Закон не называет субъектов

Закон не называет субъектов

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо, в первую очередь, еще раз обратиться к определению понятия «правотворчество». Итак, правотворчество — это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законодательного процесса. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В каждой стране есть свои особенности этой деятельности. В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются.

Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями.

Только будучи принятым государством, нормативные обобщения приобретают свойства писаного права, становятся общеобязательными и поддерживаются государственным принуждением.

Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности. Законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Нельзя не надеяться, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, все они будут отличаться отменным качеством, будут гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и профессионализма.

Что же касается правотворческой деятельности судов, то акты судов, так или иначе, восполняют пробелы в праве. На данном этапе развития Российского правотворчества, до тех пор, пока не будет полностью обновлено Российское законодательство и систематизированы уже действующие законы, а также устранены противоречия законодательства, правотворческая деятельность судов будет иметь большое значение.

Приложение. Принципы правотворчества.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — 32 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Норма-Инфра, 2000.

Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. 2006, № 3.

Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. I4 декабря.

Архиповцев Н.И. Уголовно-правовое законотворчество: проблемы и перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2004, № 2.

Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика, №7, июль 2000.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. №53 // Экспресс-Закон, август 2000 г., №30

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2003. — 816 с.

Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

Зивс С.Л. Источники права. – М.: «Право», 1981. – 182 с.

Конституционное право. Энциклопедический словарь Отв. редактор С.А. Авакьян. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М) 2000.688 с.

Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология, М.1982.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 512 с.

Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. – М.: Слово, 1997.

Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. – М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. – 312 с.

Теория государства и права / Под ред. Л.И. Спиридонова. – М.: БЕК, 1994. – 328 с

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – 480 с.

Теория государства и права / Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 336 с.

1Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 45-67С.

2Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2003 188-70с.

3Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996

4Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 140-145с.

5Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2003 134-170с.

6Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996

7Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. – М.: Манускрипт, Русь-90, 1996 50-62с.

8Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. 2006, № 3

9Архиповцев Н.И. Уголовно-правовое законотворчество: проблемы и перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2004, № 2

10Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 68-90с.

11Теория государства и права / Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство БЕК, 1995 134-140с.

12Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996

studfiles.net

Законы субъекта не должны противоречить федеральным

Подзаконный акт — удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др. — в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде всего Основным.

Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.

1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить;

В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», образно говоря, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина и субординация (соподчинение).

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.).

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование — принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-то в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, если субъект РФ в пределах своей собственной правовой компетенции издаёт нормативный правовой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства, то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако — обратите внимание — ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете.

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Федерации или указам Президента РФ, то они подлежат. (Закончить фразу предлагаем вам самим.)

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др.

3) третья группа — текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. Это, например, Гражданский кодекс РФ («кодекс» в буквальном смысле — «собрание законов», в современном понимании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в Гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам — Конституции РФ и конституционным федеральным законам.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, ни законам субъектов Федерации, вы вполне аргументированно можете объяснить сами.

В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения — иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Законодательным органом в нашей стране согласно Конституции РФ является Федеральное Собрание. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации — Основной закон.

Таким образом, компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых отношений строится по остаточному принципу. Иными словами, они могут осуществлять свое правотворчество только в той области, которая находится за пределами действия правотворческих полномочий федеральных органов.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Конституции РФ, ТК РФ и иным федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, ч. 6 ст. 5 ТК РФ). Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют оперативно решать вопросы регулирования трудовых отношений. Особенно актуально это в переходный период развития государства.

Особое значение среди рассматриваемых актов имеют акты Минздравсоцразвития России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере труда (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321). При этом иные федеральные органы исполнительной власти также принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Кроме того, все региональные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут ухудшать положение субъектов трудовых отношений по сравнению с установленными федеральными актами или иным образом противоречить им. При этом в региональном законодательстве может быть закреплен более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам, чем предусмотренный в актах федерального уровня, обеспечиваемый за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ также вправе принимать собственные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ, но не урегулированным на федеральном уровне. При этом в такой ситуации принятие федерального закона или иного нормативного правового акта РФ обязывает органы государственной власти субъектов РФ привести изданные ими ранее акты в соответствие с первыми в течение трех месяцев (ст. 3 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ).

