Принятие нового закона о выборах

Принятие нового закона о выборах

Новый закон о выборах депутатов Государственной Думы

Политическое нетерпение привело к отмене выборов по одномандатным округам, к фактической отмене самовыдвижения кандидатов 33 , к крайнему ужесточению условий выдвижения кандидатов, к законодательному закреплению преимуществ думских партий. Исключительно нетерпением можно объяснить принятие в мае 2005 года закона, который вступает в силу только в декабре 2006 года 34 . Помимо нововведений, связанных непосредственно с выборами депутатов Госдумы, в новом законе были заложены нормы, расширяющие возможности административного манипулирования выборами и сужающие возможности общественного контроля. Но главное – новый закон указывал направление изменения всей избирательной системы Российской Федерации и избирательных законов субъектов Федерации.

Вводимые «усовершенствования» с учетом российской избирательной практики, новелл закона о партиях (увеличение
минимального количества региональных отделений и численности партии, запрета на выдвижение членов других партий) и ранее введенного семипроцентного барьера оставляли мало шансов на прохождение в Думу оппозиционных партий помимо административной воли. Но даже этот законопроект был еще ужесточен и ухудшен депутатами в процессе его прохождения через Думу.

Охарактеризуем основные новеллы нового закона о выборах депутатов Госдумы (помимо отмены одномандатных округов):

Упразднение избирательных блоков. В условиях неустоявшейся партийной системы, при отсутствии крупных «неадминистративных» партий эта норма позволяет режиссерам российских выборов добиться дробления оппозиционных сил.

Увеличение минимального количества региональных групп. Первоначально законопроект предусматривал разбиение федерального списка не менее чем на 71 региональную группу (предыдущий закон предусматривал минимальное количество групп, равное семи). Такое требование трудно удовлетворить партиям, не имеющим отделений во всех регионах. Наоборот, оно легко может быть удовлетворено партиями, которые построены на основе административных или специальных (например, ФСБ или прокурорских) общероссийских структур.
Несмотря на возражения противников увеличения количества региональных групп, в конечном варианте закона их минимальное количество групп было увеличено до 100. При этом следует учитывать, что региональные группы должны создаваться с запасом, поскольку в случае, если в период избирательной кампании их станет меньше 100, партия будет снята с выборов. Региональная группа может исчезнуть в связи с добровольным отказом от участия в выборах кандидатов, входящих в неё. Заметим, что в практике российских выборов уже зафиксированы случаи, когда избирательное объединение снималось с выборов в связи с выбытием предельно допустимого числа кандидатов из списка 35 .

Уменьшение общефедеральной части списка до трех человек. Это нововведение не позволяет небольшим партиям сформировать в Думе фракцию, в которой представлены лица, специализирующиеся в разных отраслях законодательства. Лидеры небольших партий могут быть сосредоточены в небольшом количестве регионов, но новое
законодательство вынуждает выдвигать их не в тех регионах, где они проживают. Уменьшение общефедеральной
части списка выгодно для партий с жесткой дисциплиной голосования в парламенте.

Возможность отказа от депутатского мандата. Такая возможность имелась и на предыдущих выборах в Государственную думу. Ей не преминули воспользоваться губернаторы, входившие в региональные списки и получившие по итогам голосования мандаты депутатов. Это явление было настолько массовым и вызывающим, было
настолько похоже на обман избирателя, что ЦИК РФ, разрабатывая законопроект, предложил в случае отказа лиде-
ров списка или региональных групп от мандата передавать его другой партии. Об этом много говорил председатель
ЦИК РФ А.А.Вешняков, рекламируя новый законопроект. Однако при рассмотрении закона во втором чтении была принята поправка, отменявшая это нововведение и возвращавшая ситуацию в прежнее состояние.

Ужесточение правил проверки подписей в поддержку выдвижения партии. Уменьшен до 5% процент недостоверных и недействительных подписей, достаточный для отказа в регистрации. Одновременно уменьшено до 5% допустимое превышение количества сдаваемых подписей над количеством подписей, необходимых для регистрации. Установлено требование нотариального заверения подписей сборщиков подписей. Практика российских выборов, в том числе в Московскую городскую Думу, с убедительностью показала, что при наличии установки на отказ в регистрации соответствующая избирательная комиссия легко находит не только 5, но и все 25% недействительных подписей 36 . Устанавливаемые правила проверки подписей превращают регистрацию партии по подписям в акт принятия административного решения о регистрации или отказе в регистрации. Следует учесть, что регистрация парламентских партий («Единой России», ЛДПР и КПРФ) производится без сбора подписей и без внесения залога.

Увеличение процента набранных голосов, при котором возвращается избирательный залог (до 4%) и при котором партия не обязана оплачивать предоставление ей агитационного пространства в государственных СМИ (до 3%). Это нововведение направлено на «удушение» мелких партий.

Ограничение круга субъектов, которые могут направлять наблюдателей на участки для голосования. В законопроекте наблюдателей на участки могли направлять все общероссийские общественные объединения, в том
числе – все партии. В окончательном варианте закона наблюдателей могут направлять только партии, участвующие в выборах.

В новый закон о выборах депутатов Государственной думы перекочевали из старого дискриминационные положения о 7-процентном «заградительном» барьере и преимуществах парламентских партий при регистрации и формировании
избирательных комиссий. В целом, условия, которые созданы новым законом о выборах Государственной думы, противоречат принципам свободных выборов, установленным международными избирательными стандартами.

