Прокурор обязан принять решение по уголовному делу поступившему к нему

Действия и решения прокурора по уголовному делу поступившему с обвинительным заключением

Действия и решения прокурора. Основания для возвращения уголовного дела прокурором для дополнительного расследования и порядок обжалования этого решения

Структурно уголовное преследование состоит из целенаправленной на обвинение деятельности органов и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную работу, предварительное расследование в форме дознания или предварительного следствия, и прокурора, в том или ином качестве участвующего в уголовном судопроизводстве.

В силу своей неоднозначности применительно к досудебным стадиям уголовного процесса, наиболее интересной в этой системе представляется роль прокурора. В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК она двойственна: во-первых, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства (как и все другие профессиональные представители стороны обвинения) уголовное преследование; во-вторых, в этом же своей качестве он осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную работу, и предварительного расследования в любых формах его осуществления.

Иными словами, прокурор уполномочен одновременно сам осуществлять как уголовное преследование, так и одновременно надзор за его осуществлением другими на то уполномоченными органами и лицами. Очевидно, что и праксеологически, и психологически это весьма сложно (о чем чуть подробнее скажем несколько позже).

В ходе судебного производства по уголовному делу он же, прокурор, продолжая выполнять функцию уголовного преследования, поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК; напомним, что в соответствии с п. 6 ст. 5 УПК обвинение от имени государства по поручению прокурора в определенных в законе случаях может поддерживать дознаватель либо следователь).

По этому поводу высказаны различные мнения. Одни ученые (А.Л. Ривлин, С.А. Альперт и др.) полагают, что государственное обвинение проявляется уже на стадии предварительного расследования в полной мере «с момента привлечения лица в качестве обвиняемого» Ривлин А.Л. Общественное обвинение в суде// Советское гос. и право. — 1960.- № 9.-С.22; Альперт С. А. Обвинение в советском уголовном процессе. Харьков, 1974.. С этой точкой зрения, на наш взгляд, согласиться нельзя. Есть обвинение следственное, а есть обвинение государственное. «В стадии предварительного расследования, — совершенно справедливо пишет по этому поводу B.C. Зеленецкий, — формируется и развивается обвинение следственных органов. Но это обвинение не государственное, поскольку последнее в строгом соответствии с законом осуществляется только прокурором» Зеленецкий B.C. Возбуждение государственного обвинения в советском уголовном процессе. Харьков, 1979. С. 12..

Другие ученые (М.Л. Шифман, В.Н. Шпилев и др.) пришли к выводу, что «прокурор начинает выполнять функции государственного обвинителя только после предания суду» Шифман М.Л. Прокурор в уголовном процессе. М, Изд-во НКЮ, 1948. — С. 43; Шпилев В.Н.Содержание и формы уголовного судопроизводства Минск, 1974. — С. 61.. Вряд ли и с таким подходом к решению поставленной проблемы можно также согласиться. К моменту начала судебного производства государственное обвинение должно быть сформулировано, ибо поддерживать, в принципе, можно лишь уже имеющуюся позицию, тот или иной уже сформулированный тезис, в данном случае тезис обвинительный. Совершенно правы были B.C. Зеленецкий и В.М. Савицкий, когда писали следующее: а) «прокурор становится государственным обвинителем до суда, и лишь сформулировав государственное обвинение в отношении конкретного лица, приходит в судебное заседание для его поддержания» Зеленецкий B.C. Указ. соч. — С. 14.; «если прокурор не сформулировал обвинения и не принял решения (по собственной инициативе или по инициативе суда) поддерживать, обеспечивать его в судебном разбирательстве, то ему нечего делать в суде, так как само судебное разбирательство окажется беспредметным, оно просто не состоится, ибо суду нечего будет разбирать» Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М, Юрид. лит. 1971. — С. 32..

Опуская здесь аргументацию, мы полагаем, что в конечном счете вопрос о возможности и необходимости выдвижения против конкретного лица государственного обвинения решается прокурором по материалам уголовного дела, в котором против этого лица сформулировано следственное обвинение, поступившего к нему с обвинительным заключением или обвинительным актом в порядке ст.ст. 220 и 225 УПК, независимо от ведомства, к которому принадлежит следователь (или дознаватель), это уголовное дело расследовавший (прокуратуры, МВД, ФСБ). Положительное решение этого вопроса выражается в утверждении им этого документа, вручении копии его обвиняемому и направлении затем данного уголовного дела в суд (ст.ст. 221-222, 226 УПК) Баев М.О. О стадии возбуждения государственного обвинения в уголовном процессе// Воронежские криминалистические чтения. Воронеж, 2000. Вып. 1.- С.23.

Можно в этой связи в принципе согласиться с B.C. Зеленецким (с учетом особенностей анализируемого им действующего в то время уголовно-процессуального законодательства), что «в стадии предварительного расследования названная функция реализуется сначала в деятельности следователя по изобличению лица, совершившего преступление, затем приобретает форму следственного обвинения, а после утверждения прокурором обвинительного заключения — форму обвинения государственного» Зеленецкий B.C. Указ. раб.- С. 26..

Этот тезис всецело соответствует Рекомендациям экспертного комитета по роли государственного обвинителя в системе уголовного правосудия Комитета министров стран — участниц Совета Европы от 23.09.1999 г. № PC-PR (99):

1) «Государственные обвинители — это органы государственной власти, которые от имени общества и в его интересах обеспечивают применение права там, где нарушение закона влечет за собой уголовную санкцию, принимая во внимание как права граждан, так и необходимость эффективного действия системы уголовного правосудия.

2) Во всех системах государственные обвинители:

— решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования;

— поддерживают государственное обвинение в судах;

— опротестовывают или поддерживают протест на решения судов.

3) В некоторых системах государственные обвинители также:

— проводят, направляют и осуществляют надзор за следствием;

— выбирают альтернативы в уголовном преследовании;.. .» Ульянов Я.Г. Государственное обвинение в российском уголовном судопроизводстве. М, Норма, 2002. — С. 343..

Таким образом, полномочия прокурора в стадии предварительного расследования преступлений, в сущности, сводятся к одному: не ущемляя самостоятельности следователя, руководить действиями последнего так, чтобы результаты предварительного расследования обеспечиваем ему в дальнейшем возможность законного и обоснованного выдвижения против конкретного лица государственного обвинения Чеботарев М «Прокурор — следователь: революция началась» (интервью с С.Ю. Лапиным, представителем НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ) // Эж-ЮРИСТ.- 2007.- № 26.- С.5- 6..

Эта особенность точно подмечена Т.Ю. Ивановой. «Деятельность прокурора по доказыванию, — пишет она,- обусловлена особой процессуальной целью — обоснованием обвинения, которое прокурор будет затем поддерживать перед судом» Иванова Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Самара, 1999. — С. 6..

Таким образом, вся деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса направлена на обеспечение возможности для него формулирования против конкретного лица государственного обвинения в преступлении, в совершении которого это лицо законно и обоснованно изобличено в результате предварительного расследования. Совершенно правильным в этой связи представляется мнение И.Л. Петрухина: «Прокурор не может претендовать на роль «четвертой» (надзирающей) власти. Он должен быть отнесен к исполнительной власти, а конкретнее

должен быть органом публичных преследований. Именно в этом качестве он должен выступать не только в суде, но и при расследовании преступлений: не надзирать (обвинительная власть не может осуществлять надзор), а преследовать по закону» Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. — 1993. — №7. — С. 82..