Статья 6 ТК РФ четко разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектов на основе принципа раздельного правотворчества в сфере трудовых отношений. Тем самым внесена необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых отношений, и устранена существовавшая конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Такие изменения, на наш взгляд, связаны с конституционным регулированием вопроса о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Дело в том, что согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что регулирование трудовых отношений осуществляется посредством федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).

Несмотря на вышесказанное, в случае возникновения противоречия между законом субъекта РФ и указом Президента РФ (постановлением Правительства РФ, актом федерального органа исполнительной власти), по нашему мнению, приоритет имеет акт федерального уровня, поскольку он принимается на основании и во исполнение федеральных законов, которым не должны противоречить законы субъектов РФ.

В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК РФ). Примером может служить Закон г. Москвы от 22.12.04 № 90.

Таким образом, из буквального толкования приведенных конституционных положений не следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и актам федеральных органов исполнительной власти. Думается, что это послужило основанием для внесения вышеуказанных изменений в ТК РФ.

Постановления Правительства РФ, носящие подзаконный характер, издаются на основании и во исполнениеКонституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. В связи с этим постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, ни указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, ч. 7 ст. 5 ТК РФ). В ряде случаев постановления Правительства РФ принимаются для реализации положений ТК РФ.

Установлено, что по этим предметам ведения (см. комментарий к ст. 71) или, иначе говоря, в этих пределах принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. В данном случае конкретизируются предмет ведения и полномочия Российской Федерации, названные в п. «а» ст. 71 Конституции, приводятся формы важнейших федеральных правовых актов. Кроме названных правовых актов, по этим предметам ведения принимаются: в связи с внесением изменений в Конституцию — особый правовой акт, именуемый «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции»*(394), а также во всех других случаях — указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ (ст. 90, ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103, 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 Конституции).

Комментируемая ч. 5 закрепляет универсальный принцип построения конституционно-правовой системы федеративного государства — верховенство федерального закона по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Коллизии между федеральным и региональным законодательством разрешает Конституционный Суд РФ.

Текст Ст. 76 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

6. Часть 6 ст. 76 закрепляет верховенство регионального закона по предметам исключительного ведения субъектов Федерации. Таким образом, фиксируются гарантии верховенства закона и иного нормативного правового акта субъекта Федерации, принятого им в рамках полномочий собственного правового регулирования (т.е. вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов), в соотношении с федеральным законом.

Статья 76 Конституции России

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. В части 5 комментируемой статьи закрепляется гарантия верховенства федеральных законов на территории Российской Федерации. Одновременно устанавливается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если законы и другие правовые акты субъектов Федерации, а также иные правовые акты, изданные в Российской Федерации, вступают в противоречие с федеральным законом, действует федеральный закон.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Контроль над актами, принятыми субъектом Федерации в порядке ч. 6 комментируемой статьи, находится в компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, проверяющих их на предмет соответствия своей конституции (уставу)*(397), а также судов общей юрисдикции, осуществляющих в установленных пределах нормоконтроль с позиций федерального закона. Конституционный Суд не уполномочен проверять данные законы в порядке абстрактного нормоконтроля (п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции), но он вправе это делать, если подана жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле*(398).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (ч. 1 ст. 108). Путем их издания осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; определяется порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека, порядок деятельности Правительства РФ; устанавливается судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов, порядок созыва Конституционного Собрания (см. комментарии к статьям Конституции).

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет основы федерального правового регулирования по предметам ведения Российской Федерации.

