Размер неустойки по государственному контракту

Неустойка по государственному контракту

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Указание Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1998 г. № 2959/98;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.09.1999 г. № 4896/98;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.02.2012 г. № 12990/11;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.08.2013 г. № ВАС-11067/13;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2013 г. по делу № А41-47467/12.

    Исходя из предоставленной информации, сообщаем следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации или субъекта России в целях обеспечения государственных нужд.

    Согласно ст. 432 ГК РФ договор (в т.ч. и государственный контракт как его разновидность) считается заключенным, если между его сторонами (в настоящем случае между государственным заказчиком и поставщиком) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора относятся в т.ч. условия, которые названы в договоре как существенные или необходимые для договоров данного вида. В соответствии с ч. 10 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Часть 11 ст. 9 указанного закона устанавливает минимальный размер неустойки поставщика в 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С учетом размера ставки рефинансирования на текущий день (8,25 % годовых, установлено Указанием Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России») минимальный размер неустойки составляет 0,0275 % в день. Больший размер неустойки может быть установлен в государственном контракте по соглашению сторон в силу ст. 421 ГК РФ.

    Как указано выше, неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. При этом обязательством по государственному контракту в рассматриваемом случае является обязанность поставить товар надлежащего качества, в надлежащем количестве и в надлежащие сроки, а не обязанность уплатить неустойку. Другими словами, неустойка в Вашем случае должна быть уплачена за один день просрочки поставки товара. Для расчета размера неустойки используется (если контрактом не установлено иное) стоимость непоставленного в срок товара. Неустойка на сумму неустойку в связи с неоплатой (неустойки) не начисляется в связи с тем, что по смыслу главы 25 ГК РФ за одно правонарушение не могут быть применены сразу две меры ответственности. Указанный вывод подтвержден Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.09.1999 г. № 4896/98, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1998 г. № 2959/98 и п. 51 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ».

    Таким образом, требование государственного заказчика оплатить штрафные санкции на день оплаты является необоснованным. В рассматриваемом случае подлежит уплате лишь неустойка за один день просрочки поставки товара.

    Также стоит учитывать, что согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка поставки произошла вследствие непреодолимой силы или по вине государственного заказчика.

    Принятие государственным заказчиком решения о взыскании с поставщика неустойки влечет для поставщика также неблагоприятные последствия, выражающиеся во включении соответствующих сведений в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

    Сам факт наличия неустойки, размер неустойки и, в связи с этим, законность принятого государственным заказчиком решения о взыскании неустойки с поставщика могут быть обжалованы в судебном порядке. Неустойка может быть значительно снижена в связи с неправильным расчетом либо в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения поставщиком обязательства (ст. 333 ГК РФ), что подтверждается, например, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.08.2013 г. № ВАС-11067/13. Можно занять выжидательную позицию и ждать, обратится ли заказчик в суд с требованием о взыскании неустойки в пределах срока исковой давности.

    Не стоит упускать из виду, что в случае несвоевременной оплаты товара государственным заказчиком, поставщик также может предъявить требования об уплате неустойки заказчиком в соответствии с договором или с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В случае наличия взаимных денежных требований встречные однородные требования могут быть зачтены по заявлению одной из сторон согласно ст. 410 ГК РФ. Возможность одностороннего зачета неустойки допускается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной им в Постановлении от 07.02.2012 г. № 12990/11.

    К требованиям об уплате неустойки применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года, который исчисляется в настоящем случае согласно ст. 200 ГК РФ с момента возникновения права заказчика потребовать уплаты неустойки. При этом необходимо учитывать правовую позицию, занятую арбитражными судами о том, что неустойка – длящаяся санкция, которая начисляется за каждый день нарушения обязательства и, соответственно неустойка, начисляемая за каждый день нарушения обязательства, представляет собой отдельное требование, к которому должен быть применяться установленный законом срок исковой давности (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2013 г. по делу № А41-47467/12).

    Так как срок исковой давности не пропущен, в настоящем случае государственный заказчик имеет право потребовать уплаты неустойки за один день — день просрочки поставки. Неустойка (штраф, пени) на неустойку по день оплаты не начисляется.

    Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Просто позвоните сейчас.

    law4free.ru

    Претензия по государственному контракту образец 44 фз

    Рекомендации по ведению претензионной работы по 44-ФЗ

    Рекомендации по ведению претензионной работы по 44-ФЗ Претензионная работа по контрактам Данный документ составляется в случаях:

    нарушений, связанных со сроками, объемами, ассортиментом поставок (услуг); низкого качества выполняемых работ (предоставляемых услуг, поставляемых товаров); указаний проверяющих органов на неисполнение части контракта; иных нарушений договорных условий.

    Образец претензионного письма о невыполнении условий договора

    Образец претензионного письма о невыполнении условий договора

    Образец претензии о нарушении условий договора.doc Претензия о невыполнении условий договора — это документ, содержащий в себе требования одной стороны к другой, возникшие вследствие неисполнения последней условий заключенного между ними договора.

    Претензия по государственному контракту образец 44 фз

    Претензия по государственному контракту образец 44 фз Образец претензии по 44 фз неустойка Здравствуйте!

    Заказчик не производит оплату по муниципальному контракту. Контракт заключён по итогам электронного аукциона по 44-фз.

    со стороны подрядчика все работы выполнены без нареканий, все акты подписаны.

    Могу ли я обратиться с жалобой в ФАС на нарушение закона? Как осуществить взыскание неустойки по 44 ФЗ? + при обращении в суд после предъявления претензии увеличится число дней просрочки оплаты продукции и соответственно увеличится размер неустойки, что выгодно для Вас.

    Образец претензии за просрочку по 44фз

    Образец претензии за просрочку по 44фз В контракт (договор) включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (договором). (94 ФЗ) В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом (договором), другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

    Образец соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ

    Образец соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ В 44-ФЗ нет конкретного перечня причин по которым заказчик и поставщик могут расторгнуть контракт по соглашению сторон.

    В соглашении о расторжении в качестве причины можно указать только «по соглашению сторон».

    Исходя из практики работы государственных заказчиков, в «Соглашении о расторжении» лучше указать более конкретную причину для исключения вопросов со стороны контролирующих органов.

    Образец претензии по муниципальному контракту (подряд)

    Образец претензии по муниципальному контракту (подряд).

    Администрация не оплатила выполненные подрядные работы. В связи с кризисным состоянием нашей экономики споры по договору подряда возникают даже с Администрациями, которые не выполняют свои обязательства по оплате произведенных подрядных работ.

    Но это не означает, что нужно молча ждать оплаты. Нужно действовать и отстаивать свои права.

    Требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги)

    Требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги) Требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги)

    Требование об уплате пени по 44 фз образец

    Требование об уплате пени по 44 фз образец постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г.

    № 1063 (далее – Правила). Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд « (далее – Закон № 44-ФЗ).

    постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г.

    ruslanhasanov.ru

    Удержание неустойки заказчиком по государственному контракту

    Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

    ПОДПИСАТЬСЯ

    Подписывайтесь на мой канал в Telegram

    Я расскажу о последних новостях и публикациях.
    Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

    За прошедший год уже раз десять ко мне обращались за юридической помощью в связи с тем, что заказчик по государственному контракту удерживал неустойку. В ряде случаев нарушение исполнителем обязательств по контракту действительно имело место, в остальных случаях нарушений контракта не было, а претензии заказчиков были не обоснованы. В обоих случаях, размер удержанной заказчиком неустойки несоизмеримо превышал какие бы то ни было негативные последствия действий исполнителя.

    Особенно несправедливыми были случаи, когда исполнитель выигрывал конкурс, на который был выставлен «сводный» лот, по которому оказание услуг, например клининговых или услуг по обслуживанию, предполагалось на нескольких объектах заказчика. В моем случае это были школы.

    Контрактами предусматривалась ответственность за нарушение исполнителем обязательств по контракту в размере 5 % от стоимости контракта. При этом заказчик выявлял несущественное или спорное нарушение лишь в одной школе и лишь в один отчетный период, а неустойку удерживал в размере 5 % от стоимости услуг за весь период оказания услуги (год) на всех объектах заказчика.

    Исполнители, не согласные с размером неустойки, просили восстановить справедливость.

    В некоторых случаях нам удавалось урегулировать спор в досудебном порядке, часть споров была решена путем утверждения мирового соглашения уже в суде, часть споров была решена в пользу исполнителя судом.