Нам представляется, что именно такой подход к определению направления деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса: во-первых, снимет существующую и отмеченную выше в том неопределенность; во-вторых, более четко и без идеологического ханжества определит место прокурора в этих стадиях; в-третьих, явится еще одним доводом в пользу создания единого следственного аппарата, «работающего на прокурора», обеспечивающего прокурору выполнение его основной функции — государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве на любых стадиях последнего.

При поступлении к прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 УПК уголовного дела с обвинительным заключением возникают трудности, связанные с нерегламентацией в законе ряда положений.

Так, ч. 1 ст. 221 УПК обязывает прокурора в течение 10 суток принять по делу соответствующее решение. Полагаю, что прокурору этого времени явно недостаточно для полного и всестороннего изучения материалов уголовного дела.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений УПК РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан», прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу. Если к моменту направления дела в суд этот срок истекает или он оказывается недостаточным для того, чтобы судья в стадии подготовки к судебному заседанию мог принять указанное выше решение, прокурор в соответствии со ст. ст. 108 и 109 УПК прокурор отменяет меру пресечения Колосова И. Принятие прокурором решения по уголовному делу с обвинительным заключением// Законность.- 2007.- № 6.- С.37..

Законодатель не уточняет, надо ли прокурору утверждать само обвинительное заключение или достаточно лишь подписать указанное выше постановление. По этому вопросу единого подхода на практике не сложилось. Думается, что кроме подписания постановления необходимо утверждать обвинительное заключение, поскольку ч. 1 ст. 221 УПК предусматривает только следующие решения, которые прокурор принимает при поступлении к нему дела: утверждает обвинительное заключение; возвращает дело следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения; направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду Шуваткин А.В. Указ. раб. — С.100..

Представляется целесообразным на уровне закона закрепить положение о направлении прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 УПК уголовных дел, по которым в отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в срок не менее чем за 25 суток до истечения процессуальных сроков. В течение этого срока прокурор всесторонне, полно и объективно изучит материалы уголовного дела, утвердит обвинительное заключение, вручит его копии обвиняемым (защитникам) и в целях обеспечения конституционных прав обвиняемых направит дело в суд в порядке ст. 222 УПК за 14 суток до истечения процессуальных сроков.

На практике возникают также сложности при исполнении требования ч. 2 ст. 222 УПК о вручении прокурором обвиняемому копии обвинительного заключения с приложениями, а также защитнику и потерпевшему при наличии их ходатайства об этом. Но законодатель не определил процедуру вручения данных процессуальных документов обвиняемым и ее соотношение с правом, а не обязанностью указанных лиц получать эти документы. Нормами УПК не установлен срок, в течение которого прокурор обязан вручить копию обвинительного заключения обвиняемому.

Отказ от явки или отсутствие обвиняемого, которому избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, по месту жительства, указанному в обвинительном заключении, препятствует реальному и своевременному выполнению данного требования. Каких-либо процессуальных мер по обеспечению этого действия в УПК, в том числе изменения меры пресечения обвиняемому либо иной ответственности, не предусмотрено.

На практике встречаются факты категорического отказа обвиняемых от получения копии обвинительного заключения. А между тем невручение копии обвинительного заключения обвиняемому в случае направления уголовного дела в суд влечет в соответствии со ст. 237 УПК возвращение уголовного дела прокурору. Положения ч. 4 ст. 222 УПК о направлении в суд уголовных дел с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемым, на практике не всегда действуют, поскольку в ряде случаев суды принимают решение о возвращении дела прокурору.

Как способ разрешения проблемы представляется целесообразным внести изменения в УПК в части предоставления возможности прокурору либо вручения копии обвинительного заключения обвиняемому и иным участникам процесса на стадии подготовительной части судебного заседания, либо направления почтовой связью с обязательным приложением к уголовному делу доказательств отправки копии обвинительного заключения (квитанции).

Как известно, новое уголовно-процессуальное законодательство упразднило ранее существовавший институт направления судом уголовных дел для производства дополнительного расследования. Однако судебная практика подтвердила целесообразность восстановления этого института, в частности, в случаях необходимости исследования иных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (например, при необходимости перепредъявления обвинения и др.) Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 года //Гражданин и право.- 2007.- № 11.- С.45..

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

В УПК РФ в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ расширен институт процессуальной самостоятельности следователя и руководителя следственного органа. В частности, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь вправе не исполнять их, представив свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Рассмотрев письменные возражения следователя по существу, прокурор вправе не согласиться с ними и, руководствуясь ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а также п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, принять новое решение по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Принятие такого решения является самостоятельной формой осуществления надзорной деятельности прокурора.

В соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ прокурор, в случае получения им возражений на его требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, от следователя или руководителя следственного органа, направляет новое мотивированное требование об устранении нарушений федерального законодательства при расследовании уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. В случае получения возражений на требование прокурора и данного руководителя следственного органа прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), в зависимости от ведомственной принадлежности следственного органа, поддержавшего возражения на требование прокурора. При выраженном несогласии соответствующего руководителя федерального следственного органа прокурор вправе обратиться по существу сложившейся ситуации с информацией к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

studbooks.net

Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток (а в случае сложности или большого объема уголовного дела — в течение 30 суток) принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями:

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Прокурор вправе и обязан утвердить обвинительное заключение, если придет к убеждению, что вина обвиняемого полностью доказана, доводы обвиняемого в свою защиту надлежащим образом проверены и опровергнуты материалами уголовного дела и что следователь успешно справился с задачами предварительного следствия и создал в уголовном деле надежную доказательственную базу. Утверждение прокурором обвинительного заключения ни в коей степени не предрешает итоговое решение по уголовному делу о виновности или невиновности, являющееся прерогативой суда.

Обвинительное заключение, не утвержденное прокурором, не имеет юридической силы. Поступление в суд уголовного дела с обвинительным заключением, не утвержденным прокурором, не может порождать правовых последствий в виде принятия судьей решения о назначении по данному делу судебного заседания и влечет возвращение дела прокурору согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК.

Кроме того, в соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» существенными нарушениями уголовно-процессуального закона при составлении обвинительного заключения являются случаи, когда: обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение не подписано следователем; обвинительное заключение не согласовано с руководителем следственного органа либо не утверждено прокурором; в обвинительном заключении отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.

С 2007 г. ни составить новое обвинительное заключение, ни прекратить уголовное дело или уголовное преследование, ни изменить объем и квалификацию обвинения, ни применить, отменить или изменить меру пресечения прокурор, утверждая обвинительное заключение, не вправе. Однако если прокурор установит, что следователь нарушил требование о предоставлении обвиняемому, содержащемуся под стражей, материалов уголовного дела для ознакомления не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

При утверждении обвинительного заключения прокурор обязан проверить, не истекает ли срок домашнего ареста или содержания под стражей к моменту направления уголовного дела в суд и достаточен ли он для того, чтобы судья мог принять решение о дальнейшем применении этой меры в ходе судебного производства по уголовному делу. При недостаточности данного срока прокурор не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей должен возбудить перед судом соответствующее ходатайство. При этом срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен судом до 30 суток.

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (ч. 4 ст. 221 УПК).

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей.

