Уголовное право по русской правде виды наказаний

Уголовное право по Русской Правде

Право Древней Руси еще не выработало понятия «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Русская Правда не отделяет гражданско-правовые наруше­ния от уголовных. Нарушение закона, преступление, носит в ней на­звание обиды, что понимается как причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба.

Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за противоправные действия, могли быть все свободные дееспособные лица. За преступления, совершенные холопами, отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его потер­певшему. По Правде Ярослава раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом по­бить холопа.

О возрасте, при котором наступала уголовная ответственность, ни Русская Правда, ни другие памятники права не содержат данных. Ви­димо, это было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Русская Правда уже обращает внимание на субъективную сторону пре­ступления, относя к ней умысел и неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и вины еще не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяж­кому наказанию — отдается на потоки разграбление. Котягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчаю­щим вину — кроме опьянения(«на пиру»), состояние а0фе/ста( «если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»). Необходимая оборона исключает ответственность. Существует в Русской Правде и представление о превышении преде­лов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его дей­ствиях нет непосредственной опасности).

Русская Правда также различает покушение на преступление (вы­нул меч, но не ударил) и оконченное преступление (вынул меч и уда­рил). Устанавливая разное наказание (1 и 3 гривны), Русская Правда выделяет понятие соучастия, но роли соучастников в преступлении еще не разделяет (ст. 40 Краткой Правды). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 че­ловек украли I овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).

Все преступления, выделяемые правом Древней Руси, можно раз­делить на преступления против: 1) государства, 2) церкви, 3) личнос­ти, 4) имущества, 5) семьи и нравственности.

Как преступление против государства в Древней Руси рассмат­ривали измену и восстание против княжеской власти. Как правило, эти преступления карались смертной казнью. Хотя непосредственно в Рус­ской Правде государственные преступления еще не выделяются, скорее всего, потому, что абстрактного понятия «государство» еще не су­ществовало, интересы государства отождествлялись с интересами кня­зя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.

Каноническое право и церковные уставы указывают на преступ­ления против церкви: зелейничество (применение ядовитых трав во вред другим) и ведовство (т.е. чародеяние и волхование — знахар­ство и колдовство, преследуемые как остатки язычества). Кроме них, преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбление трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п. Жестоко преследова­лось еретичество.

Среди преступлений против личности Русская Правда знает убий­ство, телесные повреждения, оскорбления <преступления про­тив чести).

Убийство в ссоре или на пиру влекло уплату виры, убийство в раз­бое каралось выдачей на поток и разграбление. Русская Правда уде­ляет много внимания охране телесной неприкосновенности, рассмат­ривая различные варианты членовредительства. За потерю руки, ноги, глаза виновный выплачивал штраф князю в полвиры и 10 гривен по­страдавшему. За повреждение пальца взималось 3 гривны штрафа и гривна в пользу пострадавшего. За выбитые зубы был штраф в 12 гри­вен, и гривна выплачивалась пострадавшему.

К преступлениям против чести относилось оскорбление словом или действием, которые карались штрафами в зависимости от характера действия (оскорбление действием) или положения пострадавшего (ос­корбление словом). Так, за вырывание бороды, удар жердью, мечом в ножнах, ладонью взыскивался штраф в 12 гривен, за толкание — 3 грив­ны, за оскорбление жены боярина — 5 гривен золота, жены сельского старосты — гривна серебра.

Среди имущественных преступлений Русская Правда уделяет наи­большее внимание татьбе, или краже. Наказание зависит прежде всего от ценности вещи. Кража из закрытых помещений наказывалась стро­же. Конокрадство каралось потоком и разграблением. Также жестко карался поджог. Законодательство устанавливает ответственность (раз­ные суммы штрафа) за повреждение чужого имущества, увечье скота, нарушение межевых знаков, уклонение от уплаты долга. Преследова­лось и пользование чужим имуществом без разрешения собственника. За пользование чужой лошадью взыскивался штраф в 3 гривны.

Преступления против семьи и нравственности представлены в Уставе князя Ярослава. К ним относили многоженство, развод без согласия епископа, злоупотребление родительской властью (принужде­ние к вступлению в брак или отказ в даче согласия), супружеская не­верность, изнасилование и др. Эти преступления подлежали церков­ному суду.

