Расчет структуры налогов

Расчет структуры налогов

Выручка от реализации услуг, работ

Налог на имущество организаций

Амортизация основных фондов

Себестоимость работ, услуг

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль 20%

Удельный вес налогов на 1 руб. выручки

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2013 году несмотря на снижения основных показателей деятельности предприятия наблюдается рост налоговой нагрузки предприятия. При этом наибольший удельный вес в величине налоговых платежей занимает НДС.

При этом его сумма в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 16,2%. Данное снижение вызвано сокращением выручки от оказания услуг, работ.

Сумма налога на прибыль в текущем году возросла довольно значительно — практически в 3,5 раза. Это связано с повышением прибыли предприятия до налогообложения и получение внереализационных доходов. В результате данных изменений сумма чистой прибыли предприятия возросла в 4,0 раза. Таким образом, рост налоговой нагрузки свидетельствует о неэффективной системе налогового менеджмента на предприятии.

Немаловажной частью налогового менеджмента ООО «ЛАУРУС» является планирование налогов и составление бюджета налоговых отчислений (табл. 3.2).

При составлении бюджета налогов в ООО «ЛАУРУС» учитываются следующие налоги и сборы:

Отчисления во внебюджетные фонды — 30%;

Налог на имущество — 2,2%;

Налог на доходы физических лиц — 13,0%;

Налог на прибыль — 20,0%.

Сумма входящего налога на добавленную стоимость рассчитывается как сумма налога, учтенная в выставленных счетах предприятия.

Таблица 3.2 План налоговых отчислений ООО «ЛАУРУС» на январь 2014г.

Налоговая база, руб.

Сумма налога, руб.

Налог на имущество

Налог на доходы физических лиц

Таблица 3.3 План суммы исходящего НДС ООО «ЛАУРУС» на январь месяц 2014 г.

Объем по договору

Цена по договору с учетом НДС, руб.

В том числе НДС, руб.

Сумма входящего НДС находится как сумма налога, которую мы оплатили поставщикам. Все материалы ООО «ЛАУРУС» закупает у поставщиков, которые находятся на общей системе бухгалтерского учета и в своих счетах выделяют сумму НДС. Также учитывается сумма НДС, которую ООО «ЛАУРУС» оплатит по договорам, идущим по накладным затратам.

Расчет входящего налога на добавленную стоимость произведем в табл. 3.4.

Таблица 3.4 План суммы входящего НДС ООО «ЛАУРУС» на январь месяц 2014 г., руб.

Покупные материалы для производственной программы

Сумма по договорам (накладные расходы)

Сумма налога на имущество составит 77 506 руб. в год. В расчете на месяц — 6458,83 руб.

Сумма отчислений в фонды социального страхования и обеспечения состоит из двух частей: отчисления от фонда заработной платы основного и вспомогательного состава рабочих.

Фонд заработной платы основного состава рабочих составляет 100657,94 руб., вспомогательных — 46920,0 руб.

Итого фонд оплаты труда составляет 147577,94 руб.

Сумма страховых взносов составит 43387,91 руб.

Сумма налога на доходы с физических лиц составит 19185,13 руб.

Налог на доходы в бюджет налогов не входит, т.к. он рассчитывается на основе бюджета доходов и расходов.

Структура налогов ООО «ЛАУРУС» в 2011-2013 годах представлена на рис. 3.1-3.3.

Первое место в налоговых платежах ООО «ЛАУРУС» за 2011 год занимали страховые взносы. Его доля составляла 56%. На втором месте находился налог на прибыль, его доля составляла в 2011 году 24%.

Рис. 3.1 Структура налогов ООО «ЛАУРУС» в 2011 году

Третье место в структуре налоговых платежей в 2011 году составляет НДС (19% ).

Рис. 3.2 Структура налогов ООО «ЛАУРУС» в 2012 году

В 2012 году в структуре налоговых отчислений ООО «ЛАУРУС» произошли серьезные изменения: доля налогов, отчисляемых с фонда оплаты труда сократилась (ЕСН был отменен с 1 января 2012 года и заменен платежами в пенсионный фонд, Территориальный и Федеральный фонды обязательного страхования и платежами в Фонд социального страхования). Доля этих отчислений в общей сумме начисленных налогов в 2012 году составила 33%, вместо 56% в 2011. Одновременно увеличилась доля НДС в структуре налоговых отчислений. Она выросла с 19% в 2011 году до 51% в 2012 году. Доля налога на прибыль снизилась ( с 24 до 15% ).