    Удержание неустойки из оплаты или обеспечения

    Право заказчика требовать уплаты неустойки предусмотрено ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…», а правила определения размере штрафа и размера пени утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

    Есть ряд спорных теоретических вопросов о том, вправе ли заказчик в одностороннем порядке удерживать неустойку из оплаты или обеспечения по госконтракту. Каким образом оформляется изменение обязанности заказчика по оплате выполненных работ, в случае удержания из оплаты, или обязанности заказчика по возврату обеспечения, в случае удержания из обеспечения? Надо ли оформлять данные изменения зачетом встречных однородных требований?

    Вопросы возникают в связи с тем, что в действующем законодательстве нет прямого регулирования по данному вопросу, что и порождает разные точки зрения. В частности, удержание неустойки 44-ФЗ вообще не предусмотрено (да наверно и не должно быть предусмотрено).

    Иногда в контрактах или договорах предусмотрено право заказчика на удержание, иногда нет.

    Если же заказчик все же удержал неустойку, то не все еще потеряно для исполнителя, поскольку размер неустойки, подлежащей взысканию, может быть уменьшен.

    Как уменьшить неустойку

    Даже если исполнитель настроен очень решительно, обращение в суд без соблюдения претензионного порядка приведет к оставлению искового заявления без рассмотрения.

    Грамотно изложенная в претензии позиция лица, считающего, что его права нарушены, часто позволяет сэкономить время, силы и деньги.

    По сути, претензия представляет собой 80 процентов иска. Если нарисовать заказчику такую картину мира, что нет вопроса о том будет ли снижена неустойка или нет, а вопрос в том, когда она будет снижена и во что это обойдется заказчику, то спор, скорее всего, решится без суда.

    На данной стадии целесообразно указать, почему исполнитель не согласен с выявленными недостатками в работе, обоснованно возразив против доводов заказчика.

    Если же заказчик настаивает на своей правоте, не соглашается уменьшить сумму неустойки (а некоторыми контрактами прямо запрещено внесудебное уменьшение неустойки), тогда исполнитель может либо простить заказчику деньги, либо обратиться в суд.

    Есть такой тип исполнителей по контрактам, которые ни за что не хотят судиться с заказчиками по госконтрактам или вовсе не верят, что в суде можно чего то добиться. Со всей ответственностью заявляю, что, по крайней мере в моей практике, какой либо ангажированности судов в спорах при цене иска до 10 млн. рублей я за последние лет 10 не встречал, споры рассматриваются в нормальном режиме и без нарушения судом равно удаленности от сторон спора.

    Как уменьшить неустойку в суде

    Как показал опыт, у лица, обращающегося суд, может возникнуть вопрос: о чем же просить суд? Имеется в виду — какое основание и предмет иска указать в исковом заявлении?

    Рекомендую следующую позицию, чтобы уменьшить размер неустойки.

    Составляя исковое заявление, необходимо исходить из того, что на момент подачи иска исполнителем выполнены работы (оказаны услуги) на определенную сумму, которые подлежат оплате.

    Если же заказчик работы (услуги) в полном объеме не оплатил, то мы и просим суд взыскать с заказчика денежные средства в размере стоимости выполненных работ (оказанных услуг) за вычетом суммы произведенной оплаты.

    При этом в исковом заявлении мы указываем, что удержанная заказчиком неустойка явно несоразмерная последствиям нарушения (если мы признаем факт нарушения условий контракта), и просим применить суд ст. 333 ГК РФ. Не буду цитировать здесь эту статью, думаю с ней и так большинство читателей знакомо.

    Думаю вам будет интересно знать, что п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что заявление о несоразмерности неустойки, просьба применить ст. 333 ГК РФ само по себе не является признанием долга либо факта нарушения условий контракта.

    Не забудьте предложить суду свой контррасчет неустойки, а также доводы в обоснование несоразмерности неустойки.

    Соответственно в просительной части иска (предмет иска), чтобы не путать суд и самому не путаться, просите суд взыскать денежные средства в таком то размере, а не необоснованно или излишне удержанную неустойку или оплату за выполненную работу.

    Обоснованность применения неустойки в виде штрафа

    Также хочу обратить ваше внимание на такой, часто встречающийся в спорных вопросах, момент.