Положения названной части статьи не распространяются на правовое регулирование субъекта Федерации в сфере его совместного ведения с Российской Федерацией — в этом случае сохраняется приоритет федерального закона над законом и иным правовым актом субъекта Федерации.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает — на период действия чрезвычайного положения — возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Статья 5 ТК РФ

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

1 -Согласованными действиями органов государственной власти, работодателей и объединений работодателей

4 -Государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

3 -Согласованными действиями органов государственного управления, работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений

1 -Работодателем по согласованию с представительным органом трудового коллектива

Законы субъекта не должны противоречить федеральным

3 -ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Конституции (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ

2 -Координация деятельности в области охраны труда

2 -ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти

2 -Работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением и в предусмотренных ТК РФ случаях — с учетом мнения представительного органа работников

3 -По вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти, их более высокий уровень требований обеспечивается за счет бюджета субъекта РФ

2 -Согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и объединений работодателей

1 -ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ

2 -По вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти

Юридическая экспертиза и включение в федеральный регистр предусмотрены также для нормативных правовых актов субъектов РФ. Это, в соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации»19, также возложено на Министерство юстиции РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативные правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и завершая актами местных органов власти и управления.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативных правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, а также затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления; а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию подлежат официальному опубликованию.

Законы и подзаконные акты

Федеральный конституционный закон — это нормативный правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, а обязан их подписать и обнародовать (осуществить промульгацию). Федеральный конституционный закон о поправках к главам 3—8 Конституции РФ отличается тем, что вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ).

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Закону присущи следующие признаки: закон является одним из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); имеет особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что: никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные правовые акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Федеральный закон — это нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

o-v-m.ru

Субъекты и объекты страховой деятельности

К участникам страховых отношений Закон о страховании относит страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, страховые организации, общества взаимного страхования, страховых агентов, страховых брокеров, страховых актуариев, федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.

Субъектами страхового дела Закон о страховании называет страховые организации, общества взаимного страхования, страховых агентов и брокеров. Деятельность этих лиц подлежит лицензированию. В число субъектов страхового дела Закон включает также страховых актуариев, подлежащих аттестации.

Определенные требования Закон о страховании предъявляет к наименованию перечисленных участников страхового рынка. Прежде всего, юридические лица, осуществляющие страховые операции, должны в своем наименовании содержать профиль проводимой деятельности. Причем указанным лицам запрещено повторять частично или полностью в своем названии наименования других страховых субъектов.

Сторонами в договоре страхования являются страховщик и страхователь.

В соответствии со ст. 6 Закона о страховании страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в соответствии с установленным порядком.

В компетенцию страховщиков входит оценка страхового риска, получение страховых премий (страховых взносов), формирование страховых резервов, инвестирование активов, определение размера убытков (ущерба), осуществление страховых выплат в виде страхового возмещения и страхового обеспечения, а также иных действий, связанных с исполнением обязательств по договору страхования.

Характерно, что из п. 1 ст. 6 Закона о страховании, определяющего правовой статус страховщиков, в 2003 г. исчезло указание на то, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страхователь – это лицо, участвующее в согласовании условий договора. Другая сторона договора страхования – страхователь. Он вместе со страховщиком участвует в процедуре согласования условий договора. При этом вовсе не обязательно, чтобы защищались интересы самого страхователя; именно страхователь получал страховую выплату; страховой взнос платил именно страхователь; страховой случай произошел со страхователем.

Не наличие страхового интереса, не страховой случай и даже не уплата страхового взноса, а именно участие в согласовании условий договора и только оно делает лицо страхователем. Без его волеизъявления не могут возникнуть страховые отношения. Страхователь пользуется всеми правами стороны в договоре страхования, может назначать выгодоприобретателей и застрахованных лиц и заменять их по определенным правилам. Он является стороной во всех обязательствах, вытекающих из договора страхования, должен выполнять свои обязанности по договору и имеет право требовать выполнения обязанностей от страховщика, в том числе в судебном порядке.

Остальные участники страхового договора – выгодоприобретатель и застрахованное лицо.

