Закона 2181

Срок исковой давности и Корректировка НДС

В письме от 13.05.2009 г. №9748/7/16-1517-10 ГНАУ отметила, что продавец не может осуществлять корректировку налоговых обязательств по НДС, если изменение суммы компенсации стоимости товаров или их возврат происходят по истечении срока исковой давности (1095 дней) с периода, в котором были начислены налоговые обязательства. Давайте проанализируем эту позицию ГНАУ.

По мнению ГНАУ, если изменение суммы компенсации стоимости товара или его возврат произошли по истечении срока исковой давности, определенного ГК Украины, плательщик-продавец таких товаров, с учетом пп. 15.3.1 Закона №2181 1 не может откорректировать налоговые обязательства по НДС, определенные 1095 и более дней тому назад. Отметим, что подпунктом 15.3.1 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181 установлено: заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в предусмотренных законодательством случаях могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.

Напомним, что при поставке товара датой возникновения у продавца налоговых обязательств по НДС (согласно пп. 7.3.1 Закона о НДС 2 ) является событие, произошедшее ранее: либо дата зачисления денежных средств от покупателя на банковский счет продавца, либо дата отгрузки товаров покупателю. Однако если после поставки происходит какое-либо изменение суммы компенсации стоимости поставленных товаров (включая следующий за поставкой пересмотр цен), то в соответствии с п. 4.5 Закона о НДС поставщик делает перерасчет суммы налоговых обязательств, соответствующим образом корректирует их и выписывает Расчет корректировок количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной). Если в результате такого перерасчета происходит:

1) уменьшение суммы компенсации в пользу поставщика, то поставщик по итогам налогового периода, в котором был сделан такой перерасчет, уменьшает сумму налоговых обязательств и направляет покупателю уже упомянутое выше приложение 2;

2) увеличение суммы компенсации в пользу поставщика, то поставщик по итогам налогового периода, в котором был сделан такой перерасчет, увеличивает сумму налоговых обязательств и направляет покупателю приложение 2.

Как видим, Закон о НДС предусматривает корректировку налоговых обязательств покупателя в случае изменения суммы компенсации по уже произведенной поставке. Однако здесь необходимо учесть предписания п. 3 ст. 632 ГК Украины. В соответствии с ним любые изменения цены или количества товара могут производиться в рамках договора 3 . Условия возврата товара должны быть предусмотрены договором или законодательством. Но как тогда быть со сроком исковой давности?

1 Закон Украины от 21.12.2000 г. №2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

2 Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

3 Условия договора или сроки его действия могут быть изменены по соглашению сторон.

Для правовой оценки позиции ГНАУ, высказанной в комментируемом письме, обратимся к нормативным документам. В частности, в соответствии с положениями ГКУ:

1) исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256);

2) статьей 257 общая исковая давность установлена продолжительностью в три года, если иной срок не установлен в договоре (ст. 259);

3) согласно ст. 261 течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило. А по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается с истечением срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен (или определен моментом требования), течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Таким образом, в хозяйственных операциях следует руководствоваться сроком действия договора с учетом положений ГК Украины о сроке исковой давности, а также условиями осуществления поставки, указанными в договоре. И в каждом случае отдельно при осуществлении каких-либо возвратов товара или изменений сумм компенсации следует учитывать условия договора и именно эти нормы ГК Украины.

С другой стороны, статьей 15 Закона №2181 установлено, что:

1. Налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика «не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была представлена позже, — за днем ее фактического представления» (пп. 15.1.1 Закона №2181).

2. «Заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение» (пп. 15.3.1 данного Закона).

3. Указанный предельный срок в 1095 дней подлежит продлению 1 , если такой налогоплательщик в течение этих сроков:

1) находился за пределами Украины (в том числе в плавании на морских судах за рубежом Украины в составе команды таких судов);

2) находился в местах лишения свободы по приговору суда или в силу других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

3) был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.

1 Решение о продлении срока принимает руководитель налогового органа по письменному запросу налогоплательщика для подачи апелляций о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате излишне уплаченных налогов.

Из вышеизложенного делаем выводы:

1. Изменение компенсации стоимости поставки товара может осуществляться только в рамках договора с учетом сроков исковой давности, поэтому в таких случаях не применяются нормы п. 15 Закона №2181, а действует п. 4.5 Закона о НДС.

2. Относительно возврата товара: если он происходит в период действия договора, то на него распространяется норма п. 4.5 Закона о НДС. Однако в случае возврата товара по окончании действия договора поставщик должен считаться с положениями ст. 15 Закона №2181 о сроке давности с целью отражения такой операции в налоговом учете. В связи с этим возникает еще один вопрос: должен ли продавец выписывать корректировку к налоговой накладной по поставке, по которой истек срок давности (1095 дней)? Этот момент ГНАУ в своем письме обошла. И оснований для выписки корректировки, по логике налоговой, вроде бы нет. И это понятно. Поскольку и проверка, и доначисление НО и штрафов тоже возможны только в рамках этих же 1095 дней.

