Примеры на виды налога

Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

Налоги с незапамятных времен являются основным источником получения государственных доходов. Российская Федерация имеет достаточно развитую систему налоговых отношений, что привело к многообразию взысканий.

Все налоги можно разделись на прямые и косвенные, первые из которых представлены более широким перечнем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

Прямые налоги – это взыскание в пользу государства определенной части денежных средств с:

  • доходов: прибыли, заработной платы, процентов;
  • имущества налогоплательщика: земельных участков, недвижимости, ценных бумаг.

Такой вид сбора является перелагаемым. Их плательщик уплачивает сам, исходя из исчисленной налоговой суммы. Причем зачастую объем уплачиваемых сумм зависит от денежных результатов лица (например, чем выше заработная плата работника, тем выше в отчетном периоде будет исчисление подоходного налога).

Подробная классификация различных сборов в России представлена на следующем видео:

Что к ним относится?

Все прямые налоги можно классифицировать по ряду признаков:

  • По виду плательщика:
    • с населения (налог на транспорт, имущественный, подоходный и с земельных угодий и другие);
    • с юридических лиц (налог на получаемую организацией прибыль, водный, на осуществление игорного бизнеса, на принадлежащее имущество и иные).
  • В зависимости от уровня установления:
    • федеральные (водный, налог на прибыль, с доходов работающих граждан, с добычи полезных ископаемых);
    • региональные (имущественный, на осуществление игорной деятельности, на средства передвижения);
    • местные (налог с земельных участков и на имущество населения).

Рассмотрим виды прямого налогообложения более подробно.

Представляет собой один из основных видов прямых налогов и исчисляется исходя из объема полученных доходов за минусом расходов.

Плетельщиками признаются физические лица, которые в зависимости от резидентства делятся на 2 группы:

  • резиденты страны: платят НДФЛ со всех полученных доходов, полученных как на территории страны, так и вне ее;
  • граждане других стран: осуществляют платеж только из доходов, полученных в пределах России.

К объектам обложения относятся следующие виды доходов:

  • полученные проценты и дивиденды;
  • доходы от реализации имущества, ценных бумаг;
  • доходы от авторских и смежных прав;
  • доходы из-за границы;
  • иные выплаты физическим лицам.

Освобождаются от обложения:

  • государственные пособия, пенсии;
  • компенсационные возмещения;
  • полученные алименты;
  • вознаграждения за донорство и иную помощь;
  • стипендии;
  • иные денежные поступления.
  • 9% — устанавливается на процентные доходы по облигациям, выпущенным до начала 2007 года;
  • 13% — основная ставка;
  • 30% — уплачивают физические лица — нерезиденты страны за доходы, полученные на территории России;
  • 35% — максимальная ставка, которая устанавливается в отношении полученных выигрышей, призов, процентов по банковским вкладам и иным доходам, указанным в законодательных актах страны.

Налоговая сумма определяется по каждому виду дохода путем произведения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговый и отчетный период равен году.

Налог на прибыль

Исчисляется на прибыль организации, размер напрямую зависит от финансового результата предприятия. В общем виде налоговая база определяется путем суммирования доходов от реализации и внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов.

К ним относятся компании, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью, организации-участники свободных экономических зон, Банк России и другие.

Налоговый период соответствует календарному году.

Налог на имущество

Физические лица и организации, имеющие налогооблагаемую недвижимость, уплачивают данный взнос. Налоговая база представлена в виде суммы среднегодовой стоимости имущества.

Ставка для организаций колеблется, однако недопустимо ее значение более 2,2%. От типа имущества и (или) плательщика ставка может изменяться. Так, в 2016 году по отношению к путям железных дорог общего пользования, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые представляют собой неотъемлемую технологическую часть, ставка не может быть выше 1,3%.

Для физических лиц ставка равна:

  • 0,1% — для жилых помещений и домов, гаражей, объектов, строение которых незавершено;
  • 2% — устанавливается для недвижимых объектов, стоимость которых свыше 300 миллионов рублей;
  • 0,5% — для иных объектов, установленных законодательно.

Сумма средств, которую нужно выплатить в связи с данным налогообложением, исчисляется путем произведения налоговой базы и ставки.

Земельный налог

Этот налог является местным. Он уплачивается плательщиками в бюджет в пределах местонахождения принадлежащих земельных участков.