Рис. 3.3 Структура налогов ООО «ЛАУРУС» в 2013 году

Первое место в платежах ООО «ЛАУРУС» в 2013 году занимают отчисления на фонд заработной платы (47%). Второе место занимает НДС (45%). Доля налога на прибыль снизилась с 15% в 2012 году до 8%.

Таким образом, ООО «ЛАУРУС» является плательщиком следующих налогов: налог на прибыль организаций; НДС; страховые взносы; налог на имущество организаций.

studfiles.net

Анализ начисленных налогов и взносов — как настроить отчет

Все бухгалтера, начинающие рассчитывать зарплату в программах 1С:Предприятие 8, рано или поздно задают один и тот же вопрос — как сформировать отчет, в котором отражалась бы начисленная зарплата, НДФЛ и взносы в фонды по каждому из сотрудников, но в то же время не было бы никакой лишней информации? В программах 1С предусмотрен механизм, который позволяет легко и быстро получить необходимые именно Вам цифры в виде удобной таблицы. Давайте разберемся, как это сделать.

Для достижения нашей цели мы будем использовать отчет «Анализ начисленных налогов и взносов». В программе 1С:Бухгалтерия он находится в меню Зарплата, в программе 1С:Зарплата и управление персоналом его можно найти на закладке Налоги. Но наверняка, многим из вас этот отчет уже знаком.

Открываем отчет, справа должна быть панель настройки, если её нет, то нажимаем кнопку «Настройка». Затем ищем в нижней части панели кнопку с нарисованным гаечным ключом и нажимаем на неё, выбираем пункт «Настройка структуры».

Из верхней правой таблицы удаляем все поля (по умолчанию там могут быть указаны «Организация», «Дата начисления», «Вид тарифа страховых взносов» и др.) и добавляем поле «Физическое лицо», выбрав его из таблицы слева.

Теперь настраиваем состав колонок, для этого будем заполнять нижнюю правую таблицу. Первым делом посмотрите, какие поля там уже выбраны и удалите те, которые Вас не интересуют. Затем в таблице слева разворачиваем плюсик у слова «Взносы» и выбираем нужные нам поля из списка.

Состав полей Вы можете настроить любой, я обычно выбираю

— Взносы в ФСС от НС

— Взносы в ПФР, страховая часть

— Взносы в ПФР, накопительная часть

Затем таким же образом разворачиваем плюсик рядом со словом «НДФЛ», расположенным ниже взносов и добавляем поле «НДФЛ исчисленный». Порядок колонок можно изменить кнопками со стрелками, которые находятся над таблицей с полями.

Нажимаем кнопку «Сформировать» и наслаждаемся результатом

Теперь нам нужно сохранить сделанную настройку, чтобы не выбирать нужные поля каждый раз при формировании отчета. Для этого обращаем внимание на уже знакомую нам панель настройки и находим внизу кнопку с изображение дискеты, нажимаем и выбираем «Сохранить вариант как. «. В открывшемся окне указываем наименование нашей настройки и нажимаем сохранить.

Сейчас при открытии отчета на верхней панели будет отображаться Ваш вариант настройки, его достаточно просто выбрать щелчком мыши, указать период, организацию и нажать кнопку «Сформировать».

Ну вот Вы и научились настраивать отчеты в программах 1С: Предприятие 8!

С этого момента для Вас не составит труда получить данные о начисленных налогах, взносах, облагаемой базе в удобной форме. Вместо сотрудников в строки отчета можно вывести организации и получить сводную таблицу по всем юрлицам или выбрать поле «Месяц начисления» и сформировать помесячный отчет, по которому удобно сверять данные отчетности в ПФР и ФСС.

Экспериментируйте смело и Вы обязательно найдете оптимальные для Вас варианты!

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai

Расчет структуры налогов

Кадастровая стоимость 1 кв. метра земельного участка, тыс. руб.

Ставка земельного налога, %.

Сумма земельного налога, млн. руб.

