Решение суда имеет высшую юридическую силу

Что имеет большую юридическую силу: решение суда или ФЗ?

Что имеет большую юридическую силу? Решение суда о факте постоянного проживания в Крыму или статья Федерального закона, определяющая, что закон применяется только для постоянно проживающих в Крыму и подтверждением этого является штамп в паспорте на 18.03.2014 г., вышедший чрез 4 месяца после решения суда, вступившего в законную силу.

Ответы юристов (1)

Здравствуйте, Мария. Некорректно сравнивать решение суда и ФЗ по юридической силе. Это все равно, что сравнивать красное с тяжелым. Для данного конкретного случая, по которому судом вынесено вступившее в силу законное решение, решение обязательно для всех госорганов, должностных и иных лиц и граждан.

Если решением установлен факт, имеющий юридическое значение, в соответствии с действовавшим на момент принятия решения законом, оно имеет юридическую силу. Последующие изменения законов, принятие новых, никак не может отразиться на вступившем в законную силу решении суда. За исключением разве что законов, устанавливающих или отменяющих уголовно-правовую, административную, налоговую ответственность.

Кроме того, и после вступления в силу нового закона суды не лишены возможности устанавливать, при наличии оснований, факты, имеющие юридическое значение. В том числе, и факт проживания в определенной местности.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Конституционный суд признал неконституционным закон о референдуме

Конституционный суд признал неконституционным закон о всеукраинском референдуме от 2012 года. Об этом на странице в социальной сети Фейсбук сообщил судья-докладчик по данному делу Василий Лемак.

По его словам, его проект решения 26 апреля поддержали все судьи КС. По данным пресс-службы Конституционного Суда, закон признали неконституционным как из-за нарушения процедуры его принятия, так и из-за содержания.

Суд решил, что указанный закон полностью противоречит Конституции. Приняв его, парламент вышел за пределы своих конституционных полномочий. Решение суда является обязательным, окончательным и не подлежит обжалованию.

В решении также отмечается, что Верховная Рада на уровне обычного закона урегулировала те отношения, которые являются предметом Конституции Украины. А намерение законодателя и выбранные им законодательные средства не согласуются с главным законом страны.

Суд указал, что процедуру внесения изменений в Конституцию Украины запускает парламент. Сначала законопроект об изменениях должен быть принятым не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Затем президент назначает референдум, граждане утверждают изменения в Конституцию. Другого порядка изменений в основной закон нет.

Но приняв закон, Верховная Рада вышла за пределы своих конституционных полномочий. То есть проигнорировала положение о том, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, а все законы принимаются на ее основе.

Кроме того, приняв закон, Рада сформировала законодательные механизмы непосредственного осуществления народом власти за пределами порядка, предусмотренного Конституцией Украины, в результате чего был нарушен конституционный принцип разделения власти.

В решении указано, что полномочия по проверке на конституционность вопросов, которые выносятся на всеукраинский референдум, закон возлагает на Центральную избирательную комиссию.

Это положение существенно ограничивает полномочия Конституционного Суда Украины относительно превентивного конституционного контроля, предусмотренного Конституцией Украины, что ставит под угрозу права и свободы человека, независимость и территориальную целостность Украины.

Недавно г руппа народных депутатов обжаловала в Конституционном суде принятый Верховной Радой закон о так называемой реинтеграции Донбасса.

Напомним. президент Украины Петр Порошенко определился с назначением новых судей Конституционного суда. На эту должность он назначил Василия Лемака и Сергея Головатого.

vesti-ukr.com

Какой закон имеет высшую юридическую силу

Нормативно-правовые акты и их виды

Примечание. Подробно процедура законотворчества излагается в теме «Правотворчество».

5. принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства. Этот порядок должен подчеркнуть значимость, его особую роль и место в системе правовых актов.

являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы:

Какой закон имеет высшую юридическую силу

Студент третьего курса института без уважительной причины не явился на зачёт. Это пример: 1) административного проступка 2) уголовного преступления 3) гражданского правонарушения 4) дисциплинарного проступка 1) иск 2) договор 3) сделка 4) компенсация 1. Найдите в предложенном списке характеристики правовых норм.

1) изменяются с развитием общества 2) появились раньше других социальных норм 3) предполагают юридическую ответственность за их нарушение 4) существуют только в форме 5) касаются строго определённого круга лиц 1) гласность суда 2) состязательность сторон 3) равенство всех перед 4) отсутствие суда присяжных 5) наличие имущественного ценза при обращении в суд 1) обладает высшей юридической силой 2) принята парламентом России 3) гарантом её соблюдения является Верховный суд РФ 4) принята всенародным голосованием 5) определяет основы государственного устройства России 1) являются противоправным деянием 2) приводит к возникновению юридической ответственности 3) указан (-о) в Уголовном кодексе РФ 4) представляет особую опасность для общества 5) может совершаться по неосторожности

  1. Отметить нарушение
  2. Попроси больше объяснений
  3. Следить

от alnatemerva 18.