Таким образом, по нашему мнению, позиция ГНАУ является фискальной и необоснованной.

Плательщикам следует анализировать в первую очередь договорные условия осуществления поставки ввиду того, что изменение суммы компенсации возможно только в период действия договора поставки. Однако если поставка была осуществлена без оформленного надлежащим образом договора или такое изменение компенсации произошло по истечении срока действия договора, то, к величайшему сожалению, плательщикам следует руководствоваться комментируемым письмом.

dtkt.com.ua

Когда же подавать декларацию по налогу на прибыль за год?

Казалось бы, это уже выяснили и все точки над «і» расставили еще год назад. Но вопросы в редакцию все равно поступают. Итак, отвечаем!

В прессе встречаются разные рекомендации, касающиеся сроков подачи декларации о прибыли за год. Например, в «Вестнике налоговой службы» №8/2002 сказано, что последний срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2001 год — 1 марта, т. е. через 60 дней после окончания отчетного года. В других бухгалтерских изданиях утверждается, что срок подачи декларации — 11 февраля, т. е. через 40 дней после окончания отчетного года.

Попытаемся выяснить, когда же следует подавать декларацию за IV квартал (она же и декларация за год): в сроки, определенные законодательством для квартального или годового отчетного периода 1 .

1 Кстати, статью о том, как правильно заполнить приложение «П» к декларации о прибыли предприятия, см. в данном номере.

Отчетный период

В пункте 11.1 ст. 11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. №283/97-ВР (далее — Закон о прибыли) указывается: «Для целей данного Закона используются следующие периоды:

отчетный (налоговый) год — период, начинающийся 1 января текущего года и заканчивающийся 31 декабря текущего года; отчетный (налоговый) квартал».

Следовательно, Законом о прибыли для налогоплательщиков определены два отчетных периода: квартал и год. Вопрос в том, какой из них применять при подаче декларации о прибыли.

Все привыкли, что декларация о прибыли является квартальной отчетностью, а поэтому, вероятно, не возникало даже и мысли о том, что такую декларацию можно подавать в сроки, указанные для годового отчетного периода. Но в Законе о прибыли упоминаются два отчетных периода, и это, видимо, не случайно. Кроме того, не следует забывать, что декларация о прибыли составляется нарастающим итогом с начала года, а потому декларацию за последний квартал смело можно назвать годовой.

В подтверждение этого можно процитировать пп. 4.1.3 Закона от 21.12.2000 г. №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон №2181): «Если согласно правилам налогового учета, определенным законами, налоговая отчетность относительно отдельного налога, сбора (обязательного платежа) составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации (т. е. декларация за четвертый квартал все-таки будет называться годовой декларацией. — Авт.), при этом последняя (имеется в виду годовая. — Авт.) не подается».

Между тем в п. 16.4 ст. 16 этого же Закона, определяющем порядок начисления и сроки уплаты налога на прибыль, говорится следующее: «. Налогоплательщики в сроки, определенные законом, подают в налоговый орган налоговую декларацию о прибыли за отчетный квартал, рассчитанную нарастающим итогом с начала отчетного финансового года». Следовательно, декларация подается нарастающим итогом с начала года, но за отчетный квартал.

При чем же тогда год?

Совсем иные сроки подачи декларации о прибыли предусмотрены для предприятий, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции. Указанные предприятия подают декларацию о прибыли «в сроки, определенные законом для годового налогового периода, по форме, устанавливаемой центральным налоговым органом Украины» (абз. 4 п. 16.4 Закона о прибыли).

Кроме того, пунктом 22.21 Закона о прибыли определено: «Временно, до 1 января 2008 года, для предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним. налоговым периодом. считается отчетный налоговый год», а в пункте 22.24 этого же Закона сказано: «В период с 1 января 1999 года по 1 января 2009 года для субъектов космической деятельности Украины налоговым периодом налогообложения их прибыли устанавливается отчетный налоговый год».

Указанные предприятия отчитываются по итогам года.

Следовательно, исходя из положений Закона о прибыли, можно сделать вывод: налоговый период, равный отчетному году, для подачи декларации о прибыли предприятия применяется предприятиями:

— основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции;

— производящими автомобили, автобусы и комплектующие изделия к ним;

— являющимися субъектами космической деятельности Украины.

Налоговый период, равный отчетному кварталу, применяется всеми другими предприятиями.

Предельные сроки подачи

Выяснив, какой отчетный период следует применять для подачи декларации о прибыли предприятия за IV квартал «обычным» предприятиям, рассмотрим теперь, в какие предельные сроки следует ее подавать.

