Закон материальная ответственность военнослужащих

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

12 июля 1999 года

Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

base.garant.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 139, 21.07.99
  • «Собрание законодательства РФ», 19.07.99, N 29, ст. 3682
  • «Финансовая газета», N R99-31, 02.08.99

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

12 июля 1999 года N 161-ФЗ

Принят
Государственной Думой
22 июня 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
25 июня 1999 года

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в Федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся Федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только а причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданскими законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружении ущерба.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше Фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, друга имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия невыплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, Фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием невыплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по Фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба мажет быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной Форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему Федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года N 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

12 июля 1999 года

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

zakonbase.ru

Материальная ответственность военнослужащих

Гражданам, проходящим военную службу, рекомендуется изучить Федеральный закон РФ 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее — Закон № 161-ФЗ). Именно он регулирует все вопросы, связанные с компенсацией военнослужащим причиненного ущерба в самых разных ситуациях. Разберемся в этих вопросах более детально.

Понятие материальной ответственности военнослужащего

Согласно Закону № 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность, но только в определенных случаях. В частности, ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что для них предусматривается компенсация только реального ущерба, причиненного по их вине.

Ущерб, причиненный военнослужащим вследствие исполнения приказа командира (начальника), не может быть основанием для привлечения исполнившего приказ к материальной ответственности. То же правило распространяется на ущерб, причиненный в результате оправданного служебного риска, а также обстоятельств непреодолимой силы.

Закон № 161-ФЗ регулирует вопросы компенсации материального ущерба, причиненного военнослужащими при исполнении своих обязанностей. Если при причинении ущерба военнослужащий находился в отпуске или другом месте, т.е. не исполнял свои прямые обязанности, он будет нести гражданско-правовую ответственность за ущерб.

Виды материальной ответственности военнослужащих

В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Закона № 161-ФЗ, материальная ответственность военнослужащего может быть:

Обстоятельства для наступления полной материальной ответственности должны быть следующими (должно присутствовать хотя бы одно из перечисленных обстоятельств):

  • имущество было передано военнослужащему под отчет для перевозки, хранения, выдачи, пользования либо иных целей, но в результате было повреждено;
  • повреждение либо уничтожение имущества было умышленным (включая хищение, незаконное расходование или использование);
  • имущество было повреждено либо уничтожено в результате действий (бездействия) военнослужащего, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления (в этом случае предусмотрена уголовная и материальная ответственность военнослужащих);
  • ущерб был нанесен военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (добровольно);
  • ущерб был нанесен лицам в результате умышленных действий военнослужащего, которые повлекли затраты на лечение пострадавших военнослужащих в медицинских организациях.

Материальный ущерб подлежит возмещению вне зависимости от того, будет ли военнослужащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия, которые повлекли такой ущерб.

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо имуществу, которое не было передано под отчет, военнослужащий несет ограниченную материальную ответственность.

На практике очень часто военнослужащих пытаются привлечь к полной материальной ответственности в нарушение положений Закона № 161-ФЗ. Особенно распространена данная практика в отношении военнослужащих по призыву.

Данные правила возмещения касаются материального ущерба, причиненного как непосредственно воинской части, так и третьим лицам. Во втором случае воинская часть имеет право регресса, т.е. при самостоятельной компенсации ущерба третьим лицам может подать в суд исковое заявление о взыскании суммы компенсации с виновного в причинении ущерба военнослужащего.

Законодательное регулирование материальной ответственности военнослужащих

В случае ограниченной материальной ответственности важно понимать, что размер компенсации будет разным для военнослужащих по призыву и по контракту. Так, в п. 1 ст. 4 Закона № 161-ФЗ установлено, что:

  • ограниченная материальная ответственность военнослужащих по контракту равна размеру причиненного им ущерба, однако не может быть более одного оклада месячного денежного довольствия и одной месячной надбавки за выслугу лет (в среднем, максимальный размер такой компенсации будет составлять порядка 50-60 тыс. рублей, в зависимости от величины оклада и надбавок);
  • для военнослужащих по призыву максимальный размер компенсации не может превышать двух окладов месячного содержания.

