Учебное пособие экологическое право

Экологическое право Учебное пособие Минск

С.А. Балашенко, доктор юридических наук, профессор- гл.VII, §2-4 гл. Х; Е.В.Лаевская кандидат юридических наук, доцент – гл.IV-V, §5гл.IХ, §5-7 гл. Х, § 5-6 гл.XVIII;В.Е. Лизгаро кандидат юридических наук, доцент – введение,гл.VIII, §1-4 гл.IХ, §1 гл.X, §1-4 гл.XVIII, гл.ХIХ, XХII; Т.И. Макарова кандидат юридических наук, доцент – введение, гл.I-III,VI, §1 гл.X, гл.XХ;И.С. Шахрай кандидат юридических наук – гл. XIV-XVI; Н.А. Шингель кандидат юридических наук, доцент – гл.ХI-ХIII, ХVII, XХI.

доктор юридических наук, профессор Д.М. Демичев;

кафедра государственного управления и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Поддержка издания была осуществлена Фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агентством США по Международному Развитию (USAID), в рамках программы малых грантов некоммерческой корпорации “ISAR, Inc”(США) в Республике Беларусь. Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения некоммерческой корпорации, Фонда или Агентства США по Международному Развитию (USAID).

Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета на основе новейшего законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и в соответствии с учебной программой курса экологического права.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, работников правоприменительных органов, а также для всех, кто интересуется вопросами права собственности на компоненты природной среды, природопользования, правового режима природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

studfiles.net

Учебное пособие Балашенко БГУ

С.А. Балашенко , доктор юридических наук, профессор — гл.VII, §2-4 гл. Х; Е.В.Лаевская кандидат юридических наук, доцент – гл.IV-V, §5гл. IХ, §5-7 гл. Х, § 5-6 гл.XVIII; В.Е. Лизгаро кандидат юридических наук, доцент – введение, гл. VIII, §1-4 гл.IХ, §1 гл. X, §1-4 гл.XVIII, гл. ХIХ, XХII; Т.И. Макарова кандидат юридических наук, доцент – введение, гл.I-III, VI, §1 гл. X, гл. XХ; И.С. Шахрай кандидат юридических наук

– гл. XIVXVI; Н.А. Шингель кандидат юридических наук, доцент – гл.ХI-ХIII, ХVII, XХI.

доктор юридических наук, профессор Д.М. Демичев; кафедра государственного управления и права Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

Поддержка издания была осуществлена Фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агентством США по Международному Развитию (USAID), в рамках программы малых грантов некоммерческой корпорации “ISAR, Inc”(США) в Республике Беларусь. Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения некоммерческой корпорации, Фонда или Агентства США по Международному Развитию (USAID).

Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета на основе новейшего законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и в соответствии с учебной программой курса экологического права.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, работников правоприменительных органов, а также для всех, кто интересуется вопросами права собственности на компоненты природной среды, природопользования, правового режима природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Теоретико-правовые подходы к регулированию отношений в

сфере окружающей среды

Предмет и метод экологического права

Система экологического права

Экологическая функция государства и права

ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Понятие и особенности источников экологического права.

Конституция Республики Беларусь как источник экологического

Система экологического законодательства

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»:

общая характеристика и место в системе источников

Технические нормативные правовые акты в системе источников

Понятие экологических правоотношений

Субъекты экологических правоотношений

Объекты экологических правоотношений

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Понятие экологических прав граждан

Право граждан на благоприятную окружающую среду

Иные права граждан в области охраны окружающей среды

Содержание прав граждан в области охраны окружающей среды

Обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Права и обязанности общественных объединений,

осуществляющих деятельность в области охраны окружающей

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ

Понятие права собственности на компоненты природной среды

Формы собственности на компоненты природной среды

Субъекты права собственности на компоненты природной среды

Содержание права собственности на компоненты природной

Основания возникновения и прекращения права собственности

на компоненты природной среды

Защита права собственности на компоненты природной среды

Понятие и виды права природопользования

Право общего природопользования

Право специального природопользования

Правовые формы природопользования: общая характеристика

Права и обязанности природопользователей

Основания возникновения и прекращения права специального

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

Понятие и общая характеристика государственного управления в

области природопользования и охраны окружающей среды

Механизм государственного управления в области

природопользования и охраны окружающей среды

Система государственных органов, осуществляющих управление

в области природопользования и охраны окружающей среды

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Понятие организационно-правовых механизмов охраны

Планирование природопользования и охраны окружающей

Нормирование и стандартизация в области окружающей среды

Мониторинг окружающей среды

Учет в области охраны окружающей среды и использования

Лицензирование в области использования природных ресурсов и

охраны окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду планируемой

хозяйственной и иной деятельности

Контроль в области охраны окружающей среды

Разрешение споров в области использования природных

ресурсов и охраны окружающей среды

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И

Понятие и сущность экономического механизма охраны

окружающей среды и природопользования

Финансирование программ и мероприятий по рациональному

использованию природных ресурсов и охране окружающей

Платежи за природопользование

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Понятие и сущность ответственности в области охраны

окружающей среды и природопользования (эколого-правовой

Экологическое правонарушение как основание ответственности

в области охраны окружающей среды и природопользования

Административная ответственность за нарушение

Уголовная ответственность за нарушение экологического

Особенности применения гражданско-правовой ответственности

за нарушение экологического законодательства

Специальные меры, применяемые при нарушении требований в

области охраны окружающей среды

Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной

среде в результате правомерной деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Земля как объект использования и охраны

Право собственности на землю

Государственное управление землями

Правовые формы использования земель

Правовая охрана земель

Ответственность за нарушение земельного законодательства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И

Недра как объект использования и охраны

Государственное управление недрами

Право пользования недрами

Правовая охрана недр

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

ГЛАВА ХIII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД

Воды как объект использования и охраны

Государственное управление водами

Право пользования водами

Правовая охрана вод

Ответственность за нарушение водного законодательства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Растительный мир как объект охраны и использования

