавливаясь ни перед чем» .

Говорильня, как известно, заводится там, где вопросы обсуждаются без хорошей предварительной подготовки.

Еще в декабре 1917 года, в самые первые дни работы молодой Советской власти, Ленин выработал специальные правила подготовки заседаний Совнаркома.

От каждого комиссара, вносящего какой бы то ни было вопрос в порядок дня СНК, Владимир Ильич предложил требовать предварительного письменного заявления с указанием:

«а) В чем состоит вопрос (кратко) [это указание не может ограничиваться одной ссылкой («о том-то»), а должно состоять в изложении содержания вопроса].

б) Что именно предлагается Совету Народных Комиссаров? (Дать деньги; принять такую-то резолюцию и т. п. точные указания, чего хочет вносящий вопрос).

в) Затрагивает ли данный вопрос ведомства других комиссаров? каких именно? есть ли от них письменные заключения?».

Проект этот был утвержден на заседании Совнаркома 31 декабря 1917 года, и Ленин в течение последующих лет не раз напоминал об этом порядке работникам аппарата Совнаркома.

Ленин всегда добивался делового ведения заседаний, воспрещения «речей», наибольшей быстроты обмена мнении, сведения его к осведомлению и к точным практическим предложениям.

Участники заседаний Совета Народных Комиссаров, проходивших под председательством Владимира Ильича, отмечают исключительную четкость в проведении этих заседании. Ленин требовал, чтобы речи были кратки и содержательны, предложения точны и отчетливы, справки безупречны. Лишь в самых исключительных случаях, когда вопрос требовал детального обсуждения, он разрешал ораторам отступать от регламента, в большинстве же случаев он был неумолим.

«Пора утвердить общий регламент С.Н.К.,— писал он в апреле 1919 года Д.И.Курскому:

1. Докладчикам 10 минут.

2. Ораторам 1-ый раз 3 минуты.

3. Говорить не >2-х раз.

4. К порядку 1 за и 1 против по 1 минуте.

5. Изъятия по особым постановлениям СНК».

Ленин строго взыскивал с работников аппарата Совнаркома за практиковавшийся иногда ими беспорядочный вызов люден на совещания.

Ленину стало известно, что командующий военно-морским флотом республики «вынужден был ждать три с половиной часа в Совете Обороны и понапрасну, ибо его вопрос не слушали».

«Нахожу это неправильным»,— писал Владимир Ильич, — и предложил впредь установить такую связь, чтобы докладчик приглашался за несколько минут до своего вопроса.

Осенью 1921 года Ленин предписал Управляющему делами СНК коренным образом изменить порядок вызова докладчиков в СНК.

«Теперь докладчики получают вызов на заседание вообще и ждут часами, — писал Владимир Ильич.

Это — безобразие и дикость.

Надо добиться того, чтобы докладчики вызывались на один определенный час.

При двойной проверке по телефону, нужны ли докладчики, и какие; — при правильном размещении дел определенного заседания (дела с докладчиками и дела без докладчиков) можно и должно добиться того, чтобы больше 15 минут докладчики не ждали ».

Точно сформулированное решение — таков главный итог заседания руководящего органа. Ленин требовал, прежде всего, всесторонней предварительной подготовки решения.

«Посылаю Вам проект закона об акциях, — писал Владимир Ильич 16 апреля 1918 года в Наркомфин. — Обязательно и срочно.

2) наметьте свои поправки

3) привлеките тотчас знакомых Вам специалистов к обсуждению (затребуйте от них отзыва — лучше всего письменно); профессорам можно заказать отзыв».

Ленин считал обязательным изучение всей литературы, касающейся вопросов, затрагиваемых проектом постановления. Он лично знакомился с соответствующей литературой и добивался этого от всех работников. Подготовляя решение правительства о борьбе с обводнением нефтяных скважин, Ленин писал работникам Главнефти:

«В связи с доставленными докладами в Главнефть по вопросу об обводнении нефтяных скважин и грозящей в связи с этим катастрофой, прошу Вас доставить мне сегодня, если возможно, имеющиеся у Вас под рукой материалы (книги, журналы, доклады и пр.)

о заграничных законах или местных положениях, карающих нефтепромышленника за оставление скважин незакрытыми, за отсутствие тампонажа, за его нерациональность и тому подобное ».

Категорически отвергал Ленин проекты решений и директив, не содержащие ясных конкретных указаний.

«Не является ли эта телеграмма чересчур общей, до полной неопределенности? — писал Владимир Ильич 16 августа 1918 года об одном из представленных ему проектов телеграммы.

По-моему, надо бы добавить многое. Лучше отложить на день (но не больше)».

Ленин обязывал «. обратить сугубое внимание на необходимость более осторожной, тщательной подготовки текста декретов». Исключительная добросовестность в подготовке решений является совершенно обязательным требованием к каждому организатору. Решение определяет направление работы, ее конкретные формы. Небрежность, допущенная при редактировании решения, недостаточная обоснованность тех или иных предложений может дезорганизовать работу в дальнейшем.

Одной из характерных черт Ленина является уменье сочетать глубокое решение больших принципиальных организационных вопросов с пристальным вниманием к мелочам.

Ленин лично добивался доведения до конца даже самых мелких дел, десятки раз проверял исполнение, созванивался по телефону, чтобы проверить, например, получение посланного им пакета, и беспощадно преследовал всяческую неаккуратность и небрежность.

Такой четкости Ленин требовал от всех звеньев аппарата.