Требование материальной компенсации в случае повреждения или утраты предметов вещевого имущества личного пользования (военной формы и т.п.) с военнослужащих по призыву является незаконным. При этом не важно, произошла ли такая утрата или повреждение по вине военнослужащего или нет.

Согласно п. 30 Постановления № 390 от 22.06.2006 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» в случае, если утрата или повреждение полученных предметов вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать точно такие же новые предметы. Если же утрата или повреждение произошли по вине военнослужащего, то ему выдаются не новые предметы вещевого имущества, а просто годные к носке. Какие-либо сборы денег с военнослужащих по призыву на закупку формы являются вымогательством, которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

Определение размера ущерба

Для того, чтобы определить размер ущерба, командир воинской части вправе назначить административное расследование. Это требование установлено ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

При определении размера ущерба принимаются во внимание фактические потери, а расчет осуществляется на основании цен, которые действуют в день обнаружения ущерба в данном территориальном субъекте.

Цены на военную технику, боеприпасы, вооружение определяются уполномоченными на то органами государственной власти.

Степень износа имущества принимается во внимание, однако размер компенсации не может быть ниже, чем стоимость утиля (лома) данного имущества. Если материальный ущерб был причинен сразу несколькими военнослужащими, то при определении размера компенсации во внимание принимается степень вины каждого из них.

Порядок возмещения ущерба военнослужащими

В случае ограниченной материальной ответственности возмещение ущерба производится по приказу командира воинской части, который удерживает требуемую сумму из денежного довольствия военнослужащего. Такой приказ издается в течение двух недель после завершения административного расследования по делу (или расследования о дисциплинарном проступке военнослужащего).

В случае полной материальной ответственности, когда размер ущерба превышает один месячный оклад и одну месячную надбавку по выслуге лет, привлечение к возмещению ущерба осуществляется через суд. Иск может быть подан командиром части.

В случае несогласия с приказом командира о возмещении ущерба, военнослужащий может воспользоваться правом на обжалование такого приказа вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке.

После вынесения решения судом из денежного довольствия военнослужащего будет удерживаться определенный размер суммы согласно исполнительному листу, но согласно ст. 12 Закона № 161-ФЗ не более 50% ежемесячного довольствия. При этом у военнослужащего есть право добровольно компенсировать причиненный ущерб (полностью либо частично).

Если военнослужащий уволился, не возместив причиненный ущерб, к нему также будут применяться правила исполнительного производства по взысканию задолженности.

Таким образом, вопрос материальной ответственности военнослужащих достаточно детально изложен в законодательстве Российской Федерации. Однако в процессе привлечения к ответственности и возмещения ущерба могут возникнуть некоторые нюансы, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Особенно это касается ситуации с возмещением ущерба в полном объеме, когда сумма ущерба превышает один оклад месячного довольствия. В этом случае в процессе разбирательства в суде важен учет множества деталей, которые могут повлиять на результат. Вот почему при привлечении к материальной ответственности лучше сразу обратиться к опытным юристам, которые детально проанализируют ситуацию и найдут оптимальное решение проблемы. Просто заполните форму обратной связи или позвоните по указанным на сайте телефонам, и наши специалисты окажут вам всестороннюю правовую помощь.

m.pravoved.ru

Федеральный закон РФ № 161-ФЗ: Материальная ответственность военнослужащих

Как и гражданско-правовая, материальная ответственность предполагает возмещение вреда. Однако в отношениях, из которых она вытекает, стороны не являются равными. Термин «материальная ответственность», как правило, рассматривается в плоскости трудовых взаимодействий между нанимателем и работником.

Понятие раскрывает 233 статья ТК. В норме сказано, что материальная ответственность стороны договора наступает за ущерб, нанесенный ею другому участнику отношений в результате противоправного виновного действия/бездействия. Особенностью статьи является то, что она распространяется и на работника, и на нанимателя. Поэтому говорить о том, что наказание может наступить только для подчиненной стороны, неверно.

Вместе с этим военная служба обладает своей спецификой. Для всех граждан, состоящих в рядах ВС, в качестве нанимателя выступает Россия. Соответственно, и м атериальная ответственность военнослужащих обладает своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб , нанесенный державе, обуславливается необходимостью обеспечивать охрану и сохранение госсобственности. Порядок и условия применения санкций к виновным регулируются специальным нормативным актом. Им является 161 Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих «. Ряд положений присутствует и в нормативном акте, регламентирующем статус этих граждан.

Определение

Материальная ответственность военнослужащих в юридическом смысле рассматривается как возможность возложения на лиц обязанности возместить ими вред, нанесенный имуществу организации, на территории которой они находятся в период пребывания в рядах ВС. Санкции вменяются виновным вне зависимости от применения к ним административного, дисциплинарного или уголовного наказания. Возложение обязанности по возмещению вреда находится в компетенции госорганов.

Материальная ответственность военнослужащих ориентирована на формирование у граждан, находящихся в рядах ВС, бережного отношения к имуществу, принадлежащему государству. Этот социально значимый аспект поведения лиц закрепляется в 26 статье нормативного акта, регламентирующего статус субъектов. В ней установлено, что военнослужащий обязан беречь имущество военной организации, в которой несет службу. Аналогичное предписание присутствует и в УВС ВС. Привлечение к материальной ответственности военнослужащего осуществляется только в пределах реально причиненного им вреда.

ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих » распространяется на граждан, находящихся на территории в/ч, гарнизонов и прочих аналогичных организаций в процессе исполнения обязанностей в соответствии с УВС ВС, а также лиц, призванных на сборы. При применении положений нормативного акта необходимо учитывать ряд нюансов.

В первую очередь, привлечение к ответственности материального характера допускается, если вред имуществу военной организации был причинен непосредственно из-за бездействий/действий военнослужащего в процессе исполнения им служебных обязанностей. Если же он возник вследствие противоправного поведения субъекта, не при выполнении уставных задач, к нему применяются меры гражданско-правовой направленности.

Пленум ВС в Постановлении №9 от 14 февраля 2000 г. в качестве условия наступления материальной ответственности называет нанесение вреда при выполнении служебных обязанностей. Одновременно это не касается процесса, когда индивид только приступает к решению задач. На практике у судов возникают некоторые затруднения при дифференциации обстоятельств. Не все случаи, которые установлены в ФЗ «О воинской обязанности и службе», инстанции считают допустимым относить к выполнению служебных обязанностей.

Например, речь о следовании гражданина к месту выполнения задач и обратно, пребывании в плену, на лечении, безвестном отсутствии и пр. Кроме того, следует принимать во внимание, что, участвуя в походах и учениях кораблей, находясь в командировке, лицо имеет право на отдых. Соответственно, в эти дни он фактически не выполняет свои обязанности.

Интересный факт

Из приведенных выше пояснений становится очевидным следующий момент. Военнослужащие, которые причинили вред военной организации не при выполнении ими служебных обязанностей (к примеру, во время нахождения на отдыхе), компенсируют его в полном объеме в порядке гражданско-правовой ответственности. Это реализуется путем предоставления вещи того же качества и того же рода, исправления повреждения предмета, компенсации убытков.

Условия возникновения

ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих » определяет обязательные обстоятельства, при которых к виновному могут применяться санкции. Это допускается только при наличии реального вреда, противоправности в действиях, причинной связи между поведением и возникшим вредом, доказанной вины. Указанные условия должны выполняться одновременно.

Реальный вред

Закон о материальной ответственности военнослужащих во 2 статье дает определение этому понятию. Реальным вредом именуют утрату или повреждение имущества организации, затраты, которые ей необходимо произвести, или уже осуществленные расходы на восстановление ценностей.

К такому ущербу также относят излишние выплаты. В их число, в частности, входят суммы штрафов, зарплаты, денежные довольствия, перечисленные гражданскому персоналу и уволенным военнослужащим вследствие неправомерного расторжения контракта или задержки по вине командования выдачи трудовых книжек, а также средства, полученные сверх установленной величины в связи со счетной ошибкой.

Материальными ценностями в рамках рассматриваемого закона являются все типы вооружения, боевой и прочей техники, горючее, боеприпасы, продовольствие, инженерное, вещевое, квартирное, химическое имущество, прочие средства, денежные в том числе, которые находятся в ведении в/ч, воинских заведений и учреждений, организаций и предприятий Минобороны.

Утратой называют выбывание объекта из владения собственника либо пользователя, вопреки их желанию и воле, вследствие непринятия надлежащих мер по его сохранности. Повреждением имущества называют причинение вещам вреда, который повлек потерю (частичную или полную) полезных свойств. От утраты оно отличается тем, что возникает всегда при прямом воздействии на предмет. К примеру, это может быть поджигание, разрушение и пр. Повреждение может причиняться как умышленно, так и по неосторожности.

Важный момент

При установлении конкретного вида реального вреда, нанесенного военнослужащим, следует учитывать, что повреждение и утрата ценностей отдельных категорий (боеприпасы, оружие, военная техника), а также причинение им дефектов вследствие прямого физического воздействия при тяжких последствиях (к примеру, повлекших снижение боеспособности подразделения и пр.) обладают признаками уголовных преступлений. Наказание за них устанавливается 346-348 статьями УК. Это, однако, не исключает вероятности применения к виновным мер материальной ответственности.

Как выше было указано, кроме стоимости имущества, утраченного, поврежденного либо уничтоженного, в составе реального вреда присутствуют затраты, которые в/ч должна будет осуществить или уже произвела для восстановления или приобретения ценностей. К ним, например, относят средства, потраченные на ремонт, транспортировку сверх установленных норм на обеспечение войск. Излишние выплаты, которые осуществила в/ч, могут выражаться в:

  1. Штрафах, неустойке, пенях, компенсации вреда по гражданско-правовым договорам при причинении его иным субъектам и их имуществу.
  2. Денежном довольствии/зарплате, перечисленных служащим и гражданскому персоналу вследствие их незаконного увольнения.
  3. Возмещение вреда здоровью и жизни лицам, возникшего при выполнении ими обязанностей.

Закон «О материальной ответственности военнослужащих » допускает применение санкций только при наличии умысла или неосторожности в действиях субъекта. Другими словами, должна быть установлена вина гражданина. Определение неосторожности или умысла влияет на то, в каком размере несут материальную ответственность военнослужащие . Бремя доказывания факта причинения вреда и прочих условий применения наказания возлагается на начальников и командиров.

Исключения

161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих » не допускает применения наказания к лицам, причинившим ущерб вследствие выполнения приказа начальника или командира, правомерными действиями, связанными с оправданным риском, или в связи с непреодолимой силой. Под последней понимают события, наступившие вне зависимости от воли человека. Например, это может быть обвал в горах, наводнение и пр.

Оправданный риск

Он имеет место, если:

  • Действие было совершено для достижения общественно полезных целей. К примеру, это может быть испытание нового образца вооружения.
  • Поставленной цели нельзя было достичь действиями, не связанными с риском.
  • Субъект, допустивший ситуацию, предпринял все надлежащие меры по предупреждению вреда.

Не будет считаться оправданным риск, который связан с угрозой для здоровья или жизни населения, экологической катастрофы, совершением действий во исполнение необоснованных решений ради реализации поставленной задачи любой ценой.

Правомерное поведение

К действиям, вследствие которых был причинен ущерб, но исключающим ответственность, относят:

  1. Необходимую оборону.
  2. Нанесение вреда при задержании преступника.
  3. Крайнюю необходимость.
  4. Причинение вреда вследствие психического/физического воздействия. Если оно исключает возможность руководить своим поведением и осознавать действия.

Вред, причиненный при исполнении приказа

В такой ситуации материальная ответственность военнослужащих исключается. Приказ начальника/командира может быть правомерным или противоправным. Однако вне зависимости от этого военнослужащий освобождается от наказания. Если приказ был противоправным, то санкции не применяются, когда при непосредственном его исполнении субъект не понимал его незаконность.

За возникший ущерб материальную ответственность будет нести сам начальник/командир. Между тем субъект, нанесший вред умышленно при исполнении заведомо для него противоправного приказа, будет наказан на общих основаниях. Данное положение предусматривается в 5 статье 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Классификация наказания

Нормами предусматривается ограниченная и полная материальная ответственность военнослужащих . Последняя возникает в случаях, когда вред нанесен:

  • Субъектом, принявшим имущество под отчет для транспортировки, хранения, пользования, выдачи и прочих целей.
  • Бездействием/действием, содержащим признаки уголовного деяния.
  • Вследствие умышленного уничтожения, хищения, порчи, повреждения, неправомерного расходования либо незаконной эксплуатации ценностей, иных противоправных поведенческих актов, вне зависимости от наличия в них характеристик преступления.
  • Субъектом, находящимся в пьяном виде. При этом речь идет о добровольном приеме не только алкоголя, но и наркотиков и токсических веществ.
  • Умышленными действиями, повлекшими расходы на пребывание в учреждениях здравоохранения пострадавших от них граждан.