Понятно, что проект закона вызвал озабоченность, если не сказать – возмущение, у многих специалистов по избирательному законодательству. законодательству Группой специалистов под руководством В.Л.Шейниса (Олег Каюнов, Аркадий Любарев, Андрей Бузин) было подготовлено большое количество поправок, которые были внесены на рассмотрение депутатами Государственной думы Сергеем Алексеевичем Поповым, М.М. Задорновым, Г. Г П. Хованской, С.А. Насташевским, Е.В. Ройзманом. Другую группу поправок, частично пересекавшуюся с первой, разрабатывали специалисты Независимого института выборов (А.В.Иванченко, А.Е.Любарев) и они были внесены депутатом В.А.Рыжковым. Практически все предложенные этой группой поправки были отклонены еще на стадии рассмотрения в профильном комитете Думы.

В частности, отклонены принципиальные поправки, связанные с восстановлением избирательных блоков, поправки о
снижении «заградительного» барьера, о повышении представительности Думы до 75%. (По новому закону мандаты распределяются между партиями, набравшими не менее 7% голосов, если в сумме они набрали не менее 60% голосов. Таким образом, возможны случаи, когда 40% голосов избирателей, поданных за одни партии, будут распределены между другими партиями). Также были отклонены все существенные поправки, связанные с повышением открытости и гласности выборов.

Более того, в процессе прохождения закона через Думу законопроект был существенно ужесточен для оппозиционных партий и, наоборот, наоборот смягчен для административной партии поправками, поданными группой депутатов от «Единой России»: еще больше увеличилось минимальное количество региональных групп, ужесточились условия возврата залога, исключена норма о передаче мандата другой партии в случае отказа от мандата и т.д.

33 Теперь любой гражданин, желающий выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов Госдумы, обязан обратиться с этой просьбой к одной из зарегистрированных партий.

34 Поспешное принятие закона породило слухи о возможности досрочного роспуска Думы.

35 Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: История, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс. 2005. С. 140.

36 См. например, раздел «Можно ли зарегистрироваться по подписям» в Бузин А.Ю. Московские муниципальные выборы.

www.yabloko.ru

Особенности нового закона о выборах депутатов Госдумы и агитация в СМИ

Иерархия источников избирательного права

Грядущая кампания по выборам в Государственную Думу обусловливает повышенный интерес к законодательству о выборах, в особенности к последним изменениям и дополнениям, вносимым в избирательное законодательство. В свете этого особую актуальность приобретает закон, непосредственно регулирующий проведение данной избирательной кампании, а именно — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 (далее ФЗ «О выборах депутатов. »).

Названный закон представляет собой результат продолжительного развития избирательного законодательства Российской Федерации. В нем нашли отражение опыт проведения двух федеральных избирательных кампаний (выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г. и Президента РФ в 1996 г.), а также выработанные в ходе практического применения норм избирательного законодательства правила, закрепленные в правовых актах Центральной избирательной комиссии.

Помимо этого, в процессе проведения многочисленных региональных и местных выборов нередко выявлялись недостатки действовавшего избирательного законодательства, что в свою очередь стимулировало его совершенствование.

Особое значение имело появление в системе избирательного законодательства такого основополагающего закона, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2 (далее ФЗ «Об основных гарантиях. »). Указанный закон имеет высшую юридическую силу не только по отношению к федеральному законодательству о выборах, но и ко всему российскому законодательству в целом. Указанное обстоятельство позволило, не дожидаясь федеральных выборов, «обкатать» положения данного закона в процессе проведения региональных и муниципальных выборов. Практика применения этого закона привела к необходимости модификации ряда его положений, что и было сделано Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 3 . В конечном счете, именно изменения, внесенные в ФЗ «Об основных гарантиях. », и предопределили принятие нового закона «О выборах депутатов. », который призван адаптировать положения новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях. » к парламентским выборам.

Регламентация деятельности СМИ во время избирательной кампании является одной из так называемых «проблемных сфер» современного российского избирательного законодательства. Следует отметить, что до недавнего времени роль СМИ в проведении избирательной кампании постоянно недооценивалась, что приводило к практически полному отсутствию в избирательном законодательстве норм, регламентирующих их деятельность.

Однако практика проведения избирательных кампаний показала то огромное и все возрастающее значение, которое приобретают СМИ в ходе избирательного процесса. Они являются, с одной стороны, мощным средством воздействия на формирование воли избирателей, а с другой — необходимым средством информационного обеспечения избирательной кампании. Все это обусловило постепенное расширение круга норм, регламентирующих деятельность СМИ в период выборов, что привело к конкретизации и детализации соответствующих положений избирательного законодательства.

Свобода выбора форм проведения агитации

Фундаментальным принципом избирательного права является свобода выбора формы и методов проведения агитации. При этом предвыборная агитация может проводиться не только через СМИ, но и путем проведения массовых мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других материалов, а также в иных не запрещенных законом формах. Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом на практике для толкования указанных форм предвыборной агитации через СМИ применяются определения, содержащиеся в некоторых инструкциях Центризбиркома (см. таблицу). Несмотря на то, что указанные инструкции фактически утратили силу, содержащиеся в них определения прочно вошли в лексикон юридической доктрины и продолжают применяться на практике.