Государственное управление в области обращения с объектами

Право пользования объектами растительного мира

Правовая охрана и защита растительного мира

Правовой режим ботанических коллекций

Ответственность за нарушение законодательства о растительном

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И

Лес как объект использования и охраны

Государственное управление лесами

Правовая охрана и защита лесов

Ответственность за нарушение лесного законодательства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Животный мир как объект охраны и использования

Государственное управление в области охраны и использования

Право пользования животным миром

Правовые меры охраны животного мира

Правовой режим зоологических коллекций

Ответственность за нарушение законодательства об охране и

использовании животного мира

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Государственное управление в области охраны атмосферного

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Ответственность за нарушение законодательства об охране

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ И КЛИМАТА

Озоновый слой как объект правовой охраны

Государственное регулирование деятельности в области охраны

Правовые меры охраны озонового слоя

Ответственность за нарушение законодательства об охране

Климат как объект правовой охраны

Правовое регулирование воздействия на климат

ГЛАВА XIX ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ, ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ,

ПОДЛЕЖАЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ

Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и

Государственное управление в области функционирования и

охраны особо охраняемых природных территорий

Правовой режим заповедников

Правовой режим национальных парков

Правовой режим заказников

Правовой режим памятников природы

Правовая охрана редких и находящихся под угрозой

исчезновения видов растений и животных

Понятие и правовой режим природных территорий, подлежащих

Ответственность за нарушение законодательства об особо

охраняемых природных территориях и объектах

ГЛАВА XX ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие правового обеспечения экологической безопасности в

процессе хозяйственной и иной деятельности

Экологические требования при осуществлении архитектурной,

градостроительной и иной строительной деятельности

Экологические требования в отношении объектов энергетики

Экологические требования в отношении нефтегазодобывающих

производств, объектов переработки, транспортировки, хранения

и реализации нефти и газа

Правовое обеспечение экологической безопасности

Экологические требования при эксплуатации объектов

Экологические требования при осуществлении генно-

Правое обеспечение радиационной безопасности

Правовое регулирование обращения с отходами

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Понятие правового обеспечения экологической безопасности

Экологические требования при размещении и развитии

Правовые меры санитарной охраны населенных пунктов

ГЛАВА XХII ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ

Основания объявления территорий экологически

Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному

загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

ВК Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями

ГК Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. с изменениями и дополнениями

КоАП Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. с изменениями и дополнениями

КоЗ Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. с изменениями и дополнениями

КоН Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15 декабря 1997 г., с изменениями и дополнениями

ЛК Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. с изменениями и дополнениями

УК Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. с изменениями и дополнениями

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права как самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь.

Как отрасль юридической науки экологическое право развивается на основе естественнонаучных и гуманитарных взглядов на взаимодействие общества и окружающей среды. Проблемы экологического права как науки, отрасли права и отрасли законодательства обусловлены большим объемом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования

экологических отношений, влиянием

процессов на его становление и развитие.

Предлагаемое учебное пособие представляет собой издание, охватывающее в полном объеме курс экологического права как учебной дисциплины, включая темы общей и особенной частей. В книге отражены новейшие тенденции развития экологического права, затрагивающие расширение сферы правового регулирования экологических отношений, в том числе охрана озонового слоя и климата, обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности и др. Важное место в учебном пособии отведено организационно-правовому обеспечению охраны окружающей среды, в частности, таким механизмам, как экологическое нормирование, экспертиза, аудит, сертификация, а также учет, мониторинг, контроль в области охраны окружающей среды и др.

Издание подготовлено на основе новейшего законодательства Республики Беларусь, регулирующего экологические отношения. Каждая глава учебного пособия содержит перечень нормативных правовых актов, которые легли в основу соответствующей темы и необходимы для усвоения материала. В конце предложен список важнейших законодательных актов Республики Беларусь и международных документов в области охраны окружающей среды. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 15 ноября 2007 г.

Предлагаемое издание призвано помочь студентам при изучении дисциплины «Экологическое право» в объеме утвержденной учебной программы. Освоение данного курса невозможно без изучения дополнительной специальной литературы, нормативного материала, правоприменительной практики и достижений науки экологического права.

В дополнение к учебному пособию прилагается компакт-диск, содержащий электронную версию текста, а также типовую программу курса «Экологическое право» и научные статьи по основным проблемам правовой охраны окружающей среды.

studfiles.net

Учебное пособие экологическое право

по юридическому образованию высших учебных заведений

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов вузов, обучающихся по направлению

и специальности 021100 «Юриспруденция»

Одобрено Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия для юридических факультетов университетов и юридических высших учебных заведений МОСКВА • 2008 УДК 349.41 ББК 67.407 Г60 Автор-составитель докт. юрид. наук, профессор А.К. Голиченков Р е ц е н з е н т ы:

докт. юрид. наук, профессор С.А. Боголюбов докт. юрид. наук, доцент Г.А. Волков Защиту интеллектуальной собственности и прав Издательского Дома «Городец» осуществляет юридическая компания «Ведение специальных проектов»

Г60 Экологическое право России: словарь юридических тер минов: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008. — 448 с.

ISBN 978-5-9584-0186- Настоящее издание является составной частью Комплекса учебно методических материалов, разрабатываемых Кафедрой экологического и земельного права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Словарь включает 1489 терминов. В большинстве своем это легальные термины и определения, т.е. данные в федеральных законах (в некоторых случаях — в иных нормативных правовых актах). Но не в любых, а регули рующих экологические общественные отношения по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов, использованию земли и других природных ресурсов или общественные отношения, смежные с ними (по обеспечению санэ пидблагополучия человека и др.). В Словарь включены также научные определения ряда терминов. Их знание необходимо для восприятия клю чевых теоретических понятий экологического права, понимания стоящих за ними правовых конструкций.

