Сетевое обучение по закону об образовании

Тест по закону «Об образовании»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тест по применению норм

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Требует ли Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», чтобы в наименовании государственной или муниципальной организации, реализующей в качестве основной программу среднего общего образования, было указано, что она является учреждением (если данная организация действует в этой организационно-правовой форме)?

а) Да, в Законе есть правовая норма, устанавливающая, что в наименовании должно быть указание на организационно-правовую форму;

б) Нет, Закон не содержит норм, устанавливающих требование к наименованию организаций;

в) В Законе есть требование, чтобы в наименовании были слова и «организация» и «учреждение»;

г) Закон требует, чтобы в наименовании было лишь словосочетание «образовательная организация».

Что собой представляют такие органы управления, как Управляющий совет и Педагогический совет?

а) Управляющий совет и Педагогический совет – это органы самоуправления образовательной организацией;

б) Управляющий совет и Педагогический совет – это коллегиальные органы управления образовательной организацией;

в) Управляющий совет – это орган самоуправления, а Педагогический совет – коллегиальный орган управления образовательной организацией;

г) Управляющий совет – это коллегиальный орган управления, а Педагогический совет – это орган самоуправления образовательной организацией.

Вправе ли общеобразовательные организации самостоятельно выбирать учебники для использования их при реализации необязательной части основной образовательной программы, т.е. в части, формируемой участниками образовательных отношений?

а) Да, но только из числа учебников, вошедших в федеральный комплект;

б) Да, безусловно;

г) Да, но только из перечня учебников, которые допущены к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Какой срок определён Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» для сдачи учащимися академической задолженности?

а) Срок определяет образовательная организация, но в пределах одного года с момента образования академической задолженности;

б) Один (следующий) учебный год;

в) Закон ничего не говорит о сроках сдачи академической заложенности;

г) Академическая задолженность должна быть ликвидирована до начала следующего учебного года.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная гимназия – это тип или вид?

в) Это не тип (тип – общеобразовательная организация) и не вид (деление общеобразовательных организаций на виды не предусмотрено Законом);

г) Не тип и не вид (деление общеобразовательных организаций на типы и виды не предусмотрено Законом).

Кто является учредителем муниципальной (государственной) общеобразовательной организации?

а) Управление образованием, уполномоченное Администраций местного органа управления (Орган управления образованием субъекта РФ, уполномоченный правительством субъекта РФ);

б) Муниципальный район или муниципальный городской округ (Субъект РФ);

в) Правительство РФ;

г) Орган местного самоуправления муниципального района или муниципального городского округа (Правительство субъекта РФ).

На кого Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» возложена обязанность осуществлять аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой ими должности?

а) На учредителя;

б) На соответствующие органы местного самоуправления;

в) На органы управления образованием соответствующего Субъекта РФ;

г) На образовательную организацию.

Кто в соответствии с Законом должен разрабатывать и утверждать устав образовательной организации?

а) Разрабатывать и принимать устав должна образовательная организация;

б) Разрабатывать устав должна образовательная организация, а утверждать его – учредитель образовательной организации;

в) Устав должен утверждаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) И разрабатывать, и утверждать устав должна образовательная организация.

Можно привлекать учащихся общеобразовательной организации к уборке территории?

а) Да, безусловно;

б) Да, при условии согласия каждого учащегося, а если он несовершеннолетний, то и его родителей (законных представителей);

в) Да, при условии согласия каждого учащегося;

г) Нет, ни при каких условиях.

Кто (или какой орган) в соответствии с Законом должен устанавливать порядок аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций?

а) Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки РФ);

б) Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ;

в) Учредитель образовательной организации;

г) Правительство РФ.

Вправе ли учащиеся общеобразовательной организации создавать студенческие отряды и участвовать в их работе с целью временной трудовой занятости в свободное от учёбы время?

а) Да, безусловно;

б) Нет, так как студенческие отряды – для студентов;

в) Да, но только учащиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего образования;

г) Да, при согласии родителей (законных представителей).

Что является основанием возникновения образовательных отношений между обучающимся и муниципальной или государственной образовательной организацией?

а) Распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приёме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации;

б) Договор об образовании;

в) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

г) Закон не регулирует этот вопрос.

Кому адресовано требование Закона: «бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность»?

а) Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность;

б) Работникам организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся.

Термин «основное общее образование» в Законе означает образовательный ценз или образовательный уровень?

а) Образовательный ценз;

б) Образовательный уровень;

в) И то, и другое, поскольку это одно и то же;

г) Ни то, ни другое.

Можно ли к учащемуся – четырнадцатилетнему подростку – применить такую меру дисциплинарного взыскания как отчисление (исключение) из общеобразовательной организации?

а) Да, Закон предусматривает такую меру дисциплинарного взыскания для таких подростков;

б) Нет, поскольку в списке дисциплинарных взысканий, приведённых в Законе для учащихся общеобразовательной организации, такая мера не предусмотрена;

в) Нет, поскольку учащемуся не исполнилось пятнадцать лет;

г) Да, но только как крайняя мера в случае, если исчерпаны все другие меры дисциплинарного воздействия, применение которых не дало результата.

Допускает ли Закон совместную деятельность двух или нескольких образовательных организаций по реализации общеобразовательной программы без объединения этих учреждений в единое юридическое лицо?

а) Нет, можно только воспользоваться на договорной основе ресурсами других образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию;

б) Нет, можно только воспользоваться на договорной основе ресурсами организаций науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивных, религиозных и иных организаций;

в) Нет, ни в каких случаях;

г) Да, можно создавать совместные образовательные программы.

Разрешает Закон отказать ребёнку в приёме в государственную или муниципальную общеобразовательную организацию, если он имеет право на обучение по общеобразовательным программам?

б) Да, если он не проживает на закреплённой за школой территорией;

в) Да, только в случае отсутствия в образовательном учреждении мест;

г) Да, в случае отсутствия в образовательном учреждении мест и, если по законодательству субъекта РФ осуществляется приём для получения основного и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения.

Возможен ли в соответствии с Законом условный перевод учащегося в следующий класс, если у него имеется академическая задолженность по результатам обучения за 4-ый класс (начальный уровень образования заканчивается в 4-ом классе)?

а) Условный перевод в следующий класс вполне возможен, если такое решение примет Педагогический совет;

в) Условный перевод в следующий класс вполне возможен, но только с согласия родителей (законных представителей);

г) Закон не только предоставляет такую возможность, но и обязывает общеобразовательные организации переводить учащихся условно в следующий класс при наличии у них академической задолженности.

Через какой максимальный отрезок времени педагогический работник имеет право на бесплатное повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования?

а) Не реже чем один раз в три года;

б) Не реже чем один раз в пять лет;

в) Срок устанавливает учредитель;

Можно ли взимать плату с родителей (законных представителей) за нахождение их ребёнка в группе продлённого дня, если там предусмотрены занятия с отстающими и повторение пройденного учебного материала для всех остальных?

а) Да, если при этом в родительскую плату не включены расходы по реализации основной общеобразовательной программы;

б) Родительская плата за нахождение ребёнка в группе продлённого дня Законом не предусматривается;

в) Закон полностью отдаёт решение этого вопроса учредителю;

г) Да, в родительскую плату за нахождение ребёнка в группе продлённого дня могут быть включены все расходы на ребёнка, в том числе и расходы, связанные с осуществлением учебных занятий с отстающими и (или) по повторению пройденного учебного материала основной образовательной программы.

По скольким предметам учащийся может иметь академическую задолженность, чтобы можно было перевести его в следующий класс условно?

г) Закон не ограничивает число предметов, по которым у учащегося имеются академические задолженности.

Чем отличаются используемые в Законе понятия «формы получения образования» и «формы обучения»?

а) Ничем, это одно и то же;

б) Формы образования включают в себя и формы обучения, и формы воспитания;

в) Формы получения образования — это получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне их, а формы обучения — очная, очно-заочная и заочная формы;

г) В Законе есть только одно понятие «формы обучения».

Кто должен решить вопрос о приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию ребёнка, не достигшего минимального возраста, по достижении которого Закон разрешает обучаться в общеобразовательной школе, если родители (законные представители) настаивают на этом?

а) Учредитель или орган управления его представляющий;

б) Орган управления образованием субъекта РФ, который выделяет деньги в соответствии с установленными нормативами финансирования;

в) Руководитель образовательной организации;

г) Закон запрещает обучение детей в государственных и муниципальных образовательных организациях по программам начального общего образования, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев.

Когда Закон распространяет какую-либо правовую норму на деятельность образовательных организаций, осуществляющих обучение, относится ли эта норма к муниципальной или государственной общеобразовательной школе?

а) Да, безусловно;

б) Нет, муниципальная общеобразовательная школа не относится к числу образовательных организаций, осуществляющих обучение;

в) Да, если общеобразовательная деятельность является для неё основной;

г) Да, но только эта норма относится к государственной общеобразовательной школе.

Когда возникает конфликт интересов педагогического работника?

а) Когда администрацией образовательной организации нарушены права и законные интересы педагогического работника;

б) Когда учащиеся или их родители недовольны профессиональной деятельностью педагога и официально заявили об этом;

в) Когда при осуществлении педагогической деятельности у педагога возникает личная заинтересованность в получении материальной или нематериальной не оговорённой трудовым договором выгоды;

г) Когда возникает конфликт с коллегами.

Какой размер средней заработной платы педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций установлен Законом?

а) Не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации (только для педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций);

б) Не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации (для всех педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций);

в) Не ниже уровня средней заработной платы по всей промышленности Российской Федерации (для всех педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций);

г) Не ниже уровня средней заработной платы в Российской Федерации (для всех педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).

Даёт ли Закон право родителям (законным представителям) посещать по их желанию учебные занятия?

б) Нет, Закон запрещает это;

в) Да, но только как представитель Родительского совета, по решению этого совета;

г) По этому поводу Закон не устанавливает конкретных норм.

Требует ли Закон, чтобы общеобразовательная организация заключала образовательный договор с родителями (законными представителями) детей, принимаемыми для обучения по образовательным программам общего образования?

а) Да, во всех случаях;

б) Да, но только в случае приёма на обучение за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

в) Закон требует, что бы определил учредитель, закрепив это в уставе общеобразовательной организации;

г) Заключать или не заключать договор определяет сама общеобразовательная организация.

Какие меры дисциплинарного взыскания разрешено применять к обучающимся, осваивающим образовательные программы начального общего образования?

б) Только замечание;

в) Только замечание и выговор;

г) Только замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

Вправе ли родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если одним из педагогических работников нарушены их права или права их ребёнка?

а) Нет, в этом случае пишется заявление в администрацию общеобразовательной организации с требованием о назначении дисциплинарного расследования;

б) Да, если такая комиссия создана в общеобразовательном учреждении по решению администрации этого учреждения;

в) Да, безусловно;

г) О такой комиссии в Законе не упоминается.

infourok.ru

Сетевое обучение по закону об образовании

Действительно, в соответствии с п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускалось деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских — не менее 20 человек. В общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения также допускалось деление класса на две группы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.

Новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015, оговаривает только предельную наполняемость классов: 25 человек и не более 15 человек в классе (группе) учащихся с ограниченными возможностями здоровья (пункты 18, 22). Ни в данном документе, ни в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10» относительно деления классов на группы при проведении занятий ничего не говорится.

Практическое значение деления классов на группы имеет и педагогическое значение (повышение эффективности учебных занятий), и финансово-правовое (увеличение затрат на оказание образовательных услуг). В отдельных случаях без деления классов по группы проведение учебных занятий попросту невозможно.

Отсутствие специальной нормы о делении классов на группы нельзя рассматривать как запрет такого деления. Напротив, деление классов на группы как организационно-педагогические условия обучения включаются в образовательные программы, которые согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ разрабатываются образовательными организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах по уровням общего образования содержатся лишь предельно общие положения о создании необходимых условий для освоения каждым обучающимся образовательной программы.

Таким образом, деление классов на группы при реализации основных общеобразовательных программ возможно в соответствии с образовательной программой, утверждаемой образовательной организацией, конечно же, при наличии необходимых финансовых ресурсов.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Пещерный национализм: ПАСЕ выступила против закона об образовании на Украине

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по украинскому закону об образовании, который ущемляет права национальных меньшинств.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по украинскому закону об образовании, который ущемляет права национальных меньшинств.

ПАСЕ рекомендовала Украине пересмотреть принятый закон об образовании из-за ущемления прав национальных меньшинств. Об этом говорится в принятой резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Евродепутаты решили, что новый закон нарушает баланс между государственным языком Украины и языками нацменьшинств. Обучение на национальных языках только до конца начальной школы, как предполагается в законе, «не ведет к добрососедству», отметили в ПАСЕ.

В связи с этим украинцам рекомендовали рассмотреть в качестве примера «гибкую модель двуязычного образования для всех людей, принадлежащих к «коренным народам Украины» и «национальным меньшинствам», без какой-либо дискриминации». Так, Киеву предложили обеспечить 60 процентов учебного времени на украинском языке и 40 процентов — на языке меньшинств.

В ходе обсуждения украинского закона депутат от Молдавии Влад Батринча отметил, что на Украине «происходит дикий пещерный национализм», поэтому ПАСЕ должна требовать от этой страны отмены дискриминационного закона об образовании.

m.tsargrad.tv

Закон «Об образовании» — начало модернизации всей системы образования

Практическую оценку всем новшествам, прописанным в новом законе, сможет дать только время. А пока же мы предлагаем Вам сравнить основные нормы старого и нового законов, и определить наиболее значимые моменты, которые в той или иной мере затронут практически каждого жителя России.

Закон «Об образовании» — начало модернизации всей системы образования

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон «Об образовании», принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. И вот, наконец-то, свершилось — 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании», над которым трудилось огромное количество самых разных специалистов в течении последних восьми лет.

Практическую оценку всем новшествам, прописанным в новом законе, сможет дать только время. А пока же мы предлагаем Вам сравнить основные нормы старого и нового законов, и определить наиболее значимые моменты, которые в той или иной мере затронут практически каждого жителя России.

Один закон вместо десятка нормативных актов

Новый закон «Об образовании», прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом «Об образовании», но и подзаконными нормативными документами (например, «Типовое положение о ВУЗе» или «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), то сейчас все нормы и положения «собраны» в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

Государство по-прежнему гарантирует бесплатность и общедоступность образования

Основное опасение, которые высказывалась в обществе по отношению к новому закону «Об образовании», связанное с оплатой образовательных услуг, к разочарованию пессимистов не оправдалось. В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование — если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Сетевое и электронное обучение

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда «экспериментальных» в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие «учебное заведение» упразднено — вместо него появилось понятие «образовательная организация»). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

Нормы по общему среднему образованию заметно расширились

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе «Об образовании» программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Прозрачность деятельности образовательных организаций

Согласно новому закону «Об образовании» все образовательные организации России обязаны не только создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация, содержащая:

· данные об образовательной организации (дата создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые образовательные программы и т.д.);

· отчеты о результатах деятельности;

· размер и порядок оказания платных услуг;

· предписания органов госнадзора и отчеты об исполнении предписаний;

· другие сведения, не относящиеся к государственной или охраняемой законом тайне.

Исходя из данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить оценку качества деятельности образовательных организаций. По мнению специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Современная система образования России в цифрах

По состоянию на 1 сентября 2013 года общее число участников образовательного процесса составляло более 31 млн человек. Среди них:

· обучающихся — более 27 млн (в том числе: 5282,9 тысяч детей дошкольного возраста, 13,9 млн школьников (из которых 1,5 млн — первоклассники), 2673,9 тысяч студентов средне-профессиональных образовательных организаций, 6012,9 тысяч студентов ВУЗов).

· педагогов — более 3 млн (в том числе: 1,5 млн работников дошкольных учреждений, 1186,9 тысяч преподавателей средне-образовательных учреждений, 170,8 тысяч преподавателей средне-профессиональных учреждений, 271,1 тысяч педагогов ВУЗов, 240 тысяч педагогов в сфере дополнительного образования).

Общее число образовательных организаций России составляет более 116 тысяч учреждений, в том числе:

· дошкольных образовательных учреждений — 44,3 тысяч (из них: городские — 26,5 тысяч, сельские — 17,8 тысяч);

· школ — 46,9 тысяч (из них: городские — 19,3 тысяч, сельские — 27,6 тысяч, с возможностью дистанционного обучения — 7861);

· средне-профессиональных учебных заведений — 4,4 тысяч;

· ВУЗов и филиалов — 2649 (из них: 1622 — государственные, 1027 — негосударственные);

· организаций дополнительного образования — 18 тысяч.

fulledu.ru

Резолюция ПАСЕ по украинскому закону об образовании. Полный текст

12 октября в Парламентской ассамблее Совета Европы обсудили принятый в Украине закон об образовании, которым расширяется применение украинского языка в школах. Пункт об обязательном обучении на украинском языке в средних и старших классах вызвал дискуссии в зале. С критикой в основном выступили представители Румынии, Венгрии и Молдовы. В итоге резолюция из 15 пунктов была принята с 10 поправками. «ГОРДОН» публикует документ без сокращений и с указанием – какие страны голосовали за изменения.

Обучение в средних и старших классах, согласно новой норме закона Украины об образовании, должно вестись на украинском языке, а в младшей школе оно может быть на языках национальных меньшинств. Как поясняли в Минобразования, в течение первых четырех лет в школе не украиноязычные дети изучают государственный язык и готовятся к обучению на нем, а с окончанием среднего образования они получают конкурентный уровень знаний, чтобы поступить в украинские вузы наравне со всеми остальными абитуриентами Украины.

Накануне принятия резолюции в Парламентской ассамблее Совета Европы выступил президент Украины Петр Порошенко, который на шести языках объяснил, почему подписанный им закон не посягает на права национальных меньшинств. Тем не менее, принятый 12 октября в ПАСЕ и уже опубликованный документ начинается с выражения озабоченности и завершается словами о намерении ассамблеи следить за развитием событий, а также просьбой к Украине выполнить рекомендации Венецианской комиссии, которая их еще не сформулировала, но собирается выработать и представить до конца года.

При обсуждении текста резолюции депутаты рассмотрели 14 поправок, четыре из них отклонили, а остальные учли в итоговом тексте. «ГОРДОН» публикует резолюцию на русском языке, внесенные правки редакция выделила цветом и ремарками.

Новый украинский закон об образовании: основное препятствие для преподавания родных языков национальных меньшинств

1. Парламентская ассамблея обеспокоена статьями, касающимися образования на языках меньшинств в новом законе об образовании, принятом 5 сентября 2017 года Верховной Радой Украины и подписанном 27 сентября 2017 года президентом Украины Петром Порошенко.

2. Многие соседние страны утверждали, что данный акт нарушает права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и поднимает чувствительные вопросы украинского правопорядка. Ассамблея выражает сожаление в связи с тем, что не проводились никакие реальные консультации с представителями национальных меньшинств в Украине по новой редакции статьи 7 закона, принятого Верховной Радой. (Этого предложения не было в проекте резолюции. За его добавление проголосовали представители Румынии, Германии, Сербии и Венгрии.«ГОРДОН»). Ассамблея отмечает, что украинские власти представили текст закона об образовании Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) для получения заключения, которое должно быть представлено до конца 2017 года; однако ассамблея выражает недовольство тем, что этот шаг не был сделан до принятия закона об образовании. Кроме того, ассамблее известно, что в марте 2017 года консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств выразил свое мнение по Украине (4-й раунд), которое должно быть обнародовано в начале 2018 года, и что доклад по Украине, представленный комитетом экспертов Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (Серия европейских договоров – СЕД №148), рассматривается комитетом министров.

3. Ассамблея принимает к сведению серьезную озабоченность по ряду правовых вопросов. (В проекте вместо этого были слова: «В этих условиях ассамблея считает преждевременным выступать по любому правовому вопросу». За их замену на те, что вошли в итоговый текст, высказались Румыния, Германия, Сербия и Венгрия.«ГОРДОН») . Она считает, что важно выполнять обязательства, основанные на Европейской конвенции о правах человека (СЕД № 5), Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (СЕД № 157, «Рамочная конвенция») и Европейской хартии для региональных языков или языков меньшинств, а также содействовать восстановлению конструктивного диалога между различными заинтересованными сторонами. В этом отношении, по мнению ассамблеи, три взаимосвязанных принципа должны направлять заинтересованные стороны к более согласованным договоренностям.

4. Первый состоит в том, что знание государственного языка любой страны является фактором социальной сплоченности и интеграции, и государства имеют право содействовать изучению государственного языка и просить, чтобы он был языком обучения для всех.

(Представители Сербии, Боснии и Герцеговины, Германии, Венгрии, Польши и Румынии предлагали вместо этого в пункте №4 написать: «Согласно статье 8 Европейской хартии региональных языков или меньшинств, ратифицированной Украиной, право учиться на соответствующем региональном языке или языке меньшинства на разных уровнях системы образования должно быть обеспечено «без ущерба для преподавания официального языка государства». Поправка была отклонена.«ГОРДОН»).

5. Второй принцип заключается в том, что, как заявил Консультативный комитет по Рамочной конвенции, «язык является существенным компонентом индивидуальной и коллективной идентичности. Для многих лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, язык является одним из основных факторов их идентичности и идентификации». Таким образом, когда страны принимают меры по продвижению государственного языка, они должны идти рука об руку с мерами по защите и продвижению языков национальных меньшинств. Если этого не будет сделано, результатом станет ассимиляция, а не интеграция.

6. Третий – принцип недискриминации. Этот принцип применяется не только к признанию и эффективной защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (в черновом варианте было просто слово «меньшинствам», но его заменили, чтобы термин соответствовал принятому в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Правку поддержали представители Румынии и Молдовы. – «ГОРДОН») , как это закреплено в Рамочной конвенции, а также конкретных прав, закрепленных в Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, но также и к «осуществлению любого права, установленного законом» в соответствии со статьей 1 протокола № 12 к Европейской конвенции о правах человека (СЕД № 177).

7. Для ассамблеи эти три принципа являются важными элементами более широкой концепции первостепенной важности, которая на самом деле лежит в основе всей Рамочной конвенции – концепция «совместного проживания».

8. Исходя из вышеупомянутых принципов и всеобъемлющей концепции «совместного проживания», новое законодательство, похоже, не соответствует надлежащему балансу между государственным языком и языками национальных меньшинств.

9. В частности, новый закон влечет за собой значительное сокращение прав, ранее узаконенных за «национальными меньшинствами» в отношении их собственного языка образования. Эти национальные меньшинства, которые ранее имели право на одноязычные школы и полноценные учебные программы на своем родном языке, теперь оказываются в ситуации, когда образование на их родных языках может быть обеспечено (наряду с образованием на украинском языке) только до окончания начального образования. По мнению ассамблеи, это не способствует «совместному проживанию».

(В проекте резолюции было еще одно предложение, которое из финальной версии удалили: «Вместе с тем, ассамблея признает, что преподавание исключительно на языке меньшинства может ущемлять интересы детей национальных меньшинств, которые не смогут получить достаточный уровень государственного языка, что, следовательно, будет препятствовать поступлению в вузы и на рынке труда». За удаление этого предложения голосовали Румыния, Венгрия, Германия, Хорватия и Польша. Поправку объяснили добавлением пункта №13, см. ниже.«ГОРДОН»).

10. При планировании реформы необходимо обеспечить гибкость, чтобы избежать поспешных изменений, наносящих ущерб качеству образования школьников и студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

(В проекте резолюции пункт 10 выглядел так: «Поэтому ассамблея рекомендует украинским властям пересмотреть вопрос об образовании на языке меньшинств, используя в качестве примера гибкую модель двуязычного образования для всех лиц, принадлежащих к «коренным народам Украины» и «национальным меньшинствам», без какой-либо дискриминации. В конкретных условиях возможный ориентир может составлять не менее 60% учебных программ на украинском языке и до 40% на языке меньшинства». За удаление этого пункта голосовали депутаты от Венгрии, Румынии, Хорватии и Сербии. Поправку обосновали тем, что любые уточнения преждевременны до решения Венецианской комиссии.

Последнее предложение, о процентах, удалилили, так как «это не является общепризнанным эталоном в отношении процентных уровней учебных программ на языках национальных меньшинств». Эти слова удалили отдельной поправкой, «за» голосовали Румыния, Сербия и Венгрия. – «ГОРДОН»).

11. В этом отношении трехлетний переходный период может оказаться слишком коротким. Поэтому ассамблея призывает украинские власти также проявить гибкость в отношении продолжительности процесса и принять меры, соответствующие конкретным условиям в общинах и ситуации в разных областях.

12. Ассамблея осведомлена, что украиноязычные меньшинства в соседних странах не имеют права на одноязычное образование на своих родных языках и не получают преимуществ от договоренностей, направленных на поощрение двуязычного образования. Поэтому ассамблея рекомендует властям соседних стран, которые законно призывают к защите своих меньшинств, проявить готовность предложить украинским общинам, проживающим в соответствующих странах, соглашения, аналогичные тем, на которых они настаивают для своих собственных меньшинств. (Этот пункт, в черновом варианте под №13, представитель Румынии просил удалить, но в итоге депутаты не поддержали предложение. Депутат обосновывал свое предложение тем, что в докладе говорится о ситуации в Украине, а не о других государствах – членах ПАСЕ, а также что пункт «глубоко неточен относительно, по крайней мере, Румынии, где все национальные меньшинства, в том числе украинские, по их просьбе получают преимущества одноязычного образования, и приводил в пример среднюю школу имени Тараса Шевченко в Сигете.«ГОРДОН»).

13. Ассамблея рекомендует Украине изучить передовую практику в государствах – членах Совета Европы в области преподавания официальных языков с использованием специальных методов обучения, предназначенных для школ с использованием региональных языков или языков меньшинств, в качестве языка образования. (За эту вставку проголосовали Венгрия, Босния и Герцеговина, Румыния, Болгария, Хорватия и Сербия.«ГОРДОН»)

14. Ассамблея принимает решение следить за развитием событий в Украине в отношении защиты и продвижения региональных языков и языков меньшинств.

15. Ассамблея просит украинские власти в полной мере выполнить ожидаемые рекомендации и выводы Венецианской комиссии и соответствующим образом изменить новый закон об образовании. (Этого параграфа в проекте резолюции не было, за его добавление голосовали депутаты от Венгрии, Боснии и Герцеговины, Румынии, Болгарии, Хорватии и Сербии. – «ГОРДОН»).

m.gordonua.com

Смотрите так же:

  • Смоленск нотариусы график работы Нотариусы Смоленск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Батракова Лариса Никитична Телефон: +7(4812)557495 Адрес: 214018,г.Смоленск,пр-т Гагарина,19а Часы работы: Нотариус Борисов Виктор […]
  • Передача движимого имущества из муниципальной собственности Конференция ЮрКлуба Передача имущества из муниципальной собств. mooner 03 Дек 2008 В соответствии со ст.85 ФЗ "Об общих принципах местно с/у в РФ" безвозмездно передается только то имущество, которое занималось органами гос. власти по состоянию на 6.10.2003 г. (дата издания закона). Поскольку ГУ заняло помещения […]
  • Иск о возврате страховки по кредиту образец Образец искового заявления о признании недействительным отдельных условий кредитного договора В Первомайский районный суд г. Краснодара Истец: Ферштейнер Иоан Займович г. Краснодар, ул. Банковская, 50, кв. 6 Ответчик: Администрация муниципального образования г. Краснодар г. Краснодар, ул. Красная, 122 Государственная […]
  • Больничный мать одиночка Оплата больничного листа матери одиночки Здравствуйте, как должны оплатить больничный по уходу за ребенком одинокой матери? Ребенку 3,5 лет. Ответы юристов (2) Для работников, осуществляющих уход за ребенком, законодателем предусмотрен особый порядок определения размера пособия. Первые 7 дней болезни больничный лист […]
  • Наказание в ук рб Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 62. Общие начала назначения наказания 1. Суд назначает наказание с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных статьей Особенной части, предусматривающей ответственность за совершенное преступление. Назначая наказание в виде общественных работ, […]
  • Комбинаторика пособие Методическая пособие по математике «Комбинаторика» Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Методическая пособие по математике «Комбинаторика» Составитель: Севба Е.В. I . Введение. Цели и задачи. 3 ст. II . Немного истории. 4 ст. 1.2Поиск закономерностей 7 ст 1.3. Перебор возможных […]
  • Притча золотое правило нравственности Классный час "Золотое правило нравственности" Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Выбранный для просмотра документ классный час золотое правило.doc Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска Саратовской области» Классный час […]
  • Минимальная пенсия 3 группе инвалидности Кому присваивается и что дает пенсия по инвалидности 3 группы? Статус инвалида 3 группы может быть присвоен любому человеку с ограниченными физическими возможностями и потерей трудоспособности. К данной группе относятся люди с проблемами со здоровьем, которые стали причиной физических ограничений и возможной потери […]