12 сентября 1921 года Ленин обнаружил, что переданный им секретарю срочный документ для председателя Московского Совета «. пошел,— по выражению Владимира Ильича,— «обычным», т. е. идиотским путем, и опоздал на долгие часы, а без моего вмешательства второй раз опоздал бы на дни.

Такая работа канцелярии недопустима,— писал Ленин,— и если еще хоть раз обнаружится подобная типичнейшая волокита и порча работы, я прибегну к строгим взысканиям и смене персонала. Предписываю

1) по каждому документу или пакету, который я даю для отправки, проверять лично дежурной секретарше (которая должна иметь заместительницу на случай ухода и сговариваться с телефонистками, дежурящими круглые сутки, о замене);

2) сделаны ли все надписи (в собственные руки; срочно; с распиской на конверте и т. д.);

3) передано ли тотчас курьеру;

4) обязательно проверять по телефону у адресата;

5) мне показывать возвращенный с распиской конверт;

6) те же правила исполнять на деле и телефонисткам в будке, на случай поручения в часы, когда секретарши нет».

Владимир Ильич добивался от всех своих помощников максимальной четкости в работе.

«Излишне и нелепо, — писал он управляющему делами, — что, просмотрев бумаги. Вы пишете «на просмотр В. И.» (. ) (это и так ясно) или «полагал бы то-то».

Надо писать в 3-х строчках суть дела. Иначе не к чему Вам смотреть».

От своего секретариата Ленин требовал безупречной аккуратности. Он находил время, чтобы учить работников тому, что значит содержать, скажем, протоколы в полном порядке.

«Порядок, это значит полнота :

а) все протоколы

б) в каждом протоколе все бумаги, а не ссылки на отсутствующие письма, предложения», заметки и т.п.»

Ленин лично показывал секретарям, как надо вести систематические вырезки из газет, подклейки вырезок для справок.

Ни одна деталь, которая помогает лучше, квалифицированнее организовывать работу, не ускользала из поля зрения Владимира Ильича.

Ленинизм есть теоретическая и практическая школа, говорит товарищ Сталин, вырабатывающая особый тип партийного и государственного работника, создающая особый ленинский стиль в работе.

Большевистская организаторская работа, сочетая в себе и революционный размах и деловитость, обеспечивает дружную, целесообразную, действительно организованную работу миллионов людей, сосредоточивая их усилия на решении важнейших задач, встающих перед нашим государством.

leninism.su

1. Введение

1.1. Настоящие Правила разработаны с учетом социальной значимости отрасли «Электроэнергетика», потенциальной опасности ее оборудования и устройств для обслуживающего персонала, на основании и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В них учтены требования существующих норм, правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

1.2. Настоящие Правила являются руководящим документом для персонала предприятий, организаций и учреждений (далее — организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта.

Правилами могут руководствоваться и любые другие организации, имеющие в своем составе электро- и теплотехнический персонал. Применение настоящих Правил в организации должно определяться приказом или распоряжением.

1.3. При организации работы с персоналом согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» надлежит исходить из принципа государственной политики о признании и обеспечении приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

1.4. В Правилах изложены требования к формам и содержанию деятельности организаций по обеспечению и постоянному контролю готовности работников к выполнению возложенных на них функций, а также непрерывному повышению их квалификации.

1.5. Требования настоящих Правил должны содержаться в инструкциях и положениях, а также в организационно-распорядительных документах, действующих в электроэнергетических организациях.

2. Термины и определения

2.1. «Руководитель организации»

лицо, осуществляющее прямое управление организацией независимо от форм собственности (далее в тексте Правил — руководитель организации) имеющее право без доверенности осуществлять действия от имени организации, представлять ее интересы в любых инстанциях, включая и судебные.

Собственник имущества организации, осуществляющий непосредственное прямое управление своей организацией, относится к категории «руководитель организации».

2.2. «Руководящие работники организации» — лица, назначенные в установленном порядке в качестве заместителей руководителя организации, с определенными административными функциями и направлениями работы (главный инженер, вице-президент, технический директор, заместитель директора и др).

2.3. «Структурное подразделение организации» (в тексте Правил сокращенно — «структурное подразделение») — учрежденный организацией орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью.

2.4. «Руководитель структурного подразделения» — лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с руководителем организации или назначенное им для управления деятельностью структурного подразделения (начальник, мастер, заведующий и т.п.) и его заместители.

2.5. «Управленческий персонал и специалисты» — категория работников, обеспечивающая административное и технологическое сопровождение деятельности организации.

2.6. «Оперативный персонал» — категория работников, непосредственно воздействующих на органы управления энергоустановок и осуществляющих управление и обслуживание энергоустановок в смене.

2.7. «Оперативные руководители» — категория работников из числа оперативного персонала, осуществляющие оперативное руководство в смене работой закрепленных за ними объектов (энергосистема, электрические станции, сети, объект) и подчиненным ему персоналом.

2.8. «Оперативно-ремонтный персонал» — категория работников из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления технологического оборудования.

2.9. «Ремонтный персонал» — категория работников, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой и испытанием энергоустановок.

2.10. «Вспомогательный персонал» — категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок.

2.11. «Другие специалисты, служащие и рабочие» — категория работников, не находящихся в зоне действующих энергоустановок и не связанных с их обслуживанием.

2.12. «Энергетическая установка» — комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

2.13. «Рабочее место» — место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

2.14. «Работа с персоналом» — форма производственной деятельности организации, обеспечивающая поддержание необходимого профессионального образовательного уровня персонала для выполнения им производственных функций, определенной работы или группы работ.

2.15. «Стажировка» — практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.

2.16. «Дублирование» — управление энергоустановкой или несение других функций на рабочем месте, исполняемые под наблюдением лица, ответственного за подготовку дублера.