Для студентов, аспирантов юридических вузов, преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников. Словарь будет также полезен работникам органов законодательной, судебной и исполнительной власти, а также всем, кто интересуется экологическим законодательством и правом.

УДК 349. ББК 67. © А.К. Голиченков, © Издательский Дом «Городец» — оригинал-макет (верстка, корректура, редактура, дизайн), поли графическое исполнение, ISBN 978-5-9584-0186- ПРЕДИСЛОВИЕ Этой книгой Кафедра экологического и земельного права Юридического факультета МГУ продолжает издание Комплекса учебных и учебно-методических материалов по экологическому и земельному праву1.

История подготовки словарей для изучения названных юриди ческих дисциплин достаточно давняя (впрочем, по каким меркам мерить!). К числу первых следует отнести словари, которые являлись составной частью монографических исследований2, учебников3, См.: 1) Практикум по экологическому праву России: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: БЕК, 1996. — 222 с.;

Практикум по эколо гическому праву России: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова;

составители: Г.А. Волков и А.К. Голиченков. 2-е изд. М.: БЕК, 2001. — 272 с.;

Практикум по экологическому праву России: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова;

составители: Г.А. Волков и А.К. Голиченков. 3-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2004. — 288 с.;

2) Экологическое право России: Сборник нормативных правовых актов и документов / Под ред. А.К. Голиченкова;

соста вители: Г.А. Волков, А.К. Голиченков. М.: БЕК, 1997. — 816 с.;

Экологическое право России: Сборник нормативных правовых актов и документов / Под ред.

составители: А.К. Голиченков, М.А. Миндзаев, А.О. Миня ев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2004. — 1040 с.;

3) Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: БЕК, 2002. — 448 с.;

4) Земельное право России. Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: БЕК, 2001. — 224 с.;

Земельное право России.

Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова;

составители: А.К. Голиченков, А.А. Воронцова, А.А. Минаева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2005. — 228 с.;

3-е изд., испр. и доп. М.:

Издательский Дом «Городец», 2007. — 352 с.;

5) Экологическое и земельное право России: Сборник учебно-методических материалов / Под ред. проф. А.К. Го личенкова. М.: Издательский Дом «Городец», 2006. — 384 с.;

6) Экологическое право России: Библиография (1958–2004 гг.): Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова;

автор-составитель Е.И. Ефимова. М.: Издательский Дом «Городец»», 2007. — 432 с.

См., например: Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981. С. 192–217.

См., например: Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учебник.

М.: Юридическая литература, 1984. С. 367–379;

Петров В.В. Экологическое пра во России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 533–549;

Экологическое право России: Учебник / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: Триада, Лтд., 1997.

V ПРЕДИСЛОВИЕ комментариев1. Подборки эколого-правовых терминов позднее стали включаться в общие юридические словари2, экологические энциклопедические словари3, появились специальные словари по экологическому праву4, земельному праву5 и др.

Данный Словарь, как и любой предшествующий, направлен на поиски «терминологического взаимопонимания», необходи мого как для создания и применения законов, так и для научных исследований, подготовки специалистов-юристов.

По словам О.С. Колбасова, «развитие права всегда сопряже но с обсуждением и формированием терминологии. Право как регулятор человеческого поведения тем эффективнее выполня ет свою роль, чем более верно концептуально и лингвистически выражены его констатации, предписания, дозволения и запреты.

Необходимость осмысления юридической терминологии сущес твует всегда. Но знание этой необходимости повышается в пе риоды, когда происходят существенные структурные изменения в праве, обусловленные историческими потребностями. В эти периоды приходится особенно тщательно обдумывать и смысл происходящих перемен, и значение сопутствующих им термино логических преобразований»6.

Именно такие структурные изменения происходят в экологи ческом праве сегодня. Мы наблюдаем новый виток отраслевой кодификации: в последние несколько лет приняты новые феде ральные законы и кодексы (Федеральный закон об охране ок ружающей среды, Земельный, Водный и Лесной кодексы), дру гие — на подходе (Федеральный закон о недрах). В практическую плоскость перешло решение задачи межотраслевой кодификации с разработкой межотраслевого же Экологического кодекса РФ.

Несколько слов об особенностях настоящего Словаря. Во-пер вых, это учебное пособие для усвоения учебных дисциплин «Эко См., например: Охрана окружающей природной среды: Постатейный ком ментарий к Закону России. М.: Республика, 1993. С. 206–216.

См., например: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред.

А.Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 42–43, 46, 63–64, 137, 157, 158, 191, 239, 299, 322;

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА–М, 1999. С. 95, 96, 121, 407, 467, 553, 602, 769–771;

2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА–М, 2001. С. 585–586.

См., например: Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000. С. 768–771.

См., например: Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: НОРМА, 2000. — 448 с.

См., например: Крассов О.И., Петрова Т.В., Тарло Е.Г. Толковый словарь земельного права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 308 с.

Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. № 10. С. 27.

VI ПРЕДИСЛОВИЕ логическое право» и «Земельное право». Его задача — помочь тем, кто преподает эти дисциплины, и тем, кто их изучает, быст ро найти и использовать для учебных, научных, а также практи ческих целей нужные термины и их определения.

Во-вторых, в значительной мере это словарь легальных, т.е.

данных в законодательных актах, терминов и их определений.

Они и включены-то в Словарь в силу самого факта их установ ления в законе независимо от того, согласен автор с ними или нет. Это констатация существующего положения вещей, которое нужно знать, осмысливать, оценивать. Словарь включает 873 та ких термина и их определения, из них 806 взяты из законодатель ных актов — законов, кодексов, основ законодательства, осталь ные — из подзаконных нормативных правовых актов.

Как правило, это термины и определения, установленные в специальных нормах законодательных актов — нормах-дефини циях для целей конкретного акта. Такие нормы в том или ином объеме включались в российские законы издавна1, но получили широкое распространение лишь в начале 1990-х годов, став в на стоящее время обязательной частью почти каждого из них.

