Учение о законах исторического развития

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии

Понятие диалектики, ее предмет и альтернативы.

Основные законы диалектики.

Понятие диалектики, ее предмет и альтернативы

Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы:

стихийная диалектика Античности

диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля

материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления

диалектика – это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир

диалектика – это метод теоретической и практической деятельности.

Диалектика как учение о развитии имеет объективную и субъективную стороны. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.

Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира.

Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Метафизическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным видом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь.

Эклектика – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.

Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Волюнтаризм – учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека.

Догматизм – картина мира, построенная на догмах. Догма – положение, которое принимается без опытного обоснования и практической проверки.

Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов.

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.

Связи в материальном мире многообразны. К основным формам связи относят: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, и т.д. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Принцип развития. Все в мире находится в постоянном изменении и развитии.

Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны между собой естественной причинной связью и взаимообусловливают друг друга.

Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность закономерной взаимосвязи всего в мире.

Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.

О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями.

Категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Являясь результатом отражения мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знаний.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия, а все вместе они охватывают мир как целое. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

Тождество и различие.

Тождество – это равенство, сходство предмета самому себе или другим предметам.

Различие – это неравенство, несходство предмета самому себе или другим предметам.

Вся история человеческого общества от первобытнообщинного состояния до современности – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это различные стадии развития мира. Тут содержится и тождество и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого развития.

Единичное. Общее. Особенное.

Единичное – это свойства, характеризующие только данный объект.

Общее – такое понятие, в котором отражаются существенные свойства и признаки присущие целому ряду однопорядковых вещей.

Особенное – это единство единичного и общего.

Единичное, общее и особенное – это соотносительные категории, отражающие взаимопереходы отражаемых объектов и процессов.

«Русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин». Последний выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное по отношению к понятию «человек».

Часть и целое. Система и элемент.

Система – такая целостность, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими элементами, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.

Элемент – это составляющая системы, которая взаимосвязана с другими составляющими системы, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.

Часть – это такая составляющая целого, которая несет в себе все признаки и свойства данного целого.

Целое – это совокупность частей.

Целое может быть системой или механической целостностью. Система состоит из элементов, механическая целостность – из частей.

Содержание, структура и форма.

Содержание – вся совокупность свойств, сторон и признаков объекта.

Структура – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых, внутренних связей некоторого объекта, условие его существования.

Структура входит в содержание объекта.

Форма – это способ выражения и существования содержания.

Сущность и явление.

Сущность – это устойчивая, не изменяющаяся часть объекта.

Сущность скрыта от нас. Она не познаваема с помощью чувств. Ее можно познать через явления.

Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.

Явление не может существовать без того, чтобы не в нем не проявлялась сущность.

Причина. Следствие. Повод. Условие.

Причина – это явление, которое при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление.

Следствие – это явление, порожденное или видоизмененное причиной.

Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие.

От характера условий зависит способ действия данной причины и природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.

Повод – это внешний толчок, способствующий проявлению причины.

Необходимость и случайность

Случайность – это то, что при данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе.

Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

Если случайность имеет причину в перекрещивании необходимостей, то необходимость имеет причину в себе самой.

Возможность, действительность, вероятность.

Действительность – это то, что реально существует.

Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но то, что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

По времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности (обусловленная связь).

Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности.

Закон — объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Любой закон имеет ограниченную сферу своего действия. Например, распространение законов механики, вполне оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в микромире подчиняются другим законам. Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или напротив, ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяется другими законами. Особенно это относится к историческим и социальным закономерностям. В обществе и истории законы проявляются в виде тенденций, т.е. действуют не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Но следует заметить, что законы-тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия — законы природы, общества или мышления; по механизмам и структурам отношений детерминации — динамические и статистические и т.п.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности. В механицизме утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно совершенно точно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение понятия иного типа закономерностей — статистических.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. В статистических закономерностях необходимость проявляется через множество случайных факторов.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:

количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость, щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение.

Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

3. Закон отрицания отрицания.

Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а), а второе (-а) — вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.

Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

Например, состояние социального мира — это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье — это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.

Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали-то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. (Сей феномен называется в психологии «поздним послушанием») Мы снова, как и в детстве, «слушаемся» родителей, но совсем по-другому — уважительно, но критично. То есть налицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития.

Все упомянутые выше законы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным законом является единство и борьба противоположностей. Его содержание «просвечивает» в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях «сходятся», т.е. переходят, «переливаются» друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта «сливаются» в синтезе на следующей ступени и т.д.

xreferat.com

Учение о законах исторического развития

ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Диалектика абстрактного и конкретного — это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы.При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

sites.google.com

41. Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики. Основные законы диалектики.

Диалектика (от греч. dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современной философии диалектика рассматривается как теория и метод познания и преобразования действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Различают три исторические формы диалектики – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику.

Основоположником античной диалектики является Сократ. Из философов древности он впервые разработал диалектический метод познания истины путём преодоления противоречивых суждений, возникающих в споре (или беседе) между собеседниками, высказывающими противоположные мнения.

Ярким представителем античной диалектики является Гераклит. Диалектические представления Гераклита нашли своё выражение в его высказывании о том, что «всё течёт и изменяется, нельзя в одну и ту же реку войти дважды, потому что она та, да уже и другая». Здесь представлена глубокая диалектическая мысль о том, что всё существует и в то же время не существует, т.е. находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, а это, собственно и есть диалектика.

Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика немецкой философии в лице Канта и Гегеля.

Кант развивал субъективно-идеалистические представления о диалектике, рассматривая в развитии не материальную действительность, а априорно развивающие с момента рождения человека понятия, суждения и умозаключения.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он первым из философов предшествующего времени представил на идеалистической основе концепцию диалектического развития, и никто в последующем – ни философы, ни естествоиспытатели не смели её отрицать, — так глубоко она вошла в сознание людей. Гегель раскрыл содержание основных законов диалектики. Им же были представлены и отдельные категории диалектики, раскрыта их взаимосвязь.

В материалистической диалектике основное внимание было обращено на развитие объективного мира, выявлены её основные принципы – взаимосвязи и взаимодействия явлений и принцип изменения и развития, раскрыта взаимосвязь между субъективной и объективной диалектикой.

Альтернативами диалектики являются – метафизика, софистика и эклектика.

Метафизика рассматривает явления материальной действительности в их обособленном друг от друга неизменном состоянии. В качестве источника развития метафизики рассматривают не противоречия, а некий внешний толчок, или же сверхъестественную божественную силу.

Софистика есть сознательное применение в споре или логических доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, формально кажущимися правильными, а на деле ложными.

Эклектика представляет собой механической сочетание различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов и направлений. Например, материализма и идеализма, диалектики и метафизики и т. п.

Основными законами диалектики являются :

1. закон единства и борьбы противоположностей

2. закон перехода количественных изменений в качественные

studfiles.net

Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса (стр. 2 из 3)

Таково наиболее общее представление Маркса о том, что Контом было названо социальной статикой.

1.3. Учение о законах развития общества

Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к которым, в частности, относятся отношения собственности и которые связаны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.

В итоге, на определенном этапе своего развития, производительные силы перерастают производственные отношения, которые, тем самым, превращаются в их оковы. Другими словами, характер организации экономического взаимодействия в масштабах всего общества оказывается неорганичен достигшим уже более высокого уровня развития производительным силам. Это проявляется, в частности, в развитии кризисных явлений в экономической жизни. В результате действия этих факторов наступает период социальной революции, которая оказывается не политической случайностью, а проявлением глубинной исторической закономерностью. Согласно Марксу, это универсальный механизм исторического развития, лежащий в основе смены общественно-экономических формаций. В рамках этой теории историческое развитие человечества рассматривается как прогрессивное.[3]

Перейдем к более подробному рассмотрению основных принципов материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

§ 2. Принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса

Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.[4]

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории».[5] Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. В работе «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно материальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор».[6]

3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».[7] Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. В. И. Ленин, оценивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие роста производительных сил другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. Т. 6. – С. 55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности движения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-философской концепции провиденциализма – то есть учения о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».[8]