ФЗ «О выборах депутатов. » в полном соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » устанавливает для отдельных категорий физических лиц, а также для отдельных категорий организаций запрет на участие в предвыборной агитации и запрет на участие в освещении избирательной кампании через СМИ.

«Публичные» и «частные» СМИ

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » ФЗ «О выборах депутатов. » делит вещательные организации и печатные СМИ на две группы, которые можно назвать «публичными» (то же, что и «регулируемые СМИ» в статье А. Постникова — Прим. ред.) и «частными». При определении круга «публичных» вещательных организаций и СМИ, на которые возлагаются обязанности по информационному обеспечению избирательной кампании, применяется критерий состава учредителей (в случае если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения) и критерий финансирования (в случае если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов). Наличие хотя бы одного из указанных критериев служит основанием для того, чтобы считаться «публичным» СМИ или «публичной» вещательной организацией.

Закон «О выборах депутатов. » устанавливает особый статус «публичных» муниципальных СМИ и вещательных организаций, то есть таких СМИ и вещательных организаций, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления, либо если указанные организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные СМИ и вещательные организации имеют право на отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме. Аналогичное правило предусмотрено законом для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других) при условии полного их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

Важнейшей функцией «публичных» вещательных организаций и СМИ является предоставление бесплатных (для участников предвыборной агитации) эфирного времени, печатной площади (оплата которых производится за счет текущего бюджетного финансирования соответствующих организаций и СМИ). ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает жесткие требования к объему эфирного времени (печатной площади).

Предвыборная агитация через «публичные» вещательные организации начинается за 30 дней до дня голосования, а через «публичные» печатные СМИ — за 40 дней до дня голосования. И в том, и в другом случае срок, отведенный для осуществления предвыборной агитации, истекает в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

В отличие от агитации через «публичные» вещательные организации и печатные СМИ агитация через «частные» вещательные организации и печатные СМИ может осуществляться уже с момента регистрации кандидата или списка кандидатов (не дожидаясь окончания указанной регистрации) за плату исключительно на основе договора. При этом необходимо соблюдение установленных законом «О выборах депутатов. » требований к договорам о предоставлении эфирного времени и печатной площади за плату: обязательное включение в текст договора ряда предписываемых законом условий, оформление названных в законе документов после выполнения условий договора, соблюдение установленного законом порядка оплаты эфирного времени и печатной площади и т.д. При этом «частные» вещательные организации и печатные СМИ должны опубликовать сведения о тарифах на оплату не позднее, чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представить указанные сведения в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь участникам предвыборной агитации. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Несоблюдение указанных требований делает невозможным последующее предоставление эфирного времени, печатной площади для ведения предвыборной агитации.

ФЗ «О выборах депутатов. » допускает, наряду с предоставлением «публичными» вещательными организациями и печатными СМИ участникам предвыборной агитации бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставление указанными организациями и СМИ эфирного времени и печатной площади для осуществления предвыборной агитации на основе договора. Для этого указанные организации и СМИ обязаны резервировать дополнительное эфирное время и дополнительную печатную площадь в объемах, установленных ФЗ «О выборах депутатов. ». В этом случае также применяется правило об обязательном опубликовании размера оплаты эфирного времени или печатной площади. При этом каждый участник предвыборной агитации имеет право лишь на свою долю дополнительного эфирного времени или дополнительной печатной площади, предоставляемых за плату.

Особенности агитации за федеральные списки

ФЗ «О выборах депутатов. » отделяет предвыборную агитацию избирательных объединений (блоков), зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, от предвыборной агитации региональных групп и кандидатов по одномандатным избирательным округам. Предвыборная агитация на федеральном уровне осуществляется через общероссийские вещательные организации и периодические печатные издания, а на региональном уровне — через соответствующие подразделения общероссийских вещательных организаций, а также через региональные вещательные организации и печатные СМИ. Списки названных вещательных организаций и печатных СМИ составляются и публикуются соответствующими избирательными комиссиями по представлению соответствующих федеральных и территориальных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее, чем на десятый день после дня официального решения о назначении выборов. Размывание грани между различными уровнями предвыборной агитации не допускается.

Ограничения при проведении агитации

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает, что 1/3 бесплатного эфирного времени предоставляется участникам предвыборной агитации для проведения коллективных мероприятий. Отказ участника предвыборной агитации от участия в таком мероприятии не влечет увеличения общей продолжительности предоставляемого ему бесплатного эфирного времени.

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает следующие ограничения:

— запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов;

— запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов на каналах общероссийских вещательных организаций;

— в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком, в начале указанных программ, без комментариев, без оказания предпочтения какому бы то ни было участнику предвыборной агитации; такие информационные блоки не оплачиваются участниками предвыборной агитации;

— публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями, а также заголовками и иллюстрациями.

Помимо этого установлены особые требования к проведению опросов общественного мнения. Наряду с запретом опубликования результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в течение трех дней до дня голосования и в день голосования, а также с установлением обязательных реквизитов, которые надлежит указывать при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, ФЗ «О выборах депутатов. » впервые установил обязанность организаций, проводящих связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их результатов в СМИ, а также организаций, публикующих результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направлять копии этих публикаций в соответствующую избирательную комиссию для формирования информационного банка данных, которые должны предоставляться кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, иным лицам, указанным в законе, в том числе и представителям СМИ. Данная норма позволяет, сопоставляя результаты различных социологических опросов и исследований, составить более объективное представление об общественном мнении и одновременно позволяет оценить профессиональные качества исследователей и применяемые ими технологии.