2.17. «Специальная подготовка» — форма поддержания квалификации работника путем его систематической тренировки в управлении производственными процессами на учебно-тренировочных средствах, формирования его знаний, умения и навыков, проработки организационно-распорядительных документов и разборки технологических нарушений, пожаров и случаев производственного травматизма.

2.18. «Повышение квалификации» — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

2.19. «Пожарно-технический минимум» — необходимый минимальный объем знаний работника по пожарной безопасности с учетом особенностей технологического процесса производства, средств и методов борьбы с пожарами.

3. Обязанности и ответственность

3.1. Руководитель организации обязан организовать работу с персоналом согласно действующему законодательству и настоящим Правилам.

3.2. Права, обязанности и ответственность руководящих работников организации, руководителей структурных подразделений по выполнению норм и правил, установленных соответствующими государственными органами, в том числе по работе с персоналом, определяются распорядительными документами.

3.3. Другие категории персонала, включая и рабочих, осуществляют свои права, обязанности и несут ответственность в соответствии с должностными и производственными инструкциями и инструкциями по охране труда согласно действующему законодательству.

3.4. Работа с персоналом в каждой организации должна осуществляться на принципах единоначалия.

Ответственность за работу с персоналом несет руководитель организации или должностное лицо из числа руководящих работников организации, которому руководитель организации передает эту функцию и права.

В случае передачи руководителем организации своих прав и функций по работе с персоналом должностному лицу из числа руководящих работников, все решения, которые принимаются согласно настоящим Правилам, может принимать это должностное лицо.

3.5. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют органы государственного энергетического надзора.

4. Общие положения

4.1. Работа с персоналом является одним из основных направлений в деятельности организации и ее структурных подразделений.

4.2. В работе с персоналом должны учитываться особенности рабочего места, сложность и значение обслуживаемого оборудования и профессиональная подготовка работника.

4.3. Первичная и периодическая проверка знаний собственником норм и правил по охране труда, правил технической эксплуатации (далее — ПТЭ), правил пожарной безопасности (далее — ППБ) и других норм и правил осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами и органами государственного надзора в случаях, если он принимает на себя прямое руководство и проведение работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках.

4.4 Проверка знаний вновь назначенных руководителей, руководящих работников и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность.

При этом проверка знаний норм и правил по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил вновь назначенных руководителей холдингов, генеральных директоров (директоров), главных инженеров, заместителей генеральных директоров (директоров) организаций по производству и передаче энергии, а также периодическая проверка знаний указанных категорий лиц, принимающих на себя прямое руководство и проведение работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках, проводится в комиссии Минтопэнерго России.

4.5. Обязательные формы работы с различными категориями работников:

4.5.1. С руководящими работниками организации:

— вводный инструктаж по безопасности труда;

— проверка знаний органами госэнергонадзора правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.2. С руководителем структурного подразделения:

— вводный и целевой инструктаж по безопасности труда;

— проверка знаний органами госэнергонадзора правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.3. С управленческим персоналом и специалистами:

— вводный и целевой инструктаж по безопасности труда;

— проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации и других государственных норм и правил;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.4. С оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:

— вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;

— подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);

— проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил;

— контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.5. С ремонтным персоналом:

— вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;

— подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);

— проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.6. Со вспомогательным персоналом:

— вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда;

— проверка знаний правил, норм по охране труда;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.5.7. С другими специалистами, служащими и рабочими:

— вводный и целевой инструктажи по безопасности труда;

— профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

4.6. При заключении договора с руководящими работниками организаций, руководителями структурных подразделений, лицами из числа управленческого персонала и специалистами руководитель организации должен ознакомить эту категорию работников:

— с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему участке работы организации;

— с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

— с производственным травматизмом и профзаболеваемостью;

— с необходимыми мероприятиями по охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.

4.7. Работа с лицами, совмещающими профессии (должности), ведется в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (должности).

4.8. Лица, обслуживающие объекты или выполняющие работы, подконтрольные органам государственного надзора и другим ведомствам, проходят обучение, аттестацию, проверку знаний и стажировку в соответствии с требованием правил, утвержденных этими органами.

4.9. Руководитель организации в соответствии с законодательством обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации, занятых на работах с вредными веществами, опасными и неблагоприятными производственными факторами.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются нормативными актами соответствующих федеральных органов.

4.10. Руководитель организации в соответствии с законодательством не должен допускать работников к выполнению трудовых обязанностей, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний охраны труда, обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

4.11. Подготовка специалистов и рабочих для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технических перевооружаемых объектов должна осуществляться с опережением сроков ввода этих объектов. При определении продолжительности подготовки должны учитываться теоретическое и практическое обучение (в том числе стажировка на действующих энергоустановках), участие в пусконаладочных работах вводимого оборудования объекта.

5. Организационные требования

5.1. В каждой организации в соответствии с законодательством и настоящими Правилами должен быть разработан порядок проведения работы с персоналом, согласован с органами госэнергонадзора и утвержден руководителем организации. При необходимости он должен быть согласован также с другими органами государственного надзора и контроля, правила и нормы которых распространяются на организации электроэнергетики.

5.2. Для обеспечения требуемого профессионального образовательного уровня в каждой организации должны функционировать специализированные образовательные учреждения (учебно-курсовой комбинат, центр (пункт) тренажерной подготовки и др.).

Объекты для подготовки персонала должны быть оборудованы полигонами, учебными классами, мастерскими, лабораториями, оснащены техническими средствами обучения и тренажа, укомплектованы кадрами и иметь возможность привлекать к преподаванию высококвалифицированных специалистов.