В других случаях это также и определения, которые хотя пря мо и не сформулированы в специальной статье, но легко «прочи тываются» в тексте законодательных актов, например, «арендная плата за пользование лесным фондом», «безвозмездное срочное пользование земельным участком», «земельные участки общего пользования», «пригородные зоны», «сельскохозяйственные уго дья», «экологическое образование» и др. Необходимо подчерк нуть, что все определения, данные в законодательных актах, уста новлены для целей конкретного акта (ссылки на них приводятся перед соответствующим определением). Их нельзя воспринимать Например, Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. в ст. 107 устанавливал, что нуждающийся супруг — это супруг, «не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный»

(СУ РСФСР. 1918. № 76–77. Ст. 818);

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. в ст. 23 определял, что означают слова «Суд», «Трибунал», что «разуме ется» под словами «Судья», «Прокурор», «Следователь» (СУ РСФСР. 1923. № 7.

особое внимание терминам традиционно уделяли уголовные кодексы (см., например: УК РСФСР 1922 г., УК РСФСР 1926 г., УК РСФСР 1960 г. (СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153;

СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600;

1960. № 40. Ст. 591). Не являлись исключением и акты, которые мы сегодня от несли бы к природоресурсному законодательству, горному, земельному и т.п. Так, в примечании к п. 30 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР «О введении в действие Горного закона РСФСР» устанавливалось, что «под обнаружением месторождения разумеется фактическое установление поисковыми работами наличия полезного ископаемого в естественном его залегании» (СУ РСФСР. 1928. № 133. Ст. 871).

Использованы материалы, подготовленные Н.Ю. Тихомирновой.

VII ПРЕДИСЛОВИЕ и использовать как универсальные, если иное не указано в зако не или не следует из него.

В-третьих, Словарь в ряде случаев в силу построения материа ла (см. раздел «Как пользоваться словарем») выполняет функции справочника по экологическому законодательству. В нем дана также не только терминологическая информация, но и сведения о законодательных актах, в которых она содержится.

В-четвертых, в Словаре имеются термины и определения, составляющие инструментарий экологического права, пони маемого в широком значении, т.е. в качестве самостоятельной, комплексной отрасли права — системы правовых норм по ох ране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов (общества, государства) и соответствующих пра вовых отношений. Более того, он охватывает также термины и определения, содержащиеся в актах смежных отраслей законо дательства, без уяснения которых разобраться в собственно эко лого-правовой терминологии весьма затруднительно, например, «авария» (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), «зоны рекреационного назначения» (Градостроительный кодекс Российской Федера ции), «лицензирование» (Федеральный закон «О лицензирова нии отдельных видов деятельности»), «международный договор Российской Федерации» (Федеральный закон «О международ ных договорах Российской Федерации»), «органы местного са моуправления» (Федеральный закон «Об общих принципах ор ганизации местного самоуправления в Российской Федерации»), «радиационная безопасность населения» (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»), «среда обитания чело века» (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии») и др.

Из описанных выше общих правил сделано несколько изъ ятий.

Первое. В Словарь помещены не только легальные, но и до ктринальные (научные) термины. Они отражают теоретические взгляды автора на современную эколого-правовую терминоло гию, а по отдельным позициям — взгляды коллег-ученых (с соот ветствующими ссылками), которые автор разделяет. Это сделано в тех случаях, когда необходимо определиться в ключевых поня тиях, для того чтобы изначально говорить с читателем на одном языке. К таковым относятся термины: «окружающая природная среда» (в отличие от «окружающей среды»), «охрана окружаю щей природной среды» (с аналогичным отличием), «обеспечение VIII ПРЕДИСЛОВИЕ экологической безопасности» (во избежание отождествления с предыдущим термином), «обеспечение рационального использо вания природных ресурсов» (для отграничения от двух названных ранее), «экологическое право» в узком и широком значениях, «зе мельное право» также в двух смыслах — узком и широком и др.

Эти термины и их определения имеют методологическое зна чение, за ними стоят вполне определенные теоретические по зиции, основанные на них законотворческие конструкции и технико-юридические приемы их воплощения в букву закона, позиции в правоприменительной практике, например, «окружа ющая природная среда» и «окружающая среда», «экологическое право», «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологичес кой безопасности» и т.п.

Второе. В Словарь включены определения, взятые из иных (незаконодательных) нормативных правовых актов и техничес ких регламентов. Делается это в случае, если тот или иной тер мин широко используется в нормативных правовых актах, но в законе его определение отсутствует, а также при характеристи ке органов государственной власти. Например, «восстановление лесов (лесовосстановление)» (Программа лесовосстановления в лесном фонде Российской Федерации на 2003–2010 годы), «объ екты, способствующие трансграничному загрязнению окружа ющей среды и оказывающие негативное воздействие на окру жающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ» (Постановление Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»), «самовольное занятие земель» (земельного участка) (Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России»), «экологичес кий паспорт» (Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 17.0.0.06–2000 «Охрана природы. Экологический пас порт природопользователя. Основные положения. Типовые фор мы») и др.

В Приложении воспроизведены тексты статей С.А. Боголю бова, О.С. Колбасова, В.В. Петрова, а также автора-составителя настоящего Словаря, посвященные проблемам эколого-правовой терминологии. Статьи печатаются с разрешения авторов или их правопреемников.

Словарь подготовлен в соответствии с программами курсов «Экологическое право России» и «Земельное право России», раз работанных и утвержденных Кафедрой экологического и земель IX ПРЕДИСЛОВИЕ ного права Юридического факультета МГУ соответственно 4 мая 2000 г. (с изм. и доп. от 27 августа 2007 г.) и 28 октября 1999 г. (с изм. и доп. от 15 марта 2007 г.).

Законодательные и иные нормативные правовые акты даны по состоянию на 1 января 2008 г.