Выгодоприобретатель – это лицо, которое не является страхователем, но в пользу которого заключен договор страхования. Он получает страховую выплату. Договор, в котором указан выгодоприобретатель, имеет в гражданском праве название «договор в пользу третьего лица». В договоре страхования, заключенного не в пользу страхователя, а в пользу выгодоприобретателя, этот последний и является третьим лицом в обязательстве страховщика произвести выплату. Выгодоприобретателя назначают для получения страховой выплаты в большинстве случаев стороны договора страхования по своей воле, но иногда закон устанавливает выгодоприобретателя независимо от воли сторон. Например, при страховании ответственности выгодоприобретатели названы законом. Если это ответственность за причинение вреда, то законными выгодоприобретателями являются лица, которым причинен вред. Если это ответственность по договору, то выгодоприобретатель – другая сторона договора, по отношению к которой ответственность возникает. Причем этих выгодоприобретателей стороны договора страхования не могут изменить по своему усмотрению. Даже если в договоре указан другой выгодоприобретатель или он вообще не указан в договоре, это не будет принято во внимание. Существуют такие договоры страхования, в которых не может быть выгодоприобретателей. К ним относятся договоры страхования предпринимательского риска. Если в таком договоре назначен выгодоприобретатель, это не будет приниматься во внимание. Предприниматель может страховать свой риск только в свою пользу.

Застрахованное лицо (застрахованный) – лицо, чьи интересы страхуются, но не являющееся страхователем. Оно, так же как и выгодоприобретатель, не является самостоятельным участником страхования, а назначается сторонами договора и только ими. В отличие от случая с выгодоприобретателем закон не называет застрахованных императивно.

В договорах личного страхования застрахованное лицо может быть назначено в любом случае. Причем возможно назначение застрахованного, как являющегося, так и не являющегося выгодоприобретателем. При этом в законе записано, что в договорах личного страхования назначение выгодоприобретателя, не являющегося застрахованным, возможно только с согласия самого застрахованного, а если согласия нет, то застрахованный автоматически считается выгодоприобретателем.

Страховыми агентами могут быть российские граждане, действующие на страховом рынке на основе гражданско-правового договора, или отечественные юридические лица – коммерческие организации, представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями [1] .

Страховыми брокерами вправе стать российские граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, или отечественные юридические лица – коммерческие организации, представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию страховых услуг (заключению договоров страхования или перестрахования).

Данные лица могут проводить и иную деятельность в сфере страхования, но им запрещено выступать в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика, а также заниматься деятельностью, не связанной со страховой деятельностью.

Страховые актуарии являются российскими гражданами, получившими квалифицированный аттестат и проводящими в соответствии с заключенным со страховщиком трудовым или гражданско-правовым договором деятельность, связанную с расчетом страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценкой его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Под объектами страхования закон понимает имущественные интересы, которые сформулированы отдельно поличному и имущественному страхованию.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

– с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

– причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности:

– с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

– обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхованием гражданской ответственности);

– осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

  • [1] См.: Корчевская Л. Страховые посредники: брокеры и агенты // Закон. 2002. № 2. С. 35.

studme.org

Закон о публично-правовых компаниях: что нового?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

3 июля Президент РФ подписал закон о публично-правовых компаниях, внесенный в Государственную Думу еще в 2013 году. В начале октября закон вступил в силу.

ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ (ППК)?

ППК — новый вид юридических лиц. Из определения, содержащегося в статье 2 закона, следует, что ППК — это унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Для появления ППК нужен специальный закон или указ Президента РФ, устав ППК утверждается Правительством. Такой порядок создания роднит ППК с уже существующими государственными корпорациями и государственными компаниями — кстати, тоже некоммерческими организациями.

Один из вариантов создания ППК предусматривает создание путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация. Закон называет исключение из этого правила: нельзя реорганизовать в ППК такие госкорпорации, как Внешэкономбанк, «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», а также нельзя создавать ППК путем реорганизации в форме преобразования госкорпорации.

В пояснительной записке сказано, что в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ 29 декабря 2010 г. № 6793п-13 существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.