В заключение следует отметить, что новый ФЗ «О выборах депутатов. », значительно ужесточивший требования к предвыборной агитации, осуществляемой в ходе избирательной кампании через СМИ и вещательные организации, с одной стороны, уравнивая возможности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на ведение агитации через «публичные» СМИ и вещательные организации, обеспечивает минимальные гарантии обоюдного формирования воли избирателя на основе объективной информации и в то же время, ограничивая «свободу маневра» «частных» СМИ и вещательных организаций, существенно сужает поле для возможных злоупотреблений. Хочется надеяться, что новые правила ведения предвыборной агитации через вещательные организации и СМИ внесут свою лепту в обеспечение честных, подлинно демократических выборов и послужат серьезным препятствием на пути «грязных» избирательных технологий.

Сделать же окончательный вывод об эффективности тех иди иных норм нового Федерального закона можно будет лишь после того, как они будут «проверены на прочность» в ходе идущей избирательный кампании, поскольку лишь практическое применение указанных норм позволит обнаружить все их достоинства и недостатки и на основе этого сделать окончательный вывод об их эффективности.

М. Кудрявцев,
МГУ им. М.В. Ломоносова

www.democracy.ru

Импичмент 2.0. МихоМайдан после праздников вновь собирается выйти на улицы Киева

Майданная оппозиция говорит о новых массовых акциях. Так, в партии экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Рух новых сил» (РНС) планируют в Киеве очередной марш протеста против политики власти, о дате проведения которого сообщат в ближайшее время. Главный лозунгом мероприятия опять станет импичмент для президента Петра Порошенко, которого в РНС обвиняют в коррупции и злоупотреблении полномочиями.

По информации «Страны», партия Саакашвили будет главной движущей силой марша, а от других оппозиционных партий к нему присоединятся разве что в индивидуальном порядке.

Акция в поддержку избирательной реформы, что запланирована в столице на 17 мая, должна получить более широкую поддержку со стороны майданных партий и солидарных с ними общественных организаций и объединений.

Между тем, в РНС считают, что изменение закона о выборах мало интересует общество, поэтому, мол, не стоит ждать массовости.

Что в итоги ждет киевскую улицу после майских праздников выясняла «Страна».

«Наша песня хороша — начинай сначала. «

РНС снова продвигает идею импичмента президента Порошенко. Как писала «Страна», зимой в партии хотели путем сбора подписей показать уровень доверия главе государства, называя это «народным импичментом». Юридических последствий результат все равно не имел бы.

Параллельно член совета РНС, народный депутат Юрий Деревянко (внефракционный) зарегистрировал проект закона № 7248 «О президенте Украины и порядке прекращения его полномочий», однако документ до сих пор не попал в повестку дня работы Рады.

Сейчас же соратники Саакашвили хотят организовать народное давление на парламентариев, чтобы собрать подписи 226 их подписей под представлением о начале процедуры импичмента, которое уже подготовлено депутатом Деревянко.

«Наше задание — до 15 мая собрать эти голоса. Призываем всех приезжать в общественные приемные народных депутатов, говорить с их друзьями, родными, звонить им и обращаться требованием подписаться под представлением», — заявила один из членов совета РНС Ольга Галабала в ходе пикета РНС у Администрации президента, который состоялся 25 апреля.

Претензий к Порошенко у партии Саакашвили минимум 11 (они перечислены в представлении Деревянко), среди которых — якобы получение выгоды от скандальной схемы «Роттердам+» (формирование цены на каменный уголь с учетом его стоимости на бирже в Роттердаме (Нидерланды) и трат на перевозку в место назначения — Прим.Ред.), а также подозрение в коррупции по делу бывшего министра экологии Николая Злочевского на основании «пленки» беглого депутата Александра Онищенко.

Одновременно в РНС планируют новый марш протеста в центре столицы, но дату пока не называют. В беседе со «Страной» один из лидеров РНС, бывший заместитель генерального прокурора Давид Сакварелидзе спрогнозировал, что мероприятие проведут до 20 мая.

«Летом уже сложно собрать людей на массовую акцию», — комментирует он.

Участия других партий из майданной оппозиции ждать не стоит. Как не раз писала «Страна», союзные РНС политсилы сторонились акций МихоМайдана, «двигателем» которых была партия Саакашвили, во основном из-за скрытой конкуренции с экс-президентом Грузии за лидерство и разногласий по поводу способов протеста. «Мы уже устали их приглашать (на марши — Прим.Ред.)» — говорит собеседник издания в РНС на правах анонимности, давая понять, что партия рассчитывает только на свои силы.

«Это попытка напомнить о себе и раскрутить оставшихся лидеров «Руха новых сил» на «острых» лозунгах, чтобы увеличить их шансы на попадание в новый состав парламента», — говорит политолог Руслан Бортник.

Вопрос совместных акций, впрочем, не мешает союзникам обсуждать расклады на будущие избирательные кампании.

«У «Руха новых сил» нет кандидата в руководители страны, но есть кандидатура на премьер-министра (то есть Михаил Саакашвили — Прим.Ред.) и программа реформ для будущего правительства. Это то, от чего мы лично отталкиваемся на этих переговорах», — говорит источник в партии.