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схеме:[9] поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

mirznanii.com

Основные исторические формы диалектики

Исторические формы диалектики в истории философии. Материалистическая диалектика — философский метод исследования природы и общества. Методологическая основа понимания процесса познания. Понятие «закон» и «закономерность». Трактовки в понимании законов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ

Выполнил: ст. Гр.БВТ-11-04

Приняла: доцент Шаракпаева Г.Д

Известно, что в античной философии под диалектикой понималось искусство спора, обнаружения заблуждений, их последовательного преодоления. Например, Сократ, Платон считали, что заблуждения мысли достойны порицания, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Аристотель формулирует закон о недопустимости противоречий. Гегель придерживается другого мнения. По большому счету, полагает Гегель, противоречия неискоренимы, присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой, все более, более содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

Сейчас диалектика — это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от одностороности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.

Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук. С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика, природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.

Основные исторические формы диалектики

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шелинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционых демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). Диалектика как определеный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, притом лишена систематичности. Так, Горгии, выводя из общих понятий их конкретные определения, указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгии доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь, существует, то оно непознаваемо, а если существует, познаваемо, то оно невыразимо, неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать, лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: «Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же — серьезностью».

К подобным исследованиям еще не применялся термин диалектика”. Первоначально этим термином (dialektike techne — “искусство диалектики”) обозначалось искусство диалога, спора: 1) способность вести спор посредством вопросов, ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды, виды. Аристотель, не поняв диалектики Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытки мыслить понятия движения, множества. Сам Аристотель отличает диалектику от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истиное бытие как тождественое, неизменое, тем не менее в диалогах “Софист”, “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть, не есть, равен себе самому, не равен, тождественен себе, переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино, множествено, вечно, преходяще, неизмено, изменчиво, покоится, движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство, является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества — в схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигаются Николай Кузанский, Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт, Спиноза, первый — в космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине, дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо, Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, — противоречия в современом ему общественом сознании (“Племяник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии д. стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма видел в действительности не только предмет познания, но, рассматривал ее как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истиной, материальной, основы познания, деятельности субъекта привело к ограничености, ошибочности диалектических идей немецких идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом, космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познании природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако диалектика разума, по Канту, — илюзия, она устраняется, как только мысль возвращается в пределы, ограниченые познанием одних явлений. Позже в теории познания (в “Наукоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шелинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический, духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, развитии, сделал связь этого движения, развития”. В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторони, ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли, представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь, необходимость”. Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь, мысль начало, в силу которого передовые мыслители видели в диалектике Гегеля “алгебру революции” (Герцен). Истино научное понимание диалектики было создано только Марксом, Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса, развития познания, обобщения реальных процессов, происходящий в природе, обществе, мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так, познания, ибо они по своему содержанию тождествены, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая диалектика не только “онтологическое”, но, гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление, познание равным образом в становлении, развитии, поскольку вещи, явления есть то, чем они становятся в процессе развития, в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле, теория познания рассматривается материалистической диалектикой как обобщеная история познания, каждое понятие, каждая категория, несмотря на предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу, источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям, принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественых изменений в качественые, перерыв постепености, скачки, отрицание исходного момента развития, отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.

Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования природы, общества. Только с позиции диалектики можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного, относительного, устойчивого, изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким.

Объективная, субъективная диалектика

Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

Методологической основой понимания процесса познания выступает марксистско-ленинская философия, особено материалистическая диалектика, прежде всего диалектика познания. В отличие от объективной диалектики процессов, протекающих независимо от сознания, процесс познания Ф.Энгельс называл субъективной диалектикой. Он писал: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые, обусловливают жизнь природы постояной борьбой, своим конечным переходом друг в друга, соответствено в более высокие формы».