Плательщиками также являются организации, в собственности которых имеется земельный участок – объект налогообложения. Если территория входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то налогоплательщиками являются управляющие компании. В этом случае оплата осуществляется за счет имущества, входящего в этот фонд.

Под действие налога попадают участки, вписывающиеся в муниципальное образование.

Земельные территории не облагаются сбором, если они:

  • представляют собой леса, реки или заповедники;
  • изъяты из оборота;
  • являются частью многоквартирного жилого дома;
  • являются частью государственной собственности;

Основой для расчета налога является кадастровая оценка объекта.

Процент, причитающийся к взысканию, варьируется в зависимости:

  • от кадастровой оценки земли;
  • от местонахождения земельного участка;
  • от местоположения земельного участка (паховые, болотные местоположения и т. д.).

Ставки по налогу:

  • 0,3% — на территории:
    • представляющие собой земли для использования в сфере сельского хозяйства (по назначению, производству и т. д.);
    • используемые в личных целях (ведение хозяйства, выращивание цветов, плодовых и овощных растений, разведение животных и т. д.);
    • территории, оборот которых ограничен, предназначенные для соблюдения безопасности, таможни и охраны.
  • 1,5% — на иные участки земли.

Транспортный налог

Им облагаются лица, в наличии у которых имеются транспортные средства. Организации, облагаемые данным сбором, исчисляют его самостоятельно. Физические лица уплачивают сумму, рассчитанную налоговой инспекцией, исходя из информации по ТС плательщика.

Объектами обложения являются транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, скутера, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы и иные средства передвижения).

Налогом не облагаются:

  • лодки мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые машины специального предназначения, оснащенные специальным оборудованием, предназначенные для использования инвалидами;
  • промысловые речные и морские судна;
  • транспортные средства, относящиеся к сельскохозяйственной промышленности (тракторы, комбайны и иные машины), принадлежащие организациям.
  • транспорт, местонахождение которого не определено в связи с подтвержденным фактом кражи;
  • иное средство передвижение, на которое законодательные акты не распространяют обложение налогом.

Сумма, подлежащая к уплате, определяется на основе данных о налоговой ставке, мощности автомобиля, периода владения транспортом, а также повышающих коэффициентах для отдельных категорий ТС.

Ставки колеблются от значения показателей:

  • валовой вместимости автомобиля;
  • мощности (количества лошадиных сил);
  • срока эксплуатации транспорта, года выпуска;
  • категории средства передвижения.

Период взыскания — календарный год. Прекращение взыскания сбора осуществляется только после снятия транспорта с учета в соответствующих органах.

Водный налог

Плательщиками выступают лица, которые используют водные объекты на основании лицензии.

Облагаются платежом следующие действия:

  • заборы воды;
  • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики;
  • использование вод с целью перемещения древесины с помощью плотов и кошелей;
  • иные действия с водными ресурсами.

Не облагается забор воды для:

  • поддержания пожарной безопасности;
  • устранения последствий аварий, неблагоприятных природных условий;
  • ловли рыбы и воспроизводства водных обитателей;
  • иного использования водных объектов.

Ставки устанавливаются в рублях и могут колебаться из-за различия экономического расположения водных ресурсов, а также от видов вод (подземные или поверхностные).

Сумму сбора плательщик рассчитывает сам и ежеквартально производит ее уплату.

Налог на игровой бизнес

Представляет собой региональный платеж. Им облагаются доходы, полученные за счет организации азартных игр, а также их проведения.

Ставки устанавливаются в зависимости от типа объекта налогообложения и колеблются в пределах от 7 тысяч рублей (за прием ставок тотализатора) до 125 тысяч рублей (за игровой стол).

Объектами налогообложения могут выступать:

  • игровой стол;
  • автомат;
  • центр тотализатора;
  • пункт для приема ставок и др.

Налоговая база устанавливается по каждому объекту в отдельности и исчисляется как сумма объектов налогообложения на ставку налога. Период расчета соответствует календарному месяцу. Оплата осуществляется до 20 числа месяца.

Налог на добычу полезных ископаемых

Его уплачивают юридические лица, добывающие полезных ископаемых на лицензионной основе.

Облагается платежом добыча:

  • природных богатств как на территории страны, так и вне ее;
  • добыча полезных ископаемых из отходов добывающих производств, подлежащая лицензированию.