Двойной удар акциями

Переговорный процесс, который оживился после (и во многом из-за) высылки Михо за границу, действительно продолжается. «Общаемся постоянно», — подтверждает лидер общественной инициативы «Хвыля», народный депутат Виктор Чумак (внефракционный), который входит в круг участников.

Шанс проявить солидарность для майданной оппозиции скоро представится. По данным «Страны», на 15 мая в регионах, а на 17-е — в Киеве планируется акция в поддержку нового закона о выборах «Нет! Выборам по закону Януковича».

Эту тему оппозиционные партии раскручивают еще с большого митинга 17 октября прошлого года, который дал толчок для массовых протестов, позже прозванных «МихоМайдан».

Идея состоит в замене избирательной системы для кампаний в Раду. Сейчас выборы проходят по закрытым партийным спискам плюс в мажоритарных округах, где баллотируются также самовыдвиженцы. А вместо нее хотят чистую пропорциональную систему (только партии), но по открытым спискам. В таком случае избиратель голосует и за партию, и за конкретного кандидата в ней, формируя список политсилы из наиболее популярных, что и пройдут в парламент.

Впрочем, противники изменений вскоре пришли в себя.

«Они попытались опять сыграть в свою игру «Давайте заволыним», — говорит один из организаторов акций 15 и 17 мая, глава общественной организации Центр UA, бывший вице-премьер-министр по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук. По его мнению, этой цели служат огромное количество поданных поправок (4400, по оценкам спикера Андрея Парубия), с которыми нужно разобраться профильному комитету по вопросам правовой политики и правосудия, а также постоянный срыв работы над ними.

Участие в акции 17 мая анонсировали партии различной идеологии, в том числе, «Батькивщина», «Самопомощь», Демократический альянс», «Народный контроль», » Гражданская позиция», а также «Свобода» и «Национальный корпус», ряд общественных организаций, среди которых — движение «Хвыля», «Автомайдан». По мнению Рыбачука, широкая вовлеченность позволит провести мероприятия в рамках акции 15 мая во всех областных центрах и, возможно, ряде крупных городов.

«Эффект также усилит, что мы сфокусировались только на требовании изменить избирательное законодательство», — отмечает он. Ранее на акциях протеста еще требовали отменить неприкосновенность народных депутатов и создать антикоррупционный суд.

Осталось только, чтобы прислушался парламент. Лоббисты изменений говорят, что шансы на их провал и принятие примерно равны.

«В сессионном зале, как при голосовании в первом чтении, может сложиться ситуативное большинство из многих провластных депутатов, фракций «Самопомощи», «Батькивщины», «Оппозиционного блока», внефракционных депутатов, которые уже голосовали за законопроект, считая его выгодным», — спрогнозировала народный депутат Наталья Новак («Блок Петра Порошенко», БПП).

Поэтому, по ее мнению, противники постараются не допустить появления законопроекта в зал, консервируя нынешнюю ситуацию минимум до конца этой сессии (заканчивается 20 июля). «В неофициальных разговорах с депутатами Артур Герасимов (лидер фракции БПП — Прим.Ред.) признавался, что не следует допускать нового голосования за проект кодекса», — утверждает депутат Новак.

«Возможно, наши акции выведут чуть-чуть из ступора (профильный — Прим.Ред.) парламентский комитет, и работа ко второму чтению ускорится. Сможем ли заставить сразу их принять закон, не уверен, но точно, что эта акция не последняя. Как только украинцы научатся добиваться политическими акциями чего-то существенного, это будет колоссальный шаг вперед», — комментирует Рыбачук.

Однако это мнение разделяют не все. «Простым людям эта тема непонятна и не интересна», — доказывал «Стране» один из лидеров РНС. Партии Саакашвили пока нет в списке будущих участников акции.

Вместе с тем, майские митинги могут послужить предлогом для возобновления массовых протестов осенью, тем более, что вопрос изменения избирательных правил по душе Западу. Так, еще год тому назад глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли заявлял о необходимости в Украине принять новый закон о выборах в Раду и провести ротацию Центральной избирательной комиссии. «Запад дает понять, что это и другие требования, включая антикоррупционный суд, остаются, как и сценарий новой протестной осени. А власть действует на свой страх и риск», — резюмирует политолог Руслан Бортник.

strana.ua

Липчане просят ускорить принятие закона о выборах участковых

Липецкие общественники на заседании организационного комитета по подготовке публичных слушаний программы социально-экономического развития Липецка на 2015-2017гг. предложили выбирать участковых уполномоченных, сообщает пресс-служба городского Совета депутатов.

Слушания пройдут 25 ноября, но уже сегодня городские активисты высказали ряд конкретных предложений. Житель улицы Водопьянова Александр Григорьев выступил с инициативой самим липчанам выбирать участковых уполномоченных полиции. Свою идею он обосновал тем, что в районе, где проживает общественник, участковые часто не исполняют должностные обязанности, ссылаясь на то, что это не в их полномочиях, или просто игнорируют просьбы жителей.

Данное предложение будет обсуждаться на публичных слушаниях, а депутатам горсовета рекомендовано обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой ускорить принятие федерального закона о муниципальной милиции.

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее об этом

В Главном управлении МВД по Ростовской области принят в штат новый сотрудник – кот по кличке Превентив. Пушистый сотрудник отвечает за профилактику преступлений, административных правонарушений и других противоправных действий, сообщает интернет-газета «Дни.ру».