5.3. В каждой организации должна быть создана техническая библиотека, а также обеспечена возможность персоналу пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой технической литературой, относящейся к профилю деятельности организации, а также нормативно-техническими документами.

5.4. В каждой организации должны быть созданы в соответствии с типовым положением кабинет по технике безопасности и технический кабинет.

5.5. В малочисленных организациях, где создание материально-технической учебно-производственной базы затруднено, допускается проводить работу по повышению профессионального образовательного уровня персонала по договору с другой энергетической организацией, располагающей такой базой.

6. Подготовка по новой должности

6.1. К подготовке по новой должности допускаются лица с профессиональным образованием, а по управлению энергоустановками также и с соответствующим опытом работы.

6.2. Лица, не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.

6.3. Подготовка персонала по новой должности проводится по планам и программам, утверждаемым руководителем организации.

В зависимости от категории персонала в программах обучения должны учитываться требования, изложенные в разделе 4 Правил, а также органов государственного надзора.

6.4. Программа подготовки оперативных руководителей должна предусматривать их стажировку, проверку знаний (далее — проверку), дублирование, кратковременную самостоятельную работу на рабочих местах объектов, в том числе:

— дежурного диспетчера единой электроэнергетической системы (далее — ЕЭС) и объединенной электроэнергетической системы (далее — ОЭС) — стажировку на рабочих местах начальников смен тепловой электрической станции (далее — ТЭС), атомной электрической станции (далее — АЭС), гидравлической электрической станции (далее — ГЭС) и диспетчера энергосистемы;

— дежурного диспетчера энергосистемы — стажировку в должности начальника смены ТЭС, АЭС, ГЭС, дежурных диспетчеров предприятия электрических сетей (далее — ПЭС), предприятия тепловых сетей (далее — ПТС), подстанции высшего класса напряжения для данной энергосистемы;

— дежурного диспетчера ПЭС — стажировку, проверку и дублирование в должности дежурного базовой подстанции, диспетчера района электрических сетей (далее — РЭС) и в одной из оперативно-выездных бригад (далее — ОВБ);

— дежурного диспетчера РЭС — стажировку, проверку и дублирование в должности дежурного базовой подстанции. Если в РЭС нет подстанции с постоянным дежурным персоналом, стажировку, проверку и дублирование в ОВБ;

— дежурного диспетчера ПТС — стажировку в должности начальника смены (дежурного) подчиненного теплоисточника и самостоятельную работу в должности дежурного инженера (дежурного) одного из районов теплосети;

— дежурного инженера района теплосети — самостоятельную работу по профессии дежурного оператора щита управления и стажировку в должности старшего оперативного лица аварийно-восстановительной службы;

— начальника смены электростанции — самостоятельную работу в должности начальника смены электрического цеха; стажировку, проверку и дублирование в должности начальника смены тепловых цехов (котельного, турбинного или котлотурбинного), а также стажировку в должности начальников смен остальных технологических цехов;

— начальника смены электрического цеха — самостоятельную работу на рабочих местах старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции и электромонтера главного щита управления электростанции;

— начальника смены котельного цеха электростанции — самостоятельную работу на рабочем месте машиниста котла; стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста (старшего машиниста) котельного оборудования;

— начальника смены турбинного цеха электростанции — самостоятельную работу на рабочем месте машиниста паровых турбин; стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста (старшего машиниста) паровых турбин или машиниста (старшего машиниста) котельного оборудования;

— начальника смены котлотурбинного цеха электростанции с поперечными связями — самостоятельную работу на рабочем месте машиниста центрального щита управления котлами и паровыми турбинами; стажировку, проверку и дублирование по профессии старших машинистов котельного оборудования, турбинного отделения или котлотурбинного цеха;

— начальника смены котлотурбинного цеха блочной электростанции — самостоятельную работу на рабочем месте машиниста блочной системы управления агрегатами (котлом, турбиной); стажировку, проверку и дублирование по профессии старшего машиниста энергоблоков;

— начальника смены топливно-транспортного цеха — стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста вагоноопрокидывателя, дежурного щита управления и моториста автоматизированной топливоподачи (машиниста топливоподачи);

— начальника смены цеха тепловой автоматики — стажировку на рабочем месте машиниста паровых турбин, машиниста котлов, машиниста энергоблока и самостоятельную работу на одном из рабочих мест по профессии электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанции;

— начальника смены химического цеха — самостоятельную работу на рабочем месте лаборанта экспресс-лаборатории; стажировку, проверку и дублирование по профессии аппаратчика водоподготовительной установки электростанции и стажировку на рабочих местах начальников смен котельных и турбинных цехов или котлотурбинного цеха.

Начальники смен тепловых цехов в зависимости от объема выполняемых работ по обслуживанию электрооборудования электростанций проходят стажировку, проверку знаний и дублирование на рабочем месте электромонтера (старшего электромонтера) с присвоением группы по электробезопасности.

6.5. Подготовка перечисленных оперативных работников проводится по индивидуальным программам.

Необходимость и длительность каждого этапа подготовки устанавливается в зависимости от уровня профессионального образования, технических знаний, стажа практической работы по смежным должностям, занимаемой должности перед допуском к подготовке по новой должности и с учетом технической сложности объекта.

Примечание. Наименование должностей оперативных руководителей и профессий (здесь и далее) даны согласно существующей структуре управления в электроэнергетике по состоянию на 01.01.2000 г. В случае изменения собственником наименований перечисленных должностей должны применяться указанные требования по аналогии.