Базой налогообложения для добытой нефти, угля и природного газа является их фактически добытый объем. Для всех остальных природных богатств, а также для нефти, газового конденсата и природного газа, добытых на новых морских недрах углеводородных ресурсов, используется база в виде стоимости полезных природных ресурсов.

Сумма налоговых отчислений рассчитывается путем применения:

  • процентных ставок – если база определяется в виде стоимости добытых естественных богатств;
  • твердых ставок (в рублях) – если база определена в виде фактического объема добытых ресурсов.

Исчислить и уплатить обязательный платеж плательщик должен в течение месяца.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

7 (499) 703-52-19 (Москва)

+7 (812) 309-68-13 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

znaydelo.ru

Примеры прямого и косвенного налога

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    assistentus.ru

    Глава 2. Виды налогов и их характеристика

    Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости от ряда признаков. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся классификации и соответствующие им типы налогов.

    По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

    К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

    Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее 2 . Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

    Личные налоги — подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и организаций (налог на прибыль корпораций).

    Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. «real (estate)» — «имущество», «недвижимость»).

    Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.

    К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление). Разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением ее Верховного суда 3 .

    В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

    К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

    Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

    В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы в региональных бюджетах.

    Дорожные фонды формируются за счет налогов на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили. Два налога, которые также формировали дорожные фонды в 90-х годах, — на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение транспортных средств — были отменены c 01.01.01.

    К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На федеральном уровне они поступают в специальный бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах РФ эти платежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.

    Единый социальный налог, введенный с 01.01.01 вместо системы страховых платежей, также является специальным. Поступления от него зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).

    По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

    В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

    К федеральным налогам в настоящее время относятся:

    • налог на прибыль предприятий и организаций;

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на добавленную стоимость;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • единый социальный налог;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • налог на игорный бизнес;

    • лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги

    Налоги субъектов Российской Федерации:

    • налог на имущество предприятий;

    • единый налог на вмененный доход для определенных видов

    деятельности субъектов малого предпринимательства, а также

    некоторые другие налоги и сборы.

    Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.

    В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:

    • сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

    образования юридического лица;

    • налог на имущество физических лиц;

    • налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.

    Статьи 13—15 Налогового кодекса РФ (часть первая) предполагают перечень федеральных региональных и местных налогов, несколько отличающийся от приведенного.

    • налог на добавленную стоимость;

    • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

    • налог на прибыль (доход) организаций;

    • налог на доходы от капитала;

    • налог на доходы физических лиц;

    • единый социальный налог;

    • таможенная пошлина и таможенные сборы;

    • налог на пользование недрами;

    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    • сбор за право пользования объектами животного мира и водными

    • федеральные лицензионные сборы.

    Региональные налоги и сборы:

    • налог на имущество организаций;

    • налог на недвижимость;

    • налог на игорный бизнес;

    • региональные лицензионные сборы;

    Местные налоги и сборы:

    • налог на имущество физических лиц;

    • налог на рекламу;

    • налог на наследование или дарение;

    • местные лицензионные сборы.

    Введение в действие указанных статей отложено до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ в полном объеме. До этого момента фактически действующий на территории России перечень налогов регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом последующих изменений и дополнений.

    Иные виды классификаций налогов и сборов. В зависимости от характера определения ставок налоги могут распределяться на раскладочные и квонтитивные.

    Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муниципалитету сумма средств «раскладывается» пропорционально стоимости имущества.

    Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

    В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов — в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

    Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

    Регулирующие налоги — те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации 4 ; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, равно как и налог на имущество предприятий, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми поступления этих налогов «расщепляются» между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 47, 48) выделяет собственные доходы бюджетов и регулирующие доходы бюджетов. К первым он относит виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе, полностью или частично, за соответствующими бюджетами. К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

    Налоги можно классифицировать также:

    • по статусу налогоплательщика — налоги с физических лиц и налоги с

    • по степени периодичности уплаты — периодические (определяется

    налоговый период) налоги, и непериодические (единовременные) налоги

    (уплачиваются в случае совершения каких-либо действий или

    возникновения явлений и фактов). Например, налог на имущество

    физических лиц является периодическим и подлежит уплате ежегодно.

    Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,

    уплачивается только тогда, когда имеет место факт получения

    наследства или дара.

    Известны и другие виды классификаций, но приведенные наиболее широко распространены в России и за рубежом.

    studfiles.net

    Какие бывают виды налога?

    Что такое налог

    В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов.

    Налог – это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает деятельность государства и других учреждений.