Первоначально основной целью наказания было возмездие. По­этому месть, т.е. возмездие за содеянное, совершаемое руками по­терпевшего или его родственников, в Краткой Правде не только при­знана, но и предписана. Однако месть не была произвольной, для нее была нужна санкция суда, разрешавшая или оправдывавшая акт мес­ти. Раненый, например, должен доказать на суде справедливость об­винения и только после этого может мстить или взять за обиду 3 грив­ны. Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие пре­ступления, как убийство, увечье или покушение на здоровье и честь. Право на месть имели родственники потерпевшего.

Правда Ярослава ограничила применение кровной мести, а сыно­вья Ярослава (Правда Ярославичей) отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.

Наиболее тяжкими видами наказания являлись поток и разграб­ление, что означало лишение всех прав, как личных, так и имуществен­ных, и обращение в рабство. Имущество осужденного делилось между общинниками либо отходило к князю. Известны также случаи убийства и полного уничтожения имущества отданных на поток и разграбление людей. «Заутра убиша Семена Борисовца, — говорит источник, — идом его весь разграбиша и села и жену его яша». Оно назначалось в трех случаях: за конокрадство, поджог дома или гумна, разбой.

Наиболее распространенным видом наказаний по Русской Правде был штраф как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. За убийство уплачивалась вира (в пользу князя) и головни­чество (родственникам потерпевшего), равное вире. Величина виры зависела от социального статуса потерпевшего. За убийство свобод­ного общинника уплачивалась вира в 40 гривен, тогда как за убийство княжеского тиуна и других приближенных взыскивалась двойная вира — 80 гривен, а за убийство смерда — лишь 5 гривен. Дикая вира взыскивалась с общины в случае, когда совершено непредумышлен­ное убийство и преступник защищен круговой порукой общины или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдает преступ­ника. За нанесение тяжких увечий взыскивалась полувира (20 гривен) (ст. 27, 88 Пространной Правды). За все остальные преступления по­лагался штраф (продажа), размер которого зависел от тяжести пре­ступления (1 — 12 гривен). Продажа поступала в княжескую казну, по­терпевшему выплачивалось денежное возмещение ущерба (урок).

Из других источников известны случаи применения смертной каз­ни, лишения свободы (заключение в железо — цепи и более тяжелое — в погреб), телесных и членовредительских наказаний (битье кнутом, вырывание ноздрей, урезание языка, ослепление).

magref.ru

Уголовное право по Русской Правде

Уголовное право по Русской Правде

Под преступлением Русская Правда имела ввиду обиду, а точнее, причинение материального либо морального ущерба определённой группе лиц или же одному конкретному лицу. Объектами совершённого преступления являлись как имущество, так и сама личность. Объективная сторона совершённого преступления охватывала как преступление, так и покушение, то есть, не совершённое преступление. Субъектами совершённого преступления являлись все лица, кроме холопов. За тех холопов, которые несли вину, отвечали их господа.

Законом не был установлен возрастной ценз для субъектов совершённого преступления. При этом, не существовало конкретного разделения на неосторожность и умышленное преступление. И хотя Русской Правдой чётко обозначалось понятие соучастия, однако не они не были разделены по ролям (например, укрыватель, исполнитель, подстрекатель и др.). Совершая преступления несколько лиц могли надеяться в случае поимки на равную долю всем. Также закон по Русской Правде карал строже преступников за рецидив – повторное преступление.

По Русской Правде система наказаний выглядела следующим образом. Хотя в ней нет упоминания о смертной казни большинство исследователей древних летописей утверждают, что она широко применялась на Руси. Грабёж считался одним из самых наказуемых преступлений, за него конфисковывали имущество, а самого преступника и всю его семью продавали в рабство. Данный вид наказания кроме этого преступления назначали за конокрадство, поджог, а также убийство в разбое.

Все остальные виды преступлений наказывались штрафом, размер которого определяли исходя из тяжести совершённого преступления. Штраф («продажа») взималась исключительно в пользу князя, а «урок» в пользу потерпевшего.

student-pravo.ru

Уголовное право по русской правде виды наказаний

Виды преступлений по Русской правде

Русская правда различала виды преступлений:

1. Преступлениям против личности делились на:

убийство, которое в свою очередь дифференцировалось на два вида: в ссоре и в разбое.

— причинение телесных повреждений:

нанесение побоев, лишение глаза,

нанесение побоев рассматривается в ст 10, так как в качестве штрафа определена относительно невысокая цена, всего 3 гривны.

2. К преступления против чести относились:

вырывание бороды, усов ст 8

удар рогом, чашей, палкой, жердью, рукой или мечом определялись ст. 3. В данной статье не имеет значения степень опасности для здоровья потерпевшего орудия, которым наносятся побои, важна обида, им нанесенная.