7. Стажировка

7.1. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица для категории персонала, указанной в разделе 4 Правил.

7.2. Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть 2 — 14 смен.

Примечание. Руководитель организации или подразделения может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

7.3. Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом (приказом, указанием) руководителя организации или структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

7.4. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

7.5. В процессе стажировки работник должен:

— усвоить ПТЭ, правила техники безопасности (далее — ПТБ), ППБ и их практическое применение на рабочем месте;

— изучить схемы, производственные инструкции и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);

— отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;

— приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;

— изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

8. Проверка знаний норм и правил

8.1. К работам по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний соответствующих отраслевых норм и правил, органов государственного надзора и других ведомств, правила и нормы которых распространяются на электроэнергетику.

8.2. Порядок обучения и проверки знаний персонала определяет руководитель организации с учетом требований настоящих Правил.

8.3. Проверке знаний подлежат:

— руководящие работники организаций и руководители структурных подразделений, управленческий персонал и специалисты;

— рабочие, к профессиям и работам, на которых они заняты, предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности;

— преподаватели образовательных учреждений, ведущие подготовку персонала для обслуживания энергетических объектов;

— собственники имущества или их уполномоченные на право хозяйственного ведения, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках.

8.4. Проверка знаний и допуск к самостоятельной работе работников органов госэнергонадзора, а также лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, подконтрольных Госэнергонадзору, производятся в соответствии с требованиями Госэнергонадзора.

8.5. Проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную).

Первичная проверка знаний проводится у работников впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет.

Очередная проверка знаний всех категорий работников проводится не реже, чем один раз в 3 года.

— оперативных руководителей, руководителей оперативно-ремонтного персонала, административно-технического персонала, непосредственно организующего работы в электроустановках или имеющего право ведения оперативных переговоров, а также специалистов, выполняющих наладочные работы, профилактические испытания, не реже чем один раз в год;

— рабочих, указанных в пункте 8.3, не реже чем один раз в год.

8.6. Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

— при введении в действие в организации новых или переработанных норм и правил;

— при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае определяет руководитель организации);

— при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил;

— при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда;

— по требованию органов государственного надзора, федеральной инспекции труда;

— по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;

— при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.

Объем знаний для внеочередной проверки и дату ее проведения определяет руководитель организации с учетом требований настоящих Правил.

Внеочередная проверка, проводимая по требованию органов государственного надзора и контроля, а также после происшедших аварий, инцидентов и несчастных случаев, не отменяет сроков очередной проверки по графику.

В случае внесения изменений и дополнений в действующие правила, внеочередная проверка не проводится, а они доводятся до сведения работников с оформлением в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

8.7. Для каждой должности (профессии) руководитель организации должен определить объем проверки знаний правил и норм.

При определении объема знаний следует учитывать должностные обязанности и характер производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требования тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.

Объем знаний по технике безопасности для всех категорий рабочих определяется инструкцией по охране труда.

8.8. Проверка знаний в организации должна осуществляться по утвержденным календарным графикам.

Работники, подлежащие проверке знаний, должны быть ознакомлены с графиком.

Экземпляр утвержденного графика представляется в соответствующие органы государственного энергетического надзора.

8.9. Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний работников должна проводиться предэкзаменационная подготовка (семинары, лекции, консультации и другие учебные мероприятия) в соответствии с программами, утвержденными руководителем организации.

Подготовка может проводиться в специализированных образовательных учреждениях (учебных центрах, институтах повышения квалификации), или в организации по месту работы.

8.10. Для проведения проверки знаний руководитель организации должен назначить постоянно действующую комиссию организации в составе не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается, как правило, главный технический руководитель организации.

Члены комиссии должны пройти проверку знаний в комиссии вышестоящих хозяйственных органов или в комиссии органов государственного энергетического надзора.

8.11. Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии, прошли проверку знаний согласно п.8.10.

8.12. В структурных подразделениях руководителем организации могут создаваться комиссии по проверке знаний работников структурных подразделений.

Члены комиссий структурных подразделений должны пройти проверку знаний норм и правил в постоянно действующей комиссии организации.

8.13. При проведении процедуры проверки знаний должно присутствовать не менее трех членов комиссии.

8.14. Проверка знаний работников организаций, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, должна проводиться в комиссиях органов государственного энергетического надзора.

8.15. Контроль за организацией работы по обучению и проверке знаний осуществляется органами государственного надзора и контроля.

Представители органов государственного надзора и контроля по их решению могут принимать участие в работе комиссий по проверке знаний всех уровней.

Участие государственного инспектора по энергетическому надзору в работе комиссии при проверке знаний у директоров, главных инженеров, инженеров по охране труда электростанций, котельных, предприятий и районов электрических и тепловых сетей — обязательно.

При этом проверка знаний у перечисленных категорий работников, а также внеочередная проверка знаний любого работника, связанная с нарушением им требований норм и правил, аварией, инцидентом в работе энергоустановок или несчастным случаем, может проводиться в комиссии управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации.

8.16. Проверка знаний каждого работника должна проводиться индивидуально.

Программы предэкзаменационной подготовки, вопросы для проверки знаний утверждаются председателем комиссии и согласовываются с органами государственного надзора и контроля, участвующими в проверке знаний.

Проверяемый должен быть предварительно ознакомлен с перечнем вопросов, по которым будут проверяться его знания.

Знания и квалификация проверяемых оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам проверки правил устройства электроустановок (далее — ПУЭ), ПТЭ, ПТБ, ППБ и других нормативно-технических документов (далее — НТД) работникам, обслуживающим электроустановки, а также руководящим работникам организации и руководителям структурных подразделений устанавливается группа по электробезопасности.

