Закон денежного обращения определяет факторы

Закон денежного обращения: сущность. Что определяет закон денежного обращения?

Деньги — универсальное средство обмена и платежа. Они выполняют множество функций, среди которых можно выделить обращение и накопление. Если деньги не расходуются, то они хранятся владельцем в специализированных финансовых учреждениях. Равновесие между потреблением и накоплением денежных средств и есть идеальное решение формулы человеческого удовлетворения.

Понятие денежного обращения

Само по себе денежноеобращение представляет собой процесс непрерывного движения денег, осуществляющих свои функции. Движение происходит как в наличной (преимущественно у физических лиц), так и в безналичной форме (между организациями). Денежное обращение является непрерывным процессом. Оно обеспечивает бесперебойное функционирование всех учреждений, начиная от сферы индивидуального предпринимательства и заканчивая государственным бюджетом.

Значительный поток денежной массы циркулирует в товарном обороте, так как в первую очередь люди тратят деньги на материальные блага (еду и одежду), однако по удельному весу большая часть расходуемых средств проходит в сфере нетоварного характера.

Сущность закона

При осуществлении товарных операций деньги постоянно обращаются между налично-денежными и безналичными операциями, которые образуют тесную связь между собой и не могут существовать отдельно. Прежде чем принять вещественную форму, деньги проходят путь по безналичным банковским счетам в виде депозитов, переводов, расчетов. Оба способа расчетов формируют общую денежную массу страны. Сущность закона денежного обращения открыл Карл Маркс. Она состоит в том, что необходимо обеспечить такое количество денег в обращении, чтобы они смогли в полной мере выполнять свои функции.

Согласно теории закона, количество денег, необходимое для бесперебойного выполнения поставленных задач, можно определить с учетом следующих показателей:

  • количество реализованных товаров и предоставленных услуг;
  • характер роста цен и тарифов;
  • скорость денежного обращения.

Все три фактора зависят от производственной сферы. Именно в ней задействована большая часть трудовых ресурсов. Чем выше производительность труда, тем меньше затраты. Чем меньше затраты, тем ниже цены. Чем ниже цены, тем больше объем реализации товаров и услуг на рынке.

Расчет денежного обращения

Существует алгоритм, при помощи которого интерпретируется закон денежного обращения. Формула выглядит таким образом:

  • Д — масса денежная;
  • Т — масса товарная;
  • Ц — цена;
  • V — скорость оборачиваемости денежных средств.

Закон денежного обращения определяет соотношение между объемом выпускаемых товаров и услуг, их ценовым уровнем и скоростью оборачиваемости денежных средств.

Если рассматривать функцию денег как средства платежа в денежном обращении, то на ее объем влияют следующие факторы:

  • общее количество выпускаемых товаров и услуг;
  • уровень цен и тарифов на товары и услуги;
  • уровень развития безналичных расчетов;
  • скорость оборачиваемости денежных средств.

Формула Фишера

Существует формула, полностью отражающая взаимосвязь объема денежной массы и выпуска товаров и услуг по определенным уровням цен. Такую формулу открывает закон денежного обращения фишера. Вот как она выглядит:

  • М – масса денежная;
  • V – скорость оборачиваемости денежной массы;
  • общее количество произведенных товаров;
  • P – цена.

Формула, которая описывает закон денежного обращения, определяет необходимый уровень равновесия между количеством производимых товаров и ценами на них.

Исходя из расчетов Фишера, избыточное количество денег провоцирует высокий уровень инфляции, так как производство не отвечает спросу покупателя, в связи с чем искусственно завышаются цены на те или иные товары.

Регулирование денежного обращения передано финансовым институтам нашей страны. Именно банковские и небанковские кредитно-финансовые организации в большинстве своем регулируют денежный оборот. При необходимости Центробанк может выпустить определенное количество денежных банкнот для поддержания бесперебойного осуществления товарно-денежных операций, а может изъять деньги из обращения для предотвращения развития инфляции.

Факторы, влияющие на денежное обращение

Чтобы понять, какие факторы влияют на количество денежных средств в обращении, необходимо знать следующее:

1. Чем больше денежных средств, тем больше должен быть объем товарных продуктов (в товар можно также включить земли, труд, портфельные инвестиции). То есть при достатке денежных средств должно быть и ассортиментное разнообразие, отвечающее в полной мере покупательскому спросу.

2. Ценовые уровни на товар. Чем ниже цена, тем больше необходимо представить товара, так как низкие цены рождают высокий спрос на товары. А чем больше необходимо выпускать товаров, тем больше денежных средств потребуется со стороны продавца покупателя.