Источник: собственная разработка

На изменение земельного налога оказывают влияние следующие факторы: площадь земельного участка, кадастровая стоимость 1 кв. метра земли, ставка земельного налога, коэффициент индексации и повышающий коэффициент, установленный решением Правительства Республики Беларусь. Определим влияние каждого фактора на общую сумму земельного налога. Данный расчет представлен в таблице 3.11.

Таблица 3.11 — Расчет влияния факторов на изменение земельного налога в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»

Изменение площади земельного участка

Изменение за счет кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка

Изменение за счет ставки налога

Изменение за счет коэффициента

Изменение за счет понижающего коэффициента установленного решением Правительства РБ

Источник: собственная разработка

Из таблицы 3.11 следует, что за 2012 и 2013 годы площадь земельного участка исследуемой организации не изменялась. Изменились только кадастровая стоимость объектов. В 2013 году произошло увеличение ее стоимости на 414 тыс. руб., следовательно, влияние данного фактора составило 76 млн. руб. Таким образом, сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г.

Налог на недвижимость определяется исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости и утвержденной годовой ставки, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Факторы, влияющие на изменение налога на недвижимость:

1) первоначальная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению;

2) сумма амортизации основных средств, подлежащих налогообложению;

3) остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению;

4) ставка налога.

Данные для анализа налога на недвижимость представлены в таблице 3.12.

Таблица 3.12 – Данные для анализа налога на недвижимость в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»

1. Остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообло-жению, млн. руб.

2. Ставка налога, %

3. Увеличение (уменьшение) ставки налога

4. Начисленный налог, млн. руб.

Источник: собственная разработка

Налог на недвижимость в 2013 году составил 53 млн. руб., а в 2012 году – 24 млн. руб., следовательно, произошло увеличение налога на 29 млн. руб. Ставка налога на недвижимость в 2013 году и в 2012 году составила 1%. Остаточная стоимость основных средств подлежащих налогообложению по сравнению с 2012 годом увеличилась на 1643 млн. руб.

Расчет влияния факторов на изменение налога на недвижимость представлен в таблице 3.13.

Таблица 3.13 — Расчет влияния факторов на изменение налога на недвижимость

Изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению

Изменение ставки налога

Источник: собственная разработка

Анализ налога на недвижимость показывает, что увеличение суммы налога на недвижимость при неизменившейся в течение отчетного периода ставке, обусловлено изменением остаточной стоимости основных средств подлежащих налогообложению, которая формируется за счет первоначальной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, за минусом сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние факторов привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.

Таким образом, по результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.

3.3 Анализ состава, структуры и динамики налогов и других обязательных

платежей, взимаемых из прибыли и доходов

Из прибыли ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» в анализируемом периоде уплачивался налог на прибыль. Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы в соответствии с Налоговым кодексом. Валовой прибылью признаются, сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Прибыль от реализации товаров, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Ставка налога на прибыль в анализируемом периоде — 18%. Сумма налога на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

На изменение суммы налога на прибыль влияют факторы: налогооблагаемая прибыль, ставка налога, доходы и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Данные для анализа налога на прибыль представлены в таблице 3.14.

Таблица 3.14Данные для анализа налога на прибыль в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»

1 Выручка (доходы) от реализации товаров (работ, услуг),

2 Затраты по производству и реализации, млн. руб.

3 Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки, млн. руб.

4 Сальдо прочих доходов и расходов, млн. руб.

5 Прибыль к налогообложению, млн. руб.

6 Льготируемая прибыль, млн. руб.

7 Ставка налога на прибыль, %

8 Сумма налога на прибыль, млн. руб.

Источник собственная разработка

Данные таблицы 3.14 показывают, что за анализируемый период выручка от реализации товаров (работ, услуг) увеличилась на 6928 млн. руб., отсюда и затраты по производству и реализации продукции соответственно увеличились на 5920 мл6н. руб. Данные показатели повлияли на рост налогов, уплачиваемых из выручки на 871 млн. руб. Сальдо прочих расходов снизилось в 2013 году на 143 млн. руб. Прибыль к налогообложению увеличилась на 280 млн. руб., что повлекло и увеличение налога на прибыль на 14 млн. руб.