В ППК также предполагалось преобразовать государственные корпорации Внешэкономбанк и «Агентство по страхованию вкладов». Изначально предполагалось, что в ППК будут преобразованы все госкорпорации, однако впоследствии от этого плана отказались. Еще в 2009 году Счетная палата проверила деятельность госкорпораций и пришла к выводу, что «отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества». Тогда же Президент РФ сказал в своем Послании, что форма госкорпораций в современных условиях в целом бесперспективна. Правда, тогда непонятно, зачем создавать иную практически аналогичную форму.

Сейчас в отношении каждой госкорпорации и госкомпании действует отдельный федеральный закон. Устранение недостатков правового регулирования функционирования этих организационно-правовых форм потребовало бы внести изменения в каждый из этих законов, а также подзаконные акты. Правительство РФ пришло к выводу, что нужно создавать унифицированные правила деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющие общие подходы и требования к созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).

Закон о ППК предполагает, что базовые правила для ППК установлены законом, однако в решении о создании ППК могут содержаться дополнительные правила. Так, в решении о создании ППК должны быть отражены следующие сведения: наименование, цели деятельности, функции и полномочия публично-правового характера, место нахождения, разрешенные виды деятельности, источники формирования имущества ППК, порядок распоряжения имуществом, направления расходования средств, в том числе полученных от коммерческой деятельности ППК, порядок формирования органов управления ППК и другие. В решении о создании ППК могут содержаться дополнительные права, не предусмотренные законом. Законом же предусмотрены лишь такие права, как право создавать филиалы и представительства, право создавать другие коммерческие и некоммерческие организации, право быть участником ассоциаций, союзов.

ППК по умолчанию является некоммерческой организацией, то есть получение прибыли не может быть ее основной целью. Однако у ППК есть право заниматься также коммерческой деятельностью, если это предусмотрено решением о ее создании и уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Законами о создании ППК и актами Президента РФ может быть предусмотрено осуществление Президентом РФ отдельных полномочий в отношении ППК.

ОТ КОГО ППК ПОЛУЧИТ ИМУЩЕСТВО?

Закон предусматривает несколько вариантов формирования имущества ППК. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя ППК — Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юрлиц в ППК. Также закон предусматривает в качестве источников добровольные имущественные взносы, доходы от коммерческой деятельности и иные источники.

Имущество переходит в собственность ППК. Часть имущества по решению наблюдательного совета ППК может быть безвозмездно передана в собственность РФ. Интересен механизм, по которому федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени ППК, возмещения убытков, причиненных ППК по вине ее органов управления.

КЕМ УПРАВЛЯЕТСЯ ППК?

С органами управления ППК в целом все стандартно. Высшим органом управления ППК является наблюдательный совет. Председатель и члены ППК назначаются Правительством РФ или Президентом РФ, это определяется в решении о создании ППК. Членами наблюдательного совета могут быть также лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, либо государственные гражданские служащие или муниципальные служащие. Основные стратегические решения принимаются наблюдательным советом. Генеральный директор ППК назначается на должность решением Правительства РФ по представлению председателя наблюдательного совета. Закон расписывает полномочия органов управления ППК.

Важным положением о ППК является обязательность наличия документов планирования деятельности ППК: стратегии развития публично-правовой компании, определяющей основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности ППК на срок не менее пяти лет, и годового финансового плана (бюджета). Данное положение корреспондирует с аналогичными требованиями к госкомпаниям и госкорпорациям иметь долгосрочную программу деятельности и финансовый план.

За эффективностью выполнения стратегии развития следит наблюдательный совет. Закон о ППК также предусматривает помимо аудита создание системы внутреннего контроля. Положения закона о внутреннем контроле, внутреннем аудите и аудите отчетности ППК весьма подробны, в отличие от отдельных законов о госкомпаниях и корпорациях.

Для ППК предусмотрена строгая система отчетности. Годовой отчет публично-правовой компании направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, публикуется в Интернете. Правовых последствий направления отчета в органы власти закон не называет: получается, что отчет направляется просто для информации.