    Что такое налог? Существует множество определений этого понятия различных авторов. Все они считают, что налоги – это такие денежные платежи, которые обязаны платить люди своего государства в определённое время.

    Виды налога

    Налоги можно разделить на:

    Прямой налог

    Это такой платёж, который налогоплательщик платит с какого-либо дохода или имущества. К прямым налогам можно отнести, например, налог на прибыль. Он платится с прибыли различных организаций, банков, компаний. В России действует с 1995 года и составляет 20% от общей суммы прибыли.

    Также жители Российской Федерации, имеющие в собственности зарегистрированное транспортное средство, обязаны платить транспортный налог. К транспортным средствам относятся: автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы, моторные лодки и другие виды.

    Величина налога определяется субъектом Российской Федерации, поэтому в разных областях она может быть различной. Его оплачивают один раз в год. За неуплату налога вовремя к его сумме начинают прибавлять пени. Тем самым сумма становится больше.

    Косвенные налоги

    Сумма определяется надбавкой к цене товара. Напрямую зависит от дохода. Косвенные налоги можно разделить на несколько видов. Это акцизы, таможенные пошлины и другие.

    Подоходные налоги

    Является основным видом прямого налога. Подоходный налог можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. В России такой налог составляет 13%. Однако, эта ставка может быть и другой. Например, она может составлять 35%, 9%, 15%, 30%. Подоходный налог платится с любых денежных доходов, в том числе с любых выигрышей в лотереи.

    Аккордные налоги

    Такой вид не зависит от размера доходов и покупок. В качестве примера можно привести подушный налог.

    Учёт налогов – это такая система, которая определяет налоговую ставку. В этой системе регистрируются все налогоплательщики. Все сведения, которые включает в себя учётная система налогов, является налоговой тайной.

    Налоговый учёт делится на два вида:

    • Для организаций.
    • Для физических лиц.

    Учёт налогов производится специальными органами. Целью его является — контроль налогов. За нарушение порядка проведения учёта следует ответственность по законодательству.

    Ещё одним региональным налогом является налог на имущество. Ставка его может быть различна в регионах России. Однако, она не должна превышать 2,2%.

    Уплата налогов является обязательным действием каждого гражданина любой страны. Неуплата налогов влечёт за собой присоединение штрафов, а в дальнейшем, злостный неплательщик может нести ответственность как административную, так и уголовную.

    Жители Российской Федерации и других стран, имеющие в собственности квартиры, дома, дачные постройки, нежилые помещения, земельные участки и другие объекты обязаны платить налог на недвижимость.

    Он включает в себя три других налога:

    1. Налог на землю.
    2. Налог на имущество предприятий.
    3. Налог на недвижимость физических лиц.

    С недвижимостью можно производить различные действия. Такие как продажа, обмен, покупка и дарение. Поэтому существуют соответствующие налоги, например, налог на дарение недвижимости.

    Освобождаются от уплаты этого налога близкие родственники, между которыми состоялось дарение. Близкими родственниками будут считаться супруги, дети, усыновлённые дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Если человек имеет российское гражданство и проживает на территории Российской Федерации, то ставка равна 13%. Налог при покупке недвижимости уплачивается новым собственником.

    В нашей стране, как и в других странах мира, существует большое количество различных налогов. Ставки их могут быть различными и с течением времени меняются. Все оплаченные налоговые платежи улучшают деятельность субъектов страны и всего государства в целом.

    Уважающий себя гражданин должен знать свои права и обязанности. Строго соблюдать все необходимые правила оплаты налогов. Делая это своевременно, вы сможете облегчить себе жизнь, сохранив нервы и денежные средства.

    xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

    Виды налогов

    2. Налоги с физических лиц

    3. Налоги с юридических лиц

    4. Налог на добавленную стоимость. Акцизы

    На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

    В данной работе мы рассмотрим виды налогов, которые действуют в России и по всему миру, их сущность и порядок расчета.

    Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

    • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

    • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

    • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

    • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

    • по целевому назначению налога (общие, специальные).

    Рассмотрим прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

    Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности; получения прибыли.

    Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

    Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

    Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

    1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.

    2. Налог на прибыль корпораций. И объект и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

    3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

    4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражений. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

    5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

    6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

    7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

    а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;

    б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

    В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

    8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

    9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

    10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы, производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

    Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 30% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

    При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов более равным, чем распределение до вычета налога.

    Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

    Шкалы, построенные по принципу сложной прогрессии, наиболее распространены в настоящее время. Так, по сложной прогрессивной шкале в нашей стране взимается налог на доходы физических лиц.

    Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

    Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

    В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

    Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

    Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

    В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.п.).

    В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.

    2. Налоги с физических лиц

    Налоговое обложение физических лиц, граждан представляет самостоятельную социально-экономическую проблему. Уже один вопрос о том, в какой мере распределять налоговое бремя между юридическими лицами, предприятиями, с одной стороны, и физическими лицами, гражданами, с другой стороны, заведомо не находит простого решения. Любое смещение налогов в пользу одной из сторон наносит финансовый ущерб другой стороне. Более того, для гражданина, являющегося работником предприятия, перенесение его индивидуального налога в налог предприятия означает лишь перемену кармана, из которого у человека забирают деньги. К сожалению, слишком многие люди этого не понимают, волнуясь лишь по поводу лично уплачиваемого налога.

    Второй вопрос состоит в том, что должно быть объектом налогообложения физических лиц. Возможны разные подходы к решению этой проблемы.

    Один из них состоит в налогообложении благ, которыми пользуются люди, приобретая товары и услуги у государства. Получающие большую выгоду от товаров и услуг, предлагаемых государством, должны платить более высокие налоги, что дает возможность финансировать создание таких благ. Однако поскольку речь идет об общественных благах (например, услуги муниципальной школы или детского сада), которыми граждане пользуются бесплатно или за весьма умеренную плату, взимание налога за пользование благом означало бы отказ от самой идеи предоставления благ более нуждающимся слоям населения и подорвало бы на корню идею безвозмездных благ.

    Качественно иной подход заложен в идее налогообложения в зависимости от уровня платежеспособности индивидуума, семьи, домохозяйства. Здесь срабатывает другой принцип: «чем больше возможностей уплачивать налог имеет налогоплательщик, тем больше должен быть устанавливаемый ему налог». Возможности уплаты гражданами налогов зависят от ряда факторов: имущественного ценза, накопленных денежных средств, реальных доходов, перспектив получения новых доходов. Из перечисленных параметров наиболее просто фиксируются, устанавливаются денежные доходы физических лиц, поэтому они выбраны в качестве основного объекта налогообложения граждан. Соответствующий налог получил название подоходного.

    Значительное разнообразие видов доходов граждан порождает нелегкую задачу разделения их на отдельные позиции с тем, чтобы дифференцировать ставки налогообложения и видоизменять порядок начисления, взимания, декларирования доходов. Не вникая в частности, тонкости, детали обложения разных видов и форм денежных и материально-вещественных доходов различных физических лиц, ограничимся общим перечислением основных типов облагаемых налогом доходов:

    а) заработки, получаемые гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей, и приравненные к ним доходы;

    б) доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других видов работ не по месту основной работы;

    в) доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

    г) авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторов открытий, изобретений, промышленных образцов;

    д) доходы от предпринимательской деятельности и другие их виды, не связанные с осуществлением трудовых обязанностей;

    е) доходы граждан от ведения крестьянского хозяйства;

    ж) доходы, получаемые лицами из источников в стране, где они не имеют постоянного местожительства.

    Главное в налогообложении физических лиц — добиться обеспечения социальной справедливости. Перед налогами должны быть равны все — и Президент, и пенсионер, и предприниматель. Поэтому целесообразно ориентировать систему поддержки отдельных слоев населения не на многочисленные подоходные налоговые льготы, а на пенсии и пособия.

    Наряду с необходимостью уплаты налога с доходов в материально-вещественной форме граждане призваны платить налог на имущество, включая жилые дома, дачи, гаражи, нежилые постройки, уплачивать земельный налог и налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Характерно, что в налогооблагаемый доход граждан включаются их «валовые» доходы (за исключением выплат в пенсионный фонд), так что все налоги приходится платить с полной суммы дохода, без учета его уменьшения, обусловленного изъятиями из дохода в виде тех же налогов и платежей.

    С другой стороны, неотлаженность системы учета доходов и имущества физических лиц, наличие инфляции способны вносить существенные искажения в реально уплачиваемые гражданами суммы налогов. Например, в России при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость, что приводит к большим потерям доходов бюджета. Представляется целесообразным введение вместо налога на имущество физических и юридических лиц налога на недвижимость.