03.03.2016

  • комментироватьВоенную полицию обязали следить за порядком в частях и разыскивать уклонистов

    Президент России Владимир Путин утвердил устав военной полиции Вооруженных Сил РФ. Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, «определяет основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции».

    27.03.2015

  • комментироватьМВД сократит до 100 тыс. сотрудников

    На встрече в Госдуме РФ министр внутренних дел Владимир Колокольцев сегодня встретился с парламентариями от фракции «Единая Россия», где заявил о возможном сокращении личного состава ведомства, сообщают «Ведомости».

    25.03.2015

  • 39 комментариевЧем опасно соседство в кафе с пьяными полицейскими

    Правоохранительные органы разбираются в инциденте на Васильевском острове в Петербурге. Мужчина подъехал к кафе на автомобиле с номерами Ленинградской области и открыл беспорядочную стрельбу. По словам полицейских, убитых и раненых в результате инцидента нет. После этого агрессор оказался в Елизаветинской больнице с обострением болезни почек. В машине были найдены номера и документы на несколько автомобилей, сообщило 21 февраля интернет-издание «47 новостей».

    25.02.2015

  • комментироватьВ Бельгии угрозы со стороны исламистов заставили полицейских удалять свои фото из соцсетей

    Многие бельгийские полицейские стали удалять свои личные данные и фотографии из социальных сетей после того, как там появились призывы группировки «Исламское государство» (ИГ) убивать стражей порядка и членов их семей. Об этом сообщила газета La Dernire Heure.

    Ранее об этом

    Сегодня в здании МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев встретился с финалистами IV ежегодного Всероссийского конкурса «Народный участковый», сообщает пресс-центр МВД России.

    20.11.2014

  • комментироватьВ Омской области в честь участкового полиции установлена памятная доска на его доме

    В районном поселке Любинский на стене дома, где проживает участковый Александр Жаков, установлена памятная доска «Герой нашего времени», сообщает пресс-служба УМВД России по Омской области.

    20.11.2014

  • комментироватьК концу года все участковые в Москве начнут работать онлайн

    Все участковые в Москве до конца 2014г. получат планшеты, с помощью которых смогут общаться с жителями своих районов, в том числе по Skype, сообщил начальник ГУ МВД России по Москве Анатолий Якунин.

    20.11.2014

  • комментироватьУчастковые продавали персональные данные жителей района в похоронное бюро

    Прокурор Новосибирской области Евгений Овчинников утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего инспектора ДПС Дмитрия Корнеева, обвиняемого по ч.3 ст. 291 УК РФ (дача взятки в виде денег лично за незаконные действия в пользу взяткодателя), сообщает прокуратура региона.

    18.11.2014

  • комментироватьПолиция Омска выберет самое задушевное селфи с горожанами

    Полиция Омской области объявила конкурс на лучшую фотографию со своими сотрудниками, сообщает пресс-служба регионального МВД на ведомственной странице в социальной сети «ВКонтакте».

    18.11.2014

  • комментироватьМихаил Павличук: Отчеты перед жителями — хорошая школа для участкового уполномоченного

    Эксперимент по проведению в Москве отчетов участковых уполномоченных полиции во дворах жилых домов на вверенных участках признан успешным и распространен на все районы. Об этом накануне профессионального праздника – Дня Участкового рассказал начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Михаил Павличук, сообщается на официальном сайте полицейского главка.

    17.11.2014

  • комментироватьВ Смоленске поймали банду фальшивомонетчиков

    Покупатели, расплачивавшиеся во время шопинга фальшивыми деньгами, установлены полицией Смоленска, сообщает агентство Readovka.ru со ссылкой на пресс-службу УМВД России по Смоленской области.

    08.11.2014

  • комментироватьДепутаты предлагают создать муниципальную милицию

    В Государственную думу РФ внесен закон о создании муниципальной милиции. В задачи муниципальной милиции будет входить охрана правопорядка на территории отдельных муниципальных образований, сообщает ИА «Политсовет».

    14.10.2014

  • комментироватьПолицейские ОП «Дальний» не признают себя виновными в применении насилия

    По сообщению Казанского правозащитного центра, в Приволжском райсуде Казани закончился допрос всех подсудимых по уголовному делу о пытках в отделе полиции «Дальний», информирует газета «Коммерсантъ»

    30.05.2014

  • комментироватьВ Екатеринбурге полиция провела конкурс на лучшего дядю Степу

    Полиция Екатеринбурга провела конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа», приуроченный к Международному дню защиты детей, сообщает пресс-служба Главного управления МВД России
    по Свердловской области.

    28.05.2014

  • комментироватьВ Омутнинске полицейского судят за избиение инвалида

    Полицейский-пенсионер из Омутнинска обвиняется в избиении инвалида, сообщает городской портал «Свой Кировский».

    27.05.2014

  • 1 комментарийИспанским полицейским пришлось извиняться за излишне эротическое учебное пособие по оказанию первой медицинской помощи

    Испанские полицейские из города Сарагоса были вынуждены публично извиниться перед жителями за демонстрацию видеоролика по оказанию первой медицинской помощи с участием моделей в сексуальном нижнем белье, сообщает периодическое информационное издание «FederalPost».

    27.05.2014

  • комментироватьФинские полицейские компенсировали ущерб ошибочно задержанным демонстрантам

    В Финляндии полиция принесла официальные извинения участникам первомайской демонстрации и компенсировала ущерб, причиненный во время задержания демонстрантов и конфискации у них имущества, сообщает портал «Фонтанка».