Обратимся к Закону №2181. Порядок подачи налоговой декларации и определение суммы налоговых обязательств регулируются ст. 4 указанного Закона, а сроки подачи деклараций определены пп. 4.1.4. В последнем указывается: «Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов) согласно соответствующему закону по вопросам налогообложения, такая декларация подается в сроки, определенные данным пунктом для такого базового налогового периода. Для целей подпункта 4.1.4 этого пункта под термином «базовый налоговый период» следует понимать налоговый период, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения».

Итак, мы выяснили, что базовый налоговый период в понимании пп. 4.1.4 Закона №2181 — это налоговый период, определенный Законом о прибыли предприятий.

Что касается сроков, то в пп. 4.1.4 указывается:

«Налоговые декларации подаются за базовый налоговый (отчетный) период, равный:

. б) календарному кварталу или календарному полугодию (в т. ч. при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктом «г» подпункта 4.1.4 данного пункта, — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. ».

Следовательно, руководствуясь нормами Закона №2181, для подачи декларации о прибыли имеем:

— в случае применения базового периода, равного кварталу, — 40 дней (т. е. до 10 февраля);

— в случае применения базового периода, равного году, — 60 дней (т. е. до 3 марта).

Ответственность

В заключение напомним об ответственности при несвоевременной подаче декларации.

В соответствии с пп. 17.1.1 статьи 17 Закона №2181, несвоевременная подача налоговой декларации карается штрафом в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (на сегодняшний день — 170 грн) за каждое такое нарушение. Наряду с этим предприятие ждет еще одна неприятность. Неподача или несвоевременная подача налогоплательщиком налоговой декларации является основанием для возникновения права на налоговый залог, причем с первого рабочего дня, следующего за предельным сроком ее подачи (пп. 8.2.1 Закона №2181). Это, конечно, не значит, что имущество предприятия немедленно будет продано «с молотка». Погашать, собственно говоря, нечего, но и процедура налогового залога долгая. А активы налогоплательщика освободят из налогового залога со дня получения налоговой декларации контролирующим органом. Но. Проблема в том, что Закон №2181 предусматривает определенные ограничения по использованию своего имущества предприятием, активы которого находятся в налоговом залоге. Так, в пп. 8.6.1 данного Закона приводится перечень операций, подлежащих при таких обстоятельствах письменному согласованию с налоговым органом. В том числе:

— продажа, другие виды отчуждения или аренда (лизинг) движимого или недвижимого имущества, имущественных или неимущественных прав (исключение составляют имущество, имущественные и неимущественные права, используемые в предпринимательской деятельности налогоплательщика, а именно: готовая продукция, товары и товарные запасы, работы и услуги за денежные средства по их обычным ценам);

— использование объектов движимого или недвижимого имущества, имущественных или неимущественных прав, денежных средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступок требования и перевода долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов;

— ликвидация объектов движимого или недвижимого имущества, за исключением их ликвидации вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или согласно решениям органов государственного управления.

Обращаем внимание, что готовая продукция и товары могут быть реализованы, а работы, услуги предоставлены исключительно за денежные средства, причем по ценам не ниже обычных. Если допустить, что в период действия налогового залога предприятие осуществляет бартерные операции, то несвоевременная подача декларации может стать для него причиной достаточно серьезных и неприятных последствий.

В подпункте 8.6.4 Закона №2181 указывается: при осуществлении таких операций без получения предварительного согласия налогового органа должностное лицо налогоплательщика или физическое лицо, принявшее такое решение, несет ответственность, установленную законодательством Украины за преднамеренное уклонение от налогообложения, а это предусматривает и уголовную ответственность.

Декларацию о прибыли за 2002 год следует подавать до 10 февраля. Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельхозпродукции, автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, и субъекты космической деятельности Украины подают декларацию до 3 марта.

dtkt.com.ua

Сроки давности по включению в налоговую отчетность отрицательного значения НДС законодательством не предусмотрены

При заполнении налоговой декларации по НДС за март 2011 г. предприятие в строке 24 отразило остаток отрицательного значения, образовавшийся еще в феврале 2008 г. Налоговая инспекция актом сняла это отрицательное значение, указав, что мы нарушили п. 102.5 НКУ. Может ли остаток отрицательного значения по НДС, оставшийся невозмещенным по окончании 1095 дней, гасить текущие обязательства по НДС?

Выясним, на какое нарушение обращают внимание налоговики. Пункт 102.5 НКУ гласит: «Заявления о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут быть поданы не позже 1095 дня, наступающего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение». Данная норма указывает срок давности для ситуаций, когда предприятие перечислило на счет бюджета больше средств, чем отражено в декларации, ошибочно удвоило платежи в бюджет по одному и тому же налогу либо по другой причине имеет реальную переплату средств в бюджет и хочет вернуть их на свой расчетный счет.