Одновременно прокурор вручает копию обвинительного заключения с приложениями обвиняемому, а также, если они об этом ходатайствуют, защитнику и потерпевшему. В случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.

studme.org

Прокурор обязан принять решение по уголовному делу поступившему к нему

Формы взаимодействия со СМИ отражают содержание информации, пути, порядок и процедуры ее поиска, получения, производства и распространения Методы взаимодействия со СМИ представляют собой правовые и организационные средства и способы осуществления указанной деятельности. Выработка оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской деятельности органов прокуратуры способствует обеспечению эффективного решения задач по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов во всех сферах жизни государства и общества, защите прав и свобод человека и гражданина. Основными формами взаимодействия органов прокуратуры со СМИ являются: ответы на журналистские запросы; распространение пресс-релизов; размещение информации в СМИ; совместная подготовка органами прокуратуры и СМИ материалов, освещающих работу прокуроров по укреплению законности и правопорядка; организация интервью сотрудников и руководителей органов прокуратуры в печати, на радио и телевидении; выступления сотрудников прокуратуры в телевизионных и радиопрограммах; пресс-конференции и брифинги для представителей СМИ; участие работников прокуратуры в освещаемых СМИ круглых столах; приглашение журналистов на заседания координационных совещаний, коллегии; личные встречи сотрудников и руководителей органов прокуратуры с корреспондентами периодических изданий, журналистами телевизионных каналов и радио. 1. ^ Ответы на журналистские запросы. В соответствии с Законом о СМИ редакции вправе запрашивать в устной и письменной формах информацию о деятельности государственных органов и их должностных лиц, а руководители этих органов в пределах своей компетенции обязаны предоставлять такую информацию (ст. 39). При этом Закон о СМИ не обязывает редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения этой информации. В предоставлении информации может быть отказано, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, о чем представитель редакции должен быть уведомлен в трехдневный срок со дня получения письменного запроса, с указанием причин, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну. Когда требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, представитель редакции должен быть уведомлен об этом в трехдневный срок со дня получения письменного запроса с указанием причин отсрочки. Аналогичные нормы содержатся и в Законе о доступе к информации (ст. 18 – 20). Целесообразно напомнить, что и обращения редакций в устной форме нельзя оставлять без внимания, немотивированно отказывая в предоставлении интересующих сведений. При этом сотрудникам прокуратуры, отвечающим на вопросы представителей СМИ по телефону или непосредственно, необходимо учитывать возможность неверного, а порой и тенденциозного толкования журналистами их слов, внимательно следить за своей речью, отвечать корректно, юридически грамотно и не допускать неоднозначных формулировок либо предположений. Необходимо иметь в виду, что с целью получения более полной информации, особенно в ситуации, вызвавшей большой общественный резонанс, журналист может применять провоцирующие приемы. Если на момент разговора сотрудник, осуществляющий взаимодействие с представителем СМИ, не имеет полного и согласованного с руководством органа прокуратуры ответа на заданный вопрос, желательно вежливо предложить журналисту обратиться через некоторое время и собрать нужную информацию. Полезно, не ограничиваясь телефонным разговором, провести личную встречу с корреспондентом, попросить предварительно прислать заявку на интересующую информацию. Такой документ может быть выслан по факсимильной связи, но обязательно на бланке редакции СМИ и с подписью главного редактора. Тем самым будет обеспечена возможность убедиться, что прокурорский работник действительно имеет дело с журналистом, а главный редактор СМИ осведомлен о готовящейся публикации. Сотрудник, осуществляющий взаимодействие со СМИ, несет ответственность за предоставляемую информацию, в том числе в неформальной обстановке, так как она в итоге будет рассматриваться журналистом как компетентная и официальная. Поэтому при работе с журналистами необходимо помнить об установленных законом ограничениях и не предавать огласке информацию ограниченного пользования, даже с комментарием «не для печати». Впоследствии такие сведения могут стать основанием для привлечения к ответственности за клевету, оскорбление и нарушение неприкосновенности частной жизни, возмещения морального ущерба в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим при подготовке материалов по расследуемым уголовным делам до вступления в законную силу судебного решения, в частности, следует избегать указания подлинных имен и фамилий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, точных атрибутов фирм, которые уличаются в противоправной деятельности. Анонимность должна быть такой, чтобы изложение нельзя было соотнести с конкретным гражданином или фирмой. Запросы о предоставлении информации могут поступать и от иностранных СМИ. Так, прокуратурой Сахалинской области в связи выявлением правонарушений японских рыбаков, включая незаконное пересечение Государственной границы РФ и браконьерство в территориальных водах России, налажено взаимодействие со СМИ: телекомпанией «NHK» и газетой «Хоккайдо Симбун». Предоставление компетентных и аргументированных ответов на запросы иностранных СМИ способствует правильному пониманию действий российских правоохранительных органов, устранению конфликтных ситуаций, повышению престижа органов прокуратуры Российской Федерации. 2. ^ Распространение пресс-релизов. Пресс-релиз – это краткое сообщение о событии (например, результатах прокурорской проверки), предстоящем мероприятии (пресс-конференции, брифинге и т.п.) либо его итогах. Такая форма предоставления информации имеет широкое распространение при взаимодействии органов прокуратуры со СМИ. Например, пресс-службой прокуратуры Республики Татарстан единовременно направляется информация 156 адресатам, среди которых информационные агентства, радиостанции, телекомпании и печатные издания, представляющие федеральные, республиканские и СМИ других регионов. Вместе с тем при подготовке пресс-релизов необходимо помнить о ряде предъявляемых к ним требований. Пресс-релиз должен иметь заголовок, отражающий его тему. Текст подобных документов следует излагать лаконично, с отражением основных сторон освещаемой проблемы либо события. Желательно, чтобы объем пресс-релиза не превышал одной страницы. Кроме того, целесообразно указать в нем контактные телефоны пресс-службы либо соответствующих сотрудников органа прокуратуры для получения журналистами дополнительной информации. Пресс-релиз оформляется в соответствии с требованиями стандартов делопроизводства, лучше на бланке органа прокуратуры с указанием даты отправки. Недопустимо небрежное оформление текста и грамматические ошибки. Учитывая необходимость оперативного поступления пресс-релиза, следует направлять его в СМИ по электронной почте либо факсимильной связью и одновременно размещать на интернет-сайте органа прокуратуры. Распространяя пресс-релизы, нужно принимать во внимание время выхода в эфир новостных программ радиовещания и телевидения, а для печатных изданий – время подписания номера в печать. Сотрудники, осуществляющие взаимодействие со СМИ, должны отслеживать, каким образом использованы подготовленные ими пресс-релизы. Для эффективного освещения деятельности органов прокуратуры большее значение имеет не количество направленных пресс-релизов, а подготовка и опубликование СМИ материалов на их основе. 3. ^ Размещение информации в СМИ. В приказе Генерального прокурора РФ № 341 на органы прокуратуры возложено систематическое информирование граждан через официальные интернет-представительства, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка, оперативное сообщение в СМИ о направлении в суд и вынесении решений по уголовным делам, вызвавшим повышенный общественный интерес, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законов, возмещении при участии прокуратуры ущерба, причиненного государственным и частным интересам. Информация может направляться в СМИ в форме специально подготовленных материалов, а также докладов и информационных записок. При этом передаваемая информация должна быть выверенной, объективной и не содержать сведений конфиденциального характера. Как показало анкетирование, в течение года информацию для СМИ готовили 86,2% опрошенных сотрудников прокуратуры. В большинстве случаев инициаторами подготовки материалов выступают органы прокуратуры. Освещение в СМИ мер прокурорского реагирования, принятых по нарушениям законов, и компетентный, аргументированный комментарий прокуроров положительно отражаются на имидже прокуратуры. В то же время наряду с простым информированием необходимо предпринимать попытки изменить отношение людей к своему правовому поведению, оказать воздействие на эмоциональные компоненты правовых представлений, сломать негативные стереотипы и психологические барьеры 1 . Например, прокуратурой города Москвы в 2009 г. направлено в СМИ почти 1,5 тыс. официальных сообщений, в том числе о наиболее значимых проверках по актуальным направлениям прокурорского надзора (реализации национальных проектов, исполнения законодательства о противодействии коррупции, трудового, земельного, жилищного законодательства, защиты прав юридических лиц при проведении проверок контролирующими органами), о правах и обязанностях граждан; борьбе с преступностью, об охране природы и о результатах рассмотрения уголовных дел. Большой общественный интерес вызвали информации: о нарушениях пенсионного законодательства и защите прав инвалидов, выявленных в ходе проверки отделений Пенсионного фонда РФ по городу Москве и Московской области; о проверках соблюдения трудового законодательства на предприятиях столицы, результатом которых явилось погашение задолженности по заработной плате более чем на 6 млн. руб.; о результатах проверок соблюдения законодательства о розничных ценах на лекарства в аптеках города; соблюдения пожарной безопасности в учреждениях массового пребывания людей. При подготовке материалов для печатных СМИ умелая подача общественно значимой информации, придание ей определенной эмоциональной окраски может значительно усилить воздействие на аудиторию, способствовать формированию правовой культуры населения, осознанного соблюдения законов гражданами и профилактики правонарушений. В материалах, предоставляемых в СМИ, необходимо объективно освещать негативные явления и их причины, показывать принимаемые органами прокуратуры реальные меры по их устранению, не допускать голословных утверждений либо неуместной сенсационности. Сведения по уголовным делам о преступлениях, вызвавших значительный общественный резонанс, следует предоставлять в соответствии с требованиями УПК РФ, отражая особенности прокурорского надзора. Допустимы сообщения о проверке законности решения о возбуждении уголовного дела либо реализации прокурорской проверки, об отмене решения следственных органов или, при наличии журналистских запросов, иной информации, являющейся общедоступной. При утверждении обвинительного заключения может быть сообщено о направлении уголовного дела в суд, а затем – о постановленном судом приговоре. Могут представлять большой интерес и способствовать повышению авторитета прокуратуры материалы об оказанной помощи конкретным гражданам, например, о принятых прокурором мерах по восстановлению прав ветеранов Великой Отечественной войны на получение жилья, выплате задолженности по заработной плате, для получения «материнского капитала» и т.п. Следует с положительной стороны отметить опыт прокуратуры Рязанской области, сотрудниками которой налажено взаимодействие с агентством «ИТАР-ТАСС», благодаря чему наиболее актуальные материалы о работе прокуратуры оперативно направляются подписчикам этого агентства практически во все регионы Российской Федерации. Работники большинства прокуратур систематически пишут статьи для постоянных рубрик в СМИ по правовой тематике, в которых они также дают консультации и отвечают на вопросы граждан. Одновременно нужно систематически готовить материалы, направленные на формирование положительного общественного мнения о деятельности сотрудников органов прокуратуры. Целесообразно использовать для этого формы очерка, зарисовки, эссе, информационного или аналитического выступления. При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 указывается, что если сотрудник прокуратуры сам является автором материала, то адресованное непосредственно редакции, главному редактору СМИ требование предварительно согласовывать указанные материалы с автором нельзя считать цензурой, поскольку такое требование является формой реализации права автора на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений, предусмотренного ст. 1266 ГК РФ. Материалы, направляемые в СМИ, должны быть завизированы руководителем органа прокуратуры, иметь исходящий номер и дату отправки. Копии таких документов следует хранить в соответствующем наблюдательном производстве. 4. Совместная подготовка органами прокуратуры и СМИ материалов, освещающих работу прокуроров по укреплению законности и правопорядка. Такая форма взаимодействия предоставляет дополнительные возможности для развития деловых отношений с журналистами, позволяя подготовить качественные материалы. Например, сотрудниками отдела взаимодействия со средствами массовой информации и правового обеспечения прокуратуры города Москвы оказывается практическая помощь в написании материалов по наиболее актуальным уголовным делам, проверкам и другим темам журналистам «Российской газеты», «Вечерней Москвы», «Известий», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» и других изданий. Работая с корреспондентом, следует обеспечить его исчерпывающей информацией, необходимой для подготовки материала. Журналисту надо помогать, невзирая на то, известный он или начинающий. Желательно договориться с журналистом об ознакомлении с подготовленным им материалом до того, как тот будет опубликован, с целью проверки правильности изложения полученных от органа прокуратуры сведений. Вместе с тем нельзя править текст, излагающий мнение журналиста либо других упоминаемых в материале лиц, так как этим нарушается свобода слова. Недопустимо также принуждать журналиста к опубликованию материала определенной направленности: согласно Закону о СМИ он вправе излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях, распространяемых за его подписью. Положительно зарекомендовала себя практика совместного со СМИ ведения постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио, ориентированных на различные социальные и возрастные группы, предназначенных для формирования правосознания граждан. Так, в рубрике «Прокурор разъясняет» газеты «Вечерняя Москва» на заданные через редакцию вопросы читателей отвечают прокурор, начальники управлений и отделов прокуратуры города Москвы. По инициативе прокуроров в окружных и районных газетах открыты аналогичные рубрики. Помимо этого, сотрудники прокуратуры города Москвы во взаимодействии с редакцией журнала «Российский штандарт» подготовили специальный номер этого издания о работе прокуратуры столицы, ее роли в жизни города и москвичей. Прокуратура Рязанской области совместно с Комитетом по делам молодежи администрации области на базе областной газеты «Молодежная среда» издает совместные специальные выпуски «Молодежь и право», в которых отражается деятельность прокуроров по надзору за исполнением федерального законодательства о несовершеннолетних и защите прав молодежи. Тираж этого издания составляет 4 тыс. экземпляров, оно поступает в школы, институты, университеты, военные и другие образовательные учреждения области. 5. Организация интервью сотрудников и руководителей органов прокуратуры в печати, на радио и телевидении. Интервью представляет собой изложение или высказывание мнения о событиях в форме ответов интервьюируемого лица на предлагаемые журналистом вопросы. Интерес к интервью зависит от компетентности и осведомленности интервьюируемого, его личной привлекательности для общественности. Интервью может быть разных видов: интервью-монолог – подробный ответ интервьюируемого человека на вопрос журналиста; интервью-диалог – беседа в вопросах и ответах; коллективное интервью – изложение мнений нескольких интервьюируемых; интервью-зарисовка – когда журналист не только задает вопросы, но и сам высказывает мнение по обсуждаемой теме, рассказывает об атмосфере беседы, приводит дополнительные сведения о собеседнике, делает исторические отступления. Наиболее эффективны интервью по заранее подготовленным вопросам, так как они позволяют составить более полные, взвешенные и аргументированные ответы. В связи с тем, что в интервью излагается мнение конкретного лица, необходимо предложить журналисту ознакомить его с подготовленным материалом, чтобы убедиться, насколько точно переданы слова интервьюированного. Согласование текста интервью касается не журналистских оценок, а именно фактической точности приводимых сведений и высказываний. Указанная форма взаимодействия широко используется во многих регионах. Интервью сотрудников прокуратуры затрагивают различные темы: деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов, события, вызвавшие повышенный общественный интерес, результаты расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Опубликованные в СМИ интервью с сотрудниками прокуратуры Республики Марий Эл посвящены реализации Национального плана противодействия коррупции, состоянию законности в сфере защиты социальных прав граждан, исполнению законодательства об охране прав детей и молодежи, ограничению пребывания детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах без родителей. Следует отметить, что развернутые интервью положительно сказываются как на авторитете руководителей, так и органа прокуратуры в целом. В таких выступлениях можно не только рассказать о результатах работы прокуратуры, но и об определенных проблемах и намеченных способах их решения, о нестандартных ситуациях, с которыми сталкиваются прокурорские работники, и об их высоком профессионализме, благодаря которому эти ситуации благополучно разрешаются. 6. Выступления сотрудников прокуратуры в телевизионных и радиопрограммах. Радио и телевидение в настоящее время имеют очень широкую аудиторию, что определяет потребность в их активном использовании органами прокуратуры для оперативного информирования граждан о состоянии законности, формирования общественного мнения о правозащитной роли прокуратуры. В ходе анкетирования активное взаимодействие органов прокуратуры с радиовещательными компаниями отметили 49% опрошенных сотрудников, с телевизионными – 63%. В Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации отмечается, что в выступлениях в СМИ должно быть отведено надлежащее место правозащитной деятельности органов прокуратуры, что нельзя ограничиваться информацией или комментариями по поводу резонансных дел. Руководители и сотрудники органов прокуратуры должны осуществлять правовую пропаганду, выступать с разъяснениями целей прокуратуры, особенностей работы прокуроров, ее достоинств, роли в выполнении социальных, экономических и иных задач. Например, по телевидению Республики Марий Эл освещались материалы о принятии присяги молодыми прокурорскими работниками, об улучшении условий труда сотрудников органов прокуратуры, о ветеранах прокуратуры. Инициаторами выступлений могут быть как прокурорские работники, так и представители СМИ. Более развернутые и аргументированные сообщения целесообразнее проводить в рамках тематических передач. Такое сотрудничество со СМИ налажено в прокуратурах многих регионов. Например, в радиоэфире ГТРК «Регион-Тюмень» еженедельно выходит программа, постоянным соведущим и автором которой является начальник отдела прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства. Следует отметить, что другой соавтор программы – журналист ГТРК Л.