мячом в ножнах ст4

3. Имущественные преступления включали в себя:

кража или «татьба», которая могла быть как кражей из закрытых помещений, конокрадством, так кражей холопов или сельскохозяйственных продуктов, кража чужого коня ст 13.

разбой (еще не отличимый от грабежа)

уничтожение чужого имущества

повреждение межевых знаков

злостная неуплата долга

укрывательство челядина ст 11, в которой указывается об укрывательстве иностранцами(варягами или колбягами) рабов.

незаконно пользование имуществом ст 12, в которой указывается использование без спросу чужого коня.

Государственные преступления не были выделены как особый вид правонарушений.

Наказания по Русской Правде

Наказания по Русской Правде дифференцируются на различные виды, такие как:

Поток и разграбление-наиболее суровое наказание, заключавшееся в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества.

Вира — денежное взыскание за убийство простого свободного человека в размере 40 гривен (одинарная). Так же, в случаях убийства привилегированного лица, это денежное взыскание могло быть двойным. За убийство же лиц, принадлежащих к низшим сословиям общества, штрафы составляли от 12 до 5 гривен. В некоторых случаях «Русская Правда» назначала дикую виру, или повальную. Община оплачивала дикую виру, если при совершении убийства в разбое она отказывалась искать преступника (ст. 3). В этом случае уплата общиной виры предусматривалась в рассрочку на несколько лет (ст. 4). Дикая вира назначалась за убийство в ссоре (ст. 6), если преступник состоял с членами верви в круговой поруке. Обязанность общины помогать преступнику в уплате виры наступала только тогда, когда преступник ранее сам участвовал в платежах дикой виры.

Продажа-это штраф, взимавшийся в пользу князя.

Урок — это определенное вознаграждение, которое получали потерпевшие.

Головничество — денежное взыскание в пользу семьи убитого.

Казнь как вид наказания в Русской Правде не упоминается, хотя летописи сообщали о ее применении. Возможно, что сокрытие смертной казни связано с рядом причин:

1. смертная казнь рассматривалась как продолжение кровной мести, которую законодатель стремился упразднить.

2. Христианская Церковь выступала против смертной казни

Кровная месть — обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т. к., по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники), что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровно-родственных связей. И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. На вопрос о правовом основании кровной мести — досудебная эта расправа или послесудебная Русская правда не давала прямого ответа. С.В. Юшков, например, считая, что преобладание в феодальном Древнерусском государстве кровной мести — явление невероятное, выводит из этого ее послесудебный характер. И.Ф. Эверс, рассматривая Древнерусское государство как стоящее на одной из низших ступеней развития, видел в кровной мести непосредственную реакцию варвара, предполагая ее досудебный характер.

Кроме кровной мести как древнейшего элемента обычия в Русской Правде сохраняется принцип талиона, то есть принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением.

Главной же целью наказания становилось возмещение морального или материального ущерба.

studbooks.net

Гражданское и уголовное право по Русской Правде (стр. 1 из 3)

Становление светского феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Это были обычно-правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.

Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.

Закон Русский представлял собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства.[1]

Русская Правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права.[2]

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1—18), Правды Ярославичей (ст. 19— 41), Покона вирного (ст.42).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121).

Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.[3]

Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

Списки Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика.

Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права.[4]

Цель данной контрольной работы рассмотреть гражданское и уголовное право по Русской Правде.

Глава 1. Основные черты гражданского права по Русской Правде

1.1 Право собственности (вещное право)

Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения права собственности. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности.

В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»).

В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры.[5]

Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью.

Собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.[6]

1.2 Обязательственное право

Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.

Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы.

При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.

Существуют три вида займа:

1) обычный (бытовой) заем,

2) заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями);

3) заем с самозакладом — закупничество.

Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.[7]

1.3 Брачно-семейное право

Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой — покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

1.4 Наследственное право

Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству.

Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.

Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене.

Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души).

mirznanii.com

Уголовное право и судебный процесс по Русской правде (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ

по дисциплине: « История Отечественного государства и права »

на тему: « Уголовное право и судебный процесс по Русской правде »

1. Глава I . Уголовное право……………………… 4

1.3. Объекты преступления……………………………………….5

2. Глава II . Судебный процесс…………………… 8

2.2. Состязательный процесс…………………………………..9

Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение в более поздние периоды истории.

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.

В нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права — в Русской Правде.