Для определения изменения налога на прибыль составим факторную модель:

где Д – доходы (выручка) от реализации товаров (работ, услуг), млн. руб.;

З – затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), млн. руб.;

Н – налоги и сборы, уплачиваемые из выручки, млн. руб.;

Св – сальдо прочих доходов и расходов, млн. руб.;

Сн – ставка налога на прибыль, %.

Расчет влияния факторов на изменение налога на прибыль ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» представим в таблице 3.15.

Таблица 3.15 — Расчет влияния факторов на изменение налога на прибыль ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»

Изменение выручки от реализации товаров (работ, услуг)

Изменение затрат по производству и реализации

Изменение налогов и сборов, уплачиваемых из выручки

Изменение сальдо прочих доходов и расходов

Изменение льготируемой прибыли

Изменение ставки налога

Источник собственная разработка

Налог на прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14 млн. руб. Ставка налога на прибыль в 2012 и 2013 годах осталась неизменной. Увеличение налога на прибыль произошло за счет увеличения налогооблагаемой базы на 280 млн. руб. по сравнению с 2012 годом. На налогооблагаемую базу оказывает влияние выручка от реализации товаров, работ, услуг, в 2013 году она увеличилась на 6928 млн. руб. по сравнению с 2012 годом, следовательно, влияние данного фактора составило 1247 млн. руб. Влияние фактора затраты по производству и реализации произведенных товаров, работ и услуг составило — 1065 млн. руб., однако несмотря на то, что в 2013 году затраты увеличились на 5920 млн. руб., но при расчете прибыли данный фактор отнимается и имеет отрицательное значение. Увеличение в 2013 году уплачиваемых налогов и сборов, включаемых в расчет налога на прибыль, составило 871 млн. руб., по сравнению с 2012 годом, и влияние данного фактора составило — 157 млн. руб. В 2013 году произошло снижение сальдо прочих расходов на 143 млн. руб., что в свою очередь влияние данного фактора составило — 11 млн. руб. Общая сумма налога на прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14 млн. руб.

Таким образом, анализ налога на прибыль показал, что увеличение суммы налога на прибыль на 14 млн. руб. произошло за счет изменения выручки от реализации, затрат по производству продукции, налогов, уплачиваемых из выручки, и суммы прочих расходов.

3.4 Выявление и мобилизация текущих и прогнозных резервов оптимизации налогообложения, повышения эффективности хозяйствования организации

Задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным изменениями экономической ситуации. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговая система является воплощением налоговой политики государств, которая проводиться в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Позиция правительственных структур, как правило, основывается на интересах бюджета и склоняется к необходимости лишь частичных корректировок налоговой системы, тогда как представители реального сектора экономики отстаивают существенный пересмотр налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и предприятий. В этой проблеме четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы – обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой стороны – налоги должны взиматься так, чтобы не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. В мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношениям к темпам роста производства, инвестиций и экспорта.

Основные направления налоговой реформы в Республике Беларусь в общем контексте следующие: ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; расширение налоговой базы благодаря отмене налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости». На данный момент целесообразно: унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц; расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и совершенствование производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора экономики; усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой стороны – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них. В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции [25, с. 32].

Отечественное и международное законодательство фактически признает право налогоплательщика на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств. В настоящее время под оптимизацией налогообложения или налоговым планированием понимают:

а) организацию хозяйственной деятельности налогоплательщика для снижения налоговой нагрузки и минимизации налоговых обязательств;

б) уменьшение налоговых обязательств посредством правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов;

в) выбор между различными вариантами и методами деятельности и размещения активов, направленный на достижение самого низкого уровня налоговых обязательств;

г) деятельность по уменьшению налоговых выплат путем изменения способа исчисления и уплаты налогов за определенный промежуток времени.

Оптимизация налогообложения во многом зависит от использования пробелов в налоговом законодательстве или предоставленных налогоплательщику прав на освобождение на законном основании от уплаты налога и достигается правильностью начисления уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

Нередко оптимизацию налогообложения связывают с ведением хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах, в странах с меньшими налоговыми ставками, с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры об избегании двойного налогообложения; с участием инвестиционной, социально-значимой деятельности.