    3. Налоги с юридических лиц

    Концентрация внимания на этой стороне налоговых, отношений обусловлена прежде всего тем, что налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. По удельному весу в формировании бюджетных доходов налог на прибыль предприятий занимает ведущее место; в 1995 году на его долю в консолидированном бюджете страны приходилась четверть всех доходов, а в 1999 году — примерно 15%.

    Кроме того, рассмотрение правил и порядка взимания налогов с предприятий позволит глубже, чем это было сделано ранее, вникнуть в схему распределения доходов предприятий, так как, налоги влияют на эту схему определяющим образом. Ведь около половины валового дохода российских предприятий, а то и больше поглощается налогами, платежами, отчислениями.

    На исходной стадии процесса распределения формируется валовой доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации произведенных предприятием продукции, товаров, услуг, продажи излишнего оборудования, имущества, а также поступлений от так называемых внереализационных операций, включая доходы от долевого участия в других предприятиях, от сдачи своего имущества в аренду, в виде дивидендов и процентов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

    Уже на этой стадии предприятие встречается с необходимостью платить налог на добавленную стоимость (НДС), если только оно не освобождено от этого налога. Подробнее НДС будет рассмотрен в следующем параграфе. Подчеркнем лишь, что НДС взыскивается не с полной суммы валового дохода, а только с так называемой добавленной предприятием стоимости, равной сумме дохода за вычетом затрат предприятия на приобретение материалов, полуфабрикатов со стороны.

    Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Согласно изображенной схеме вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

    Налог на прибыль предприятий относится к числу центральных, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Любое государство принуждает предприятия поделиться своим чистым доходом с обществом посредством передачи части дохода предприятия в общественную копилку — государственный бюджет. Заметим, что изымаемая доля дохода весьма значительна и составляла в разных странах ив разные периоды от 30 до 60% прибыли. В России ставка налога на прибыль по состоянию на 1999 год состояла из двух частей: 11% прибыли направлялось в республиканский бюджет РФ; до 19% (а по банкам — до 30%) по решению субъектов РФ — в соответствующие бюджеты. Таким образом, общая ставка налога составила 30%, а по банкам — до 38%.

    Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

    Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

    После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

    4. Налог на добавленную стоимость. Акцизы

    В настоящее время наиболее широко используемым и эффективным инструментом косвенного налогообложения является налог на добавленную стоимость (НДС). Впервые этот налог введен в 1954 году во Франции. НДС взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Австралии, США, Швеции. НДС в России стал определяющим налоговым источником как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета (в общем объеме доходов федерального бюджета в 1999 году на его долю приходилось около 32%).

    Добавленная стоимость — это стоимость, которую поставщик присоединяет к своему сырью или купленным изделиям перед тем, как продать новое улучшенное изделие или оказать услуги. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товара, то есть на каждой технологической стадии. НДС взимается последовательно со всех предприятий, участвующих в технологическом цикле выпуска продукции, в соответствии с добавляемой каждым из этих предприятий стоимостью, то есть долей, вносимой им в цену товара. В итоге бюджет получает доход в виде полного налога на всю стоимость товара.

    Раньше в СССР действовал налог с оборота. Он эффективно применялся в условиях государственного регулирования цен, установления фиксированных оптовых и розничных цен в стране. Особенностью этого налога было то, что он не включался в цену товара, а наоборот: сначала государство определяло уровни розничной и оптовой цены на товар, а затем получаемая между розничной и оптовой ценой разница изымалась в доход бюджета.

    НДС, как и акциз, схож с налогом с оборота в том смысле, что всю его тяжесть несет конечный потребитель. Фактически НДС — это налог не на предприятия, а на потребителя, так как при свободном ценообразовании в принципе ничто не мешает продавцам компенсировать налоговые потери за счёт роста цен. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога. Основная ставка НДС в России снижена с 28% в 1992 году до 20% в 1995 году и до 15% в 1999 году. В странах Европы она колеблется около 15%. Может применяться повышенная или пониженная ставка НДС, например, на детские или продовольственные товары, отдельные товары или услуги могут быть вообще освобождены от уплаты НДС. Особенностью НДС является и то, что это внутренний налог; при вывозе товара за границу его величина должна быть компенсирована покупателю.

