Правила поведения молодежи

Новости Политика

Чечня против разработки правил поведения для кавказской молодежи В Грозном приняли в штыки инициативу полпредства президента РФ в СКФО

Чеченские власти не поддержали инициативу аппарата полпредства президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, предложившего главам субъектов разработать кодексы поведения для молодежи за пределами своих республик. Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев назвал эту идею смешной. По его мнению, нужно разрабатывать не правила поведения, а налаживать нормальные межнациональные и межкультурные связи.

«Это смешно и грустно. Не кодексы для детей – полноправных граждан Российской Федерации надо создавать, а налаживать нормальные межнациональные, межконфессиональные культурные связи: проводить дни Чеченской Республики, допустим, в том же Туапсе или дни казачества в Чечне, и тем самым обогащать друг друга», – цитирует чеченского чиновника радиостанция «Эхо Москвы». Нухажиев также заявил о необходимости воссоздания «полнокровного, полноценного Министерства по делам национальностей и религий», действующего во времена СССР.

Как сообщал «Новый Регион», накануне заместитель полномочного представителя президента в Северо-Кавказском округе Владимир Швецов сообщил о данных главам кавказских республик рекомендациях по разработке правил поведения для молодежи за пределами своих регионов. Чиновник заявил, что кавказская молодежь, выезжающая на отдых в другие регионы, зачастую пытается «продемонстрировать свои традиции, не особо считаясь с мнением окружающих, нарушает нормы поведения». По его словам, «нервируют» местное население, в том числе, национальные танцы на улице.

Как отмечает корреспондент «НР», необходимость в разработке кодекса поведения возникла после участившихся конфликтов «кавказцев» с «некавказцами» на юге России. Самым громким скандалом последних дней стал инцидент в детском лагере «Дон» в Туапсинском районе Краснодарского края. По свидетельству местных жителей, с самого начала лагерной смены чеченские «дети» вели себя вызывающе, разговаривали со взрослыми на «ты», задирали краснодарских ребят, приставали к девушкам. Все это чрезвычайно возмущало местных, и в конечном итоге стало одним из поводов для вооруженного конфликта.

Грозный – Москва, Ольга Панфилова

Грозный – Москва. Другие новости 29.07.10

В региональных органах внутренних дел произошли кадровые перестановки. / Лукашенко стоит побеспокоиться о непоколебимости своей власти. Оппозиция Белоруссии получила поддержку из Москвы. / Дальневосточный полпред не знает, как привлечь в регион рабочую силу. «Мы что, их привезем и под елочку посадим?». Читать дальше

newdaynews.ru

Социальные стереотипы поведения современной молодежи (стр. 1 из 15)

1 Концептуальный анализ социальных стереотипов

и процессов стереотипизации

1.1 Основные подходы к изучению социальных стереотипов

в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Становление социальных стереотипов поведения молодежи

2 Исследование социальных стереотипов поведения молодежи

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и интерпретация результатов

Приложение А Бланк профориентационной анкеты

Приложение Б Бланк к методике «Репертуарные решетки Дж. Келли

Приложение В Бланк к методике Дж. Холланда

Приложение Г Данные ранжирования взрослых

Приложение Д Данные ранжирования старшеклассников

Приложение Е Описание типов личности по методике Дж. Холланда

Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество. Структурная и институциональная перестройка, изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, субъектов политических интересов чреваты, как разрушением, так и возрождением общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основе. В то время как социальные отношения в своем объективном развитии создают основу для разделения общества, культура и фундаментальные социальные ценности становятся, соответственно, духовным источником и механизмом общественной интеграции.

Поэтому необходимо глубоко и всесторонне изучать структуру и динамику ценностей молодежи, ее социальных стереотипов, их содержание и связь с изменением ценностного сознания различных возрастных и статусных групп населения. Существенно меняется положение молодого поколения в обществе в целом и в различных его подсистемах и, изучая социальные стереотипы поведения и ценности молодежи, можно определить духовные источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения.