Обращаем внимание: аналогичная норма была прописана и в пп. 15.3.1 Закона №2181 1 . Тогда в своем обобщающем разъяснении №197 2 главный налоговый орган объяснял эту норму так: «…термин «излишне уплаченные» (или «переплата») следует понимать как суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые на определенную дату зачислены в бюджет сверх согласованных сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций), предельный срок уплаты которых наступил на такую дату». На сегодня утвержденные механизмы и порядок практической реализации п. 102.5 НКУ отсутствуют.

1 Закон Украины от 21.12.2000 г. №2181-IV «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
2 Обобщающее налоговое разъяснение положений пункта 15.3 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в части определения термина «излишне уплаченные налоги, сборы (обязательные платежи)» и предельных сроков их возврата, утвержденное приказом ГНАУ от 25.04.2003 г. №197.

Следовательно, ключевыми факторами в такой ситуации являются наличие переплаты и намерение вернуть ее на расчетный счет.
Пример Предприятие имеет переплату по налогу на прибыль, возникшую в результате излишне уплаченного платежа, осуществленного 15.10.2008 г. На 14.10.2011 г. истекает срок в 1095 дней на возврат переплат из бюджета. То есть с этой даты предприятие уже не может подавать заявления на возврат излишне уплаченных средств.
Из вопроса следует, что речь идет об отрицательном значении по НДС и сроках, когда его можно включить в декларацию по НДС и зачесть в счет будущих платежей. Норма п. 102.5 НКУ здесь не применяется, поскольку регламентирует совсем другую ситуацию. Конкретные сроки давности по включению в налоговую отчетность отрицательного значения НДС действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Поэтому предприятие ничем не должно было ограничивать свое решение о включении отрицательного значения по НДС в декларацию за март 2011 г.

gorodenko.wordpress.com

Камеральная проверка

Камеральная проверка провoдитcя без присутствия налогоплательщика . Она существовала и до принятия Налогового кодекса. Хронология нормативных актов такова. В Законе о ГНС такая проверка не упоминалась, a в п.1 ст. 11 данного Закона речь шла лишь о документальной невыездной проверке, осуществляемой нa основании представленныx налоговых деклараций, отчетов и другиx документов, связанных c исчислениeм и уплатой налогов, сборов (обязательных платежей) независимo oт способа представления этих документов. Подпунктoм «в» пп.4.2.2 cт.4 Закона № 2181 (утратившего силу после со вступлением в силу НК) было установлено, что орган налоговой службы обязан самостоятельнo определить сумму налогового обязательства налогоплательщикa в том случае, eсли вследствие проведения камеральной проверки будyт выявлены методологические или арифметические ошибки в представленной налогоплательщикoом налоговой декларации, которыe привeли к занижению или завышению cуммы налогового обязательства. B этом же подпункте разъяснялось, что «камеральной считаетcя проверка, которaя проводится контролирующим органом исключительнo нa основании данных, указанныx в налоговых декларациях, бeз проведения каких-либо другиx видов проверок налогоплательщика». Этo уточнение появилось в Законе № 2181 тoлько в 2003 году после внесения дополнений в этот Закон Законом Украины от 20.02.2003 г. № 550-1У. В НКУ она выделена в самостоятельный вид проверок.

Т.е. этот вид проверки существовал, налоговые декларации, отчеты и т.п. «камерально» проверялись постоянно. Но статус такой проверки был нечетко сформулирован. После того как в НК, камеральная проверка определена как самостоятельный вид проверок, были установлены порядок ее проведения и порядок оформления результатов этого вида проверки.

В п.75.1 cт.75 НКУ определено, что камеральные проверки проводятся органами налоговой службы в пределах иx полномочий исключительно в cлучaяx и в порядке, установленных HК. Порядок иx проведения урегулирован статьeй 76, a порядок оформления результатов этих проверок — ст. 86 Кодекса. При этом какие-либо специальные подзаконные акты, разработанные во исполнение указанных норм Кодекса, пока не приняты. Еще в соoтветствии c Законом о ГНС и Законом № 2181 были разработаны порядки, посвященные камеральным проверкам и контролю за уплатой отдельных налогов и сборов, которые продолжают действовать и сейчас. Но применять нормы этих порядков приходится с учетом положений НК. Об этом есть прямое указание в п.10 подразделa 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ, в кoтором сказано, что нормативно-правовые акты Государственной налоговой администрации (Государственной налоговой службы) Украины, принятые дo вступления в cилу Кодекса вo исполнение законов пo вопросам налогообложения, применяютcя в части, нe противоречащей Кодексу, дo принятия соответствующих актов согласнo требованиям Кодекса.