В пояснительной записке к законопроекту о ППК декларировалось, что «законопроект направлен на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний». Однако этому вопросу посвящена всего одна статья, а решение основных вопросов отдается Правительству РФ. Инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается определять в порядке, установленном Правительством РФ.

Вообще, закон содержит целый ряд отсылочных норм к подзаконным актам Правительства РФ, без принятия которых реализация закона будет затруднительной. Однако можно сказать, что закон в принципе не будет работать, пока не будут приняты отдельные законы или указы о создании ППК.
На практике работа ППК будет зависеть не столько от содержания нового закона, сколько от того, кто именно будет управлять компанией и какое имущество будет передано ей.

Важным в новом законе является также определение порядка совершения отдельных видов сделок. Во-первых, уставом ППК может быть предусмотрено обязательное согласование сделки свыше определенного размера, а также по другим критериям. Во-вторых, закон описывает случаи личной заинтересованности в сделке генерального директора или иного лица из руководства ППК. В описанных случаях сделка согласовывается с наблюдательным советом. Кстати, закупка товаров, работ и услуг для нужд ППК будет производиться по специальному закону (223-ФЗ), по которому «отовариваются» госкорпорации и другие юрлица с участием государства.

ЧЕМ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ППК?

В законе сказано, что ППК может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера. Следует помнить о том, что ППК по определению некоммерческие организации, то есть не занимаются извлечением прибыли. Они должны осуществлять свою деятельность в интересах государства и общества. Логично предположить, что ППК будут заниматься примерно тем же, чем сейчас занимаются госкорпорации и госкомпании.

ВЫВОДЫ

1. В отличие от федеральных государственных унитарных предприятий собственность ППК не является государственной, это также роднит ППК с госкорпорациями. Это означает, например, что в случае претензий к Российской Федерации за границей имущество ППК нельзя будет арестовать как государственное.

2. На работников ППК распространяются ограничения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для работников госкорпораций, которые во многом пересекаются с ограничениями для госслужащих. В этом также проявляется публичный характер новой организационно-правовой формы юрлиц.

3. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом (в отличие от акционерного общества с государственным участием).

4. Учитывая изложенные выше отличия ППК от других форм юрлиц с государственным участием, а также строгий контроль деятельности ППК по новому закону, можно сказать, что ППК — весьма защищенная форма использования государственного и иного имущества в публичных целях.

5. Поскольку правительство заявляет о том, что госкорпорации не будут заменены публично-правовыми компаниями, то можно предположить, что в ППК могут реорганизовать акционерные общества, единственным участником которых является Российская Федерация (как, например, РАО РЖД). Однако достоверных сведений о таких планах в отношении акционерных обществ нет. ППК могут быть созданы и не в порядке реорганизации других юрлиц. Так или иначе, пока не будут созданы первые ППК, полная ясность в специфике и назначении нового вида юрлиц вряд ли появится.

rusrand.ru

Смотрите так же:

  • Юристы по жкх вопросам бесплатно Юридическая консультация по вопросам ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по […]
  • Жалоба в жилинспекцию на ук Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Получение гражданства рф вич Получение РВП при наличии ВИЧ-заболевания Проблема такова. Получила свидетельство переселенца в иркутскую область из Казахстана, и приехала на территорию вселения, но здесь выяснила, что больна ВИЧ. Смогу ли я как то получить рвп и гражданство по госпрограмме? И что мне вообще делать в этом случае?. Уехать я с детьми […]
  • Новый закон о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ ст 35 (ред. от 21.07.2014) Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда 1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации […]
  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […]
  • Бесплатные юристы в норильске Консультация юриста онлайн Быстрый ответ — на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Приказ об учете материальных ценностей Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" С изменениями и дополнениями […]
  • Осаго в саратове ленинский район Где купить страховку ОСАГО в Саратове Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать ответственность виновники ДТП пострадавшей стороне в объеме […]