Статья 15 Конституции России

Следует отметить, что Конституция РФ необоснованно избегает термина «юридическое лицо», оперируя вместо него термином «объединения граждан». Первая — законы (включает законы РФ о поправках к Конституции РФ*(58), федеральные конституционные законы, федеральные, законы субъектов РФ) подлежат обязательному опубликованию в любом случае.

Опубликование сведений о том, какие источники могут считаться официальными, раскрывается в текущем законодательстве.

Юридическая сила (приоритет) законов, кодексов и т

Юридическая сила (приоритет) законов, кодексов и т.д.

Кодекс, потом ФЗ

Нормативно-правовые акты по своей юридической силе делятся на законные и позаконные акты.

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ как основной закон государства далее:

Федеральные конституционные, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Федеральные: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) в зависимости от отрасли права;

Подзаконные нормативные акты, конкретизирующие законы:

— акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

— акты органов местного самоуправления

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Общий или специальный?

Дело о прослушке. Новый общий закон не имеет приоритета над старым специальным законом C & Ors, Re Judicial Review [2007] NIQB 101 (30 November 2007) (High Court of Northern Ireland). Однако два других лорда-судьи сочли, что положения нового закона не означают, что парламент намеревался отменить профессиональные привилегии, предусмотренных ранними.

Соответственно, приоритет имеет старый специальный закон.

Какой закон имеет высшую юридическую силу

Что является выше по юридической силе, международные договоры или Конституция Российской Федерации?

vash-yurist102.ru

Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для квалификации преступлений (стр. 1 из 4)

Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для квалификации преступлений.

1.Механизм уголовно-правового регулирования. 5

2. Правовая природа руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений. 9

2.1. Общая характеристика деятельности Пленума Верховного Суда в РФ в области толкования уголовного закона. 9

2.2. Правовая природа актов, издаваемых Верховным Судом РФ, имеющих разъяснительное значение. 11

Список использованной литературы.. 22

Принятие Конституции РФ обусловило необходимость приведения российского уголовно законодательства в соответствие с основным законом страны. Итогом реформы уголовного законодательства явилось принятие нового уголовно кодекса, который вступил в действие с 1 января 1997 года.

Сравнительный анализ положений Уголовного кодекса РФ и правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в сфере уголовного регулирования показывает, что последние получили закрепление и развитие в современном российском уголовном законодательстве.

Оценка влияния деятельности высших судов РФ в сфере правового регулирования уголовного права неоднозначна. В связи с этим определенно возникает необходимость выяснения роли разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в правовом регулировании уголовных правоотношений, их места в механизме уголовного регулирования.

В настоящей работе были использованы работы Н.Г. Александрова, С.С.Алексеева, В.М. Горшенева, К.Ф., И.В. Маслова, О.А. Савельевой, Л.С. Явича и других специалистов в области теории государства и права, конституционного, уголовного права. Целью настоящего исследования является анализ роли и места разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в механизме уголовно-правового регулирования. Данная цель с необходимостью обусловила постановку следующих задач настоящего исследования:

— рассмотрение механизма уголовного регулирования как системы правовых средств, обеспечивающих воздействие уголовного права на общественные отношения;

— анализ правовой природы руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений.

1. Механизм уголовно-правового регулирования

С точки зрения общесоциального предназначения право является средством разрешения практически значимых задач общества. Право в целом как система общеобязательных, формально определенных правил поведения играет роль социального регулятора, функционирующего в статическом и динамическом состоянии[2] .

Предметом же регулирующего воздействия права выступают общественные отношения. Иными словами, основной функцией права является правовое регулирование общественных отношений. Правовое же регулирование в теории права в самом общем виде определяется как осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств регулятивно-нормативное воздействие на общественные отношения[3] .

Социальное назначение уголовного права, как и любой другой отрасли права, заключается в его регулятивной функции.

Данная функция уголовного права выражается в закреплении и доведении до общего сведения модели тех общественных отношений, которые могут иметь место в сфере уголовно-правовых отношений.

Уголовно-правовое регулирование обеспечивает перевод нормативных установлений уголовного права в субъективные права и юридические обязанности субъектов уголовно-правовых отношений, являясь для уголовно-правовых норм своеобразным «проводником в жизнь». В этом смысле под уголовн0правовым регулированием можно понимать результативное, нормативно-организационное воздействие уголовного права на общественные отношения

Разработка механизма правового регулирования как самостоятельной научной проблемы началась в 60-х годах прошлого столетия. Введение понятия механизма правового регулирования в категориальный аппарат отечественной юриспруденции связано с именами таких ученых, как Л.С. Явич и В.М. Горшенев.[4] Эти ученые сделали первые теоретические обобщения по данной проблеме.

Впервые в отечественной теории права наиболее полно понятие механизма правового регулирования было раскрыто в работах С.С. Алексеева. Именно он в своей монографии рассматривая понятие механизма правового регулирования, показал, что данная правовая категория имеет методологическое значение в исследовании права[5] .

Механизм правового регулирования С.С. Алексеевым понимается как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.[6]

Ученый приходит к выводу о соответствии элементов (частей) механизма правового регулирования стадиям правового регулирования. В связи с этим он выделяет три основные стадии правового регулирования:

1) регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредствовании;

2) действие норм права, в результате которого возникают или изменяются правовые отношения (субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений);

3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей.[7]

Стадиям правового регулирования соответствуют элементы механизма правового регулирования:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав и обязанностей.