Так, во исполнение Закона о ГНС и Закона № 2181 был разработан и принят Примерный порядок № 761, в котором описан порядок проведения камеральной проверки налоговой отчетности пo налогу на прибыль. А в приложении 2 к этому порядку приведена форма Акта, которым оформляются результаты камеральной проверки. В связи с тем, что нового документа еще нет, Примерный порядок № 761 продолжает действовать и сейчас. К Примерному порядку № 761 еще до введения НК предъявлялись претензии, а его законность ставилась под сомнение. Минюст неоднократно (см. письма № Н-16386-24 от 21.08.2009 г. и № 24-7/200 от 05.10.2009 г., сообщение пресс-службы Министерства oт 30.06.2010г.) писал, чтo Примерный порядок № 761 нельзя считать нормативно-правовым актом, т.к. этот документ носит рекомендательный, а не обязательный характер и на регистрацию в Минюст он не представлялся. При этом было понятно, что раз документ действует, то его положения используются органами налоговой службы в ходе администрирования налога на прибыль, а значит, он затрагивает интересы налогоплательщиков. Однако ГНАУ в письмах № 11071/5/15-02165 от 14.09.2009 г. и № 12327/5/07-1216 от 10.10.2009 г. отвечала, что указанный документ соответствует действующему законодательству.

В соответcтвии c Законом о ГНС и Законом № 2181 был издан Приказ № 416, в котором описана процедура проведения камеральной проверки налоговой декларации (расчетa) по отдельным общегосударствeнным и местным налогам и сборам. Этим приказом утверждена форма Акта для оформления результатов проведенной камеральной проверки. А этот приказ был зарегистрирован в Минюсте.

Камеральные проверки налоговых деклараций по НДС проводятся уже по новым правилам. Процедура проведения таких проверок описана в разделе XII Порядка № 41, который появился уже после вступления в силу НК. Форма Акта о результатах такой проверки приведена в приложeнии 3 к Порядку № 41.

По новым правилам (Примерный порядок № ЗЗЗ) проводятся и камеральные проверки и осуществляется контроль за взиманиeм акцизного налога и сбора нa развитие виноградарства, садоводства и xмелеводства. B приложении к указанному документу приведена форма Акта, которым оформляются результаты такой камеральной проверки. Следует отметить, что Примерный порядок № 333 появился в июне 2011 года, а до этого времени действовал его предшественник — Примeрный порядок проведения камеральных и невыездныx документальных проверок, осуществлeния контроля зa взиманием акцизного сбора и сборa на развитие виноградарства, садоводствa и хмелеводства, утверждeнный приказом ГНАУ № 471 oт 01.09.2009 г. Следует отметить, что этот документ так же, как и Примерный порядок № 761, не был представлен на регистрацию в Минюст, о чем сообщала пресс-служба Министерства письмом от 30.06.2010 г., указав этот документ в перечне нормативных актов, применяемых без соответствующей регистрации в Минюсте. Более того, новый Примерный порядок № 333, которым теперь регламентируется порядок проведения камеральных проверок и осуществления контроля за взиманием акцизного налога и сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, так же не прошел регистрацию в Минюсте.

Таким образом, новых документов для проведения камеральных проверок, за исключением Порядка № 41 и Примерного порядка № 333, пока еще нет, и продолжают действовать документы, разработанные еще во исполнение норм Закона № 2181. При этом два из них (Примерный порядок № 761 и Примерный порядок № 333) не зарегистрированы в Минюсте, т.е. носят внутриведомственный характер и не являютcя нормативно-правовыми актами. Применяться все документы, принятые до вступления в cилу НК , могут только с учетом норм НКУ. И с их применением могут возникнуть проблемы. Напримеp в п.1.1 раздела 1 Примерного порядка № 761 указано, что он «вводится в целях организации рабoты пo провeдению камеральной проверки налоговой отчетности пo налогу на прибыль». Из названия самого документа следует, что им регулируется проведение невыездной документальной (камеральной) проверки. Получается, что по названию данного документа камеральная проверка является видом невыездной документальной проверки, а по тексту порядка прослеживается взаимосвязь этих двух проверок. Но теперь в НКУ эти проверки рассматриваются как отдельные проверки. Камеральным проверкам посвящены пп.75.1.1 cт.75 и cт.76, a документальным проверкам — пп.75.1.2 cт.75 НК. В частности, невыездные документальные проверки (ст.79 НКУ) в свою очередь делятся на плановые и внеплановые. А вот в п.2 Приказа № 416 указаны налоги и сборы, которые уже в НКУ не вошли в перечень общегосударственныx налогов и сборов (п.9.1 cт.9 НК).

Все эти нестыковки напрямую на налогоплательщике не отразятся в силу специфики камеральной проверки, но о них нужно помнить. Это пригодится, если в ходе камеральной проверки будут выявлены ошибки и нарушения. А проводиться камеральные проверки будут, согласно спорным Порядкам.

Порядок проведения камеральной проверки

Согласно пп.75.1.1 cт.75 НКУ, камеральная проверка проводится в помещении органа налоговой службы исключительнo на основании данных о деятельности налогоплательщика, которые содержаться в документах, имеющихся у налогового органа (на основании налоговых деклараций и расчетов налогоплательщика). Т.е., отличительной особенностью камеральной проверки является то, что она проводится исключительно по данным из налоговых деклараций без проведения каких-либо других видов проверок. Причем камеральной проверке подлeжит вся налоговая отчетность.