Эта книга предназначена студентам, аспирантам, преподава телям, научным работникам. В то же время она будет полезна и юристам-практикам, государственным служащим, предпринима телям, а равно гражданам, всем тем, кто интересуется современ ным экологическим правом.

Автор выражает признательность докторам юридических наук, профессорам С.А. Боголюбову и Г.А. Волкову за высокопрофес сиональные замечания и предложения, которые оказались весьма полезными в процессе работы над рукописью, а также Н.Ю. Ти хомирновой за помощь в подборе нормативных правовых актов РСФСР для изучения истории легальных терминов в российском законодательстве советского периода.

Автор особо благодарен Н.М. Заславской за помощь, без ко торой Словарь увидел бы свет значительно позже.

Издание подготовлено при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Декан, заведующий Кафедрой экологического и земельного права Юри дического факультета МГУ А.К. Голиченков доктор юридических наук, профессор д. Квашнино М.О., 1 ноября 2007 г.

X Как пользоваться Словарем Следуя нижеследующим правилам пользования словарем, Вы сможете быстро получить необходимую информацию о терминах и их определениях.

1. Если Вас интересует определение какого-либо термина — найдите его по алфавиту.

2. Если Вы нашли по алфавиту интересующий Вас термин, но вместо его определения обнаружили отсылку к термину, данному курсивом, значит легальный термин (используемый в законода тельстве) отличается от искомого Вами (например, Биосферные заповедники — см. Государственные природные биосферные заповед ники). Это может означать также, что нужная Вам информация находится в другой словарной статье (например, Основы лесного законодательства Российской Федерации — см. Лесной кодекс Рос сийской Федерации). Следуйте отсылке.

3. Если Вы встретили в определении интересующего Вас тер мина или после него слова, выделенные курсивом, найдите их по алфавиту.

XI Указатели сокращений Указатель сокращений названий источников официального опубликования актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти 1. Российская Федерация Бюллетень Верховного Суда Российской Фе БВС РФ дерации Бюллетень нормативных актов министерств и БНА РФ ведомств Российской Федерации Бюллетень нормативных актов федеральных БНА ФОИВ органов исполнительной власти Вестник Высшего Арбитражного Суда Россий ВВАС РФ ской Федерации Вестник Конституционного Суда Российской ВКС РФ Федерации ВСНД РФ и ВС Ведомости съезда народных депутатов Россий ской Федерации и Верховного Совета Россий РФ ской Федерации Собрание актов Президента и Правительства САПП РФ Российской Федерации Собрание законодательства Российской Феде СЗ РФ рации Собрание постановлений Правительства Рос СП РФ сийской Федерации Российские вести Росс. Вести Российская газета Росс. газ.

2. РСФСР Ведомости Верховного Совета РСФСР ВВС РСФСР Ведомости Съезда народных депутатов ВСНД РСФСР РСФСР и Верховного Совета РСФСР и ВС РСФСР XII УКАЗАТЕЛИ СОКРАЩЕНИЙ Собрание постановлений Правительства СП РСФСР РСФСР Собрание узаконений и распоряжений рабо СУ РСФСР че-крестьянского Правительства РСФСР 3. СССР Бюллетень Верховного Суда СССР БВС СССР Вестник Верховного Суда СССР ВВ Суда СССР Ведомости Верховного Совета СССР ВВС СССР Указатель сокращений органов законодательной, исполнительной и судебной власти Президент Российской Федерации Президент РФ Федеральное Собрание — парламент Рос ФС РФ сийской Федерации Совет Федерации СФ Государственная Дума ГД Правительство Российской Федерации Правительство РФ Совет Министров — Правительство Рос СМ — Правитель сийской Федерации ство РФ Конституционный Суд Российской Феде КС РФ рации Верховный Суд Российской Федерации Верх. Суд РФ Высший Арбитражный Суд Российской ВАС РФ Федерации Верховный совет Российской Федерации ВС РФ Министерство внутренних дел Россий МВД России ской Федерации Министерство обороны Российской Фе Минобороны России дерации Министерство сельского хозяйства Рос Минсельхоз России сийской Федерации Министерство юстиции Российской Фе Минюст России дерации XIII УКАЗАТЕЛИ СОКРАЩЕНИЙ Министерство природных ресурсов Рос МПР России сийской Федерации Федеральное агентство по атомной энергии Росатом Федеральное агентство водных ресурсов Росводресурсы Федеральная служба по гидрометеороло Росгидромет гии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере Росздравнадзор здравоохранения и социального развития Федеральное агентство геодезии и карто Роскартография графии Федеральное агентство лесного хозяйства Рослесхоз Федеральное агентство кадастра объектов Роснедвижимость недвижимости Федеральное агентство по недропользо Роснедра ванию Федеральная служба по надзору в сфере Роспотребнадзор защиты прав потребителей и благополу чия человека Федеральная служба по надзору в сфере Росприроднадзор природопользования Росрыболовство1 Федеральное агентство по рыболовству Федеральная служба по экологическому, Ростехнадзор технологическому и атомному надзору Федеральная служба безопасности Рос ФСБ России сийской Федерации Федеральная служба охраны Российской ФСО России Федерации ФПС2 Федеральная пограничная служба Рос сийской Федерации Упразднено Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». С изм. и доп., внесен ными Указом Президента РФ от 11 октября 2007 г. № 1359 // СЗ РФ. 2007. № 40.

Упразднена Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Россий ской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.

XIV УКАЗАТЕЛИ СОКРАЩЕНИЙ ФСНП1 Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации ФАПСИ2 Федеральное агентство правительствен ной связи и информации при Президенте Российской Федерации Государственный комитет Российской Госкомрыболовство Федерации по рыболовству Упразднена Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

Упразднено Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Россий ской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.