А. Губанова признана Генеральной прокуратурой РФ одним из победителей Всероссийского конкурса на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры. Прокуратурой Воронежской области осуществляется совместный проект с телеканалом «РЕН ТВ-Воронеж», в эфире которого выходит еженедельная программа «Закон и правопорядок» о деятельности областной прокуратуры. Руководители прокуратуры Московской области систематически принимают участие в программе «Область доверия» телеканала «Подмосковье», длящейся 45 минут в прямом эфире и транслирующейся одновременно по областному радио. На радио «Сахалин» раз в квартал прокурор области в прямом эфире выступает в программе «Гость студии», информируя граждан о результатах надзорной деятельности органов прокуратуры. Компании ГРТК и АСТВ в эфире радио «105,5», «Авторадио» и радио «Сахалин» ежедневно сообщают новости из прокуратуры области. Наряду с этим областной прокуратурой налажены деловые связи с радио «Маяк». Сотрудники прокуратур административных округов Москвы регулярно принимают участие в тематических передачах кабельных телеканалов, информируя жителей о работе прокуратуры по противодействию коррупции, борьбе с наркоманией, предупреждению, пресечению и расследованию экономических преступлений, защите трудовых прав, профилактике преступлений экстремистского и террористического характера. Не теряет своей актуальности и сотрудничество с радиовещательными компаниями. Например, прокуратурой Оренбургской области организовано взаимодействие с пользующейся популярностью у населения радиостанцией «Шансон в Оренбурге», в новостных блоках которой выходили информации об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства, преступления экстремистской направленности. Подготовлены также программы «Перспектива» на темы: «Религиозные организации в Оренбургской области», «Экстремисты. Кто они такие». С положительной стороны необходимо отметить рассматриваемую работу прокуратуры Рязанской области, оборудовавшей в телецентре телекомпании «Ока» специальную студию для проведения пресс-конференций, на которых руководители прокуратуры систематически отвечают на вопросы журналистов. Кроме того, налажена постоянная связь между областной прокуратурой и радио. Любой сотрудник районной прокуратуры может передать для записи на радио подготовленную им информацию по телефону (порядок согласования передаваемой информации с руководством органа прокуратуры предусматривается организационно-распорядительными документами), то есть прокуроры всех районов области могут оперативно выступать по радио. При подготовке таких информационных сообщений следует использовать более лаконичные формулировки, чем для печатных публикаций, не допуская аббревиатур и сокращений, которые будут непонятны слушателям. Уверенные тон речи и интонация, разумное сочетание компетентности и эмоций обращают на себя внимание и повышают доверие к сообщаемой информации. В то же время волнение, растерянность, многословность нарушают впечатление от выступления. Так как вопросы, задаваемые в ходе передач, могут быть разноплановыми, а порой и противоречивыми, большое значение имеет профессионализм и компетентность сотрудников, принимающих в них участие. Желательно при подготовке к эфиру продумать возможные вопросы, относящиеся к теме передачи, и аргументированные, основанные на законодательстве ответы на них. В ходе подготовки к телепередаче нельзя забывать о внешнем виде участвующего в ней прокурорского работника. Оправдано в подобных ситуациях ношение форменной одежды, которая усиливает восприятие аудиторией выступающего как официального представителя прокуратуры, подсознательно придает больший вес высказываемым им мнениям. 7. Пресс-конференции и брифинги для представителей СМИ. Пресс-конференция включает сообщение информации и ответы на связанные с ней вопросы присутствующих представителей СМИ. Брифинг, как правило, ограничивается изложением сведений о событии и его обстоятельствах. Как показало анкетирование, пресс-конференции для СМИ регулярно проводятся более чем в половине органов прокуратуры, в основном в прокуратурах субъектов Российской Федерации: 26% опрошенных отметили, что пресс-конференции проводятся ежеквартально, 13,8% – раз в полугодие, 6,2% – раз в год. Пресс-конференции и брифинги следует планировать заранее, так как организация их связана со значительной работой. Дата проведения указанных мероприятий не должна совпадать с иным важным событием в стране или регионе, что может в значительной мере снизить интерес СМИ к их освещению. В сообщении о пресс-конференции или брифинге следует указать тему, которая будет освещена, наиболее важные положения, по возможности, основных докладчиков, место и время проведения, контактные телефоны для аккредитации журналистов и ее сроки. При этом нужно иметь в виду, что представители СМИ могут заявить просьбу об аккредитации непосредственно перед мероприятием. Сообщение должно содержать информацию, которая заинтересует журналистов, освещающих определенное событие. Информацию о пресс-конференции или брифинге целесообразно направлять в СМИ и разместить на официальном сайте органа прокуратуры примерно за неделю до запланированной даты, чтобы дать возможность журналистам принять решение об участии, подготовить вопросы по обсуждаемой теме. Одновременно с рассылкой сообщений о проведении пресс-конференции (брифинга) допустимо лично уведомить о них представителей СМИ, с которыми сложились конструктивные отношения. Подготовка рассматриваемых мероприятий включает также организацию: пропуска журналистов в помещение, где они проводятся; работы гардероба; наличия в зале достаточного количества мест; регистрации прибывших представителей СМИ и обеспечения их информационными материалами по обсуждаемой теме; обеспечения зала микрофонами и другой аппаратурой. Журналистов должен встречать сотрудник прокуратуры, проводящий пресс-конференцию или брифинг. Обеспечивающие мероприятие прокурорские работники должны быть в форменной одежде и иметь бейджики с указанием должности, имени, отчества и фамилии, чтобы корреспонденты могли к ним обратиться. При подготовке мероприятия следует учитывать, что корреспондентам и операторам телеканалов необходимо определенное время для установки и настройки аппаратуры, в связи с чем их допуск в помещение должен быть обеспечен не менее чем за полтора часа до начала пресс-конференции (брифинга). Перед участниками устанавливаются таблички с указанием их фамилий, причем шрифт должен быть достаточно крупным. При открытии пресс-конференции (брифинга) следует представить журналистам его участников 1 . Необходимо помнить, что плохая организация мероприятия способна создать напряженную обстановку во время его проведения и в итоге крайне негативно отразиться на его освещении в СМИ. Не позднее суток до дня проведения мероприятия на основе материалов, представленных структурным подразделением органа прокуратуры, к компетенции которого относится подлежащий рассмотрению вопрос, должен быть подготовлен и согласован с руководством пресс-релиз для журналистов, содержащий информацию по освещаемой теме. Текст этого документа размножают с учетом количества журналистов, которые примут участие в пресс-конференции или брифинге, и раздают им перед началом мероприятия. При подготовке пресс-конференции (брифинга) следует разработать ее регламент и продумать вопросы, которые могут задать представители СМИ, а также концепцию ответов на них. Этому может способствовать предварительное общение с аккредитованными журналистами. Оптимальным представляется продолжительность основного сообщения 10 – 15 мин., что дает возможность в целом осветить рассматриваемый вопрос и удерживать внимание участников. Эффект пресс-конференции и брифинга во многом зависит от ораторских способностей выступающих и имеющегося у них опыта участия в подобных мероприятиях. В связи с этим целесообразно поручить огласить основную информацию и отвечать на вопросы журналистов наиболее подготовленным прокурорским работникам. По возможности пресс-конференцию следует заканчивать, когда все участники получили ответы на интересующие вопросы. Не стоит игнорировать нежелательные для организаторов мероприятия вопросы. На них целесообразно дать корректный ответ либо, сославшись на необходимость получения более полной и точной информации, незамедлительно поручить подготовку его пресс-службе. Однако время пресс-конференции может быть и строго ограничено. На пресс-конференции представитель каждого СМИ может задать интересующие именно его вопросы, в связи с чем публикуемые материалы становятся более разнообразными. Помимо этого, представителям СМИ, которые не искажают точку зрения органа прокуратуры, можно предоставить дополнительную информацию и возможность задать вопросы индивидуально по окончании пресс-конференции, заинтересовав их таким образом в подготовке более полного и развернутого материала. По окончании пресс-конференции (брифинга) необходимо проконтролировать, какие материалы будут опубликованы в СМИ по ее результатам, так как широкое освещение рассматриваемого вопроса является целью мероприятия. Если при воспроизведении выступлений, сообщений, материалов и их фрагментов в средстве массовой информации были внесены какие-либо изменения или даны комментарии, искажающие смысл высказываний, то редакция, главный редактор, журналист несут ответственность на основании п. 4 и 6 ч. 1 ст. 57 Закона о СМИ 1 . Пресс-конференции и брифинги широко распространены в субъектах Российской Федерации. Например, прокуратурой Магаданской области в 2009 г. проведены брифинги: «Полномочия прокурора по реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; «Правомерность взимания ОАО «Магадан-электросеть» платы с населения за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоквартирных домов». В брифингах участвовали представители Центра занятости населения по г. Магадану, Департамента САТЭК мэрии Магадана, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», общественных организаций. Были рассмотрены и проблемы защиты правинвалидов, включая сферы трудовых отношений и социального обслуживания. 8. Участие работников прокуратуры в освещаемых СМИ круглых столах. Заседания круглых столов посвящаются наиболее значимым общественным проблемам, требующим совместного поиска путей их разрешения. Они проводятся различными органами власти, научными организациями, институтами гражданского общества, а также органами прокуратуры, например, в рамках координационной деятельности. Обычно СМИ проявляют живой интерес к подобным мероприятиям, а порой организуют их сами. Указанное мероприятие предполагает публичное обсуждение определенных вопросов, обмен мнениями между его участниками в рамках общей темы. Особенностью круглого стола является равенство участников и свобода высказывания своего мнения 1 . Продуманные, аргументированные выступления представителей органов прокуратуры на круглых столах, надлежащее освещение их СМИ в значительной степени способствуют укреплению авторитета прокуратуры, внушают уважение к ее правозащитной деятельности. 