Обратное действие оказывают следующие факторы:

  • чем больше товаров приобретается в кредит, тем меньше требуется денежных средств. Как правило, банки изымают те или иные объемы денежной массы из обращения между покупателем и продавцом, аккумулируя ее на своих счетах;
  • совершенствование и применение безналичных денежных расчетов субъектами хозяйствования;
  • периодичность выплаты денежных средств. Чем чаще они происходят, тем быстрее происходит их оборачиваемость без внесения дополнительной денежной массы.

3. Скорость денежного обращения.

Меры государства

В случае нарушения баланса между уровнем цен, объемом выпускаемой продукции и объемом денежных средств в обращении государство может применить два вида операций для стабилизации экономического положения в стране. Регулирование подразумевает внедрение денежной реформы либо проведение деноминации.

Денежная реформа заключается в преобразовании финансовой системы с целью укрепления обращения средств (государственная помощь организациям).

Деноминация происходит путем выпуска новой денежной единицы, эквивалентной большему количеству рублей в старых знаках.

Оба пути могут существенно снизить уровень жизни в государстве, но это поможет избежать более страшных последствий для страны — дефолта.

www.syl.ru

Подготовка к ГОСам / Вопрос № 40. Денежное обращение. Закон денежного обращения

Вопрос № 40. Денежное обращение. Закон денежного обращения.

Денежное обращение– процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денеж обращения явл:

— обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

— Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

— Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение — это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. — это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей — обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2)Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и плательщика — необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи. Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные — в дебет других.Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России.

Закон денежного обращения.

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

где M — масса денег;

Y — скорость обращения денег;

Q — количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:

M= а цена товара

P= уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator — умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

studfiles.net

Закон денежного обращения определяет факторы

Гиперинфляция – свидетельство глубокого разрушительного кризиса экономики и сферы денежного обращения. В современных условиях она порождает долларизацию национальной экономики, что связано с привилегированным положением доллара (или других сильных конвертируемых валют) в мировой экономике и международных расчетах. Происходит массовое бегство капиталов из национальной экономики, подверженной гиперинфляции.

Как отмечалось, инфляция позволяет государству получать инфляционный налог. Однако гиперинфляция корректирует данное фискальное последствие из-за так называемого эффекта Танзи Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 1970-х гг.). Высокий темп инфляции обесценивает поступления от налогообложения. Если налоги начисляют, например, в III, а выплачивают в IV квартале, то при гиперинфляции реальная значимость налоговых поступлений в бюджет становится практически ничтожной. Таким образом, гиперинфляция формирует специфическую закономерность, состоящую в том, что печатный станок перестает удовлетворять потребность в платежных средствах. Происходит переход к расчетам в иностранных валютах и суррогатах.

Формы инфляции. Формы инфляции различаются по трем критериям:

по способам возникновения;

по характеру протекания;

по степени предсказуемости.

По первому критерию выделяют административную (социальную), импортируемую, индуцированную и кредитную инфляцию.

Административная (социальная) инфляция – инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предполо­жим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг рав­на сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государство решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен.

Политика социальных (доступных для малообеспеченных слоев населения) цен имеет свою историю и активно используется в современных условиях. Так, в России в XVI в. при большом недороде хлеба царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену на хлеб – втрое выше прежней, но вшестеро ниже «естественно рыночной». Якобинское правительство Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум» – верхнюю границу цены, превышать которую не мог никакой купец. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки). В 1919 г. Совнарком под руководством В.И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ограничить рост цен на товары первой необходимости в пределах 10—20% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе–сентябре). В настоящее время в Санкт-Петербурге (как, впрочем, и в других российских городах) зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров.

Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факто­ров, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.

Индуцированная инфляция обусловлена действием других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18%, тарифы на жилищно-коммунальные услуги – на 8,8, тарифы на транспорт – на 6,6%). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции.

Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. В мировом хозяйстве наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты центральных банков национальным правительствам. Такая практика имела место в недавней российской истории. Например, в 1993 г. 59,3% дефицита федерального бюджета России покрывалось за счет прямых кредитов Центрального банка правительству, в 1994 г. – 79,5%. Далее по степени инфляционных последствий идет предоставление кредитов центральным банком страны коммерческим банкам.

По второму критерию выделяется:

подавленная (скрытая) инфляция. Она характерна, прежде всего, для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут денежные сбережения, поскольку ограниченны возможности удовлетворения платежеспособного спроса. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров с официальных рынков и их переток на теневые, спекулятивные рынки, где цены растут. Вместе с тем подавленная (скрытая) инфляция существует и в условиях рыночной экономики. Опыт экономического развития в США, например в 2003 г., показал, что денежная эмиссия для финансирования гигантского дефицита торгового баланса не проявляла себя в краткосрочном периоде, поскольку центральные банки ведущих азиатских стран скупали доллары для пополнения своих резервов;

открытая инфляция. Она характерна для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения.