Структура сознания молодого поколения, являющаяся составной частью общественного сознания, необычайно сложна, и разные ее элементы способствуют как революционизации социальных процессов, стимулируя движение к новым общественным идеалам, так и консервации социально значимых стабильных состояний общества.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья.

Изучением молодежной специфики были посвящены работы таких авторов как Н. Д. Вавилина, С. Б. Виноградов, А. Н. Вольский, А. В. Добровольский, С.Н.Иконникова, Е. Репринцева и др. Молодежная проблематика находилась в центре исследования «Социализм и молодежь», результаты которого опубликованы под общей редакцией И.М. Ильинского.

Социальный стереотип – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Социальные преобразования вызвали существенные изменения в структуре общественной жизни: изменились условия жизни, пропагандируемые цели, установленные нормы, положения, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов. Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система.

Современные возрастные границы молодого поколения от 14-16 до 25-30 лет. В данном исследовании будет представлена молодежь в юношеском возрасте на этапе профессионального самоопределения.

Актуальность темы определяется тем, что существующие в обществе стереотипы поведения оказывают значительное воздействие на ход экономических, политических и многих других процессов, во многом обусловливая уровень национального развития. Также необходимо отметить важность для развития государства и общества молодежи, которая вступает в тот период своей жизни, когда благодаря активной творческой, трудовой, политической деятельности оказывает значительное влияние на все процессы, проходящие в стране. Таким образом, именно социальное поведение молодежи оказывают наибольшее влияние на развитие страны, на тенденции и перспективы ее развития, в связи, с чем необходимо постоянно изучать их и анализировать. Таким образом, необходим анализ стереотипов поведения молодежи не только для прогнозирования дальнейшего развития страны, но и возможностью формирования положительных

стереотипов поведения у молодежи, которые будут способствовать эффективному развитию государства и общества.

Объект исследования: учащиеся 10 (11 человек) и 11 (15 человек) классов средней общеобразовательной школы №518 Центрального округа города Москвы; представители старшего поколения в возрасте от 45 до 60 лет.

Предмет исследования – социальные стереотипы поведения молодежи, а именно, стереотипы, связанные с теми или иными профессиями.

Гипотеза исследования — предположение о том, что социальные стереотипы восприятия, а именно, стереотипы, связанные с определенным видом деятельности, влияют на социальное поведение, в том числе и на профессиональный выбор.

Цель исследования — выявить стереотипы поведения современной молодежи, и проанализировать их влияние на формирование профессиональной ориентации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность стереотипов поведения;

2. Исследовать и описать основные формы стереотипного поведения у современной молодежи и факторов, влияющих на их формирование;

3. Разработать профориентационную анкету, выявляющую основные суждения (стереотипы), которыми руководствуется современная молодежь в профессиональном выборе.

4. Выявить особые связи личностных стереотипов с теми или иными профессиями в юношеском сознании и показать влияние этих стереотипов на профессиональный выбор.

5. Исследовать социальные стереотипы группы старшего поколения и провести сравнительный анализ с группой молодежи, чтобы выявить наличие у молодежи тех или иных стереотипов.

6. Обработать полученный материал и представить его в исследовании.

7. Осуществить содержательную, качественную интерпретацию выявленных

закономерностей, раскрывающих специфику субъективного отношения

современных юношей к образованию и трудовой деятельности, сформулировать на

этом основании выводы исследования и предложить блок практических рекомендаций.

Методы исследования и обработки данных: Профориентационная анкета, составленная автором, методика «Репертуарные решетки» Дж. Келли, «Методика профессиональных предпочтений Дж. Холланда». Подсчет данных производился методом ранжирования и методом ранговой корреляции Спирмена.

В современной психологической литературе много внимания уделено изучению социальных стереотипов. Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Но конкретно-психологические механизмы, лежащие в основе их образования, достаточно слабо изучены и, на наш взгляд, для полного понимания стереотипов, их свойств, характеристик, степени влияния на обыденное сознание эти механизмы необходимо изучить более пристально.