    Государственными контрактами предусматривается ответственность сторон как в виде штрафа (разового платежа, который теоретически может взыскиваться за каждое предусмотренное договором нарушение), так и в виде пени.

    В случаях, когда ко мне обращались исполнители по госконтрактам, заказчиком удерживался штраф за, например, не вымытые полы или стекла, не покошенный газон, не почищенный снег.

    Все эти нарушения выявлялись комиссионно и наличие нарушения документально подтверждалось только на момент составления акта.

    В таких случаях мы указывали на то, что в данном случае необходимо применять именно пени, а не штраф, причем пени должно начисляться исходя из стоимости некачественно оказанной услуги, а не от стоимости всех работ за весь срок действия контракта, и за период продолжительностью один день, поскольку доказательств наличия данного нарушения за период предшествующие составлению акта или после составления акта отсутствуют.

    Соответственно удержание неустойки из суммы контракта становится несоизмеримо меньшим.

    В случае, если заказчик необоснованно удерживает с вас неустойку по контракту, вы можете обратиться ко мне и я вам с удовольствием помогу.

    Подобные споры чаще всего рассматриваются в упрощенном порядке, а стоимость моих услуг, как правило, взыскивается с ответчика в полном объеме, то есть доверитель остается «при своих».

    Для примера — свежее дело А40-55892/2017, удержав неустойку в размере 300 000 руб., с заказчика в конечном итоге было взыскано 360 000 руб., в том числе штраф с самого заказчика и судебные расходы. Так что — обращайтесь, с удовольствием помогу.

    www.advokat-mugin.ru

    Порядок расчета неустойки по государственному контракту

    Здравствуйте, дорогие коллеги! Довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда специалисты (сотрудники организации), отвечающие за подготовку документации для участия в конкурсных торгах не уделяют должного внимания проекту государственного (муниципального) контракта, представленного в комплекте документации. А если они и уделяют ему внимание, то весьма поверхностное. И это большая ошибка. Так как в контракте Заказчик прописывает условия исполнения контракта и в том числе — размер неустойки в случае неисполнения обязательств по данному контракту. Поэтому внимательным образом изучайте проект контракта и не попадайтесь на крючок, на который попадаются многие поставщики, которые ради победы в конкурсе указывают минимальные сроки для того, чтобы набрать наибольшее число баллов, забывая о штрафных санкциях при срыве сроков исполнения контракта.

    И так, давайте разберемся, что же такое неустойка?

    Неустойка (штраф, пеня) — в соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

    Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

    Согласно ст. 332 ГК РФ, если неустойка установлена законом (законная неустойка), кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли такая обязанность соглашением сторон. Причем отдельно указано, что размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, откуда следует, что размер законной неустойки не может быть уменьшен соглашением сторон.

    Согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Важно.

    Если в договор включен пункт о том, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство, обязана выплачивать другой стороне неустойку на сумму неисполненного обязательства в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. При таком условии размер неустойки за каждый день неисполнения будет менее 1/300 ставки рефинансирования, так как число дней в году при расчете неустойки принимается равным 360 (если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота), а не 300 — п. 2 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление № 13/14).

    Расчет неустойки по норме (ч.11 ст. 9 Закон № 94-ФЗ) производится по формуле:

    Где Х – размер неустойки в руб.;

    Z – размер неисполненного обязательства (сумма задолженности) в руб.;

    S – ставка рефинансирования ЦБ в %;

    N – количество дней просрочки.

    Из формулы видно, что для расчета неустойки необходимо определить три величины:

    1. Период неисполнения обязательства;

    2. Размер неисполненного обязательства;

    3. Размер ставки рефинансирования ЦБ.

    1. Период неисполнения обязательства

    По общему правилу, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если в договоре указано, что должник должен исполнить свое обязательства в срок до такого-то числа, моментом начала неисполнения обязательства будет следующий день.

    Если на момент расчета должник уже исполнил просроченное обязательство, то днем окончания периода неисполнения будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ). Если обязательство все еще не исполнено, последним днем периода неисполнения (для целей расчета) будет день производства расчета (подачи претензии, иска и т.п.).

    Количество дней, прошедших со дня, в который должно было исполниться обязательство, и до дня его фактического исполнения либо составления расчета, и будет периодом просрочки.