Для оптимизации налогообложения в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» можно предложить следующие мероприятия:

— разработка методики, позволяющей оценивать реальную величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков с учетом факторов, влияющих на величину данного показателя и особенностей развития экономики;

— повышение квалификации специалистов предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с данным образованием;

— проведение мероприятий по налоговому планированию;

— детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;

— анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;

— наибольшего экономического эффекта при осуществлении оптимизации налогообложения предприятия, можно добиться путем применения упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекаемого с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета;

— обеспечение предприятия новым программным обеспечением, которое обеспечит быстрое и эффективное решение бухгалтерских и налоговых расчетов.

Проведенный анализ и предложения по проведению мероприятий по оптимизации налогообложения наглядно показывают перспективы снижения налоговых платежей предприятия, снижение его налоговой нагрузки. За счет чего произойдет высвобождение значительной части финансовых ресурсов предприятия и создаст условия для дальнейшего функционирования предприятия.

Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Для того чтобы величина резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный). При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных организационно –технических мероприятиях.Для подсчета резервов снижения налога на добавленную стоимость воспользуемся факторной моделью:

где НДС – налог на добавленную стоимость;

НБ – налогооблагаемая база;

Для подсчета резерва уменьшения налога на добавленную стоимость за счет увеличения налогооблагаемой базы умноженной на снижение ставки налога на ДС осуществим методом прямого счета по формуле:

РvНДС = НБвозм. Х Свозм. (6)

РvНДС2013 =1266*20%=253 (млн. руб.);

РvНДС2014 ожид. = 1266*18%=228 (млн. руб.).

Основанием для снижения резерва налога на добавленную стоимость является снижение ставки налога на 2 % и, следовательно, уменьшение налога на добавленную стоимость на 25 млн. руб.

Результаты анализа налогов за отчетный год используются для определения направлений поиска резервов их снижения на последующий период.

Таким образом, результаты исследования, проведенные в третьем разделе, позволяют сделать следующие выводы:

1) анализ налогов, уплачиваемых из выручки от реализации, показал, что в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» налог на добавленную стоимость в 2012 году составил 2260 млн. руб., что по сравнению с 2011 годом он увеличился на 994 млн. руб. В 2013 году сумма НДС составила 3089 млн. руб. По сравнению с 2012 годом видно увеличение суммы налога на 829 млн. руб. К факторам, влияющим на изменение налога на добавленную стоимость, относятся изменение суммы налоговой базы и ставки НДС. Влияние этих факторов привело к увеличению суммы налога на 829 млн. руб.;

2) по результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.

3) анализ налога на прибыль показал, что увеличение суммы налога на прибыль на 14 млн. руб. произошло за счет изменения выручки от реализации, затрат по производству продукции, налогов, уплачиваемых из выручки, и суммы прочих расходов;

4) оптимизация налогообложения в исследуемой организации должна проводиться по следующим направлениям:

— разработка методики, позволяющей оценивать реальную величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков с учетом факторов, влияющих на величину данного показателя и особенностей развития экономики;

— повышение квалификации специалистов предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с данным образованием;

— проведение мероприятий по налоговому планированию;

— детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;

— анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;

— наибольшего экономического эффекта при осуществлении оптимизации налогообложения предприятия, можно добиться путем применения упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекаемого с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета;

— обеспечение предприятия новым программным обеспечением, которое обеспечит быстрое и эффективное решение бухгалтерских и налоговых расчетов.

Роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета Республики Беларусь, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода.

Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платеж в бюджет определенного уровня.

Важным звеном налоговой системы является налоговое законодательство, которое устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый кодекс. Платежи в фонд социального обеспечения и в Белгосстрах также регламентируются определенными законодательными актами и нормативными правовыми документами.

Основной задачей учета налогов в организации любой формы собственности является минимизация налоговой нагрузки с целью увеличения прибыли. Отсюда цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной налоговой информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых плательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

К налогам, включаемым в себестоимость продукции, относятся налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог. Учет данных налогов в исследуемой организации относится на затраты по производству и реализации продукции и ведется на счете 26 «Общехозяйственные затраты». Учет расчетов с бюджетом по этим налогам осуществляется на счете 68/1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг». Неналоговые обязательные платежи организации – это отчисления взносов по социальному страхованию в ФСЗН и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах. Базой для начисления взносов является фонд заработной платы. Для учета расчетов по этим взносам в организации используются счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и счет 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

К налогам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг относятся НДС и акцизы. В исследуемой организации НДС перечисляется в бюджет зачетным методом. Для учета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам применяется счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Данные по этому счету отражаются в регистрах бухгалтерского учета — карточке счета 18 и анализе счета 18. В целях определения НДС, подлежащего вычету, при расчетах с бюджетом в организации ведется книга покупок. НДС, исчисляемый из выручки от реализации, отражается по счету 90/2 «Налог на добавленную стоимость» в карточке счета 90, анализе счета 90. Акцизы в исследуемой организации не начисляются.