Субъективная диалектика, или диалектика познания, являясь отражением объективной диалектики, диалектики вещей, самой объективной реальности, выступает вместе с тем как диалектика отражения, т.е. представляет собой единство диалектики, логики, теории познания. Она отвечает на вопросы, как отражается объективная диалектика в субъективной, как развивается это отражение, каковы условия его развития, цели. Анализ всех трех вопросов показывает, что до конца последовательное решение проблем диалектики познания может быть дано, во-первых, лишь на основе материалистической теории и, во-вторых, только при соблюдении требований неразрывного единства диалектического, исторического материализма. Это означает, что диалектика субъект-объектных отношений как ключевая проблема диалектики познания должна рассматриваться на уровне отношений общественого бытия, общественого сознания, общественой практики, науки как формы общественого сознания. Из этого вытекает также, то важнейшее следствие, что методология, диалектика познавательных процессов не могут быть идеологически нейтральными или мировоззренчески бессодержательными. Диалектика познания корнями уходит в научное мировоззрение, будучи самым тесным образом связана с проблемами идеологической борьбы.

Диалектика познания не может обойти вопросов, как, при каких условиях мысль переходит в действие, какова связь познавательной, практической деятельности в обществе. Это означает, что, само изложение диалектики познания базируется на принципе историзма, строится на основе единства исторического, логического методов. Диалектика познания выступает при этом как теория развития, примененая к проблеме становления знания, вхождения его в практику. Конкретизация ее решения ведет, с одной стороны, к исследованию диалектики становления конкретных, общественых, естественых, технических наук и, с другой стороны, к исследованию диалектики социальных процессов, составляющих основу и, главное, содержание практики.

Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов, категорий.

Закон—общая, необходимая, внутреняя, существеная, повторяющаяся связь явлений, вещей. Сущность, явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства, связей, зависимостей, ценостей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:

Закон выражает существующие связи, отношения между предметами, их свойствами, вытекающими из их сущности.

Закон выражает не только существующие, но, необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определёных условиях).

Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).

Закон—устойчивые повторяющиеся связи, отношения предметов.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженую определёную связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические, статистические законы. Динамические—выражают такую форму причиной связи, при которой по начальным даным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие, всеобщие. Частные—выражают связи, отношения между конкретными явлениями, свойствами. Общие—проявляются в более широких, но ограниченых сферах, например, в природе—естественые законы. Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественых формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

Закон перехода количественого изменения в качественое, обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития.

Закон единства, борьбы противоположностей—раскрывает источник развития явлений.

Закон отрицания-отрицания — отвечает на вопрос, в каком направлении совершается развитие (показывает вектор развития).

Диалектические законы имеют объективный характер —

1) Отражает явления, процессы, происходящие независимо от человека, не относящиеся к нему.

2) Законы действуют до того, как их познают.

3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки в понимании законов таковы:

Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественой силой.

Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом, вносятся в природу. диалектика философия познание закон

Диалектика проявляется не только с помощью законов, но, с помощью категорий. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие, развитие вещей.

Основные категории диалектики:

Единичное, особеное, общее

Целое, часть, элемент, структура

Понятие сущности, явления

Диалектика — это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутрений источник которых усматривается в единстве, борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи, явления как неизменые, независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, диалектика — это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от одностороности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционых демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современой диалектики. В философии марксизма получило научно обоснованое, последовательное выражение единство материализма, диалектики.

Последовательно материалистическое истолкование диалектики было дано К. Марксом, Ф. Энгельсом — основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей диалектики, К. Маркс, Ф. Энгельс применили созданое ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики, тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической диалектики принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую диалектику как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия, мышления.

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики марксистами возникает вопрос об объективной, субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы, связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы, связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления, всеобщая связь понятий.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Дашков и К», 2007.

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2004.

4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.

5. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1999.

6. Волчек Е.З. Философия: Учеб пособие: 3-изд, испр. и доп. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.

7. Горелов А.А. Основы философии. — Москва, «Академия», 2005.

8. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

9. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: 2006.

10. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2005.

11. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособ./ Е.В. Зорина, Н.Ф. Разманкулова и др.; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Диалектика и метафизика в истории философии. Исторические формы диалектики. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий. Значение диалектики в познании и медицинской практике. Основные особенности античной диалектики.