    2. Размер неисполненного обязательства (сумма задолженности)

    Размер неисполненного обязательства определяется как разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору, и тем, сколько он уже исполнил надлежащим образом на момент производства расчета.

    3. Размер ставки рефинансирования ЦБ

    По общему правилу, размер ставки рефинансирования определяется на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, если законом или соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставки устанавливаются указаниями Банка России на определенный период и публикуются на его официальном сайте (http://www.cbr.ru). На текущий момент ставка рефинансирования составляет 8,25% годовых.

    Пример расчета размера неустойки:

    Предположим, в договоре указано, что поставщик обязан исполнить обязательство, например, поставить товар, на сумму 100 000 рублей не позднее 1 февраля 2012 года. По факту же исполнено (поставлено) в указанный срок было на сумму 70 000 рублей. Разница, то есть сумма неисполненного обязательства составляет 30 000 рублей.
    Заказчик производит расчет процентов 10 апреля 2012 года. Тогда период просрочки — с 2 февраля по 10 апреля включительно — составляет 69 дней.
    Ставка рефинансирования на этот день составляет 8% годовых.

    Размер неустойки составит:

    X=Z*(S/300)*N=30000*(0,08/300)*69=552 руб.

    Скачать программу расчета неустойки в excel можно по данной ссылке.

    К сведению:

    Если размер (ставка) процентов будет явно несоразмерен последствиям просрочки исполнения денежного обязательства, суд будет вправе уменьшить ставку процентов с учетом изменения размера ставки рефинансирования ЦБ РФ в период просрочки, а также иных обстоятельств, влияющих на размер процентных ставок (ст. 333 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума № 13/14). Например, если выбранная ставка рефинансирования является самой высокой из всех ставок, действовавших в период просрочки, и при этом она действовала очень незначительное количество дней из всего периода просрочки, суд может применить усредненную ставку (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 № А32-436/2009).

    zakupkihelp.ru

    Неустойка по государственному контракту

    Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств. Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени). Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

    Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания

    Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

    В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

    Государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).

    Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).

    Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

    Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.

    Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени. При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени — в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

    Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст. 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.

    Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

    Порядок расчета неустойки

    Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).

    Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).

    Не более 3 млн. руб.

    От 3 млн. до 50 млн. руб.

    От 50 млн. до 100 млн. руб.

    Свыше 100 млн. руб.

    Размер штрафа, взыскиваемого с заказчика

    Размер штрафа, взыскиваемого с поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки

    Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

    Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.

    Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

    Кроме того, финансисты в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525 рекомендуют выполнять требования по уплате неустойки, а также определять порядок исполнения денежного обязательства учреждения по контракту на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащего обязательные реквизиты, установленные для первичных учетных документов. При этом обязанность составления этих документов может быть предусмотрена сторонами при заключении контракта.

    Бюджетный учет

    Неустойка, подлежащая уплате государственным (муниципальным) заказчиком. Согласно положениям п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

    Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) (п. 5 ст. 161, п. 2 ст. 72 БК РФ). Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    Как было сказано ранее, при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). В этом случае уплата неустойки (штрафа, пени) должна производиться за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ ).

    Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с уплатой неустойки поставщику (подрядчику, исполнителю).

    Пример 1

    Казенное учреждение (государственный заказчик) нарушило сроки оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден, и заказчик обязан уплатить поставщику пени в сумме 1 400 руб. (цифры условные).

    В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи*:

    Приняты расходы по уплате неустойки (пени) поставщику по государственному контракту

    Перечислена сумма неустойки (пени) с лицевого счета поставщику

    * Операции по санкционированию расходов бюджета в таблице не приведены.

    Неустойка, подлежащая уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Исходя из положений ст. 125, 126 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами являются публично-правовые образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. И в случае уплаты такому кредитору неустойки необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 БК РФ средства, полученные от применения мер гражданско-правовой ответственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. Такие доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для дальнейшего распределения в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 40 БК РФ).