Если проверяемый не дал правильного ответа на большинство вопросов хотя бы одного из членов комиссии, общая оценка устанавливается «неудовлетворительно».

Уровень положительной («удовлетворительно» и выше) оценки по проверяемым правилам устанавливается решением большинства членов комиссии.

8.17. Допускается использование контрольно-обучающих машин на базе персональных электронно-вычислительных машин (далее — ПЭВМ) для проверки знаний норм и правил. Разработанная программа при этом должна обеспечить возможность использования ее в режиме обучения.

В случае использования ПЭВМ и получения неудовлетворительной оценки в протоколе автоэкзаменатора, экзаменационная комиссия задает дополнительные вопросы. Окончательная оценка устанавливается по результатам опроса комиссии с учетом требования п.8.16 Правил.

8.18. Результаты проверки знаний работника должны оформляться протоколом (Приложение N 1), который регистрируется в специальном журнале (Приложение N 2), и заносятся в его удостоверение (Приложение N 3).

Порядок хранения протоколов и журнала определяет руководитель организации.

В протоколе должна стоять подпись экзаменуемого.

8.19. Лицо, получившее неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, обязано в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о возможности сохранения трудового договора с работником, не сдавшим экзамен во второй раз, решается руководителем организации в установленном законодательством порядке.

9. Дублирование

9.1. Дублирование проходят категории персонала, указанные в п.4.5.4 Правил, после их первичной проверки знаний, длительного перерыва в работе или в других случаях по усмотрению руководителя организации или структурного подразделения.

9.2. Допуск к дублированию оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения.

В этом документе указывается срок дублирования и лицо, ответственное за подготовку дублера.

О допусках к дублированию оперативных руководителей должны быть уведомлены соответствующие оперативные службы, а также организации, с которыми ведутся оперативные переговоры.

За все действия дублера на рабочем месте отвечает в равной мере как основной работник, так и дублер.

9.3. Дублирование должно осуществляться по программам, утверждаемым руководителем организации.

9.4. Минимальная продолжительность дублирования после проверки знаний должна составлять:

— для оперативных руководителей, старших машинистов и машинистов котлов, турбин, энергоблоков, гидроагрегатов и цехов; машинистов-обходчиков по котельному и турбинному оборудованию; электромонтеров по обслуживанию электрооборудования электростанций, электромонтеров главного щита управления электростанций; электрослесарей по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций — не менее 12 рабочих смен;

— для других профессий — от 2 до 12 рабочих смен.

Продолжительность дублирования конкретного работника устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от его уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта оперативной работы.

9.5. В период дублирования, после проверки знаний, работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

Количество тренировок и их тематика определяются программой подготовки дублера.

9.6. Если за время дублирования работник не приобрел достаточных производственных навыков или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийной тренировке, допускается продление его дублирования, но не более основной продолжительности, и дополнительное проведение контрольных противоаварийных тренировок. Продление дублирования оформляется распорядительным документом руководителя организации.

9.7. Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника к данной деятельности, он снимается с подготовки. Вопрос о его дальнейшей работе решается руководителем организации в соответствии с законодательством.

10. Допуск к самостоятельной работе

10.1. Вновь принятые работники или имевшие перерыв в работе более 6 месяцев в зависимости от категории персонала получают право на самостоятельную работу после прохождения необходимых инструктажей по безопасности труда, обучения (стажировки) и проверки знаний, дублирования в объеме требований настоящих Правил.

10.2. Лица, допускаемые к работам, связанным с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами, не должны иметь медицинских противопоказаний для выполнения этих работ.

10.3. Допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения.

О допуске к самостоятельной работе оперативного руководителя должны быть уведомлены соответствующие оперативные службы и смежные организации, с которыми ведутся оперативные переговоры.

10.4. Действие допуска к самостоятельной работе лиц, для которых проверка знаний обязательна, сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервана решением руководителя организации, структурного подразделения или органов государственного надзора при нарушении этими лицами норм и правил, которые они должны соблюдать согласно служебным обязанностям.

10.5. Работники, обслуживающие оборудование и объекты, подконтрольные органам Госгортехнадзора России, допускаются к самостоятельной работе после обучения, аттестации и проверки знаний в соответствии с требованиями правил этих органов.

10.6. Работники подразделений по обслуживанию железнодорожных подъездных путей, связанных с организацией движения поездов и маневровой работой на путях Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее — МПС) или принимающих на свои пути подвижной состав МПС станций примыкания, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти также проверку знаний в комиссиях МПС в соответствии с Уставом железных дорог.

10.7. При перерыве в работе от 30 дней до 6 месяцев форму подготовки персонала для допуска к самостоятельной работе определяет руководитель организации или структурного подразделения с учетом уровня профессиональной подготовки работника, его опыта работы, служебных обязанностей и др. При этом в любых случаях должен быть проведен внеплановый инструктаж по безопасности труда.

10.8. Перед допуском персонала, имевшего длительный перерыв в работе, независимо от проводимых форм подготовки, он должен быть ознакомлен:

— с изменениями в оборудовании, схемах и режимах работы энергоустановок;

— с изменениями в инструкциях;

— с вновь введенными в действие нормативно-техническими документами;

— с новыми приказами, техническими распоряжениями и другими материалами по данной должности.

10.9. При длительном простое оборудования (консервации и др.) либо изменении условий его работы порядок допуска персонала к его управлению определяет руководитель организации.