Уже в 20-ых годах нашего столетия начали разрабатываться различные аспекты понятия социального стереотипа и феномена стереотипизации сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях, которые были проведены такими учеными, как И. П. Павлов, Ю. В. Бромлей, В. П Трусов, В. Н. Куницина, П. Н. Шихерев, В. А. Ядов, а также рядом зарубежных авторов, таких как У. Липпманом, Д. Катцем и П. Брейли, Р. Нисбетом, М. Россом, Н. Кэнтором и рядом других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Е. В. Орловой, А. Е. Певзнером, Р. М. Грановской и Ю. С. Крижанской.

Таким образом, проблема социальных стереотипов поведения, затронутая в многочисленных научных публикациях, потребовала систематизации и теоретического обобщения.

1 Концептуальный анализ социальных стереотипов и процессов стереотипизации

1. 1 Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии

Длялправильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы стереотипности поведения необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия «стереотип».

Стереотип — эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов — знания и отношения (установки), причем знание это — стандартное, упрощенное, а отношение — эмоциональное. Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в ярлыках, ложных обобщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции.

Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение.

Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды и психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие осуществляется печатью, радио, телевидением.

mirznanii.com

Правила поведения молодежи

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь

Научный руководитель:
Самаль Елена Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Российский государственный социальный университет (филиал в г.Минске)
Минск, Республика Беларусь

Социальное развитие личности осуществляется как процесс, направленный на одновременное развитие личностных качеств и освоение социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому социализация личности является частью целостного процесса ее становления как социального субъекта. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить молодое поколение навыками группового выживания, выработанными и устоявшимися именно в данном сообществе.

Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе [1]. Молодежь – это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

В этом аспекте, целью и назначением социализации является формирование молодого человека, живущего и действующего как элемент именно этого сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом.

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [2].

С точки зрения А.М. Караева, под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Ученый выделяет в социализации несколько аспектов. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности [3].

Следовательно, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует несколько подходов к выделению этапов социализации. Самый распространенный – выделение трех основных этапов социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). Согласно второму – выделяется семь основных этапов: младенчество, детство, подростковый период, этап юности и выбора профессии, этап функционирования социально зрелой личности (от 20–25 до 35–40 лет), период от 35–40 до 55–65 лет, этап пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Анализируя описание каждого из вышеперечисленных этапов, предложенного В.В. Касьяновым, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгиным, мы можем видеть, что активно социализации молодежи наблюдается на четвертом и пятом этапе.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13–14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23–25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап характеризуется высокой активностью личности в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации: производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения [4].

Эти вышеописанные этапы соответствуют либо фазе начала трудовой деятельности, либо профессиональной подготовке к ней. Именно здесь у молодого человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.

В.Т. Лисовский обращает внимание на тот факт, что для этих этапов характерна большая роль воспитательного воздействия. Социализация молодежи – это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта [5]. Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. В первую очередь, здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания.

Роль семьи в настоящее время особенно значительна, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, в реализации данной задачи семья сталкивается с трудностями, одной из которых является возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в полной мере выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко изменившаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения.

По своему содержанию, процесс социализации молодого человека в семье направлен на освоение социальных ролей в семейно-бытовой сфере, включая национальные особенности выполнения этих ролей – детей, родителей и т.п. В семье закладываются основы знания национальной культуры: национального языка, фольклора и других проявлений народного художественного творчества. Поэтому, как указывает Б.А. Ручкин, при воспитании в семье следует уделять больше внимания участию молодежи в проведении народных праздников и национальных обрядов. Народные традиции, как правило, передаются от одного поколения другому в семье, при участии младших членов семьи в исполнении различных праздников и обрядов, в ходе чего младшие осваивают ритуально-знаковые действия, старшие передают им содержание и смысл осуществляемых действий. Так происходит укрепление внутрисемейных связей [6].