    С учетом вышеуказанных норм, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено (на основании ст. 313 ГК РФ) возложение на государственного (муниципального) заказчика обязательства исполнителя по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В названном случае казенное учреждение при оплате государственного (муниципального) контракта может выплатить исполнителю сумму, уменьшенную на сумму неустойки (штрафа, пени), при условии перечисления ее в установленном порядке в доход бюджета на основании платежного документа с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

    В частности, чиновники в Письме Минфина РФ N 02-03-007/47762, Федерального казначейства N 42-7.4-05/3.3-684 от 08.11.2013 «О порядке учета бюджетных обязательств» разъясняют, что неустойка (пени, штрафы) в доход федерального бюджета перечисляется согласно заявке на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), и исполнитель, за которого осуществляется перечисление неустойки, указывается в поле «Назначение платежа».

    Обратите внимание! Согласно п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.

    При ведении учета бюджетных обязательств по государственным контрактам получателям средств федерального бюджета необходимо руководствоваться положениями Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета с учетом следующих особенностей:

    — для внесения изменений в показатели учтенного Федеральным казначейством бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) (далее — заявка на внесение изменений), в которой в разд. 2 «Реквизиты контрагента» указываются как реквизиты исполнителя, так и реквизиты соответствующего администратора доходов федерального бюджета;

    — одновременно с заявкой на внесение изменений получатель средств федерального бюджета в качестве документа, являющегося основанием для внесения изменений в показатели бюджетного обязательства, представляет в Федеральное казначейство акт о приемке товаров, работ, услуг.

    В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

    Руководствуясь рекомендациями, приведенными в Письме N 02-11-00/5959, рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику.

    Пример 2

    Федеральное казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, заключило государственный контракт на поставку медикаментов на сумму 1 500 000 руб. Поставщик нарушил сроки поставки, и учреждение предъявило ему требование об уплате пени в сумме 50 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на госзаказчика возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.

    В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

    love-credit.ru

  • Смотрите так же:

    • Сайт белпочты жалоба Белпочта : отслеживание отправлений Страна: Беларусь +375 17 293 59 94 / +375 17 222 71 62 http://www.belpost.by/ Информация о службе: Белпочта РУП «Белпочта» — госпредприятие республики Беларусь, основа национальной почтовой сети. Осуществляет как доставку международных отправлений, так и пересылку внутри страны, […]
    • Какая пенсия у инвалидов 2 группы с детства Разбираемся, каким должен быть размер минимальной пенсии инвалида 2 группы Сейчас государство разными способами производит помощь социально незащищенным слоям населения. Отдельную заботу проявляют по отношению к инвалидам. В этой статье рассматривается, какой наименьший возможный размер пенсии при инвалидности 2 […]
    • Нотариусы ул 1905 года Нотариусы у метро Улица 1905 года В Москве рядом со станцией метро Улица 1905 года находится 9 нотариальных контор. В них 3 нотариуса работают после 6 вечера в будние дни, 3 нотариуса работают в субботу и ни один нотариус не работает по воскресеньям. Ниже показан список нотариальных контор с указанием ФИО нотариусов, […]
    • Приказы по начальной школе по вшк Справки по ВШК Во исполнение приказа Управления образования администрации города Белгорода № 1347 от 19 августа 2008 года «О проведении Дня знаний 1 сентября 2008 года», в целях обеспечения организованного начала учебного года и проведения первого дня занятий, Дня знаний, профилактики правонарушений и употребления […]
    • Закон о государственной службе рк 2018 Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 233149 На казахском языке: 116904 На русском языке: 115839 На английском языке: 406 Дата обновления: 07.06.2018 […]
    • Московская областная коллегия адвокатов список адвокатов Коллегии адвокатов Москвы - Официальный рейтинг На настоящей странице представляем вам официальную информацию о коллегиях адвокатов Москвы, Московской области и их официальные сайты. Коллегия адвокатов Москвы - официальный сайт (Палата адвокатов Москвы) Адрес: 119002, Москва, Сивцев Вражек, д. 43 ТЕЛЕФОНЫ: […]
    • Закон муна Закон муна Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия Федоровича […]
    • Осаго сколько месяцев Цена полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев Сразу огорчу тех, кто хочет купить страховку ОСАГО на 1 месяц. Или на два. Так сделать нельзя, минимальный период использования по закону — 3 месяца. А вот купить полиса на 3 месяца или на полгода можно. Да и вообще на любое количество месяцев. И стоить это будет дешевле полной […]