В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси — к русской Правде, рассмотреть содержание ( уголовное право и судебный процесс) этого уникального памятника древнерусского права.

Эта тема особенно полезна для рассмотрения, так как это позволит сравнить первоисточник русского законодательства с ныне существующим и сделать выводы о переходе и трансформации правовых норм.

Освещение всех вопросов темы работы я буду проводить на основе использования текста документов, а также исторической литературы.

Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах. Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления : преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления — «обида» [1] .

1.1. Система преступлений. Соответственно этому строится и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений — против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека. Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийство на пиру).

1.2. Понятие соучастия . Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается. Русская Правда

различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла — прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разборке карается высшей мерой наказания — потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) — только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое — это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает ответственность. Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга). Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от классовой принадлежности потерпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людей платится вира в 40 гривен. Жизнь верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой [2] .

1.3. Объекты преступления . Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имуществе [3] . Отсюда, как

уже упоминалось, только два рода преступлений. Однако каждый из родов включает в себя довольно разнообразные виды преступлений. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления. Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. Такая высокая мера наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами. Поджог — наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества. Он нередко применялся как средство классовой борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину. Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости. В княжеских уставах предусматривались и преступления против церкви , а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась против остатков языческих порядков.

1.4. Система наказаний . Система наказаний Русской Правды еще довольно проста и мягка. Здесь сказывается недостаточное обострение классовых противоречий, свойственное раннему феодализму. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление . Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае в разное время и в разных местах

поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была вира , назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой. До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть , отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого [4] . За основную массу преступлений наказанием была так нарываемая продажа — уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления. Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже — урок. За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плакати»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение . Смертная казнь введена в закон; но болезненные и чпеновредительные наказания еще не узаконены. Смертная казнь полагается за татьбу в третий раз, конокрадство, за татьбу храмскую, за поджог и земскую измену. Существенным и главным вопросом является право наложения и отмены наказаний, поскольку в нем конкурирует частное потерпевшее лицо с государственной властью.

mirznanii.com

Смотрите так же:

  • Не вступили в наследство на землю Если вступил в наследство, но не оформил право собственности, что будет с имуществом? Для вступления в наследство государство отводит весьма длительный срок – 6 месяцев. За это время родственники должны обратиться к нотариусу по тому месту жительства, где жил скончавшийся родственник, и уведомить о своём желании […]
  • Следственный комитет по г ростову В отношении бывшего сотрудника полиции, подозреваемого в получении взятки, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу Вторым отделом по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по […]
  • Правила по алгебре за 6 класс Правила по русскому языку. 6 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» В корне слова: циркуль. Искл: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!» В словах на –ция: лекция. В окончаниях слов: молодцы. В суффиксах слов: лисицын. Буквы И, У, А после шипящих После шипящих пишутся буквы […]
  • Приказ министерства здравоохранения 347н ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЛИСТКА НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ" МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ от 26 апреля 2011 г. N 347н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЛИСТКА НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря […]
  • Накопительная часть пенсии 2014 года и кто ее может получить Можно ли снять накопительную часть пенсии Наверное, вы уже слышали о пенсионных накоплениях, которые не просто лежат на счетах фондов, но и являются вашим капиталом в настоящее время. Можно ли снимать какую-то его часть единовременно, до наступления старости? Можно. Давайте разбираться. Далеко не каждого из нас […]
  • Налог пфр и ффомс ип 2018 Какие налоги и взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2018 году? Схема расчета налогов + пара примеров Добрый день, уважаемые ИП! В этой небольшой статье рассмотрим вопрос о том, сколько платит налогов и взносов ИП на УСН 6% без сотрудников в 2018 году. Стоит отметить, что подавляющее большинство начинающих […]
  • Как узнать историю штрафов гибдд Проверка оплаченных штрафов по базе ГИБДД в 2018 году В связи с массовым внедрением камер фотофиксации нарушений в городах и населенных пунктах, у автовладельцев появилась необходимость в отслеживании наличия или отсутствия штрафов ГИБДД. Благодаря современным технологиям сделать это довольно просто. Как проверить […]
  • Судьи шевченковского районного суда г киева Шевченковский районный суд. Адвокат Шевченковского района Консультации адвоката по вопросам судебных разбирательств в Шевченковском районном суде города Киева от 200 гривен . Контактная информация адвоката Шевченковского района • 44-361-67-38 • 067-925-79-69 • 093-237-37-02 • 066-406-02-27 • E-mail: […]