10.10. Персонал ремонтных, наладочных и других специализированных организаций проходит подготовку, проверку знаний норм и правил и получает право самостоятельной работы в своих организациях.

10.11. Организации, которые командируют персонал на энергетические объекты, несут ответственность за соответствие квалификации, знаний и выполнение этим персоналом ПТБ, ПТЭ, ППБ, производственных инструкций и других НТД в установленном объеме на этих объектах.

11. Инструктажи по безопасности труда

11.1. В зависимости от категории работников (раздел 4 Правил) в организациях должны в соответствии с законодательством проводиться инструктажи по безопасности труда.

11.2. Инструктажи подразделяют: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

11.3. Вводный инструктаж

11.3.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

11.3.2. Вводный инструктаж в организации проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя организации возложены эти обязанности.

11.3.3. Вводный инструктаж должен проводиться по программам, разработанным в организации с учетом требований системы стандартов безопасности труда (далее — ССБТ), норм, правил и инструкций по охране труда, а также особенностей производства и утвержденным руководителем организации.

Примерный перечень вопросов для составления программ вводного инструктажа приведен в Приложении N 4.

11.3.4. Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете по технике безопасности с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

11.3.5. О проведении вводного инструктажа должна быть сделана запись в журнале вводного инструктажа (Приложение N 5) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.

11.4. Первичный инструктаж на рабочем месте

11.4.1. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного структурного подразделения в другое, командированными, временными работниками, студентами и учащимися, прибывшими в организацию для производственного обучения или прохождения практики, а также с работниками, выполняющими новую для них работу и со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего объекта.

11.4.2. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проводится.

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организации.

11.4.3. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться по программам, разработанным и утвержденным руководителем структурного подразделения (при отсутствии структурного подразделения — руководителем организации) с учетом требований ССБТ, норм, правил и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программа должна быть согласована с инженером по охране труда (службой по охране труда).

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа приводится в Приложении N 6.

11.4.4. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

11.5. Повторный инструктаж

11.5.1. Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, указанных в п.11.4.2, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в 6 месяцев.

В целях повышения качества инструктажа и более полного усвоения работниками норм и правил безопасности допускается сокращение периодичности повторного инструктажа до одного месяца с проведением его по отдельным темам полной программы при условии, что каждая тема и полный объем инструктажа будут повторяться не реже одного раза в шесть месяцев.

11.5.2. Повторный инструктаж проходят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

11.6. Внеплановый инструктаж

11.6.1. Внеплановый инструктаж проводится:

— при введении новых или переработанных норм и правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

— при изменении технологического процесса, замене и модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

— при перерывах в работе более 30 дней;

— по требованию органов государственного надзора.

11.6.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших его проведение.

11.7. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работника (старший мастер, мастер, начальник смены и др.).

11.8. Первичный инструктаж одиночных дежурных на труднодоступных и отдаленных участках организации в исключительных случаях допускается проводить по телефону. Перечень таких рабочих мест утверждается руководителем организации.

11.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.

Форма журнала указывается в Приложении N 7. Журналы хранятся у лиц, ответственных за проведение инструктажей, и сдаются в архив через год после их полного заполнения.

11.10. Целевой инструктаж

11.10.1. Целевой инструктаж проводят:

— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне территории организации, цеха и т.п.);

— при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф;

— при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, дается устное или письменное распоряжение;

— при проведении экскурсии в организации.

11.10.2. Целевой инструктаж проводит:

— лицо, выдающее задание на производство работ руководителю работ (лицу, которому непосредственно выдается задание);

— допускающий и производитель работ членам бригады непосредственно на рабочем месте.

11.10.3. Проведение целевого инструктажа оформляется в наряде-допуске, оперативном журнале или другой документации, разрешающей производство работ. Допускается фиксировать проведение целевого инструктажа средствами звукозаписи.

Форма записи в документах может быть произвольной, но должны быть указаны должность и фамилия инструктирующего.

При проведении инструктажа по телефону или радио записи должны быть оформлены в соответствующих документах инструктирующего и инструктируемого.

11.11. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знание проверяет работник, проводивший инструктаж.

11.12. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

11.13. При проведении инструктажей по безопасности труда допускается совмещать инструктажи по пожарной безопасности.

12. Контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки

12.1. Каждый работник из числа оперативного и оперативно-ремонтного персонала должен быть проверен в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца.

12.2. Каждый работник из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала электростанций, электрических и тепловых сетей, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающих эти объекты, должен быть проверен один раз в полугодие в одной контрольной противопожарной тренировке.

12.3. На вновь введенных в эксплуатацию энергетических объектах, а также на действующих по решению руководителя организации число тренировок может быть увеличено в зависимости от уровня профессиональной подготовки и навыков персонала по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

12.4. Время, затраченное на проведение противоаварийных и противопожарных тренировок, включается в рабочее время тренирующихся. Допускается совмещение противоаварийных тренировок с противопожарными.

12.5. Противоаварийные тренировки проводятся на рабочих местах или на тренажерах. Допускается использование других технических средств. Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальный журнал.

12.6. Лица, не принявшие без уважительных причин участия в тренировке в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускаются.

12.7. Работник, получивший неудовлетворительную оценку действий при проведении тренировки, должен пройти повторную тренировку в сроки, определяемые руководителем организации или структурного подразделения.

12.8. При повторной неудовлетворительной оценке работник не допускается к самостоятельной работе. Он должен пройти обучение и проверку знаний, объем и сроки которого определяет руководитель организации или структурного подразделения.

13. Специальная подготовка

13.1. Требование специальной подготовки распространяется на работников из числа оперативного и оперативно-ремонтного персонала электростанций и сетей.