К налогам, исчисляемым из прибыли в исследуемой организации относятся налог на прибыль, который рассчитывается по ставке 18 %, и часть прибыли унитарного предприятия, которая рассчитывается из суммы прибыли по ставке 5 %. Учет данных налогов ведется на счете 68/3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)». Доход работника, начисленный за отчетный месяц, является основанием для расчета подоходного налога с учетом вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь, и взносов в пенсионный фонд. Учет расчетов по подоходному налогу ведется в организации на счете 68/4 «Расчеты по подоходному налогу». Для учета расчетов по взносам на пенсионное обеспечение предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для совершенствования организации бухгалтерского учета налогов и платежей в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» рекомендуется внедрить более современную компьютерную технику и программное обеспечение, что позволит сократить затраты на трудовые ресурсы и облегчить ведение бухгалтерского учета налогов и платежей в организации. Использование в организации системы электронного декларирования позволит сократить расходы, связанные с предоставление информации в налоговые и другие органы.

Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования организации.

Анализ налогов, уплачиваемых из выручки от реализации, показал, что в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» налог на добавленную стоимость в 2012 году составил 2260 млн. руб., что по сравнению с 2011 годом он увеличился на 994 млн. руб. В 2013 году сумма НДС составила 3089 млн. руб. По сравнению с 2012 годом видно увеличение суммы налога на 829 млн. руб. К факторам, влияющим на изменение налога на добавленную стоимость, относятся изменение суммы налоговой базы и ставки НДС. Влияние этих факторов привело к увеличению суммы налога на 829 млн. руб.

По результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.

Анализ налога на прибыль показал, что увеличение суммы налога на прибыль на 14 млн. руб. произошло за счет изменения выручки от реализации, затрат по производству продукции, налогов, уплачиваемых из выручки, и суммы прочих расходов.

Оптимизация налогообложения в исследуемой организации должна проводиться по следующим направлениям:

— разработка методики, позволяющей оценивать реальную величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков с учетом факторов, влияющих на величину данного показателя и особенностей развития экономики;

— повышение квалификации специалистов предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с данным образованием;

— проведение мероприятий по налоговому планированию;

— детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;

— анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;

— наибольшего экономического эффекта при осуществлении оптимизации налогообложения предприятия, можно добиться путем применения упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекаемого с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета;

— обеспечение предприятия новым программным обеспечением, которое обеспечит быстрое и эффективное решение бухгалтерских и налоговых расчетов.

Проведенный анализ и предложения по проведению мероприятий по оптимизации налогообложения наглядно показывают перспективы снижения налоговых платежей предприятия, снижения его налоговой нагрузки. За счет чего произойдет высвобождение значительной части финансовых ресурсов предприятия и создаст условия для дальнейшего функционирования предприятия. Надеемся, что предложенные пути решения будут приняты предприятием во внимание и будут использованы в дальнейшей его деятельности. Ведь расчет и анализ налоговой нагрузки свидетельствует о высоком уровне налогообложения предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 № 218-З в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 г. № 16-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

3 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2012 № 432-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

4 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

5 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 20.07.2007 № 272-З в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 7 в редакции от 30.12.2011 № 334-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

7 О республиканском бюджете на 2014 год: Закон Республики Беларусь от 26.10.2013 г. № 432-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

8 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

9 Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХIII в редакции от 30.12.2011 г. № 334-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

10 О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2006 № 764 в редакции от 08.01.2013 № 8 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

11 О некоторых вопросах применения учетных документов: Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 в редакции от 21.06.2012 № 284 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

12 Об утверждении перечня первичных учетных документов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360: в редакции от 30.09.2011 г. № 1306 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

13 Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по социальному страхованию: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 в редакции от 26.03.2013 № 216 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