Система образования в социализации личности занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа. Поэтому можно считать, что на определенном этапе основным социальным институтом, осуществляющим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, становятся общеобразовательные учреждения. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности [3].

Если рассматривать процесс становления молодежи по сферам ее включенности в жизнь общества, то одной из наиболее значимых сфер социализации молодежи является формирование гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Взаимоотношения личности и социальной общности проявляются на разных уровнях и в различных аспектах. Каждый человек живет, будучи одновременно включенным в разные уровни социальных общностей: семьи, социально-профессиональной группы, города, республики и т.п. При этом он может в большей или меньшей степени ощущать себя членом той или иной общности. Поэтому степень проявления гражданственности и патриотизма у молодежи во многом определяется тем, в какой степени она чувствует свою причастность к данному государству [5]. Во многом это определяется и влиянием на социализацию СМИ.

Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Таким образом, если мы хотим способствовать успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития, имеющей позитивно направленный вектор, необходимо, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, способствовали развитию творческого потенциала, формированию способностей и ориентировали на соответствующее физическое, психическое и нравственное развитие. Кроме того, социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267с.

2. Борисова, Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. – Новосибирск, 1997. – 427с.

3. Караев, А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования/ А.М. Караев // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – №3. – С.124-128.

4. Касьянов, В.В. Социология / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. –Ростов-н/Д, 2000. – 306 .

5. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. – 141с.

6. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России / Б.А. Ручкин // Социс.– 1998. – №5. – С.90-98.

sites.google.com

Социальные стереотипы поведения современной молодежи (стр. 1 из 15)

1 Концептуальный анализ социальных стереотипов

и процессов стереотипизации

1.1 Основные подходы к изучению социальных стереотипов

в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Становление социальных стереотипов поведения молодежи

2 Исследование социальных стереотипов поведения молодежи

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и интерпретация результатов

Приложение А Бланк профориентационной анкеты

Приложение Б Бланк к методике «Репертуарные решетки Дж. Келли

Приложение В Бланк к методике Дж. Холланда

Приложение Г Данные ранжирования взрослых

Приложение Д Данные ранжирования старшеклассников

Приложение Е Описание типов личности по методике Дж. Холланда

Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество. Структурная и институциональная перестройка, изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, субъектов политических интересов чреваты, как разрушением, так и возрождением общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основе. В то время как социальные отношения в своем объективном развитии создают основу для разделения общества, культура и фундаментальные социальные ценности становятся, соответственно, духовным источником и механизмом общественной интеграции.

Поэтому необходимо глубоко и всесторонне изучать структуру и динамику ценностей молодежи, ее социальных стереотипов, их содержание и связь с изменением ценностного сознания различных возрастных и статусных групп населения. Существенно меняется положение молодого поколения в обществе в целом и в различных его подсистемах и, изучая социальные стереотипы поведения и ценности молодежи, можно определить духовные источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения.

Структура сознания молодого поколения, являющаяся составной частью общественного сознания, необычайно сложна, и разные ее элементы способствуют как революционизации социальных процессов, стимулируя движение к новым общественным идеалам, так и консервации социально значимых стабильных состояний общества.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья.

Изучением молодежной специфики были посвящены работы таких авторов как Н. Д. Вавилина, С. Б. Виноградов, А. Н. Вольский, А. В. Добровольский, С.Н.Иконникова, Е. Репринцева и др. Молодежная проблематика находилась в центре исследования «Социализм и молодежь», результаты которого опубликованы под общей редакцией И.М. Ильинского.

Социальный стереотип – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Социальные преобразования вызвали существенные изменения в структуре общественной жизни: изменились условия жизни, пропагандируемые цели, установленные нормы, положения, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов. Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система.

Современные возрастные границы молодого поколения от 14-16 до 25-30 лет. В данном исследовании будет представлена молодежь в юношеском возрасте на этапе профессионального самоопределения.