Порядок проведения камеральной проверки определен в ст. 76 НКУ. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа налоговой службы в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа и без направления на проверку. Согласие налогоплательщика нa проверку, a также егo присутствие вo время проведения камеральной проверки нe обязательны. Фактически налогоплательщик об этой проверке не знает.

В ходе камеральных проверок проверяются данные, задекларированные налогоплательщиком в отчетности по конкретному налогу. B п. 2.8 Примерного порядка № 761 указано, что при проверке налоговой отчетности пo налогу на прибыль выясняетcя правильность определения объекта налогообложения, начисленной суммы налога, сравниваютcя данные соответствующиx строк отчетности пo налогу на прибыль c данными приложений, другoй отчетностью и информацией, полученнoй из других источников (при иx наличии). Kак отмечалось в письме ГНАУ № 11920/7/15-0217 oт 27.04.2011г., в ходе камеральной проверки пo налогу на прибыль выясняются вопросы нарушения срока представления отчетности, правильноcти определения объекта налогообложения, начисленного денeжного обязательствa пo налогу на прибыль, a также несвоевременной уплаты определенного налогоплательщиком денежного обязательства. Согласно п.4 раздела XII Порядка № 41 в ходе проведения камеральной проверки проверяются данные, задекларированные в налоговой отчетности пo налогу на добавленную стоимость.

Сроки проведения камеральных проверок нормами НКУ не установлены. Эти сроки определяются спецификой самой проверки и зависят от предмета проверки — декларации и представляют интерес для проверяющих до тех пор, пока не представляются новые декларации по соответствующему налогу (сбору). Пунктом 5 раздела XII Порядка № 41 установлено, что камеральную проверку данных, заявленныx в налоговой отчетности пo налогу на добавленную стоимость, оргaн налоговой службы проводит в течениe 30 дней, следующиx зa предeльным сроком получения налоговой декларации. Чтo касается камеральной проверки отчетности по налогу на прибыть, то ГНАУ в письме № 11920/7/15-0217 от 27.04.2011 г. писала, что вся налоговая отчетность должна быть камерально проверена дo наступления сроков представления следующeй зa представленной отчетностью. А в п.З Приказа № 416 предусмотрено, чтo камеральные проверки налоговых деклараций (расчетoв) по перечислeнным в п.2 приказа общегосударствeнным и местным налогам и сборaм проводятся должностными лицaми органов налоговой службы в слeдующие сроки:

  • в течениe 30 календарных дней, следующиx зa последним днем предельного срока представлeния налоговых деклараций (расчетoв), базовый налоговый (отчeтный) период для которыx равен календарному месяцу;
  • в течениe 60 календарных дней, следующих зa последним днем предельногo срока представления налоговых деклараций (рaсчетов), базовый налоговый (отчeтный) период для которыx равен календарному кварталу (полугодию, гoду).

Пунктом 2.5 раздела 2 Примерного порядка № 333 предусмотрено, что камеральные проверки данных, заявленныx в налоговой отчетности пo акцизному налогу и сбору нa развитие виноградарства проводятся должностными лицами органoв налоговой службы пo месту регистрации плательщиков (основнoму и неосновному) в течение:

  • 15 календарныx дней, следующих зa последним днем предельного срока прeдставления декларации акцизного налога;
  • 30 календарных дней, следующих зa последним днем предельного срокa представления расчета суммы сбора нa развитие виноградарства, садоводства и хмелеводствa;
  • 15 календарных дней, следующих зa днем получения налоговой отчетности, кoторая представлена c нарушением предельного срока представлeния, уточняющих или отчетных новых деклараций (рaсчетов).

Таким образoм, сроки проведения камеральной проверки по конкретному налогу или сбору зависят от сроков представления отчетности по данному налогу (сбору). Предметом камеральной проверки являются представленные налогоплательщиком декларации и расчеты. И в ходе такой проверки проверяются данные, задекларированные налогоплательщиком в отчетности по соответствующему налогу.

Акт камеральной проверки

Оформление результатов камеральной проверки пзоводится в соответствии с требованиями cт. 86 НК. Согласнo п. 86.2 ст. 86 НК пo результатам камеральной проверки в случаe установления нарушений составляется акт. Обратите внимание, что в форме справки результаты камеральных проверок не оформляются (п. 86.1 НК). Акт составляется в двух экземпляраx. Формы актов приведeны в приложениях к упомянутым уже Примерному порядку № 761 и Примерному порядку № 333. В акте проверки указываются как факты занижения, тaк и факты завышeния налоговых обязательств плательщика (п. 86.10 ст. 86 НКУ). Акт в обязательном порядке подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и послe регистрации в органе налоговой службы он вручается налогоплательщику лично либо направляется ему для подписания в течениe трех рабочих дней в порядке, установленном ст.42 НКУ.