Протекание инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, и несбалансированную, когда цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция – лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных това­ров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Даже в условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие – снижаться. Например, в США в 1970-1980-х гг. при относительно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались.

По третьему критерию различают ожидаемую инфляцию, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода, и непредвиденную инфляцию, которая характеризу­ется тем, что ее уровень оказывается выше ожидаемого за определенный период.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующих явлениях и процессах:

перераспределение доходов между отдельными физическими лицами; группами населения; сферами производства; регионами; хозяйствующими субъектами; государством, населением, фирмами; между дебито­рами и кредиторами. По этому поводу Дж. Ст. Милль писал, что общий и постоянный рост цен или, другими словами, обесценение денег, может принести выгоду кому бы то ни было единственным путем, а именно – за счет другого. Наибольший ущерб инфляция приносит лицам с фиксированными доходами – пенсиями, пособиями, стипендиями, заработной платой (для работников бюджетной сферы);

обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств бюджетной системы; обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

ослабление деловой активности, поскольку неопределенность в росте издержек и цен делает неопределенными перспективы развития бизнеса;

сокращение частных долгосрочных инвестиций и повышение их риска, что ведет впоследствии к замедлению экономического роста; одновременно нарастают спекулятивные операции;

перелив капитала и кадров из реального сектора производства в торговлю и посреднические операции, где меньше опасность потерь от инфляции;

снижение мотивации к реализации достижений научно-технического прогресса;

уплата государству инфляционного налога (с ростом цен растут адвалорные косвенные налоги, оборотные налоги, номинально – налог на прибыль, на доходы физических лиц и др.). Дж. М. Кейнс отмечал, что к обесценению денег, как своеобразному налоговому источнику, государство стало прибегать с тех пор, как этот источник был открыт Римом.

Развертывание инфляции в целом приводит к обострению экономических и социальных противоречий.

Дефляция. Процесс, противоположный инфляции, называется дефляцией. Она наблюдается в отдельных странах на определенных этапах развития и носит, как правило, краткосрочный характер. Так, например, в США в пери­од кризиса 1929—1933 гг. потребительские цены ежегодно снижались на 7%. Такое же явление, но более краткосрочное, наблюдалось в США осенью 2001 г. (после террористических актов 11 сентября), когда индекс потребительских цен в октябре снизился; на 0,3%. Но если дефляция выходит из-под контроля, страна попадает в затяжную дефляционную спираль, при которой компании теряют прибыль, вынуждены сокращать работников и величину их зарплаты, а потребители начинают ограничивать покупки вследствие сокращения общего платежеспособного спроса. Таким образом, затяжная дефляция может спровоцировать экономический спад и отнюдь не является безусловным благом для народного хозяйства.

Современная денежная система России, ее характерные черты и элементы. Эволюция денежной системы

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим национальным законодательством. Денежная система состоит из следующих элементов:

вид денег, имеющих законную платежную силу;

порядок эмиссии и обращения денег;

государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Масштаб цен – порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

Под видами денег, имеющих законную силу, подразумеваются формы денег, обращающиеся в стране, которые экономически утвердились и признаются законодателем в качестве законного платежного средства.

Под порядком эмиссии и обращения денег понимаются законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существует два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

банкноты достоинством: 5, 10, 50, 100, и 500 руб.;

монеты достоинством: 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством в 1000 руб. В 2003 г. предполагается введение в обращение банкнота достоинством в 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к одному рублю новых денег образца 1997 г. На этом основании был проведен пересмотр цен на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой деноминации было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

Банковская система Российской Федерации, ее структура и стратегия развития

Современная банковская система Российской Федерации создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Прежняя банковская система включала в себя Государственный банк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) и Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).

В настоящее время основу банковской системы России формируют следующие законы:

Федеральный закон № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996.

Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.

Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999.

Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003.

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру и включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России является Центральным банком Российской Федерации и образует верхний уровень банковской системы. Он выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране.

Второй, нижний уровень банковской системы образуют кредитные организации. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все кредитные организации, находящиеся на втором уровне банковской системы, ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, по созданию резервов и др.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности», в Российской Федерации возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации.

Небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, могут быть трех типов:

небанковские кредитные организации инкассации.

Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе: выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средства и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует отметить, что лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать проведение разрешенных им операций либо только в валюте Российской Федерации, либо в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Но при любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено осуществлять следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Банк, согласно российскому законодательству- это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на 3 группы:

банки, основанные на частной собственности (их собственниками являются негосударственные предприятия и частные лица);

банки с государственным участием;

банки с участием иностранного капитала.

Центральный банк Российской Федерации, его статус, цели деятельности и функции

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственным банком РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», согласно которому Банк России получил статус юридического лица, был объявлен главным банком РСФСР и стал подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), который отражал основные положения данного закона.

В ноябре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г.№ 86-ФЗ.

В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом. В силу своего особого положения в системе государственного управления Центральный банк Российской Федерации является специальным публично-правовым институтом, обладающим исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем ряд выполняемых им функций по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», он осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно принципу независимости государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Уставный капитал, который в настоящее время составляет 3 млрд руб., и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. При этом Банк России наделен имущественной и финансовой независимостью. Имущественная независимость заключается в том, что он самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом он может иметь прибыль от своей деятельности. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций. После утверждения годовой финансовой отчетности Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Государственной Думе проявляется в том, что Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, а также годовой отчет Банка России и принимает по ним решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Ежегодно не позднее 15 мая Банк России представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:

отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;

годовую финансовую отчетность Банка России;

аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;

заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Деятельность Банка России организует Совет директоров. В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка России и 12 членов, которые назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. На Совет Директоров возложена обязанность разработки основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и проведения анализа состояния экономики Российской Федерации. В процессе реализации денежно-кредитной политики Совет директоров принимает решения о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; о размещении облигаций Банка России; о применении прямых количественных ограничений. Он также устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп.

Совет директоров утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по ней, утверждает отчет о деятельности Банка России, а также смету расходов Банка России, устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и его заместителей, членов Совета директоров и других служащих Банка России. В компетенцию Совета Директоров входит принятие решений: о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об участии в международных организациях; о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца и др.

Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое — Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое – Президентом Российской Федерации, трое — Правительством. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Национальный банковский совет рассматривает годовой отчет Банка России; утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год общий объем расходов на содержание служащих Банка России, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование; общий объем капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов. В его компетенцию также входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля; по вопросам банковского регулирования и банковского надзора; организации системы расчетов в Российской Федерации. На его рассмотрение выносится исполнение сметы расходов Банка России; проекты законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела; определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России. По предложению Совета директоров национальный банковский совет утверждает правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядок формирования провизий и распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении, а также отчет о расходах Банка России на содержание служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации (Росинкас), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат состоит из 23 департаментов, одной Главной инспекции и трех главных управлений. Все подразделения Банка России можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию его основных функций (сводный экономический, исследований и информации, наличного денежного обращения, регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России, регулирования расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, банковского регулирования и надзора, операций на финансовых рынках, обеспечения и контроля операций на финансовых рынках, финансового мониторинга и валютного контроля, платежного баланса, методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и Главная инспекция кредитных организаций) и подразделения, сопровождающие деятельность самого Банка России (департаменты юридический, информационных систем, персонала, по работе с территориальными учреждениями, финансовый, внутреннего аудита и ревизий, внешних и общественных связей, административный, а также главное управление недвижимости, главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат, главное управление безопасности и защиты информации). Работу полевых учреждений координирует и контролирует департамент полевых учреждений. Вопросами международного сотрудничества занимается департамент международных финансово-экономических отношений.

Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Национальные банки республик, входящих в состав РФ, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) — структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Задачи и функции РКЦ Банка России определяются Типовым положением о РКЦ Банка России, утвержденным Советом директоров 1 . Главной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации, соответственно, основная его функция — осуществление расчетов между кредитными организациями.

Действующие в составе Главного территориального управления расчетно-кассовые центры бывают трех видов:

Основными направлениями деятельности расчетно-кассовых центров являются:

обеспечение межбанковских и внутрибанковских расчетов кредитных организаций, расположенных на территории их обслуживания;

проверка выполнения коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверности расчетов, своевременности и полноты проведенных перечислений;

участие (в порядке передоверия) в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России;

проведение по распоряжению главного территориального учреждения проверок кредитных организаций и применение к ним;

установление предельных остатков наличных денег в кассах коммерческих банков и других юридических лиц, расположенных на территории их обслуживания;

проведение контроля за соблюдением кассовых операций.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, которые утверждены совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также других государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Они проводят банковские операции и для физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.