    27.05.2014

  • комментироватьУважение к людям – новая обязанность полицейского

    Министерством внутренних дел России подготовлен ряд законодательных поправок, предусматривающих ответственность полицейских за несоблюдение правил этикета при общении с гражданами, сообщает издание «Новые Ведомости».

    27.05.2014

  • комментироватьПолицейские просят разрешить им представляться после, а не до задержания преступника

    Председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России» Антон Цветков сообщил «МК» о том, что организацией подготовлен законопроект, разрешающий полицейскому не представляться в экстренной ситуации.

    07.04.2014

  • комментироватьАмериканская полиция борется не только с преступниками, но и с ожирением

    В США родственники полицейских беспокоятся о том, чтобы они не растолстели. По результатам исследований, американские полицейские менее годны к службе, чем половина населения страны, из-за проблем с лишним весом, сообщает газета METRO.

    www.zakonia.ru

    Новые правила выборов Рады: удар оппозиции по оппозиции?

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Принятие нового закона о выборах депутатов Верховной Рады Украины подтвердило старую истину, что в политике нет вечных друзей, а есть вечные интересы.

    Именно так эксперты комментируют совместное голосование оппозиции и поддерживающего власть большинства за новые правила проведения парламентских выборов, которые состоятся в октябре 2012 года.

    Парламент проголосовал за смешанную систему, по которой половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а половина — в мажоритарных округах. Ранее выборы проводились исключительно по пропорциональной системе.

    Кроме того, барьер для партий увеличен с трех до пяти процентов. Депутаты запретили участие в выборах блокам партий и убрали из избирательного бюллетеня графу «против всех».

    События вечера 17 ноября перечеркнули прежние публичные заявления лидеров оппозиционных сил. Они говорили о пагубности смешанной системы выборов и обещали стоять до последнего, чтобы добиться, по крайней мере, иного соотношения «мажоритарных» и «списочных» депутатов: 75% на 25%, или хотя бы 60% на 40%.

    Они были категорическими противниками повышения процентного барьера, поскольку считали, что это приведет к уничтожению ряда оппозиционных партий и не позволит прийти в парламент новым политикам.

    И, наконец, они были против отстранения от выборов блоков партий. Казалось бы, меньше всех в нем был заинтересован блок Юлии Тимошенко, но фракция «БЮТ-Батькивщина» почти в полном составе проголосовала за такой закон.

    Система против системы

    Собственно, в том, что Украина возвращается к избирательной системе, которая действовала в стране ранее, нет, по мнению многих экспертов, ничего трагического. В любой избирательной системе можно найти десятки преимуществ и столько же — недостатков.

    Многие из бывших депутатов парламента, которые прошли не одну избирательную кампанию, говорят, что смешанная система может считаться оптимальной, поскольку парламент является не только законодательным, но и представительным органом, а избиратели хотят иметь своего конкретного депутата в округе.

    Плюсы есть и в увеличении проходного барьера для партий, поскольку это будет способствовать укреплению нескольких центров политического влияния.

    Для Украины — это пропрезидентская Партия регионов, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Фронт перемен» Арсения Яценюка, а также коммунисты и националисты из «Свободы» Олега Тягныбока. Все они имеют свою электоральную нишу и своих попутчиков, которые могут присоединяться к ним на тех или иных условиях.

    Главная критика оппонентов нового закона была направлена ??на мажоритарную систему, поскольку она, по их мнению, более зависима от административного ресурса.

    Парламентские наблюдатели помнят времена, когда при президенте Леониде Кучме партия власти (Народно-демократическая, которую сейчас мало кто помнит), чей партийный список набрал сравнительно немного голосов, благодаря одномандатникам сформировала крупнейшую парламентскую фракцию, причем часть независимых депутатов вошли в нее под давлением и принуждением.

    «В 1998 году за счет мажоритарных округов удалось сломать тенденцию, когда побеждала оппозиция с разгромным результатом по спискам, — вспоминает в интервью Би-би-си директор центра «Демократические инициативы» социолог Ирина Бекешкина. — Тогда партия власти набрала около 9%. Но большинство было прокучмовское. В 2002 году «партия власти» имела около 18% голосов, но большинство опять за счет мажоритарных округов получилось прокучмовским».

    «Сейчас будет подобная ситуация, — прогнозирует Бекешкина. — Партия регионов наберет, конечно, больше 18%, но все равно за счет только партийного списка не получит большинства, а потому мажоритарные округа ей очень нужны».

    «Нынешний парламент избран по пропорциональной системе. Ну и что с того? Что, разве Виктору Януковичу не удалось сформировать парламентское большинство за счет депутатов из других политических сил, в том числе оппозиционных?» — возражает депутат парламента нескольких созывов Борис Беспалый.

    «Никто не сомневается, что, став президентом, Юлия Тимошенко тоже сформировала бы большинство, и не только за счет своей фракции БЮТ», — сказал бывший парламентарий в интервью Би-би-си.

    Меньше фальсификаций или больше технологий?

    Оппозиционеры, которые голосовали за новый избирательный закон, говорят, что им удалось предусмотреть в нем меры против фальсификации итогов выборов. Правда, ранее представители тех же партий утверждали, что именно смешанная система является наиболее коррупционной.

    Сделан максимум возможного, чтобы выборы в 2012 году прошли демократично и прозрачно, уверяют во фракции «БЮТ-Батькивщина» и в группе «Фронта перемен», голосовавших за закон вместе с большинством.