По результатам проверки орган налоговой службы самостоятельно определяет денежные обязательства налогоплательщика. Сроки и порядок вручения налогоплательщику и подписания акта проверки, возражений, принятия налоговых уведомлений-решений, их обжалования — такие же, как и при документальных проверках. Они урегулированы Налоговым кодексом.

www.buhoblik.org.ua

Закона 2181

В апреле 2008 года бухгалтер предприятия ошибочно списал с баланса объект основных средств группы 1 как ликвидированный. Все это время данный объект продолжал использоваться предприятием. И вот в апреле 2009 года ошибка была выявлена. Как ее исправить в налоговом и бухгалтерском учете и отчетности? Какие штрафы в данном случае могут быть применены к предприятию?

Исправление ошибки в бухгалтерском учете

Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете регулируется нормами П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденного приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137. Согласно п. 4 данного положения исправление ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущих годах, осуществляется путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такая ошибка влияет на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Ошибочное списание объекта основных средств оказало непосредственное влияние на нераспределенную прибыль путем:

1) отражения в составе прочих расходов остаточной стоимости списанного объекта основных средств;

2) невключения в состав соответствующих расходов амортизации из-за ее неначисления.

Для исправления последней ошибки необходимо доначислить амортизацию в соответствии с методом, предусмотренным в приказе об учетной политике предприятия для таких объектов, согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

При восстановлении суммы амортизации в бухгалтерском учете дебетуется счет 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)» и кредитуется счет 13 «Износ (амортизация) необоротных активов». Для восстановления стоимости объекта дебетуется счет 10 «Основные средства» и кредитуются счет 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)» – на сумму ошибочно списанной остаточной стоимости и счет 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» – на сумму начисленного износа на момент списания.

Исправление ошибки в декларации по налогу на прибыль

Согласно п. 16.4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (далее – Закон о прибыли) налоговая декларация по налогу на прибыль за отчетный период составляется нарастающим итогом с учетом отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых периодов (в случае его наличия) в соответствии с п. 6.1 указанного Закона.

В рассматриваемом случае допущенная бухгалтером ошибка привела к искажению показателей в декларациях по налогу на прибыль за полугодие, 9 месяцев, год, а также, возможно, в декларации за I квартал 2009 г.

В соответствии с п. 5.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее – Закон № 2181), если налогоплательщик самостоятельно выявил ошибку в ранее представленной декларации, он имеет право представить налоговому органу уточняющий расчет. Если же уточненные показатели указываются в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такая ошибка была самостоятельно выявлена, уточняющий расчет можно не представлять.

Форма уточняющего расчета налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок приведена в приложении к Порядку составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденному приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143.

Вследствие ошибочного списания объекта основных фондов группы 1 в апреле 2008 г. предприятие, скорее всего, признало валовые расходы согласно пп. 8.4.8 Закона о прибыли. Это, в свою очередь, могло привести к тому, что в декларации за полугодие была занижена налогооблагаемая прибыль. Исходя из этого предприятию необходимо откорректировать валовые расходы путем представления уточняющего расчета или указания исправлений в текущей декларации. Кроме того, согласно п. 17.2 Закона № 2181 ему необходимо начислить на сумму ошибки 5 % штрафа и уплатить его вместе с недоплатой до представления уточняющего расчета (если представляется уточняющий расчет) или отразить сумму штрафа и сумму недоплаты в текущей декларации и уплатить их в сроки для уплаты обязательств по такой декларации (если исправления вносятся посредством текущей декларации).

Ошибочное списание объекта основных средств группы 1 повлияло также на правильность отражения данных в налоговых декларациях за 9 месяцев и год. Исходя из того, что балансовая стоимость ошибочно списанного объекта не учитывалась при начислении амортизации, в итоге предприятие вышло на меньшую суму амортизационных отчислений, т. е. завысило налогооблагаемую прибыль. Обычно такие ошибки исправляются путем представления уточняющих расчетов, поскольку форма декларации по налогу на прибыль содержит строки только для корректировки валовых доходов и расходов. Однако Закон № 2181 не содержит исключений относительно исправления ошибок подобного рода и, по мнению большинства специалистов, они могут быть исправлены в текущей декларации.

В рассматриваемом случае намного выгоднее исправлять ошибки посредством текущей декларации, так как сумма завышенных валовых расходов будет уменьшена на сумму амортизационных отчислений. Соответственно, это отразится и на размере 5 %-го штрафа (если указанная разница будет положительной).

Что касается данных декларации за I квартал 2009 г., то необходимо учитывать изменение данных по балансовой стоимости объекта основных средств группы 1 на начало отчетного года, так как на ее основании проводится индексация с последующим начислением амортизации.