Ограниченная ответственность наступает в случае причинения ущерба по неосторожности. К примеру, это может быть вред, связанный с выплатой в/ч неустойки, штрафа за простой судна, вагона, автомобиля, нарушением правил учета, расходования, использования, хранения имущества и пр.

Величина возмещения

Размер материальной ответственности военнослужащих зависит от обстоятельств, при которых возник вред, серьезности нарушения. В случае если действия совершены по неосторожности, величина возмещения не должна превышать:

  1. Одного, двух или трех окладов месячного денежного довольствия, а также 1, 2 или 3 месячных надбавок за выслугу. По этому правилу определяется материальная ответственность военнослужащих по контракту , а также субъектов, призванных на сборы.
  2. 2-х месячных окладов денежного содержания. Такая величина наказания предусматривается для лиц, которые проходят службу по призыву.

Изменение величины взыскания

Оно допускается по решению командира, согласованному с вышестоящим начальством, а также в судебном порядке. Изменение размера взыскания осуществляется в сторону уменьшения. При этом учитываются конкретные обстоятельства происшествия, степень вины, имущественное положение нарушителя.

Величина взыскания не подлежит уменьшению, если вред нанесен вследствие умышленного повреждения, уничтожения, порчи, хищения, незаконного использования либо расходования ценностей или иных противоправных действий вне зависимости от наличия в них признаков уголовного деяния.

Административное расследование

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих » определяет порядок применения взысканий к виновным. В качестве одного из этапов выступает административное расследование. Оно может не выполняться, если причины, по которым возник вред, а также его величина и виновные в его причинении субъекты установлены в ходе проверки, ревизии, следствия или дознания. В других случаях военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности только в соответствии с результатами расследования. На их основании издается приказ либо подается иск в суд.

Цели расследования

Оно назначается для определения причин вреда, его величины и виновных в его возникновении. В процессе расследования должны быть установлены все условия, при которых военнослужащие несут материальную ответственность . Оно назначается немедленно после непосредственного обнаружения вреда.

Длительность расследования – не больше месяца. При необходимости оно может быть продлено не больше чем на 1 мес. Полученные в ходе процедуры результаты должны быть задокументированы. В процессе расследования должны быть даны ответы на такие вопросы:

  • В чем состоит имущественный вред и какова его оценка в денежном выражении?
  • Какие конкретно неправомерные действия привели к его возникновению?
  • Какие нормы, инструкции, уставы, приказы были нарушены субъектом?
  • Ущерб причинен по неосторожности или умышленно?
  • Явились ли причиной вреда бездействия/действия субъекта?
  • Какова степень вины отдельно каждого лица (если их было несколько)?
  • Находился ли виновный субъект при исполнении своих обязанностей?
  • Какие именно обстоятельства способствовали возникновению вреда?

Внесудебный порядок

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в соответствии с письменным приказом командира в/ч. Наказание представляет собой удержание из денежного довольствования величины причиненного ущерба. Такая мера применяется, если размер ущерба составляет не больше 1-го месячного оклада содержания и 1-й надбавки за выслугу. Внесудебный порядок предполагает ряд мероприятий:

  1. После того как начальник был извещен о нанесении имущественного вреда в/ч, он назначает административное расследование.
  2. Командир издает приказ о включении суммы ущерба в книгу по учету недостач.
  3. Начальник знакомит виновного с установленной величиной вреда и правилами его компенсации. При этом военнослужащему разъясняется право возместить ущерб в добровольном порядке.
  4. Командир издает приказ о взыскании установленной суммы путем удержания ее из денежного содержания виновного. Документ должен быть оформлен в течение 2-х недель. Если в течение данного периода приказ не был издан, начальник теряет право привлечь военнослужащего к ответственности.