    «Новый закон о выборах дает возможность оппозиции побеждать на предстоящих выборах. Социологические исследования показывают, что «Батькивщина» на сегодня имеет достаточно высокий уровень доверия как самостоятельная политическая партия», — заявил депутат фракции Блока Тимошенко Сергей Подгорный.

    «Оппозиция оказалась перед ограниченным выбором: или смешанная система с масштабными фальсификациями, как это планировала власть, или закон, который дает шанс обществу на демократические выборы. Мы выбрали второй вариант, хоть и не все наши предложения были учтены», — сказал представитель «Фронта перемен» Николай Мартыненко.

    В Комитете избирателей Украины, организации, много лет следящей за проведением выборов, говорят, что угроза масштабных фальсификаций действительно уменьшилась существенно, но не исчезла окончательно.

    «Появился целый ряд предохранителей. Но все равно закон не спасает от технологий, среди которых, прежде всего, подкуп избирателей», — заявил Би-би-си председатель КИУ Александр Черненко.

    Монополисты на оппозиционном поле

    Часть оппозиции, не входящая в Блок Тимошенко и «Фронт перемен», выразила протест в связи с принятием нового закона о выборах.

    «Принятая смешанная система выборов — это прямая дорога к искажению результатов голосования граждан, к административному давлению властей, к прямому подкупу избирателей в мажоритарных округах, к политической коррупции и торговле депутатскими мандатами в парламенте», — говорится в заявлении «Нашей Украины».

    «Это не компромисс. Это заговор и измена, которая будет очень дорого стоить демократии Украины», — считает депутат от «Нашей Украины» Ирина Геращенко.

    Политолог из «Первой рейтинговой группы» Михаил Басараб считает, что теперь другим оппозиционным силам, таким, как партии бывшего министра обороны Анатолия Гриценко, блоку «Удар» боксера и политика Виталия Кличко и националистической «Свободе» будет значительно труднее попасть в парламент.

    «Сыграло правило экономической монополии. Две крупнейшие политические силы оппозиции, «Батькивщина» Тимошенко и единомышленники Яценюка продемонстрировали, что их устраивает поднятие барьера», — считает эксперт.

    По словам Басараба, теперь «должны начаться вынужденные и болезненные слияния» более мелких оппозиционных партий. «Фактически, растворение в двух популярных партиях на условиях, которые они будут диктовать», — сказал Басараб Би-би-си.

    Впрочем, заявления о победе, звучащие от представителей двух политических сил, которые имеют все шансы стать монополистами на оппозиционном поле, могут оказаться не финальными в истории о правилах игры на выборах.

    Партии регионов ничто не мешает ближе ко дню голосования принять дополнительные поправки, нужные ей.

    Прецеденты изменения избирательного законодательства даже за несколько дней до выборов на Украине уже были.

    Как сказал глава Комитета избирателей Александр Черненко, «кидок как главный элемент украинской политики пока никто не отменял».

    www.bbc.com

  • Смотрите так же:

    • Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях от 14031995 Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) 14 марта 1995 года N 33-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года Особо охраняемые природные территории - участки земли, […]
    • Расчет расходов на ребенка для алиментов в твердой денежной сумме Исковое заявление по взысканию алиментов + Расчет стоимости иска + Решение суда Мировому судье судебного участка № 147 района ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ АЛИМЕНТОВ НА ДЕТЕЙ 05 ноября 2005 года я вступила в брак с Саф Сергеем Александровичем и проживала с ним до 21 сентября 2012 года.Брак зарегистрирован в […]
    • Разрешение по времени шума Разрешение по времени шума Предисловие ВВЕДЕНИЕЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ГЛАВА 1. ПЕРЕНОСЧИКИ ИНФОРМАЦИИ И ПОМЕХИ В РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ §1.2. ПОЛЯ, СИГНАЛЫ, ПОМЕХИ. ПРЕДМЕТ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РТС § 1.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИГНАЛОВ И ПОМЕХ § 1.4. НОРМАЛЬНЫЙ […]
    • Законы про детский сад Отзывы про Детский сад 3, Красносельский район 3.0 41 отзыв 33 место в рейтинге Адрес г. Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого д. 34 кор. 2 Район Красносельский Детский сад, группы раннего возраста Светлана, да лучше позвонить разузнать?? Ляман, у каждой группы свое название??Например у нас 2-3. […]
    • Налог на наследство до 2006 года Налог на наследство для близких родственников Размеры налога на наследство в 2017 году До 2006 года на территории Российской Федерации имущество, полученное в наследство, подлежало налогообложению, однако с января 2006 года конкретный налог на наследство, равно как и дарение, был отменен. Несмотря на это, […]
    • Приказ 59 2006 Приказ 59 2006 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2018. […]
    • Жена имеет право на половину квартиры Имеет ли право бывшая жена на половину квартиры? Здравствуйте.Подскажите,мой нынешний муж в 2006 году купил квартиру,находясь в законном браке со своей бывшей женой.С 2010 года они в разводе,в квартире она не проживает.Средства на покупку квартиры поступили на его личную сберкнижку после того,как был продан участок […]
    • Курский районный промышленный суд Курский районный промышленный суд Уважаемые граждане! ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июня 2010 г. N 229 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОСТУПАЮЩИХ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ), ОРГАНИЗАЦИЙ (ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ), […]