В настоящее время полевые учреждения имеются во всех округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья, в местностях с тяжелыми климатическими условиями – Тикси, Новая Земля, на полигонах и космодромах Байконур и Плисецк.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

studfiles.net

№ 21 Спрос на деньги и факторы, его определяющие. Денежный рынок

Спрос на деньги — желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество пла­тежных средств, которое фирмы и население намерены дер­жать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах.

Существуют различные теоретические модели спроса на деньги: классическая количественная теория спроса на деньги; кейнсианская теория спроса на деньги; монета­ристская теория спроса на деньги.

Кейнсианская теория спроса на деньги — теория предпочте­ния (ликвидности — выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

— трансакционный мотив (потребность в наличности для те­кущих сделок);

— мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);

— спекулятивный мотив («намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее» ).

Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной за­висимости между ставкой процента и курсом облигаций . Если ставка процента растет, то цена облигаций падает, спрос на об­лигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), т.е. спрос на наличные деньги снижается. Та­ким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом.

Обобщая два названных подхода — классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ — ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое хотят иметь на руках население и предприниматели, равны.

Равновесие на денежном рынке есть результат взаимодействия спроса и предложения денег.

Кривая спроса на деньги отражает взаимосвязи меж­ду общим количеством денег, которое население и фирмы хотят иметь на руках в данный момент, и процентной став­кой по обычным неденежным активам.

Кривая предложения денег отражает зависимость предложения денег от процентной ставки.

Равновесие на денежном рынке формируется под воздействием Центрального банка. В том случае, когда Центральный банк, контролируя предложения денег, намерен поддержи­вать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки, кривая предложения будет иметь верти­кальную линию. Графическое изображение этой ситуации по­казано на рис.

xn--80aaivjfyj3e.com

Смотрите так же:

  • Не вступили в наследство на землю Если вступил в наследство, но не оформил право собственности, что будет с имуществом? Для вступления в наследство государство отводит весьма длительный срок – 6 месяцев. За это время родственники должны обратиться к нотариусу по тому месту жительства, где жил скончавшийся родственник, и уведомить о своём желании […]
  • По закону военного времени 1983 По закону военного времени 1983 Формат: SATRip, AVI, XviD, AC3 Режиссер: Игорь Слабневич Жанр: военный Продолжительность: 01:15:11 Год выпуска: 1983 В ролях: Ольга Агеева, Владимир Широков, Борис Сморчков, Игорь Ясулович, Алексей Ясулович, Раиса Рязанова, Николай Маковский, Татьяна Кочемасова, Майя Булгакова, Наталья […]
  • Сравнить купля продажи Какие есть нюансы оформления договора купли-продажи квартиры? Статья описывает нюансы приобретения или продажи жилья. Рассматривается оформление договора купли-продажи квартиры: что предусмотреть этим документом, чтобы не обманули, чтобы не лишиться денег, а то и жилья? У всех на слуху трагические истории: из-за […]
  • Доверенность индивидуального предпринимателя в арбитражный суд Что такое доверенность от ИП в суд и как ее правильно составить? Помощью представителя в арбитражном суде беспрепятственно могут пользоваться как организации, так и граждане. Особое место в этой связи занимают индивидуальные предприниматели (ИП), имеющие специфический статус, который требуется учитывать при […]
  • Форма заявления на получение инн Как оформляется заявление на получение ИНН форма 2.2-учет — бланк и образец для скачивания Каждому физическому лицу рано или поздно придется встать на учет в налоговой в качестве налогоплательщика и получить персональный номер ИНН. Для этого нужно обращаться в ближайшее отделение налоговой службы, предварительно […]
  • Жалоба в роспотребнадзор пример Жалоба губернатору Если другие региональные органы власти не смогли решить проблему, остается жалоба губернатору. Такой документ может обратить внимание на сложившуюся ситуацию, ведь губернатор является главным должностным лицом региона, осуществляющим контроль за деятельностью региональных структур. Мы поможем […]
  • Обоюдная вина закон об осаго Обоюдная вина при ДТП Автор: vitaliy_dunaev | 08/06/2015 Мои клиенты очень часто спрашивают: Как будет производиться выплаты при обоюдной вине при ДТП. Как совершается выплата по Автогражданке при обоюдной вине в ДТП. Это действительно очень интересная тема, так как случаи оформление обоюдной вины в дтп […]
  • Закон о красном море Отдых на Красном море в 2017 году Красное море славится теплой водой, фантастическим подводным миром и богатой историей. Но большинство путешественников отправляются сюда за погружением в морские глубины, которые поражают неземной красотой. Красное море – это часть Индийского океана, расположившаяся между Африкой и […]