XV КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. V КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ. XI УКАЗАТЕЛИ СОКРАЩЕНИЙ. XII СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Приложения Приложение 1. С.А. Боголюбов. Приложение 2. А.К. Голиченков. Приложение 3. О.С. Колбасов. Приложение 4. В.В. Петров. БИБЛИОГРАФИЯ. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ. XVI СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. V КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ. XI УКАЗАТЕЛИ СОКРАЩЕНИЙ. XII Словарь юридических терминов А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. З. И. К. Л. М. Н. О. П. Р. С. Т. У. Ф. Х. Ц. Ч. Э. Ю. Я. XVII СОДЕРЖАНИЕ Приложения Приложение 1. С.А. Боголюбов. Приложение 2. А.К. Голиченков. Приложение 3. О.С. Колбасов. Приложение 4. В.В. Петров. БИБЛИОГРАФИЯ. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ. XVIII СЛОВАРЬ юридических терминов А АВАРИЯ (для целей Федерального закона «О промышленной безопас ности опасных производственных объектов») — разрушение соору жений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА (для целей Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») — объект транспортной инфраструк туры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покры тие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства А.д.

АГРАРНОЕ (от греч. agros — поле) ПРАВО — 1) научная специаль ность, предусмотренная номенклатурой специальностей научных работников в составе группы специальностей 12.00.06 «Природо ресурсное право, аграрное право, экологическое право»;

2) учебная дисциплина, преподаваемая согласно Государственному образо вательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» в рамках националь но-регионального (вузовского) компонента или дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом;

3) система правовых АГРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности (не является общепризнанной).

АГРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ (для целей Федерального закона «О мелиорации земель») — проведение комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель пос редством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ (для целей Федерального за кона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») — совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

АГРОХИМИКАТЫ (для целей Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами») — удобрения, хи мические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

АГРОХИМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ (для целей Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») — совокупность научно обосно ванных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды.

АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (для целей Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») — деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, тех никой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозион ных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

libed.ru

Дубовик, Чолтян: Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие

Аннотация к книге «Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие»

В учебном пособии, подготовленном доктором юридических наук, профессором О. Л. Дубовик и кандидатом юридических наук, доцентом Л. Н. Чолтян, даны ответы на типовые вопросы по экологическому праву, при отборе которых использовались экзаменационные билеты юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Российского университета дружбы народов, Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук, Белгородского университета кооперации, экономики и права и других вузов России.
Законодательство, литература и судебная практика отражены по состоянию на 31 мая 2016 г.
Учебное пособие помогает быстро и эффективно подготовиться к успешной сдаче экзамена по экологическому праву, а также сориентироваться в наиболее актуальных проблемах охраны окружающей среды в современных условиях глобализирующегося.

В учебном пособии, подготовленном доктором юридических наук, профессором О. Л. Дубовик и кандидатом юридических наук, доцентом Л. Н. Чолтян, даны ответы на типовые вопросы по экологическому праву, при отборе которых использовались экзаменационные билеты юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Российского университета дружбы народов, Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук, Белгородского университета кооперации, экономики и права и других вузов России.
Законодательство, литература и судебная практика отражены по состоянию на 31 мая 2016 г.
Учебное пособие помогает быстро и эффективно подготовиться к успешной сдаче экзамена по экологическому праву, а также сориентироваться в наиболее актуальных проблемах охраны окружающей среды в современных условиях глобализирующегося мира.
Для студентов юридических и неюридических вузов, преподавателей, а также всех, кто неравнодушен к охране нашей жизни и существованию нашей планеты.
4-е издание, переработанное и дополненное.

www.labirint.ru

yaroshchukmaria

Экологическое Право Республики Беларусь Учебник

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ. ПРАВО. Особенная часть. Допущено. Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника по специальности. Экологическое право [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / С. А. Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника по. Атмосферный воздух как объект экологических отношений. 2. Правовые меры Фонды охраны природы в Республике Беларусь. 10.

Тема: Орхусская конвенция, как источник экологического права. 1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) как источник экологического права. 2. Правовая охрана озонового слоя.

Список использованных источников. 1.

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) как источник экологического права. Конституция Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду [9, ст. 46]. Согласно ст.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экологического и §2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права. §3.

  • Концепция государственной политики Республики Беларусь в ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1.
  • Республика Беларусь -субъект экологических правоотношений. Граждане. Петров, В.В. Экологическое право России : учебник / В.В. Петров — М. : БЕК.
  • Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экологического и Раздел: Гражданское право > Гражданское право Республики Беларусь.
  • Веденин, Николай Никифорович. Экологическое право : Учебник для студ. Владимирович. Экологическое право Республики Беларусь.

34 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ. ПРАВО. Особенная часть. Допущено. Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника по специальности.

Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь. Впервые право на благоприятную окружающую среду было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды». Закон называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды – обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду [14, ст. 2].

Право на благоприятную окружающую среду, предполагает знание об её состоянии. Реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно–правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г.

в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством [12, с. 541]. Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию, касающихся окружающей среды» – революционный документ для стран постсоветского пространства. Орхусская конвенция имеет силу закона в странах – сторонах конвенции. В Беларуси Орхусская конвенция подписана 16 декабря 1998 года, ратифицирована 9 марта 2000 г. В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены:.

— свободный доступ к экологической информации;. — свободное функционирование средств массовой информации;. — возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности. Ст. ст.

4, 5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст. 9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологической информации возлагается на государственные органы. Орхусская конвенция позволяет любому человеку получать необходимую экологическую информацию, участвовать в принятии экологически значимых решений и отстаивать эти права в суде.

Здесь находятся ресурсные материалы для людей, желающих использовать права, предоставляемые конвенцией. В ресурсных материалах трактуются положения Орхусской конвенции, приводятся практические советы и примеры применения положений Конвенции государственными органами и общественностью. Материалы, содержат комплексные учебно-методические материалы с подробными рекомендациями по проведению обучения по Орхусской конвенции и публикацию, описывающую двенадцать примеров выполнения Конвенции на практике.