Выполнение ежемесячных учебных противоаварийных тренировок не отменяет проведение контрольных тренировок в соответствии с разделом 12.

13.2. Специальная подготовка персонала должна проводиться с отрывом от выполнения основных функций не реже одного раза в месяц и составлять от 5 до 20% его рабочего времени.

13.3. В объем специальной подготовки должно входить:

— выполнение учебных противоаварийных и противопожарных тренировок, имитационных упражнений и других операций, приближенных к производственным;

— изучение изменений, внесенных в обслуживаемые схемы и оборудование;

— ознакомление с текущими распорядительными документами по вопросам аварийности и травматизма;

— проработка обзоров несчастных случаев и технологических нарушений, происшедших на энергетических объектах;

— проведение инструктажей по вопросам соблюдения правил технической эксплуатации, производственных и должностных инструкций;

— разбор отклонений технологических процессов, пусков и остановок оборудования.

Перечень тематики специальной подготовки в зависимости от местных условий может быть дополнен руководителем организации.

13.4. Программу специальной подготовки и порядок ее реализации определяет руководитель организации.

14. Повышение квалификации

14.1. Повышение квалификации работников энергетических организаций должно носить непрерывный характер и складываться из различных форм профессионального образования.

Ответственность за организацию повышения квалификации персонала возлагается на руководителя организации.

14.2. Краткосрочное обучение руководящих работников организации, руководителей структурного подразделения и специалистов должно проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год по месту работы или в образовательных учреждениях.

Продолжительность обучения должна составлять до трех недель.

14.3. Длительное периодическое обучение руководящих работников организации, руководителей структурных подразделений и специалистов должно проводиться не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации кадров. Программы обучения, его продолжительность разрабатываются образовательными учреждениями и утверждаются в установленном порядке.

14.4. Повышение квалификации рабочих проводится по программам, разрабатываемым и утверждаемым руководителем организации, в образовательных учреждениях организации, или в других специализированных образовательных учреждениях.

15. Обходы и осмотры рабочих мест

15.1. В каждой энергетической организации должны осуществляться обходы и осмотры рабочих мест, в том числе и в ночное время.

Порядок их организации и проведения определяет руководитель организации.

15.2. Обходы рабочих мест проводятся с целью проверки:

— выполнения персоналом правил, производственных и должностных инструкций, поддержания установленного режима работы оборудования;

— соблюдения персоналом порядка приема-сдачи смены, ведения оперативной документации, производственной и трудовой дисциплины;

— своевременного выявления персоналом имеющихся дефектов и неполадок в работе оборудования и оперативного принятия необходимых мер для их устранения;

— правильного применения установленной системы нарядов-допусков при выполнении ремонтных и специальных работ;

— поддержания персоналом гигиены труда на рабочем месте;

— исправности и наличия на рабочих местах приспособлений и средств по технике безопасности и пожарной безопасности;

— соответствие социальных условий производственной деятельности и др.

15.3. В обходах должны принимать участие руководящие работники организации, руководители структурных подразделений, их заместители и другие работники организации.

Протокол проверки знаний N ___

Дата проверки __________________________________

Причина проверки _______________________________

(должность, фамилия и инициалы)

Члены комиссии (должность, фамилия и инициалы):

провела проверку знаний ПУЭ, ПТБ, ПТЭ, ППБ и других НТД (ненужное

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________

Место работы ____________________________________________________________

Дата предыдущей проверки ________________________________________________

оценка, группа по электробезопасности ___________________________________

По устройству и технической эксплуатации ________________________________

По охране труда _________________________________________________________

По пожарной безопасности ________________________________________________

По другим правилам органов государственного надзора _____________________

Группа по электробезопасности ___________________________________________

Продолжительность дублирования* _________________________________________

Допущен к работе в качестве _____________________________________________

Дата следующей проверки _________________________________________________

(подпись, фамилия и инициалы)

Члены комиссии __________________________________________________________

(подпись, фамилия и инициалы)

Представитель(ли) органов государственного надзора и контроля** —

(подпись, фамилия и инициалы)

С заключением комиссии ознакомлен _____________________________________

(подпись, фамилия и инициалы)

* — указывается для оперативного руководителя, оперативного и оперативно-ремонтного персонала;

** — подписывает, если участвует в работе комиссии.

журнала учета проверки знаний норм, правил, инструкций

Формат А Заглавный лист

Журнал учета проверки знаний норм и правил

Начат «___» ____________ 200_ г.

Окончен «___» ____________ 200_ г.

Фамилия, имя, отчество, должность (профессия)

Номер протокола, фамилия председателя комиссии

files.stroyinf.ru

Смотрите так же:

  • Юристы по жкх вопросам бесплатно Юридическая консультация по вопросам ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по […]
  • Жалоба в жилинспекцию на ук Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Получение гражданства рф вич Получение РВП при наличии ВИЧ-заболевания Проблема такова. Получила свидетельство переселенца в иркутскую область из Казахстана, и приехала на территорию вселения, но здесь выяснила, что больна ВИЧ. Смогу ли я как то получить рвп и гражданство по госпрограмме? И что мне вообще делать в этом случае?. Уехать я с детьми […]
  • Новый закон о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ ст 35 (ред. от 21.07.2014) Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда 1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации […]
  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […]
  • Бесплатные юристы в норильске Консультация юриста онлайн Быстрый ответ — на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Приказ об учете материальных ценностей Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" С изменениями и дополнениями […]
  • Осаго в саратове ленинский район Где купить страховку ОСАГО в Саратове Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать ответственность виновники ДТП пострадавшей стороне в объеме […]