14 Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 в редакции от 17.02.2011 № 157 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

15 Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок и утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 в редакции от 31.10.2012 № 34 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

16 Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41в редакции от 24.08.2012 № 51 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

17 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 в редакции от 08.02.2013 № 11 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

18 Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 113 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

19 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 в редакции от 08.02.2013 № 11 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

20 Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 в редакции от 14.12.2012 г. № 74 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

21 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 в редакции от 22.04.2010 № 50 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

22 Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 в редакции от 06.05.2013 № 27 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

23 Адаменкова, С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия: учеб.-метод. пособие / С. И. Адаменкоа, О. С. Евмейчик, Л. И. Тарарышкина / Под общей ред. Адаменковой С. И. – Минск: Элайда, 2013.- 240 с.

24 Байголова, Т.В. Бухгалтерский учет (в вопросах и ответах): учеб.-метод. пособие / Т.В. Байголова, Т.В. Мовчан, Н.Г. Горелик. – Минск: ЧИУиП, 2013.- 76 с.

25 Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер.- 2012.- 367 с.

26 Заяц, Н. Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц; Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Высшая школа, 2012.- 265 с.

27 Кудрявцев, В.А. Методы, основные категории и факторные модели в анализе хозяйственной деятельности / В.А. Кудрявцев. – Минск: БГЭУ, 2012.- 162 с.

28 Клепницкий, И. А. Оптимизация налоговой системы: опыт и анализ, практика / И.А. Клепницкий // Учет, анализ, аудит.- 2013.– № 3.- С.19-23.

29 Кожарский, В.В. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах / В.В. Кожарский, Н.В. Кожарская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Экоперспектива, 2012.- 137 с.

30 Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет: учеб.-практ. пособие / Н.И. Ладутько. – Минск: ФУА Информ, 2011.- 832 с.

31 Литовко, К. В. Налоговое планирование / К.В. Литовко // Налоги Беларуси.- 2013.- № 5.- С.16-21.

32 Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 12-е изд. – Минск: Амалфея, 2011.- 578 с.

33 Макарьева, Е.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / Е.И. Макарьева. – М.: Финансы и статистика, 2011.- 512 с.

34 Михалкевич, А.П. Бухгалтерский управленческий учет в АПК: учеб.пособ. / А.П. Михалкевич и др. – Минск: БГЭУ, 2012.- 453 с.

35 Мушовец, А.А. Анализ хозяйственной деятельности (в вопросах и ответах): учеб.-метод. пособие / А.А. Мушовец. – Минск: ЧИУиП, 2013.- 78 с.

36 Папковская, П.Я. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П.Я. Папковская. – 2-е изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа, 2011.- 328 с.

37 Позднякова, В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. В.Я. Поздняковой. – М.: ИНФРА-М, 2011.- 411 с.

38 Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 346 с.

39 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая.- 10-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2011.- 640 с.

40 Сорокина, Т. В. Государственный бюджет / Т.В. Сорокина.- Минск: БГЭУ, 2010.- 82 с.

41 Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Н.И. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.- 398 с.

42 Стражева, Н.С. Бухгалтерский учет: учеб.-метод. пособие / Н.С. Стра­жева, А.В. Стражев. – 14-е изд., перераб. и доп. – Минск: Современная школа, 2011.- 944 с.

43 Сушкевич А. Н., Сушкевич В. Н., Щурок О. М. Бухгалтерский учет и налогообложение / А. Н. Сушкевич, В.Н. Сушкевич – Минск, БГЭУ.- 2013.- 127 с.

44 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 340 с.

studfiles.net

Электронная библиотека

В общем случае мероприятия по налоговому планиро­ванию должны быть направлены, в первую очередь, на те виды налогов, которые составляют наибольшую долю платежей. Например, за отчетный период организация уплатила 1 млн. руб. налогов. Структура налогов представлена в табл. 2.5.

Структура налогов, уплаченных организацией

Налог на добавленную стоимость

Налог на прибыль

Единый социальный налог

Налог на имущество организаций

Анализ показателей в табл. 2.5 позволяет сделать вывод, что в структуре налоговых платежей наибольшую долю занимают единый социальный налог (50 %) и налог на прибыль (30 %). Следователь­но, при осуществлении мероприятий по налоговому планированию следует разработать схемы по их снижению.