Материалы конвенции содержат ресурсы, отражающие специфику выполнения конвенции в странах-участницах проекта, а также информацию регионального характера, которая может быть полезна для других стран Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии [4, с. 345].

Таким образом, Орхусская конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация». Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Республика Беларусь, традиционно являются источниками национального экологического права. Международные договоры, конвенции и соглашения – это особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом Республики Беларусь, то применяются правила международного договора.

Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Белоруссия является участницей многих многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций. Конституция Республики Беларусь к источникам национального права отнесла общепризнанные принципы и нормы международного права [9, ст.

8]. 2. Правовая охрана озонового слоя. Озоновый слой – это слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологически опасное солнечное ультрафиолетовое излучение.

Охрана озонового слоя – одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном и национальном масштабах. Разрушение озонового слоя влияет на здоровье людей не только нашей страны, но и всего мира. В настоящее время нормативная база Республики Беларусь в сфере охраны озонового слоя весьма обширна. В нее входят многочисленные международно-правовые, национальные и локальные акты. Например:. — Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. (с изменениями и дополнениями от 15 ноября 2004 г.

) «Об охране озонового слоя»;. — Закон Республики Беларусь от 26. 11. 1992г. (ред. от 20. 07.

2006г. ) «Об охране окружающей среды»;. — Постановления Правительства Республики Беларусь, санитарно-гигиенические нормативы Минздрава Республики Беларусь. Охрана озонового слоя представляет собой систему мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя, восстановлению озонового слоя в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонного слоя.

Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя в соответствии с Законом «Об охране озонового слоя» осуществляют:. — Президент Республики Беларусь;.

— Совет Министров Республики Беларусь;. — Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы;. — местные Советы депутатов;.

— исполнительные и распорядительные органы в пределах совей компетенции, которая определена законодательством Республики Беларусь. Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:. — правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. [6, с.

418];. — уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола и ратифицированными Республикой Беларусь;. — введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;.

— определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами в Республики Беларусь;. — лицензирование деятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими веществами;. — организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;. — государственные органы контролируют соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;. — осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя. В соответствии со ст.

5 Закона «Об охране озонового слоя» Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции в области охраны озонового слоя:. — принимает государственные целевые программы по охране озонового слоя;. — утверждает перечень озоноразрушающих веществ, ограниченных или запрещенных для потребления в Республике Беларусь;. — устанавливает размер платы за ввоз в нашу страну озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;. — устанавливает порядок проведения мониторинга озонового слоя и использования его данных [15, ст. 5]. Министерство природы как республиканский орган государственного управления в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции:.

— организует и координирует разработку и выполнение государственных целевых программ по охране озонового слоя;. — координирует деятельность национального научного исследовательского центра мониторинга озоносферы;.

— определяет порядок лицензирования деятельности связанной с обращением с озоноразрушающими веществами;. — устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающими веществами;. — разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты в области охраны озонового слоя;. — осуществляет государственный контроль в области охраны озонового слоя;. — выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя. В заключение данного вопроса следует повторить, что правовые меры по охране озонового слоя направлены на сохранение и улучшение его качества, а также предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду.

Охрана озонового слоя представляет собой систему мер – эти меры предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об охране озонового слоя». Закон «Об охране озонового слоя» регулирует отношения в области охраны озонового слоя в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления природных качеств озонового слоя. Законом Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» предусмотрены требования по охране озонового слоя от вредного воздействия промышленного производства и другой производственной деятельности. Белорусское законодательство соответствует выработанным международным сообществом подходов к охране озонового слоя и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека. На территории садоводческого товарищества «Березка» находился пруд, в котором купались и ловили рыбу также жители соседних дачных массивов и местные жители. Однако данным обстоятельством были недовольны члены кооператива «Березка», так как, во-первых, пруд был выкопан за их счет, а во-вторых, присутствие большого количества людей создавало шум и мешало отдыху.

Правление садоводческого товарищества приняло решение об ограничении права пользования водным объектом. В результате около пруда появилась доска с объявлением: «Купаться и ловить рыбу разрешено только представителям садоводческого товарищества «Березка». Правомерны ли действия правления садоводческого товарищества. В соответствии со ст.

1 Водного кодекса Республики Беларусь водопользование представляет собой использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности. Совокупность правовых норм, определяет порядок и условия рационального использования вод, составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законодательством.

Водопользователь – это юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом. Водопользователями в Республики Беларусь могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в порядке определенном законодательством Республики Беларусь [5, ст. 19].

В соответствии со ст. 12 Водного кодекса водопользование имеет виды:. — общее и специальное;. — обособленное и совместное;. — первичное и вторичное.

Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительном порядке. Основаниями для возникновения права водопользования является разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов. Из условия задачи мы знаем, что члены садоводческого товарищества «Березка» своими силами и за свои средства выкопали пруд.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь пруд является водоемом. Водоем — поверхностный водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием (озеро, водохранилище, пруд, пруд-копань) [5, ст. 1].

Так же из условия задачи известно, что члены кооператива «Березка» являются специальным водопользователем, так как пруд находится на территории их товарищества. Согласно ст. 31 Водного кодекса водопользователь имеет право передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, предоставившими право специального водопользования, и местными исполнительными и распорядительными органами. Следовательно, решение правления садоводческого товарищества правомерны.

Надо также отметить, что согласно ст. 33 Водного кодекса Республики Беларусь права водопользователей могут быть ограничены или прекращены местными исполнительными и распорядительными органами в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей.

При этом преимущество в использовании вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и бытовых нужд. Фермер Алексеев самовольно скосил сено на участке площадью 3 га, входящем в состав лесов 2 группы Климовичского лесхоза. Во время сенокошения, которое проводилось вне сенокосных угодий, был частично поврежден четырехлетний сосняк, предназначенный для возобновления леса. Какие нарушения законодательства имеются в действиях Алексеева.