9. Приглашение журналистов на заседания координационных совещаний, на коллегии. Освещение в СМИ совещаний и коллегий, на которых обсуждаются наиболее значимые для граждан проблемы, позволяет обратить внимание общественности на определенные вопросы, показать, что прокуратура принимает меры для их решения. Например, совместное совещание при Генеральном прокуроре РФ и полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, посвященное взаимодействию органов прокуратуры и иных органов власти в сфере соблюдения трудового законодательства, включая оплату труда, освещали свыше 20 различных СМИ. В ходе анкетирования прокуроров 58,5% их них отметили, что представителей СМИ приглашают на мероприятия, проводимые в органах прокуратуры, где они работают. При этом 15,4% опрошенных указали, что представителей СМИ приглашают на итоговые коллегии, 13,8% – на оперативные совещания, 9% – на координационные совещания. В Орловской области все отчетные заседания коллегий органов прокуратуры и заседания координационного совещания руководителей правоохранительных органов, возглавляемые прокурором Орловской области, проводятся с участием представителей СМИ: телерадиокомпаний ГТРК «Орел», ТРК «Истоки», «Первый городской», региональных печатных изданий. Им предоставляется необходимая информация по повестке заседаний и результатам рассмотрения вопросов. Широко освещается в СМИ работа межведомственных совещаний, проводимых Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием прокуроров субъектов Российской Федерации, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и природоохранных органов субъектов Российской Федерации. По результатам совещаний Волжский межрегиональный природоохранный прокурор дает интервью журналистам. 10. Личные встречи сотрудников и руководителей органов прокуратуры с корреспондентами периодических изданий, журналистами телевизионных каналов и радио. Такие встречи способствуют улучшению взаимопонимания между сотрудниками прокуратуры и СМИ, выработке единых подходов к освещению проблем, представляющих взаимный интерес. Для повышения эффективности подобных мероприятий в ходе их подготовки целесообразно провести анализ взаимодействия прокуратуры со СМИ, выявить положительный опыт взаимодействия и имеющиеся проблемы, чтобы в личной беседе постараться найти взаимоприемлемые пути их разрешения. Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что каждая форма взаимодействия со СМИ по-своему продуктивна, способствует повышению авторитета прокуратуры и зачастую позволяет предотвратить нарушения законов, восстановить нарушенные права граждан, выявить наиболее значимые социальные проблемы. В целях совершенствования взаимодействия со СМИ целесообразно активно использовать зарекомендовавшие себя на практике и новые, появившиеся в последние годы формы такой деятельности. Так, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга практикуются совместные выезды представителей СМИ и работников в места обнаружения нарушений экологического законодательства. Все выезды и выявленные нарушения (состояние рек и каналов, несанкционированные свалки, выбросы в атмосферу автотранспортными предприятиями города, состояние экологии на АЗС) показаны по городским телевизионным каналам, при этом работники природоохранной прокуратуры давали необходимые пояснения. Помимо этого, сотрудники прокуратуры города Санкт-Петербурга совместно с контролирующими и правоохранительными органами, представителями СМИ города осуществляли совместные выезды в торговые центры для проверок качества продуктов и санитарного состояния помещений, миграционного режима. Результаты этих мероприятий также освещались в радио- и телевизионных программах. Эта форма взаимодействия использовалась и в других регионах. Например, съемочные группы местных телеканалов привлекались для освещения проведенных прокуратурой Магаданской области масштабных проверок исполнения законодательства о запрете азартных игр, об обеспечении безопасности в местах массового пребывания людей. В репортажах с мест проверок населению области рассказывалось об обнаружении нарушений закона и принятых мерах прокурорского реагирования. В Омской области многие горрайпрокуроры проводят тематические кампании: разнообразная информация по определенной проблеме предоставляется СМИ до тех пор, пока она вызывает общественный интерес, что позволяет значительно увеличить аудиторию за счет публикации материалов в различных изданиях и передачи их в эфир по теле- и радиоканалам. При этом ведется мониторинг информационного пространства с целью выявления публикаций в СМИ, рассказывающих о положительных итогах деятельности прокуратуры. Тематические кампании посвящались результатам проверок соблюдения прав потребителей пищевых продуктов, исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывания граждан, ценообразования на лекарственные средства. Повышению авторитета прокуратуры в глазах граждан способствует практика подготовки и проведения совместно с членами общественных советов при органах прокуратуры, представителями СМИ и другими заинтересованными структурами социально значимых акций и мероприятий. Например, сотрудники прокуратуры Тамбовской области, представители независимых профсоюзов и государственной инспекции труда приняли участие в пресс-конференции по вопросам соблюдения трудовых прав граждан, своевременной оплаты труда. Работа конференции освещалась всеми местными СМИ. Прокуратурой города Санкт-Петербурга совместно с администрацией города проведена научно-практическая конференция на тему: «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией», вызвавшая большой интерес СМИ. Прокурором Костромской области с участием представителей СМИ проведено совещание с работниками культурно-развлекательных учреждений региона, которым разъяснены последствия неисполнения требований пожарной безопасности, а также указано на необходимость немедленного устранения выявленных нарушений закона. Заслуживает внимания и опыт работы с детской аудиторией. Например, прокуратурой Республики Бурятия совместно с редакцией журнала «Ушкан» проведен конкурс рисунков на тему «Защитим Байкал». Победителям конкурса первым заместителем прокурора республики в торжественной обстановке с участием представителей СМИ вручены грамоты и подарки. В Костромской области сотрудники прокуратуры в день защиты детей приняли участие в телевизионном марафоне, проводившемся Костромской ГТРК. Значительное место во взаимодействии со СМИ занимает создание положительного образа прокуратуры, привлечение внимания граждан к правозащитному характеру ее работы, роли прокуроров в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка. Прокуратурой Республики Бурятия совместно с журналистами ГТРК «Бурятия», телекомпании г. Северобайкальск подготовлены специальные телевизионные сюжеты об оказанной республиканской прокуратурой помощи наименее защищенным слоям населения. Большую роль в сотрудничестве со СМИ с целью распространения знаний о прокуратуре, повышения ее авторитета играет создание фильмов, издание книг о прокурорских работниках. Так, программой «Криминальная Россия» на телеканале НТВ при содействии прокуратуры Красноярского края снят фильм о расследовании уголовного дела в отношении лица, осужденного впоследствии за совершение серии убийств. К 55-летию образования прокуратуры Магаданской области издана иллюстрированная книга об истории развития прокуратуры на Колыме, а корреспондентом газеты «Ди Вох», издаваемой в Еврейской автономной области, написана книга «Лезвие закона. Из истории развития прокуратуры ЕАО». В Республике Тыва День работника прокуратуры Российской Федерации ежегодно освещается по радио, телевидению и в газетах. СМИ размещают поздравление республиканского прокурора ветеранам и сотрудникам прокуратуры, информацию о награждении прокурорских работников приказами Генерального прокурора РФ, зарисовки и очерки о ветеранах прокуратуры. Необходимо подчеркнуть, что содействовать повышению авторитета может только конструктивное и долгосрочное сотрудничество органов прокуратуры со СМИ. При этом расширению взаимодействия органов прокуратуры со СМИ, повышению его качества способствует проведениесовместных совещаний и обучающих мероприятий для журналистов и прокурорских работников. Значительный вклад в укрепление взаимодействия со СМИ, формирование положительного образа прокурорских работников вносит проведение творческих конкурсов среди федеральных и региональных СМИ на лучшее освещение деятельности прокуратуры. Так, приказом Генерального прокурора РФ от 08.05.2009 № 152 утверждено Положение о ежегодном Всероссийском конкурсе на лучшие материалы в средствах массовой информации о работе органов прокуратуры. В конкурсе могут участвовать работники центральных и региональных СМИ, зарегистрированных в установленном законом порядке и регистрация которых не предусмотрена, а также внештатные авторы, представившие опубликованные материалы о деятельности органов прокуратуры (за исключением работников органов прокуратуры). Основными задачами указанного мероприятия являются формирование в обществе положительного образа прокуратуры и ее сотрудников, совершенствование форм и методов взаимодействия с центральными, региональными и ведомственными СМИ, повышение качества подготовки теле- и радиопрограмм и публикаций в прессе, распространение положительного опыта сотрудничества со СМИ. Прокуратурой Тюменской области и региональным департаментом информационной политики проводился конкурс «СМИ против коррупции», в котором участвовало более 200 работ. Жюри конкурса возглавил областной прокурор. В прокуратуре Омской области с 1998 г. организуется конкурс «Прокурорский надзор и гласность», в котором принимают участие коллективы структурных подразделений областной прокуратуры, городских, районных и специализированных прокуратур. Жюри под руководством заместителя областного прокурора в конце года подводит итоги мероприятия, победители награждаются почетными грамотами и денежными премиями. Проведение конкурса нацелено на обобщение и распространение положительного опыта обеспечения гласности в деятельности органов прокуратуры. Аналогичные конкурсы проводятся во многих региональных прокуратурах. Прокуратура Тюменской области регулярно в преддверии Дня печати чествует журналистов, освещающих деятельность органов прокуратуры. Информация об их награждении размещается на сайте областной прокуратуры и в местных СМИ. На таких встречах в непринужденной обстановке журналисты могут задавать прокурору области интересующие их вопросы, обсуждать планы сотрудничества с органами прокуратуры. Активное использование изложенных выше рекомендаций, на наш взгляд, позволяет обеспечить дальнейшее совершенствование форм и методов взаимодействия органов прокуратуры со СМИ.

70.Организация систематизации законодательства в органах прокуратуры.

Органы прокуратуры смогут лишь тогда успешно выполнять стоящие перед ними задачи по осуществлению надзора за исполнением законов в стране, когда прокуроры будут обладать безупречным знанием действующего законодательства. В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе «Об. участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» от 9 августа 1996 г. № 47 потребовал от руководителей прокуратур всех звеньев пристального внимания надлежащей организации этой работы. Для любого прокурора, решающего судьбы людей, незнание или неправильное применение законов является грубым нарушением служебного долга. Безупречное знание действующего законодательства является составной частью общей и правовой культуры каждого прокурора. Слабое знание законов, неумение ими пользоваться нередко приводят к серьезным ошибкам в прокурорской деятельности. Недопустимо, когда прокуроры в составляемых ими протестах, представлениях, постановлениях и других правовых актах ссылаются на отмененные или измененные законодательные или иные нормативные акты. Уровень правовой культуры прокуроров, знание ими действующего законодательства и умение правильно им пользоваться проверяется при их аттестовании, которое проводится систематически, как того требует Закон о прокуратуре (ст. 41). Определение уровня правовых знаний проводится наряду с оценкой их деловых и моральных качеств. Основы знаний законодательства и порядка его применения закладываются в стенах высших учебных заведений. Однако известно, что вузовские знания в связи с бурным преобразованием законодательства обесцениваются через 10-12 лет. Поэтому выпускники высшей юридической школы должны постоянно следить за изменениями и дополнениями действующего законодательства, а также глубоко и обстоятельно изучать вновь принятые законы, чтобы без промедления по введении их в действие умело и правильно проводить в жизнь. В прокуратурах субъектов РФ регулярно разрабатываются планы по повышению квалификации и профессионального уровня прокуроров и следователей. В программу каждого семинарского занятия в обязательном порядке включаются темы, связанные с применением законодательства. Когда принимаются принципиально новые нормативные акты, имеющие общегосударственное значение, в прокуратурах республик, краев и областей, в транспортных и военных прокуратурах организуется коллективное изучение этих актов. Семинар ведет, как правило, руководитель прокуратуры. Это способствует единообразному исполнению вновь принятого закона, а также устранению сомнений и неясностей, которые могут встретиться при его исполнении. В целях повышения правовых знаний прокуроров проводится также изучение актов прокурорского надзора и других служебных документов с позиции соответствия их закону, правильности ссылок на нормативные акты, полноты использования правовых норм. Такая форма обучения весьма поучительна даже для опытных, квалифицированных прокуроров и следователей. При правильной организации работы каждому прокурору надлежит иметь личную картотеку действующего законодательства и приказов Генерального прокурора РФ (в настоящее время Генеральной прокуратурой России издан и доведен до сведения каждого прокурора «Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» с приложением к нему приказов Генерального прокурора РФ). Это относится также и к руководящим постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые являются обязательными для лиц правоохранительных органов, применяющих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Однако неправильно было бы рассчитывать на систематическое ведение картотеки каждым прокурором, в особенности в низовом звене — в районных и городских прокуратурах. Успешному выполнению задачи по нормативному обеспечению прокуроров и следователей, по повышению их правовой осведомленности в значительной мере способствует четко налаженная систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах республик, краев и областей, городов и районов, в военных и транспортных прокуратурах. Значение этой работы возрастает особенно сейчас, в условиях активной законотворческой деятельности. Систематизация законодательства в последнее время значительно улучшена в связи с введением в штат органов прокуратуры специально подготовленных для этой цели работников. На эти должности назначаются наиболее опытные и квалифицированные прокуроры. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ во всех органах прокуратуры установлена единая система учета и регистрации законодательных, правительственных и других нормативных актов. В прокуратурах республик, краев, областей, городских и районных прокуратурах ведутся систематические картотеки законодательства. Это обеспечивает необходимую правовую информацию и консультативно-справочную помощь. Прокуроры субъектов РФ в централизованном порядке направляют своим подчиненным органам прокуратуры специально разработанные картотеки республиканских нормативных актов субъектов РФ. Вместе с этим даются необходимые методические указания по дальнейшему ведению этих картотек и порядку пользования ими. Органы прокуратуры обеспечиваются официальными изданиями, тематическими сборниками и справочниками действующего законодательства, юридическими журналами, а также необходимой правовой литературой. В каждой прокуратуре ведутся контрольные экземпляры кодексов по всем отраслям права. Все это создает необходимую основу для успешного ведения систематизации законодательства. Сотрудники отделов систематизации и пропаганды законодательства прокуратур субъектов РФ следят за тем, чтобы работники подчиненных прокуратур не сводили эту деятельность только к получению, хранению и выдаче юридической литературы. Они организуют работу так, чтобы в картотеки действующего законодательства своевременно и правильно, со ссылкой на опубликованный источник, вносились необходимые изменения и дополнения. В прокуратурах создаются необходимые условия для хранения законодательных и иных нормативных актов, а также правовой литературы. Особые условия хранения и учета создаются для источников права, издаваемых с грифом «ДСП» (для служебного пользования). Порядок учета и хранения картотеки, законодательных актов и юридической литературы регулируется Инструкцией о порядке ведения работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора СССР № 114 от 2 декабря 1965 г.