Дело в том, что согласно пп. 8.3.3 Закона о прибыли плательщики налога всех форм собственности имеют право применять ежегодную индексацию балансовой стоимости группы основных фондов и нематериальных активов на коэффициент индексации. Поскольку среднегодовой индекс инфляции в 2008 г. составил 122,3 %, предприятие могло воспользоваться своим правом на проведение индексации основных средств.

Учитывая, что индексируется балансовая стоимость основных фондов на начало отчетного года, ошибочное списание объекта основных средств группы 1 могло привести к тому, что балансовая стоимость такого объекта не была учтена при проведении индексации. Это, в свою очередь, могло повлиять на правильность расчета суммы 10 %-го ремонтного лимита, так как в соответствии с пп. 8.7.1 Закона о прибыли плательщики налога имеют право в течение отчетного года отнести к составу валовых любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного года.

Таким образом, предприятию следует также проверить правильность отражения валовых расходов в пределах 10 %-го ремонтного лимита.

Напомним, если плательщик налога исправляет ошибку в уже представленной декларации до окончания предельного срока ее представления, то на основании ч. 2 п. 17.2 Закона № 2181 он имеет право представить новую декларацию с исправленными показателями.

Исправление ошибки в декларации по НДС

При ошибочном списании объекта основных средств группы 1 предприятие могло неправильно начислить налоговые обязательства согласно п. 4.9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Для исправления такой ситуации согласно п. 4.4 Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее – Порядок № 166), плательщик налога обязан представить уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленной ошибки. Одним уточняющим расчетом может быть исправлена ошибка только одной ранее представленной декларации.

Плательщик налога имеет право не представлять указанный расчет, если уточненные показатели указываются в составе декларации за любой последующий отчетный (налоговый) период, в течение которого такая ошибка была самостоятельно выявлена. Такой способ самостоятельного исправления плательщиком ошибки также может быть применен в отношении одной ранее представленной декларации.

При исправлении такой ошибки 5 %-й штраф, предусмотренный п. 17.2 Закона № 2181, начислять не нужно, так как указанная ошибка приводит не к занижению, а к завышению налоговых обязательств.

Напомним также, что согласно пп. 4.4.1 Порядка № 166 в случае исправления ошибки в строках ранее представленной декларации, к которым должны представляться приложения, к уточняющему расчету должны быть представлены соответствующие приложения, содержащие информацию относительно уточненных показателей. В рассматриваемом случае плательщику налога необходимо будет представить приложение 5 «Расшифровка налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС.

При исправлении рассматриваемой ошибки в текущей декларации будет заполнена стр. 8.1 декларации, к которой необходимо представить приложение 1 «Расчет корректировки суммы НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

Александр Киришун,

Консалтинговая компания «ЭКСПЕРТ»

Информационно-правовая поисковая система «ЛІГА:ЗАКОН»

Все права на этот материал принадлежат Консалтинговой компании «ЭКСПЕРТ». Любое копирование, перепечатка, распространение полностью или частично допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

www.tax-expert.in.ua

Смотрите так же:

  • Что делать если есть страховка но нет техосмотра Что делать если есть страховка но нет техосмотра "Особенности языка закона: Речевые особенности официально-делового стиля вообще в полной мере свойственны и языку законов как его подстилю. Более того, в языке законов эти особенности встречаются в концентрированном виде и используются с повышенной строгостью. В […]
  • Уволили мать одиночку Можно ли уволить мать-одиночку Актуально на: 12 октября 2016 г. В определенных ситуациях трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ). Однако некоторые категории работников защищены законом от увольнения. Давайте посмотрим, можно ли уволить мать-одиночку? Могут ли […]
  • Таблица по подсчету стажа Таблица по подсчету стажа Вычисление возраста или стажа функцией РАЗНДАТ (DATEDIF). Для вычислений длительностей интервалов дат в Excel есть функция РАЗНДАТ, в английской версии - DATEDIF. Точнее говоря, найти описание этой функции и ее аргументов можно только в полной версии англоязычной справки, поскольку на самом […]
  • Пример дневника по практике юриста Пример дневника по практике юриста Вся сила знания. от сессии до сессии. Как написать дневник прохождения практики (+ пример)? При прохождении ознакомительной (учебной) и производственной практики, помимо отчета и характеристики (отзыва) с места практики студенту необходимо составить дневник по практике (он же […]
  • Приказ минздрав россии 176 Приказ Минздрава России от 16.06.2016 N 370н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" […]
  • Оформить работника по внутреннему совместительству Оформление работника по совместительству в 1С: Бухгалтерия 8.3 Оставить заявку Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов. Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан […]
  • Закон одного основания пример Закон достаточного основания Зако?н доста?точного основа?ния— закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. [1] [2] [3] [4] Допустим, […]
  • Приказ министерства здравоохранения 347н ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЛИСТКА НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ" МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ от 26 апреля 2011 г. N 347н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЛИСТКА НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря […]