Закон о качестве менеджмент

Просто о системе менеджмента качества

Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК — это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК — это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача — не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Орган по сертификации ЦЭСТ проводит сертификацию системы менеджмента качества (СМК) в системе сертификации ГОСТ Р

СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.

По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).

Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны — это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.

Документ — информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены во врезке. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например «Положения о подразделениях» и «Должностные инструкции».

Документы системы менеджмента качества

  • Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»)
  • Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры
  • Политика в области качества — основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством
  • Процедуры системы качества
  • Руководство по качеству — документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества
  • План качества — документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту
  • Рабочие инструкции, связанные с качеством
  • Контрольные инструкции, связанные с качеством

Ресурсы СМК — все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные и др.).

Таким образом, СМК — это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.

ISO (International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Цель ISO — развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ISO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.

Принцип разработки стандартов ISO довольно прост. Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты (как правило, это производители продукции или услуг, нуждающиеся в их интеграции с другой продукцией или услугами). Эти организации формируют базовые требования к стандарту и передают их своим национальным (но странам) представителям в ISO. В ISO решается вопрос о целесообразности разработки новых стандартов, и после положительного его решения определяется технический комитет, которому предстоит разработать проект стандарта. Проект стандарта рассылается в адрес комитетов членов ISO для изучения и оценки. После положительных итогов голосования он принимается как стандарт ISO.

Что такое ISO 9000?

Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 — семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.

Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 года и затем периодически обновлялся. Он содержал стандарты ISO 9000-9004, а также словарь терминов и определений ISO 8402.

В 1994 году вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает почти 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000). Эта серия широко использовалась до настоящего времени.

Что такое ISO 9000-2008?

ISO 9000-2008 — семейство стандартов, относящихся к качеству и используемых в качестве официальных.

Семейство ISO 9000-2008 состоит из следующих стандартов.

  • ISO 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь» — представляет собой введение в СМК, а также словарь терминов и определений.
  • ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования» — устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель СМК, основанную на процессах (см. рис.).
  • ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

Что нужно сделать для создания эффективной и сертифицированной СМК?

Для создания СМК необходимо выполнить следующие действия:

  • провести аудит действующей системы; o обучить сотрудников;
  • разработать или усовершенствовать действующую СМК;
  • внедрить СМК;
  • сертифицировать СМК;
  • поддерживать эффективность функционирования СМК. Необходимо отметить, что формы выполнения этих этапов всецело зависят от потребностей и интересов предприятия.

Что такое аудит действующей системы?

Аудит существующей системы проводится с целью определения объема работ по доведению системы качества до требований стандартов ISO серии 9000. Аудит, как правило, проводится сертифицированными аудиторами. Ими могут быть внешние консультанты либо специально подготовленные представители предприятия, так называемые внутренние аудиторы. Аудит проводится по специальной методике в форме изучения организационно-распорядительных документов предприятия, собеседований с руководителями верхнего и среднего звена, а также с сотрудниками, работа которых влияет на качество продукции или услуг. По результатам аудита составляется отчет. В отчете описывается, насколько система качества, действующая на предприятии, соответствует требованиям стандартам ISO, имеется ли достаточный опыт документирования процедур системы качества, а также ведение записей о качестве. Отдельный раздел отчета содержит рекомендации по доведению существующей системы качества до уровня требований стандарта ISO серии 9000.

Восемь принципов менеджмента, способствующих достижению целей качества

  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство руководства
  3. Вовлечение сотрудников
  4. Процессный подход
  5. Системный подход к менеджменту
  6. Постоянное улучшение
  7. Принятие решений, основанное на фактах
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Как организовать обучение сотрудников?

Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ISO — обязательный этап создания СМК. Он необходим прежде всего потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддерживать, ни развивать систему. Подготовленный персонал требование стандартов ISO 9000. Обучение персонала может осуществляться несколькими способами.

Что нужно сделать для разработки СМК?

Проектирование (разработка) СМК — это самый трудоемкий процесс создания системы. Чтобы спроектировать СМК, рекомендуется выполнить следующие действия.

  1. На основании «Отчета об анализе существующей системы» разработать план создания системы.
  2. Разработать и утвердить приказ «О совершенствовании системы качества на предприятии».
  3. Разработать и утвердить положение о руководителе проекта.
  4. Разработать и утвердить положение о промоутере.
  5. Разработать и утвердить положение о представителе от руководства по системе качества, описав его ответственность и полномочия.
  6. Определить функции и ответственность постоянно действующей службы системы качества.
  7. Разработать программу реализации проекта.
  8. Разработать матрицу ответственности за реализацию процедур.
  9. Определить и документально зафиксировать ответственность должностных лиц за процедуры или элементы системы качества.
  10. Руководству сформулировать «Политику в области качества».
  11. Разработать процедуры системы качества. Данный процесс, пожалуй, самый трудоемкий. Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса. Для того чтобы сформировать процедуру, необходимо определить правила (алгоритм) выполнения процесса, а затем формализовать их. Процедуры должны не только отвечать стандартам качества, но и быть связанными между собой. Совокупность процедур должна отвечать модели, показанной па рисунке.
  12. Согласовать процедуры между собой и обеспечить их соответствие «Политике в области качества».
  13. В соответствии с процедурами разработать рабочие инструкции.
  14. Сформулировать и формализовать «Руководство но качеству».

В каждом конкретном случае перечень и порядок выполнения работ могут отличаться от приведенного списка.

Как внедрить СМК?

Данный этап, как и предыдущий, характеризуется высокой сложностью. После определения, формализации и утверждения требуемых способов осуществления деятельности их нужно реализовать на практике. Часто разработка и внедрение СМК представляют собой итерационные процедуры: некоторые предлагаемые способы действия сразу же проверяются на практике.

Трудоемкость данного этапа во многом зависит от подготовки персонала. Обученные и компетентные сотрудники способны реализовать процедуры самостоятельно, в противном случае внедрение потребует значительных усилий руководства и консультантов.

Факт внедрения является обязательным для сертификации. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не внедрена и не функционирует в течение 9-12 месяцев.

Что нужно сделать для сертификации СМК?

Перед решением о сертификации СМК целесообразно провести серию внутренних аудитов. Когда руководство будет убеждено, что предприятие сделало все что могло в части подготовки к сертификации, желательно силами консультантов провести предварительный аудит — «генеральную репетицию» сертификационного аудита. Многие предприятия идут по иному пути: заказывают сертификационный аудит с целью определения необходимых доработок, но получают сертификат только после повторного сертификационного аудита, так как первый выявляет большое количество ошибок.

Сертификация проводится, как правило, следующим образом. Вначале аудиторы органа сертификации знакомятся с документацией системы качества предприятия и формируют отчет по итогам этой работы. Затем согласовывается план сертификационного аудита на предприятии и осуществляется сам сертификационный аудит. В случае положительного решения органа сертификации, основанного на результатах проведенного аудита, предприятие получает возможность внести регистрационный взнос и получить желаемый сертификат.

Как обеспечить поддержку эффективного функционирования СМК?

Разработанная система должна правильно функционировать: деятельность и процессы предприятия должны соответствовать разработанным документам СМК. Полученный сертификат действителен только в течение определенного периода времени. Для подтверждения необходимы повторные (полугодовые и годовые) наблюдательные аудиты, а также пересертификация один раз в три года. Для положительного решения аудиторов относительно действующей СМК необходимо показать не только ее работоспособность, но и развитие

Какие организации участвуют в создании и сертификации СМК?

Главное заинтересованное лицо, предприятие-заказчик, участвует на всех этапах создания системы и ее сертификации. Оно определяет состав и степень участия остальных организаций.

Обучающая компания привлекается заказчиком для подготовки внутренних аудиторов и подготовки персонала.

Консультирующая компания может привлекаться заказчиком на всех этапах создания СМК. Единственное, чего не может делать консультирующая компания, это проводить сертификационный аудит (консультанты могут лишь незримо присутствовать при этом).

Орган сертификации — организация, аккредитованная соответствующими инстанциями, занимающаяся сертификацией систем менеджмента качества на соответствие стандартам серии ISO 9000.

В России ведущим органом сертификации традиционно считается ВНИИС-СЕРТ-СК при Всесоюзном научно-исследовательском институте сертификации.

России наиболее активно действуют всемирно известные органы сертификации, аккредитованные для сертификации в большинстве развитых стран: Bureau Veritas Quality International (Франция); Uet Norske Veritas (Норвегия); Lloyd Register (Великобритания); SGS (Швейцария); TUV-CERT (Германия).

Сколько стоит СМК?

Ответ на этот вопрос зависит от большого числа факторов. К ним в первую очередь относятся: размеры предприятия; численность персонала; готовность (эффективность) существующей СМК: сертифицируемые виды деятельности; выбор органа сертификации.

Каждый из этих факторов существенно влиять на следующие составляющие суммарной стоимости:

  • стоимость обучения (консультаций) персонала;
  • стоимость проектирования (разработки) СМК;
  • стоимость внедрения СМК;
  • стоимость сертификации;
  • стоимость наблюдательных аудитов.

Длительность первых курсов (основы и принципы менеджмента качества) составляет 3-7 дней, стоимость — 400-2000 долл.

Существуют хорошие примеры организации обучения, когда консультанты выезжают на предприятие и проводят там семинары отдельно для топ-менеджеров (около трех дней), для руководителей среднего звена (около пяти дней) и для промоутеров (непосредственных разработчиков) СМК (около десяти дней). Стоимость таких занятий — 500-600 долл. в день за консультанта.

Стоимость проектирования и внедрения зависит от того, какую часть работы предприятие готово выполнить само, а какую часть доверяет внешним консультантам. Срок проектирования существенно зависит от размеров предприятия и может составлять от одного до трех месяцев.

Срок внедрения более длителен. По мнению представителей большинства органов сертификации, СМК должна успешно проработать после ее проектирования в течение 9-12 месяцев, и только после этого может быть представлена к сертификации. Поэтому в данный период нецелесообразно постоянное присутствие консультантов на предприятии.

Стоимость сертификационного аудита определяется разными органами сертификации по-разному. В любом случае она зависит от количества дней, проведенных аудиторами на предприятии. Стоимость одного дня работы аудитора составляет 600-1000 долл.

Какие направления деятельности можно сертифицировать?

Для предприятий имеется возможность сертифицировать практически все направления деятельности.

Необходимо отметить, что не подлежит сертификации финансовая сторона деятельности предприятия, так как считается, что она прямым образом не влияет на качество продукции. Однако такая деятельность, как банковские услуги, может сертифицироваться.

Когда предприятия создают СМК?

В России практически не встречаются проекты создания СМК без задачи ее последующей сертификации. Для отечественных предприятий, судя по всему, более важен сам факт получения сертификата, чем использование функциональных возможностей системы. Это объясняется тем, что в большинстве случаев сам сертификат остро востребован рынком: например, заказчик требует сертификат; он нужен, чтобы выиграть крупный тендер и т. д. Часто встречаются разумные компромиссы. Многие руководители понимают, что, создавая действующую систему, нужно извлечь максимальную выгоду из ее функционирования.

В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: поддержка экспорта продукции; стабилизация позиций на отечественном рынке; участие в конкурсах и тендерах; продвижение собственной торговой марки. С уверенностью можно предположить, что уже в недалеком будущем СМК превратится из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке.

Что дает предприятию СМК?

Рассмотрим четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК: прозрачность; управляемость; развитие; конкурентоспособность.

СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна стоить дороже). Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера.

Что можно ожидать от консультантов?

Участие консультантов в процессе создания СМК и ее подготовки к сертификации может обеспечить некоторые дополнительные преимущества, облегчающие достижение целей предприятия.

Некоторые консультанты обеспечивают комплексность создания СМК, понимая под этим дополнительное (по желанию заказчика) выполнение следующих услуг:

  • полный цикл подготовки к сертификации;
  • интеграция с системой управления предприятием, другими автоматизированными системами;
  • услуги по совершенствованию организационной структуры, бизнес-процессов, документооборота.

Некоторые консультанты считают основной характеристикой своей работы сокращение сроков внедрения. Сокращение сроков обеспечивается налаженным и автоматизированным способом проектирования документов СМК, опытом разработки и внедрения систем.

Немаловажное значение имеют связи консультантов и их возможность обеспечить выход на авторитетный орган сертификации.

Некоторые консультанты дополнительно предлагают такую услугу, как поддержка системы соответствующими ИТ-инструментами.

Что делать после сертификации СМК?

После сертификации важно извлечь все выгоды от сертификации и функционирования СМК. Для достижения этих целей, на наш взгляд, будут полезны следующие рекомендации.

  • Руководителям предприятия ни в коем случае нельзя показывать персоналу, что главной целью всей успешно проведенной кампании было получение сертификата. Руководители должны продолжать постоянно контролировать функционирование системы после получения сертификата. Если это условие не будет выполнено, работоспособность СМК будет парализована в самые короткие сроки, и у предприятия может не хватить ресурсов (людских, временных и др.) для ее реабилитации к моменту наблюдательного аудита, который наступит всего-навсего через полгода.
  • Следует не только поддерживать СМК в работоспособном состоянии, но и развивать ее. Необходимо продумать, что еще может дать СМК предприятию, какие функции выполнить. В этом случае предприятие получит все описанные выше преимущества и будет застраховано от неудач при проведении последующих наблюдательных аудитов.
  • Необходимо обеспечить максимально широкое распространение информации о сертификации предприятия, при этом не только среди его заказчиков и поставщиков. Для ее распространения желательно задействовать как можно больше каналов. Такая реклама не может быть лишней: чем она шире, тем выше популярность торговой марки предприятия.

www.russert.ru

Менеджмент качества и основы технического регулирования (вводный курс) (Модуль М1)

Тематический план

Тема 1. Законодательство РФ о техническом регулировании.

Тема 2. Роль системы менеджмента качества, как доказательной базы в технических регламентах.

Тема 3. Основополагающие понятия и определения в области менеджмента качества.

Тема 4. Эволюция менеджмента качества.

Тема 5. Отечественный опыт развития комплексных систем управления качеством.

Тема 6. Всеобщий менеджмент качества – ТQМ.

Сроки обучения:
Документ об окончании:

Удостоверение о повышении квалификации

Руководители и специалисты

Программа предназначена для начальной подготовки менеджеров по качеству, а также повышения квалификации руководящих работников и специалистов хозяйствующих субъектов сферы производства (работ, услуг), занимающихся разработкой, внедрением и подготовкой к сертификации систем менеджмента качества.
Программа может быть полезной специалистам служб качества, отделов технического контроля, испытательных лабораторий и технологических подразделений организаций и предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. В программе предусматривается изложение вопросов применения систем менеджмента качества на предприятиях с различными видами продукции и объемами производства.
В основу программы положено изучение правовых, нормативных, организационных и методических основ разработки, внедрения и оценки систем менеджмента качества предприятий, а также приводятся основные этапы истории развития отечественной и зарубежной науки о качестве. Предусмотрено изучение базовых положений Федерального закона «О техническом регулировании». Особое внимание в программе уделено изложению принципов и методов менеджмента качества, принципам TQM, путям реализации процессного подхода и системных методов управления, а также постоянного улучшения деятельности на основе современных способов анализа и принятия решений.
Разработчики программы: заведующий кафедрой «Менеджмент качества», к.т.н., доцент Новиков В.А.; зам. зав. кафедрой, к.т.н., профессор Зубков Ю.П.; к.т.н., профессор Зекунов А.Г.

В результате обучения специалист будет:
знать:

– основные требования международных стандартов ISO серий 9000 и 14000, стандарты ISO 27001, ISO 10014, ISO 19011, ISO/IEC 17779, OHSAS 18001, SA 8000;

– менеджмент безопасности и социальной ответственности;

– стандартизацию и метрологическое обеспечение в системах менеджмента;

– статистическое управление процессами и качеством продукции (услуг);

– методы, средства и инструменты управления процессами и качеством продукции (услуг);

– принципы аудита интегрированных систем.

– основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления;

– анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию

– сущность, цели и задачи аудита

– основные информационные технологии в управлении качеством;

– методологию оценки качества целенаправленной деятельности различных организационных структур;

– основные тенденции в области совершенствования средств и методов управления качеством;

– системы затрат на качество;

– методологические основы менеджмента, природу и состав функций менеджмента;

– методологию поддержания средств измерений, испытаний и контроля в исправном состоянии;

– современные подходы к организации эффективного маркетинга;

– теоретические основы и современную практику Всеобщего управления качеством;

– правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов.

– анализировать систему менеджмента предприятия на соответствие требованиям стандартов ISO серий 9000 и 14000, стандарты ISO 27001, ISO 10014, ISO 19011, ISO/IEC 17779, OHSAS 18001, SA 8000;

– определять цели, методы и стратегии развития предприятий в области качества,

– организовывать работу службы качества и координировать ее с деятельностью других служб предприятия;

– обосновать бизнес-план и стратегию развития предприятия;

– разработать процессную модель организации на основе требований стандарта ISO 9001;

– проведения внутренних аудитов интегрированных систем менеджмента.

– использовать статистические методы для проведения аудиторских проверок, – работать с системным и программным обеспечением общего направления – вести разработку и внедрение систем менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015

– применять корректирующие мероприятия по исправлению несоответствий; – выступать представителями руководства;

– вести планирование и управление процессами деятельности организационных структур

– документирования интегрированных систем менеджмента;

– проведения внутренних аудитов интегрированных систем менеджмента;

– навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

– информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами

*Знания и навыки соответствуют освоению полного курса по специализации Менеджмент качества

www.asms.ru

Законы менеджмента

Исследование основных законов менеджмента, их взаимодействия и влияния на успешность организации. Отличительные черты основных управленческих законов: закона общности целей, разделения труда, внешнего дополнения, закона инерции, закона экономии времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям.

Слово «менеджмент» означает управление, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных ситуациях.

Менеджмент как наука и сфера деятельности человека создается, действует и развивается на основе собственных законов. Законы менеджмента выступают как основа создания и функционирования организаций. Законы фиксируют единство и общность явлений. Законы менеджмента объективны. Их действие проявляется только в деятельности человека. Законы менеджмента не отрицают сущности и объективного характера экономических законов.

Актуальность данной темы заключается в том, что успех любой организации зависит от знаний законов функционирования организации в целом.

Предметом исследования являются законы менеджмента.

Целью является исследование законов, их взаимодействие и влияние на успешность организации.

Проблемность заключается в целенаправленном использовании законов менеджмента.

Организация как совокупность людей, работающих вместе для достижения общих целей, является экономической категорией. Поэтому существует необходимость использования экономических законов, определяемая объективным характером их действия, в условиях деятельности отдельного человека или производственного коллектива. Экономическое содержание имеют также и законы менеджмента. Действие экономических законов находит свое выражение в существенных сторонах отношений менеджмента. Экономические законы проявляются при формировании механизма и методов управления, а также в результатах деятельности коллектива организации.

Такое проявление является основанием для объединения экономических законов и законов менеджмента, существующего в современной литературе. Современный уровень развития менеджмента показывает, что учет экономических законов в управлении недостаточен для эффективной работы организаций. Менеджмент является специфическим видом трудовой деятельности, отношения и зависимости которого формируются под воздействием собственных законов.

Можно выделить следующие законы менеджмента: закон общности целей, закон разделения труда, закон внешнего дополнения, закон инерции, закон экономии времени.

Его смысл заключается в следующем. Эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели. И, напротив, отсутствие общей цели делает работу людей бессмысленной.

Что лежит в основе этого закона?

В качестве ответа на поставленный вопрос приведем следующие аргументы:

Здравый смысл и элементарные наблюдения действительности согласуются с тем, что люди создают организации и сознательно координируют свою деятельность только для того, чтобы достичь определенного конечного результата, т. е. общей цели. Чем сложнее цель, тем больше людей принимает участие в ее достижении. Эффективным коллективный труд будет тогда, когда полученный результат удовлетворяет потребности каждого из участников. Если полученный результат не удовлетворяет кого-либо из членов организации, то эффективность его труда снижается, или же данный человек прекращает свою работу в коллективной деятельности.

Общая цель является основой создания организации. Именно цель определяет основное направление деятельности организации. Содержание общей цели определяет виды ресурсов, потребляемых организацией, а также функциональные области деятельности (средства и способы достижения цели) работников организации.

Необходимость достижения общей цели при помощи коллективного труда определяет смысл существования менеджмента во всех его проявлениях.

Общая цель определяет степень зависимости организации от внешней среды как источника ресурсов и условий ее деятельности. Формируя общую цель, работники организации вынуждены учитывать возможности внешней среды в обеспечении их необходимыми ресурсами, а также характер их работы в условиях, задаваемых внешней средой. Следовательно, общая цель отражает не только желаемый результат организации, но и условия, при которых она может быть достигнута.

Данный закон по своему содержанию включает предложенный в стандарте «закон соответствия систем целям». В предлагаемом названии закона просматривает некорректность. Система не может существовать без цели. Смысл ее деятельности заключается в достижении целей. Если система не соответствует цели, то она должна перестроится (стать другой системой) или прекратить свое существование.

2. Закон разделения труда.

Этот закон отражает сущность менеджмента как вида деятельности человека, содержание этого закона входит такая категория, как специализация управления.

Какова сущность этого закона?

Цели организации достигаются коллективным трудом. В этом процессе участвует труд как субъекта, так и объекта управления. Их виды деятельности представляют собой результаты процесса разделения и специализации труда. Продуктом процесса разделения труда являются производственные (разделение физического труда) и управленческие функции (разделение умственного творческого труда).

Функциональное разделение труда в организации раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях менеджмента. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс, порождаемый сложности производства и процессов управления организацией. Функции управления как результат разделения и специализации труда менеджера не зависят от организационных форм управления. Содержание функций управления связано с содержанием производства, определяется им и соответствует ему. Содержание самого производства всегда конкретно. Однако сущность функций управления организацией остается неизменной при различных видах производства конкретных продуктов. Функции, в которых раскрывается сущность управления, универсальны, т. е. они описывают любой процесс управления организацией. Содержание видов деятельности (специализация труда) в каждой функции конкретно и определяется содержанием производства. Функциональный вид деятельности наполняется конкретным содержанием в зависимости от специфики объекта управления. При этом сущность функции управления остается одинаковой (общей) и не зависит от специфики объекта управления. В этом проявляется инвариантность и конкретность функций управления. Именно функции, отнесенные к функциональным областям, отвечают на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления в процессе достижения общей цели. Функции управления являются связующей категорией с другими важными категориями науки управления. Будучи объективной основой любых процессов управления, обладая инвариантностью к любым организациям, функция проявляет свое воздействие во всей управленческой деятельности и отражает общие устойчивые отношения людей в производстве. Применение большинства категорий управления предусматривает увязку их с функциями управления.

Каждая функция управления организацией отражает какой-либо конкретный вид управленческой деятельности, но в то же время они объективно взаимообусловлены единым процессом управления и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи.

3. Закон внешнего дополнения.

Сущность данного закона можно сформулировать следующим образом. Любая организация должна обладать потенциалом, способным компенсировать последствия, обусловленные различного рода внешними возмущениями, воздействие которых на организацию не может быть заблаговременно предусмотрено.

Как понимать действие этого закона?

1. Внешнее дополнение следует рассматривать с двух сторон:

— воздействие факторов внешней среды на деятельность организации;

-воздействие вышестоящих уровней управления на нижестоящие уровни внутри самой организации.

Во всякой нормально функционирующей организации внешние и внутренние воздействия находятся в определенной связи: усиление внешнего воздействия соответственно инициирует усиление меры внутреннего воздействия, и наоборот.

Следовательно, развитие организации определяется соотношением и характером внешних и внутренних возмущений, которые нарушают условия нормального ее функционирования. Под воздействием возмущений организация вынуждена совершенствовать свой потенциал. Поскольку возмущения имеют постоянный характер, то и организация должна исповедовать принцип постоянного совершенствования. В силу этого организация приобретает способность сохранять свое основное качество в условиях изменяющейся внешней среды, обеспечивать собственное воспроизводство, преемственность и стабильность.

2. Наличие уровней управления в организации порождает свойство внешнего дополнения. Один уровень управления по отношению к другому представляет собой своеобразную внешнюю среду. В их взаимодействии всегда сохраняются факторы, в достаточной мере не описанные, а значит и не регламентированные. Однако непредсказуемые воздействия одного уровня на другой должны быть управляемыми.Делается это посредством реализации закона внешнего дополнения.

Суть его заключается в том, что на всех уровнях управления организацией воздействие со стороны каждого ее уровня, кроме низшего, должно распространяться непосредственно только на объекты ниже находящегося уровня, а для прочих уровней оно сводится к определению некоторых ограничений, применяемых к деятельности подчиненных объектов. К классу воздействий внутреннего характера относятся формально не отрегулированные отношения, а также все неформальные отношения.

В соответствии с данным законом организация должна обеспечивать свое сохранение в любом случае и в любом виде, т. е. организация может быть реорганизована, но не исчезнет.

Роль менеджеров сводится к трем типам действий:

— эффективному контролю над порядком в организации;

-поддержанию эффективных, направленных на достижение целей, отношений между уровнями управления;

-анализу внешней среды с целью выявления возможных для существования организации угроз и их нейтрализации, а также возможностей и их использования.

В соответствии с этим законом, для эффективной деятельности любой организации, подверженной воздействию разнообразной внешней среды, необходимо, чтобы информация о результатах ее собственных действий передавалась ей как часть той информации, в соответствии с которой она должна продолжать функционировать, сохраняя свои свойства.

Суть этого закона в менеджменте состоит в том, что все организации обладают некоторыми общими признаками.

1. Инерционность организации обеспечивается составом ее элементов и способами их взаимосвязи. Организация по своей структуре представляет собой конечный набор элементов, образующих единое целое и взаимодействующих друг с другом, а также с внешней средой. Особенности, место и назначение каждого элемента определяется собственной целью (подцель общей цели) и способами разделения труда. Элементы в организации относительно автономны и неповторяемые. Относительная автономность элементов определяется их функциями. Именно функции как результат специализации труда придают элементу свойства автономности, одновременно позволяют ему взаимодействовать с несколькими другими элементами и внешней средой.

Свойство взаимодействия служит признаком целостности организации и условием устойчивой целенаправленной ее жизнедеятельности. Внутреннее построение каждого элемента и организации как целого структурного образования есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия внешней среды и существующих в ней функциональных связей и информационных потоков.

Обладая свойством инерционности, каждый элемент, действуя в непосредственной связи с другими элементами, обеспечивает инерционность организации в целом.

2. Связи, которые обеспечивают инерционность организации, образуют прямую и обратную связи.

Прямая связь обслуживает менеджеров в процессе принятия решений, обеспечивая их информацией о состоянии ресурсов, поведении управляемых объектов и состоянии внешней среды. Прямая связь образует вход в организацию.

Обратная связь, несущая информацию о поведении объекта как реакции на воздействие субъекта управления и внешней среды. Она информирует менеджера о степени достижения заданного результата или о необходимости принятия дополнительных действий, если результат не достигнут. Таким образом, обратная связь обеспечивает инерционность организации.

Обратная связь, синтезируя внешние и внутренние возмущения, которые стремятся вывести организацию из состояния равновесия, обеспечивает компенсацию этих возмущений при сохранении ее свойств. Отсюда следует, что с помощью обратной связи организация приобретает способность инерции.

Закон инерции проявляется в деятельности организации в создании ею свойства самоорганизации. Первоосновой самоорганизации является обратная связь. Это свойство создает способность организации самоусовершенствоваться и адаптироваться к условиям внешней среды.

Организации, способные к сохранению своего состояния и повышению меры своей инерции, приводят себя в соответствие с условиями внешней среды. Это происходит благодаря особому типу взаимодействия организации с внешней средой на основе обратных связей.

Таким образом, действие закона инерции обеспечивает организации состояние постоянного совершенствования. Отсюда следует, что закон инерции по характеру своего воздействия на менеджмент поглощает выделяемый в литературе закон постоянного совершенствования и превращает его в принцип.

5. Закон экономии времени.

В менеджменте данный закон связан с производительностью, которая показывает меру использования времени, затраченного на получение результата. Производительность является главным источником экономического роста организации. В современных условиях деятельности организации, в составе производительности первое место занимает экономия живого труда. Следовательно, менеджмент организации должен быть сформирован таким образом, чтобы получение результатов каждым элементом требовало минимального количества времени.

В концептуальном понятии производительность отражает степень реализации организацией своего потенциала. Производительность в наибольшей степени отражает экономию времени, сравнительно показывая, насколько эффективно работает организация:

— как она использует ресурсы;

— какова ее система управления;

-насколько целесообразна ее организационная структура управления;

-какова квалификация ее работников и их мотивация к труду;

-какие технологии и методы работы она использует;

-как организовано ее взаимодействие.

Таким образом, действие закона экономии времени, трансформированного через производительность организации, будет зависеть от менеджмента, т. е. от качества рабочей силы, условий его использования, от соответствия профессиональной структуры, форм организации и мотивации труда.

Безусловно, в сферу менеджмента повышения производительности должны попадать капитал, технология, методы и средства, разработка продукции, качество, а также факторы внешней среды, которые могут способствовать или препятствовать повышению производительности.

менеджмент закон управленческий труд

Менеджмент должен соответствовать требованиям законов. Процесс учета требований этих законов осуществляется через понимание объективности действия законов и творческую деятельность руководства и менеджеров организации.

Понимание руководством действия законов происходит в силу их объективности и независимости от желания человека. Законы, в силу своей объективности, формируют такие отношения, такие существенные внутренние зависимости между элементами организации, которые вынуждают руководителей действовать согласно требованиям законов. Познание действия законов, по сути, имеет принудительный характер.

Творческая деятельность руководства организации проявляется в выявлении форм и порядка действия законов, а также в разработке и использовании механизма их реализации в практике менеджмента.

Каждый закон имеет свои формы воздействия на организацию. Так, закон общности целей проявляется в необходимости определения общей цели (миссии) и формировании системы целей деятельности каждого элемента и организации в целом. Нами было раньше доказано, что без цели не может существовать организация, а менеджмент теряет всякий смысл.

Закон разделения труда определяет необходимость выделения функций, функциональных областей деятельности и процессов управления.

Закон внешнего дополнения вынуждает руководителей организации помнить о факторах внешней среды и реагировать на их воздействие. Этот закон диктует условия, в которых организация должна работать.

Успех деятельности организации определяется не внутренними ее условиями, а тем, насколько она удачно приспособится к своему внешнему окружению. Под действием этого закона руководство организации должно вовремя распознать угрозы, возникающие со стороны внешней среды, и искать максимум выгоды от возможностей, представляемых ею.

Закон инерции проявляется в отношениях, формируемых прямыми и обратными связями, а также критериями гибкости и адаптивности.

Закон экономии времени проявляется, главным образом, в таких формах, как производительность труда, система норм и нормативов, использовании средств и орудий труда и др.

В качестве механизма реализации законов используются производственная, технологическая, управленческая, информационная структуры организации, а также экономические рычаги ее функционирования.

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.:Гардарика, 2007.

2.Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации. М.: Дело,2009.

3.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.

4.Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2010.

5.Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. Модульная программа для менеджеров. Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 2010.

6. Управление организацией: Учебник/ под ред.проф. Б.Милнера и проф. Ф.Лииса. М.: ИНФРА-М, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации. Сущность закона синергии. Реализация синергетического закона. Признаки достижения синергии. Значение закона синергии для оптимизации системы организации. Синергетический эффект.

реферат [18,4 K], добавлен 05.08.2008

Основные и специфические законы организации. Ключевые принципы закона развития. Виды адаптации организации. Стратегии поддержания на высоком уровне или увеличения положительного ресурса организации. Определение закона информированности-упорядоченности.

презентация [3,5 M], добавлен 26.11.2017

Сущность закона Мерфи — принципа, состоящего в том, что если какая-нибудь неприятность может случиться, то она случается. Современная система управления через призму законов Мерфи. Действие законов Мерфи на практике на примере группы компаний «Автоград».

курсовая работа [317,7 K], добавлен 04.10.2010

Понятие закона самосохранения организации, который по важности относится к первому (основополагающему) уровню. Факторы самосохранения и устойчивости организации. Механизм реализации закона самосохранения, формы реагирования организации на его вызовы.

курсовая работа [150,3 K], добавлен 22.11.2013

Определение значения и зависимости организации от действия законов и характеристика законов организации. Подчинение информационной среды закону информированности-упорядоченности. Формулировка и варианты действия закона информированности-упорядоченности.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 23.03.2011

Теоретические и методологические основы законов организации, их классификация. Специфические законы социальной организации. Практическое применение социальных законов в управлении организации. Применение на практике законов синергии и информированности.

курсовая работа [57,4 K], добавлен 16.06.2015

Исследование основных составляющих современного менеджмента. Формирование миссии и целей организации. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Объекты и субъекты налогового менеджмента. Проблемы менеджмента в России и пути их решения.

реферат [184,3 K], добавлен 16.10.2016

Понятие и классификация организаций, их типы, формы, существующие законы и принципы управления. Варианты реализации закона развития. Сравнительное описание и проявление организационного развития на предприятиях ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «Ростелеком».

курсовая работа [524,9 K], добавлен 22.12.2014

Задачи, определяющие необходимость разработки и принятия Закона о генеральной схеме планирования территории Украины. Общие сведения о содержании и структуре Закона. Краткое изложение разделов Закона. Контроль над ходом выполнения Закона.

реферат [122,8 K], добавлен 28.10.2003

Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

реферат [339,0 K], добавлен 09.10.2011

otherreferats.allbest.ru

Форум по менеджменту качества

Правила форума&nbsp&nbsp&nbspВажно для вас&nbsp&nbsp&nbspРассылка&nbsp&nbsp&nbsp

  • Список форумовСтандарты ISO и другиеПрочие стандарты
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

ОСТ — статус как стандарта?

ОСТ — статус как стандарта?

Ксения Панкрушина » 26 авг 2009, 13:55

Может вопрос уже не один раз поднимался — тогда ткните носом

Каким статусом обладают в нашей стране (РФ) отраслевые стандарты? В законе о техрегулировании о таких не упомянуто. К национальным их относить — не отнесёшь. Реально они существуют.

Вопрос: Если предприятие применяет отраслевые стандарты, обязательно ли их внедрение (при разработке/производстве и т.д., ведь их требованиям следуют), если ли такой нормативный/законодательный пункт об обязательном внедрении? Или внедрение ОСТ должно быть «закреплённым» требованием внутренней НД?

Заранее спасибо за ответы!

Re: ОСТ — статус как стандарта?

Александр Воробьёв » 26 авг 2009, 14:56

С 30.06.2003г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 «О стандартизации», который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 — 17):
— национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);
— стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.
Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указжанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.
Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Ксения Панкрушина » 27 авг 2009, 15:09

quality.eup.ru

Смотрите так же:

  • Правила для интерфейса Русский язык для Windows — как скачать и установить В этой статье подробно опишу, как скачать русский язык для Windows 7 и Windows 8 и сделать его языком, используемым по умолчанию. Это может потребоваться, например, если вы загрузили образ ISO с Windows 7 Максимальная или Windows 8 Enterprise бесплатно с […]
  • Реестр сертификатов специалистов Проверка подлинности сертификатов и деклараций соответствия В данном разделе представлены единые реестры сертификатов и деклараций соответствия Таможенного союза, а так же реестр деклараций соответствия ГОСТ Р. Вы можете самостоятельно проверить подлинность и срок действия оформленных разрешительных документов. Так […]
  • Постановление пленума верховного суда рф о причинении вреда здоровью Возмещение вреда здоровью: разъяснения от Верховного суда Верховный суд РФ издал новый документ для судей. Это разъяснения о применении судами норм гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью (Постановление Пленума ВС РФ № 1 от 26 января 2010 […]
  • Человек и закон все выпуски подряд Человек и закон эфир от 25.05.2018 смотреть онлайн бесплатно Подробности: Жанр: тв Съемки проводились: 2018 Ведущий: Алексей Пиманов О тв-шоу: «Человек и закон» является общественно-политической программой, выходящей на экраны с 70-х годов прошлого века. Ведущим шоу на данный момент является Алексей Пиманов, […]
  • Нсг осаго ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО" представитель 634029, г.Томск, ул.Никитина, 20 Представительство Общество с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа-"РОСЭНЕРГО" (ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО") - зарегистрирован по адресу ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО" Контактные данные Адрес фактического местонахождения представителя […]
  • Госпошлина верховного суда российской федерации Госпошлина при подаче жалобы председателю верховного суда рф При подаче жалобы к председателю ВС РФ по выселению из аварийного жилья нужно оплачивать госпошлину и в каком размере? Возможно ли это действия по воспитанию ребенка, главное не просто и просто взять продавцу коммунальные платежи. Обратите внимание на п. 1 […]
  • Уполномоченный по правам человека в рф полномочия Уполномоченный по правам человека в рф полномочия АДРЕС: 103084, Москва, Мясницкая, 47 ТЕЛЕФОНЫ: 207-39-69, 207-19-22, факс 207-39-77 ИНТЕРНЕТ: www.ombudsman.gov.ru E-MAIL: [email protected] ПРИСЯГА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять […]
  • Нотариус м 1905 Нотариус м 1905 г. Москва ул. Климашкина, д. 24 Метро «Улица 1905 года» 10:00—18:00 без обеда Нотариус Сидоров К.Е. Загляните на Главную страницу! Нотариус Москвы Сидоров Кирилл Евгеньевич © 2017 Пользовательское соглашение об использовании персональных данных Наша компания уважительно относится к правам клиента. […]