71. Сущность организации контроля и управления в органах прокуратуры

В структуре управления работой органов прокуратуры важное место занимает контроль исполнения. Он особенно результати­вен, когда повседневный контроль отделов (управлений) сочетает­ся с работой организационно-контрольного подразделения проку­ратуры (помощника прокурора по организации и контролю испол­нения) при постоянном внимании к нему со стороны руководите­лей (прокурора, его заместителей). Контроль исполнения в органах прокуратуры включает:

контроль за исполнением нормативных актов Генерального прокурора РФ;

проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непо­средственно на месте

Контроль за исполнением нормативных актов Генерального прокурора РФ составляет существенную часть работы по контролю исполнения. После принятия управленческого решения, особенно выражен­ного в нормативных правовых актах (приказе, указании, распоря­жении, инструкции), прокурор обеспечивает ознакомление с ним оперативных работников, и в первую очередь тех, которые имеют непосредственное отношение к его исполнению. При необходи­мости проводится оперативное совещание либо заседание колле­гии, где намечаются организационные мероприятия по выполне­нию данного приказа (указания, распоряжения, инструкции) и его требования изучаются всеми работниками. Прокурор обязан на­значить лиц, персонально ответственных за организацию выполне­ния приказа, определить порядок его выполнения.

Наиболее рас­пространенной и действенной формой контроля исполнения явля­ется проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непо­средственно на месте.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Когда будут индексировать пенсии военным пенсионерам в 2018 году Законы РФ 2018 В Правительстве одобрили законопроект: неработающие граждане получат повышенную пенсию уже в начале следующего года, работающим отменили перерасчет, а состоится ли индексация пенсий военным пенсионерам в 2018 году, последние новости пока молчат. Индексация пенсий с 1 января На 3,7% будут увеличены […]
  • Примерные заявления в прокуратуру Образец заявления в прокуратуру о невыплате зарплаты при увольнении Вашему вниманию реальный образец обращения, чтобы сберечь время для приготовления к отправке. В любом обращении есть критичные разделы для сведений. Чтобы вписать их в соответствии с правилами требуется уразуметь принцип. Удобнее всего сделать это […]
  • Закон україни про державний бюджет на 2012 Верховна Рада України ухвалила Закон "Про Державний бюджет України на 2016 рік" Законодавчим актом на 2016 рік встановлені такі загальні показники Державного бюджету: доходи у сумі 595,1 млрд. грн.; видатки у сумі 684,5 млрд. грн.; дефіцит бюджету визначено у 3,7% прогнозного ВВП. Видатки на оборону та безпеку […]
  • Индексация пенсий неработающим пенсионерам в 2018г Особенности индексации пенсий неработающим пенсионерам в 2018 году С самого начала 2018 года вступили в силу поправки, которые были произведены в ФЗ «О страховых пенсиях». Появился ряд новых изменений в законодательстве. У некоторых пенсионеров возникло множество вопросов, связанных с поправками в законе. Во-первых, […]
  • Добавят ли пенсии военным пенсионерам 2018 году Добавят ли пенсию военным пенсионерам в 2018 году, последние новости: военную пенсию с 2018 года могут добавить на два процента После заявления главы министерства труда и социальной защиты Максима Топилина об индексации страховых пенсий в следующем году, в Сети появилась информация о том, что размеры военных пенсий […]
  • Исковое заявление по оплате задолженности Исковое заявление о взыскании задолженности по договору и уплате пени, в арбитражный суд В соответствии со статьёй 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) исковое заявление о взыскании задолженности по договору и уплате пени предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации. […]
  • Уголовное преступление русская правда Уголовное право XI-XV вв. Преступление и наказание по Русской Правде Русская Правда - один из самых древних памятников права русского государства. Не установлена точная дата ее появления, одни историки утверждают, что она была принята в 1072 г. См.: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. М., 1984. Т. 1. […]
  • Нотариус сара Айымбетов К. Б. - Нотариус Нотариус Айымбетов Канат Бахытбаевич, оказывает нотариальные услуги на основании государственной лицензии 0000806, выданной Министерством юстиции РК 05.09.2000 года. Акбулатова Е. К. - Нотариус Нотариус Акбулатова Елена Капитоновна, оказывает нотариальные услуги на основании государственной […]