Актуальность темы определяется тем, что существующие в обществе стереотипы поведения оказывают значительное воздействие на ход экономических, политических и многих других процессов, во многом обусловливая уровень национального развития. Также необходимо отметить важность для развития государства и общества молодежи, которая вступает в тот период своей жизни, когда благодаря активной творческой, трудовой, политической деятельности оказывает значительное влияние на все процессы, проходящие в стране. Таким образом, именно социальное поведение молодежи оказывают наибольшее влияние на развитие страны, на тенденции и перспективы ее развития, в связи, с чем необходимо постоянно изучать их и анализировать. Таким образом, необходим анализ стереотипов поведения молодежи не только для прогнозирования дальнейшего развития страны, но и возможностью формирования положительных

стереотипов поведения у молодежи, которые будут способствовать эффективному развитию государства и общества.

Объект исследования: учащиеся 10 (11 человек) и 11 (15 человек) классов средней общеобразовательной школы №518 Центрального округа города Москвы; представители старшего поколения в возрасте от 45 до 60 лет.

Предмет исследования – социальные стереотипы поведения молодежи, а именно, стереотипы, связанные с теми или иными профессиями.

Гипотеза исследования — предположение о том, что социальные стереотипы восприятия, а именно, стереотипы, связанные с определенным видом деятельности, влияют на социальное поведение, в том числе и на профессиональный выбор.

Цель исследования — выявить стереотипы поведения современной молодежи, и проанализировать их влияние на формирование профессиональной ориентации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность стереотипов поведения;

2. Исследовать и описать основные формы стереотипного поведения у современной молодежи и факторов, влияющих на их формирование;

3. Разработать профориентационную анкету, выявляющую основные суждения (стереотипы), которыми руководствуется современная молодежь в профессиональном выборе.

4. Выявить особые связи личностных стереотипов с теми или иными профессиями в юношеском сознании и показать влияние этих стереотипов на профессиональный выбор.

5. Исследовать социальные стереотипы группы старшего поколения и провести сравнительный анализ с группой молодежи, чтобы выявить наличие у молодежи тех или иных стереотипов.

6. Обработать полученный материал и представить его в исследовании.

7. Осуществить содержательную, качественную интерпретацию выявленных

закономерностей, раскрывающих специфику субъективного отношения

современных юношей к образованию и трудовой деятельности, сформулировать на

этом основании выводы исследования и предложить блок практических рекомендаций.

Методы исследования и обработки данных: Профориентационная анкета, составленная автором, методика «Репертуарные решетки» Дж. Келли, «Методика профессиональных предпочтений Дж. Холланда». Подсчет данных производился методом ранжирования и методом ранговой корреляции Спирмена.

В современной психологической литературе много внимания уделено изучению социальных стереотипов. Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Но конкретно-психологические механизмы, лежащие в основе их образования, достаточно слабо изучены и, на наш взгляд, для полного понимания стереотипов, их свойств, характеристик, степени влияния на обыденное сознание эти механизмы необходимо изучить более пристально.

Уже в 20-ых годах нашего столетия начали разрабатываться различные аспекты понятия социального стереотипа и феномена стереотипизации сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях, которые были проведены такими учеными, как И. П. Павлов, Ю. В. Бромлей, В. П Трусов, В. Н. Куницина, П. Н. Шихерев, В. А. Ядов, а также рядом зарубежных авторов, таких как У. Липпманом, Д. Катцем и П. Брейли, Р. Нисбетом, М. Россом, Н. Кэнтором и рядом других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Е. В. Орловой, А. Е. Певзнером, Р. М. Грановской и Ю. С. Крижанской.

Таким образом, проблема социальных стереотипов поведения, затронутая в многочисленных научных публикациях, потребовала систематизации и теоретического обобщения.

1 Концептуальный анализ социальных стереотипов и процессов стереотипизации

1. 1 Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии

Длялправильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы стереотипности поведения необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия «стереотип».

Стереотип — эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов — знания и отношения (установки), причем знание это — стандартное, упрощенное, а отношение — эмоциональное. Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в ярлыках, ложных обобщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции.

Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение.

Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды и психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие осуществляется печатью, радио, телевидением.

mirznanii.com

Модель поведения российской молодежи может подорвать основы пенсионной системы – Центробанк

Москва, 7 июня. Модель поведения российской молодежи может оказать негативное влияние на основы пенсионной системы. Об этом говорится в докладе Центробанка «Основные направления финансового рынка на период 2019–2021 годов».

По мнению экспертов Центробанка, молодежь, родившаяся в 1980-2000 годах, активно копит деньги, однако использует их для получения «впечатлений», вместо того, чтобы ориентироваться на перспективу. В частности, молодежь удовлетворяет свои потребности с помощью благ общего пользования, зачастую отказываясь от активного обладания частной собственностью. Эксперты предупредили, что подобная стратегия может негативно сказаться на росте экономики.

Кроме того, Центробанк подчеркнул, что данная тактика может отрицательно повлиять на устойчивость действующей модели пенсионной системы в России, пишет телеканал «360».

Чтобы минимизировать возможный ущерб, Центробанк намерен разработать «дружественную среду» для взаимодействия с молодежью, а также корректировать «поведенческую иррациональность» миллениалов.

riafan.ru

Смотрите так же:

  • Саид адвокат Дело Саида Амирова 1 июня 2013 года в столице Дагестана Махачкале был задержан мэр города Саид Амиров. Ему было предъявлено обвинение в организации заказного убийства следователя Арсена Гаджибекова. В процессе расследования С.Амирову было предъявлено новое обвинение - подготовка террористического акта. По данным […]
  • Набор правил позволяющий техническим устройствам ПРОТОКОЛ — в информатике — набор фиксированных правил передачи информации, позволяющий техническим устройствам взаимодействовать друг с другом. Большая политехническая энциклопедия. - М.: Мир и образование . Рязанцев В. Д. . 2011 . Смотреть что такое "ПРОТОКОЛ" в других словарях: протокол — а, м. protocole m., нем. […]
  • Налоги на доходы нерезидентов Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2017) Отправить на почту «Нерезиденты налоги 2017 страховые взносы» — по такому запросу в Сети можно найти довольно много противоречивой информации. В данной статье мы ее систематизируем и подробно расскажем о том, как облагаются взносами и налогами доходы […]
  • Не платит налог ндфл Платит ли пенсионер налог с продажи недвижимости и другого имущества? Для многих обычных граждан особенности налогообложения запутаны и сложны. Если речь идет о лицах пожилого возраста, то непонятных нюансов по выплате налогов становится еще больше. Пенсионеры не все знают о положенных им льготах или пособиях, а […]
  • Образец заявления по месту открытия наследства Заявление об установлении места открытия наследства В статье «Время и место открытия наследства» мы подробно рассматривали, как определяется место открытия наследства. Это может быть… Последнее место проживания умершего; Место нахождения имущества, принадлежавшего умершему. Если имущество находится в разных […]
  • Квадрат суммы квадрат разности правила Квадрат суммы квадрат разности правила Цель: вывести формулы для возведения в квадрат суммы и разности выражений. Планируемые результаты: научиться пользоваться формулами квадрата суммы и квадрата разности. Тип урока: урок проблемного изложения. I. Сообщение темы и цели урока II. Работа по теме урока При перемножении […]
  • Зачем разрешение на строительство Зачем нужно разрешение на строительство? Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует построить на нем дом. Кто-то думает о загородной даче, где будет проводить лето и […]
  • Коммуникации в менеджменте учебные пособия Роль коммуникации в системе управления Социологические науки Акатьев Эдуард Русланович , бакалавр, студент Башкирский государственный аграрный университет УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Похожие материалы Человек […]