К механизму правового регулирования может присоединиться и четвертый элемент — индивидуальные предписания, акты применения права.

Это самая распространенная, но не единственная точка зрения на понятие механизма правового регулирования. В известной работе В.М. Горшенева «Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе» (1972) приводится иное понимание механизма правового регулирования. В.М. Горшенев указал, что механизм правового регулирования составляют, с одной стороны, закрепляемые в нормах права способы воздействия, закрепленные в праве дозволения и запреты, а с другой — способы реализации права, проявляемые в фактическом поведении людей. Между этими «чистыми», по выражению В.М. Горшенева, способами начального воздействия права и его законченной реализации в качестве промежуточных звеньев выступают такие правовые явления, как правосубъектность, юридические факты, правоотношение.

Таким образом, В.М. Горшенев полагал, что механизм правового регулирования слагается из определенных способов воздействия (как активной стороны правового регулирования) и способов реализации (как результативной стороны)[8] . Несмотря на обоснованную критику данной позиции С.С. Алексеевым, точка зрения В.М. Горшенева имеет, по мнению ряда авторов, определенную научную ценность, так как предложенное им понимание механизма правового регулирования позволило теории права выйти на «глубинный» уровень исследования проблемы механизма правового регулирования, то есть на уровень средств воздействия права и их функционирования в механизме правового регулирования.

Схожее с принадлежащей С.С. Алексееву точкой зрения на проблему механизма правового регулирования мнение изложил Н.Г. Александров. Однако он полагал, что звеньями механизма правового регулирования являются:

1) установление правового статуса лица;

2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;

3) установление моделей правоотношений;

4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.[9]

С учетом различного видения проблемы механизма правового регулирования (воздействие права на общественные отношения, на поведение людей носит многоаспектный характер) в теории права наметились различные направления в ее разработке. Помимо инструментального[10] , или специально-юридического, направления существуют еще два конструктивных подхода в исследовании механизма правового регулирования: психологический и социальный.

В рамках данной работы наиболее целесообразно использовать определение механизма правового регулирования данное С.С. Алексеевым под которым понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения

2. Правовая природа руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений

2.1. Общая характеристика деятельности Пленума Верховного Суда в РФ в области толкования уголовного закона

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[11] Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данная норма реализует положения ст. 126 Конституции РФ, которая гласит, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Последнее из названных полномочий Верховный Суд РФ реализует в различных формах, основными из которых являются принятие Пленумом Верховного Суда РФ постановлений и утверждение Президиумом Верховного Суда РФ обзоров судебной практики.

mirznanii.com

Какой из нормативно-правовых актов имеет большую юридическую силу: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) или ГК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и применяются в первую очередь. В случае отсутствия в Законе N 208-ФЗ конкретной нормы следует руководствоваться ГК РФ, устанавливающим общие положения в сфере гражданских правоотношений.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами, которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п. п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

economic24.ru

Смотрите так же:

  • Закон одного основания пример Закон достаточного основания Зако?н доста?точного основа?ния— закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. [1] [2] [3] [4] Допустим, […]
  • Разрешение на транспортные услуги Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара. Товар можно доставлять как за счет средств и сил продавца, так и наоборот, за счет покупателя, какой именно способ […]
  • Публичные штрафы Публичные слушания // Публичные слушания 06.04.2018 Оповещение о проведении публичных слушаний. Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки территории по адресу: Хохловский пер, д.10, стр.6 На публичные слушания представляются материалы проекта внесения изменений в правила землепользования и […]
  • Спор в коммерческой деятельности Спор в коммерческой деятельности «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования» Какие преимущества имеют обучающиеся на нашем сайте: 1. Невероятно низкая стоимость обучения при высоком качестве учебных программ. 2. Совмещение учёбы и работы, так как обучение […]
  • Известить работодателя увольнении Как известить работника об увольнении Раб-ка пред-ют о сокр. за 2 м, но не увол-ют, а потом пред-ют об увол уже на друг дату, но увол лишь через 4м. ЭТО прав? Не менее чем за 2 месяца Подскажите,пожалуйста, как быть?Работник прислал мне емэйл, в котором известил об увольнении по собственному желанию. Что мне делать? […]
  • Судьи шевченковского районного суда г киева Шевченковский районный суд. Адвокат Шевченковского района Консультации адвоката по вопросам судебных разбирательств в Шевченковском районном суде города Киева от 200 гривен . Контактная информация адвоката Шевченковского района • 44-361-67-38 • 067-925-79-69 • 093-237-37-02 • 066-406-02-27 • E-mail: […]
  • Правила пдд для 4 класса Классный час в начальной школе по ПДД для 3–4-х классов по теме «Правила безопасности на дороге» Цели: углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их. развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование […]
  • Антипин вВ адвокат Антипин вВ адвокат Вся представленная информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Представленная информация может утратить актуальность в связи с вносимыми изменениями. Список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую […]