Следователь против собственности

Следователь

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь – яркий представитель континентальной системы уголовного судопроизводства. Так, во Франции он именуется следственным судьей, в ФРГ и Австрии – судебным следователем. При этом необходимо заметить, что в отличие от других стран в Российской Федерации следователь наделен значительно более широким спектром уголовно?процессуальных полномочий и осуществляет свои функции прямо с момента получения сообщения о преступлении.

Следователь – это субъект уголовной юрисдикции, характерный исключительно для досудебного производства по уголовному делу. Его процессуальный статус распространяется на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Отдельные полномочия он может выполнять на досудебном этапе стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 4 ст. 415 УПК РФ).

В отличие от прокурора следователь приступает к выполнению своих процессуальных функций не «по умолчанию», а посредством издания им самим специального процессуального акта – постановления о принятии уголовного дела к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Однако такой акт вправе вынести только должностное лицо, уже занимающее соответствующую должность в государственном органе, уполномоченном на осуществление предварительного следствия. В настоящее время органы предварительного следствия функционируют в системе СК при прокуратуре Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и ФСКН России.

Так, следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации расследуют определенные уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, уголовные дела о преступлениях, совершенных специальными субъектами и т. д. (п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

В компетенции следователей ФСБ России находятся установленные пунктом 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, посягающих на государственную безопасность или иным образом затрагивающие интересы Российской Федерации.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование широкого круга уголовных дел о преступлениях против личности, против собственности, против общественной безопасности и т. д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи ФСКН России расследуют уголовные дела о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают абсолютно одинаковым уголовно?процессуальным статусом, установленным статьей 38 УПК РФ.

Законодатель закрепляет положение о процессуальной самостоятельности следователя. Это выражается в том, что он самостоятельно уполномочен направлять ход расследования, производить процессуальные действия, принимать процессуальные решения и нести за них полную ответственность. Так, следователь вправе возбудить уголовное дело и принять его к своему производству, задержать лицо по подозрению в совершении преступления, произвести следственный осмотр, обыск, выемку, назначить судебную экспертизу, приостановить производство по делу, выделить одно уголовное дело из другого и т. д. Решения следователя, принятые в пределах компетенции, являются обязательными для исполнения государственными органами, должностными лицами, а также иными субъектами жизнедеятельности. Помимо этого следователь вправе поручить органу дознания произвести определенные оперативно?розыскные мероприятия, выполнить отдельные следственные действия, исполнить вынесенные им процессуальные решения или оказать содействие при их осуществлении.

Исключения составляют только случаи, требующие судебного решения и (или) согласия руководителя следственного органа (например, решения об аресте обвиняемого, о производстве обыска жилища, о продлении сроков предварительного следствия и т. д.).

Процессуальная самостоятельность следователя выражается и в возможности выразить свое несогласие с указаниями руководителя следственного органа или требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства. Так, в случае несогласия с указаниями руководителя следственного органа следователь может направить соответствующие возражения руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда они касаются: а) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; б) привлечения лица в качестве обвиняемого; в) квалификации преступления; г) объема обвинения; д) избрания меры пресечения; е) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; ж) направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ). Тот, в свою очередь, обязан проинформировать прокурора о подобном несогласии, а затем, изучив все имеющиеся материалы, принять по ним одно из следующих решений:

– согласиться с требованиями прокурора и дать следователю соответствующие указания, которые он уже не вправе обжаловать руководителю вышестоящего следственного органа;

– не согласиться с требованиями прокурора, проинформировав его о причинах такого несогласия.

studfiles.net

Причины для отвода следователя в уголовном деле по законодательству РФ

В ст. 67 УПК РФ представлены причины, по которым допускается отвод следователю по уголовному делу. На практике довольно часто в ходе расследования дела или судебного слушания раскрываются обстоятельства, которые потенциально могут повлиять на решение должностного лица, рассматривающего уголовный случай. Причем каким именно образом это решение повлияет на исход дела (положительно или отрицательно), значения не имеет. Иначе говоря, в объективности такого решения у подсудимого могут возникнуть сомнения. Для таких случаев Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрена возможность замены следователя, то есть его отстранения от дела.

Что говорит законодательство

Порядок отвода следователя описан в статьях 61, 62, 67 главы 8 УПК в новой редакции (ранее действовал УПК РСФСР в редакции от 29.12.2001, где содержался аналогичный порядок отвода).

В ст. 67 нового УПК сказано:

  1. Следователь может быть отстранён от дела по приказу руководствующего звена следственного комитета. В отношении дознавателя решение принимается прокурором.
  2. Во втором пункте указанной статьи говорится о том, что прошлое участие в предварительном следствии по конкретному делу не может становиться причиной для отстранения этого должностного лица.

Однако на деле эти нормы реализуются нечасто, поскольку законодатель недостаточно чётко описал саму процедуру. В связи с этим часто возникают немалые проблемы.

В тексте УПК представлен перечень ситуаций, которые могут повлечь отстранение должностного лица:

  1. Следователь фигурирует в деле в роли пострадавшего, заявителя или ответчика.
  2. Представитель власти состоит в родственных отношениях с пострадавшим гражданином, заявителем или ответчиком.
  3. В ситуациях, когда в результате продолжительного следствия или длительного судебного разбирательства следователь в рамках одного и того же дела назначается на иную должность или становится фигурантом другой категории. Например, переходит в категорию свидетелей, становится судьёй, адвокатом, экспертом и проч.
  4. Следователь (прокурор) или члены их семей имеют личный интерес в отношении исхода конкретного уголовного дела либо есть прочие неопровержимые доказательства беспристрастного ведения уголовного дела.

Последний пункт позволяет оперировать довольно вольными трактовками для заявления причины об отводе. Это объясняется тем, что невозможно в одном документе точно описать каждый случай, ранее встречавшийся в уголовной и судебной практике.

Последний пункт позволяет использовать право отвода в любой ситуации, не описанной в УПК.

Чаще всего четвертый пункт относится к случаям, при которых у контролирующего органа или пострадавшей стороны могут возникнуть сомнения в справедливости следователя и его незаинтересованности в конечном результате следствия. Например, если подозреваемый и должностное лицо ранее имели конфликт, либо имеет место личная неприязнь или же следователь является знакомым обвиняемого.

Особенности отвода

Чтобы заявление об отводе осталось удовлетворённым, в нём должны быть указаны верные и фактически точные сведения, которые прямо указывают на личный интерес следователя к исходу дела либо на его родственные связи с заинтересованными гражданами.

Версии о заинтересованности представителя власти, не подтверждённые вескими доводами, не могут подвергаться рассмотрению в качестве основания для отвода следователя по расследованию уголовного дела. Это также связано с тем, что обвиняемое лицо, совершившее противоправные действия, будет стараться подорвать доверие к следователю, чтобы его отвели от следствия.

В законодательстве намеренно усложнены правовые нормы, содержащие основания для отведения должностного лица. Благодаря этому исключается вероятность безосновательного отстранения следователя, который создаёт потенциальную угрозу изобличения и привлечения к ответственности преступного лица.

Это имеет большое значение для расследования правонарушений, связанных с коррупцией, много эпизодических криминальных дел, а также преступлений, в которых принимает участие большое число фигурантов.

Для обоснования отстранения следователя могут использоваться сведения о действиях самого должностного лица. Например, он озвучил подозреваемому лицу требование о признании в злодеянии, которое совершил другой человек, причём чиновник заведомо об этом знал.

Такие действия следователя должны подкрепляться объективными доказательствами:

  • диктофонными записями;
  • свидетельскими показаниями;
  • записью в протоколе и проч.

Вызывают интерес случаи, когда начальник следственного комитета, прокурор или судья признал неправомерность мероприятий, предпринятых следователем. Из этого вытекает, что основанием отвода следователя по текущему уголовному делу будет являться неправомерность действий должностного лица. Здесь следует разграничить такие понятия, как «преднамеренное нарушение законодательства» и «следственная ошибка».

Просчёты допускают даже профессионалы. Ошибка следователя исправляется действиями суда, прокурора или начальника следственного органа.

Однако только намеренное и жёсткое нарушение законодательства можно рассматривать как личную заинтересованность должностного лица в исходе дела.

При расследовании такого преступления могут усматриваться необъективные действия свидетеля, который основные сведения мог получить из материалов следственной проверки.

Следователь обязан сделать заявление о самоотводе, если он одновременно является очевидцем свершившегося преступления.

Порядок отвода

Отвод участников уголовного дела зависит от их процессуального положения и этапа рассмотрения процесса:

  1. Решение об отстранении прокурора до судебного процесса в рамках уголовного производства выносится вышестоящим прокурором, в течение судебного разбирательства – судьёй, разрешающим дело.
  2. Принятие участия прокурора в досудебном или судебном рассмотрении не может становиться преградой к последующему участию прокурора в деле (статья 66 УПК).
  3. Решение об отстранении следователя принимается начальником следственного органа, об отстранении дознавателя – прокурором.

Если перечисленные в законодательстве субъекты дела не приняли мер к добровольному отстранению, им заявляется отведение:

  • подозреваемыми, инкриминируемыми, их правозащитниками или законными представителями;
  • гособвинителем, пострадавшим лицом, заявителем или ответчиком, частным обвинителем или представителем ответчика (статья 62).

Результатом отстранения становится то, что все материалы, доказательная база, факты и сведения, полученные должностным лицом в ходе расследования, утрачивают свою правомерность, то есть становятся недействительными.

Условия ходатайства об отводе и порядок проведения указанной процедуры регулируются статьями 64-72 Уголовно-процессуального кодекса.

Составление заявления

Заявление об отводе должностного лица, занимающегося расследованием, составляется потерпевшим в свободной форме. Законодательством не установлен единый шаблон для такого рода обращений. Однако в тексте обязательно должны быть ссылки на нормативно-правовые акты.

В ходатайстве нужно указать следующие сведения:

  • Ф. И. О. руководителя следственного органа или прокурора;
  • наименование госучреждения или населённого пункта (если заявление подаётся прокурору);
  • Ф. И. О. того, кто подаёт ходатайство;
  • номер дела;
  • обоснование отвода;
  • приложения (документы, подтверждающие обстоятельства, на основании которых следователь должен быть отведён от дела);
  • дата, подпись заявителя.

Письменное ходатайство участников делопроизводства об отстранении следователя присоединяется к материалам дела.

Если заявление объявлено в устном виде, его заносят в протокол следственного действия. Ниже представлен образец, который можно взять за основу для написания заявления.

Руководителю (наименование следственного органа)

От адвоката К. П. Иванова

В реестре адвокатов ___ области

Адрес для обращений:____

в защиту обвиняемого Л. Н. Михайлова

«___»__________ 2017 года

Об отстранении следователя

В производстве имеется уголовное дело №_____, возбуждённое по ст. _______ УК РФ, на основании материалов ____________.

Обвинение предъявляется Л. Ю. Михайлову, который по версии следственного комитета ____________. В определённом законодательством порядке мною реализуется защита Л. Ю. Михайлова по указанному уголовному делу.

«___»______ 2017 года следователь (Ф. И. О.) начал исполнение условий статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (знакомство с материалами преступления).

_____________ (должность, Ф. И. О.) не может быть допущен к расследованию указанного дела, поскольку (описать причины, по которым должностное лицо не может быть допущено к расследованию).

На основании представленных выше сведений и в соответствии со ст. 67 УПК РФ заявляю к отстранению ____________ (должность, Ф. И. О.).

Приложение (письменные доказательства сведений, на которые указывает лицо, подающее заявление):

Подпись «_____» _________ 20__ г.

Дальнейшее развитие событий

При удовлетворении заявления начальник следственного комитета или прокурор производит отстранение должностного лица от дальнейшего расследования и назначают другую кандидатуру для ведения дела:

  • пункт первый части первой статьи 39;
  • пункт 14 второй части статьи 37.

Если следователь или дознаватель при выявлении веских причин не отстраняется от дела в добровольном порядке, при этом другие участники процесса также не заявляют об их отстранении, то руководитель следственного органа (или прокурор) разрешает сложившуюся ситуацию по собственному усмотрению (пункт 3 комментария к статье 67).

Что делать, если поступил отказ?

Если ходатаю было отказано в отделении следователя, нужно подать заявление в прокуратуру. В заявлении необходимо максимально точно и подробно описать сложившуюся ситуацию и приложит к нему подтверждающие документы.

Заявление должно содержать вескую и небезосновательную причину, по которой требуется передача дела другому следователю.

При отсутствии результата заявление подаётся:

  • в областную прокуратуру;
  • далее заместителю генерального прокурора конкретного федерального округа.

Ситуации, при которых следователя отстраняют от уголовного судопроизводства по причине допущенных им нарушений, встречаются на практике. Напротив, удовлетворение ходатайства со стороны защиты об отстранении должностного лица скорее является исключением, нежели правилом. Таким образом, нормами УПК, регулирующими процедуру отвода, злоупотреблять не следует.


ugolovnoe.com

Руководство

Анатолий Владимирович Оловян родился 28 февраля 1974 года в поселке Ямполь города Белогородск в Хмельницкой области Украинской ССР.

С 1997 — 1999 год — следователь отделения следственной части Следственного управления МВД Республики Коми.

С 1999 по 2002 год – следователь, а позже старший следователь отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ при МВД РК.

С 2002 по 2005 год – следователь, старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ при МВД РК.

С августа 2005 по июнь 2011 года — заместитель начальника отдела организации дознания милиции общественной безопасности МВД по РК – начальник отделения зонального контроля.

С июня 2011 по апрель 2012 — заместитель начальника отдела организации дознания МВД по Республике Коми.

С 2012 по 2015 год он возглавлял МО МВД России «Сысольский», после был начальником отдела МВД России по Сыктывдинскому району

С 14.01.2017 руководит отделом МВД России по г. Ухте

С апреля по июль 2001 года нес службу в Северо-Кавказском регионе.

В 2004 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД России, по квалификации юрист, «Юриспруденция».

В послужном списке Анатолия Владимировича Оловяна медали «За отличие в охране общественного порядка», «Лучший следователь» и «За отличие в службе» 3, 2 и 1 степени

xn--80aeg4ajwgq.11.xn--b1aew.xn--p1ai

Оловян Анатолий Владимирович

Начальник ОМВД России по городу Ухте полковник полиции

Анатолий Владимирович Оловян родился 28 февраля 1974 года в поселке Ямполь города Белогородск в Хмельницкой области Украинской ССР.

С 1997 — 1999 год — следователь отделения следственной части Следственного управления МВД Республики Коми.

С 1999 по 2002 год – следователь, а позже старший следователь отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ при МВД РК.

С 2002 по 2005 год – следователь, старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ при МВД РК.

С августа 2005 по июнь 2011 года — заместитель начальника отдела организации дознания милиции общественной безопасности МВД по РК – начальник отделения зонального контроля.

С июня 2011 по апрель 2012 — заместитель начальника отдела организации дознания МВД по Республике Коми.

С 2012 по 2015 год он возглавлял МО МВД России «Сысольский», после был начальником отдела МВД России по Сыктывдинскому району

С 14.01.2017 руководит отделом МВД России по г. Ухте

С апреля по июль 2001 года нес службу в Северо-Кавказском регионе.

В 2004 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД России, по квалификации юрист, «Юриспруденция».

В послужном списке Анатолия Владимировича Оловяна медали «За отличие в охране общественного порядка», «Лучший следователь» и «За отличие в службе» 3, 2 и 1 степени

xn--80aeg4ajwgq.11.xn--b1aew.xn--p1ai

Главное следственное управление

генерал-майор юстиции

14 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина присвоено специальное звание генерал-майор юстиции.

На должность заместителя начальника ГУ МВД России по Ростовской области – начальника главного следственного управления назначен Указом Президента Российской Федерации от 03 октября 2014 года № 650.

Главное следственное управление ГУ МВД России по Ростовской области является самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Ростовской области.

Почтовый адрес:
ул. Обороны, д. № 8, г. Ростов-на-Дону, 344007.

Телефон:
8 (863) 249-15-14

61.xn--b1aew.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Суда без экипажа в море § 4. Суда в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и в открытом море Территориальное море Российской Федерации. Территориальное море является составной частью территории государства и представляет собой примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс, обычно […]
  • Законы термодинамики 10 класс Презентация по физике 10 класс "Первый закон термодинамики" Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Описание презентации по отдельным слайдам: Первый закон термодинамики. Учитель физики: Сотскова Е.А. Первый закон термодинамики. Способы изменения внутренней энергии Совершение работы […]
  • Антипин вВ адвокат Антипин вВ адвокат Вся представленная информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Представленная информация может утратить актуальность в связи с вносимыми изменениями. Список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую […]
  • Известить работодателя увольнении Как известить работника об увольнении Раб-ка пред-ют о сокр. за 2 м, но не увол-ют, а потом пред-ют об увол уже на друг дату, но увол лишь через 4м. ЭТО прав? Не менее чем за 2 месяца Подскажите,пожалуйста, как быть?Работник прислал мне емэйл, в котором известил об увольнении по собственному желанию. Что мне делать? […]
  • Коммуникации в менеджменте учебные пособия Роль коммуникации в системе управления Социологические науки Акатьев Эдуард Русланович , бакалавр, студент Башкирский государственный аграрный университет УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Похожие материалы Человек […]
  • Публичные штрафы Публичные слушания // Публичные слушания 06.04.2018 Оповещение о проведении публичных слушаний. Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки территории по адресу: Хохловский пер, д.10, стр.6 На публичные слушания представляются материалы проекта внесения изменений в правила землепользования и […]
  • Проект по защите прав потребителей Проект по экономике. «Защита прав потребителей.». - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемphil-ppt.ucoz.ru Похожие презентации Презентация на тему: " Проект по экономике. «Защита прав потребителей.»." — Транскрипт: 1 Проект по экономике. «Защита прав потребителей.» 2 Потребители и их […]
  • Передача правило движения с доктором Переключение передач на машине с МКПП. Как правильно переключать скорости на механической коробке передач. Транспортное средство с механической коробкой от автомобиля с «автоматом» отличается тем, что у него имеется 3 педали: это сцепление, тормоз и газ. На автоматической же коробке сцепления нет. В отличие от МКПП, […]