Усредненный структурный состав налоговых платежей в России составляет:

· платежи за пользование природными ресурсами – 18,6 %;

· налог на прибыль организаций – 12,7 %.

При расчете доли уплачиваемых налогов целесообразно сгруппи­ровать налоги по объектам налогообложения. Суть такой группировки заключается в том, что­бы выявить операции, которые приносят наибольшие налоговые потери.

Для целей налогового планирования выделяют сле­дующие группы налогов:

1) налоги, связанные с получением дохода:

· налог на прибыль организаций;

2) налоги, связанные с владением имуществом:

· налог на имущество организаций;

3) налоги, связанные с выплатой доходов физическим лицам:

· единый социальный налог;

4) налоги, связанные с использованием природных ресурсов:

· налог на добычу полезных ископаемых;

5) таможенные платежи:

· налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

6) прочие налоги.

За отчетный период организация уплатила 1 млн. руб. налогов. Группировка налогов для целей налогового планирования представлена в табл. 2.6.

Группировка налогов, уплаченных организацией в отчетном периоде

1) Налоги, связанные с получением дохода

— налог на прибыль

2) Налоги, связанные с выплатой доходов физическим лицам

3) Налоги, связанные с владением имущес­твом

— налог на имущество организаций

4) Налоги, связанные с использованием природных ресурсов

— налог на добычу полезных ископаемых

5) Таможенные платежи

— НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Анализ табл. 2.6 позволяет сделать вывод, что в группировке налогов наибольший удельный вес занимают первая, вторая и четвертая группы. Следовательно, при планировании и оптимизации налогов особое внимание необходимо уделять именно этим группам.

Для целей налогового планирования применяют расчет доли уплачиваемых налогов без учета льгот. Этот расчет со­ставляют так же, как и расчет доли уплачиваемых налогов, но суммы налогов принимаются без учета налоговых льгот.

Налоговая база организации по налогу на имущество – 200 млн. руб. Стоимость имущества, не подлежащего налогообложению – 50 млн. руб. Ставка налога на имущество организации 2,2 %. Сумма фактически уплаченного налога:

150 · 0,022 = 3,3 млн. руб.

Для целей составления расчета доли уплачиваемых налогов без учета льгот из налоговой базы исключается сумма льготы и к ней применяется ставка налога. Следовательно, сумма налога без учета льгот составит:

libraryno.ru

Расчет структуры налогов

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка ).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка )

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x [ДС — НДС — (ОТ + страховые взносы) — А — Нсс — Нпр)

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка ).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

studbooks.net

Смотрите так же:

  • Приказом ростехнадзора от 14112013 538 Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (ред. от 28.07.2016) Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 14 ноября 2013 г. N 538 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ […]
  • Перерасчет пенсии 2011 Перерасчет пенсии В октябре, ноябре 2011 года был проведен предварительный перерасчет пенсий пенсионерам МВД с 01 января 2012 года. Должностные оклады рядовому и младшему начальствующему составу были увеличены в 3,2 раза, среднему и старшему – в 3,8 раза. Оклады по званиям установлены в фиксированных суммах. […]
  • Раздел 3 налога на имущество Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2017 г. N ММВ-7-21/[email protected] "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения" Приказ Федеральной […]
  • Федеральным законом от 01122014 406-фз о Федеральный закон от 20.12.2017 N 406-ФЗ "О внесении изменений в статьи 44 и 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 35 и 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 44 И 49 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И […]
  • Пособие по уходу за ребенком до трех лет рб Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возрастут с февраля 23 января, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. В Беларуси пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет возрастут с февраля текущего года, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты. В соответствии с новой редакцией закона […]
  • Стаж работы 50 лет Доплата к пенсии за стаж работы больше 35, 40 и 50 лет: размер и правила начисления Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 09.03.2018 0 845 Просмотров Правила начисления надбавки к пенсии за большой стаж работы В соответствии с последними нововведениями пенсионное обеспечение рассчитывается с применением новых […]
  • Правил пограничного режима Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515"Об утверждении Правил пограничного режима" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 2013 г. Приказом ФСБ России от 7 августа 2017 г. N 454 […]
  • Приказ no 302 от 2012 ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. МОСКВА "Об утверждении перечней […]