Судебный порядок

Он применяется, если величина ущерба больше одного месячного оклада денежного довольствия и 1-й надбавки за выслугу. Судебный порядок предполагает оформление иска. Заявление о возмещении вреда, нанесенного командиром в/ч, подается вышестоящим начальником. Иски о привлечении к материальной ответственности военнослужащих и лиц, уволенных со службы, должны рассматриваться военными судами. Удержание из довольствия по принятому решению осуществляется в соответствии с исполнительным листом.

Пределы взыскания

Ежемесячные удержания для компенсации ущерба, нанесенного военнослужащим, производятся по общему правилу в размере 20% от его денежного довольствия. Величина взыскания составляет 50% от содержания, если оно направлено на возмещение вреда, причиненного умышленными действиями, повлекшими расходы на лечение пострадавших в медучреждениях. Если из довольствия осуществляются другие удержания, установленные законодательством, общая их величина не должна быть больше 50% от получаемой военнослужащим суммы.

Дополнительно

Если лицо, причинившее ущерб, уволено с военной службы и не было привлечено к ответственности, взыскание производится в судебном порядке по иску командира. Величина оклада и месячной надбавки определяются на дату выбытия из рядов ВС. При переводе привлеченного к ответственности служащего в другую в/ч, возмещение осуществляется по новому месту в соответствии с записью в денежном аттестате. Если вред третьим лицам был компенсирован в/ч, то она вправе взыскать выплаченную сумму с виновного в порядке регресса.

Заключение

К материальной ответственности не относится обязанность граждан, которые были отчислены из образовательных учреждений военной направленности за неуспеваемость, нежелание обучаться, недисциплинированность, отказались заключить контракты на прохождение службы, а также которые закончили учебу и были уволены до истечения срока службы, возместить потраченные бюджетные средства на их подготовку. Данное положение обуславливается тем, что указанные лица совершили действия, не причинившие реального вреда. Соответственно, к ним нельзя применить правила о назначении денежного взыскания.

fb.ru

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих по контракту: ст 161 ФЗ, договор, за что привлекаются

Вопросы сохранности и рационального использования вверенных работникам активов регулируются отечественным законодательством посредством специальной нормативной базы, которую можно условно обозначить как свод правовых актов, касающихся материальной ответственности.

Что говорит федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих? Кто является материально ответственным лицом в армии? Ответы на эти вопросы, рассмотрим в этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72 . Это быстро и бесплатно !

Расшифровка используемых понятий

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе. В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

(Здесь и далее правовые акты цитируются в вольном изложении – но с непременным сохранением смысловой составляющей первоисточника).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) ущерб иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего. Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – 161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих (в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.).

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная материальная ответственность наступает в случаях:

    При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военнослужащий по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

  1. 1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
  2. 2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  3. 3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
  4. 4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161. Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

  1. 1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.
    В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.
    1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
  2. 2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование». Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военнослужащих, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за:

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Ущерб причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности:

  • материальная ответственность военнослужащих возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение ущерба, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения к ответственности сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора о материальной ответственности военнослужащего. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО. Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Кроме того, договор должен содержать:

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

Субъектный состав (стороны договора). В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности военнослужащих является возмещение ущерба, причиненного государству.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-47-72 (Москва)
+7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)

lawyer-consult.ru

Смотрите так же:

  • Сколько дней рассматривается жалоба по закону Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и […]
  • Закон о семье от 2008 года Семейный кодекс (СК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря […]
  • Ст18 закона рб Товар ненадлежащего качества - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 […]
  • Закон о защите прав потребителей обмена товара Обмен товара - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября […]
  • Изменения в закон о пенсиях лнр Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 […]
  • Закон о бухгалтерском учете и отчетности 2014 Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» 2018 года (N 402-ФЗ редакция 2018) С помощью этого онлайн-сервиса можно. вести бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, налогов и взносов, отправлять отчетность через интернет. 500 рублей в месяц. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ - N 402-ФЗ - устанавливает […]
  • Федеральный закон ст118 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября […]
  • Приказ мвд 280-дсп rastamojka Приказ № 280 О Взаимодействии Сотрудников МВД Правовые основы организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудника полиции. (Фадеев И. А. ) ("Российский следователь", 2014, N 4) Текст документа. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ. 280 «Об […]