Как исчислить размер ущерба, причиненного действиями Алексеева. Лес – это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских целях [6, с.

263]. Согласно Лесного кодексу Республики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми функциями производится деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

В лесном фонде выделяются леса первой и второй групп. Ко второй группе относятся леса – эксплуатационные. Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции. Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь говорится, что леса составляют исключительную собственность государства.

В нашей стране все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу [11, ст. 73].

К числу мер правовой охраны и защиты леса относится совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов. Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие (или бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов [20, с. 461]. Из вышесказанного следует, что фермер Алексеев за самовольное скашивание сена на участке входящем в состав лесов 2 группы Климовического лесхоза и частичное повреждение четырехлетнего сосняка будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 277 «Незаконная порубка деревьев и кустарников» Уголовного кодекса Республики Беларусь. Согласно п.

2 ст. 277 УК Республики Беларусь действия фермера Алексеева приравниваются к причинению ущерба в особо крупном размере, так как четырехлетний сосняк был предназначен для возобновления леса. Список использованных источников. 1. Балашенко С.

Государственное управление в области охраны окружающей среды. Учеб.

пособие. Мн. Амалфея. 2000. – 389 с.

2. Балашенко С. Демичев Д.

Экологическое право/ Учебник. – Мн. «Урожай», 2000. – 398 с. 3. Бринчук М.

Экологическое право: Учебник.

– 2-е изд. перераб. и доп. – М. Юристъ. 2005.

– 670 с. 4. Васильева М. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда: Учеб.

пособ. – М. Юристъ. 2006. – 652 с. 5.

Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15. 07. 1998г. № 191-З (ред. от 20. 07. 2006г.

) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. –1998. -№ 33. 6. Демичев Д.

Экологическое право. Особенная часть: Учебник. Мн. Вышэйшая школа.

2007. – 494 с. 7. Дубовик О.

Экологическое право: Учебник. – 2-е изд. М. ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006.

– 688 с. 8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21. 04. 2003г.

№ 194-3 (ред. от 04. 01. 2007г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003.

9. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.

11. 2004г. ) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. — № 1. 10. Кодекс о земле Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 4.

01. 1999г. № 226-З (ред. от 20. 10.

2006г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2002. –№ 2-3. 11. Лесной кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 14. 07.

2000 г. (ред. от 04. 08. 2005 г.

) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 196. 2/1163.

12. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. Колосов, Э.

Кривчикова. – М. Международные отношения. 2003. – 720 с.

13. Макарова Т. Право общего природопользования: Проблемы правового закрепления. Мн. Вестник БГУ.

– 2004. — № 2. 14. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.

№ 1982-XII (ред. от 20.

07. 2006г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 85. 15. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь от 12.

11. 2001 г. (ред. от 15. 11. 2004 г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

-2004. -№ 180. 2/1084. 16. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14.

(ред. от 19,07. 2005 г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005.

— № 121. 2/1139. 17. Овчаренко Е. Экологические преступления в уголовном праве: Учеб. пособ.

Павлова Л. Основы международного права: Учеб. пособие.

Мн. Книжный Дом. 2006. – 320 с. 19. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.

07. 1999г. № 275-3 (ред. от 01. 03. 2007г. ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

-1999. -№ 76. – Ст. 277. 20. Уголовное право Республики Беларусь.

Особенная часть: Учеб. пособие/ Н. Ахраменка, Н.

Бабий, В. Борода; Под ред.

Н. Бабия и И. Грунтова. Мн. Новое знание.

Шестерюк А. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды. С-Пб. Изд-во АСТ. 2002. – 567 с.

olguzzastyle.weebly.com

Смотрите так же:

  • Федеральный закон от 10012002 г 7-фз об окружающей среде Федеральный закон 7-ФЗ. Об охране окружающей среды Глава I. Общие положения Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны […]
  • Госпошлина на выдачу лицензии на алкоголь Госпошлина на выдачу лицензии на алкоголь За предоставление (выдачу) (продлении срока действия, переоформлении либо выдаче дубликата) лицензии на частную охранную деятельность должна уплачиваться государственная пошлина. Ее размер определяется пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и […]
  • Нотариусы люберцы московской области Нотариусы города Пушкино Московской области Адрес: 141200, Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 57, корп. 4, пом. 006 Адрес: 141200, Московская обл., г. Пушкино, ул. Оранжерейная, д. 15, пом. 1 Адрес: Пушкино, Ярославское шоссе, д. 64 Телефоны: 8 (49653) 5-76-63 Адрес: 141200, Московская обл., г. Пушкино, […]
  • Понятия общая характеристика и виды преступлений против личности § 1. Общая характеристика преступлений против личности В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Глава 2 Конституции гарантирует право каждого человека на жизнь, охрану собственного достоинства, свободу и личную неприкосновенность, а также […]
  • Нарушение норм процессуального права судом Нарушение норм материального права По установившейся традиционной практике суды выносят определения об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании с нарушением ст. 387 ГПК РФ, а именно с существенным нарушением норм процессуального права, которые приводят к существенным нарушениям норм […]
  • Когда уплачивать налог на недвижимость Когда возникает обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц? Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении следующих условий (п. 4 ст. 57, ст. 400, п. 2 ст. 409 НК РФ): имущество признается объектом налогообложения; гражданин обладает правом […]
  • Рыночный закон предложения Рыночный закон предложения Рисунок 5.3 - Взаимодействие спроса и предложения Равновесная цена - цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил. Равновесный объем производства - количество продукции, предлагаемое по сформировавшейся в рамках всей отрасли […]
  • Приказ по аттестации педработников 276 Аттестация педагогических работников Приказ министерства образования Ставропольского края от 18 мая 2018 года № 184-лс «Об установлении квалификационных категорий» Приказ министерства образования Ставропольского края от 23 апреля 2018 года № 164-лс «Об установлении квалификационных категорий» Приказ министерства […]