    Акцизом называют разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, прямо включаемых в виде надбавки в цену или тариф. Акцизы включаются в цену продаваемой продукции и услуг, поэтому их конечными плательщиками выступают потребители. Диапазон действия акцизов невелик. Акцизом, как правило, облагаются такие товары, как табак, спиртные напитки, ювелирные изделия, деликатесы, легковые автомобили, бензин, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры. Подобные товары называют подакцизными. Ставки акцизов дифференцированы по товарным группам и видам товаров в широком диапазоне, от 10 до 90%, и могут периодически пересматриваться.

    Интересно отметить, что подоходные налоги и косвенные налоги (или, как их иногда называют, потребительские налоги) по-разному воздействуют на производство и на экономические процессы. НДС, акцизы, налог с оборота, то есть потребительские налоги, снижают «прогрессивность» налоговой системы и утяжеляют налоговое бремя на малоимущие слои. В то же время такие налоги могут выглядеть более «справедливыми» в сравнении с подоходными, которые при определенных условиях становятся тормозом сбережений и мотивации к труду, так как уменьшают доходы работников. Продуманное введение потребительских налогов улучшает состояние платежного баланса, повышает гибкость всей финансовой системы. Налоги на потребление повсеместно применяются в качестве основных в Западной Европе. Американцы, хотя много лет и дебатируют вопрос о переводе страны на НДС с точки зрения замены им налога на доходы корпораций, тем не менее до сих пор не решились на подобный переход. Одна из главных причин — необходимость глубокой организационно-технической подготовки, в противном случае неизбежен массовый недобор поступлений.

    Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются: по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные); по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц); по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); по целевому назначению налога (общие, специальные).

    Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

    Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы, производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

    Акциз представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

    1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 1998.

    2. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997.

    3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М., 1998.

    4. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.

    5. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.

    6. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие /Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.

    7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.

    8. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.

    © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

    Контрольная работа по экономике

    magref.ru

    Смотрите так же:

    • Как можно использовать материнский капитал в 2018 году до 3 лет Как можно использовать и обналичить материнский капитал до 3 лет в 2018 году Способы реализации материнского капитала постоянно совершенствуются. Актуальным для многих граждан остается вопрос о том, как вложить или обналичить материнский капитал до 3 лет. Существует несколько вполне законных способов это сделать. […]
    • Юрист м издательство Юрист м издательство Адрес: 115035, г. Москва, Космодамианская набережная, д. 26/55, стр. 7 Тел.: (495)953-91-08, 617-18-88, 8-800-333-28-04 (по России бесплатно) Романова В.В.Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования: монография Настоящая монография посвящена проблемным аспектам и задачам […]
    • Как в россии получают детское пособие Как в россии получают детское пособие Детские пособия: сколько, где и как получить (консультация юристов) В данной статье: Кто может получать пособия на детей; Пособия не получают; Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка; Ежемесячное пособие по беременности и родам (декретные); […]
    • Суды в соликамске Судебные приставы в Соликамске Расстояние от центра: 1.3 км. -7 ? Адрес Пермский край, Соликамск г., ул. 20 лет Победы, 189 ? Телефон +7 (34253) 7-98-36 На основании закона Российской Федерации №118-ФЗ «О судебных приставах» на территории нашей страны действуют судебные приставы. Это государственные […]
    • Пример ликвидации юридического лица Как правильно заполнить уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001? Полное прекращение деятельности какой-либо организации — это система сложных и долгих процедур. Более того, процесс ликвидации предприятия может быть в будущем оспорен определёнными лицами. Именно поэтому люди, которые этого не хотят, […]
    • Пособия на ребенка инвалида в московской области Детские пособия в Московской области в 2018 году Социальная политика Московской области направлена на выявление семейств, нуждающихся в дополнительной поддержке из казны. Меры федеральной поддержки семейств с детьми в 2018 году Как и в иных регионах Российской Федерации, детское пособие в 2018 году в Московской […]
    • Посчитать стаж работы в excel Как посчитать возраст или стаж в Excel? Рассмотрим возможности расчета стажа или возраста человека в Excel в полных годах, месяцах или днях. РАЗДАТ(нач_дата; кон_дата; единица) Вычисляет количество дней, месяцев или лет между двумя датами. Начальная дата(обязательный аргумент) — дата начала периода; Конечная […]
    • Как исчислить налог на прибыль пример Налог на прибыль: налогооблагаемая база, расходы, расчет Целью существования коммерческой организации является получение прибыли. С полученной прибыли по действующему законодательству организация должна уплатить налог. Расчет налога на прибыль организации Для расчета налога на прибыль организации существует […]