лекция [34,1 K], добавлен 11.04.2012

Диалектика как теория и метод познания действительности, наука о законах развития природы, общества и мышления. Исторические формы и альтернативы диалектики, ее основные принципы. Методы познания диалектики, анализ частных случаев научных методов.

контрольная работа [58,6 K], добавлен 08.08.2011

Теоретические аспекты понятия диалектики — науки о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Изучение исторических форм диалектики – идеалистическая, материалистическая, а также основных ее принципов и законов. Альтернативы диалектики.

контрольная работа [35,8 K], добавлен 26.02.2010

Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.

реферат [85,0 K], добавлен 24.03.2011

Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика как система. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью.

реферат [37,7 K], добавлен 02.05.2007

Законы диалектики и их место в методологии познания. Исследование законов диалектики, изучение исторических форм диалектики и альтернатив. Законы диалектики и их характеристика. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 20.12.2009

Понятие диалектики в древнегреческой философии, ее исторические формы и принципы. Изучение гегелевской философии тождества. Исследование основных альтернатив диалектики, таких как метафизика, «отрицательная» диалектика, софистика, догматизм и релятивизм.

реферат [43,3 K], добавлен 15.01.2011

Исследование особенностей диалектики как миропонимания и способа мышления от античности до наших дней (закон единства и борьбы противоположности). Ее исторические формы, основные принципы. Альтернативы диалектики — метафизический и эклектический методы.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 01.03.2010

На чем основано мифологическое мировоззрение. Исторические этапы развития философии. Философия всеединства в России. Каково место философии в советской и постсоветской философии. Философский смысл понятий «бытие» и «материя». Основные законы диалектики.

контрольная работа [47,9 K], добавлен 21.12.2013

Толкование значения термина «диалектика» с точки зрения древнегреческой философии. Характеристика этапов развития диалектики в истории. Диалектические традиции Гегеля. Специфика диалектики в советском философском знании. Метафизика как метод познания.

реферат [21,9 K], добавлен 02.03.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

revolution.allbest.ru

Смотрите так же:

  • Приказ об учете материальных ценностей Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон одного основания пример Закон достаточного основания Зако?н доста?точного основа?ния— закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. [1] [2] [3] [4] Допустим, […]
  • Налог на доход от продажи имущества Налоги и Право повышение юридических знаний Налог на доход от сдачи имущества в аренду Кто обязан платить налоги с дохода от сдачи имущества в аренду, и как проходит эта процедура с участием в цепочке юридических лиц? Каков порядок оплаты налога с дохода от сдачи имущества в аренду? Если вы сдаете в аренду […]
  • Федеральный закон об основах социального обслуживания 442 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2013 года 25 декабря 2013 года Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет […]
  • Юристы ангарск Юристы и адвокаты Ангарска проверенных юристов со всей страны лет — средний стажнаших специалистов Мы вернём деньги, если юрист не сможет вам помочь! Узнать больше Найдено 9 юристов: Ангарск Проверенный специалист Правовед.RU Проверенный специалист Правовед.RU Проверенный специалист Правовед.RU Проверенный […]
  • Макарова оВ Юрист москва Адвокат Макаров и партнёры Адвокаты Москвы по гражданским и уголовным делам. М. Октябрьская, 3 мин., ул. Большая Якиманка 35, стр. 1, тел. +7(495)728-36-44 Московская коллегия адвокатов адвокат Вячеслав Макаров Московская коллегия адвокатов “Макаров и партнёры” является одним из ведущих адвокатских образований в […]
  • Принятое наследство не зарегистрировано Момент принятия наследства Наследство может быть как неожиданным, так и вполне ожидаемым. Независимо от этого, родственников и других претендентов волнует вопрос – с какого момента они становятся полноправными собственниками наследственного имущества, когда они могут пользоваться и распоряжаться им? Сроки принятия […]
  • Жалоба в профсоюзную организацию biblvoprosotvet38 Заявление Для Вступления В Профсоюзную Организацию Профсоюзное делопроизводство: Образец протокола заседания первичной профсоюзной организации · Образец заявления о вступлении в профсоюз. Размер шрифта. Начало Бланки и заявления Бланк заявления на вступление в профсоюз В первичную профсоюзную […]